Листопадничек и с соколов микитов. Соколов-Микитов «Листопадничек
А) Учитель предлагает разгадать кроссворд по произведению И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек». (См. приложение)
Какая эта сказка? (авторская). Кто автор сказки?
Почему вы считаете, что это сказка?
Что в ней вымысел, а что реальность?
Б) Учитель организует словарную работу. (Слайд)
Отведал зайчонок бобрового кушанья.
Отведать –
Я очень озяб.
Зябнуть –
Только ты не робей, зайчонок.
Робеть –
Каждое утро смотрели зайчата, как учатся летать долговязые журавлята.
Долговязый
–
Запрудили бобры речку.
Запрудили
-
Ходко работают бобры.
Ходко
–
Услыхали бобры шум, мигом явились.
Мигом -
Волей – неволей пришлось плыть к берегу самому.
Волей-неволей –
В ) Учитель организует аналитическую работу по тексту. (Слайд)
А) Выборочное чтение
О каком событии говорят эти глаголы? (Подготовке к зиме)
Улетели…
Залегли…
Заснули…
Спрятались…
Прочитайте отрывки , кто как готовится к зиме.
Что страшит зимой животных? Холод или голод?
Как дети могут помочь птицам в голодное время?
Я хочу вам напомнить об одной акции. (Показ слайда , где дети сфотографированы с кормушками, сделанными своими руками.)
Встаньте те ребята, кто сделал и повесил кормушки.
О чём теперь нельзя забывать? (Класть в кормушки корм ).
Г) - Выразительное чтение диалога зайчат и зайчихи
(с. 60).
Все ли зайчатки были одинаковые по характеру?
- Выразительное чтение диалога бобров и зайчика при встрече (с. 61).
Какие вопросы любопытный зайчик задавал бобрам?
Посмотрел зайчик как живут бобры в хатке. Понравилось ли ему?
(Нет, не понравилось)
Почему же он не смог вернуться к себе домой, в светлое тёплое гнездо?
- Чтение по ролям (с. 63)
Д ) Учитель организует работу по выборочному чтению.
Прочитайте , как приходилось зайчонку кормить голодных бобрят (с.64).
Прочитайте о встрече Листопадничка с выдрой.
Прочитайте слова о том, что пришлось натерпеться зайчонку за долгую зиму у бобров?
Прочитайте , как произошла встреча зайчонка с мамой
(с. 66).
Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка? (Обрадовался, прижался, крепко-крепко, возле матери).
Д) Учитель предлагает составить характеристики главных героев произведения. Фронтальная работа.
(Слайд)
Зайчонок
- мечтатель, фантазёр
(мечтает улететь в тёплые края)
- упрямый, непослушный
(убежал из дома, ослушался маму)
- любознательный
(задаёт вопросы бобрам)
- терпеливый
(всю зиму жил в хатке у бобров)
- старательный
(помогал нянчить бобрят, научился плавать)
- иногда пугливый
(испугался страшного зверя в кладовой)
- любящий свою мать и братьев
(скучает и вспоминает, живя в хатке у бобров)
Бобры
- трудолюбивые мастера
(строят плотину, хатку в два этажа; хвостом работают как штукатуры)
- запасливые
(готовят корм на зиму)
- гостеприимные
(приютили зайца)
- заботливые и внимательные
(волнуются за бобрят, помогают зайчику при наводнении)
- смелые
(бобр выгнал выдру из хатки)
- чистоплотные
(бобры прибирают свою хатку)
Е) Учитель организует работу с пословицами.
Обратимся к народной мудрости.
Какие пословицы можно адресовать бобрам? Зайчихе? Зайчонку?
Почему вы так думаете?
Птица рада весне, а дитя - матери.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Материнское терпение всё перетерпит.
Материнская молитва со дня моря вынимает.
Мать кормит детей как земля людей.
Работай до поту, поешь в охоту.
Всякое уменье трудом даётся.
Много спать - дела не знать.
Ж) Учитель организует работу по составлению планов сказки. Работа в парах с самопроверкой по эталону.
Сейчас составим план для пересказа сказки.
Посмотрите, какой план предлагаю я.
