Кто такой томми кэш. Интервью с Tommy Cash — «Дистопия

Кто-то называет этого парня идейным последователем Die Antwoord и талантливым шутником, высмеивающим шаблоны культуры хип-хопа, а кто-то — фриком, который решил въехать в мир шоу-бизнеса на эпатаже. Мы решили разобраться с этим и лично поговорили с Томми Кэшем, эстонским репером, который с одинаковым успехом может кривляться перед камерой в костюме Adidas и вполне серьезно рассуждать о современной музыке.

Ты нравишься русской аудитории — в чем секрет: люди приходят просто «поугарать» на твои концерты или они чувствуют в тебе родную душу, понимают твою музыкальную иронию?

Я думаю, что имеет значение и то, и другое. Здесь меня действительно чувствуют своим. Сейчас люди во всем мире избегают русской эстетики, а я ее сделал одним из центральных элементов в моем творчестве. При этом я все-таки иностранец — и люди здесь это оценили.

Есть ли в твоем сценическом образе «фрика» элемент продуманности? Делал ли ты ставку на эпатаж, понимая, что это зацепит людей, или все шло само собой?

Не, такие штуки не про меня. Я с детства плохо ладил с точными науками, никогда ничего не планировал. Мой настоящий образ мышления полностью соответствует тому, что я делаю. Знаю множество музыкантов, которые строят свою музыкальную карьеру по четкому бизнес-плану, но у меня так просто не получилось бы. С мамой я такой же, как и на сцене перед 1000 человек.

Есть ли какая-то вещь, которую тебе стыдно было бы сделать в клипе? Или, может, нечто такое, что ты никогда не выложил бы инстаграм?

Хмм (задумался ) . Может, **й? Нет, его не стыдно — запросто выложил бы. Сразу тысяч десять фолловеров подцепил бы (смеется). Ты знаешь, не смогу даже сходу придумать нечто такое. Наверное, в этом вся фишка моего образа — мне по барабану на вещи, которые обычно вызывают стыд.

А тебя когда-нибудь преследовали за твой имидж? Ну, может, сумасшедшие мамочки, которые хотят своих детей оградить от «тлетворного» влияния?

Это очень странно, но пока еще не было. За окном с факелом точно пока никто не стоит (смеется). Хейтеров полно, конечно, но в настоящие конфликты я не попадал. Знаешь, вот есть, например, Little Big — тоже пока целы и здоровы, хотя они жутко политизированые ребята, ходят по краю — их многие даже называют русофобами. Мне до них далеко в плане «шоковости», так что пока нечего опасаться, я думаю.


Фото: Sohvi Viik

Во многих интервью ты говоришь, что для тебя стерта грань между визуальным перфомансом и музыкой. И все же, в какую сторону кренится здесь баланс?

Сейчас мне очень интересно работать над музыкальной составляющей. Знаешь, давит ощущение застоя в индустрии — слишком мало новых идей. Это как каждый день есть пиццу из микроволновки — вкусно, но надоедает. Я сейчас слушаю много музыки из начала 2000-х: и вот знаешь, даже она кажется такой свежей, там прям везде чувствуется взрыв идей, какое-то развитие. А сейчас — движение в одну сторону. Очень трудно найти что-то новое: как в чужом, так и в своем творчестве. Поэтому да, я много думаю о том, как сделать музыку интереснее.

Как думаешь, это может привести тебя к более «серьезному» творчеству?

Думаю, этот процесс идет уже сейчас. Я пишу все больше текстов про real-life-stuff. Конечно, есть желание начать делать что-то иное.

А нет страха, что имидж «фрика» прицепится к тебе и будет мешать людям воспринимать тебя как серьезного артиста?

Я думал об этом, это сложный вопрос. Надеюсь, что у меня получится как у Дэвида Боуи — постоянно меняться и сделать это своей фишкой (смеется). Перемены происходят с каждым, это нормально — просто они могут быть резкими или плавными. В любом случае, на одном месте сидеть было бы просто скучно.

Конечно! Да я вот тут плотно подсел на поп-музыку, недавно переслушивал первые альбомы Тимберлейка — так свежо было для моих ушей. Какие же крутые биты там, какой кач!

А ты петь не думал?

А я кстати в детстве очень много пел в хоре, у меня был очень высокий голос, типа как мужское сопрано. Можно попробовать.

Сейчас конец года, все музыкальные издания подводят итоги, делают списки лучших альбомов — ты бы мог называть свой личный топ-5?

Так, а что там вообще в этом году хорошего выходило?

Ну почти везде в тройку лучших попадает To Pimp A Butterfly Ламара

Да, это очень сильная работа, я проникся прям с первого трека — сделать «совместку» с Клинтоном (Funcadelic) было очень сильной идеей. Еще я очень радовался альбому ASAP Rocky — два года его не слышал до этого. Но потом стал понимать, что за это время он почти не вырос, не изменился: все те же самые bitches, assholes… ну ты понимаешь.

Но музыкально там точно был шаг вперед, много эклектики, как и у Ламара

Да, но и с этим он не до конца пошел. С музыкой получилось как-то «посередине»: типа как «давайте выпендримся, возьмем рок-сэмпл для песни, сделаем претензию на концепт и … не пойдем до конца». Вот такое чувство от альбома было. Нельзя так. Так, какие же еще альбомы… У Мэнсона, героя моей юности альбом вышел еще. Но я его не послушал.

Ну, если ты уверен, что он войдет в пятерку, то можем засчитать и его

Хаха. А, знаешь, давай так: я назову четыре альбома года, которые я умудрился не послушать. Пусть тогда будет Мэрлин Мэнсон (альбом The Pale Emperor), Kid Cudi (альбом Speedin Bullet 2 Heaven) — все рассказывают, что альбом полный треш, но я все равно люблю Кади. Еще пусть будет Lana Del Rey — Honeymoon, отмечу за ее потрясающее умение держаться своего стиля и при этом оставаться в рамках мейнстрима. И закроем четверку альбомом Grimes — Art Angels.

25-летний эстонец Томас Таммеметс - это демоническая харизма, ломаный английский и постсоветская гротескная эстетика, которую он, справедливости ради, взял на вооружение задолго до приевшейся моды на кириллицу и все ей сопутствующее.

На этой неделе он выступает на сцене крупнейшего фестиваля Sonar в Барселоне. Еще через пару дней - на легендарном Glastonbury. Если и есть сейчас у восточно-европейского рэпа батя, то у него аккуратненькие усики и зовут его Tommy Cash.

