Листопадничек и с соколов микитов. Соколов-Микитов «Листопадничек

А) Учитель предлагает разгадать кроссворд по произведению И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек». (См. приложение)

Какая эта сказка? (авторская). Кто автор сказки?

Почему вы считаете, что это сказка?

Что в ней вымысел, а что реальность?

Б) Учитель организует словарную работу. (Слайд)

Отведал зайчонок бобрового кушанья.
Отведать –

Я очень озяб.
Зябнуть –

Только ты не робей, зайчонок.
Робеть –

Каждое утро смотрели зайчата, как учатся летать долговязые журавлята.
Долговязый –

Запрудили бобры речку.
Запрудили -

Ходко работают бобры.
Ходко –

Услыхали бобры шум, мигом явились.

Мигом -

Волей – неволей пришлось плыть к берегу самому.

Волей-неволей –

В ) Учитель организует аналитическую работу по тексту. (Слайд)

А) Выборочное чтение

О каком событии говорят эти глаголы? (Подготовке к зиме)

Улетели…

Залегли…

Заснули…

Спрятались…

Прочитайте отрывки , кто как готовится к зиме.

Что страшит зимой животных? Холод или голод?

Как дети могут помочь птицам в голодное время?

Я хочу вам напомнить об одной акции. (Показ слайда , где дети сфотографированы с кормушками, сделанными своими руками.)

Встаньте те ребята, кто сделал и повесил кормушки.

О чём теперь нельзя забывать? (Класть в кормушки корм ).

Г) - Выразительное чтение диалога зайчат и зайчихи

(с. 60).

Все ли зайчатки были одинаковые по характеру?

- Выразительное чтение диалога бобров и зайчика при встрече (с. 61).

Какие вопросы любопытный зайчик задавал бобрам?

Посмотрел зайчик как живут бобры в хатке. Понравилось ли ему?

(Нет, не понравилось)

Почему же он не смог вернуться к себе домой, в светлое тёплое гнездо?

- Чтение по ролям (с. 63)

Д ) Учитель организует работу по выборочному чтению.

Прочитайте , как приходилось зайчонку кормить голодных бобрят (с.64).

Прочитайте о встрече Листопадничка с выдрой.

Прочитайте слова о том, что пришлось натерпеться зайчонку за долгую зиму у бобров?

Прочитайте , как произошла встреча зайчонка с мамой

(с. 66).

Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка? (Обрадовался, прижался, крепко-крепко, возле матери).

Д) Учитель предлагает составить характеристики главных героев произведения. Фронтальная работа.

(Слайд)

Зайчонок
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края)
- упрямый, непослушный (убежал из дома, ослушался маму)
- любознательный (задаёт вопросы бобрам)
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров)
- старательный (помогал нянчить бобрят, научился плавать)
- иногда пугливый (испугался страшного зверя в кладовой)
- любящий свою мать и братьев (скучает и вспоминает, живя в хатке у бобров)

Бобры
- трудолюбивые мастера (строят плотину, хатку в два этажа; хвостом работают как штукатуры)
- запасливые (готовят корм на зиму)
- гостеприимные (приютили зайца)
- заботливые и внимательные (волнуются за бобрят, помогают зайчику при наводнении)
- смелые (бобр выгнал выдру из хатки)
- чистоплотные (бобры прибирают свою хатку)

Е) Учитель организует работу с пословицами.

Обратимся к народной мудрости.

Какие пословицы можно адресовать бобрам? Зайчихе? Зайчонку?

Почему вы так думаете?

Птица рада весне, а дитя - матери.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Материнское терпение всё перетерпит.

Материнская молитва со дня моря вынимает.

Мать кормит детей как земля людей.

Работай до поту, поешь в охоту.

Всякое уменье трудом даётся.

Много спать - дела не знать.

Ж) Учитель организует работу по составлению планов сказки. Работа в парах с самопроверкой по эталону.

Сейчас составим план для пересказа сказки.

Посмотрите, какой план предлагаю я.

Сколько пунктов в моём плане?

Если вы не согласны, исправьте ошибки.

(Работа в парах . Дети должны разложить заголовки в плане по порядку).

