Контакты. Наталья царькова - официальный художник ватикана Художник царьков с и его картины

Впервые картину Царьковой показали перед Пасхой в Риме, и ее как послание мира благословил сам Папа Римский Иоанн Павел II. На церемонии в Милане вместе с художницей пурпурное покрывало с полотна сдернул специально приехавший из Ватикана хранитель архивов и библиотеки Римско-католической церкви кардинал Джордже Мария Мейа, который потом в пространной речи очень лестно отозвался о достоинствах картины и даже проследил духовную связь между авторами версий «Тайной вечери» - от великого Леонардо до этой миниатюрной русской женщины...

- Почему именно «Тайная вечеря» и 11 сентября? - спросил я доктора Паоло Бискоттини, директора Миланского епархиального музея.

Гуманистическая западная культура вышла из европейского Ренессанса, яркой звездой которого был Леонардо. Именно этой западной культуре, ее ценностям брошен вызов 11 сентября прошлого года. В том, что картину написала русская художница, есть некий обнадеживающий знак неразделимости христианского мира.

- Наташа, а не волнуетесь, видя такое соседство: Леонардо и Вы?

Конечно, робею. Это ни в коем случае не сравнение с Леонардо, а только один из этапов путешествия картины. После Милана она будет выставлена в Риме, в церкви Санта-Мария делле Анджели-э-дей-Мартири, построенной по проекту Микеланджело. Потом на Пасху поедет в Москву и, может быть, в Нью-Йорк к 11 сентября 2003 года.

В Италии мою картину назвали «Тайной вечерей третьего тысячелетия». Потому что только 11 сентября 2001 года началось третье тысячелетие. До этого все в мире вроде бы уже уладилось, все успокоились. Но - нет. Опять наваливается страшное, новое, неожиданное. Появилась новая неуверенность в будущем. На фреске Леонардо да Винчи Христос смотрит на хлеб, у других авторов - на небо. Но вот случилась нью-йоркская трагедия, и мир изменился. Как будто все проснулись. На моей картине Христос повернулся и смотрит на мир трагическим взглядом, с укором и в то же время с любовью, пониманием. Смотрит на каждого из нас. В душу.

«Тайную вечерю» до сих пор писали только художники-мужчины. Не было женщин и среди персонажей. Апостолы все же. На полотне Царьковой появилась женщина. Далеко, на заднем плане, любопытная простоватая женская головка из-за портьеры: Наташин автопортрет.

- Что значит это новшество?

Это как бы взгляд из третьего тысячелетия. Мой и моих ровесников.

- А вы религиозный человек?

Да, религиозный, но это очень относительно. Во-первых, потому что я веду особенную жизнь. Это отдельный вопрос, сложный и очень личный. Во-вторых, состояние души. Необязательно писать только религиозные объекты, чтобы принадлежать религии.

На презентацию в Милан Наташа позвала людей, которые ей позировали для «Тайной вечери». Состав компании открывает некоторые секреты успеха художницы.

На банкете за бокалом шампанского она познакомила меня с «Христом» - графом Пепи Морджа, архитектором, автором проекта реконструкции купола собора Св. Петра в Риме; со своим приятелем «Иудой» - «крутым» стилистом миланской моды Джилермо Мариотто; с блистательным римским адвокатом Витторе Корделлой, чей благородный профиль и густая копна длинных седеющих волос представляют на картине св. Андрея Первозванного. Св. Иоанна Наташа писала с графа Андреа Марини, Филиппа - с профессора архитектуры графа Дарио дель Буфало. А моделями для образов Симона, Фаддея и Фомы послужили соответственно великий приор Мальтийского ордена Франц фон Лобштайн, граф Романо дель Форно и принц Николо Боргезе.

То есть итальянская и католическая аристократия, люди, которых Наташа пишет по заказам. Фрагменты состоявшихся или будущих портретов включила она в свое полотно. Желание аристократов пополнить фамильные галереи не только семейными фото, но и солидными, похожими на оригинал и тщательно исполненными в традиционной манере портретами привлекло их к русской художнице. Аристократы вывели на мальтийцев, а после портрета великого магистра Мальтийского ордена сэра Эндрю Бертиса ее заметили в Ватикане и заказали портрет папы.

- Наверное, Папа Римский – не совсем обычная модель?

