«Листопадничек. И

Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она по­явилась?

Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?

Кого встретил зайчонок во время путешествия?

Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о раз­говоре зайчика с бобрами. Какие роли мы должны распре­делить?

Почему листопадничек остался в хатке бобров?

Как провел зайчонок зиму?

IV. Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Раз-два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Раз-два, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг! - и убежал.

V. Продолжение работы по теме урока

Деление текста на части

Как вы думаете, это рассказ или сказка? {Это сказка о жи­вотных: там животные разговаривают, путешествуют.)

Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план.

План

1. Мечта Листопадничка.

2. Подготовка животных к зиме.

3. Зайчонок в хатке бобров.

4. Пришлось остаться на зиму.

5. За долгую зиму большого страху натерпелся.

6. Наконец-то дома!

(Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.)

Характеристика героя

Выполните задание 7 на с. 67. Запишите ответ в рабочей тетради.

Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расска­жите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали.

VI. Рефлексия

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

За что вы похвалили бы себя?

Что вам захотелось сделать после этого урока?

VII. Подведение итогов урока

Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

Домашнее задание

Придумать продолжение этой истории. Записать ее в тетрадь. Какие еще приключения могли бы произойти с зайчонком?

Урок 89. В. Белов «Малька провинилась»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И. Бе­лова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; при­вивать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рас­сказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пере­сказывать произведение на основе плана; придумывать свои рас­сказы о животных.

Оборудование: выставка книг и портрет В.И. Белова; магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Прочитайте скороговорку способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением и наоборот, замедляя темп, шепо­том, громко, весело, грустно, выразительно, скороговор­кой).

III. Проверка домашнего задания

Расскажите истории, которые вы придумали про приклю­чения зайчонка Листопадничка.

IV. Работа по теме урока

Рассказ о жизни и творчестве В.И. Белова

Из автобиографии

Родился я в октябре 1932 года в Вологодской области, в семье колхоз­ников. Я был у них вторым сыном. Поскольку в то время детей крестьян регистрировали не очень тщательно, то никаких метрических документов на меня не оказалось. День моего рождения также в точности неизвестен. По рассказам родственников и матери, я родился или за неделю до По­крова Богородицы, или неделю спустя.

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «О братьях наших меньших. И.С.Соколов­Микитов
«Листопадничек» (учебник, с.60­67; рабочая тетрадь, с.66­67) 2 часа ». УМК «Школа России»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова­Микитова; обучения читательской самостоятельности,
делению текста на логические законченные части; эмоционально­эстетического воспитания любви к природе; способствовать развитию навыка
беглого, сознательного выразительного чтения; репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умений аргументировать,
анализировать, классифицировать, обобщать
Предметные:
познакомятся с произведением
И. С. Соколова­Микитова
«Листопадничек»;
научатся выделять события,
составляющие основу
художественного произведения;
определять тему
и главную мысль произведения,
пересказывать текст, делить текст
на смысловые части, составлять его
простой план
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему
вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения,
формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной
деятельности;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно
и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную
работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во
внешней речи;
коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства
своей точки зрения; осознают цель своего высказывания
Личностные:
называть произведения, фамилии и
имена писателей, пишущих
о Родине; предлагать формы
и варианты проявления своих
чувств по отношению к своей
Родине
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет И. С.
Соколова­Микитова, выставка книг писателя, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио­ и видеозаписи песен, музыкальных
произведений

Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
Формируемые
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
1
I. Организация
начала урока
2
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок.
Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
– Я желаю вам доброго утра, удачного дня и хорошего настроения. Повернитесь друг
к другу – улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне
II.
Актуализация
опорных
знаний.
1. Проверка
домашнего
задания.
1) Игра
«Доскажи
словечко».
2) Беседа.
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
Проводит игру «Доскажи словечко».
– Мать моя вставала… (рано).
– Мать угостила меня… (чаем с молоком).
– Это угощение решило мою жизнь в… (хорошую) сторону.
– Я начал вставать до… (солнца).
– Потом и в городе я вставал… (рано).
– После чаю я… (ходил на охоту).
– Моя охота была в… (находках).
– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими
сокровищами жизни).
– Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Михаил Пришвин объединил
в этом рассказе?
– Подберите однокоренные слова к слову «Родина». (Народный, родственный,
родня, родные, родимый, род.)
– Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? («Мои молодые друзья!
обучающегося
(осуществляемые
действия)
способы
деятельности
3
4
Сообщают о готовности
к уроку. Определяют
самоготовность
(«настроен ли я слушать
учителя, воспринимать
материал урока»)
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают о
выполненной дома
работе.
Участвуют в игре.
Умеют
слушать в
соответствии с
целевой
установкой,
принимают и
сохраняют
организационн
ые задачи
Выдвигают
гипотезу и
обосновывают
ее.
Осуществляют
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Умеют
слушать в
соответствии
с целевой
установкой.
Принимают
и сохраняют
учебную цель и
задачу.
Дополняют,
уточняют
высказанные

1
2
2. Речевая
разминка
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими
сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо
открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши
водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши
леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку
нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»).
– Прочитайте отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам
показалось, что автор обратился к каждому из них.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное
произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание
читаемого текста.
– Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.
– Прочитайте с утвердительной интонацией.
– Прочитайте с сердитой интонацией.
– Прочитайте с веселой интонацией.
– Прочитайте с ускорением.
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
– Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры,
бобрят, бобриха, бобровый.)
Продолжение табл.
3
4
ния по
существу
полученного
задания
Выполняют речевую
зарядку. Отвечают на
вопросы учителя по
речевой разминке
III. Сообщение
темы урока.
Определение
целей урока
– Отгадайте загадки.
Есть на речках лесорубы
В серебристо­бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры.)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц.)
– Что вы знаете о бобрах?
– Что вы знаете о зайцах?
– Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах? (Сегодня
Обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы
учителя, формулируют
цель урока. По названию
произведения определяют
тематическую и
эмоциональную
направленность текста,
выделяют главных героев.
Под руководством
учителя определяют
задачи чтения
Принимают
и сохраняют
учебную
цель и задачу.
Анализируют,
находят общее
и различия,
делают
выводы.
Осознанно и
произвольно
строят

1
2
будем читать о них.)
– Правильно, главными героями рассказа будут бобры и заяц. Прочитайте тему
урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
Продолжение табл.
3
4
и составляют план чтения речевое
высказывание в
устной форме
Мы познакомимся с…
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем уметь…
Мы сможем поразмышлять…
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение? Как вы думаете, о ком или о чем будет
произведение с таким названием? (Предположения учащихся о том, кого могут
звать Листопадничком.)
– Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом
произведении? Почему?
– Как называют зайцев, родившихся осенью?
У нас в семье большая радость,
Пусть листья падают, летят,
В канавке теплой, под осинкой,
Три листопадничка лежат.
– Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?
– Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?
– Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в
произведении, опираясь только на его название.
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,
ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с
биографией
И. С. Соколова­Микитова
IV. Подготовка
к восприятию
произведе­
Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом
портрета автора произведения (см. ресурсный материал).
– Что вы узнали об авторе?
Слушают рассказ
учителя, рассматривают
фотографии, портрет
автора.
Осуществляют
анализ
объектов

