Контрольная работа: Роль политической системы в развитии общества. Какова роль политической системы в жизни человека и общества


Политическая система общества - это совокупность политических отношений, связанная с вопросами государственной власти, возникающими между классами, нациями, социальными группами, между государствами на международной арене, это политические организации, нормы, взгляды, идеи и т.д., играющие большую роль в памяти – честной жизни общества.


Выделяют четыре основных элемента политической системы: политические отношения – особый вид отношений, связанных с вопросами государственной власти; политические организации (институты) – организационный компонент, к которому относятся государства, политические партии, общественно-политические организации и движения. Они создаются для того, чтобы выражать, защищать в политической системе многообразные социальные интересы: классовые, групповые, национальные, молодёжные, женские, профессиональные и пр.; политические нормы – на основе их взаимодействуют политические институты. К ним относят правовые нормы, корпоративные, политические обычаи и традиции, нормы морали. Они устанавливают границы допустимого политического поведения, личную ответственность за свою политическую деятельность, уважение к чужому мнению, благородство, терпимость и т. д.; политическая культура – чрезвычайно важный компонент политической системы. От того, какие политические и нравственные принципы избирает личность в процессе политической деятельности, зависит эффективность политики, а значит и жизнь общества в целом, его прогресс.


В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Политическое властвование – процесс разработки, принятия, реализации политических решений. На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни. Цель его – обеспечить стабильность и развитие общества. Каждый элемент политической системы имеет свои особенности и вносит определённый вклад в осуществление цели


Государство – главный институт политической системы. Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется с обществом и трактуется как государственно организованное сообщество – союз людей, проживающих на данной территории. Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается в качестве политической организации, которая отличается от других, скажем, политических партий рядом признаков.


Главной отличительной чертой государства является суверенность(верховная власть, независимость).Суверенность выражается в том, что государству принадлежит право официально представлять всё общество в целом, издавать законы, осуществлять правосудие. Суверенитет – право проведения самостоятельной внутренней и внешней политики.


Функции государства: Защита общих интересов населения (правопорядок, стабильность и т.д.) Осуществление государственного управления: 1)законодательная (издание законов); 2)судебная(равенство всех граждан перед законом, защита законных прав) ; 3)исполнительное(управление повседневной деятельностью общества, знание интересов и потребностей общества и т. д.)

Еще Аристотель назвал политику особым искусством управления народами и государствами. С того времени значимость этого компонента жизни общества, буквально пронизывающего все его сферы, вплоть до бытовой, практически никто не отрицал. Функции имеют собственные закономерности, но при этом могут быть поняты только во взаимодействии с другими аспектами социальной активности людей. Будучи совокупностью, то есть объединением связанных между собой элементов, имеющих стойкую целостность, эта система очень сложна, ее деятельность является целенаправленной, и она имеет структурно-подчиненные части.

Функции политической системы присущи одному из подвидов совокупности, которую мы называем обществом (другими такими подразделениями являются экономика, духовная жизнь, и так далее). Они имеют определенные особенности, как, например, участие в решении проблем общесоциального характера, интеграции и распределении материальных и иных ценностей. Кроме того, к политическим видам деятельности относятся монополия на власть и государственное принуждение в национальном масштабе, а также использование в этих целях особого аппарата.

Функции политической системы связаны еще и с ее сложным внутренним строением. Ведь она состоит из различных партий, организаций, норм и стандартов, принципов и идеалов, разнообразнейших коммуникационных механизмов, благодаря которым социальные группы и отдельные люди могут общаться с властью. Последняя затрагивает интересы как огромных масс общества, так и определенных кланов (страт, семей, и так далее), причастных к руководству государством, или же тех, кто главенствует в экономике и влияет на основные ресурсы. Это управление налагает обязанности на всех без исключения. Оно может совершаться прямо, благодаря действиям доминирующих в данной стране социальных сил, и опосредованно, через различные движения и их лидеров.

Признаки определяются именно благодаря существованию и работе особой группы, специфической прослойки людей, профессионально занятых управлением в масштабах государства. Современная философия и политология имеют по большому счету два подхода к определению и анализу менеджмента общества и народа.

Первый из них (инструментальный) представляет такую структуру как некий теоретический и идеальный конструкт, дающий возможность определять и описывать свойства разных явлений в области политики, считая ее своего рода способом анализа. Таким образом, любая целостная взаимосвязь между людьми со специфическими интересами (неважно, государство, партия или движение) представляет собой самостоятельную сущность. Второй же пытается анализировать отношения власти и подчинения в конкретном обществе между группами и индивидами, а также описывать такие сложные сопутствующие явления, как культура, и так далее.

