Кто или что является причиной смерти Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»? Сочинение Островский А.Н

Произвол, с одной стороны, и не-

достаток сознания прав своей

личности - с другой; вот осно-

вания, на которых держится все

безобразие отношений, развивае-

мых в большей части комедии

Островского.

Н.Л. Добролюбов

Тема конфликта личности и общества в литературе является одной из вечных. На протяжении XIX-XX веков писатели раскрывают эту проблему в своих произведениях, стараясь довести до

каждого читателя ее сущность. Так, например, в комедии «Горе от ума» Грибоедова и романе «Отцы и дети» Тургенева описывается противостояние «века минувшего» с «веком нынешним».

В драме Островского «Гроза» тоже прослеживается конфликт личности и общества. Остановимся на ней поближе.

К первому, к так называемому темному царству, относятся Кабаниха - вдова и Дикой - купец.

Марфа Игнатьевна Кабанова - вдова с двумя детьми: Варварой и Тихоном. Кабаниха во всем опирается на старинные обычаи и пытается привить их молодому поколению. Она груба, ее речь нетороплива и монотонна, движения медленны; живые чувства просыпаются в ней только тогда, когда разговор касается порядков старины, которые она яростно защищает. Кабанова является одним из сложных героев. Ее продиктованные требования создаются не из-за прихоти, это лишь старинные устои, которые, по ее мнению, должны выполняться. Так, например, первое же ее появление сопровождается словами: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

Кабанова не любит, когда кто-то противостоит ей. Она видит соперницу в Катерине, жене Тихона, и делает все, чтобы осрамить ее: «Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось».

В отличие от самодурства Кабанихи своеволие Дикого уже ничем не укреплено, никакими правилами не оправдано. Нравственные устои в его душе расшатаны.

Он самый богатый и знатный человек в городе, но этот «воин» сам себе не рад, жертва собственного своеволия: «Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»

Деньги дают возможность Дикому унижать бедных и материально зависимых от него людей. «Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? - заявляет он Кулигину. - Так знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».

Кабаниху и Дикого связывают многие общие черты: невежество, лицемерие^ ханжество. Эти герои любят властвовать, но «границы их владений» не бесконечны. Существуют и те, кто противостоит им: Катерина, Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис...

Все они одинаково ощущают тиранство Дикого и Кабанихи, но по-разному выражают протест против этой силы.

Одной из таких жертв «темного царства» и является Борис, племянник Дикого, прибывший в Калинов по принуждению. Он отличается от всех, живущих в городе: одежду носит иностранную, «обычаев здешних не знает». Его широкие взгляды на жизнь тоже другие. Так, например, Борис говорит о Кулигине: «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе - и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость». Племянник Дикого умен; понимает, что ему здесь ничего не добиться, это его мир. Именно так, я думаю, и объясняется пассивное восприятие зла у Бориса.

Другой жертвой «темного царства» является Варвара - дочь Кабанихи. Эта героиня в драме «Гроза» показана умной, хитрой и веселой. Она привыкла жить в доме Кабановой по своему принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Варвара не желает переносить материнского тиранства. Она говорит о ней («про себя»): «Не уважишь тебя, как же».

У девушки вольнолюбивая душа, которую невозможно раздавить или растоптать. Безоглядная любовь Варвары к Кудряшу только делает ее сильнее против «темного царства».

Долгое время влюбленная пара не могла набраться храбрости, чтобы бежать, но поступок Катерины подтолкнул их на решительный шаг.

Я согласна с мнением А. А. Ревякина о том, что уход Варвары и Кудряша является открытым протестом против Калиновского строя: «При всей своей хитрости, приспособляемости и нравственной примитивности Варвара не смогла выдержать домашнего тиранства. Она бежала из дома своей матери».

Говоря об открытых протестах против «темного царства», нельзя не упомянуть о Тихоне - муже Катерины.

Кабанов Тихон Иванович - сын Кабанихи. С одной стороны, это добрый, любящий муж, который «уж и прикрикнуть на жену не может». С другой стороны, он тихий и не может защитить Катерину от напрасной клеветы матери. Тихону тяжел гнет Кабанихи, но он не может противостоять ей, а иногда даже обвиняет во всем свою жену (о матери): «То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя на женатого». А теперь поедом ест, проходу не дает - все за тебя (Катерине)».