Он вообще не позирует художникам. Даже если бы захотел, не позволяют церковные правила. Работала девять месяцев вместо обычных двух. Мне приносили его фотографии, посох, одежду, перстень. А вы знаете, что перстень, который должен быть целован всеми верующими при встречах с ним, индивидуален и существует только при жизни каждого конкретного папы? Потом его уничтожают огнем, расплавляют.

- И тот первый портрет папе понравился?

Да, и он удостоил меня частной аудиенции. Я рассказала, как работала. Он был растроган тем, что в портрете отражены секреты, которые не каждый заметит. В посохе отражается Мадонна с младенцем. Считается, что Мадонна спасла папу от смерти во время покушения. Он всегда держит перед собой ее образ. В Ватикане сказали, что я угадала «третий секрет Фатимы», предсказавшей, что Мадонна спасет «человека в белом».

- Русские люди, работающие на Западе, вынуждены утверждаться, преодолевая порой жестокую конкуренцию. Существует ли эта проблема для вас?

Слава богу, что художников достаточно, иначе я бы умерла от заказов. Портретов Папы Римского написано миллионы. Сам по себе портрет папы - далеко не редкость. Но мой был написан по заказу Ватикана, потому что они видели мои предыдущие картины, которые им понравились.

- Лучше ли здесь работать, чем в России?

Не знаю, как сейчас художникам работается в России. Просто так получилось, что я здесь, и дела идут хорошо. Я здесь себя чувствую нужной. Есть люди, которые ждут мои картины, годами стоят в очереди. Как правило, заказчики из аристократии. А что такое аристократия? Это люди, которые следуют семейной традиции, знают историю своего рода за века. Среди клиентов есть представители фамилий, известных с ХI-ХIII веков. Вижу некий символ в том, что в «Тайной вечере» я собрала портреты аристократов. Для них важно иметь свое художественное изображение для потомков. Для итальянской, европейской и даже американской знати это вовсе не тщеславие, а вопрос преемственности. Я писала портрет князя Людовизи. Было пять пап из этого рода. В их числе - Григорий ХIII, который произвел реформу календаря в 1582 году (это когда православная церковь осталась при юлианском).

- Кем себя ощущаете - итальянкой, русской, православной, католичкой? Религии, к сожалению, часто не объединяют, а разделяют людей.

Конечно, русской, православной. Но это не значит - чужой в этой среде. Впервые русский православный художник, более того - художница, признан официальным портретистом папы. Это очень полезно, очень нужно. Это маленький шаг на пути к миру. Не к примирению, а именно к миру.

- Не сомневаюсь в ваших личных качествах и обаянии. Но, наверное, сыграла роль и российская школа живописи, которую вы при везли?

Еще бы. Это самое главное. Здесь у них школы практически нет. Художественная школа в Западной Европе умерла. Даже намека нет на тот уровень, который еще держится в России. Наша страна молода по сравнению с Италией. И это нормально. Вымирающая европейская нация поддерживается благодаря иностранцам, которые приезжают сюда. То же самое с искусством. Люди много видели, пережили и живут прошлым. Россия продержалась лишних сто лет благодаря «железному занавесу». Классическая школа подразумевает труд, учебу, терпение. Качества, имманентные для тоталитаризма. А я - русская художница.

- Что же, нам в этом смысле грозит участь Италии и отставание от Китая?

Я окончила художественную школу в 1985 году. А потом началось разложение. Через сто лет, может быть, вообще не будет жанра картины.

На этой оптимистической ноте мы и попрощались с Наташей, на чей век в Европе аристократов хватит.

Выпускница студии Ильи Глазунова, 27-летняя Наталья, поехала в гости к подруге в Рим.
Очарованная "вечным городом" в свободное время просто рисовала. От души и для души.

Картины увидели. Оценили. Предложили остаться и работать дальше.
Уже 20 лет как она живет и творит в итальянской столице.

Сегодня Наталья Ивановна Царькова - официальный художник..... Ватикана.
Православная москвичка, написавшая новую версию знаменитой "Тайной вечери".


В первый и последний раз рядом с мировым шедевром Леонардо Да Винчи, особым разрешением Папы Римского было разрешено выставить картину с изображением той же самой сцены.
Новый, неожиданный ракурс и сама работа Царьковой в целом поразили и впечатлили католический мир.