Исходя из этих методик, при анализе различных моделей государств следует учитывать как системные политические функции различных явлений, так и сложившиеся между ними устойчивые связи. Они охватывают множество сфер: взаимоотношение общества и среды; организационные особенности различных элементов (собственно властная группа и различные движения и объединения, принимающие участие в социальной жизни); нормативные основы жизни различных институций, согласованность или конфликты, возникающие между ними; процессы, происходящие вследствие деятельности того или иного режима; культурно-творческие и идеологические составляющие; роль всей системы в жизни страны или на международной арене, как и ее отдельных элементов.

Функции политической системы говорят нам о том, что это сложное и многообразное явление, без которого жизнь общества была бы невозможна. Оно имеет множество внутренне организованных связей, и делится на структуры и части с разными свойствами. Ученые спорят между собой по поводу того, какова их суть, но это лишний раз дает нам возможность убедиться, что существует общее мнение насчет главного предназначения этой системы. Прежде всего, это постановка целей общества - с далеким и близким прицелом, а также его властная и политическая интеграция. Затем мобилизация ресурсов, регулирование режима социальной активности, и, наконец, легитимизация - то есть стремление к достижению такого уровня реальной жизни, которое бы соответствовало принятым нормам и стандартам. Исполняя их эффективно, система будет в целом позитивно воздействовать на жизнь страны, в которой она работает.

Политическая система и ее роль в жизни общества

Вы знаете, что политика имеет деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной власти, политическими интересами больших со­циальных групп.

Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического участия. Однако полное равно­душие к политическим проблемам - явление нечастое, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.

По мнению психологов, участие в политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении, но на более вы­соком уровне. Такое общение дает мощный импульс развитию личности.

^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАК СИСТЕМА

Политическая жизнь на первый взгляд кажется несконча­емой цепью хаотичных, быстро меняющихся и непредсказуемых явлений и событий. Осмыслить ее люди пытались, как вы зна­ете, еще в глубокой древности. Однако только в XX в. пришло понимание политики как единого, сложно организованного ме­ханизма - политической системы. К ее структурным элемен­там (компонентам) относятся: 1. Организационный (государст­во, политические партии, общественно-политические движения). 2. Нормативный (политические, правовые, нравственные нормы и ценности, обычаи и традиции). 3. Культурный (политическая идеология, политическая культура). 4. Коммуникативный (от лат. communicatio - связь, общение) (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).

В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Напомним, что политическое властвование - это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, дого­воров и пр.). На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни, т. е. политическое управление. Цель его - обеспечить стабильность и развитие об­щества, придать совместной деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение полити­ческой системы как целостного механизма реализации полити­ческой власти и политического управления.

Каждый элемент политической системы имеет свои особен­ности и вносит определенный вклад в осуществление общей це­ли. Рассмотрим подробнее их сущность и роли.

^ ГОСУДАРСТВО - ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется с об­ществом и трактуется как государственно организованное сооб­щество - союз людей, проживающих на данной территории. Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается в качестве политической организации, которая отличается от дру­гих, скажем, политических партий рядом признаков.

Главная отличительная черта государства - суверенность, т. е. верховная власть внутри страны и независимость в отно­шениях с другими странами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, распространяется на все население, на все негосударственные организации. Во-вторых, она наделяется исключительным правом издавать обязательные для всех зако­ны и другие нормативные акты, осуществлять правосудие, устанавливать и взимать налоги и сборы. В-третьих, государст­во располагает особыми органами и учреждениями, в том чис­ле принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).

Наличие монопольных прав и мощных организационных, финансовых, военных рычагов воздействия на общество ставит государство в особое положение. Оно выступает главным инсти­тутом политической системы.

Основные направления деятельности государства по руко­водству обществом воплощены в его функциях. (Подумайте, ка­кие общественно значимые функции были присущи государст­ву на различных этапах общественного развития. Как и почему они видоизменялись?)

Сегодня к наиболее значимым функциям демократических государств относятся: обеспечение экономического развития, со­циальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластия (внутренние), а также оборона страны и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами (внешние). Функции, как известно, характеризуют внутреннюю (экономическую, социальную, правовую и пр.) и внешнюю по­литику государства. Так, экономическая функция выражается в регулировании экономических процессов с помощью налогов, кредитов, создания стимулов экономического роста и пр.; соци­альная функция - в предоставлении социальных гарантий мо­лодежи, престарелым, инвалидам и др.

