Клеопатра - некрасивая и холодная. Как выглядели Иисус, Клеопатра и Наполеон: Реконструирована внешность легендарных людей

Опубликовано: Февраль 28, 2015

Клеопатра в искусстве и живописи: экзотическая королева и роковая женщина

Клеопатра вдохновляла художников ещё с эпохи Возрождения. С одной стороны она была великой царицей, чьей привлекательности поддались Цезарь и Антоний, два наиболее влиятельных римских военачальника. С другой стороны, её трагическое самоубийство, которое лишило победителя, по крайней мере, части его триумфа. Тем не менее, древние авторы согласны с фактом, что Клеопатру укусила змея в руке. Укус в грудь - выдумка Шекспира, которая позже была охотно подхвачена изобразительным искусством.


Гвидо Рении: «Смерть Клеопатры» (1625-1630)

Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающейся грешницы. Для сравнения, справа находится его картина «Мария Магдалина» (1635). На ней изображена та же поза, и то же выражение. Разница, помимо обязательного присутствия змеи, только в освещении, которое обещает даровать Марии Магдалене божественную благодать. В данном случае, историческая достоверность двух женщин, чей внешний вид и убранство отвечает XVII веку, абсолютно не важна.

Гвидо Каньяччи: «Смерть Клеопатры» (1658)

Гвидо Каньяччи величественно изобразил обнажённую девушку, которая мирно ушла из жизни, хотя на момент смерти Клеопатре было почти 40 лет. Как и многие мадонны того времени Клеопатра и её слуги имели светлые или каштановые волосы, которые показывают, что иностранный/экзотический элемент маловажен для художника. Ему это скорее казалось хорошей возможностью показать, как можно больше обнажённого тела, что, безусловно, было не так легко сделать со святыми.

Герард де Лересс: «Пир Клеопатры» (прибл.1680) и Джованни Баттиста Тьеполо: «Пир Клепатры» (прибл.1744)

Лересс и Тьеполо показали Клеопатру как типичную правительницу эпохи барокко, которая в своём дворце принимает иностранного военачальника. Архитектура - самый важный элемент, который не имеет абсолютно ничего общего с чужой культурой или эпохой. В случае Лересса «экзотика» ограничена обнажённой грудью Клеопатры, которая находится под значительным влиянием воображения его времени, как исторической реальности, и одеждой, которую носил Антоний. Тьеполо в этом случае идёт ещё дальше, его персонажи почти полностью одеты по современной моде. Подобные изменения от исторических до данных вытекают не столько из несостоятельности художников, сколько из полного безразличия к исторической достоверности.

Особенно по сравнению с Тьеполо кажется, что Реньо прикладывает немного больше усилий в достижении исторической точности. Но это только на первый взгляд. Для сравнения рядом представлен портрет Жозефины де Богарне написанный Пьером Полем Прюдоном (1805). Это подтверждает, что и здесь одежда, мебель и даже поза собраны из тогда действующего неоклассицизма.

Жан-Леон Жером: «Клеопатра перед Цезарем» (1866)

Впервые крупные изменения становится очевидны в этой картине Жерома. На ней молодая женщина представляет своё великолепное тело, где Цезарь конечно же зритель. Экзотичность её одежды подчёркивает темнокожий нубийский раб. Цезарь в отличие от них почти исчезает в тени, это старый уже лысеющий мужчина. Хотя могут быть сомнения в том, что Жером достиг гораздо большей исторической реальности, чем его предшественники, очевидно, что в его картине экзотический аспект истории сместился в центр внимания.

Жан Андре Риксен: «Смерть Клеопатры» (1874)

Этот процесс становится еще более очевидным в картине Жана Андре Риксена. Здесь представлено и хорошо освещено сладострастное обнаженное тело женщины. Экзотические мечты стали очень модными благодаря популярному в то время ориентализму. Клеопатра появляется как одалиска, как белая рабыня гарема. Историческая странность, которая во многом игнорировались в XVIII веке, в настоящее время является необходимой декоративной деталью.