Пока Томас отлучился на перекур, знакомлюсь с прекрасной Анной, которая, как оказалось, одновременно является его девушкой и менеджером. В отличие от артиста она почти не говорит по-русски, но с радостью делится историями из тура (“65% времени проводим в дороге”) и рассказами про Европу. “Смотрю, интервью уже в самом разгаре!” - шутит Томас, возвращаясь к нам. Вот теперь точно да.

Слышал, ты неплохо знаком с репертуаром Киркорова. Как так?

Все благодаря моим родокам, они слушали дома эстраду. По телеку постоянно шел Первый канал. Мама у меня украинка, а папа русский. Сейчас Киркорова, может, и не напою, но какие-то мотивы помню. Старая русская попса - это прикольно. Группу Тату реально обожаю.

Расскажи про место, где рос.

Микрорайон Копли, Таллин. Это такое гетто, являвшееся популярным местом для героинщиков и других наркоманов. Когда мне было 9 лет, я издалека мог сказать, под чем человек. Я их изучил, катаясь на трамваях. Этот район - конечная трамвайного маршрута. Там полно покинутых двухэтажных деревянных домов. Они жутко воняли и гнили. Такой маленький Детройт. И вот на отшибе стоят таких 20-30 домов - это и есть Копли. Такая жизнь была. А на контрасте - красивейшая природа и море буквально под окном.

Объясни, а как молодой человек, выросший в таких краях, стал интересоваться искусством?

Знаешь, это было эмоцией, позволявшей покинуть это место. Уехать с этого района и с этого города, где ничего не происходит. Это был мой антидот, потому что это место казалось мне невыносимо скучным и чересчур нормальным. Творчеством я создавал свой мир.

С друзьями детства общаешься?

Да. Пара из них в тюрьме, но вот летом выйдут, все кул.

Кто тебе впервые поставил рэп?

Мой первый учитель танцев. Он был очень продвинутым, носил одежду марки "Bape", а в то время, 11-12 лет назад, это было острие уличной моды. Он любил "адик". Катался по миру и копил большие артбуки стилей разных стран. Думаю, его отношение к стайлу передалось и мне.

Мы с ним недавно созванивались. Его зовут Джон, живет в Барселоне. Следит, радуется моим успехам. Он для меня реально стал гуру. Он еще такой, знаешь, лысый, а на затылке маленькая косичка, как у шаолиньского монаха. Первой рэп-кассетой для меня стал "Eminem Show" . Тексты с него я набирал дома на допотопной печатной машинке. Слушая альбом на огромном "пионерском" плеере, я понимал далеко не все слова. А когда не понимал - пробовал подбирать по созвучию. Получалось нечто похожее на плохо набранный текст с сайта Genius. Думаю, мои там песни кое-как вбиты. Кто-то услышал вместо "cat", скажем, слово "hat" - и давай декодировать.

До того, как стать рэпером, ты был на подтанцовке у местных эстонских артистов.

Когда ты танцор, ищешь любые способы зарабатывать своим делом. Какое-то время я действительно танцевал у других артистов, сейчас даже не вспомню их имен. Локальные шансонщики. Можешь себе представить, какой сложности это были постановки. Но это не было моим основным источником дохода. Меня поглотил фристайл и танцевальные баттлы.

Очень интересно послушать про твоих лошадей. Расскажешь?

Это все благодаря вот этой девушке (показывает на сидящую рядом Анну). Она была продюсером видео "Euroz Dollaz Yeniz". Она давно ездит верхом профессионально. Года 2 назад впервые затянула покататься и меня - и я влюбился. У нас есть 2 лошади. Зовут Сайз и Зодиак.

Долго учился держаться в седле?

Только впервые сел - и сразу пустился в галоп. Моментально научился. Это так круто! Я просто с самого начала не боялся, поэтому все произошло быстро. Ты не подумай, моя любовь к лошадям - это не прикол для промо. Не для того, чтоб сидя на лошади, для камер позировать. Это for real.

Где они содержатся?

В конюшне. 15 минут езды за город - и ты на месте.

Свою музыку ты характеризуешь тегом “пост-советский рэп”. Чем тебя так "пост-советскость" эта и Восточно-европейский вайб манит?

Они меня не манят вообще. Пока я рос, я их ненавидел. Вначале не понимал, конечно, что это и чем обусловлено. Это та самая серость, от которой хочется сбежать. А потом однажды осознал, что это и есть я. То, что меня меня сформировало. Я тут вырос. Я это видел. Я не черный. Никогда не сидел в "Кадиллаке". Я не trill. А снимать чуждые нам клише - не вариант. Сейчас пост-советская эстетика уже стала повсеместной, а когда я начинал с ней работать, в 2013 году, такой тенденции не было. Мы ее опередили.

Почему тренд на осмысление советского прошлого внезапно стал так популярен?

Та просто всех уже... [утомил] Запад. Все знают по фильмам, как выглядит Нью-Йорк. А там никто не знает, как выглядит Киев. Все в постоянном поиске чего-нибудь нового. Вот и настало время, когда в поисках этого нового они докопались до нас.

Эту эстетику ты показываешь зловещей и жуткой.

Это пока что. Я не хочу на ней замыкаться. В творчестве надо отобразить все цвета радуги.

Не поступали жалобы на то, каким гротескным ты изображаешь эти пост-советские реалии?

Нет. А почему это может кого-то оскорбить?

Скажем, увидев на тебе в клипе "Surf" пионерский галстук, у активистов могут воспылать жопы.

Прямо настолько? Нет, такого еще не было.

Грибов слышал?

Мы же с ними болтали! Я стараюсь быть хорошим хостом для артистов, которые к нам приезжают. Совпало, что во время приезда Грибов, мы как раз были в Таллине. Я просто написал в директ: "Ребята, если что-то надо, можете у меня спрашивать". Они очень приятные парни, сразу поблагодарили. Потом познакомились лично на их концерте, ярко выступили. Я понял, что песен у них в репертуаре пока немного, они некоторые повторяли - но это нравилось публике. И вот сегодня сижу я в киевском аэропорту - и они пишут: "Привет, чувак, ты сегодня в Киеве?" Отличные ребята. Я про это думал, было бы круто с ними трек сделать. У них же еще не было фитов. И по визуальной эстетике мы немного пересекаемся, опять же.

Кто из русской музыки тебе нравится?

Скриптонит. Новый альбом пока не слушал, но прошлый очень понравился по звучанию. Кто еще? Я фанат певицы Луны. Ставил ее "Бутылочку" на европейском сете, диджея специально попросил, чтобы он добавил в микс.

Твоя цитата: “Через пару лет я буду сидеть у костра с Kanye West, Kim, их детьми, и рассказывать дикие истории, произошедшие со мной в туре по России”. Я, конечно, не Канье и не Ким, но расскажи какую-нибудь дикость и мне.