Следовательно, речь идет вовсе не о грубом вмешательст­ве государства в повседневную жизнь людей, не о подчинении общества государству, что нередко случалось в истории разных стран. (Приведите примеры.) Напротив, обозначенные функции являются своего рода обязательствами государства перед обще­ством и находят отражение в структуре и деятельности государ­ственного аппарата.

Государственный аппарат - это комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется го­сударственная власть и государственное управление.

К государственным органам относятся: законодательные (представительные), исполнительные, судебные. Каждый наде­лен компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), власт­ными полномочиями (правом действовать от имени государства в пределах своих полномочий) и решает конкретные задачи. Так, законодательные органы (парламенты: Федеральное собра-

ние в России, Конгресс в США, Национальное собрание во Фран­ции) разрабатывают и принимают законы, нормы которых ре­гулируют общественные отношения и закрепляют государствен­ную политику. Например, положения Конституции РФ закрепили основы экономической политики, ориентированной на развитие рыночного хозяйства. Последующие нормативные акты придали общей политической линии конкретный харак­тер. Исполнительные органы (правительства) исполняют зако­ны. Судебные органы осуществляют правосудие (суд) и вместе с прокуратурой, ведущей надзор за исполнением законов, входят в состав правоохранительных органов.

Подчеркнем, что повседневная практическая работа по пре­творению в жизнь законодательных решений принадлежит исполнительным (управленческим) органам. Организацию испол­нения закона они обычно сопровождают мерами распорядитель­ного характера. Например, реализуя требование Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Правительством России были установлены невыгодные для мо­нополистов налоговые ставки, введены ограничения на произ­водство отдельных видов продукции и пр. Свои распоряжения исполнительные органы закрепляют в подзаконных норматив­ных актах и контролируют их выполнение. Кроме того, опира­ясь на нотариат, налоговую полицию, службы госбезопасности и пр., они осуществляют ряд правоохранительных функций: обеспечение правопорядка, законности, интересов общества, прав и свобод граждан.

Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуще­ствляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением. Поэтому управленческие органы именуются госу­дарственным аппаратом в узком смысле. При этом подчеркива­ется их административный (исполнительно-распорядительный) характер.

В настоящее время во всех индустриально развитых стра­нах мира государственно-административный аппарат представ­ляет собой мощную и разветвленную систему министерств, ве­домств, служб управления государственными предприятиями, специализированных комитетов, комиссий и пр. По существу­ющим данным, в нем занято 8% населения - государственных служащих. Среди них есть должностные лица (руководители, на­чальники), которые в силу занимаемой должности наделены большими, чем рядовые сотрудники, полномочиями.

Государственные служащие работают на постоянной и про­фессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, депутатов, министров) они не зависят от выборов и правительственных кризисов, поэтому составляют ста­бильный костяк государственного аппарата. От профессиональ­ных качеств госслужащих, соблюдения ими дисциплины, пра­вовых и этических норм зависит как разработка, так и реализация политических решений, эффективность государственного управ­ления. Поэтому сегодня во многих странах мира проводится до­вольно жесткий конкурсный отбор людей на государственную службу.

Подчеркнем, что государство, являясь главным институтом политической системы, призвано выражать и защищать интере­сы не узкого круга лиц (политической элиты), а общезначимые социальные интересы и потребности граждан.

^ РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Среди негосударственных организаций главную роль в по­литической системе играют политические партии. (Подумайте, почему становление современных политических партий ученые относят к XIX в.) Они отличаются от общественно-политиче­ских движений и групп давления наличием организации (про­фессионального аппарата, ведающего вопросами партийной де­ятельности), политической программы и идеологических основ групповой деятельности (партия объединяет группу единомыш­ленников), целью своей деятельности (завоевание, удержание и использование государственной власти для реализации интере­сов определенных социальных групп).

По организационному признаку партии условно подразде­ляются на массовые и кадровые. Массовые партии - многочис­ленные объединения со сложной организационной структурой. Они имеют постоянное членство и источники финансирования. Лейбористские партии, например, были созданы вне парламен­та по инициативе профсоюзов, которые являются коллективны­ми членами этих партий и финансируют их. Кадровые (парла­ментские) партии характеризуются значительной внутренней свободой, отсутствием обычно фиксированного членства и посто­янного источника финансирования. Так, членом республикан­ской или демократической партии в США может объявить се­бя любой американец, поддерживающий партию материально или голосующий за нее.

По идеологическому признаку партии разделяются на кон­сервативные, либеральные, социалистические, коммунистиче­ские, националистические, клерикальные (религиозные) и др.