Иоанн Павел II попросил русскую художницу написать его портрет. В итоге было написано два.
Ватикан признал их официальными изображениями Понтифика. Сегодня Наталья Царькова - единственная в мире живописи, кто написал портреты трёх Римских пап.


Она часто приезжает в Россию. Иногда с проектами, иногда просто домой, в родной город. Мечтает рисовать своих соотечественников.
Когда общались пару лет назад, поделилась творческими планами. Предложить свои скромные услуги портретиста отечественной элите политики и духовенства. Создать галерею. Открыть детскую школу.


Пока, кажется, не получилось. Ее это задевает. Чувствуется по разговору. Но вряд ли угнетает. Рыбкой в банке быть сложно. Особенно после свободы вдохновения, которую многим великим русским дарил "Вечный город".....

Новость из мира искусства

Маленький секрет, 1995. Масло, Рим, коллекция художника

Название "Маленький секрет" указывает на загадку или тайну, кроющуюся в этой картине. В чём же состоит секрет Натальи Царьковой? В часах, символизирующих скоротечность времени? В шахматной игре, олицетворяющей борьбу света и тьмы? В фигурах двух персонажей Комедии дель арте, Пьеро и Пульчинелла, или в золотой клетке, в которой заключена прекрасная птица?

Министерство культуры Российской Федерации предложило художнице Наталье Царьковой провести персональную выставку в Государственном историческом музее. Художница планирует в скором времени осуществить этот проект. Наталья Царькова известна как единственная в мире женщина, написавшей портреты четырёх Пап Римских. Официальным портретистом Ватикана она стала с конца 1990-х годов. Ее произведения висят во дворцах Ватикана, храмах и музеях разных стран мира. На выставке портретов пап в Вашингтоне, устроенной в 2005 году, портреты Царьковой оказались единственными работами ныне живущего художника - другие полотна принадлежали кисти Рафаэля, Караваджо и Веласкеса.
Наталия Царькова родилась в Москве в 1967 году. Училась живописи в Краснопресненской художественной школе, потом в Московской средней художественной школе при Институте им. Сурикова. Параллельно поступила в только что открывшуюся Академию Ильи Глазунова. На курсе у Глазунова она была единственной девочкой, лучшей по классу портрета. Именно благодаря Глазунову она впервые попала в Италию. А вскоре вернулась туда, чтобы устроить в 1994 году выставку своих работ. Картины были успешно распроданы. Она решила задержаться на несколько месяцев, но получала один заказ за другим и откладывала отъезд. Сначала она стала портретистом ряда аристократических семей, а затем её пригласили работать в Ватикан. Первой работой её стал портрет Иоанна Павла II.
У этого Папы, несмотря на 21 год пребывания на Святом престоле, ещё не было официального изображения. Позже этот портрет печатался на официальных документах синода Римско-католической церкви. Царькова написала в общей сложности три портрета Папы Войтылы. Первый портрет выставлен в музеях Ватикана, второй был заказан культурным центром имени Иоанна Павла II в Вашингтоне, а третий находится в римской базилике Санта-Мария-дель-Пополо.
Портреты кисти Царьковой реалистичны, а их детали указывают на труды и личные особенности героев. На портрете Франциска I понтифик изображён с раненым, но уже перевязанным ягнёнком в руках - символом милосердия, кроме того это отсылка к притче о заблудшей овце.


Слева - "Милосердный пастырь", 2013. Масло, коллекция художника. Справа - "Святой Иоанн Павел II", музей Ватикана

Портрет Бенедикта XVI выставлен в музеях Ватикана. В этом портрете очень много символов. Прежде всего, это трон Папы Льва XIII, на котором изображён Бенедикт XVI. Красный цвет мантии символизирует веру и любовь, а красная папка с речью папы - диалог как единственный способ прийти к миру.

Студия Натальи Царьковой находится в одном из самых "русских" кварталов Рима, возле площади Барберини. В двух шагах дом, в котором жил Гоголь и писал "Мертвые души". Напротив, через дорогу, у "четырех фонтанов", располагалась квартира Карла Брюллова, написавшего в Риме "Последний день Помпеи". Неподалеку от Барберини жили Александр Иванов и Орест Кипренский. Центральное место в студии, сплошь увешанной картинами, отведено "Тайной вечери".
Наталья написала свой вариант "Тайной вечери". В отличие от традиционной иконографии, Иисус Христос изображён в пол-оборота, и его взгляд устремлён прямо на зрителя. Он смотрит с укором, но в то же время с любовью. Картине российской художницы была оказана особая честь: ее первый показ состоялся в трапезной Санта-Мария-делле-Грацие в Милане рядом с известным шедевром "Тайная вечеря" Леонардо Да Винчи.