Это, кажется, произошло в Казани. Выходим мы на улицу после концерта покурить. Тут же нас окружают фанаты. Сначала человек 10. Потом 20. 30. 50. А рядом с клубом секьюрити стоят, ну очень злые - по выражениям лиц видно. Я еще подумал, что, наверное, бывшие боксеры. И они начинают этим людям приказывать отойти подальше от клуба. В толпе был парень, он просто хотел со мной фотку. Он подходил ко мне. Добрый чувак, абсолютно вменяемый. Секьюрити что-то не понравилось - и он начал этого парня избивать. Они отошли в сторону и начали драться. И вот момент: нас уже ждет такси, вся моя команда загружается в машину, зовут меня. Краем глаза замечаю, что этот чувак упал, а секьюрити продолжает бить его ногами. Я вижу, как он заносит ногу над ним, будто в фильме "Американская история Икс". Меня уводят, нас продолжает преследовать толпа. Тот парень лежал между машинами, уже был вне моего поля зрения. Но я помню лужу крови, растекающуюся из-под авто. Просто красная лужа! Для меня случившееся было таким шоком! Приехав в отель, я реально плакал. Никогда не видел такого зверства. Я попросил узнать, остался ли человек жив. Сказали, что с ним все в порядке. А ведь он просто фотку хотел сделать, понимаешь? Всего-то!


Это жуткий пример. А из веселого - эмоции, улыбки, люди. Реакция типа "Ты все-таки приехал в наше Никуда". У меня тур по России охватывал 9 городов.

После успеха “Winaloto” сколько предложений от лейблов тебе поступило?

Довольно много. Все хотели послушать мои последующие треки. Много букеров разных. Больше всего, конечно, предложений было из Европы. Но писали также из Штатов. Например, человек, который в свое время помог подписать Lil Wayne на лейбл. Такой, знаешь, в возрасте. Говорит, вот, я Cash Money сделал, стоял у истоков в 1994 году. До сих пор нам пишет.

Почему отказываешься?

Еще не поступало предложение, которое бы нас заинтересовало.

Каким должен быть оффер, чтобы ты обратил внимание?

Даже не представляю. Я точно не собираюсь за пару тысяч евро отдавать права на песни.

За пару десятков тысяч?

Скажем так, я не помню уже, сколько конкретно нам предлагали. Но предлагали недостаточно.

Тебе важно сохранять независимость?

Безусловно. Но если идет речь о работе с грамотными людьми, способными усилить твой бренд, а не размыть его, в этом есть смысл.

Насколько знаю, с недавних пор у тебя европейский менеджмент.

После "Winaloto" с нами связались люди из Primary, крупнейшего букинг-агентства, ведущего дела Daft Punk, Lana Del Rey, Stormzy. Теперь и мы в этом ростере.

Самое странное коммерческое предложение, которое тебе поступало?

Предлагали стать лицом чипсов Lay’s. Представляешь, покупаешь пачку - а там мое лицо.

Есть такое мнение, что рэперам и вообще артистам поющим сложно пробиться на Запад из-за языкового барьера. Их там не поймут. Есть еще причины, почему это сделать непросто?

Мне кажется, язык - не главная проблема. Так сложилось, что у нас артисты чаще копируют чужие наработки. Здесь скорее адаптируют зарубежный продукт под местную публику, чем выдумают нечто оригинальное свое. А зачем кому-то за рубежом нужна копия? Раньше это вообще было повальной бедой сцены, сейчас уже наблюдаются первые подвижки. Становится больше самобытности. Рубчинский показал, что можно задавать тренд, оставаясь самим собой и оттуда, откуда ты родом. Другими словами, чтобы быть крутым, необязательно звучать как черный.

Цитата из твоей песни: "I don’t know English, my mind feels caged". То есть, ты на инглише пишешь неполноценно?

Типа того. Это не родной мне язык - и это меня сковывает. Но даже мой поломанный английский приносит мне деньги. Я считаю, что хороший артист - это человек без нации. Он должен говорить на универсальном языке. Ты можешь не знать происхождение больших мировых звезд, но ты знаешь их имена и их музыку.

Теперь я уже знаю, что твой менеджер и твоя девушка - это один человек. В чем это круто и наоборот - в чем некруто?

Анна: (смеется)

Т: Круто, что можно разруливать важные дела в трусах. А некруто, конечно, - что вся эта работа со своей половинкой мешает отношениям.

Ты не боялся делать Анну еще и своим менеджером?

А не было другой возможности! У меня никого не было, а она в меня поверила с самого начала.

Слышал, ты выступал на приеме у президента Эстонии.

Да, в президентском замке!

"В замке"! Давай по порядку. Как с тобой вышли на связь?

Анна: Прошлый июль. Телефонный звонок: “Американский миллионер, известный в Эстонии тем, что спонсирует большое количество местных стартапов, планирует визит к президенту. Хотим, чтобы Томас выступил на приеме во дворце”.

Т: А до этого нам написали письмо, которое мы даже заметили не сразу! Это произошло через пару недель после выхода клипа на "Winaloto". Утро. Я дома. В трусах. Открываю мессенджер в фейсбуке. Вижу новые письма. Открываю последнее, а там просто одно предложение: "Вы не хотели бы выступить в замке президента?" Я сразу звоню ей: "Анна, это по-настоящему или пранк?"

А: И вот я общаюсь с этими людьми. Задаю им вопрос, который считаю нужным задавать всегда: "Вы уверены, что Tommy - тот исполнитель, который вам нужен?" Tommy Cash - другой тип артиста. Мне говорят: "Да, конечно, уверены". Выступление Tommy планировалось как большой сюрприз для гостя. Это было желание президента Эстонии. Мы соорудили небольшую сцену в одной из комнат замка. Там было всего 20 людей, но его очень тепло принимали. Хлопали, танцевали.

Т: Присутствовала вся семья президента. Я видел его во время выступления, он стоял буквально в 5 метрах от меня. Это был такой странный опыт! Читая отдельные жесткие строчки из своих песен, не мог отделаться от чувства, что это все происходит не на самом деле. Но это не главное. На прием созвали прессу и фотографов. И тут ко мне подходит президент и говорит: "Tommy, ты не против присесть со мной на корты?" (смеется) Это он предложил! И наше с ним фото стало хитом.


А: Он был очень крутым президентом. Был - потому что сейчас руководящую должность в стране занимает женщина, даже не помню ее имени. Ее мало кто воспринимает всерьез. Прием, на который позвали Tommy, был незадолго до истечения его срока президентства. Подозреваю, он пошел на это, потому что мог не волноваться о последствиях. Он продержался в кресле два срока и заслужил репутацию активно содействующего культурной сфере человека. Еще сказал, что ему очень нравятся клипы Tommy Cash.

