Леонардо да винчи - живописец, скульптор, архитектор, инженер. Леонардо да винчи Скульптуры леонардо да винчи

Великолепная подделка или шедевр Ренессанса?
Список сохранившихся произведений Леонардо да Винчи очень короткий. И он все время сокращается за счет переатрибуций (кейсы с надувательством русских олигархов и арабских шейхов не берем, это отдельная история).

О том, как недавно будто бы нашли рельеф его работы (на самом деле, конечно, не его) .

А вот намного более известное "его" произведение, споры о котором не утихали намного дольше.
Это бюст богини Флоры, изготовленный из раскрашенного воска.


Отрывок из книги: A.C. Бернацкий. "Идеальные преступники"

В 1909 году директору берлинских музеев Вильгельму Боде предложили для приобретения восковую статую Флоры. Боде тотчас заинтересовался предложением, так как, согласно семейным легендам владельцев статуи, ваял ее сам Леонардо да Винчи. Важным аргументом в пользу такого предположения служила одна характерная деталь произведения — загадочная улыбка, присущая некоторым женским образам великого итальянца.

Очарованный красотой статуи и мыслью, что один из его музеев пополниться уникальным творением да Винчи, Боде приобрел «Флору» за внушительную по тем временам сумму в 150 тысяч марок. Статуя была поставлена на самое почетное место среди экспонатов эпохи Возрождения в музее императора Фридриха.

Лондонские журналисты, всегда внимательно следившие за перетеканием национальных сокровищ в другие страны, через несколько месяцев после сделки поместили язвительную статью о том, что немцы приобрели под видом шедевра работу некоего Ричарда Лукаса , выполненную в XIX веке в Англии.

Richard Cockle Lucas. "Lady Catherine Stepney as Cleopatra", c. 1836

Конечно же, Боде со своими немецкими сотрудниками не поверил английским репортерам. Более того, он даже высказал претензии своим английским коллегам за то, что они выдали прессе информацию о сделке.

Но англичане настаивали на своем и в подтверждение своей правоты разыскали восьмидесятилетнего сына Лукаса. Он не только подтвердил авторство отца, но также указал, что статуя лепилась с какой-то старинной картины, которую он, в то время семнадцатилетний юноша, хорошо запомнил.

Немцы опять не поверили журналистам, заявив, что изваять такой шедевр под силу только гениальному скульптору, а Лукас, как известно, к таковым не относился.

Фотопортрет скульптора

Тогда от имени англичан выступил некий Томас Уайтборн, бывавший в доме Лукаса-отца и наблюдавший за его работой над статуей. Именно этот свидетель вспомнил, что картина, с которой лепилась статуя Флоры, не принадлежала Лукасу, а была на время одолжена у антиквара Бьюкенена, выступавшего заказчиком восковой скульптуры. Он же указал улицу и дом, где располагалась лавка заказчика.

Но и эта история не поколебала уверенности берлинцев в своей правоте.

Не нашла, какая картина имелась в виду. Видимо, нечто вроде вот этой "Флоры" ученика Леонардо по имени Мельци ()

Тогда англичане, понимая, что слово к делу не пришьешь, стали искать вещественные доказательства для подтверждения своих заявлений. И вскоре они предъявили торговую книгу магазина за 1846 год, в которой было зарегистрировано наличие картины с названием «Флора».

Или вроде такой "Флоры", тоже Мельци

Была также найдена литография с этой работы, датированная 1840-м годом и, кроме того, документы аукциона «Кристи», на котором собственность антиквара была продана коллекционеру Моррисону за 640 гиней. А еще через некоторое время была найдена и внучка Моррисона, у которой английские исследователи обнаружили последнее доказательство своей правоты: картину «Флора».

Или, возможно, это "Флора" работы Карло Антонио Прокаччини (которая вообще кстати представляет собой раздетую "Мону Лизу")

Однако перипетии на этом не закончились. Уже почти разложенные на лопатки, немцы вдруг заявили, что к Лукасу попала подлинная статуя Леонардо, с которой и была выполнена картина Моррисона.

О, вроде нашла старинную статью. Там репродукция вот этой "Флоры" в качестве образца. Сегодня картина приписывается Бернардино Луини

В спор снова вступил Уайтборн, внезапно припомнивший, что Лукасу по какой-то причине приходилось наслаивать воск пластами, и он жаловался на то, что новые восковые свечи, использовавшиеся для этих целей, ужасно плохого качества.

Репродукция из London Times

Теперь дело оставалось за химиками. И они установили, что к воску, из которого выполнена статуя, примешан некий суррогат для его удешевления. А применяться он стал лишь с 1840 года. А ветхость скульптуры объяснялась тем, что некий Симпсон, купивший дом Лукаса со всеми его работами, держал «Флору» на открытой галерее целых шестнадцать лет.

Бюст на иллюстрации из книги Боде начала 20 века

Как раз в тот момент между Англией и Германией были напряженные отношения, и поэтому английские журналисты с наслаждением подняли эту историю на щит, и с помощью ее издевались над "тупыми дойчами", которых обставил британский талант. За три года на эту тему было напечатано рекордное число газетных заметок и статей - около 700 штук.

Несмотря на эти доказательства, Боде продолжал утверждать, что его первоначальная атрибуция была правильной. Чтобы доказать это, он выставил бюст Флоры среди работ Лукаса - однако эта выставка, скорее, имела неприятные последствия, поскольку показала, что Лукас регулярно делал восковые скульптуры, вдохновленные великими работами старых мастеров.

"Нимфа", восковая статуэтка работы Лукаса.

Его же восковая "Леда и лебедь"

Поскольку некоторые продолжают цепляться за авторство Леонардо, его все пытаются доказать.
Например, этот бюст стал первой скульптурой, которую изучили с помощью рентгена.

Спермацет, обнаруженный в химических образцах, позже доказал, что материал слишком стар для авторства Лукаса и слишком молод для Леонардо. В 1986 году химический анализ показал, что воск содержит синтетически произведенный стеарин, вещество, которое было впервые произведено в 1818 году.

Сегодня он выставляется в Берлинских музеях с табличкой "Англия, 19 век".

В период жизни в Милане да Винчи уже был признанным скульптором. Он создавал терракотовые бюсты и рельефы, однако они не сохранились до наших дней в исконном виде. Герцог Миланским Людовико Сфорца поручил Леонардо выполнить бронзовую конную статую своего отца — Франческо Сфорца. Над этой работой да Винчи будет трудиться на протяжении многих лет. Для неё он также создал многочисленные наброски лошадей и разработал их идеальные пропорции. По замыслу Леонардо размер статуи должен был в четыре раза превышать натуральную величину. Размер лошади должен был составить 7 метров в высоту. По тем временам это был амбициозный проект, превосходящий другие по размерам н сложности. Немногие верили в его осуществление. Годы понадобились Леонардо для исследования и осмысления того, как может быть выполнена данная работа.

Просмотр содержимого документа

Основы скульптуры Леонардо постигает за время обучения во Флоренции в мастерской Верроккио. В период жизни в Милане да Винчи уже был признанным скульптором. Он создавал терракотовые бюсты и рельефы, однако они не сохранились до наших дней в исконном виде. Герцог Миланским Людовико Сфорца поручил Леонардо выполнить бронзовую конную статую своего отца - Франческо Сфорца. Над этой работой да Винчи будет трудиться на протяжении многих лет. Для неё он также создал многочисленные наброски лошадей и разработал их идеальные пропорции. По замыслу Леонардо размер статуи должен был в четыре раза превышать натуральную величину. Размер лошади должен был составить 7 метров в высоту. По тем временам это был амбициозный проект, превосходящий другие по размерам н сложности. Немногие верили в его осуществление. Годы понадобились Леонардо для исследования и осмысления того, как может быть выполнена данная работа. В ноябре 1493 года во дворе замка в Милане Леонардо представил полномасштабную глиняную модель лошади. Планам да Винчи по отлитию этой модели в бронзе не суждено было сбыться, так как в 1494 году французы вторглись в Италию и герцог распорядился использовать металл, предназначенный для статуи, для литья пушек. Когда в 1499 году французские войска захватили Милан, солдаты использовали модель Леонардо в качестве мишени в своих тренировках и она была полностью уничтожена. В 1999 году в Милане была установлена скульптура семиметровой бронзовой лошади, воссозданная по наброскам да Винчи и подаренная США городу. Другая лошадь, отлитая из той же формы, находится в саду Гранд Рапиде в Мичигане.