Рабочий план: (неверный)

  1. Мечта Листопадничка.
  2. Зайчонок в хатке бобров.
  3. Подготовка животных к зиме.
  4. Пришлось остаться на зиму.
  5. Наконец-то дома!

Проверка по эталону.

План

  1. Мечта Листопадничка.
  2. Подготовка животных к зиме.
  3. Зайчонок в хатке бобров.
  4. Пришлось остаться на зиму.
  5. За долгую зиму страхов натерпелся.
  6. Наконец-то дома!

З) Продолжение работы по составлению планов. Работа в группах.

Группы обмениваются своими вариантами планов. Каждая группа должна разложить заголовки по порядку.

План, составленный из вопросов к тексту. (как вариант)

1. О чём мечтал зайчонок?

2. Как животные готовились к зиме?

3. Куда убежал зайчонок из дома?

4. Почему Листопадничек остался у бобров?

5. Какая беда случилась ранней весной у бобров?

6. Как зайчонок вернулся в родное гнездо?

План, составленный из цитат. (как вариант)

  1. Вот бы и мне так полетать!
  2. Пришла поздняя осень.
  3. Возьмите меня в вашу хатку.
  4. Остался Листопадничек в бобровой хатке.
  5. За долгую зиму большого страху натерпелся.
  6. Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

И) Учитель предлагает пересказать сказку от лица разных героев сказки.

В нашем произведении несколько героев и каждый проживает эту историю по-своему, испытывает свои чувства и переживания.

Постарайтесь рассказать эту историю с различных точек зрения и передайте чувства и переживания своего героя.

От лица зайчонка.(1 группа).

От лица бобров. (2 группа).

От лица мамы-зайчихи. (3 группа) .

(4 группа).

Какому герою вы больше всего сопереживали и почему?

Учитель подводит итог урока.


-В чем по-вашему мнению главная идея этого произведения? (Дети не должны убегать из дома, из своей семьи, заставлять страдать свою маму. Надо любить свою родину. Родной дом – главная наша защита. Не зря говорят : мой дом – моя крепость.)

Выберите самую точную пословицу , которая больше всего подходит к теме нашего урока.

В гостях хорошо, а дома лучше !

Чтобы понять, насколько зайчонку дорого родное гнездо, ему пришлось испытать?

(Попутешествовать, пожить в чужом доме, натерпеться страхов, поработать нянькой у бобров, нырнуть в ледяную воду).

Только разлука и жизнь в тёмной норе бобров позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.

Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?

Если бы вы рекомендовали своему другу прочитать эту сказку о животных, то какие основные достоинства ты бы отметил? - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя ? О чем лично вас заставила задуматься сказка?

(Надо дорожить своей Родиной, своей семьёй, любовью близких. Они - главная опора в жизни.)

И. С. Соколов-Микитов - один из самых талантливых писателей-натуралистов. Сказка «Листопадничек» является частью программы летнего чтения для первоклассников - будущих второклассников. В ней говорится о маленьком зайчонке, который решился сбежать в теплые страны. История эта как понравится маленьким детям, так и пригодится для домашнего чтения в первом классе.

Неспокойный зайчонок

План пересказа «Листопадничка» можно начать с пункта «Знакомство с главным героем». Глубокой осенью у старой зайчихи появилось на свет трое зайчат. Их обычно охотники называют листопадничками, так как рождаются они по осени. Каждое утро малыши наблюдали за тем, как собираются в далекий полет журавли. Обычно время, когда детям задают в качестве домашней работы подготовить план пересказа «Листопадничка», - 3 класс. Это неудивительно, ведь главный герой сказки - малыш-зайчонок. Он выражает желание научиться летать подобно птицам. Но мать велела ему не говорить глупостей.

Настала поздняя осень, лес стал холодным, скучным. «В лесу наступает зима» - так может звучать второй пункт плана пересказа «Листопадничка». Начали собираться в путь журавли. Крики их были слышны над болотом, будто бы они прощались с зайчатами. Лесные звери залегли в спячку, в лесу стало еще более уныло. И зайчата стали жаловаться матери, что замерзнут. Но зайчиха ответила, что это глупости - скоро у них появится теплая зимняя шерстка. Только один младший зайчонок никому не давал покоя. Как-то раз он сказал своим братьям, что побежит за журавлями в далекие теплые края. И отправился в путь.