Я приблизительно понимаю, какая реакция формируется у людей, видевших твои клипы. Потому вопрос такой: часто спрашивают, не псих ли ты?

Очень (смеется). Ну и что. Я изображаю ту или иную сцену на экране не для эпатажа, а лишь по той причине, что хочу увидеть ее, но никто другой ее не делает. Я хотел показать на экране, что у меня гигантские яйки. Такие, что затрудняли передвижение. Я так себя чувствую. Я это сделал. Такие визионеры как Алехандро Ходоровски, Дэвид Линч мои большие кумиры.

Посмотрел новый "Твин Пикс"?

Меня так убила первая серия. Oh my god! Это так круто. Недосягаемый для других левел.

Лицо на месте вагины в "Winaloto" - это твоя идея?

Конечно. Но Анна хотела меня отговорить. Она мой фильтр. Все свои идеи... [озвучиваю] ей сразу, она только и говорит: "Блин, Tommy, закрой рот!" Я ей все проговариваю и всегда внимательно выслушиваю ее аргументы. Помимо момента с лицом вместо вагины еще предлагали пару сцен выкинуть, но я их отстоял. Так и говорил: "Идите... [к черту], все это будет!"

Что бы ты никогда не смог показать на экране?

Приукрашенные бытовые штуки. Не показал бы несправедливость. Мне нравится двигаться в абстрактную сторону, реализм не люблю. Скучно смотреть на вещи как они есть, а вот фантазировать о том, какими они могли бы быть, - это уже по мне. Я ненавижу драмы. Мне нравится, скажем, "Во все тяжкие" или "Лучше звоните Солу" - потому что они все равно держат зрителя юмором. Но я ненавижу фильмы типа "Меланхолии" из-за скуки от наблюдения за происходящим на экране. Для меня кино - это вещь, куда человек старается сбежать от своей скуки. В противном случае, выходит, будто ты берешь антидепрессанты, чтобы быть депрессняком. Это тупо! Кино - это мир, спасающий нас от обыденности. И еще мне не нравится, когда на экране кто-то долго плачет.

Как происходит выдумывание таких диких клипов? Собираешься с командой, приносишь фотореференсы, типа того?

Обычно это так: я сижу-сижу-сижу. Думаю: "Бля, это говно". Чуть позже: "Та ну, точно говно. Это не будет работать". И все такие: "Томми, где скрипт?" Я им: "Скоро будет, скоро". Иду в студию, беру в руки какую-то деталь (подносит к уровню глаз стакан с кофе). Смотрю на этот объект и думаю: "Так, с ним что-то не так". И начинаю гуглить самые тупые вещи. Вникаю в одну деталь и могу думать о ней очень долго. Анна меня уже начинает дергать, требовать скрипт, а пока у меня есть простор, чтобы разогнать в голове вот эту одну деталь, я максимально ее развиваю. Потом в голове разносится: "Эврика!" Ты внезапно понимаешь, что придумал мир и придумал, по каким законам он живет и чем его обитатели занимаются. После этого все происходит очень быстро.

Знаю, что после съемок совместного клипа с Little Big ты, Tatarka, Ильич и Алина Пязок набили себе идентичные тату.

Набили маленький валютный знак рубля. На ноге. Что может быть более русским? Это их инициатива. Они же вообще стали моими первыми друзьями из России. Ну и когда тебя зовут "Cash", на твоем теле должны быть значки всех валют мира.

Что с альбомом?

Сейчас этап мастеринга. Скоро будет. Могу сказать, что он совсем не похож на мой дебютный "Euroz Dollaz Yeniz".

Если я спрошу о больших артистах, с которыми ты поработал над готовящимся альбомом, ты меня сбреешь и имена не сдашь. Тогда вопрос такой: знакомство с кем тебя поразило больше всего?

Мы очень круто пообщались с Charli XCX . Mikky Blanco - хороший человек. Еще виделись с ребятами с Awful Music. В частности, с Abra. Остальных я пока не могу назвать, это топ-секрет.

И самый главный вопрос: усики - это действительно пропуск в трусики?

Чистая правда! Наблюдал много случаев, когда это срабатывало. Они мне говорят, из-за усиков возникают новые ощущения. Но если у тебя их нет, это не значит, что пропуска не будет.

27 ноября в Казани состоялся концерт эстонца Томми Кэша - дикого мужчины, имитирующего образ короля русского гетто при помощи спортивных костюмов, поездок в «Макдоналдс» на лошадях и несуществующего акцента. Мы попробовали допытаться музыканта, заодно запечатлев казанский концерт.

ТОММИ КЭШ

Что значит этот кентавр, татуировка?

Ну у меня же на альбоме было «кентаур», и я уже катаюсь на лошадях больше года. У нас две лошади, я на одной катаюсь, подруга - на другой, у нас такая смешанная порода, одну зовут Сайз, другую - Респект.

Ты рассказывал, что вырос в русском гетто в Таллине - что это за место? Почему гетто? Чем оно отличается от любого провинциального российского города?

Эстонское гетто не сравнить с другими гетто, раньше было опасно выходить из подъезда, а сейчас там всё спокойней и спокойней. У нас там всё в панельных домах, есть сталинские двухэтажки деревянные. Это место отличается от любого провинциального российского города тем, что я там вырос.

Ты считаешь себя порождением русской культуры, эстонской или больше американской?

У меня дома много русского было, в школе я получал порции эстонской культуры, и остальное всё шло из Америки - старые альбомы Эминема, например. Родители постоянно покупали что-то новенькое, и за это я им благодарен. Мне было лет 11–12, и я слушал «The Slim Shady EP», там, знаешь, на обложке мумия, обколотая шприцами, вокруг таблетки, ну, в общем, жесть полная.

Как, кстати, тебя вообще принимают в Европе - в каких странах уже выступал?

Да вот Ист Европеа, не был ещё в Лондоне, Барселоне и Париже, есть в планах тур, уже там наработано всё.

С кем бы ты хотел записать совместки?

С M.I.A., Massive Attack, c Gorillaz. Хотел бы с Yung Lean, он ******** [очень впечатляющий]. У него, кстати, недавно трек вышел граймовый - «Hoover», вообще не похоже на него, другие звуки, не клауд-рэп, в общем.

Как бы ты вообще описал свою музыку? Что это - тамблер-рэп, пародия?

Это не пародия, просто не во всех песнях я серьёзный, ирония - эта тема по мне, я всегда смогу быть серьёзным, может, через год, через два, через пять, но не сейчас, это точно.





Ты ещё не задумывался над тем, чтобы записать серьёзный трек?