История о том, как фигурку хранили, потом нашли, а затем создали статуэтку, звучит весьма захватывающе. В 1508 г. великий художник вылепил из воска фигурку воина эпохи Возрождения, сидящего верхом на вздыбленной лошади. Небольшая скульптура около 30,5 см в высоту и столько же в длину предназначалась в подарок другу да Винчи Шарлю д’Амбуазу (Charles d’Amboise). Однако в 1519 г. да Винчи умер, так и не закончив свое произведение, и работа по отливке скульптуры перешла к его ученику Франческо Меци (Francesco Mezi).

Согласно информации, предоставленной Yahoo News, фигурку хранили родственники и потомки Меци до 1930-х гг., пока в Италию не пришла Вторая мировая война. Чтобы сберечь творение, родственники Меци переправили его в Швейцарию. До 80-х годов прошлого века о местонахождении статуэтки почти ничего не было известно. Группа коммерсантов решила заняться ее поиском, разъезжая по стране.



Спустя 25 лет г-н Льюис заказал Американской мастерской художественного литья (American Fine Arts Foundry) изготовить бронзовую статуэтку, на что ушло три года. Помимо первой бронзовой копии статуэтки художественная галерея Лас Вегаса Art Encounter намерена изготовить ограниченную серию ее реплик для продажи частным коллекционерам. Как сообщила газета «Las Vegas Sun», цена копии составит 25-30 тысяч долларов. По словам г-на Льюиса 1 миллион долларов, вырученный от продаж, будет безвозмездно передан в Армию спасения для финансирования программы по борьбе со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.

После того, как оригинальная восковая фигура, а также искусно изготовленная с нее форма для отливки, были продемонстрированы публике в особняке Greystone Mansion на Беверли Хиллз, они стали частью экспозиции в Лас Вегасе под названием «Гений да Винчи». После закрытия выставки в Лас Вегасе статуэтка будет экспонироваться в Лондоне и Нью-Йорке.


,
флорентийского живописца и скульптора

Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем, на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством.

Это люди и видели в Леонардо из Винчи, в котором помимо телесной красоты, так никогда, впрочем, и не получившей достаточной похвалы, была более чем безграничная прелесть в любом его поступке, таланта же было в нем столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью. Силы было в нем много, но в сочетании с ловкостью; его помыслы и его дерзания были всегда царственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не только в свое время, но и после своей смерти, когда он среди потомства приобрел еще большую известность.

Поистине дивным и небесным был Леонардо, сын сера Пьеро из Винчи. Обладая широкими познаниями и владея основами наук, он добился бы великих преимуществ, не будь он столь переменчивым и непостоянным. В самом деле, он принимался за изучение многих предметов, но, приступив, затем бросал их. Так, в математике за те немногие месяцы, что он ею занимался, он сделал такие успехи, что, постоянно выдвигая всякие сомнения и трудности перед тем учителем, у которого он обучался, он не раз ставил его в тупик. Некоторые усилия потратил он и на познание музыкальной науки, но вскоре решил научиться только игре на лире, и.вот, как человек, от природы наделенный духом возвышенным и полным очарования, он божественно пел, импровизируя под ее сопровождение. Все же, несмотря на столь различные его занятия, он никогда не бросал рисования и лепки, как вещей, больше всех других привлекавших его воображение.

Заметив это и приняв во внимание высокий полет этого дарования, сер Пьеро отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнес их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов . Пораженный теми огромнейшими задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро в его решении посвятить его этому делу и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую, что Леонардо сделал более чем охотно и стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок. А так как он обладал умом божественным и дивным, он проявил себя не только в скульптуре, еще смолоду вылепив из глины несколько голов смеющихся женщин , с которых, пользуясь искусством формования, до сих пор еще делают гипсовые слепки, равно как и детские головы, казавшиеся вышедшими из рук мастера, но также, будучи отличнейшим геометром, и в области архитектуры, нарисовав множество планов и других видов разных построек , и он же был первым, кто, будучи еще юношей, обсудил вопрос о том, как отвести реку Арно по каналу, соединяющему Пизу с Флоренцией. Он делал рисунки мельниц, сукновальных станков и прочих машин, которые можно привести в движение силой воды, но, так как он хотел, чтобы его профессией стала живопись, он много упражнялся в рисовании с натуры, а подчас и в изготовлении глиняных моделей фигур, одевая их в мягкие, пропитанные глиной тряпки, а затем терпеливо принимался их срисовывать на тончайших, уже сносившихся реймских и льняных тканях, выполняя на них кончиком кисти в черном и белом цвете чудесные рисунки, о чем можно и сейчас судить по некоторым из них, сделанным его рукой и имеющимся в нашей Книге рисунков. Рисовал он и на бумаге столь тщательно и так хорошо, что нет никого, кому в этих тонкостях когда-либо удалось с ним сравняться; такова принадлежащая мне голова, божественно исполненная серебряным карандашом и светотенью. И этот гений был от Бога преисполнен такой благодати и такой потрясающей силы ее проявления, в согласии с разумом и послушной ему памятью, и он своими рисующими руками так прекрасно умел выражать свои замыслы, что рассуждения его побеждали, а доводы ставили в тупик любого упрямца. Он постоянно делал модели и рисунки, чтобы показать, как возможно с легкостью сносить горы и прорывать через них переходы из одной долины в другую и как возможно поднимать и передвигать большие тяжести при помощи рычагов, воротов и винтов, как осушать гавани и как через трубы выводить воду из низин, ибо этот мозг никогда в своих измышлениях не находил себе покоя, и множество рисунков со следами подобных его мыслей и трудов мы видим рассеянными среди наших художников, да и сам я видел их немало .

Помимо всего этого он не щадил своего времени вплоть до того, что рисовал вязи из веревок с таким расчетом, чтобы можно было проследить от одного конца до другого все их переплетение, заполнявшее в завершение всего целый круг.

Один из этих рисунков, сложнейший и очень красивый, можно видеть на гравюре, а в середине его - следующие слова: Leonardus Vinci Academia . В числе этих моделей и рисунков был один, при помощи которого он не раз доказывал многим предприимчивым гражданам, управлявшим в то время Флоренцией, что он может поднять храм Сан Джованни и подвести под него лестницы, не разрушая его, и он их уговаривал столь убедительными доводами, что это казалось возможным, хотя каждый после его ухода в глубине души и сознавал всю невозможность такой затеи .

Он был настолько приятным в общении, что привлекал к себе души людей. Не имея, можно сказать, ничего и мало работая, он всегда держал слуг и лошадей, которых он очень любил предпочтительно перед всеми другими животными, с каковыми, однако, он обращался с величайшей любовью и терпеливостью, доказывая это тем, что часто, проходя по тем местам, где торговали птицами, он собственными руками вынимал их из клетки и, заплатив продавцу требуемую им цену, выпускал их на волю, возвращая им утраченную свободу. За что природа и решила облагодетельствовать его тем, что, куда бы он ни обращал свои помыслы, свой ум и свое дерзание, он в творениях своих проявлял столько божественности, что никогда никто не смог с ним сравняться в умении доводить до совершенства свойственные ему непосредственность, живость, доброту, привлекательность и обаяние.

Правда, мы видим, что Леонардо многое начинал, но ничего никогда не заканчивал, так как ему казалось, что в тех вещах, которые были им задуманы, рука не способна достигнуть художественного совершенства, поскольку он в своем замысле создавал себе разные трудности, настолько тонкие и удивительные, что их даже самыми искусными руками ни при каких обстоятельствах нельзя было бы выразить. И столько было в нем разных затей, что, философствуя о природе вещей, он пытался распознать свойства растений и упорно наблюдал за вращением неба, бегом луны и движениями солнца .

Так вот, как уже говорилось, он, с юных лет посвятив себя искусству, устроился через сера Пьеро у Андреа дель Верроккио. Когда Андреа писал на дереве образ с изображением св. Иоанна, крестящего Христа, Леонардо сделал на нем ангела, держащего одежды, и, хотя был еще юнцом, выполнил его так, что ангел Леонардо оказался много лучше фигур Верроккио, и это послужило причиной тому, что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении .

Для портьеры, которую должны были во Фландрии выткать золотом и шелком, с тем чтобы послать ее португальскому королю, ему был заказан картон с изображением Адама и Евы, согрешивших в земном раю, на котором Леонардо кистью и светотенью, высветленной белильными бликами, написал луг с бесчисленными травами и несколькими животными, и поистине можно сказать, что по тщательности и правдоподобию изображения божественного мира ни один талант не мог бы сделать ничего подобного. Есть там фиговое дерево, которое, не говоря о перспективном сокращении листьев и общем виде расположения ветвей, выполнено с такой любовью, что теряешься при одной мысли о том, что у человека может быть столько терпения. Есть там и пальмовое дерево, в котором округлость его плодов проработана с таким великим и поразительным искусством, что только терпение и гений Леонардо могли это сделать. Впрочем, произведение это не было осуществлено, почему картон и находится ныне во Флоренции в благословенном доме великолепного Оттавиано деи Медичи, которому он был недавно подарен дядей Леонардо .