Встреча с бобрами

Долго бежал зайчик по лесу. И тут он натолкнулся на бобров, строивших плотину. Здесь можно обозначить следующий пункт плана пересказа «Листопадничка». На вопрос о том, зачем они валят деревья, строители ответили: это нужно для того, чтобы заготовить как можно больше корма и выстроить хатку для маленьких бобрят. Зайчонок спросил о том, тепло ли в их хатке в холодное время года. Те ответили, что очень. Зайчонок попросился на зиму к бобрам, и они его приняли.

Невозможность сбежать

В хатке было два этажа. Внизу лежал корм для маленьких бобрят - мягкие ивовые ветви. Сверху было настлано сено для малышей. Когда бобры уже поставили крышу, зайчонок решил и отсюда убежать - ведь в хатке темно и сыро, можно замерзнуть. Когда бобры вернулись, малыш сказал, что не сможет оставаться у них долго, и что ему необходимо ступать дальше в лес. Но оказалось, что выход из хатки бобров - только под водой. И если зайчонок умеет хорошо плавать, то он может выходить. Сунул малыш лапку в воду и ощутил, что она очень холодная. Тогда он сказал бобрам, что придется ему перезимовать у них. Бобры ответили, что он может оставаться и кормить маленьких бобрят, пока сами они будут пилить лес.

Намучился с ними бедный Зайчонок. Когда же, наконец, вечером вернулись бобры, они пригласили гостя ужинать. Зайчонок спросил у трудолюбивых зверей, нет ли у них репки. Но бобры питались только осиновой и ивовой корой. Она показалась маленькому Зайчонку горькой и невкусной.

Опасный гость

Следующий пункт плана пересказа «Листопадничка» можно продолжить происшествием, связанным с опасным гостем бобриной хатки. На следующий день Зайчонок снова стал кормить бобрят. Побежал он в кладовую и заметил, что около двери стоит какой-то страшный зверь. Очень испугался Зайчонок и стал изо всех сил колотить в дверь, чтобы бобры услышали его зов и вернулись. Бобры услыхали и прогнали страшного зверя. Им оказалась злая разбойница Выдра.

Снова отправились бобры на работу. А Зайчонок остался кормить бобрят. Много раз за зиму слышал он, как страшная разбойница подходила к хатке. И постоянно вспоминал малыш свое жилище, старую зайчиху, братьев.

Происшествие на плотине

Школьникам, которым нужно составить план пересказа «Листопадничка», можно продолжить работу пунктом, описывающим разрушение бобриной хатки. Как-то раз, уже ранней весной, на плотине произошла беда. Вода прорвала плотину, построенную зимой бобрами. Старый бобр закричал, чтобы все вставали - разбойница прогрызла хатку. Это происшествие - один из предпоследних моментов в сказке о Зайчике-листопадничке.

Пересказ по плану продолжим описанием действий зверей в катастрофической для них обстановке. А Зайчонку он сказал плыть, иначе тот утонет. Хвост у него со страху стал дрожать. Бобр сказал ему, чтобы садился на его хвост, и Зайчонок послушался. Но вот нырнул зверь под воду, и Зайчонок оторвался от его хвоста. Пришлось до берега добираться ему самостоятельно. Вышел он на берег, отряхнулся и со всех ног помчался в родное гнездо. Там старая зайчиха спала с его братьями в теплом, уютном гнездышке.

Счастливый конец

Обрадовался малыш, прижался к своей матери. Та спросонья его не узнала. Когда она поняла, что это Листопадничек, то облизала его и положила спать. Крепко заснул малыш. А наутро все обитатели болота собрались послушать историю отважного Листопадничка. Он поведал слушателям, как познакомился с бобрами и как научил его старик плавать и нырять. С тех времен прослыл Листопадничек на всю округу самым смелым зайцем.