У меня новая работа, много что изменится, будет такой левел-ап и по музыке, и по видео. Было бы интересно в будущем сделать разные альбомы по габберу, техно, я это всё люблю.

Тебе часто пеняли на очевидное сходство с Die Antwoord? Спорткостюмы, усы, говор - ведь всё это сперва проделали они?

Меня вдохновляла их свобода, крутые чуваки. По идее, они самые известные исполнители, которые используют акцент как один из своих главных козырей. И таких других артистов нет. Это типа, знаешь, как если у тебя есть косички, то ты косишь под Эйсэпа Роки.

Ты конструируешь свой образ из такого синтетического представления о России - знойные дамы на фоне ковров, спорткостюмы adidas Originals, такой цыганский шик. А ты действительно ассоциируешь страну именно с этим?

Не, ну у меня в стране же тоже ** *** [много] этого, многие ходят в спортивках, особенно когда маленький был, всё это отпечаталось на мне. Ну а Россию я, конечно, не только с этим ассоциирую, Россия - вообще другой мир, здесь много чего есть, за что её можно любить и за что ненавидеть.

Вообще, на твой взгляд, почему на Западе так популярен этот образ России и Восточной Европы вообще - костры на улице, трейлеры, полный хаос, парни, все как один похожие на полубандитов с окраин?

Ист - это новый Вест, просто в один момент всех ****** [утомит] американский стиль, американский трэш, американский бит и то, как они видят вещи, и поэтому люди будут искать (и уже ищут) экзотику отсюда, из России и её окраин, Азии. Европа в культурном плане становится всё больше и больше похожа на Америку, даже если брать, например, Эстонию - «Макдоналдсы» и прочее. Люди начинают забывать, откуда они.

Представляешь себе момент, когда всё это перестанет работать? Что будешь делать тогда - обратишься к другому образу?

А *** [чёрт] знает. Да много всяких вещей разнообразных, куда можно двигаться - природа там. В общем, я не ставлю перед собой рамок.


Все мы родом из гетто, имя которому постсовок. Стилистика, менталитет, жизненные стратегии - это можно либо любить, либо ненавидеть, однако неизбежно всем нам придется переосмыслить свои корни. Мы поговорили с великим любителем трэша 90-х и новой звездой эстонской хип-хоп сцены Томми Кэшем про культурные коды русского гетто и про то, почему нужно любить своих хейтеров.

GUEZ WHOZ BAK

Около трех лет назад на просторах сети появился эпатажный видеоклип под названием GUEZ WHOZ BAK - на автосвалке, в окружении полураздетых девушек, как будто попавших на сет прямо с рейва начала 90-х, странноватого вида парень читает англоязычный рэп с жестким русским акцентом. Массовка жарит яичницу с беконом, катается на великах и тверкает, подобно афроамериканкам из Бруклина, на старых тачках. Так могли бы выглядеть фрики из Die Antwoord, если бы они выросли не в гетто Кейптауна, а где-то в заповедниках постсовка. На самом деле герой клипа и автор трека - эстонец по имени Томми Кэш, известный в то время в узких кругах как профессиональный стрит-танцор Томас Таммеметс.

В музыку Томми пришел через танцы: «Танцоры условно разделяются на две группы: первая - это те, кому нравится повторять чьи-то движения и хореографию, а вторая - это те, кому нравится придумывать свои собственные, фристайлить и учавствовать в батлах. Я отношу себя ко второй категории: я проводил много времени с би-боями, потом оставался один в зале, начинал придумывать свои движения и комбинации. Ночью, пока мои родители спали, я продолжал танцевать, снимая на камеру свое отражение в дверях коридора ».

До появления образа «профешнл рэп супер стар фром Эстония» Томми убирал попкорн с пола кинотеатров, обслуживал туристов в местных кафехах и работал на подтанцовке во время выступлений разных местных «звезд». Эти занятия наводили на него смертельную тоску, однако катарсис был не за горами. «Когда я находился на сцене, у меня было ощущение того, что я самостоятельно могу делать свое шоу , - вспоминает Томми. - Как-то у нас с друзьями была тусовка, мы раскурили и начали фристайлить - получилось неплохо ». Вскоре наш герой ушел с работы для того, чтобы работать над созданием собственного проекта.

«Я просто был первым в Эстонии, кто снял себе хороший клип и разработал собственный самобытный стиль»

В сентябре 2012 года вышел тот самый первый клип GUEZ WHOZ BAK. Видео посмотрели и заценили друзья рэпера, которые и начали расшаривать его среди альтернативной эстонской молодежи. А потом эстонское «Радио 2» дало за этот сингл ранее никому не известному boom-bap-исполнителю премию «Дэмо года». Популярность Томми начала набирать обороты. В скором времени он снял еще парочку провокационных клипов и записал альбом под названием EUROZ DOLAZ YENIZ , на презентации которого собралось 800 человек, что для альтернативной сцены Таллина практически невозможно. «В Эстонии все музыканты в основном очень стереотипные: если ты рэпер, у тебя обязательно должен быть гангста-бэкграунд, а попсу в основном делают трэшовые тетки с отсутствием вкуса. Я просто был первым в Эстонии, кто снял себе хороший клип и разработал собственный самобытный стиль », - посмеивается Кэш.

Стиль русского гетто Копли

Стиль Томми - такой russian trash с коврами, спортивными костюмами Adidas, пачками денег и православными иконами. В сущности это нежный стеб над хип-хоп-миром со вкусом постсоветского колорита, а наречение себя рэп-суперстаром - здоровая самоирония. Казалось бы, Томми впитал в свой образ худшее от культурного наследия 90-х, но он эту культуру любит и продвигает в массы. Еще одна особенность артиста - сильный русский акцент. «Мой папа - русскоязычный, и в свое время меня очень вдохновило, насколько плохо он говорит по-английски », - объясняет Томми и подчеркивает, что все культурные коды, присутствующие в его творчестве, - это настоящая ностальгия по детству, проведенному в русском гетто Копли в период лихих 90-х.

Копли - один из самых бедных районов Таллина, где живут в основном русскоязычные. На улицах часто встречаются до боли знакомые нам пацаны в спортивных костюмах и туфлях, при наступлении темноты наводящие страх на эстонцев. Фактически таллинский Копли - это минские Шабаны. «Это как Детройт, мертвый город, где ничего нет и ничего не происходит. Копли - единственное место в Таллине, где можно послушать тишину », - утверждает сам Томми. Его дом - обычная пятиэтажка, одиноко стоящая на окраине города на берегу Балтийского моря. Рядом детский дом, котлован и гаражи с тусовкой местных героинщиков. «Теперь, когда я больше не живу в Копли, а просто приезжаю туда на прогулку, я вижу намного больше, я вижу там свое отражение. Эти впечатления на ряду с воспоминаниями являются для меня сверхважной инспирацией », - говорит наш герой.