Говорят, что однажды, когда сер Пьеро из Винчи находился в своем поместье, один из его крестьян, собственными руками вырезавший круглый щит из фигового дерева, срубленного им на господской земле, запросто попросил его о том, чтобы этот щит для него расписали во Флоренции, на что тот весьма охотно согласился, так как этот крестьянин был очень опытным птицеловом и отлично знал места, где ловится рыба, и сер Пьеро широко пользовался его услугами на охоте и в рыбной ловле. И вот, переправив щит во Флоренцию, но так и не сообщив Леонардо, откуда он взялся, сер Пьеро попросил его что-нибудь на нем написать. Леонардо же, когда в один прекрасный день этот щит попал в руки и когда он увидел, что щит кривой, плохо обработан и неказист, выпрямил его на огне и, отдав его токарю, из покоробленного и неказистого сделал его гладким и ровным, а затем, пролевкасив и по-своему его обработав, стал раздумывать о том, что бы на нем написать такое, что должно было бы напугать каждого, кто на него натолкнется, производя то же впечатление, какое некогда производила голова Медузы. И вот для этой цели Леонардо напустил в одну из комнат, в которую никто, кроме него, не входил, разных ящериц, сверчков, змей, бабочек, кузнечиков, нетопырей и другие странные виды подобных же тварей, из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух. Он изобразил его выползающим из темной расселины скалы и испускающим яд из разверзнутой пасти, пламя из глаз и дым из ноздрей, причем настолько необычно, что оно и на самом деле казалось чем-то чудовищным и устрашающим. И трудился он над ним так долго, что в комнате от дохлых зверей стоял жестокий и невыносимый смрад, которого, однако, Леонардо не замечал из-за великой любви, питаемой им к искусству. Закончив это произведение, о котором ни крестьянин, ни отец уже больше не спрашивали, Леонардо сказал последнему, что тот может, когда захочет, прислать за щитом, так как он со своей стороны свое дело сделал. И вот когда однажды утром сер Пьеро вошел к нему в комнату за щитом и постучался в дверь, Леонардо ее отворил, но попросил его обождать и, вернувшись в комнату, поставил щит на аналой и на свету, но приспособил окно так, чтобы оно давало приглушенное освещение. Сер Пьеро, который об этом и не думал, при первом взгляде от неожиданности содрогнулся, не веря, что это тот самый щит, и тем более что увиденное им изображение - живопись, а когда он попятился, Леонардо, поддержав его, сказал: "Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства". Вещь эта показалась серу Пьеро более чем чудесной, а смелые слова Леонардо он удостоил величайшей похвалы. А затем, потихоньку купив у лавочника другой щит, на котором было написано сердце, пронзенное стрелой, он отдал его крестьянину, который остался ему за это благодарным на всю жизнь. Позднее же сер Пьеро во Флоренции тайком продал щит, расписанный Леонардо, каким-то купцам за сто дукатов, и вскоре щит этот попал в руки к миланскому герцогу, которому те же купцы перепродали его за триста дукатов . После этого Леонардо написал отличнейшую Мадонну на картине, принадлежавшей впоследствии папе Клименту VII, и в числе прочих изображенных на ней вещей он воспроизвел наполненный водой графин, в котором стоят несколько цветов и в котором, не говоря об изумительной живости, с какой он его написал, он так передал выпотевшую на нем воду, что роса эта казалась живей живого .

Для своего ближайшего друга Антонио Сеньи он изобразил на листе Нептуна, нарисованного настолько тщательно, что он тоже казался совсем живым. Видны были и разбушевавшееся море, и колесница Нептуна, влекомая морскими конями вместе со всеми чудовищами, дельфинами и ветрами, а также несколько великолепнейших голов морских богов . Рисунок этот был подарен сыном Сеньи, Фабио, мессеру Джованни Гадди с нижеследующей эпиграммой:

Pinxit Virgilius Neptunum, pinxit Homerus:

Dum maris undisoni per vada flectit equos.

Mente quidem vates illum conspexit uterque,

Ему пришла фантазия написать маслом на холсте голову Медузы с клубком змей вместо прически - самая странная и дерзкая выдумка, какую только можно себе вообразить . Однако, поскольку это была работа, для которой требовалось много времени, она так и осталась им незаконченной, как это, впрочем, и случалось с большинством его произведений. Она в числе других превосходных вещей находится во дворце герцога Козимо наряду с полуфигурой ангела, у которого одна рука поднята и сокращается от плеча к локтю по направлению к зрителю, а другая своей кистью прикасается к груди . Поразительно то, что этот гений, стремившийся придавать как можно больше рельефности всему тому, что он изображал, настолько старался углубить темноту фона при помощи темных теней, что выискивал такие черные краски, которые по силе своей затененности были бы темнее всех других оттенков черного цвета, с тем чтобы благодаря этой черноте светлые места казались более светящимися; однако, в конце концов, способ этот приводил к такой темноте, что вещи его, в которых уже не оставалось ничего светлого, имели вид произведений, предназначенных для передачи скорее ночи, чем всех тонкостей дневного освещения, а все это - только для того, чтобы добиться возможно большей рельефности, дабы достигнуть пределов совершенства в искусстве. Он испытывал такое удовольствие, когда видел в натуре людей со странными лицами, бородатыми или волосатыми, что готов был целыми днями ходить по пятам такого понравившегося ему человека и запоминал его настолько, что потом, вернувшись домой, зарисовывал его так, словно имел его перед глазами. Можно видеть много таких его рисунков и женских, и мужских голов, и у меня, в моей столько раз уже упоминавшейся Книге рисунков, хранится их несколько, собственноручно нарисованных им пером . Такова была и голова Америго Веспуччи, нарисованная углем, а также голова цыганского предводителя Скарамучча, которой впоследствии владел каноник церкви Сан Лоренцо мессер Донато Вальдамбрини из Ареццо, получивший ее от Джамбуллари .

Начал он писать на дереве алтарный образ Поклонения волхвов , в котором много хорошего, в особенности - головы, который находился в доме у Америго Бенчи, что насупротив лоджии семейства Перуцци, и который, как и другие его вещи, остался незаконченным .

Когда умер миланский герцог Галеаццо и в 1494 году в тот же сан был возведен Лодовико Сфорца, Леонардо был с большим почетом отправлен к герцогу для игры на лире, звук которой очень нравился этому герцогу, и Леонардо взял с собой этот инструмент, собственноручно им изготовленный большей частью из серебра в форме лошадиного черепа, - вещь странную и невиданную, - чтобы придать ей полногласие большой трубы и более мощную звучность, почему он и победил всех музыкантов, съехавшихся туда для игры на лире. К тому же он был лучшим импровизатором стихов своего времени. Внимая же столь удивительным рассуждениям Леонардо, герцог настолько влюбился в его таланты, что даже трудно было этому поверить. По его просьбе Леонардо написал на дереве алтарный образ Рождества , который герцог послал императору .

Написал он также в Милане для братьев доминиканцев в Санта Мариа делле Грацие Тайную вечерю, прекраснейшую и чудесную вещь, придав головам апостолов столько величия и красоты, что голову Христа оставил незаконченной, полагая, что ему не удастся выразить в ней ту небесную божественность, которой требует образ Христа . Произведение это, оставшееся в этом виде как бы законченным, неизменно пользовалось величайшим почитанием миланцев, а также иноземцев, так как Леонардо задумал и сумел выразить то сомнение, которое зародилось в апостолах, захотевших узнать, кто предавал их учителя. Недаром во всех их лицах видны любовь, страх и негодование, вернее, страдание из-за невозможности постичь мысль Христа, и это вызывает не меньшее удивление, чем когда в Иуде видишь обратное, - его упорство и его предательство, не говоря о том, что мельчайшая подробность в этом произведении обнаруживает невероятную тщательность, ибо даже в скатерти самое строение ткани передано так, что настоящее реймское полотно лучше не покажет того, что есть в действительности.