1
2
ния. Знакомство
с биографией
автора
– Когда и где он родился?
– Где он учился?
– Кем работал?
– Как он жил последние годы?
V. Работа над
содержанием
текста.
1. Работа с
толковым
словарем.
Проводит словарную работу.
– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы
по толковому словарю.
Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев
или стеблей тростника, осоки и т. п., скрепленных илом.
Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т. п.
Ходко (разг.) – легко и быстро.
Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования,
сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у
животных.
Охапка – количество чего­либо, которое можно взять, унести, обхватив руками,
рукой.
Мигом – очень быстро.
Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела –
55–95 см, хвоста – 26–55 см, масса – 6–10 кг. Лапы короткие, с плавательными
перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху темно­бурая,
снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и
нежная. Строение ее тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова,
короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех.
Волей­неволей – несмотря на нежелание, вынужденно.
Долговязый (разг.) – очень высокий, худой и нескладный (о человеке).
Плотина – гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток или водоем
для подъема уровня воды.
– Что означают выражения: «золотой лист», «долговязые журавлята», «хороших
тумаков надавал», «как пуля вылетел из воды»?
Продолжение табл.
3
4
Задают вопросы о
творчестве автора
Работают с толковым
словарем.
с опорой на
визуализацию,
выделяют
последователь
ность развития
сюжета
Осуществляют
анализ
произведения.
Осознанно
и произвольно
строят речевое
высказывание в
устной форме,
обосновывают
свое мнение.
Согласовывают
усилия по
решению
учебной
задачи.
Договариваютс
я и приходят к
общему
мнению.
Учитывают
мнение соседа
по парте.
Осуществляют
контроль по
результату

Продолжение табл.
3
4
Прослушивают текст.
Отвечают на вопрос,
определяют жанр
произведения. Отвечают
на вопросы учителя.
Аргументируют свою
точку зрения
1
2. Первичное
чтение
произведения.
3. Беседа по
содержанию
прослушанного
2
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии,
предварительно осуществив целевую установку.
– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравилось ли вам произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, так как
животные разговаривают, путешествуют.).
– Какая эта сказка? (Авторская.)
– Изобразите схему сказки. Вы должны выбрать нужные элементы (см. ресурсный
материал).
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– О ком это произведение?
– В какое время года появились зайчата?
– Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? Кто их так
называет?
– Где живут зайцы?
– Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
– Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему?
– Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
– О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа?
– Какие еще птицы улетают на юг? Почему?
– Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
– Как животные готовятся к зиме?
– Как бобры строили свою плотину?
– Как бобры спасали Листопадничка?
– Как вы считаете, «Листопадничек» – это сказка или рассказ?
– Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек». (Лиса, слон,
осел, антилопа.)

1
VI. Повторное
чтение и анализ
произведения.
1. Повторное
чтение
произведения.
2. Беседа по
содержанию
прочитанного.
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания
произведения.
– Прочитаем рассказ еще раз и подумаем: могло так быть на самом деле? Почему?
2
– Это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, потому что герои­животные
разговаривают, путешествуют.)
– Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
– Как улетали журавли?
– Как вели себя другие звери?
– Кого встретил зайчонок во время путешествия?
– Как провел зайчонок зиму?
– Почему зайчонок остался в хатке бобров?
– Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются?
– Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения?
– Каким вы увидели зайчонка? Какими качествами мы можем наделить маленького
зайчика?
– Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор:
мечтатель, фантазер (мечтает улететь в теплые края);
непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
любознательный (задает вопросы бобрам);
терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
добрый (помогал нянчить бобрят);
заботливый (кормит бобрят);
смелый (научился плавать);
любящий (скучает и вспоминает старую мать­зайчиху и маленьких братьев,
живя в хатке у бобров).
– Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:
трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом
Продолжение табл.
3
4
Читают произведение
по цепочке.
Взаимодействуют с
учителем во время
опроса, осуществляемого
во фронтальном
режиме.
Участвуют в
коллективной беседе и
дискуссии,
корректируют, изменяют
свою точку зрения.
Делают выводы и свои
ответы подтверждают
выдержками из текста
произведения.
Дают характеристику
Листопадничка, сверяя
с образцом.
Дают характеристику
Выразительно
читают.
Понимают на
слух ответы
обучающихся.
Слушают
собеседника.
Строят
понятные для
собеседника
высказывания.
Аргументирую
т свою точку
зрения.
Осуществляют
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулируют
свое мнение
и позицию.
Строят
монологически
е
высказывания.
Адекватно
используют
речевые
средства для
решения
различных
коммуникатив
ных задач.