В демократических странах в связи с ростом среднего класса значительно сокращается социальная база идеологических край­ностей. (Подумайте, чем было вызвано возникновение фашист­ской идеологии в 30-е годы в Германии и Италии. Почему и се­годня в некоторых странах возникает волна неофашизма?) В новых социальных условиях наблюдается дальнейшее сбли­жение идейно-политических основ большинства влиятельных партий. Они не ставят под сомнение государственно-обществен­ное устройство а расходятся в своих программах лишь по во­просу о путях совершенствования общества.

Главный отличительный признак политической партии - притязание на государственную власть, участие во власти. При этом целью партии, как мы выяснили, является реализа­ция интересов определенных социальных сил. Современные пар­тии приходят к власти через конкурентную борьбу друг с дру­гом за голоса избирателей на выборах в парламент, другие властные структуры. Поскольку социальные интересы воплоще­ны в программах, избиратель, по существу, делает выбор меж­ду их альтернативными вариантами. Не случайно выработка сво­его варианта политики (политического курса) - одна из важнейших функций партий. Они тщательно изучают нужды и запросы социальных групп и слоев, выделяют наиболее острые общественные противоречия. На основе обобщения разносто­ронних сведений вырабатываются общие требования, которым придается характер политических целей и путей развития об­щества. В политических программах обычно подчеркивается на­мерение партий служить интересам всего народа. Тем не менее в них прослеживаются приоритеты, которые делают партии пред­ставителями те: или иных социальных групп. Так, программы социал-демократов (Ирландия, Норвегия, Швеция) направлены обычно на усиление социальной политики в интересах наиболее незащищенных слоев населения: женщин, молодежи, преста­релых, безработных. С приходом к власти социал-демократиче­ских партий, какправило, распространяется влияние профсою­зов, растут расходы на социальные нужды, увеличиваются налоги, что сокращает доходы части населения. Программные установки консерваторов (республиканцев в США, ХДС в ФРГ, консерваторов в Великобритании), напротив, ориентированы на реализацию интересов наиболее состоятельных социальных групп и слоев, крупного бизнеса. Политика этих партий оживляет де­ловую экономическую активность. Вместе с тем сокращаются пособия по безработице, усиливается социальное неравенство.

Партии контролируют механизм выдвижения своих кан­дидатов на выборах и оказывают им всестороннюю поддержку. Четко очерчивая круг социальных проблем, они разъясня­ют избирателям свои подходы к их решению, раскрывают пре­имущества перед альтернативными вариантами, отвечают на во­просы, ведут дискуссии. Тем самым партии оказывают воздействие на политические взгляды и ориентации людей, осо­бенно молодежи, пополняют ряды своих сторонников, приобща­ют их к политике. Иными словами, партии реализуют функ­цию политической социализации граждан.

Многие молодые люди, обучающиеся в колледжах или уни­верситетах, активно включаются в политическую деятельность. Участвуя в предвыборных кампаниях и политических батали­ях, работая в тех или иных комитетах, молодой человек при­обретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, не­обходимые профессиональному политику. Именно так начинали свою карьеру многие известные политические деятели (приве­дите примеры). Следовательно, воспитание кадров еще одна функция партий.

Они выполняют также посредническую роль между обще­ством и государством. Через партии различные социальные группы имеют возможность выразить свое отношение к прово­димой политике и даже свой протест, который нередко приоб­ретает формы партийных лозунгов и заявлений.

Помимо государства и политических партий, в организа­ционный компонент политической системы входят обществен­но-политические движения (молодежные, женские, экологиче­ские и др.). Они не имеют такого организованного оформления, как партии, и являются относительно аморфными и нестабиль­ными образованиями.

^ ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Деятельность политической системы осуществляется на ос­нове определенных норм - правовых, политических, моральных ценностей, обычаев и традиций. Они взаимосвязаны и являют­ся правилами политического поведения и воздействия на обще­ство.

О моральных нормах в политике вам многое известно. (По­думайте, при решении каких общественно значимых вопросов профессиональные политики встают перед проблемой морально­го выбора. Как ее решение отражается на жизни общества?)

^ Правовые нормы закрепляются в законах и подзаконных актах: указах президента, постановлениях правительства, распоряжениях, приказах министерств, ведомств и других испол­нительных органов.

^ Политические нормы содержатся в Конституции, законах, регулирующих политические отношения, политических докумен­тах государства и партий, международных документах.