Говорят, что настоятель этой обители упорно приставал к Леонардо с тем, чтобы тот закончил эту роспись, так как ему казалось странным видеть, что Леонардо иной раз целых полдня проводил в размышлениях, отвлекаясь от работы, а настоятелю хотелось, чтобы он никогда не выпускал кисти из рук, как он это требовал от тех, кто полол у него в саду. Не довольствуясь этим, он пожаловался герцогу и так его накалил, что тот был вынужден послать за Леонардо и вежливо его поторопить, дав ему ясно понять, что все это он делает только потому, что к нему пристает настоятель. Леонардо, поняв, что этот государь человек проницательный и сдержанный, решил обстоятельно с ним обо всем побеседовать (чего он с настоятелем никогда не делал). Он много с ним рассуждал об искусстве и убедил его в том, что возвышенные таланты иной раз меньше работают, но зато большего достигают, когда они обдумывают свои замыслы и создают те совершенные идеи, которые лишь после этого выражаются руками, воспроизводящими то, что однажды уже было рождено в уме. И добавил, что ему остается написать еще две головы, а именно - голову Христа, образец для которой он и не собирался искать на земле, что мысль его, как ему кажется, недостаточно мощна, чтобы он мог в своем воображении создать ту красоту и небесную благость, которые должны быть присущи воплотившемуся божеству, а также, что ему не хватает и головы Иуды, которая тоже его смущает, поскольку он не верит, что способен вообразить форму, могущую выразить лицо того, кто после всех полученных им благодеяний оказался человеком в душе своей настолько жестоким, что решился предать своего владыку и создателя мира, и хотя для второй головы он будет искать образец, но что в конце концов, за неимением лучшего, он всегда может воспользоваться головой этого настоятеля, столь назойливого и нескромного. Это дело на редкость рассмешило герцога, который сказал, что Леонардо тысячу раз прав, а посрамленный бедный настоятель стал усиленно торопить полольщиков своего сада и оставил в покое Леонардо, который спокойно закончил голову Иуды, кажущуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности . Голова же Христа осталась, как уже говорилось, незаконченной.

Высокие достоинства этой росписи как в отношении композиции, так и в отношении несравненной тщательности ее отделки вызвали у французского короля желание перевезти ее в свое королевство. Поэтому он всяческими путями старался выяснить, не найдутся ли такие архитекторы, которые при помощи деревянных брусьев и железных связей сумели бы создать для нее арматуру, обеспечивающую ее сохранность при перевозке, и готов был потратить на это любые средства, так ему этого хотелось. Однако то обстоятельство, что она была написана на стене, отбило у его величества всякую охоту, и она осталась достоянием миланцев. Во время работы над Тайной вечерей Леонардо на торцовой стене той же трапезной под Распятием, исполненным в старой манере, изобразил названного Лодовико вместе с его первенцем Массимилиано, а напротив - герцогиню Беатриче с другим сыном, Франческо, - оба они впоследствии стали миланскими герцогами, и портреты эти божественно написаны .

Пока он был занят этими произведениями, Леонардо предложил герцогу сделать бронзового коня необыкновенных размеров, чтобы, посадив на него изображение герцога, увековечить этим его память, но начал он его настолько огромным и довел его до такого состояния, что закончить его уже так и не смог . Кое-кем высказывалось мнение (ведь человеческие суждения бывают разные и часто злые, когда ими движет зависть), будто Леонардо начал его, как и другие свои вещи, для того, чтобы он остался незаконченным, ведь при такой величине и при желании отлить его из одного куска можно было предвидеть невероятные трудности; впрочем, вполне возможно, что многие придерживались этого мнения на основании фактов, поскольку многие из его вещей действительно оставались незаконченными.

На самом же деле можно полагать, что его величественнейшая и превосходнейшая, но непомерно алчущая душа натолкнулась на препятствие, что причиной этому было его неизменное стремление добиваться все более превосходного превосходства и все более совершенного совершенства и что, таким образом, как говорил наш Петрарка, творение было сковано желанием .

Да и, по правде говоря, те, кто видел огромную глиняную модель, которую сделал Леонардо, утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного. Модель эта просуществовала до того, как в Милан с королем Франции Людовиком пришли французы, которые всю ее разбили. Погибла также почитавшаяся совершенной небольшая восковая модель, наравне с книгой об анатомии лошадей, составленной им для своих научных занятий . Засим он приступил, но с еще большим усердием, к анатомии людей, пользуясь в этом деле помощью превосходного философа, читавшего в то время в Павии лекции и писавшего об этом предмете, а именно Маркантонио делла Торре, которому он взамен этого и сам помогал и который был (насколько я слышал) одним из первых, кто начал изучать медицину в свете учения Галена и освещать истинным светом анатомию, остававшуюся до того времени окруженной густым и величайшим мраком невежества. В этом он чудесно использовал гений, труд и руку Леонардо, который составил книгу из рисунков красным карандашом, заштрихованных пером, с изображением трупов, мышц и костей, с которых он собственноручно сдирал кожу и которые срисовывал с величайшей тщательностью . На этих рисунках он изображал все кости, а затем по порядку соединял их сухожилиями и покрывал мышцами: первыми, которые прикреплены к костям, вторыми, которые служат опорными точками, и третьими, которые управляют движениями, и тут же в разных местах он вписывал буквы, написанные неразборчивым почерком, левой рукой и навыворот, так что всякий, у кого нет навыка, не может их разобрать, ибо читать их можно не иначе как с зеркалом. Большая часть этих листов с человеческой анатомией находится в руках миланского дворянина Франческо Мельци , который во времена Леонардо был очень красивым и очень любимым им юношей, в то время как ныне - он красивый и милый старик, который очень дорожит этими листами и хранит их как реликвию наряду с портретом блаженной памяти Леонардо. И тому, кто читает эти рукописи, кажется невозможным, чтобы этот божественный дух так хорошо рассуждал об искусстве, мышцах, сухожилиях и сосудах, причем обо всем с такой обстоятельностью. Равным образом некоторые рукописи Леонардо находятся в руках миланского живописца...<Пропуск в подлиннике.> и написаны они точно так же левой рукой навыворот и трактуют о живописи и о способах рисовать и писать красками. Живописец этот недавно приезжал во Флоренцию меня повидать, желая напечатать это сочинение, которое он повез в Рим, чтобы оно вышло в свет, однако что из этого получилось, мне неизвестно.

Возвращаясь к произведениям Леонардо, скажу, что в его время в Милан прибыл французский король. Когда же в связи с этим попросили Леонардо сделать какую-нибудь диковинную вещь, он сделал льва, который мог пройти несколько шагов, а затем у него разверзалась грудь и он оказывался весь полон лилий . В Милане Леонардо взял в ученики Салаи , который был очень привлекателен своей прелестью и своей красотой, имея прекрасные курчавые волосы, которые вились колечками и очень нравились Леонардо. Леонардо многому научил его в искусстве, а некоторые работы, которые в Милане приписывают Салаи, были подправлены Леонардо.

Вернувшись во Флоренцию, он узнал, что братья сервиты заказали Филиппино работу над образом главного алтаря церкви Нунциаты, на что Леонардо заявил, что охотно выполнит подобную работу. Тогда Филиппино, услыхав об этом и будучи человеком благородным, от этого дела отстранился, братья же, для того чтобы Леонардо это действительно написал, взяли его к себе в обитель, обеспечив содержанием и его, и всех его домашних, и вот он тянул долгое время, так ни к чему и не приступая. В конце концов он сделал картон с изображением Богоматери, св. Анны и Христа, который не только привел в изумление всех художников, но когда он был окончен и стоял в его комнате, то в течение двух дней напролет мужчины и женщины, молодежь и старики приходили, как ходят на торжественные праздники, посмотреть на чудеса, сотворенные Леонардо и ошеломлявшие весь этот народ. Ведь в лице Мадонны было явлено все то простое и прекрасное, что своей простотой и своей красотой и может придать ту прелесть, которой должно обладать изображение Богоматери, ибо Леонардо хотел показать скромность и смирение Девы, преисполненной величайшего радостного удовлетворения от созерцания красоты своего сына, которого она с нежностью держит на коленях, а также и то, как она пречистым своим взором замечает совсем еще маленького св. Иоанна, резвящегося у ее ног с ягненком, не забыв при этом и легкую улыбку св. Анны, которая едва сдерживает свое ликование при виде своего земного потомства, ставшего небесным, - находки поистине достойные ума и гения Леонардо. Картон этот, как будет сказано ниже, впоследствии ушел во Францию . Он написал портрет Джиневры, дочери Америго Бенчи , - прекраснейшую вещь, и бросил работу для сервитов, вернувших ее Филиппино, который, застигнутый смертью, тоже не мог ее закончить. Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены, Моны Лизы, и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным. Это произведение находится ныне у короля Франции Франциска, в Фонтенбло . Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться, ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. Действительно, в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них была сизая красноватость и те волоски, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же благодаря тому, что было показано, как волоски их вырастают на теле, где гуще, а где реже, и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально. Нос, со всей красотой своих розоватых и нежных отверстий, имел вид живого. Рот, с его особым разрезом и своими концами, соединенными алостью губ, в сочетании с инкарнатом лица, поистине казался не красками, а живой плотью. А всякий, кто внимательнейшим образом вглядывался в дужку шеи, видел в ней биение пульса, и действительно, можно сказать, что она была написана так, чтобы заставить содрогнуться и испугать всякого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Прибег он также и к следующей уловке: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал при ней певцов, музыкантов и постоянно шутов, поддерживавших в ней веселость, чтобы избежать той унылости, которую живопись обычно придает портретам, тогда как в этом портрете Леонардо была улыбка, настолько приятная, что он казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной.