1
2
Продолжение табл.
3
4
пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);
запасливые (готовят корм на зиму);
гостеприимные (приютили зайца);
заботливые (волнуются за бобрят);
смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);
чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
– Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего
урока. Объясните свой выбор.
бобров, сверяя с
образцом.
Много спать – дела не знать.
Дома и стены помогают.
Всякий кулик свое болото хвалит.
Чужая сторона – дремучий бор.
В гостях хорошо, а дома лучше!
Друзья познаются в беде.
3. Выборочное
чтение.
– Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила
задуматься сказка?
– Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка?
– Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к
слову «храбрый».
– А как вы понимаете слово «отчаянный»?
– Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома.
– Найдите и зачитайте, как жилось зайчику у бобров.
– Найдите и зачитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью?
– Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя?
– Надо дорожить своей
Родиной, любовью
близких. Они главная
опора в жизни.
– «Крепко­крепко»,
«возле матери», «в родном
гнезде».
– Да, не побоялся
трудностей. Смелый,
отважный, мужественный.
– Совершил необдуманный
поступок.
Делают
выводы,
извлекают
информацию
из различных
сточников.
Аргументирую
т свою
позицию.
Планируют
свое действие
в соответ­
ствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации

Разделы: Начальная школа

Цель урока: Развитие читательского учения, такого как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам.

  • Достижение понимания текста на уровне содержания.
  • Достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - "чтение между строк").
  • Ход урока

    1. Организационный момент. Введение в урок.

    На доске запись:

    Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. И так далее по тексту.

    Прочитайте этот отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них.

    Кому из известных вам писателей оно принадлежит?

    Этими словами заканчивает автобиографический рассказ-воспоминание о своём детстве Михаил Пришвин "Моя Родина".

    А почему этот рассказ включён в тему "Люби всё живое?"

    А какую же тайну раскрыл, какое маленькое открытие сделал другой автор, с произведением которого мы сегодня познакомимся.

    2. Работа с текстом до чтения:

    Откройте учебник на странице 60.

    Послушайте стихотворение, которое поможет ещё точнее определить сюжет произведения:

    У нас в семье большая радость
    Пусть листья падают, летят,
    В канавке, тёплой под осинкой
    Три листопадничка лежат.

    Прочитайте с доски про себя, а затем вслух слова: осыпался, родились, называют, смотрели, разгуливают, учатся летать.

    Уточните свои предположения, которые вы сделали, когда не читали эти слова.

    3. Работа с текстом во время чтения:

    Прочитайте про себя текст и проверьте, а так ли вы думали, а оно как вышло?

    Подтвердились ли ваши гипотезы?

    Чтение вслух по абзацам с комментариями 1 часть произведения:

    Когда родились зайчата?

    Как называют их охотники?

    Чем занимались зайчата каждое утро?

    Как понять долговязые журавлята? /высокие, нескладные, худощавые/

    О чём мечтал самый маленький зайчонок?

    Как же можно озаглавить эту часть? /Мечта Листопадничка/

    Чтение 2 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:

    Почему журавли стали собираться к отлёту в тёплые страны?

    Что слышалось зайчатам в крике журавлей?

    Чем же в это время занимались другие звери?

    Как стало в лесу?

    Почему забеспокоились зайчата?

    Что сделала зайчиха мама?

    Как приняли объяснение мамы зайчата?

    А самого маленького зайчонка мама убедила своим ответом?

    Что он сделал?

    Как же можно озаглавить эту часть?/ Подготовка животных к зиме/

    Чтение 3 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:

    Кого встретил зайчонок во время путешествия?

    Чем занимались бобры?

    Что такое плотина? /Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды/

    Какой вопрос при встрече с бобрами задал Листопадничек?

    Какой получил ответ?

    Что такое хатка?

    Найдите ответ на вопрос в словаре в конце книги и прочитайте. Страница 216 учебник.

    Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам?

    Что ответили бобры?

    Что пообещал Листопадничек бобрам?

    А как вы думаете, сможет ли зайчонок научиться плавать?

    Краткое сообщение об устройстве лап, хвоста у бобров.

    Что увидел зайчонок в хатке бобров?

    Ходко - как? /Быстро, скоро/

    Что же произошло с зайчонком?

    Как можно озаглавить эту часть? /Зайчонок в хатке бобров/

    Работа с 4 фрагментом произведения:

    Почему затосковал зайчонок в хатке бобров?