Тихон любил выпить в компании с Диким, а когда уезжал по делам, отгуливался на весь год. Узнав его лучше, Катерина так и не смогла полюбить мужа.

В последнем действии, когда Катерина ушла из жизни, Тихон, обреченный на мучения, впервые открыто заявил о протесте против «темного царства»: «Маменька, вы ее погубили!!! Вы, вы, вы...»

В драме «Гроза» Островского «живет» герой, который выше и нравственно одареннее Варвары или Бориса, - Кулигин. Он является наблюдателем и не входит ни в какое из царств. Кулигин - необычный и диковинный человек. Он «мещанин, часовщик - самоучка, отыскивающий перпетуум-мобил». Кулигин - человек мечтательный, но его фантазии неосуществимы. Этот персонаж не является главным, и все же именно он жалеет Бориса, когда узнает о его прошлом, и Тихона, когда тот рассказывает об измене жены. В конце драмы именно Кулигин нашел тело Катерины со словами: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Я думаю, что эти слова являются выводом из множеств его «наблюдений».

И все же из всех персонажей «Грозы» на первом плане, несомненно, Катерина, «луч света», как называл ее Добролюбов.

Эта девушка всю жизнь росла среди любви и ласки. Она привыкла к такой обстановке: природа, церковь и свобода. На воле сформировался ее характер: добрая, ласковая, чистая, искренняя, честная, трудолюбивая. Она с детства привыкла ходить в церковь с матерью. И вот ее отдали замуж за неизвестного человека, такую молодую и такую свободную. Катерина оказалась одна среди жестокого мира. Героиня пытается полюбить мужа, но все напрасно. Именно тогда ей встречается человек, не похожий на калиновское общество, -Борис. Она влюбляется в него искренне, и если бы не его глупость, то в конце концов Катерина бы уехала с ним, а не умерла.

И все же я думаю, что Катерина своей смертью не проиграла, а наоборот, победила мир Диких и Кабаних. «Луч света» не погас, а остался светить.

Я полагаю, что «Гроза» является одним из доказательств высокого мастерства Островского как художника. Несмотря на всю сложность сюжета, Островский смог реалистически изобразить характеры героев. Даже в таком образе, как Дикой, есть маленькая положительная черта. Он смог признать свои ошибки. И все благодаря таланту Островского.

Конфликт «темного царства» с его «жертвами» в «Грозе» выражен четко и ярко. И «лучом света», по-моему, была не только Катерина. Каждая из «жертв»: и Варвара, и Кулигин, и Тихон, и Борис - блеснула над «темным царством» хоть немного.

Драма Островского построена таким образом, что противостояние общества и личности находится все время на переднем плане. И поэтому все поступки героев указывают на эту до сих пор существующую проблему.