Соколов-Микитов, «Листопадничек»: план пересказа

Рассмотрим еще один вариант плана, который может быть составлен для данного произведения.

  1. Рождение зайчат.
  2. Желание Листопадичка отправиться в далекие края.
  3. Лес засыпает.
  4. Начало путешествия Листопадичка: знакомство с семейством бобров.
  5. Жизнь главного героя в бобриной хатке.
  6. Столкновение с опасностью.
  7. Плотину прорвало.
  8. Возвращение домой.
  9. Чем мне понравилось произведение.

Характеристика главного героя

Прочесть краткое содержание сказки, описанное в статье, будет интересно и взрослому, и ребенку. После этого составить план пересказа о Зайчике-листопадничке не составит труда. Свой ответ на уроке можно дополнить и краткой характеристикой главного героя - это поможет получить на занятии более высокую оценку. При желании можно добавить и такой пункт в план своего выступления. Главная черта, присущая Листопадничку - это любопытство. Он не боится внешнего мира, смело отправляясь в путешествие. Несмотря на то что обиталище трудолюбивых зверей не подходит малышу, Зайчонок не испытывает страха и во время знакомства с бобрами, поселении в их хатку.

Но нужно заметить, что все-таки Листопадничек боязлив. В самом начале произведения он боится, что замерзнет зимой. Его успокаивает только старая зайчиха, которая говорит о том, что у всех представителей их породы вырастает теплая шерстка, защищающая от холодов. В конце сказки Листопадничек получает славу самого смелого зайца, ведь с помощью старого бобра он научился плавать и нырять. Также главный герой сказки отличается самостоятельностью. Он кормит маленьких бобрят, пока их родители занимаются работой. Но это дается ему нелегко. В сказке описано, что главный герой намучился, таская ветви.

Вопросы школьнику для размышления

Чтение сказки будет полезно как самым маленьким слушателям, так и тем деткам, которые уже посещают школу. Сказка учит ребят дорожить своей «малой родиной». Для размышления над произведением маленьким школьникам можно задать несколько вопросов. Например, к какому жанру относится «Листопадичек» - рассказ или сказка? Жалел ли маленький зайчонок о том, что с ним приключилось? Узнал ли Листопадичек в процессе своего путешествия что-то новое, интересное? Можно задать школьнику и такой вопрос: стоит ли отказываться от своей мечты в пользу уюта, определенности и безопасности?

Перед тем как составить план по рассказу "Листопадничек" автор которого Иван Сергеевич Соколов-Микитов, Вам нужно очень внимательно прочитать рассказ и выделить в рассказе самые яркие события, которые произошли с главным героем.

Читаете рассказ

Вы узнали, что в произведение главный герой самый маленький зайчонок, которого зовут Листопадничек. С приходом холодов все звери спрятались в норы, птицы улетели в теплые края и зайчонок очень испугался, что зимой в лесу он замерзнет.

В лесу стало скучно и решил он убежать за журавлями в теплые страны. По дороге ему встретились бобры, которые строили на речке плотину, чтобы со своими маленькими бобрятами пережить холодную зиму. Бобры сказали зайчонку, что в ихней хатке зимой очень тепло и зайчонок попросился у них остаться перезимовать.

Но вскоре ему не понравилось жить в хатке у бобров, и он решил уйти домой к себе в теплое гнездышко. Бобры его отпустили, но выход был под водой, так как зайчонок не умел плавать и нырять ему пришлось остаться. Всю зиму он был нянькой для маленьких бобрят и кормил их ивовыми мягкими веточками.

Ранней весной прорвала вода плотину бобров и стала заливать хатку. Бобру пришлось очень быстро учить зайчонка плавать и нырять, чтобы успешно он добрался до берега. Оказавшись на берегу реки, зайчонок быстро побежал домой на родное болото. После того как он выспался в теплом гнездышке возле мамы он рассказал своим братьям и сестрам о своих приключениях.

  • Анализируете прочитанный рассказ и выделяете самые главные события, которые произошли с зайчонком.
  • Сделав выводы можете приступить к написанию плана.
  • Постарайтесь в план включить все истории, которые произошли в лесу с зайчонком-листопадничком.
  • Составляете план.