    Какое решение он принял?

    О чём спросили его бобры?

    Что он им ответил?

    Как поступили бобры?

    Почему зайчонку пришлось остаться в хатке бобров на зиму?

    Как восприняли окончательное решение зайчонка бобры?

    Как можно озаглавить эту часть? /Пришлось остаться на зиму!/

    Работа с 5 фрагментом произведения:

    Чем же занимался зайчонок в хатке бобров?

    Что такое охапка? /Количество веток, умещающихся в обхвате рук/

    По силам ли была работа?

    Какой ужин был предложен зайчонку?

    Понравился ли ему этот ужин?

    Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал?

    Прочитайте!

    Кого встретил он у норы?

    Обрадовался ли зайчонок встрече?

    Как вы понимаете слова: не робей? /не трусь/ и тумак? /удар/

    Какие ещё звери наведывались к норе?

    Как относился к гостям Листопадничек?

    Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму?

    Как можно озаглавить 5 часть произведения?

    Работа над 6 фрагментом произведения:

    Что случилось весной на реке?

    Как поступили бобрята?

    А зайчонок?

    Почему же не поплыл наш зайчонок?

    Что предложил ему бобр?

    Вылетел как пуля - это как?

    Что значит волей - неволей?

    Как оказался зайчонок на родном болоте?

    Как приняла зайчонка мать?

    О чём рассказал зайчонок утром своим собратьям?

    А как вы думаете, какой же был зайчонок?

    Характеристика героя произведения:

    Страница 67 учебника задание №7:

    Выберите слова, которые подходят нашему герою.

    /Любознательный, любопытный, смелый, легкомысленный, боязливый, решительный, беспокойный./.

    Дополните свой ответ!

    Как же можно озаглавить эту часть? /Наконец - то дома!/

    4. Работа с текстом после чтения:

    Что он хотел сказать своим читателям? /Гипотезы ребят/

    Работа в группах:

    Что бы совсем точно дать ответ на мой вопрос, поработаем в группах с пословицами.

    Выберите самую точную пословицу к теме нашего произведения.

    Обоснуйте свой ответ.

    Пословицы:

    1. Чья горница, тем и кормится.
    2. Всякий кулик своё болото хвалит.
    3. И крот в своём углу зоркий.
    4. В гостях хорошо, а дома лучше!
    5. На своей улочке и курочка храбра.
    6. В своём болоте и лягушка поёт.
    7. Чьё поле, того и воля.
    8. Рад бы душой, да хлеб - то чужой.

    Дети выбирают самую точную пословицу: В гостях хорошо, а дома лучше!

    Понял ли это зайчонок?

    Родился Иван Сергеевич в 1892 году под городом Калугою. В лесной конторе купцов Коншиных. Его отец работал у этих купцов приказчиком по лесному делу. Мать крестьянка Калужской губернии. Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда! Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась "Заячья газета". Здесь они учились писать друг у друга. В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране. Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

    Давайте ещё раз вернёмся к названию произведения.

    Можно ли его озаглавить иначе? Объясните!

    Почему это произведение вошло в раздел "Люби живое"?

    Посмотрите на 1 иллюстрацию к тексту и найдите в тексте отрывок, который к ней подходит.

    Зачитайте его!

    Найдите отрывок из текста ко 2 иллюстрации.

    Зачитайте его!

    Какие профессии освоили бобры?

    А произведение, которое мы читали рассказ или сказка?

    А понравилась вам сказка?

    А вы хотели бы её продолжить?

    Творческое д/задание.

    Давайте представим, что погостил зайчонок у бобров, не совсем понравилось ему у них. Погостил он дома. И снова решил попутешествовать. Ведь он был очень любознательный! С кем он встретится, у кого погостит, мы узнаем завтра. Это и будет ваше д/задание.

    Продолжите сказку!

    Ребята, сегодняшний наш урок я хочу закончить стихотворением Михаила Дудина "Берегите землю!"