Это самое “любимое” занятие русских классиков – искать “героя нашего времени”. Поиск своего героя Островский проводит на Катерине. Катерина представляет собой женский образ, вступивший в борьбу с темной силой и обрекает себя на неминуемую смерть. Среди жертв Катерина выделяется открытым характером, смелостью и прямотой. Все написанное мною в сочинении и является причиной дальнейшей судьбы Катерины.
Катерина - молодая замужняя женщина, родилась и провела детство в другом городе или деревне в кругу своей матери. Екатерина была в детстве свободна и летала как птица. Маменька в ней души не чаяла, одевала меня как куклу, работать не принуждала. Выйдя замуж за сына самодурихи, этот огонек погас. Живя в доме Кабанихи, личность Катерины подавляется. Катерину унижает все, то есть Кабанова. Кабанова - одна из представителей этого мрачного темного уголка, и считал, что он единственный. Она показывает всем, что она святая, и хочет, чтобы таковыми являлись все. Кабанова жила и заставляла жить Катерину по книге о домоводстве. Это все равно что затащить луч света в темное царство. Недаром говорит русская пословица, что дом для женщины - каторга.
Ко всему прочему добавляется костер любви к Борису, в который постоянно кто-нибудь подливает масла Представление о любви у Катерины коренятся в патриархальном представлении о любви, как о преступном, бесовском наваждении, так как Катерина - женщина патриархального уклада и она была преданна всем сердцем своему мужу Баранову. А Тихон сам по типу маленький человек. Жестокая Кабаниха подавила в своем сыне все, что присуще мужчине. Он ищет маленькую дырочку, чтобы вырваться и жить нормальной жизнью. Фактически Кабанов променял жену на возможность напиться. Он отказывается ее понимать, и под воздействием Варвары она совершает грех. И далее, изменив Тихону, в душе Катерины возникает внутренний конфликт, все начинает рушиться, как карточный домик.. Катерину я бы сравнил с чайником, который стоит на огне, где огонь – ревность мужа и Кабаниха. Чайник закипает, закипает, а потом вода проливается и...
Катерина изменяет мужу во время его отъезда с Борисом. Только мимолетный роман с Борисом встрепенул ее, но и то, мучась от переживаний, она рассказала о своем приключении мужу... И она не смогла скрыть свои чувства от злейших врагов, прежде всего от Марфы Игнатьевны. Она, как человек, по внутреннему укладу отличающийся от своих сверстников, молодых жителей Калинова, не приемлет ложь и приспособленчество, которые люди ее окружающие приняли как неотъемлемую часть своей жизни. Измена мужу тоже был большой грех. Некоторые, наверно, конечно, изменяли в браке, но их это не пугало.
Екатерина думает о Грозе, что эта кара Божья, и все время прячется от нее и, когда над городом гроза, с ней происходят самые страшные вещи. Именно во время грозы она падает в обморок и после этого явления природы она решается пойти на самый страшный грех для человека, на самоубийство. По христианской вере человек, покончивший жизнь самоубийством, будет все свое дальнейшее существование жариться в аду. Недаром Катерина вскричала: "О гиена огненная!" .
Кабаниха настраивает враждебно к ней своего сына, а Дикой посылает Бориса в Сибирь. Оставшись Катерина одна, она долго думала, что ей делать. Катерина изнемогает, хочет умереть. Она убегает из дома и бежит к Волге, вспоминая ласки Бориса. Катерина находится на развилке двух дорог: любовь, а значит смерть и позор, или мучительная жизнь под гнетом Кабанихи, которая заставляла ее делать то, что она сама делала с удовольствием. А посередине высокий берег реки, с которого бросилась Катерина, подталкиваемая “грозой”, то есть все нарастающим конфликтом между этими двумя мирами. У нее не было друга, который бы ее понял и поддержал, быть может, Катерина и не стала бы прыгать. Затем она представляет могилку с эстетической точки зрения. И несмотря на то, что самоубийство является огромным грехом в христианских верованиях, Катерина вспомнила пословицу “Из земли вышел, в землю вошел”, посмотрев на щебечущих птичек, Катя сделала свой последний выбор. Катерина начинает сходить с ума и кончает жизнь самоубийством. После этого все семейство Кабановых вдруг расшиблось.
Если герой совершает самоубийство, то все его жалеют, но в драме Н.А.Островского "Гроза" можно только порадоваться за смерть Катерины. Действительно, гибель Катерины – это открытый протест доведенной до придела личности против всех форм. Покончив жизнь самоубийством, Катерина считает, что это единственное решение в ее положении. Не понятно, чем вызвано это убийство: психическим состоянием или не желая подчиняться темному царству. Совершая ошибки, за которые потом расплачиваешься, нас мучает совесть, и мы часто не находим лучше варианта, чем застрелиться, повеситься или утопиться Смерть от самоубийства лучше, чем моральная смерть от царства. Катерину никто не понял, и она погибла от своей безысходности.

Драма “Гроза” - это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В “Грозе” этим новым, отличным от других героем, “лучом света” становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному миру, но вместе с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в “царстве деспотов и самодуров” человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству.
Катерина - женщина с сильным характером, но между тем даже она не может противостоять “царству самодуров и деспотов”.
Свекровь (Кабаниха) - натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: “Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны”. Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит: “...душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас”. Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее душа стремится к свободе любой ценой, она говорит, “что мне захочется, так и сделаю”, “я уйду, да и была такова”. С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и даже любовь к Борису не избавляет ее от тоски.
В этом “темном царстве” все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: “Мне жалко его очень”. Жалость - единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга (“как бы я тебя любила”), - это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство - любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее - его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: “Не разберу я тебя, Катя!” Да уж куда ему “разобрать” ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: “Я не понимаю, что ты говоришь”.
В “темном царстве” нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис - герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь - это бурная река, его же - маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом... потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: “Вы ее совсем загубить хотите”. На последнем свидании он говорит Катерине: “Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой”, - ведь при первой встрече женщина сказала ему: “Загубил, загубил, загубил”.
Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа - это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу “лишь бы все было шито да крыто”, не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук - это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что “только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!” Одна из проблем Катерины в том, что “обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может”. Нк обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
В переводе с греческого имя Екатерина означает “всегда чистая”, и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полурасцустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.