Сколько пунктов в моём плане?
Если вы не согласны, исправьте ошибки.
(Работа в парах . Дети должны разложить заголовки в плане по порядку).
Рабочий план: (неверный)
- Мечта Листопадничка.
- Зайчонок в хатке бобров.
- Подготовка животных к зиме.
- Пришлось остаться на зиму.
- Наконец-то дома!
Проверка по эталону.
План
- Мечта Листопадничка.
- Подготовка животных к зиме.
- Зайчонок в хатке бобров.
- Пришлось остаться на зиму.
- За долгую зиму страхов натерпелся.
- Наконец-то дома!
З) Продолжение работы по составлению планов. Работа в группах.
Группы обмениваются своими вариантами планов. Каждая группа должна разложить заголовки по порядку.
План, составленный из вопросов к тексту. (как вариант)
1. О чём мечтал зайчонок?
2. Как животные готовились к зиме?
3. Куда убежал зайчонок из дома?
4. Почему Листопадничек остался у бобров?
5. Какая беда случилась ранней весной у бобров?
6. Как зайчонок вернулся в родное гнездо?
План, составленный из цитат. (как вариант)
- Вот бы и мне так полетать!
- Пришла поздняя осень.
- Возьмите меня в вашу хатку.
- Остался Листопадничек в бобровой хатке.
- За долгую зиму большого страху натерпелся.
- Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.
И) Учитель предлагает пересказать сказку от лица разных героев сказки.
В нашем произведении несколько героев и каждый проживает эту историю по-своему, испытывает свои чувства и переживания.
Постарайтесь рассказать эту историю с различных точек зрения и передайте чувства и переживания своего героя.
От лица зайчонка.(1 группа).
От лица бобров. (2 группа).
От лица мамы-зайчихи. (3 группа) .
(4 группа).
Какому герою вы больше всего сопереживали и почему?
Учитель подводит итог урока.
-В чем по-вашему мнению
главная идея
этого произведения? (Дети не должны убегать из дома, из своей семьи, заставлять страдать свою маму. Надо любить свою родину. Родной дом – главная наша защита. Не зря говорят
: мой дом – моя крепость.)
Выберите самую точную пословицу , которая больше всего подходит к теме нашего урока.
В гостях хорошо, а дома лучше !
Чтобы понять, насколько зайчонку дорого родное гнездо, ему пришлось испытать?
(Попутешествовать, пожить в чужом доме, натерпеться страхов, поработать нянькой у бобров, нырнуть в ледяную воду).
Только разлука и жизнь в тёмной норе бобров позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.
Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?
Если бы вы рекомендовали своему другу прочитать эту сказку о животных, то какие основные достоинства ты бы отметил? - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя ? О чем лично вас заставила задуматься сказка?
(Надо дорожить своей Родиной, своей семьёй, любовью близких. Они - главная опора в жизни.)
И. С. Соколов-Микитов - один из самых талантливых писателей-натуралистов. Сказка «Листопадничек» является частью программы летнего чтения для первоклассников - будущих второклассников. В ней говорится о маленьком зайчонке, который решился сбежать в теплые страны. История эта как понравится маленьким детям, так и пригодится для домашнего чтения в первом классе.
Неспокойный зайчонок
План пересказа «Листопадничка» можно начать с пункта «Знакомство с главным героем». Глубокой осенью у старой зайчихи появилось на свет трое зайчат. Их обычно охотники называют листопадничками, так как рождаются они по осени. Каждое утро малыши наблюдали за тем, как собираются в далекий полет журавли. Обычно время, когда детям задают в качестве домашней работы подготовить план пересказа «Листопадничка», - 3 класс. Это неудивительно, ведь главный герой сказки - малыш-зайчонок. Он выражает желание научиться летать подобно птицам. Но мать велела ему не говорить глупостей.