Разделение норм на правовые и политические является ус­ловным, ибо правовые документы в большей или меньшей степени закрепляют как политику, так и правила политической деятельности. Политико-правовые нормы представлены публич­ным правом (конституционным, частью административного, фи­нансового, уголовного и международного) при ведущей роли кон­ституции. Конституционные принципы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, являются одновремен­но основополагающими базовыми ценностями страны. Напри­мер, в экономической сфере - это равноправие частной и дру­гих форм собственности, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в социаль­ной - социальное обеспечение; в духовной - идеологическое многообразие и пр. В политической сфере к базовым ценностям демократического общества относятся правовое государство, пра­ва и свободы человека, парламентаризм, многопартийность и др. Будучи закрепленными на государственном уровне, политичес­кие ценности включаются в нормативный компонент политиче­ской системы и определяют комплекс органов государственной власти, порядок их образования и полномочия.

Поскольку законодательные органы занимают особое мес­то в государственном аппарате, публичным правом устанавливаются определенные правила проведения избирательных кам­паний. Большое внимание также уделяется регулированию деятельности исполнительных органов. Гражданин обычно име­ет дело не с министрами или депутатами парламента, а с госу­дарственными служащими налоговых органов, загсов, работни­ками отделений милиции и др. Чтобы оградить людей от возможного произвола, политическими нормами определяются границы допустимого поведения представителей власти.

Кроме того, нормами публичного права регулируются взаимоотношения внутри государственного аппарата, например между министерствами и ведомствами, должностными лицами и госслужащими.

Политико-правовые нормы дополняются обычаями и тра­дициями (от лат. traditio - передача, предание). Они представ­ляют собой ту часть политического опыта людей, который пе­редается из поколения в поколение и приобретает силу общепринятых неписаных правил поведения. Так, лейбористы в Великобритании уже более девяноста лет (партия существует с 1906 г.) строят свою программу, опираясь на освященную веками традицию рабочего движения - быть легальной оппози­цией партии консерваторов. При этом отношения между парти­ями не носят характера непримиримой борьбы добра и зла, а строятся на взаимном признании прав и законности программ­ных установок каждой из сторон.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как государственные органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система " показывает, каким образом происходит регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это понятие используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне.

Благодаря деятельности политических институтов и структур, выполнению людьми политических ролей "управляющих и управляемых" политическая система оказывает воздействие на различные стороны жизни общества. Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

По определению американского политолога Г. Алмонда, политическая система включает социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития. "Система" в политологии означает: взаимосвязи, действия и структуры, влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений.

Любая общественная система представляет собой целостное, упорядоченное множестве элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Важнейший элемент политической системы общества -- государство. Справедливым остается высказанное Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждение о том, что признаками любого государства являются наличие аппарата власти, территории и налогов.

Что же такое государство? По Аристотелю государство возникает из сознания общей пользы и создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Т. Гоббс, напротив, видел в основе государства дисциплину страха и назвал государством лицо, индивидуальное или коллективное, возникшее в силу договора множества людей с тем, чтобы это лицо обеспечивало им мир и всеобщую защиту. Близких взглядов придерживался Б. Спиноза!". Г. Гегель видел начало государства в насилии2, Ф. Энгельс и В.И. Ленин видели в нем орудие, машину для эксплуатации и подавления одного класса другимЗ М. Вебер называет государством отношения господства одних людей над другими, опирающееся на легитимное (считающееся законным) насилие.2

Классовый подход к проблеме государства был ведущим в советской общественной науке. Так, краткий словарь по социологии предлагает определение, согласно которому государство есть совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интересах определенных классов, подавляя классовых противников

В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается «основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики»4".

Государство отличается от других социальных институтов:

  • * обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице социальных групп, политических партий, общественных движений и т. д.;
  • * наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами:
  • * монополией на внеэкономическое принуждение;
  • * наличием государственной территории;
  • * суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, проведения внутренней и внешней политики;
  • * исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить бюджетную политику и т.д.

Вопрос о происхождении государства и его роли в жизни общества имеет большое теоретическое и научно-практическое значение.