Составляем план к рассказу "Листопадничек"

1. Страх зайчонка замерзнуть зимой в лесу.

2. Побег зайчонка за журавлями в теплые страны.

3. Зимовье зайчонка в хатке бобров.

4. Неудавшиеся попытка вернуться домой в лес к маме зайчихе.

5. Спасение зайчонка-листопадничка.

6. Возвращение домой зайчонка к маме, братьям и сестрам.

Конспект урока внеклассного чтения, 2 класс Иван Сергеевич Соколов-Микитов "Листопадничек"

Гусева Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского», г. Евпатория
Описание: конспект урока внеклассного чтения для учащихся 2 класса по теме Иван Сергеевич Соколов-Микитов "Листопадничек".
Задания адаптированы к возрасту учащихся, требования ФГОС, информация позволяет закрепить знания учащихся по прочитанному произведению. Данный материал будет полезен учителям начальных классов.
Цель: обобщить и закрепить знания по произведении. «Листопадничек»

Задачи:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова и его произведением “Листопадничек”;
-формировать навыки осмысленного чтения;
-учить умению высказывать свои мысли;
-расширять и активизировать словарный запас;
-развивать речь, мышление, творческую активность;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
-воспитывать интерес к произведениям о природе.

Оборудование урока: раздаточный материал с домашним заданием, проектор, презентация, выставка книг И. С, Соколова-Микитова, рисунки детей, мультфильм.
Предварительная работа (раздаточный материал предоставляется учащимся за недель до урока)

Задания по сказке И. Соколова–Микитова «Листопадничек»
1. Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Нарисуй главного героя рассказа

3. Подумай над вопросами
– Что понравилось в сказке?
– Каким был заяц в начале сказки, а каким стал в конце?

4. Объясни значение слов
Хатка –________________________________________
Штукатур–________________________________________
Ходко–________________________________________
Кладовая–________________________________________
Охапка–________________________________________
Мигом–________________________________________
Выдра–________________________________________
Волей-неволей–_____________________________________
Отведать –________________________________________
Зябнуть –________________________________________
Робеть –________________________________________
Плотина–________________________________________

5. Придумайте продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы с зайчиком произойти?


Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

А чтобы урок пошёл каждому впрок -
Активно включайся в работу дружок! На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
2. Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, с его произведением “Листопадничек”.
3. Актуализация знаний
а) Знакомство с биографией писателя (слайды 2-5)
(слайд 2)


Русский писатель, натуралист и путешественник. Прожил большую и богатую событиями жизнь.
(слайд 3)


Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 года. Отец Сергей Никитич Соколов - лесник у богатого купца, мать – крестьянка. От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.
Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на торговых пароходах, путешествуя по всему свету. Некоторое время пришлось жить в Англии, т.к. судно на котором плавал Соколов – Микитов было арестовано, затем он перебрался в Германию, но всё время вспоминал о Родине. (слайд 4)


(слайд 5)


Соколов-Микитов писал: «В моих рассказах я не выдумывал героев. Я писал о том, что видел своими глазами и что слышали мои уши». В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон.

б) Работа над произведением «Листопадничек»
(слайд 6)

Загадка
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат
Сегодня мы разберем сказку И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек».

– Что понравилось в сказке?
– Зачем автор придумал сказку «Листопадничек»?
(слайд 7)


Разные издания произведения
3. Словарная работа
(слайд 8-9)



Объясни значение слов
Долговязый - высокий, худощавый, нескладный;
Плотина - сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
Запрудили - перегородили реку плотиной;
Штукатур - мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
Ходко - легко и быстро;
Кладовая - помещение для хранения продуктов питания;
Зябнуть - Ощущать холод, мёрзнуть;
Робеть -смущаться, бояться;
Хатка - небольшой дом на Украине.