Настала поздняя осень, лес стал холодным, скучным. «В лесу наступает зима» - так может звучать второй пункт плана пересказа «Листопадничка». Начали собираться в путь журавли. Крики их были слышны над болотом, будто бы они прощались с зайчатами. Лесные звери залегли в спячку, в лесу стало еще более уныло. И зайчата стали жаловаться матери, что замерзнут. Но зайчиха ответила, что это глупости - скоро у них появится теплая зимняя шерстка. Только один младший зайчонок никому не давал покоя. Как-то раз он сказал своим братьям, что побежит за журавлями в далекие теплые края. И отправился в путь.
Встреча с бобрами
Долго бежал зайчик по лесу. И тут он натолкнулся на бобров, строивших плотину. Здесь можно обозначить следующий пункт плана пересказа «Листопадничка». На вопрос о том, зачем они валят деревья, строители ответили: это нужно для того, чтобы заготовить как можно больше корма и выстроить хатку для маленьких бобрят. Зайчонок спросил о том, тепло ли в их хатке в холодное время года. Те ответили, что очень. Зайчонок попросился на зиму к бобрам, и они его приняли.
Невозможность сбежать
В хатке было два этажа. Внизу лежал корм для маленьких бобрят - мягкие ивовые ветви. Сверху было настлано сено для малышей. Когда бобры уже поставили крышу, зайчонок решил и отсюда убежать - ведь в хатке темно и сыро, можно замерзнуть. Когда бобры вернулись, малыш сказал, что не сможет оставаться у них долго, и что ему необходимо ступать дальше в лес. Но оказалось, что выход из хатки бобров - только под водой. И если зайчонок умеет хорошо плавать, то он может выходить. Сунул малыш лапку в воду и ощутил, что она очень холодная. Тогда он сказал бобрам, что придется ему перезимовать у них. Бобры ответили, что он может оставаться и кормить маленьких бобрят, пока сами они будут пилить лес.
Намучился с ними бедный Зайчонок. Когда же, наконец, вечером вернулись бобры, они пригласили гостя ужинать. Зайчонок спросил у трудолюбивых зверей, нет ли у них репки. Но бобры питались только осиновой и ивовой корой. Она показалась маленькому Зайчонку горькой и невкусной.
Опасный гость
Следующий пункт плана пересказа «Листопадничка» можно продолжить происшествием, связанным с опасным гостем бобриной хатки. На следующий день Зайчонок снова стал кормить бобрят. Побежал он в кладовую и заметил, что около двери стоит какой-то страшный зверь. Очень испугался Зайчонок и стал изо всех сил колотить в дверь, чтобы бобры услышали его зов и вернулись. Бобры услыхали и прогнали страшного зверя. Им оказалась злая разбойница Выдра.
Снова отправились бобры на работу. А Зайчонок остался кормить бобрят. Много раз за зиму слышал он, как страшная разбойница подходила к хатке. И постоянно вспоминал малыш свое жилище, старую зайчиху, братьев.
Происшествие на плотине
Школьникам, которым нужно составить план пересказа «Листопадничка», можно продолжить работу пунктом, описывающим разрушение бобриной хатки. Как-то раз, уже ранней весной, на плотине произошла беда. Вода прорвала плотину, построенную зимой бобрами. Старый бобр закричал, чтобы все вставали - разбойница прогрызла хатку. Это происшествие - один из предпоследних моментов в сказке о Зайчике-листопадничке.
Пересказ по плану продолжим описанием действий зверей в катастрофической для них обстановке. А Зайчонку он сказал плыть, иначе тот утонет. Хвост у него со страху стал дрожать. Бобр сказал ему, чтобы садился на его хвост, и Зайчонок послушался. Но вот нырнул зверь под воду, и Зайчонок оторвался от его хвоста. Пришлось до берега добираться ему самостоятельно. Вышел он на берег, отряхнулся и со всех ног помчался в родное гнездо. Там старая зайчиха спала с его братьями в теплом, уютном гнездышке.
Счастливый конец
Обрадовался малыш, прижался к своей матери. Та спросонья его не узнала. Когда она поняла, что это Листопадничек, то облизала его и положила спать. Крепко заснул малыш. А наутро все обитатели болота собрались послушать историю отважного Листопадничка. Он поведал слушателям, как познакомился с бобрами и как научил его старик плавать и нырять. С тех времен прослыл Листопадничек на всю округу самым смелым зайцем.