Александр Кабанель: «Клеопатра испытывает яд на приговоренных к смерти» (1887)

На картине Кабанеля снова доминирует зрелище. Красивая, но жестокая Клеопатра изучает холодный и бесстрастный эффект яда на нескольких бедных заключенных. Художник также прилагает большие усилия к экзотической одежде и египетской архитектуре на заднем плане, которую он, вероятно, знал по очень популярным тогда картинам Дэвида Робертса.

Фредерик Артур Бриджман: «Клеопатра на террасах Филе» (1896)

Для Бриджмена архитектура играет столь же важную роль. Ей он добавил свет и пейзаж. Сам Бриджмен путешествовал по Египту и использовал свои впечатления в серии картин - лишь частично с историческими мотивами. Клеопатра уже не так важна. Она просто предлог, чтобы представить красивую женщину на фоне египетского пейзажа.

Поэтому мы можем утверждать, что восточное экзотическое убранство, которое появилось в середине XIX века, увеличивалось всё больше и больше, пока она не превратилось в основную цель.

Дьюла Бенцур: «Смерть Клеопатры» (1911)

Картина Дьюла Бенчура особенно впечатляет в этом контексте. Он возвращается не только к традиционной позе (барокко), но единственный показывает страдания пожилой женщины.

Арт-деко

С успехом современного искусства фактически наступил и конец истории искусства. Ни один художник больше не смог решится показать Клеопатру такой, какой она была. Ответ арт-деко заключается в том, чтобы использовать историю как знак, символ. Клеопатру преобразовали из исторической фигуры в зеркальное отображение чарующей женщины ревущих двадцатых, в неподвластную времени роковую женщину.

Клеопатры в стиле арт-деко написанные Джозефо Кристиано Лейендекером (1920-е), Рольфо Армстронгом (1939) и Генри Клайвом (прибл. 1946).

Кино

Реальным наследником истории живописи стал кинематограф. И если вы посмотрите на изображения Клеопатры в кино, то сразу поймете, как долго эти кинокартины находились под влиянием истории живописи преимущественно XIX века.

Вивьен Ли в роли Клеопатры в 1945 году и Элизабет Тэйлор в 1963 году

Леонор Варела в роли Клеопатры в 1999 году и Моника Беллуччи в 2002 году

Картины в галерее:



От: ,  26493 просмотров
- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Об одном из самых распространенных заблуждений о египетской царице Клеопатре на Сайте Востоколюба уже есть . Сегодня мы поговорим о другом, не менее распространенном, заблуждении о царице Египта.

Миф о красоте Клеопатры

Красота Клеопатры — это миф, и возможно, самый бессмысленный.

Сотрудник Британского музея доктор Сюзан Уокер.

Очаровательная, восхитительная, непревзойденная, прелестнейшая – как только не величают знаменитую Клеопатру. Именно такой ее изображают в многочисленных фильмах. Может и в реальной жизни она такой и была? Ведь не бывает же дыма без огня?

Оказывается, бывает. Реальная Клеопатра, вопреки всеобщему заблуждению, не была не то, что непревзойденной, но даже и просто красавицей. Судя по прижизненным изображениям, правительница Египта была полноватой женщиной с невыразительным лицом. Найденный археологами бюст царицы, считающийся ее достоверным изображением, демонстрирует нам женщину восточного типа с хищным вырезом ноздрей, небольшими глазами и удлиненным лицом. А на монетах, отчеканенных в ее правление, отлично виден огромный горбатый нос и острый подбородок.

Прижизненные изображения Клеопатры.

Совсем недавно заблуждение о красоте Клеопатры окончательно было развенчано английскими учеными, идентифицировавшими одиннадцать ее скульптур, которые, как ранее считалось, изображали других женщин. Историки Британского музея пришли к выводу, что Клеопатра, по крайней мере, к концу своей 38-летней жизни, была довольно полной коренастой женщиной с плохими зубами. Роста она была небольшого — 1 метр 52 сантиметра, имела длинный нос. По мнению исследователей, маленький рост и полнота Клеопатры обусловлены наследственностью. Она принадлежала к династии Птолемеев, большинство из которых особой привлекательностью не отличались.