4. Физминутка
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
5. Анализ произведения - Беседа (слайд 10)


- В какое время года появились зайчата?
- Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа?
- Чего испугались «листопаднички»?
- Как их успокоила старая зайчиха?
- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?
6. Обобщение по произведению
а) Характеристика зайчонка (слайд 11)


–Каким был заяц в начале сказки, а каким стал в конце? – (по рисункам учащихся)
(слайд 12)
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края) ;
- непослушный (убежал из дома, ослушался маму) ;
- любознательный (задаёт вопросы бобрам) ;
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров) ;
- добрый (помогал нянчить бобрят) ;
- заботливый (кормит бобрят) ;
- смелый (научился плавать) ;
- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров) .
(слайд 13)


б) . Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек».
(лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки).
7. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА №1
(слайд 14)


1. Составляем синквейн о зайчике. (работа в тетрадях; на слайд выносится план работы с синквейном).
1 – одно существительное;
2 – два прилагательных;
3 – три глагола;
4 – ключевое предложение из текста;
Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

(слайд 15)


2. Пословицы:
Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

Много спать – дела не знать.
Дома и стены помогают.
Чужая сторона – дремучий бор.
В гостях хорошо, а дома лучше!
Друзья познаются в беде.

Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)
8. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА №2
- Придумать продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы произойти с зайчонком?
9. Рефлексия (слайд 16)

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: И. С. Соколов - Микитов "Листопадничек". Подготовка к пересказу.

Цели: 1.Продолжить работу над сказкой, совершенствовать технику чтения, формировать навык составления плана, учить давать характеристику герою, читать по ролям.
2. Развивать память, мышление, речь, внимание, творческие способности.
3. Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.

Ход урока.
1. Орг. момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы за парты сели ровно.
И к работе всё готово.

2.Речевая разминка .
- Урок начнём с речевой разминки:
(Слайд 1)
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.

Прочитайте:
- медленно;
- с вопросительной интонацией;
- весело;
- быстро;
2. Сообщение темы урока.

(Слайд 2)
- Сегодня мы продолжаем работу над произведением "Листопадничек".Будем готовиться к пересказу этого произведения.
3. Проверка домашнего задания.
а) беседа

К какому жанру относится это произведение?

Какая сказка?

Сейчас проверим внимательно вы читали сказку.

Прочитайте и выберите персонажей этого произведения.

Кто главный герой сказки?

б) работа по карточкам (1 ряд)

в) графический диктант.

Проведем графический диктант.

1. Произведение «Листопадничек» написал Александр Иванович Куприн.

2. Бобры строили хатку.

3. Листопадничек – это имя бобра.

4. Листопадничек – зайчонок побежал за журавлями в теплые страны.

5. Выгнал бобр из кладовой разбойницу – лисицу.

6. Научил старый бобр Листопадничка плавать и нырять.

7. Бобры питались берёзовой и дубовой корой.

Проверим. Обмениваемся с соседом листочками и проверяем с доски.

У вас должен получиться вот такой рисунок.

Оценка «5» - 0 ош.

«4» - 1-2 ош.

«3» - 3 и более ош.

Кто выполнил диктант на «5», «4», «3»?

г) задание по вариантам (Слайд 6)

Выполним задание по вариантам.

1 вариант-1 ряд

2 вариант-2 ряд

3 вариант-3 ряд

Молодцы, хорошо значит знаете содержание сказки.

4. Характеристика Листопадничка.
- Давайте попробуем дать характеристику нашему герою. Вспомните какой зайчик?
(Слайд7)

Прочитайте слова. Каким он был в начале сказки? (Слайд 8)

. Зайчонок

Мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края)

Упрямый, непослушный (убежал из дома, ослушался маму)

Любознательный (задаёт вопросы бобрам)

Терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров)

Старательный (помогал нянчить бобрят, научился плавать)

Иногда пугливый (испугался страшного зверя в кладовой)

Любящий свою мать и братьев (скучает и вспоминает, живя

в хатке у бобров)

5. Составление синквейна о зайчике.

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка –предложение

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отзывчивым

5. Работа над сказкой.

(слайд 10,11)

б) Работа по плану.
- Сейчас вспомним план сказки и подготовимся к пересказу.
- На сколько частей разделили сказку?
- Посмотрите..(Слайд)
Если не согласны, исправьте ошибки. (Работа в парах по карточкам с планом)
(Слайд) Правильный вариант.
в) Вспомним содержание каждой части.
1часть - Мечта Листопадничка.
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему появилась?Прочитайте.
2часть - ……………………………..
- Прочитайте, как вели себя журавли и другие звери?
Что решил зайчонок?