Соколов-Микитов, «Листопадничек»: план пересказа
Рассмотрим еще один вариант плана, который может быть составлен для данного произведения.
- Рождение зайчат.
- Желание Листопадичка отправиться в далекие края.
- Лес засыпает.
- Начало путешествия Листопадичка: знакомство с семейством бобров.
- Жизнь главного героя в бобриной хатке.
- Столкновение с опасностью.
- Плотину прорвало.
- Возвращение домой.
- Чем мне понравилось произведение.
Характеристика главного героя
Прочесть краткое содержание сказки, описанное в статье, будет интересно и взрослому, и ребенку. После этого составить план пересказа о Зайчике-листопадничке не составит труда. Свой ответ на уроке можно дополнить и краткой характеристикой главного героя - это поможет получить на занятии более высокую оценку. При желании можно добавить и такой пункт в план своего выступления. Главная черта, присущая Листопадничку - это любопытство. Он не боится внешнего мира, смело отправляясь в путешествие. Несмотря на то что обиталище трудолюбивых зверей не подходит малышу, Зайчонок не испытывает страха и во время знакомства с бобрами, поселении в их хатку.
Но нужно заметить, что все-таки Листопадничек боязлив. В самом начале произведения он боится, что замерзнет зимой. Его успокаивает только старая зайчиха, которая говорит о том, что у всех представителей их породы вырастает теплая шерстка, защищающая от холодов. В конце сказки Листопадничек получает славу самого смелого зайца, ведь с помощью старого бобра он научился плавать и нырять. Также главный герой сказки отличается самостоятельностью. Он кормит маленьких бобрят, пока их родители занимаются работой. Но это дается ему нелегко. В сказке описано, что главный герой намучился, таская ветви.
Вопросы школьнику для размышления
Чтение сказки будет полезно как самым маленьким слушателям, так и тем деткам, которые уже посещают школу. Сказка учит ребят дорожить своей «малой родиной». Для размышления над произведением маленьким школьникам можно задать несколько вопросов. Например, к какому жанру относится «Листопадичек» - рассказ или сказка? Жалел ли маленький зайчонок о том, что с ним приключилось? Узнал ли Листопадичек в процессе своего путешествия что-то новое, интересное? Можно задать школьнику и такой вопрос: стоит ли отказываться от своей мечты в пользу уюта, определенности и безопасности?
Перед тем как составить план по рассказу "Листопадничек" автор которого Иван Сергеевич Соколов-Микитов, Вам нужно очень внимательно прочитать рассказ и выделить в рассказе самые яркие события, которые произошли с главным героем.
Читаете рассказ
Вы узнали, что в произведение главный герой самый маленький зайчонок, которого зовут Листопадничек. С приходом холодов все звери спрятались в норы, птицы улетели в теплые края и зайчонок очень испугался, что зимой в лесу он замерзнет.
В лесу стало скучно и решил он убежать за журавлями в теплые страны. По дороге ему встретились бобры, которые строили на речке плотину, чтобы со своими маленькими бобрятами пережить холодную зиму. Бобры сказали зайчонку, что в ихней хатке зимой очень тепло и зайчонок попросился у них остаться перезимовать.
Но вскоре ему не понравилось жить в хатке у бобров, и он решил уйти домой к себе в теплое гнездышко. Бобры его отпустили, но выход был под водой, так как зайчонок не умел плавать и нырять ему пришлось остаться. Всю зиму он был нянькой для маленьких бобрят и кормил их ивовыми мягкими веточками.
Ранней весной прорвала вода плотину бобров и стала заливать хатку. Бобру пришлось очень быстро учить зайчонка плавать и нырять, чтобы успешно он добрался до берега. Оказавшись на берегу реки, зайчонок быстро побежал домой на родное болото. После того как он выспался в теплом гнездышке возле мамы он рассказал своим братьям и сестрам о своих приключениях.
- Анализируете прочитанный рассказ и выделяете самые главные события, которые произошли с зайчонком.
- Сделав выводы можете приступить к написанию плана.
- Постарайтесь в план включить все истории, которые произошли в лесу с зайчонком-листопадничком.