«Мой папа - русскоязычный, и в свое время меня очень вдохновило, насколько плохо он говорит по-английски»

Томми, истинное дитя 90-х, с удовольствием вспоминает тот быт, в котором выросла добрая часть теперешней молодежи: «Мы жили в однокомнатной квартире. Эта комната была одновременно и спальней родителей, и моей псевдокомнаткой, которая отделялась от родительской части секцией, обратная сторона которой была оклеена фотообоями с мотоциклистами. У меня был кассетный проигрыватель и кассета Эминема The Eminem Show, та, с красным занавесом на обложке. Я слушал ее и пробовал быстренько набирать текст на печатной машинке, придумывая свои слова на несуществующем английском языке ».

С другой стороны, на вкус Томми сильно повлияли предпочтения родителей: «У нас бесконца транслировали какие-то музыкально-юмористические программы с разными Киркоровыми и Пугачевыми. Я никогда не слушал эстонские песни, я не знаю эстонских исполнителей, потому что сам выбирал, что слушать. Уже тогда у меня сформировался свой музыкальный вкус ».

А сегодня Томми сам формирует вкус любителей музыки, молодых и не очень: «Это так странно - можно увидеть маленькую девочку, слушающую мой трек на мобиле, а рядом идет ее мамка и подпевает ». Однако публика неоднозначно реагирует на фриковатого и дерзкого выходца из русского гетто. «Нет таких артистов, у которых много поклонников и нет ни одного хейтера. Хейтеров нужно любить: если ты вызываешь споры - ты успешен. Я на них не обращаю внимания, у меня темперамент рок-звезды: главное, чтобы нравилось мне самому, моим близким и тому, кого я уважаю как артиста », - проповедует Томми.

«У меня темперамент рок-звезды: главное, чтобы нравилось мне самому, моим близким и тому, кого я уважаю как артиста»

Иногда хейтеры хейтят из-за ссылок на русские реалии. «Расизм - это удел наиболее тупых людей. Я ощущаю себя наполовину эстонцем, наполовину русским, у меня два родных языка, поэтому цепляться ко мне за это - глупость. Но по большому счету моя публика состоит из нормальных людей, они выросли в 90-е и знают, что мы живем вместе по определенным историческим причинам», - выдает Томми.

Одними из наиболее ярых фанатов Томми Кэша являются его собственные родители: «Когда у меня спрашивают, шокируют ли моих родителей раздетые девушки из клипов, я говорю, что девушки не голые, а в трусиках, а женщина в трусиках - это обычное зрелище. Мама моя иногда даже хвастается, что Томми Кэш - это ее сын».

Профешнл рэп суперстар фром Эстония

Сейчас Томми полностью обеспечивает себя кэшем при помощи выступлений в разных странах Европы и в последнее время в России. В его трэвел-списке - Финляндия, Чехия, Литва, Латвия и Россия, с особой гордостью Томми вспоминает свои выступления в Москве на witch house вечеринке, которая собрала около 8000 участников. «Один из моих любимых концертов - презентация моего бесплатного альбома в таллинском арт-пространстве Telliskivi, вход на которую мы также сделали бесплатным », - вспоминает Кэш. В итоге на входе скопились огромные очереди, даже пришлось на некоторое время задержать выступление.

«Многие говорят, что музыкой зарабатывать невозможно. А дело в том, что не нужно быть музыкантом, сейчас музыканты - это те, кто играют в переходах. Сейчас совсем другое время, нужно делать всё: музыку, перформанс, медиаконтент. Я - не музыкант, я - артист, мое творчество - это не только треки, это весь “комплект” разного рода артефактов », - объясняет Томми причину своего успеха.

Среди фанатов популярностью пользуются артефакты в виде жестких фотошоп-коллажей, которые Томми регулярно публикует на своих страницах в соцсетях. На картинках обычно изображены Томми и медведи, Томми в спортивных штанах и большие женщины в белье, Томми-единорог на фоне ковра и т.д.

«Сейчас совсем другое время, нужно делать всё: музыку, перформанс, медиаконтент»

Сегодня Томми работает и гастролирует с тремя своими друзьями, которые и составляют его банду. Это диджей и звукорежиссер Лаури и две Анны: Анна-менеджер, занимающаяся корреспонденцией и продакшном, и Анна-дизайнер, выстраивающая сеты. Совсем скоро появится продукт сотрудничества с российской рейв-группой Little Big, планируется коллаборация с проектом DJ Oguretz и идет работа над новым альбомом.

Так, смотри. Я сейчас задаю тебе самый важный и самый сложный вопрос за все интервью. Три. Два. Один. Как у тебя дела?

Хорошо, вообще крутяк. Смотрю, как криптовалюта падает.

- Это хорошая замена сериалу.

Он же в конце 17-го был 15 тысяч, а сейчас уже типа семь. Эта линейка, падающая вниз, вообще кошмарно смотрится.

- Ладно, давай перейдем к основным вопросам. Как прошли съемки Pussy Money Weed?

Хорошо прошли. Я пробовал много новых для себя вещей в кинематографе и рисковал как режиссер. Я снял этот клип в клетке слона. Точнее, это даже не клетка слона, это его дом, который обычно люди не видят. Когда я пошел на свидание со своей девушкой, я ее отвез в зоопарк, и у меня возникла идея сделать это именно там.

- Люди, которые снимались в клипе, просто потрясающие. Долго проходил отбор актеров?

Да, долго. В Эстонии вообще так мало народу. У нас никого не найти, все стесняются, никто не готов.

- Как я понимаю, больше всего идей в клип принес ты?

Идеи - всегда командная работа, но часто они у меня рождаются сами собой, как импровизация. Я обычно придумываю 80–90 %.

У тебя есть свой стиль, который прослеживается с клипа Winaloto. Я имею в виду эту самую тему с массовкой. Планируешь дальше играть на этом в следующих клипах?

Все время хочется чего-то нового, двигаться дальше. Думаю, буду уходить в минимализм. Это типа как Apple. У них хорошо получается убирать все лишнее. Если сравнить MacOs с Windows, сразу станет видно, сколько всего лишнего во второй ОС.

Читал комментарии на ютубе. Кто-то пишет, что твои клипы не имеют смысла, а созданы скорее для того, чтобы шокировать зрителя. Как прокомментируешь такой выпад?

Это смешно. Я вчера вот тоже это прочитал. Это как-то тупо. У клипов настолько сильная эстетика, настолько сильные кадры, идеи, что если бы я хотел кого-то шокировать, то взял бы и просто насрал кому-то в рот. Если бы мне хотелось всего лишь шокировать, я только так и делал бы.