И вот благодаря совершенству произведений этого божественного художника слава его разрослась настолько, что все, кто ценил искусство, более того, даже весь город, мечтали о том, чтобы он оставил им какую-нибудь о себе память, и повсеместно речь шла о том, чтобы поручить ему какое-нибудь значительное и крупное произведение, благодаря которому город был бы украшен и почтен тем же изобилием таланта, обаяния и ума, каким отличались творения Леонардо.

Когда по договоренности между гонфалоньером и знатными гражданами была заново перестроена большая зала Совета, архитектуру которой в соответствии с его суждением и советами осуществили Джулиано Сангалло, Симоне Поллайоло, по прозванию Кронака, Микельанджело Буонарроти и Баччо д"Аньоло, как о том более подробно будет рассказано в своих местах , и после того, как это с большой быстротой было закончено, было обнародовано постановление, согласно которому Леонардо поручалось написать какое-нибудь прекрасное произведение, и так Пьеро Содерини, тогдашний гонфалоньер правосудия, предоставил ему для этой цели названный зал.

Поэтому, решившись за это взяться, Леонардо начал делать картон в Папской зале, помещавшейся при церкви Санта Мариа Новелла, изобразив на этом картоне историю про Никколо Пиччинини, военачальника герцога Филиппо Миланского , и нарисовав группу всадников, сражающихся за знамя, вещь, которая была признана выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, примененных им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя; при этом один из солдат, вцепившись в него руками и всем туловищем на него налегая, пускает свою лошадь вскачь и, обернувшись лицом назад, хватается за древко знамени, стараясь силой вырвать его из рук остальных четырех. Двое из них защищают его каждый одной рукой и, высоко замахнувшись другой, держащей меч, пытаются перерубить древко, между тем как старый солдат в красной шапке с воплем держит одной рукой древко, а другой - с высоко поднятой кривой саблей готовит бешеный удар, чтобы сразу отрубить обе руки тех двух, которые, скрежеща зубами, со свирепейшим видом пытаются отстоять свое знамя. Помимо всего этого на земле между ног лошадей есть две изображенные в ракурсе и дерущиеся фигуры, на одну из которых, лежащую, вскочил солдат, который поднял руку как можно выше, чтобы с тем большей силой поразить соперника в горло кинжалом и его прикончить, другой же, придавленный руками и ногами первого, делает все возможное, чтобы избежать смерти.

И не выразить словами, как у Леонардо нарисованы одежды солдат, которые он разнообразил самым разнообразным образом. Таковы же и гребни на их шлемах, и прочие украшения, не говоря о невероятном мастерстве, проявленном им в формах и очертаниях лошадей, игру мышц и упругую красоту которых Леонардо передавал лучше любого другого мастера. Говорят, что для рисования этого картона он смастерил хитроумнейшее сооружение, которое, зажав его, поднималось, а опустившись, отпускало. И задумав писать маслом по стене, он для подготовки стены составил такую грубую смесь, что она по мере того, как он продолжал роспись этого зала, стала стекать, и он бросил работу, видя, как она портится.

Леонардо обладал исключительным величием духа, и каждый его поступок являл благородство величайшее. Говорят, что однажды, когда он пришел в банк за своим содержанием, которое он ежемесячно получал от Пьеро Содерини, кассир хотел выдать ему несколько кульков с грошами, он, однако, не пожелал их брать, заявив: "Я не грошовый живописец". Когда же Пьеро Содерини однажды обвинил его в недобросовестности и против него поднялся ропот, Леонардо постарался набрать денег у своих друзей и пошел их возвращать, но Пьеро не пожелал их брать.

По случаю избрания папы Льва он отправился в Рим вместе с герцогом Джулиано деи Медичи, питавшим большое пристрастие ко всякой философии, в особенности же к алхимии. Там, изготовив особую восковую мазь, он на ходу делал из нее тончайших, наполненных воздухом зверушек, которых, надувая, заставлял летать, но которые падали на землю, как только воздух из них выходил. К ящерице, весьма диковинного вида, найденной садовником Бельведера, он прикрепил крылья из чешуек кожи, содранной им с других ящериц, наполнив их ртутным составом так, что они трепетали, когда ящерица начинала ползать, а затем, приделав к ней глаза, рога и бороду, он ее приручил и держал в коробке, а все друзья, которым он ее показывал, в ужасе разбегались. Часто он тщательно очищал от жира и пищи кишки холощеного барана и доводил их до такой тонкости, что они помещались на ладони, и, поместив в соседней комнате кузнечный мех, к которому он прикреплял один конец названных кишок, он надувал их так, что они заполняли собой всю комнату, а она была огромная, и всякий, кто в ней находился, вынужден был забиваться в угол. Тем самым он показывал, что эти прозрачные и полные воздухом кишки, занимавшие вначале очень мало места, могут, как оказывается, занять очень много, и уподоблял это таланту. Выполнил он бесконечное множество таких затей, занимался и зеркалами и применял причудливейшие способы в изыскании масел для живописи и лаков для сохранности готовых произведений.

В это время он написал для мастера Бальдассари Турини из Пеши, датария папы Льва, небольшую картину, изображающую Богоматерь с младенцем на руках и написанную с бесконечной тщательностью и искусством. Однако то ли по вине того, кто ее грунтовал, или из-за собственных его замысловатых смесей грунтов и красок она в настоящее время сильно попорчена. На другой небольшой картине он изобразил младенца поразительной красоты и изящества. Обе картины находятся в настоящее время в Пеше в доме мессера Джулио Турини .

Говорят, что, получив как-то заказ от папы, он тотчас же начал перегонять масла и травы для получения лака, на что папа Лев заметил:

"Увы! Этот не сделает ничего, раз он начинает думать о конце, прежде чем начать работу". Между Микельанджело Буонарроти и Леонардо существовала большая вражда. Поэтому из-за соперничества с ним Микельанджело с разрешения герцога Джулиано покинул Флоренцию, куда он был призван папой для работы над фасадом церкви Сан Лоренцо. Леонардо, услыхав об этом, тоже уехал и отправился во Францию , где король, у которого были его произведения, весьма ему благоволил и хотел, чтобы он написал картон со св. Анной, но Леонардо по своему обыкновению долгое время отделывался одними словами .

Наконец достиг он старости; проболел многие месяцы и, чувствуя приближение смерти, стал усердно изучать все, что касалось религии, истинной и святой христианской веры, а засим с обильными слезами исповедался и покаялся и, хотя и не в силах был стоять на ногах, все же, поддерживаемый руками друзей и слуг, пожелал благоговейно причаститься св. даров вне своей постели. Когда же прибыл король, который имел обыкновение часто и милостиво его навещать, Леонардо из почтения к королю, выпрямившись, сел на постели и, рассказывая ему о своей болезни и о ее ходе, доказывал при этом, насколько он был грешен перед Богом и перед людьми тем, что работал в искусстве не так, как подобало. Тут с ним случился припадок, предвестник смерти, во время которого король, поднявшись с места, придерживал ему голову, дабы этим облегчить страдания и показать свое благоволение. Божественнейшая же его душа, сознавая, что большей чести удостоится она не может, отлетела в объятиях этого короля - на семьдесят пятом году его жизни .

Утрата Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знавал, ибо не было никогда человека, который принес бы столько чести искусству живописи.

Блеском своей наружности, являвшей высшую красоту, он прояснял каждую омраченную душу, а словами своими мог склонить к "да" или "нет" самое закоренелое предубеждение. Силой своей он способен был укротить любую неистовую ярость и правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец. В своем великодушии он готов был приютить и накормить любого друга, будь он беден или богат, лишь бы только он обладал талантом и доблестью. Одним своим прикосновением он придавал красоту и достоинство любому самому убогому и недостойному помещению. Потому-то рождение Леонардо поистине и было величайшим даром для Флоренции, а смерть его - более чем непоправимой утратой. В искусстве живописи он обогатил приемы масляного письма некоей темнотой, позволившей современным живописцам придавать своим фигурам большую силу и рельефность. В искусстве скульптуры он показал себя в трех бронзовых фигурах, стоящих над северными вратами церкви Сан Джованни и выполненных Джованни Франческо Рустичи, но скомпонованных по советам Леонардо, и фигуры эти по рисунку и по совершенству - лучшее литье, какое только было видно по сей день. От Леонардо мы имеем анатомию лошадей и еще более совершенную анатомию человека .