Тайная вечеря, 2002. Масло, коллекция художника

Когда-то русских художников специально отправляли в Италию поучиться у местных мастеров, и это привело к блистательным результатам. Русская живопись заняла достойное место в мировом искусстве. Появилась уникальная национальная школа классической и реалистической живописи. И сейчас живописцы из России тоже приезжают в Италию, но уже не за опытом, а за успехом.
Интересно, что российские современные художники-реалисты востребованы и успешны в мире. Как считают на Западе, классическая художественная школа, которая подразумевает труд, учебу, терпение, уже утеряна в Западной Европе. Даже намека нет на тот уровень, который еще держится в России. А европейская аристократия предпочитает иметь свои изображения для потомков в классической узнаваемой манере.
По-видимому, поэтому среди придворных художников современности немало русских имён. Можно назвать петербургского художника Ивана Славинского, который сделал себе имя во Франции, и в течение 10 лет работал по контрактам европейских галерей. Георгий Шишкин - художник Монако, про него князь Монако написал:"Я рад,что этот художник большого таланта выбрал княжество для своего искусства". Имя русского художника Сергея Павленко, выпускника Петербургской художественной академии, известно англичанам по очень веской причине - он автор парадного портрета Елизаветы II и других портретов королевской семьи.
Информация опубликована в итальянском журнале AVRVM.

Эксцентричная российская художница стала папским портретистом

Наталья Царькова - официальный художник Святого Престола. "Она говорит, что старается уловить как зримую внешность, так и духовную сущность своих моделей", - пишет журналист Алессандро Специале. Но Царькова признается, что решение Бенедикта XVI отречься вызвало у нее такой же шок, как и у всех остальных.

Царькова, уроженка России, православная по вероисповеданию. Однако с конца 1990-х годов она является официальным портретистом римских пап. Ее произведения висят во дворцах Ватикана, храмах и музеях разных стран мира. На выставке портретов пап в Вашингтоне, устроенной в 2005 году, портреты Царьковой оказались единственными работами ныне живущего художника - другие полотна принадлежали кисти Рафаэля, Караваджо и Веласкеса. "Группа экспертов включила мои картины в список из пяти лучших вещей на выставке", - с гордостью сообщила сама художница.

Царькова - уроженка Москвы, ей, видимо, лет 45 ("она не пожелала назвать свой точный возраст", - замечает автор). Ее маленькая квартира в Риме переполнена картинами, памятными вещами пап и "экстравагантными безделушками", по выражению автора. По комнате летает ручная сова по имени Руфус.

Портреты кисти Царьковой называют "живыми" и "совершенно реалистичными". Их детали указывают на труды и личные особенности героев: например, Бенедикт XVI попросил изобразить себя с тетрадью своих речей. Голубь, символизирующий Дух Святой, озаряет его лучезарным светом.

У Царьковой есть талант заводить связи среди аристократов Старого Света и иерархов Ватикана, полагает автор. Она приехала в Рим на несколько месяцев изучать античность и искусство Ренессанса. "Но я стала получать один заказ за другим и откладывала отъезд. По-моему, это был знак: мне было суждено написать папу", - говорит Царькова.

В 1998 году ей заказали официальный портрет Иоанна Павла II. "Тот факт, что она не католичка, никогда не порождал проблем", - замечает автор. "Мне казалось, что через искусство я могу быть как бы связующим звеном между католиками и православными", - говорит Царькова.

Когда-то русских художников специально командировали в Италию поучиться уместных мастеров.
Можно сказать, что это была государственная программа, которая привела к блистательным результатам. Русская живопись заняла достойное место в мировом искусстве.

Наталья Царькова (1967г) молодая российская художница, выпускница студии И.Глазунова и Суриковского училища живет и работает в Риме с 1994-го. Когда она впервые приехала в Италию, навестить подругу, ее имя не было известно никому. Несколько картин,которые она захватила с собой, быстро обратили на себя внимание итальянцев и моментально разошлись по частным коллекциям. Вскоре стали появляться заказы на портреты от аристократов,политиков, деятелей искусства и просто состоятельных итальянцев. Но настоящая слава и взлет в карьере произошел после написания двух портретов Папы Иоанна Павла II,
которые Ватикан признал официальными изображениями римского понтифика.