Ты же вдохновляешься Линчем и Ходорковски? Линч, как и ты, поет, снимает и рисует. Давай поговорим о твоем другом искусстве, ты раньше занимался рисунком. Продолжаешь это дело?

Да. Я рисую дизайны, можно сказать. Меньше карандашом. Сейчас вот пришло вдохновение делать свой магазин.

- Чем вдохновляешься?

Был вот в недавно в Москве на Такаси Мураками и в Лондоне в галерее Тейт, только забыл, кто там был выставлен.

- А не хотел бы свою выставку сделать?

Я постепенно двигаюсь в эту сторону. Ищу, в какой момент перейти на искусство.

- Каким рисунком гордишься больше всего?

Наверное, Томми Кэшем, это самый крутой мой рисунок.

- А из тех, что на бумаге?

Я горжусь своими стенсилами, они там остались до сих пор на районе [Томми вырос в таллиннском районе Копли. - Прим. ред ]. Интересно наблюдать за ними, когда я возвращаюсь к себе. Круто видеть, что краска не смывается. Жалко, что сейчас все меньше таких артов. Наверное, это потому, что все больше людей живут в интернете. Раньше вот в джунглях или в пещерах обитали, а теперь уже запутались в мировой паутине. Фейсбук, инстаграм, твиттер - теперь наш новый дом.

- Еще и телеграм.

Еще и он, да.

Продолжая тему визуального искусства: заметил, ты удалил большую часть своих фотографий в инстаграме. С чем это связано? Ребрендинг?

Не, я их не удалял. Просто узнал недавно, что их можно архивировать. Они не стираются. Я так подумал - уберу какие-то фотки и оставлю самые любимые. И намного легче стало даже листать. Никакой другой идеи тут нет. У людей часто повторяются идеи, концепты. Не хотелось бы видеть тонну своих одинаковых фоток.

- А кто в основном придумывал образы для фоток - ты или фотограф?

Ни одну мою фотку никогда не придумывал фотограф. Я просто говорю, как и что я хочу, а они ставят свет и нажимают на кнопку.

В России обычно говорят, что хлеб всему голова, и вообще наделяют этот продукт некой сакральностью. Но на фотографиях ты использовал его по-разному, в том числе и как обувь. Кто-нибудь жаловался тебе на этот фотосет?

Блин, а я вообще не понял, что это такое было. То есть война закончилась сколько лет назад, какие деды воевали? Это же можно про все что угодно так говорить. Весь хлеб, который я использовал, вернее большую его часть, мы съели, а остальное отдали в приют для бездомных. Единственный хлеб, который был испорчен - те два батона, из которых были сделаны тапки. Думаю, из-за этого никто не умер. Там такие комменты пошли - вообще! Какие-то люди из неизвестных мест начали писать, я так удивился. Лет под 40 люди начали писать, даже из Турции. Это у меня самый популярный кадр в инстаграме.

Кстати, ты писал, что скорпион из обложки песни Pussy Money Weed настоящий. Тебе действительно положили его на лицо?

Нет, я бы умер. Они действительно убивают. У нас в студии было три скорпиона. Мы сначала сфоткали скорпиона, а потом уже наложили на мою фотографию .

- Тогда вопрос чисто теоретический: что страшнее, первый выход на сцену или скорпион на лице?

Скорпион на лице, конечно. От сцены не умрешь (смеется ). На сцену всегда похер было. Никогда не боюсь.

- В самый первый раз тоже не боялся?

Не-а. Просто когда ты в первые разы выходишь на сцену, людям настолько на тебя пофиг, что этот страх просто исчезает. Тебя никто не знает, тебе нечего терять.


- Что самое интересное ты получал от фанатов на выступлениях?

Конечно, самая большая вещь, которую они мне дарят, - это свое сердце. Ничто не может быть круче любви и той отдачи - энергии, которую получаешь во время выступлений. Потому что хуже всего выступать для тухлого народа. Дарят все время какие-то рисунки, много винтажного адика из секонд-хенда. Один раз был смешной случай: в Варшаве мне подарили на день рождения мешок с картохой.

- Самый крутой концерт, на котором ты побывал?

Когда мне было 17 или 18, я пошел на концерт Снуп Дога. Он тогда выступал в Таллине. Поехал туда со своими чуваками, стали поближе к сцене. Дождь пошел, но было все равно, мы же на Снуп Доге. И был момент, когда Снуп Дог кинул один из своих косяков в народ. И, прикинь, этот блант приземлился как раз возле меня. Я его сразу зажег и передал друзьям. Это было даже до рэпа. Мне потом начали говорить, что в меня поселился дух Снуп Дога.

- Ты назвал бы Снуп Дога богом живых выступлений?

Нет. Ну, он один из живых богов рэпа, конечно, но не выступлений. Он вообще очень чинный на сцене. Я вот летом выступал на фестивале Sonar в Барселоне, со мной тогда на одной сцене был Arca. Вот он выступал круто.

- Есть разница между Arca на сцене и в клипе?

Вот вообще нет. Он настолько вжился в этого персонажа, что на сцене он точно такой же, как и в клипе. Как будто видео смотришь.

- На кого еще ты хотел бы сходить? На Death Grips, например?

Очень хотел бы. Еще на Эминема. Даже если его последний альбом был херовым, я все равно хочу сходить на шоу Эминема, пока он еще не умер. Я надеюсь, что это наступит не скоро, просто в последнее время у всех музыкантов появилась внезапная тенденция исчезать. Как-то смотрел его старые выступления и откровенно жалел, что не был ни на одном. Надо сходить на него хотя бы ради галочки. У него же статус, как у Майкла Джексона.

- На Linkin Park успел сходить?

К сожалению, нет, но зато сходил летом на Rammstein. Это же они ввели тенденцию запускать пиротехнику на своих шоу и играть с огнем. Что-то на уровне Slipknot.

- Сколько у тебя в среднем занимает написание текста к одной песне?

По-разному, Winaloto я написал за 15 минут, Pussy Money Weed где-то так же. Последнюю сразу записал. На некоторых бывает долго зависаешь, потому что ты знаешь, что это очень хорошая композиция и тебе надо больше в нее вложиться.

- Окей, какой свой трек ты считаешь самым глубокомысленным?

Сразу трудно сказать, потому что у всех полно маленьких деталей. Я свой рэп обычно называю абстрактным. Самый продуманный для меня - Surf, потому что он красивый, какой-то поэтичный. Полный во всех смыслах.

- Не зря же он вошел в сборник «Танцевальная осень 2017 ».

Не зря, не зря.

- Есть ли у тебя треки, которые, по твоему мнению, получили недостаточно внимания?