Вот почему, хотя он много больше сделал на словах, чем на деле, все эти отрасли его деятельности, в которых он настолько божественно себя проявил, никогда не дадут угаснуть ни имени его, ни славе. Недаром Джованни Баттиста Строцци и почтил его следующими словами:

Учеником Леонардо был Джованнантонио Больтрафио , миланец, человек очень опытный, с большой тщательностью написавший в 1500 году в церкви Мизерикордиа, возле Болоньи, маслом на дереве Богоматерь с младенцем на руках, св. Иоанном Крестителем, обнаженным св. Себастьяном и коленопреклоненным заказчиком, писанным с натуры, - вещь поистине прекрасную, на которой он подписал свое имя и то, что он - ученик Леонардо. Написал он и другие произведения как в Милане, так и в других местах, однако достаточно было назвать вышеупомянутое, которое лучше других. Его же учеником был Марко Уджони , написавший в церкви Санта Мариа делла Паче Успение Богоматери и Брак в Кане Галилейской.

Леонардо (Лионардо) да Винчи (1452-1519) - живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый. Родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции, незаконный сын местного нотариуса сера Пьера Винчи и молодой крестьянки Катарины. Воспитывался в доме отца и вместе с ним переселился в 1469 г. (а может быть, еще в 1466) во Флоренцию. Впервые его имя встречается там в книге корпорации флорентинских художников от 1472 г. В 1469-1476 гг. (а может быть, и до 1478) работал в боттеге Верроккио, в 1480 г. упоминается как имеющий собственную мастерскую. Первые свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории (1478; выполнен не был) и договор на "Поклонение волхвов" для монастыря Сан Донато а Скопето (1481; работа осталась незаконченной). В 1482-1499 гг. в Милане, на службе у герцога Лодовико Моро, в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и живописца. В апреле 1500 г. возвращается во Флоренцию (через Мантую и Венецию). В 1502 около года служит у Чезаре Борджа, по поручению которого объезжает Романью, Умбрию и Тоскану. В 1503-1506 гг. во Флоренции работает над стенной росписью в зале Большого совета дворца Синьории ("Битва при Ангиари"), в 1506 г. возвращается в Милан на службу к французскому наместнику Шарлю д"Амбуаз, где живет до 1513 г. (с перерывом для поездки во Флоренцию в 1507 г.). С конца 1513 г. в Риме, откуда в 1516 г. был приглашен королем Франциском I во Францию на должность первого живописца, архитектора и механика короля. Умер в замке Клу 2 мая 1519 г., завещав рукописное наследство ученику Франческо Мельци, сопровождавшему его во Францию. Леонардо был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных на итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее разъединены и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина.

Леонардо да Винчи, полное имя Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452 - 2 мая 1519 гг.), один из величайших деятелей искусства и науки эпохи Высокого Возрождения - художник, скульптор, архитектор, ученый, изобретатель и писатель.

Автопортрет, приписываемый Леонардо да Винчи (Королевская библиотека, Турин). Считается, что художник сделал его в возрасте 60-ти лет.


Незаконнорожденный сын

Леонардо родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано около городка Винчи. Незаконнорожденный сын нотариуса Пьеро да Винчи, Леонардо с четырехлетнего возраста воспитывался в доме отца. Там он получил начальное домашнее образование, овладев в том числе латынью и математикой. Любопытным фактом является то, что Леонардо с юных лет был амбидекстром - правой и левой руками владел одинаково хорошо, хотя большинство его письменных работ выполнено левой рукой справа налево. В возрасте около 14 лет Леонардо с семьей переезжает во Флоренцию, где в 1467 г. он поступает в обучение к известному живописцу и ваятелю Андреа Верроккьо. В этот период он знакомится с геометрией и законами перспективы, а также с теорией пропорций. В 1473 году Леонардо получает статус мастера в Гильдии Святого Луки (цеховом объединении художников и скульпторов) и работает в собственной мастерской во Флоренции, однако надвигающийся экономический и политический кризис вынуждает его перебраться в 1482 г. в Милан, ко двору герцога Лодовико Сфорца.

Миланский период

В этот период своей жизни Леонардо много и плодотворно работает в самых разных областях. В коллегии герцогских инженеров он вместе с известным архитектором Браманте занимается укреплением и украшением гигантского герцогского замка. 2-Leonardo-da-Vinci.jpg


Замок Сфорца (Castello Sforzesco, Милан). Современный вид замок приобрел после масштабных реставраций в 1833 и 1900 гг.

Эскиз дозорной башни замка Сфорца (Милан). Окруженная колоннами ротонда перекрыта конической крышей

Примерно в 1483-1485 гг. Леонардо разрабатывает план города нового типа - этот вопрос стал актуален вследствие разразившейся в Милане эпидемии чумы, унесшей много жизней. Этот фундаментальный и многоплановый проект, на века опередивший свое время, был реализован при его жизни в очень незначительном объеме, однако многие из его градостроительных идей были воплощены в разных городах и странах в последующие столетия. В 1494 г. Леонардо занимается работами по осушению и орошению земель в окрестностях Милана, соорудив на Мартезанском канале водную лестницу в 130 ступеней. Помимо крупных работ, первый миланский период мастера характеризуется множеством самых разнообразных архитектурных и инженерных творений. Ему принадлежат: проект храма-театра, являющийся первой, после средневековья, попыткой возрождения здания театрального типа; проект загородной виллы с двойными стенами и с расположенными между ними лестницами и многие другие оригинальные проекты, по большей части, дошедшие до наших дней только в виде чертежей и эскизов


Проект центрического здания мавзолея на искусственном холме. Один из многочисленных эскизов «миланского периода», иллюстрирующих новаторские идеи Леонардо да Винчи

Один из крупнейших архитектурных проектов Леонардо - купол над средокрестием Миланского собора. Мастер разрабатывает множество новаторских архитектурных и инженерных решений и даже создает модель из дерева. К сожалению, купол (в менее величественном и более упрощенном варианте) был реализован по проекту другого архитектора.

По всей видимости, именно эта задача сподвигла мастера обратить пристальное внимание на проектирование центрических купольных зданий, в эскизах которых мы можем увидеть реализацию множества новаторских художественных и технических решений. Некоторые исследователи считают, что знаменитый архитектор Браманте при создании своего самого грандиозного проекта (собор св. Петра) использовал некоторые из этих идей да Винчи. 5-Leonardo_da_Vinci-Studies_of_Central_Plan_Buildings.jpg

Эскиз многокупольного храма с трехапсидными капеллами. Считается, что эта идея была позже использована Браманте в проекте собора св. Петра


Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro, Ватикан). Первоначальный проект собора выполнил Браманте (с использованием чертежей Леонардо да Винчи), однако последующие перестройки в значительной мере изменили его архитектонику

На одном из рисунков Леонардо, хранящемся в Венецианской академии, изображен эскиз фасада церкви, более чем на 50 лет предвосхитивший архитектонику римских и венецианских церквей позднего Возрождения, созданных во второй половине XVI века известными зодчими Джакомо да Виньолой и Андреа Палладио.

На службе у Цезаря Борджиа

В 1499 году французские войска вторгаются в северную Италию и занимают Милан. Герцог Лодовико Моро попадает в плен и Леонардо в декабре 1499 года покидает оккупированный город. После кратковременного пребывания в Мантуе, Венеции и Флоренции мастер в 1501 г. поступает на службу к сыну папы Александра VI - герцогу Цезарю Борджиа, где работает над военными укреплениями, проектирует канал, связывающий Чезену с Адриатическим морем и разрабатывает план перестройки г. Имола. Недолгая служба у Борджиа заканчивается в марте 1503 г. и Леонардо возвращается во Флоренцию. Отчаявшись найти в Италии применение своим инженерным и архитектурным талантам, мастер принимается за живопись. В числе прочих к этому периоду его жизни относится и создание знаменитой «Джоконды».

Второй миланский период

Желание Леонардо вернуться в Милан окончательно осуществляется в 1508 г., где он немедленно принимается за постройку нового шлюза в системе больших каналов, имевшего целью защитить город от весенних паводков. В 1512 г. войска папы Юлия II занимают Милан и Леонардо, работавшему при дворе губернатора Милана француза Шарля д"Амбуаза, приходится некоторое время скрываться от гонений. В 1513 г. Юлий II умирает и Леонардо оказывается в фаворе у Джулиано Медичи (брата нового папы Льва X), который приглашает мастера в Рим.