Тем не менее, совсем невыразительная внешность не помешала Клеопатре войти в историю в качестве одной из самых желанных для мужчин женщин. Ее личное обаяние и сексуальность позволяли ей завладеть сердцами даже таких искушенных знатоков прекрасного пола, как Юлий Цезарь и Марк Антоний. Похоже, правительнице Египта хорошо было знакомо искусство обольщения древнеегипетских жриц. Современники отмечали, что в Клеопатре все дышало сладострастием. Ее вызывающую сексуальность подчеркивали как одежды, выбираемые с изысканным вкусом, так и окружение царицы состоявшее из прекрасных молодых девушками. Клеопатра в совершенстве владела искусством вкрадчивой речи и обольстительной игры глаз. Вполне возможно, что Клеопатра обладала тем, тем, что знаменитый Бехтерев, исследуя феномен Григория Распутина, назвал «половым гипнозом». К тому же царица была прекрасно образована: пела, играла на лютне и арфе, танцевала, владела несколькими языками, с ней можно было поговорить о литературе, искусстве и новейших философских течениях. Да и одна лишь мысль, что ты разделяешь ложе с женщиной, которые ее подданные считают земным воплощением Исиды, скорее всего, будоражила воображение похлеще, чем красота и образованность.

Клеопатра VII.

А всеобщее заблуждение о необычайной красоте Клеопатры появился не без участия Октавиана Августа, не желавшего признавать политических достоинств египетской царицы и способствовавшего распространению слухов о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Кстати, он также распорядился уничтожить все ее прижизненные изображения. Но некоторые все же остались и благодаря им мы теперь знаем какой же на самом деле была Клеопатра.

12 августа 30 г. до н. э. египетская царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством внутри мавзолея в Александрии. Она была последним независимым фараоном, которого знал Древний Египет. На протяжении двух десятилетий Клеопатра вела безжалостную борьбу за власть со своими братьями и сестрами, сражалась с будущим римским императором и была вовлечена в военные союзы, и амурные дела, с Юлием Цезарем и Марком Антонием. О ней вспоминают как об одной из самых ярких и очаровательных фигур античности, но многие факты ее жизни либо неизвестны, либо так и остаются мифами. У вас есть возможность узнать 10 удивительных фактов о легендарной Царице Нила.

1. Клеопатра не была египтянкой

Несмотря на то что Клеопатра родилась в Египте, корни ее рода уходят в Македонию и Грецию. Она принадлежала к династии Птолемея I Сотера (один из генералов Александра Великого). Птолемей взял бразды правления Египтом после смерти Александра в 323 г. до н. э. и стал основателем династии правителей, говорящих на греческом языке. Династия Птолемея правила в Египте на протяжении практически трех столетий. Несмотря на свое происхождение, Клеопатра переняла множество древних традиций страны, которой правила, и стала первой из династии Птолемея, кто выучил египетский язык.

2. Она была рождена в результате кровосмешения

Как и многие правители, члены династии Птолемеев заключали браки внутри своей семьи, чтобы сохранить чистоту родословной. Более десятка предков Клеопатры связывались узами брака со своими двоюродными братьями и сестрами, поэтому не исключено, что ее отец и мать также были братом и сестрой. В соответствии с традициями, Клеопатра вышла замуж за двух своих братьев, и каждый из них исполнял роль ее церемониального супруга и регента в разные периоды ее царствования.

3. Красота Клеопатры не была ее самым большим достижением

Римская пропаганда сделала из Клеопатры развратную соблазнительницу, которая использовала свою сексуальную привлекательность в качестве политического оружия. Несмотря на это, она должна была быть известной благодаря своему интеллекту, а не внешности. Она говорила на десятках разных иностранных языков и получила образование в области математики, философии, риторики и астрономии. Египетские источники позже описывали ее как правителя, который возведен в ряды ученых и пользуется их уважением. Также есть доказательства того, что Клеопатра не была настолько привлекательной, как в это принято верить. На монетах с ее портретом изображено мужественное лицо с крючковатым носом, хотя некоторые историки утверждают, что она специально приказала сделать свое изображение более мужественным и похожим на мужское. Со своей стороны древний писатель Плутарх утверждал, что красота Клеопатры не была уж такой несравнимой, но это компенсировалось «ласкающим слух» голосом и неотразимым шармом, которые и сделали ее такой желанной.