Так русская художница, москвичка Наталья Царькова стала единственной
в мире живописи, которой удалось написать портреты трёх римских
пап: Иоанна Павла I (взошёл на престол в 1978 году и умер спустя
33 дня), Иоанна Павла II и Бенедикта XVI,стала официальным
художником Ватикана.
Портреты пап Царькова пишет по фотографиям,так как папе
не положено позировать.

По удивительной случайности студия Натальи Царьковой находится в
одном из самых "русских" кварталов Рима, возле площади Барберини.
В двух шагах дом, в котором жил Гоголь и писал "Мертвые души".
Напротив, через дорогу, у "четырех фонтанов", располагалась квартира
Карла Брюллова, написавшего в Риме "Последний день Помпеи".
Неподалеку от Барберини жили Александр Иванов и Орест Кипренский.
В её рабочем графике встречи с герцогами и лордами. Европейская
знать выстраивается в очередь, чтобы заказать у Натальи портрет.

Центральное место в студии, сплошь увешанной картинами, отведено
"Тайной вечери" - с этой работой Наталья пока не хочет расставаться,
несмотря на многочисленные предложения от частных коллекционеров
и музеев. Монументальное полотно Царьковой "Тайная вечеря" стало
еще одной заметной вехой в ее творчестве. Картина поражает
неожиданным ракурсом и художественным решением одного из самых
известных религиозных сюжетов. Картине российской художницы была
оказана особая честь: ее первый показ состоялся в трапезной Санта
Мария Делла Грацие в Милане рядом с известным шедевром
"Тайная вечеря" Леонардо Да Винчи.

Тайная Вечеря

Впервые картину Царьковой показали перед Пасхой в Риме, и ее как
послание мира благословил сам Папа Римский Иоанн Павел II.
На церемонии в Милане вместе с художницей пурпурное покрывало с полотна сдернул специально приехавший из Ватикана хранитель архивов и библиотеки Римско-католической церкви кардинал Джордже Мария Мейа, который потом в пространной речи очень лестно отозвался о достоинствах картины и даже проследил духовную связь между авторами версий «Тайной вечери» —
от великого Леонардо до этой миниатюрной русской женщины...

"По сути, я ничего не изменила в этом известном евангелическом сюжете, просто "зашла" с обратной стороны. Иисус сидит за столом напротив апостолов и со спины вполоборота смотрит прямо на зрителя. В углу полотна в образе служанки я изобразила себя, смотрящую через приоткрытую дверь. Это тоже несовместимо с традиционными канонами "Вечери", но таким образом я хотела подчеркнуть связь с днем сегодняшним. Это взгляд из 3-го тысячелетия.
Большой белый холст пролежал у меня в мастерской целый год,
прежде чем возникло решение картины. Идеи появлялись спонтанно,
как озарения, в процессе работы. Многие детали я переделывала по нескольку раз. А в роли апостолов я решила изобразить своих итальянских друзей и знакомых. Например, человек, позировавший мне Христа, - это граф Пеппи Морджа, по профессии лайт-дизайнер.
Это он создал недавно подсветку для римского фонтана Треви и купола базилики Святого Петра, а лет пятнадцать назад он организовывал российские гастроли итальянских певцов, в частности Тото Кутуньо.

Бенедикту XVI Наталья Царькова преподнесла особый подарок к его 85-летию - детскую книжку "Тайна небольшого пруда", в которой понтифик является одним из главных героев.
«Тайна небольшого пруда» - это история маленькой красной рыбки, плавающей в течение лета в пруду садов Кастель-Гандольфо. Рыбка проникается симпатией к Бенедикту XVI, который во время чтения молитв по четкам ежедневно приходит к ней и кормит ее.
Книга оформлена иллюстрациями в стиле средневековой миниатюры. Ватиканское издательство планирует выпустить книгу на испанском, английском, немецком, русском и итальянском языках.

Ее работами восхищались Иоанн Павел II и Бенедикт XVI, а сейчас
художница начала работать над портретом нового Папы Франциска.