- Составляете план.
Составляем план к рассказу "Листопадничек"
1. Страх зайчонка замерзнуть зимой в лесу.
2. Побег зайчонка за журавлями в теплые страны.
3. Зимовье зайчонка в хатке бобров.
4. Неудавшиеся попытка вернуться домой в лес к маме зайчихе.
5. Спасение зайчонка-листопадничка.
6. Возвращение домой зайчонка к маме, братьям и сестрам.
Конспект урока внеклассного чтения, 2 класс Иван Сергеевич Соколов-Микитов "Листопадничек"
Гусева Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского», г. ЕвпаторияОписание: конспект урока внеклассного чтения для учащихся 2 класса по теме Иван Сергеевич Соколов-Микитов "Листопадничек".
Задания адаптированы к возрасту учащихся, требования ФГОС, информация позволяет закрепить знания учащихся по прочитанному произведению. Данный материал будет полезен учителям начальных классов.
Цель: обобщить и закрепить знания по произведении. «Листопадничек»
Задачи:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова и его произведением “Листопадничек”;
-формировать навыки осмысленного чтения;
-учить умению высказывать свои мысли;
-расширять и активизировать словарный запас;
-развивать речь, мышление, творческую активность;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
-воспитывать интерес к произведениям о природе.
Оборудование урока:
раздаточный материал с домашним заданием, проектор, презентация, выставка книг И. С, Соколова-Микитова, рисунки детей, мультфильм.
Предварительная работа
(раздаточный материал предоставляется учащимся за недель до урока)
Задания по сказке И. Соколова–Микитова «Листопадничек»
1. Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Нарисуй главного героя рассказа
3. Подумай над вопросами
– Что понравилось в сказке?
– Каким был заяц в начале сказки, а каким стал в конце?
4. Объясни значение слов
Хатка –________________________________________
Штукатур–________________________________________
Ходко–________________________________________
Кладовая–________________________________________
Охапка–________________________________________
Мигом–________________________________________
Выдра–________________________________________
Волей-неволей–_____________________________________
Отведать –________________________________________
Зябнуть –________________________________________
Робеть –________________________________________
Плотина–________________________________________
5. Придумайте продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы с зайчиком произойти?
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
А чтобы урок пошёл каждому впрок -
Активно включайся в работу дружок! На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
2. Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, с его произведением “Листопадничек”.
3. Актуализация знаний
а) Знакомство с биографией писателя (слайды 2-5)
(слайд 2)
Русский писатель, натуралист и путешественник. Прожил большую и богатую событиями жизнь.
(слайд 3)
Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 года. Отец Сергей Никитич Соколов - лесник у богатого купца, мать – крестьянка. От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.
Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на торговых пароходах, путешествуя по всему свету. Некоторое время пришлось жить в Англии, т.к. судно на котором плавал Соколов – Микитов было арестовано, затем он перебрался в Германию, но всё время вспоминал о Родине. (слайд 4)
(слайд 5)
Соколов-Микитов писал: «В моих рассказах я не выдумывал героев. Я писал о том, что видел своими глазами и что слышали мои уши». В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон.
б) Работа над произведением «Листопадничек»
(слайд 6)
Загадка
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат
Сегодня мы разберем сказку И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек».
– Что понравилось в сказке?
– Зачем автор придумал сказку «Листопадничек»?
(слайд 7)
Разные издания произведения
3. Словарная работа
(слайд 8-9)
Объясни значение слов
Долговязый - высокий, худощавый, нескладный;
Плотина - сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
Запрудили - перегородили реку плотиной;
Штукатур - мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
Ходко - легко и быстро;
Кладовая - помещение для хранения продуктов питания;
Зябнуть - Ощущать холод, мёрзнуть;
Робеть -смущаться, бояться;
Хатка - небольшой дом на Украине.
4. Физминутка
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
5. Анализ произведения
- Беседа (слайд 10)
- В какое время года появились зайчата?
- Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа?
- Чего испугались «листопаднички»?
- Как их успокоила старая зайчиха?
- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?