4. Она приложила руку к гибели троих братьев и сестер

Силовой захват власти и убийства были такими же традициями Птолемеев, как и браки внутри семьи, и Клеопатра со своими братьями и сестрами ничем не отличались. Ее первый муж, который был также и ее братом, Птолемей XIII выгнал ее из Египта, когда она попыталась полностью захватить власть, поэтому пара встретилась уже во время гражданской войны. Клеопатре удалось победить, так как она заключила союз с Юлием Цезарем, а Птолемей утонул в Ниле после поражения в бою. После войны Клеопатра вышла замуж за своего младшего брата Птолемея XIV, но предполагается, что он также был убит, когда она пыталась сделать своего сына своим соправителем. В 41 г. до н. э. она также устранила свою сестру Арсиною, которую считала конкуренткой в борьбе за престол.

5. Клеопатра знала, как лучше представить себя

Клеопатра считала себя живим воплощением богини и часто играла роль перед своими союзниками, чтобы добиться их благосклонности и укрепить свой божественный статус. Известный пример ее таланта к драматической игре: в 48 г. до н. э., когда во время ее вражды с братом в Александрию прибыл Юлий Цезарь, зная, что Птолемей будет мешать ей встретиться с римским полководцем, она завернулась в ковер. Некоторые источники говорят, что это был полотняный мешок. Таким образом ее занесли в личные покои Цезаря. Полководец был ослеплен внешним видом молодой царицы и согласился стать ее союзником.

Подобное представление Клеопатра использовала немного позже, в 41 г. до н. э., во время встречи с Марком Антонием. Когда она ехала на встречу с римским триумфатором в Тарсе, она приказала построить золотую баржу с пурпурными парусами и веслами, украшенными серебром. Внешне она напоминала богиню Афродиту и сидела под позолоченным навесом, а ее слуги в костюмах амуров сжигали сладко пахнущий ладан. Антоний, который считал себя воплощением греческого бога Диониса, был мгновенно очарован.

6. Клеопатра жила в Риме во время убийства Цезаря

Клеопатра присоединилась к Юлию Цезарю в Риме в 46 г. до н. э., и ее присутствие вызвало настоящий переполох. Цезарь не скрывал, что они любовники, она также привезла в город их общего ребенка. Многие римляне были возмущены, когда он поставил ее позолоченную статую в храме Венеры-прародительницы. Клеопатра была вынуждена бежать, когда Цезаря убили в сенате в 44 г. до н. э., но до этого она успела оставить свой след в городе. Ее экзотическая прическа с жемчужными украшениями стала модным трендом, и по словам историка Джоана Флетчера, очень многие женщины начали подражать Клеопатре. Их статуи даже ошибочно принимались за изображения самой Клеопатры.

7. Клеопатра и Марк Антоний создали собственный клуб

Легендарный роман Клеопатры и Марка Антония начался в 41 г. до н. э. Их отношения имели политическое основание. Антоний был нужен Клеопатре, чтобы защитить трон и сохранить независимость Египта, в то время как полководцу был необходим доступ к богатствам страны. Но также они любили проводить время в компании друг друга. Согласно древним источникам, зиму 41-40 гг. до н. э. они провели вместе, отдыхая и наслаждаясь богатствами Египта, и даже создали собственный клуб, известный как «Неподражаемая печень». Клуб занимался тем, что организовывал ночные застолья, а его члены иногда участвовали в сложных играх и конкурсах. Говорят, что любимым занятием Антония и Клеопатры было бродить по улицам Александрии переодетыми и разыгрывать жителей города.

8. Она вела флот в морской битве

Клеопатра вышла замуж за Марка Антония и родила ему троих детей, но их отношения также стали причиной общественного скандала в Риме. Соперник Антония Октавиан использовал пропаганду, чтобы изобразить полководца как предателя, который стал жертвой интриги соблазнительницы. В результате в 32 г. до н. э. римский сенат объявил войну Клеопатре. Конфликт достиг своего апогея на следующий год, во время знаменитой битвы при Акциуме. Клеопатра лично возглавила несколько десятков египетских кораблей, но их было недостаточно для сражения с военно-морским флотом Октавиана. Битва вскоре обратилась в бегство, и Клеопатра с Антонием вынуждены были скрываться в Египте.