Материалистическое понимание истории традиционно видит в государстве надстройку над экономическим базисом и связывает его возникновение с результатами общественного разделения труда, появлением частной собственности и расколом общества на классы. Исследуя данный вопрос, Ф. Энгельс писал, что в условиях появления частной собственности, непрерывно ускоряющегося накопления богатств «недоставало учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство»5

Ныне доступный ученым конкретно-исторический материал позволяет углубить и уточнить прежние взгляды на возникновение государства. И здесь мы сталкиваемся с проблемой так называемого «азиатского способа производства». Эта формулировка принадлежит К. Марксу. Сопоставляя особенности развития производительных сил в Европе и на Востоке, К. Маркс обратил внимание на отсутствие в ряде восточных стран частной собственности: непосредственным производителям в лице сельских общин противостоят не частные собственники, а государство жесткий централизованный контроль со стороны государства отразился на особенностях функционирования социальной структуры и политических отношений в этих странах. Власть, например наместника, открывала доступ к привилегиям, избыточному продукту и роскоши. Однако терявший ее, по воле деспота, чаще всего терял не только достаток, но и жизнь. В таком же положении находилось и многочисленное купечество, не заинтересованное в расширенном воспроизводстве и предпочитавшее проживать получаемую прибыль. Иными словами, частная собственность была таковой только условно и предпринимательство в экономической сфере не приветствовалось. Административный аппарат контролировал большую часть экономики, подавляющее число крестьян оставались государственными.

Особая роль государства на Востоке обусловила слабость отдельного индивида, его подавление коллективом и одновременно повышение роли корпоративных структур типа кланов, каст, сект, землячеств, сельских общин и т.д., включавших как бедных, так и богатых. Их главной целью было защитить своих членов от государственного деспотизма. Корпоративные связи, закрепленные традициями, сглаживали социальный антагонизм, порождали отношения патернализма и придавали устойчивость сложившейся социальной структуре. Консерватизм корпоративных связей способствовал политической стабильности даже в случаях смены династий, например, в средневековой Индии.

Советский востоковед Л. С. Васильев в работе «Проблемы генезиса китайского государства» специально исследовал проблему становления государственной власти в условиях азиатского способа производства. На основе кропотливого анализа обширного конкретно-исторического материала он пришел к выводу, что в данном случае государство возникает до классов как результат объективной потребности в решении крупномасштабных экономических проблем, в частности, связанных с ирригацией, строительством стратегических дорог и т.д.6

Знакомство с историей возникновения государства во многом способствует уяснению вопроса о его функциях. Марксистский подход к этой проблеме является сугубо классовым: главная функция государства -- защита интересов правящих классов. Все остальные функции как внешние, так И внутренние подчинены этой главной. Отсюда следует, во-первых, что государство может быть надклассовой структурой только в виде исключения, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к ним7". Во-вторых, предполагается, что переход политической власти в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства со временем приведет к отмиранию государства

Современное государство выполняет целый ряд разнообразных функций:

  • * защиты существующего государственного строя;
  • * поддержания в обществе стабильности и порядка;
  • * предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;
  • * регулирования экономики;
  • * проведения внутренней политики во всех ее аспектах -- социальной, культурной, научной, образовательной, национальной, экологической и т.д.
  • * защиты интересов государства на международной арене;
  • * обороны страны и др.

Особый интерес представляет сегодня вопрос о роли государства в регулировании экономических отношений. В условиях отсутствия частной собственности (азиатский способ производства, административно-командная система) эта роль проста и понятна -- прямое директивное руководство, а в развитых формах -- на основе детальных планов. Иная, более сложная картина складывается в условиях развитых рыночных отношений. С одной стороны, чем сильнее вмешательство государства, даже если оно носит косвенный характер, например, через хозяйственное законодательство и налоги, тем ниже уровень предпринимательского интереса, меньше желания рисковать капиталом. С другой стороны, вмешательство государства в экономические процессы на уровне общества в целом, безусловно, необходимо для решения проблем тех нического перевооружения производства, правильной структур ной политики, финансового оздоровления экономики и т.д Большое значение имеет и выполнение государством других, пе речисленных выше функций.

Важное значение имеет решение таких проблем политический жизни общества, как государственное устройство, форма правления и политический режим.

* Вопрос о государственном устройстве связан прежде всего с распределением законодательной власти между центром и периферией. Если законодательные функции всецело принадлежат центру, государство считается унитарным, но если территориальные единицы вправе принимать свои законы, государство является федеративным. Федерация позволяет преодолеть противоречие между стремлением центра к господству, а территориальных единиц -- к сепаратизму.

Форма правления связана с характером осуществления государственной власти, будь то монархия или республика. Если монархия предполагает сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию, причем власть, как правило, передается по наследству, то республиканское правление означает признание суверенного права на власть народа, избранных им представительных органов.

Вопрос о том, какая форма правления лучше, -- республика или монархия, является во многом риторическим. Опыт современной Европы показывает, что многие развитые и политически стабильные страны являются монархиями. Американский исследователь С. Липсет обращает внимание на медиативную, т. е. примиряющую роль монархии по отношению ко всем слоям современного общества.