6. Обобщение по произведению
а) Характеристика зайчонка (слайд 11)
–Каким был заяц в начале сказки, а каким стал в конце? – (по рисункам учащихся)
(слайд 12)
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края) ;
- непослушный (убежал из дома, ослушался маму) ;
- любознательный (задаёт вопросы бобрам) ;
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров) ;
- добрый (помогал нянчить бобрят) ;
- заботливый (кормит бобрят) ;
- смелый (научился плавать) ;
- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров) .
(слайд 13)
б) . Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек».
(лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки).
7. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА №1
(слайд 14)
1. Составляем синквейн о зайчике. (работа в тетрадях; на слайд выносится план работы с синквейном).
1 – одно существительное;
2 – два прилагательных;
3 – три глагола;
4 – ключевое предложение из текста;
Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.
(слайд 15)
2. Пословицы:
Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.
Много спать – дела не знать.
Дома и стены помогают.
Чужая сторона – дремучий бор.
В гостях хорошо, а дома лучше!
Друзья познаются в беде.
Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)
8. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА №2
- Придумать продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы произойти с зайчонком?
9. Рефлексия
(слайд 16)
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: И. С. Соколов - Микитов "Листопадничек". Подготовка к пересказу.
Цели: 1.Продолжить работу над сказкой, совершенствовать технику чтения, формировать навык составления плана, учить давать характеристику герою, читать по ролям.
2. Развивать память, мышление, речь, внимание, творческие способности.
3. Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы за парты сели ровно.
И к работе всё готово.
2.Речевая разминка
.
- Урок начнём с речевой разминки:
(Слайд 1)
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
Прочитайте:
- медленно;
- с вопросительной интонацией;
- весело;
- быстро;
2. Сообщение темы урока.
(Слайд 2)
- Сегодня мы продолжаем работу над произведением "Листопадничек".Будем готовиться к пересказу этого произведения.
3. Проверка домашнего задания.
а) беседа
К какому жанру относится это произведение?
Какая сказка?
Сейчас проверим внимательно вы читали сказку.
Прочитайте и выберите персонажей этого произведения.
Кто главный герой сказки?
б) работа по карточкам (1 ряд)
Проведем графический диктант.
1. Произведение «Листопадничек» написал Александр Иванович Куприн.
2. Бобры строили хатку.
3. Листопадничек – это имя бобра.
4. Листопадничек – зайчонок побежал за журавлями в теплые страны.
5. Выгнал бобр из кладовой разбойницу – лисицу.
6. Научил старый бобр Листопадничка плавать и нырять.
7. Бобры питались берёзовой и дубовой корой.
Проверим. Обмениваемся с соседом листочками и проверяем с доски.
У вас должен получиться вот такой рисунок.
Оценка «5» - 0 ош.
«4» - 1-2 ош.
«3» - 3 и более ош.
Кто выполнил диктант на «5», «4», «3»?
г) задание по вариантам (Слайд 6)
Выполним задание по вариантам.
1 вариант-1 ряд
2 вариант-2 ряд
3 вариант-3 ряд
Молодцы, хорошо значит знаете содержание сказки.
4. Характеристика Листопадничка.
- Давайте попробуем дать характеристику нашему герою. Вспомните какой зайчик?
(Слайд7)
Прочитайте слова. Каким он был в начале сказки? (Слайд 8)
. Зайчонок
Мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края)
Упрямый, непослушный (убежал из дома, ослушался маму)
Любознательный (задаёт вопросы бобрам)
Терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров)
Старательный (помогал нянчить бобрят, научился плавать)
Иногда пугливый (испугался страшного зверя в кладовой)
Любящий свою мать и братьев (скучает и вспоминает, живя
в хатке у бобров)
5. Составление синквейна о зайчике.
1 строчка– 1 существительное
2 строчка – 2 прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка –предложение
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отзывчивым
5. Работа над сказкой.
(слайд 10,11)
б) Работа по плану.
- Сейчас вспомним план сказки и подготовимся к пересказу.
- На сколько частей разделили сказку?
- Посмотрите..(Слайд)
Если не согласны, исправьте ошибки. (Работа в парах по карточкам с планом)
(Слайд) Правильный вариант.