В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Образ жизни здесь тоже самый обыкновенный, со своими устоями и порядками, привычными для всех. Только лишь одному человеку все это чуждо – Катерине. Она попала сюда, как только вышла замуж за Кабанова. Раньше, когда она жила с матерью, она была по-настоящему счастлива. Эти времена, прошедшие навсегда, она вспоминает с грустью: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью». Она вспоминает, как прекрасно жилось ей на воле. Но, попав в дом Кабанихи, она погрузилась в мир зла, жадности, обмана. Сама Кабаниха постоянно оскорбляет и унижает Катерину, презирая ее, она опасается, что Тихону «жена милее матери». Она его ревнует: «С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Кабаниха все время твердит сыну, чтобы тот и прикрикнул на Катерину, и пригрозил ей. От той же ревности она не дает ей покоя угрозами и намеками, хотя Катерина ей не перечит. У Кабанихи такой характер, что она может усмирить самого Дикого.

Ее сын Тихон – абсолютно безвольный человек, он полностью подчиняется матери и, уезжая от нее, ведет разгульный образ жизни. Хотя он и любит Катерину, он все равно ничего не может сделать, чтобы ей помочь, т.к. боится Кабанихи. Он не понимает ее души, ее стремлений и не думает ее защищать, а выполняет волю матери, причем, повторяя при этом каждое ее слово. Уезжая, он делает все так, как велела Кабаниха.

Сестра Тихона Варвара уже давно привыкла ко всяким предрассудкам и запретам Кабанихи. Она поставила себе цель и добивается ее несмотря ни на что. В разговоре с Варварой Катерина рассказывает ей обо всем, о чем думает, полностью ей доверяя. Когда Варвара узнает, что Катерина любит не мужа, а другого человека, она ее не осуждает, а, напротив, говорит: «Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет». Она считает, что человек должен строить свое счастье сам: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся! Так какая ж неволя себя мучить-то!» Она же устраивает Катерине и встречу с Борисом, всячески способствуя ей.

Борис может быть и любит Катерину, но он также не понимает ее и не может ничем ей помочь. Он не может бежать с ней, потому что зависит от своего дяди Дикого. Встречаясь с ней тайно, он знает, что все это не приведет к добру и рано или поздно всем будет известно об их связи, вся ответственность падет на Катерину.

Так кто же виноват в гибели Катерины? Все люди, окружавшие ее, были или злыми и жестокими, или безвольными и непонимающими. После прежней радостной и счастливой жизни она погрузилась в беспросветную, полную упреков и обид пустоту. В ее окружении она одна была непохожа на других. И после всего того, что причинили ей эти люди, оставив ее со всеми переживаниями, ей не оставалось больше ничего, кроме смерти.

Кто виноват в гибели Катерины? Борис? Тихон? Кабаниха? Я думаю, что виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремле­ния.

Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездуш­ное существо. С детства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений.. В этих условиях сформировались у Катерины есте­ственные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь кжиз-ни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время, гор­дость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Вар­варе: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно - я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять».

И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе стар­ших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное от того, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Бо­рису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю друг у друга подрыва­ют, и не столько из корысти, сколько из зависти.

Враждуют друг с другом, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных... А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы стро­чат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видно в диалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе - ровный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разго­варивать... Для других ты честный человек, адля меня разбойник, вот и все... Так и знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».

Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал- «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что толь­ко не противно ее натуре... Но признавая и уважая стремление других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, осо­бенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.

Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с дет­ства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испы­тав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько без­отрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой она сама признает­ся в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь^ говорит она, - я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!».

Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырываюгто, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», - отмечал в своей статье Добролюбов.

Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Си­бирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получа­ет отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, кото­рый вообще ни шагу не ступит наперекор воле маменьки.

Итак, путь к вольной жизни, к счастью отрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе."И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее сло­во обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Про­щай!» - восклицает она.

Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура, и не оставив ей другого способа осво­бождения, кроме освобождения смертью.