В тех же странах, -- подчеркивает он, где в результате революции монархия была свергнута и упорядоченное правопреемство оказалось нарушенным, пришедшие на смену монархии республиканские режимы оказались неспособными обрести законность в глазах всех важных слоев населения вплоть до пятого послереволюционного поколения или того позже»".

Иными словами, монарх выполняет роль нравственного арбитра, выступает в глазах подданных гарантом национальных интересов. В то же время в ряде стран республиканская форма государственного правления функционирует достаточно успешно.

Под политическим режимом обычно понимается совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Можно выделить такие политические режимы, как тоталитаризм, авторитаризм, либерализм и демократия. Особый интерес представляют сегодня тоталитаризм и демократия.

Тоталитаризм (от лат. totalis) -- государственный строй, отличительной особенностью которого является контроль над всеми сторонами жизни общества -- политической, экономической и духовной. Без внимания не остаются даже мысли граждан, о чем свидетельствует появление термина «инакомыслящий». Тоталитаризм -- это как бы деспотизм XX века. Жестокие режимы были и раньше, но тоталитаризм -- явление относительно новое. Это объясняется тем обстоятельством, что полный контроль над гражданами стал возможен только с появлением таких средств массовой коммуникации, как пресса, радио и телевидение.Тоталитарный политический режим ставит отдельного индивида в более бесправное положение, чем в условиях восточной деспотии; он остается как бы один на один с государственной машиной и подчиняется ей.

Признаками тоталитарного режима являются: жесткая пирамидальная структура власти (можно сказать, что обществом управляют как организацией, в которой обратные связи отсутствуют), массовый террор, постоянный поиск внутренних и внешних врагов, ликвидация горизонтальных структур в обществе. И, наконец, господство официальной идеологии, навязываемой правящим режимом.

Психологические корни тоталитаризма исследованы, в частности, 3. Фрейдом в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я». Тоталитаризм не просто опирается на согласие масс к повиновению. Он формирует особую психологию, свой стиль мышления, для которого характерны культ власти, неуважение к правам человека, поиск простых решений, дихотомическое мышление и т. д.

Противоположность тоталитаризму -- демократия (от греч. emos -- народ и cratos -- власть). Посвоему происхождению этр сугубо европейский феномен. Она возникла в Древней Грецией выражала интересы достаточно многочисленного строя свободах собственников. Отношение к ней в истории социально-философской мысли с самого начала не было однозначным. Неодобрительно относился к ней Платон, сдержанно -- Аристотель. Развитие рыночных отношений в Новое время поставило на повестку дня вопрос о государственном устройстве, при котором права собственников -- буржуа были бы защищены от произвола властей. Дж. Локк и Ш. Монтескье, разрабатывая концепцию прав человека на основе теории общественного договора, пришли к выводу, что соблюдение законов является важнейшим гарантом политической свободы. В государстве, как считал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей»2. Развивая идеи Локка, Ш. Монтескье утверждал, что верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг друга». Напротив, их соединение в одних руках порождает произвол.

Не останавливаясь подробно на проблеме демократических прав и свобод, демократических процедурах осуществления власти, отметим, что важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство.

Идея гражданского общества восходит к античности, в частности, к Цицерону, заинтересовавшемуся отличием собственно гражданина от простых обывателей. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегелем и К. Марксом. В современной интерпретации гражданское общество --это «общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения»".

В русле идей М. Вебера гражданское общество -- это познавательная абстракция, идеальный тип, весьма далекий от реальности. Но сама идея не лишена смысла. Ее суть заключается в оптимальном сочетании трех основных составляющих: власти, общества и человека. При этом предполагается, что осуществляющее власть государство будет правовым, деятельность которого основана на верховенстве закона. Иным должно стать и общество. Для него характерны развитые горизонтальные связи, наличие всевозможных союзов и ассоциаций, массовых движений, партий, стремление ограничить власть государства за счет ее децентрализации и местного самоуправления. И, наконец, совершенно особые требования предъявляются к гражданину. Граждане дисциплинированны не в силу страха, а благодаря сознательности, глубокой внутренней убежденности, добросовестно выполняют свои обязанности и ревностно защищают свои права, непримиримы к коррупции, взяточничеству и т.д. Иными словами, это люди с высоким правосознанием, нравственной, политической и правовой культурой.