в) Вспомним содержание каждой части.
1часть - Мечта Листопадничка.
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему появилась?Прочитайте.
2часть - ……………………………..
- Прочитайте, как вели себя журавли и другие звери?
Что решил зайчонок?
Физ. Минутка
3часть -…………………………………
- С кем встретился Листопадничек?
- Давайте прочитаем их разговор по ролям.
(Чтение по ролям стр. 61, Автор, Листопадничек, Бобр, Бобриха)
4часть -…………………………………..
- Почему Листопадничек остался зимовать у бобров?
(Чтение по ролям стр. 62-63)
5часть -………………………………….
- Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают. Дети работали по карточкам, сейчас мы их послушаем. (Проверка карточек)
Намучился……………….
Отведал……………………
Побежал……………………..
- Кого ещё испугался?
- О чём часто вспоминал?
Физ. минутка для глаз.
6часть -……………………………….
- Расскажите, как зайчонок попал на болото.
Какой эпизод в сказке самый трагичный? (Когда весной вода прорвала плотину.)
Почему? (Зайчонок мог утонуть.)
В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки? (Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.)
Что понял зайчонок за долгую зиму на чужбине? («В гостях хорошо, а дома лучше». Вдали от родных жить очень трудно.)
Какой показалась Листопадничку жизнь вдали от дома? (Горькой.)
На какой поступок решился в этот момент зайчонок? (На побег.)
Как сказано об этом в произведении? («Со всех ног» бросился на родное болото».)
6.Работа над пословицами
А какую пословицу вы можете подобрать к этой сказке
1)Друзья познаются в беде.
2)Много спать - дела не знать.
3) Уменье силу одолеет.
5)На чужой стороне и весна не красна.
6)Хорошие речи хорошо и слушать.
7)Всякой вещи - своё место.
8)На чужой сторонушке рад своей воронушке.
9)От правды никуда не денешься.
10)Верному другу цены нет.
11)Была бы охота, заладится всякая работа.
7. Итог урока.
Задачи: выявить уровень понимания, осознания основной мысли произведения; учить давать оценку событиям, описанным в произведении; выражать свое отношение к происходящему и героям.
О чем вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)
1. Пересказ по плану.
.
-Такие же карточки у вас. Выберите, какое д/з будете готовить, одно из двух обязательно, а третье - по желанию.
8. Рефлексия
- Мне бы хотелось узнать, ребята, какое сейчас у вас настроение от работы на уроке?
У вас на партах лежат зайцы, отпустите их на поляну гулять.(на доске две поляны-одна - весёлая, другая грустная)
Что вам понравилось сегодня на уроке? Чему вы научились?
План
1. Мечта Листопадничка.
2. Зайчонок в хатке бобров.
5. Пришлось остаться на зиму.
6. Наконец-то дома.
Карточка
Намучился………….
Отведал…………………..
Побежал…………………
Домашнее задание:
1. Пересказ по плану.
2. Пересказ от лица Листопадничка.
3. Придумать свою версию того, как зайчик провёл зиму
План
1. Мечта Листопадничка.
2. Зайчонок в хатке бобров.
3. За долгую зиму страху натерпелся.
4. Подготовка животных к зиме.
5. Пришлось остаться на зиму.
6. Наконец-то дома.
Карточка
Найди предложение по его началу, отметь в тексте, научись хорошо читать (стр.64):
Намучился………….
Отведал…………………..
Побежал…………………
Домашнее задание:
1. Пересказ по плану.
2. Пересказ от лица Листопадничка.
3. Придумать свою версию того, как зайчик провёл зиму
Пословицы Персонаж
2)Берегись бед, пока их нет.
3)Друзья познаются в беде.
4)Много спать - дела не знать.
5) Уменье силу одолеет.
6)Не всё коту масленица.
7)Без му́ки нет и науки.
8)Хорошие речи хорошо и слушать.
9)На чужой стороне Родина милей вдвойне.
10)Всякой вещи - своё место.
11)От правды никуда не денешься.
12)Верному другу цены нет.
13)Была бы охота, заладится всякая работа.