Римский период и переезд во Францию

«Римский» период стареющего Леонардо (1513-1515 гг.) не был ознаменован никакими известными архитектурными свершениями - в основном он занимается живописью. Разразившаяся в начале 1515 года война с Францией волею судеб приводит мастера на переговоры между папой Львом X и Франциском I, который приглашает Леонардо ко своему двору. Предложение короля было принято. И в начале 1516 года да Винчи переезжает во Францию, в замок Клу близ города Амбуа и получает официальное звание первого королевского художника, архитектора и инженера.


Эскизы «Раморантенского проекта» - город вытянутой формы, план замка и бассейна для водных турниров

В 1517 году Леонардо работает над грандиозным проектом постройки Роморантенского канала, который должен был связать центральную Францию с Италией. В связи с этим им разрабатывался план реконструкции города Роморантен, включая и подробные чертежи нового городского дворца. Последним творением гениального мастера, судя по всему, был план замка, возведенного впоследствии в Шамборе (Луар-и-Шер) на реке Коссон.


Замок Шамбор. Отчетливо заметны «декоративность» донжона и королевская лилия на маяковой башенке

Умер Леонардо 2 мая 1519 г. в Кло-Люсе; наследство мастера составило, кроме прочих предметов, около 50 тысяч оригинальных документов различного содержания, из которых до наших дней дошла всего треть.

Наиболее значимые работы архитектора:

1.Реконструкция замка Сфорца в Милане (конец XV - начало XVI вв.).

2.Проект купола Миланского собора

3.Исследования прочности строительных конструкций и материалов

4.Концепции и композиции центрических купольных зданий

5.Проекты разнообразных сооружений «миланского» периода (1482-1499 гг.)

6.Градостроительный план нового типа - переустройство Милана (1483-1485 гг.)

7.Водная лестница на Мартезанском канале (окрестности Милана, 1494 г.)

Итальянское Возрождение входит в новую стадию развития на стыке XV и XVI столетий. Кульминация искусства (конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Рафаэль, Тициан, Джорджоне и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения.

Детство Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в Винчи, тосканском городке, расположенном на холме с тем же названием. Загадки окружают жизнь Леонардо с самого рождения. Он был незаконнорожденным сыном молодого нотариуса Пьеро да Винчи и некоей Катерины, не то крестьянки, не то хозяйки таверны. Нам практически ничего не известно о матери нашего героя, хотя жизнь Пьеро да Винчи достаточно хорошо документирована. Предки Пьеро обосновались в Винчи, по крайней мере, в XIII веке (а может быть, и раньше). Его отец, дед и прадед тоже были нотариусами - причем настолько успешными, что стали землевладельцами и вошли в число состоятельных граждан, так называемых «сеньоров» . Этот титул унаследовал и Пьеро. Дом, в котором жил Леонардо в детстве

Леонардо воспитывался в доме Пьеро да Винчи. Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. При этом он получил довольно поверхностное образование - впоследствии художник сожалел, что так и не выучил латынь, а этот язык был в те времена оcновой обучения. Впрочем, уже тогда Леонардо проявлял незаурядные математические способности, прекрасно пел и играл на лире, замечательно рисовал. В возрасте 15 лет он стал подмастерьем у одного из прославленных флорентийских мастеров - Андреа дель Верроккьо (ок. 1435 1488). Здесь он обучался не только живописи, но рисун ку, скульптуре, ювелирному де лу. Видя способности ученика, Андреа позволил ему принять участие в создании «Крещения Христа» , поручив написать фи гуру ангела, держащего одежды Христа.

Впечат ление Вазари Вазари так описывает впечат ление, ро п изведенное на учите ля работой его ученика: «. . . ан гел Леонардо оказался много лучше фигур Вероккьо, и это послужило причиной тому, что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой то мальчик превзошел его в уме нии» .

Совпадение интересов педагога и ученика Верроккьо был не только знаменитым художником и скульптором итальянского Ренессанса, но и талантливым педагогом. Начинал он как мастер ювелир, известность же ему принесли скульптура иживописные работы. Кроме того, Верроккьо почитали как выдающегося инженера. Он с удовольствием занимался со своим новым учеником, радуясь совпадению их интересов. К сожалению, совпадали и их недостатки. Так, ни учитель, ни ученик не пожелали глубоко изучить фресковую технику. Если бы Леонардо писал фрески традиционным способом, то его великие работы «Тайная вечеря» и «Битва при Ангиари» дошли бы до нас в первозданном виде.

Звание мастера живописи Звание мастера живописи Леонардо получи 1472 году, но до 1476 года оставался у Верроккьо. Возможно, это было связано с какой то совместной работой. 1481 годом датируется первый большой заказ Леонардо. Ему поручили написать картину «Поклонение волхвов» - для алтаря монастыря Сан Донато. Он так и не закончил ее. Но, работая над образом, Леонардо успел продвинуться достаточно далеко, чтобы о нем заговорили как о новаторе в том, что касается передачи жестов и эмоций. В том же году была начата работа над картиной «Святой Иероним»

Уже задолго до Леонардо ма донна на картинах и в скульп турах итальянских мастеров пе рестала быть небесной царицей, держащей на руках спасителя мира. Она превратилась в моло дую мать, которая любуется сы ном. Но что бы ни делал Лео нардо, он всегда открывал но вые, еще неизведанные возмож ности, как в искусстве, так и в науке. Еще никогда религиоз ный сюжет не превращался в такой мере в жанровую сцену, как в «Мадонне Бенуа» .

Юная флорентийка, милая и обаятельная, одетая по моде последней четверти XV века, посадила к себе на колени сына. Забавляя его, она отделила от скромного букетика цветок и протянула ребенку. Младенец схватил одной руку матери, а второй старается взять новый для него предмет. Мать беззаботно смеется, наблюдая за еще неуверенными движениями мальчика. Цветок, вокруг кото рого сплетаются руки, служит смысловым и математическим центром композиции. Крестоцвет в руке Мадонны

Проблемы, волновавшие ма стеров на всем протяжении XV века, нашли свое разреше ние в этом небольшом по раз меру произведении Леонардо. Безошибочная передача тел в движении, умение связать фи гуры так, чтобы группа воспри нималась как нечто единое и внешне и по настроению, тон чайшие градации светотени, бла годаря которым формы стано вятся осязательно объемными, передача особенностей разных предметов - волос, тканей, дра гоценностей, убедительность на строения - все это говорит о том, что «Мадонна Бенуа» под водит итог длительному пути итальянской живописи.

Переезд из Флоренции в Милан и обратно Одной из причин, заставивших Леонардо бросить работу, стал его переезд из Флоренции в Милан на службу при дворе герцога Лодовико Сфорца, правителя города, получившего из за своей смуглой кожи прозвище «Моро» (то есть «Мавр»). В 1482 году, прежде чем пе реехать в Милан ко двору гер цога Лодовико Моро, Леонардо отправил ему письмо, в ко тором подробно перечислил своему покровителю все, что он умел: «Я знаю способ делать чрез вычайно легкие и легко перено симые мосты, пригодные для преследования врагов и для бег ства от них. . . » И так далее по пунктам (их десять) Леонардо излагает свои возможности в области техники. И только в конце прибавляет: «В мирное время я надеюсь вы держать соревнование со вся ким в архитектуре, в постройке зданий. . . Так же я берусь в скульптуре, в мраморе, бронзе или глине, как и в живописи, выполнить все, что возможно, не хуже вся кого желающего помериться со мной» . Однако Леонардо не остано вился на достигнутом. Ему суж дено было открыть новые гори зонты в искусстве, когда он в 1482 году покинул Флоренцию ради Милана, поняв, что род ной город не дал возможности по настоящему раскрыть дарование.

В Милане Мастер из Винчи думал, что для него таким меценатом станет властитель Ми лана - Лодовико Моро, человек грубый, но честолюбивый, стре мившийся закрепить за Миланом положение ведущего центра в системе раздробленной Италии. Как явствует из приведенного в начале нашего рассказа пись ма, Леонардо в последнюю оче редь говорит о себе как о худож нике. Действительно, поле его деятельности в Милане было чрезвычайно широко. Он зани мался наукой, писал картину для одной из церквей, работал для герцога. Он написал порт рет возлюбленной герцога Це цилии Галерани, но главной за дачей в области искусства для него было сооружение памятни ка в честь отца Моро - Франческо Сфорца. К сожалению, до нас дошли только подготови тельные исунки и небольшая группа из р бронзы - победитель на коне. Модель памятника по гибла во время французского нашествия в начале XVI века солдаты Людовика XII сделали из нее мишень для стрел.

Скульптура в Милане. Конь Леонардо В 2001 году в Милане была установлена наконец лошадь Леонардо.