Нет слов, картина получается благостная, радующая и ум, и сердце. Но во многом утопическая, так как, во-первых, в такого рода обществе все должны быть собственниками и жить в достатке. Однако есть основания сомневаться в том, что возможно богатое общество без бедных людей. По крайней мере на протяжении сознательной истории человечество не сумело обуздать страсть к наживе одних, стремление к тунеядству других и как следствие так и не удалось решить проблему бедности. Во-вторых, не ясно, как именно, каким образом превратить всех людей в законопослушных граждан.

С конца XVIII в. идея демократии в ее западноевропейском понимании подвергается критике как «справа» (Э. Берк, А. Токвиль, И. Срлоневич и др.), так и «слева» (К. Маркс, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, «новые левые» и др.).

В воем отношении к буржуазной демократии марксизм исходит цз примата прав трудящихся. Эта демократия если и принималась, то только как удобная форма борьбы за власть с буржуазией, в рамках капиталистического общества.

Критика «справа» основана на иных методологическто принципах и постоянно эволюционирует. Если традиционные правые основывали свою критику на тезисе о невозможность подмены качества количеством -- компетентного аристократического меньшинства голосами миллионов -невежественных, по их мнению, избирателей, то в наши дни аргументация усложнилась. Либеральной (т. е. основанной на концепции прав человека) и эгалитарной (исходящей из идеи всеобщего равенства) противопоставляется так называемая органическая демократия, предполагающая опору не на индивида или массы, а на народ как целое. По мнению авторов данной концепции, именно такая форма демократии предполагает «соучастие» народа в своей политической судьбе. Вместе с тем подчеркивается, что органическая демократия требует однородности общества как основы «братства». Отсюда делается вывод, что преобладающие на Западе либерально-демократическая и тоталитарно-эгалитарная модели демократии не способны перейти к органической демократии. Иное дело -- Восток, где «коллективное бессознательное» в форме народного или национального самосознания более развито, чем на Западе, где преобладает индивидуалистическая рационалистическая психология.

Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики . К таким связям можно отнести следующие:

  • зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;
  • зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;
  • зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

Политика как общественное явление

  • традиционный , когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
  • социологический , в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

  • сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти ;
  • науку и искусство государственного управления ;
  • способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Интерпретация понятия «политика»:
  • Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.
  • Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.
  • Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.
  • Искусство управления государством.

Потребность общества в политике. Необходимость политики

В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства .

по своей структуре асимметрично . Существование различных классов и (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы , которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве» .

Роль политики в обществе:
  • выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
  • согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;
  • выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
  • распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
  • создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают:

Поле политики

«Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное . Первое очерчено границами страны, второе — сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.

Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы . И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, не более чем социальная утопия .

«Деловая» функция политики по отношению к экономике — это не что иное, как производство и поддержание в обществе определенного минимума социальной стабильности и порядка , при которых только и возможна эффективная хозяйственная деятельность, в том числе и в форме частного . В условиях же хаоса и анархии такая деятельность, по общему правилу, невозможна. Хаос реформировать нельзя. Что же касается общесоциальной «деловой» функции экономики, в том числе и бизнеса, по отношению к обществу и государству , то она может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить и одевать народ». Но народ не в качестве «иждивенца» и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника и активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ.

Следует обратить особое внимание и на то, что политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации ; с другой — функцию ее идеологической легитимации, т.е. оправдания действий .

Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая — в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят, что называется, «шокотерапевтический» характер по принципу «иного просто не дано».

По-особому складываются отношения между политикой и наукой . Политика в силу своей многоликости, субъективности, динамичности и других особенностей неравнозначна науке, т.е. она не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Наука не «правит» политикой, а выступает в роли ее беспристрастного, находящегося «по ту сторону добра и зла», советника. Касательно политики основная функция науки сугубо прагматическая — это, прежде всего, ее информационное обеспечение, проведение экспертизы, прогнозирование и моделирование ситуаций и пр.

Серьезное изучение политики предполагает и выделение такого ключевого вопроса, как соотношение политики и морали .

На уровне массовых представлений о политике самой распространенной точкой зрения на сей счет выступает утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, — кончается мораль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Никакой всеобщей заданности политики на аморальность не существует. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто стоит у ее руля. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, народу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики — не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Политика — это все же специфическая сфера вынужденных, порой даже очень «крутых» решений, когда императивы морали приходится согласовывать с рациональностью и целесообразностью действий, а собственные желания и пристрастия с диктатом обстоятельств. Политик действует нравственно тогда, когда добро от его поступков существенно превышает зло . Французский просветитель Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».