Физ. Минутка
3часть -…………………………………
- С кем встретился Листопадничек?
- Давайте прочитаем их разговор по ролям.
(Чтение по ролям стр. 61, Автор, Листопадничек, Бобр, Бобриха)
4часть -…………………………………..
- Почему Листопадничек остался зимовать у бобров?
(Чтение по ролям стр. 62-63)
5часть -………………………………….
- Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают. Дети работали по карточкам, сейчас мы их послушаем. (Проверка карточек)
Намучился……………….
Отведал……………………
Побежал……………………..
- Кого ещё испугался?
- О чём часто вспоминал?

Физ. минутка для глаз.
6часть -……………………………….
- Расскажите, как зайчонок попал на болото.

Какой эпизод в сказке самый трагичный? (Когда весной вода прорвала плотину.)

Почему? (Зайчонок мог утонуть.)

В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки? (Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.)

Что понял зайчонок за долгую зиму на чужбине? («В гостях хорошо, а дома лучше». Вдали от родных жить очень трудно.)

Какой показалась Листопадничку жизнь вдали от дома? (Горькой.)

На какой поступок решился в этот момент зайчонок? (На побег.)

Как сказано об этом в произведении? («Со всех ног» бросился на родное болото».)

6.Работа над пословицами

А какую пословицу вы можете подобрать к этой сказке

1)Друзья познаются в беде.

2)Много спать - дела не знать.

3) Уменье силу одолеет.

5)На чужой стороне и весна не красна.

6)Хорошие речи хорошо и слушать.

7)Всякой вещи - своё место.

8)На чужой сторонушке рад своей воронушке.

9)От правды никуда не денешься.

10)Верному другу цены нет.

11)Была бы охота, заладится всякая работа.

7. Итог урока.

Задачи: выявить уровень понимания, осознания основной мысли произведения; учить давать оценку событиям, описанным в произведении; выражать свое отношение к происходящему и героям.

О чем вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

9. Домашнее задание

1. Пересказ по плану.

.
-Такие же карточки у вас. Выберите, какое д/з будете готовить, одно из двух обязательно, а третье - по желанию.

8. Рефлексия

- Мне бы хотелось узнать, ребята, какое сейчас у вас настроение от работы на уроке?

У вас на партах лежат зайцы, отпустите их на поляну гулять.(на доске две поляны-одна - весёлая, другая грустная)

Что вам понравилось сегодня на уроке? Чему вы научились?

План
1. Мечта Листопадничка.
2. Зайчонок в хатке бобров.


5. Пришлось остаться на зиму.
6. Наконец-то дома.

Карточка

Намучился………….
Отведал…………………..
Побежал…………………

Домашнее задание:

1. Пересказ по плану.
2. Пересказ от лица Листопадничка.
3. Придумать свою версию того, как зайчик провёл зиму

План
1. Мечта Листопадничка.
2. Зайчонок в хатке бобров.
3. За долгую зиму страху натерпелся.
4. Подготовка животных к зиме.
5. Пришлось остаться на зиму.
6. Наконец-то дома.

Карточка
Найди предложение по его началу, отметь в тексте, научись хорошо читать (стр.64):
Намучился………….
Отведал…………………..
Побежал…………………

Домашнее задание:

1. Пересказ по плану.
2. Пересказ от лица Листопадничка.
3. Придумать свою версию того, как зайчик провёл зиму

Пословицы Персонаж

2)Берегись бед, пока их нет.

3)Друзья познаются в беде.

4)Много спать - дела не знать.

5) Уменье силу одолеет.

6)Не всё коту масленица.

7)Без му́ки нет и науки.

8)Хорошие речи хорошо и слушать.

9)На чужой стороне Родина милей вдвойне.

10)Всякой вещи - своё место.

11)От правды никуда не денешься.

12)Верному другу цены нет.

13)Была бы охота, заладится всякая работа.