В далёком 1482 году герцог Милана Лодовико Сфорца в память отца Франческо заказал Леонардо да Винчи скульптуру лошадки. Лошадки не простой, но даже и не золотой. А просто напросто самой большой. В мире. Что уж там мелочится, как никак родной батюшка. Леонардо – парень тоже не из скромных, и проект был усложнён необычной и трудно осуществимой композицией с наездником, готовящемся сокрушить распластавшегося на земле врага (а ещё говорят, «лежачего не бьют»). Получив от Сфорца задаток, Да Винчи со свойственной ему ответственностью и старанием принялся за изучение анатомии лошадей в герцогских конюшнях. Зарисовывались отдельные части тела самых красивых экземпляров с пометками вроде «Морель Флорентийский огромен и обладает красивой шеей с довольно красивой головой» . Вздыбленная лошадь более семи метров высотой в то время была колоссальным по сложности замыслом. Как оказалось, даже для Леонардо. Через несколько лет после получения заказа поверженный враг был вычеркнут из планов, а саму лошадь решили опустить на грешную землю на все четыре подковы. В 1493 году на суд восхищенной публики была выставлена глиняная модель в натуральную величину. Натуральную по плану, не по природе матушке, то есть более семи метров играющих мышц и вьющейся гривы. Оставалась самая малость – залить статую бронзой. Бронзы требовалось около 100 тонн. Которые совсем недавно в наличии были, да сплыли. На пушки для обороны герцогства от французского нашествия под предводительством Людовика XII. Леонардо подобным расточительством оскорбился и удалился в Мантую. А лошадь осталась в замке Сфорца, где вскоре стала мишенью в тренировках по стрельбе у французских солдат, отличавшихся завидной меткостью.

В 1483 году Леонардо полу чил заказ на создание алтарно го образа, то есть картины, кото рая помещалась в центре стены над алтарем и играла роль глав ного украшения церкви. Лео нардо всегда медлил с выполне нием работы, нарушал все сроки. Это привело к тому, что первый вариант картины, написанный для церкви Сан Франческо, остался у художника, и позднее он увез его с собой во Францию. Второй, созданный много лет спустя с минимальным участием Леонардо и максимальным - его учеников, находится в на стоящее время в лондонской На циональной галерее. Нас интересует первая версия так называемой «Мадонны в ска лах» . Традиционным для алтар ного образа было изображение Марии с младенцем, восседаю щим на троне среди святых и ангелов. Леонардо создал нечто необычное, такого еще не быва ло.

Его мадонна сидит не на тро не, а в странном гроте, на бе регу ручья, поросшего цветами. Поддерживая одной рукой за плечи маленького Иоанна Кре стителя, она простирает руку охраняющим жестом над голо вой сына, благословляющего Крестителя. С улыбкой, полной скрытого, таинственного смысла, мать смотрит на младенца Хри ста, и эта улыбка словно отра жается на устах красивого ан гела, загадочно взирающего на зрителя, в то время как перст его правой руки указует на Иоан на. Так замыкается круг взгля дов и жестов, образуя магиче скую связь общения между пре красными существами среди ве личественной природы. Быть мо жет, слова «волшебство» , «ма гия» и звучат несколько баналь но, но именно они в полной мере выражают впечатление, ко торое на нас производят многие картины живописца из Винчи. Кажется странным, что этот человек, обладавший трезвым умом ученого, с такой колдов ской силой рассказал о поэти ческих глубинах человеческой души и природы. До сегодняш него дня историки искусств не устают вновь и вновь разгады вать смысл творений Леонардо.

Про изведение, знаменующее наступ ление Высокого Возрождения «Мадонна в скалах» - про изведение, знаменующее наступ ление Высокого Возрождения поры высшего подъема итальян ского искусства. Основные прин ципы Высокого Ренессанса сфор мулированы в творчестве Лео нардо. Художник уже не про стремится следовать приро де «душой и глазами» - прин цип мастеров XV столетия, но выбирает из окружающего ми ра то, что является наиболее су щественным, отметая все слу чайное и второстепенное, обоб щая увиденное. Если индивиду альные черты в лице мадонны Бенуа были доведены почти до портретного сходства, то лица Марии и ангела в разбираемой нами картине - это типы, во бравшие в себя представление об идеальной красоте. Сочета ние спокойных зеленовато голу бых тонов усиливает впечатление единства, царящего в произ ведении.

К сожалению, наследие Лео нардо художника невелико: до нас дошло не более 12- 14 его работ. Некоторые погибли еще при его жизни. Такова судьба модели памятника Франческо Сфорца, подготовительного кар тона к стенной росписи «Битва при Ангиари» . Другие хотя и дошли до нас, но в довольно плачевном состоянии. Это отно сится и к программному про изведению мастера - Тайной вечере» . «

Фреска «Тайная вечеря» должна была украсить стену монастыря Санта Мария делле Грацие. Работая над ней, Леонардо экспериментировал с составом, призванным, на его взгляд, защитить картину от сырости. Эксперимент закончился катастрофой - спустя несколько лет после создания фреска начала осыпаться, и теперь, после целого ряда реставраций, представляет собой самые знаменитые руины в истории искусства. Знаменитой фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи не везло с самого начала. Уже через два десятилетия после завершения она стала терять первоначальный вид. Во первых, художник применил в работе над ней совершенно новый, неопробованный состав красок и новую технику письма. Новинка оказалась не очень удачной: хотя первоначально краски были удивительно яркими, они скоро начали тускнеть. Во вторых, для нее было выбрано крайне неудачное место. . . . Эту фреску заказали Леонардо - известному уже тогда живописцу из Винчи - монахи домини канского ордена для трапезной своего монастыря близ только что построенной церкви Сайта Мария делла Грацие в Милане. В 1495 году Леонардо приступил к работе, и через два года заказ был выполнен.

Проводились многочисленные попытки «подлечить» живописную композицию гениального художника, на которой изображена сцена из евангельской легенды: Христос за трапезой вместе с двенадцатью апостолами. В XVIII -XIX веках делались попытки отреставрировать творение Лео нардо, но особого успеха добиться не удалось. Все они лишь приостанавливали на время разрушение шедевра. В довершение ко всему в 1943 году в трапезную попала бомба. Но особенно большой ущерб был причинен фреске в последнее время в результате отравления в городе воздуха выхлопными газами, в результате под угрозой оказалось само существова ние «Тайной вечери» . Ныне, глядя на нее, кажется, будто расписанная стена задернута марлевой занавес кой: до того фреска поблекла.

Рисунок в Лувре На авторство Леонардо указывает эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре. Тем не менее многие искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего - Больтраффио.

Сюжет На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины - стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла. Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван - верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.

Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся - как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари» . Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде» .

Согласно Джорджо Вазари (1511- 1574), автору биографий итальянских художников, который написал о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его смерти, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо, на чей портрет Леонардо потратил 4 года, всё же оставив его неоконченным.

«Мона Лиза» Леонардо стала водоразделом в истории мирового искусства. Эта картина открыла новую эру реалистического портрета. Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом по вторяя чеканку римских монет. Долгое время заказать свой портрет могли очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько уз наваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Умение Леонардо создавать портреты с наи большей силой воплощено в «Мона Лизе» , обозначив шей переход от формального портрета раннего Ренес санса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.

Все картины Леонардо (за исключением выполненных на стене) написаны на дере вянных досках, которые являлись обычной в те времена «основой» (холст в этом каче стве тогда был еще большой редкостью). Именно на доске Леонардо написал на за каз два своих самых чарующих портрета «Портрет музыканта» , 1485 и «Портрет Джиневры де Бенчи» , 1474.

В 1513- 1516 годах Леонардо жил в Бельведере и работал над картиной «Иоанн Креститель»

Глухой фон, лишенный пейзажа, столь характерного для работ эпохи Возрождения вообще, целиком концентрирует внимание зрителя на фигуре Иоанна Крестителя, которую обволакивает доведённое до совершенства тающее сфумато. Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником. Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх. Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря» , «Мадонна в скалах» , «Мадонна с Младенцем» (1510) и др.), а также набросков.

В 1508 г. великий художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи создал восковую фигуру всадника на лошади, которая, как считалось, была задумана в качестве модели для более крупной скульптуры. Однако гений итальянского Возрождения умер до того, как скульптуру смогли отлить в металле, а модель таинственным образом исчезла из поля зрения на несколько столетий. И, тем не менее, после усердных поисков статуэтку нашли, и бронзовая фигура лошади с всадником, наконец, предстала пред взором общественности.

Отличительная особенность культуры Высокого Возрождения Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора ее создателей, масштабность их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Сам тип художника, его мировоззрение, положение в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 века, еще во многом связанные с сословием ремесленников. Художники Высокого Возрождения - не только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.