    Берегите землю! Берегите!
    Жаворонка в голубом зените.
    Бабочку на листьях повилики.
    На травинках солнечные блики.
    На камнях играющего краба.
    Над пустыней тень от баобаба.
    Ястреба, парящего над полем.
    Ясный месяц над речным покоем.
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите землю! Берегите!

    Конспект урока литературного чтения
    в 3 классе

    Тема: Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»

    Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. С. Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать связную речь, мышление, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению.

    Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

    Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микитова; презентация; раздаточный материал.

    ХОД УРОКА
    I. Организационный момент
    Эмоциональный настрой на урок
    - Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.
    Прозвенел звонок для нас!Все зашли спокойно в класс,Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнём.
    Урок чтения начнем.
    II. Мотивация к учебной деятельности.
    1. Беседа.
    - О чём мы сегодня будем говорить и читать?
    Пришла без красок и без кисти
    И перекрасила все листья. (Осень)
    - Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).
    - Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад)
    - Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад? (Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный, листва)
    - Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (Высказывания детей)
    - Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? (Линяют, запасают корм, рождают детёнышей)
    - Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?
    Игра «Кто как готовится к зиме?»
    1. Белка, бобр, мыши;
    2. Медведь, ёж, барсук;
    3. Лиса, волк, заяц.
    (I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;
    II группа: животные ложатся в спячку;
    III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).
    - У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Учащиеся высказывают мнения).
    Проблемный вопрос:
    - Как называют зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.)
    У нас в семье большая радостьПусть листья падают, летят,В канавке, тёплой под осинкой Три листопадничка лежат.
    (Зайцев называют листопадничками.)
    - Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)
    - Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».
    - А что вы можете рассказать о зайцах?
    - Какие фразеологизмы и пословицы о зайцах вам известны?
    (Подстреленный заяц недалеко бежит. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь. Убить двух зайцев одним выстрелом. Пуганый заяц и пенька боится. Заяц от лисицы, лягушка от зайца бежит. Заяц самого себя боится. Вор что заяц: и тени своей боится. Родной куст и зайцу дорог.)

    2. Речевая разминка
    - Листопаднички приготовили нам разминку.
    Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.
    Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.
    Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.
    Прочитайте медленно.
    Прочитайте с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).
    Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Сообщения детей.)

    III. Целеполагание.
    - Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением.
    – Что вы интересного узнали о творчестве этого писателя при подготовке домашнего задания? (Выставка книг)
    И.С. Соколов-Микитов (18921975)
    - Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
    - Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич.
    - От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.
    - В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны.
    - В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец».
    - Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.
    - Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.
    - Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям.
    - Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.
    - С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.
    - В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.
    - Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.
    Вопросы – предположения
    Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)
    Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ. (Дети высказывают предположения)
    - Как вы думаете, что могло произойти осенью с этими героями?
    - Назовите тему урока.
    - Определите задачи урока.
    Мы познакомимся
    Мы научимся
    Мы будем учиться

    IV. Изучение нового материала
    1. Словарная работа. Работа с толковым словарем
    - Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.
    Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:
    долговязый – высокий, худощавый, нескладный;
    обглоданные – объеденный;
    робеть -пугаться, стесняться, бояться;
    озяб – замёрз, продрог;
    ходко работают - работают быстро;
    настлано –настелено;
    плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
    запрудили – перегородили реку плотиной;
    хатка – название небольшого дома на Украине;
    кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;
    штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;
    росома
    ·ха хищное млекопитающее семейства куньих;
    выдра вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.

    2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и учащиеся.)
    1 часть – чтение по 1 абзацу.
    - Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
    - Так о чем же эта часть? (О мечте листопадничка.)
    - Что может произойти с зайчонком дальше?

    2 часть – чтение «буксир», выборочное чтение.
    Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?
    - Чего испугался Листопадничек?
    - О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к зиме.)
    - О чем может идти речь после данного фрагмента?