Мне не понравилось, когда у меня вышел трек с Charlie XCX, и кто-то начал говорить, что это попса, и вообще хейтить. Я как музыкант хочу попробовать себя в разных стилях: Surf, Guez Whoz Bak, Prorapsuperstar. Мне нравится делать разное.

Не сказал бы в депрессии - просто злой.

- Это было что-то личное?

Это не было чем-то сокровенным. Я вообще очень позитивный человек, просто такая энергия была, которую хотелось освободить.

- Кажется, получилось что-то между XXXTentacion и Linkin Park.

Ну, еще и Bones тогда. Он это делал еще три года назад, а сейчас Экс вышел и все говорят о том, как это свежо. Это как Face и Kodak Black. Я к тому, что все уже было сделано. Может быть, видео, похожего на Pussy Money Weed еще не делали, но тем не менее.

Вот у тебя была песня Leave Me Alone, которая получилась довольно депрессивной.Тоже было какое-то влияние или ты решил, что тебе нужна грустная песня в альбоме?

Не, там у меня была идея. В конце у меня звучит там “Stuck in this dump when I should be in Miami” и еще кубки показываются. То, что у тебя все эти награды, это еще не значит, что ты будешь в Майами. Тогда я думал так.

- Есть сейчас кто-то из молодых русскоязычных исполнителей, кто тебе нравится?

Очень нравится Oneohtrix Point Never. Он один из основателей стиля vaporwave, у него родители из Петербурга. Я сказал бы, что этот человек, как Aphex двухтысячных. Он настолько крутой, что ему может позвонить Weekend и записать с ним саундтрек.

- А что тебя вдохновляет в русской культуре?

Люди: как русские себя ведут и какие они свободные. Сама эстетика русская, в которой я тоже вырос. Русский язык - то, насколько он эмоционален. По-эстонски не можешь сказать все так эмоционально, даже по-английски это труднее. Другие языки они, знаешь, будто квадратные. Менее чувственные, что ли.


- Какое твое любимое русское слово?

- А есть какой-нибудь любимый русский персонаж, может, Чебурашка или кто-нибудь еще?

Персонаж? Путин (смеется ). Это самый популярный русский персонаж. Чебурашка - это уже слишком олдскул, знаешь. Он уже давно слетел по статсам.

- Мне кажется, о русской культуре хорошо говорит «Кровосток». Особенно в этой цитате:

Иконка мироточит, радиатор течет, юбка с вырезом,
Молочко парное, ножичек в крови, шлакоблоки самовывозом.

По-твоему, это отражает дух России?

- «Кровосток» вообще крутые ребята, думаю, они это в тему сказали.

Насколько вы похожи с «Кровостоком», если отталкиваться от того, что вы оба рассказываете о постсоветском пространстве? Мне кажется, главная разница между вами - способ вещания: если у тебя это в основном в клипах, то у «Кровостока» в песнях.

Если вот так взять, то мы очень похожи.

- Что ты думаешь про все последние конфликты в русском рэпе: типа D.Masta против Schokk или Kizaru против Pharaoh?

Не знаю, я не слежу за ними, но по-любому я стою за Фарой.

- Как тебе вообще тема с версусами? Ты пошел бы на какой-нибудь в качестве участника?

Максимум посмотреть пошел бы, участвовать нет интереса. Разве что если с Ильичем побаттлиться.

- Это было бы стоящее зрелище.

Давай сейчас будет момент, когда я Илью Прусикина вызываю на баттл. Только на английском.

- Тогда давай ты запишешь к нему обращение на английском.

Не ну вообще-то знаешь, у нас такой дружный баттл будет, я же так его люблю. В общем, я бы только с ним пошел.

- Если он прочитает это и будет не против, то ты пойдешь на баттл?

Тогда мы этим займемся, да.

Я знаю, у тебя скоро будет большой европейский тур. А твой новый альбом на какой стадии находится? Он появится в этом году?

Думаю, да. По-любому.

- Он тоже будет называться Pussy Money Weed?

- (Смеется. ) Я не знаю, у меня название всегда появляется в голове спонтанно.

- У тебя есть интересный магазин с мерчем. Хотел спросить кое-что: если вот у Канье Веста есть фирменные изи бусты , то у тебя, как у Канье Иста, наверное, тоже должны быть свои кроссовки. Не считая тапок из хлеба. Как бы выглядела эта обувь?

Так они скоро выйдут. Я буду продавать резиновые сапоги для дождливой погоды. Это должно быть круто, потому что это настолько русская тема! Я сейчас ищу дистрибьютора и производство. Скорее всего, оно будет в России. Думаю, они выйдут как раз вовремя, весной, когда все таять будет. Сейчас все говорят, что угги круто, кроксы круто, а я буду резиновые сапоги делать.

Сначала люди воспринимали тебя как русифицированную версию Die Antwoord, а теперь все больше людей называют тебя Канье Истом. Как думаешь, это уже устоявшийся образ или потом тебя будут сравнивать с кем-то другим?

Мне Канье Ист уже нравится намного больше. Я думаю, это уже останется моим прозвищем. Я никогда себя не называл ребенком Ди Антвурда, но я сам себя назвал Канье Истом.

- Привязка к Канье сделана ради популярности на Западе?

Нет, я люблю Канье и хочу быть похожим на него.

У вас с Little Big был не только совместный клип, но и сериал American Russians, который лишился второго сезона. Почему? Я как поклонник жду новой эпопеи со Снуп Догом.

Потому что у каждого сейчас свои дела. У Ильича, допустим, ребенок, у меня сейчас тоже времени не хватает. Мы хотим подняться на следующий уровень и тогда уже это сделать.

Клип и первая серия American Russians вышли в один и тот же день (9 сентября 2015 года). Они же связаны? В конце клипа ты женишься и уезжаешь со своей возлюбленной, судя по всему, на Брайтон-Бич. В начале первой серии эта же женщина выкидывает твои вещи. Были еще какие-то отсылки?

Да, там было много отсылок, просто сейчас уже и не вспомню.

- Как так получилось, что ты выбил себе часть зуба?

Я выбил его микрофоном, выступая во Франции перед тремя тысячами человек. Очень крутой концерт был, я пел Boy Butterfly и почувствовал, как кусочек выпал у меня, быстро подобрал его и продолжил. Песня даже не прервалась.

От зубов перейдем к волосам. В интервью до этого ты говорил, что созреешь для переезда в Нью-Йорк, когда у тебя отрастут волосы. Судя по клипу, они скоро уже вернутся в прежнее состояние. Ты готов?

Да, я решил для себя, что когда волосы отрастут, я буду к этому готов. Они немного отросли, но еще недостаточно, так что я еще никуда не еду.