    3 часть – чтение по ролям (автор, зайчонок, бобр.)
    Кого встретил зайчонок во время путешествия?
    - Как мы можем озаглавить 3 часть текста? (Встреча с бобрами.)
    Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить?
    - Как вы думаете, что будет дальше?
    4 часть – чтение за диктором. (Дети вполголоса читают за учителем, копируя его интонацию). Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения (“V” - уже знал, «+»- новое, «-»- думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы)

    Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?
    - Подберите заглавие к этой части. (Зайчонок в хатке бобров.)
    - Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему?

    5 часть – хоровое чтение.
    - Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.
    - Как мы можем озаглавить 5 часть текста? (За долгую зиму страху натерпелся.)
    - Что может произойти с Листопадничком дальше?

    6 часть – самостоятельное жужжащее чтение. Взаимные вопросы.
    - Расскажите, как зайчонок попал на болото.
    - Что стали говорить о нём в лесу?
    - Подберите заглавие к этой части. (Наконец-то дома.)

    3. Беседа по рассказу «Листопадничек»
    - Понравилось ли вам произведение? Чем?
    - К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).
    - Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)
    - Какая эта сказка? (Литературная)
    Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)
    На доске написано несколько названий:
    1.Путешествие зайчонка.
    2.Храбрый зайчик.
    3.Дружба зверей.
    – Прочитайте эти названия, выберите из них одно, наиболее подходящее, по вашему мнению, к прочитанной сказке. Объясните, почему именно этот заголовок соответствует его содержанию.
    – Кто из вас сможет убедить нас в том, что заголовок сказки, выбранный его автором, является самым подходящим? Почему вы так думаете?

    V. Физкультминутка
    VI. Продолжение работы по теме урока
    Анализ литературного произведения
    1. Выборочное чтение с комментарием
    Найдите и прочитайте как Листопадничек ушел из дома.
    Найдите и прочитайте как жилось зайчику у бобров.
    Найдите и прочитайте каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму. О чём он вспоминал?
    Найдите и прочитайте как произошла встреча Листопадничка с матерью.

    2. Чтение – поиск
    - Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.
    - А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.
    -Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.

    3. Характеристика героев
    - Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
    - мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
    - непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
    - любознательный (задаёт вопросы бобрам);
    - терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
    - добрый (помогал нянчить бобрят);
    - заботливый (кормит бобрят);
    - смелый (научился плавать);
    - любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
    - Дайте характеристику бобрам:
    - трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);
    - запасливые (готовят корм на зиму);
    - гостеприимные (приютили зайца);
    - заботливые (волнуются за бобрят);
    - смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);
    - чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).
    4. Работа в группах:
    1 группа: составляет синквейн о зайчике
    (На слайд выносится план работы с синквейном).
    1 – существительное;
    2 – 2 прилагательных;
    3 – 3 глагола;
    4 – ключевое предложение из текста;
    5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)
    Зайчик
    Любознательный, трусливый
    Заботится, боится, ныряет
    Листопадничек познакомился с бобрами.
    Листопадничек.
    2 группа: работа по карточкам
    - Вставьте подходящее слово из текста:
    Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).
    Остался Листопадничек в бобровой (хатке).
    Любят (бобры) чистоту и порядок.
    За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.
    Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).
    Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.

    3 группа: составление плана
    План
    Мечта Листопадничка.
    Подготовка животных к зиме.
    Зайчонок в хатке бобров.
    Пришлось остаться на зиму.
    За долгую зиму страху натерпелся.
    Наконец-то дома.

    5. Просмотр фрагмента мультфильма
    - Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? (Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.)
    - Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму?
    - Я вам предлагаю другой вариант.
    - Какие ещё приключения могли произойти с зайчонком?

    6. Работа с пословицами
    - Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.
    Много спать – дела не знать.
    Дома и стены помогают.
    Всякий кулик своё болото хвалит.
    Чужая сторона – дремучий бор.
    В гостях хорошо, а дома лучше!
    Друзья познаются в беде.
    Сердце матери лучше солнца греет.
    - Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

    VII. Рефлексия
    Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
    За что вы похвалили бы себя?
    Что вам захотелось сделать после этого урока?

    VIII. Итог урока.
    - Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?
    - Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
    - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)
    - Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?
    Домашнее задание, выставление оценок.
    1. Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).
    2. Придумать продолжение этой истории.
    3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.