9. Клеопатра, возможно, не умерла от укуса змеи

Клеопатра и Антоний покончили жизнь самоубийством в 30 г. до н. э., после того как Октавиан преследовал их до Александрии. Если со смертью Антония нет никаких секретов (он убил себя мечем), то смерть Клеопатры не так однозначна. Легенда гласит, что она умерла от укуса египетской кобры в руку, но древний летописец Плутарх сообщает, что правды не знает никто. Он говорит, что Клеопатра могла спрятать смертельный яд в одной из своих расчесок, а историк Страбон отмечает, что она могла использовать роковую «мазь». Учитывая это, многие историки склоняются к мысли, что она могла использовать штифт, смоченный в каком-то мощном токсине, к примеру, змеином яде.

10. Фильм о Клеопатре, снятый в 1963 году, стал одним из самых дорогих за всю историю кинематографа

В 1963 году был снят фильм «Клеопатра». Первоначальный бюджет фильма с 2 миллионов долларов вырос до 44 миллионов, и только расходы на костюмы Тейлор насчитывают 200 000 долларов. Это был самый дорогой фильм на момент его выпуска, и он практически обанкротил студию, которая его снимала. Если учитывать инфляцию, то он остается одним их самых дорогих и на сегодняшний день.

Кто не слышал о царице Клеопатре. Общеизвестно, что она являлась и является одним из самых известных мировых секс-символов. С античных времён и до наших дней. Однако, интересно, - в жизни Клеопатра отнюдь не была той божественной красавицей, какой её изображали и изображают на картинах, в кинематографе и проч.

Сохранилось несколько её изображений, показывающих реальный облик египетской правительницы (кстати седьмой по счёту с таким именем), последней представительницы эллинистической династии Лагидов.

Например, её бюст из Шершелл в Алжире (античный город Цезарея Мавританская), хранящийся в Берлинском музее Altes и созданный после смерти Клеопатры по случаю брака её дочери от брака с Марком Антонием, Клеопатры Селены, с царем Мавритании Юбой II. Передает внешность Клеопатры в её последние годы. Судите сами:

Ещё один бюст, изображающий предположительно Клеопатру:

Ну и как она Вам? Впрочем ничего удивительного, нос с горбинкой был отличительной чертой представителей династии Лагидов.

Впрочем, античные авторы честно признавали, что внешность знаменитой египтянки далека от совершенства и Клеопатра покоряла сердца мужчин иным способом, нежели красотой своего лика. Вот как описывал её римский историк Плутарх:

Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие… (Плутарх, «Антоний», 27 ).

Хотя конечно же, она носила в особо торжественных случаях ту самую диадему в древнеегипетском стиле, которая нам известна по многочисленным фильмам. Само собой разумеется, эллинистические правители всячески демонстрировали преемственность своей власти от древних фараонов и подданые их точно также боготворили, хоть и не хоронили в пирамидах.

Давайте лучше посмотрим как образ царицы отразился в произведениях искусства в древности и в наши дни. Понимаю -тема сия неисчерпаема.

Люди Октавиана подбежали к ничего не подозревавшему караулу и раскрыли двери, но нашли Клеопатру уже мертвой (она умерла от укуса змеи, которой нарочно подставила свою руку ). В царском одеянии она лежала на золотой постели.


Пьеро ди Козимо. Клеопатра. 1485-1490 годы.


Джиованни Джампиетрино. Смерть Клеопатры. Около 1520 года.


Микеланджело Буанаротти. Клеопатра. 1533 - 1534 годы.


Массимо Станционе. Клеопатра. 1630 год.


Гвидо Рени. Клеопатра. 1635 - 1640 годы.


Алессандро Турчи. Смерть Клеопатры. 1640 год.


Леонард Керн. Клеопатра. 1652 год.


Якоб Йорданс. Праздник Клеопатры. 1653 год.


Гвидо Кагначчи. Смерть Клеопатры. 1659 год.


Жерар де Лайрессе. Клеопатра. 1680 год.


Ян де Брей. Пир Антония и Клеопатры. 1669 год.


Джованни Баттиста Тьеполо.Пир Клеопатры 1746-1747 годы.

Клеопатра VII (69 — 30 гг. до н. э.) - последняя царица Египта, самая знаменитая женщина античной эпохи.
Клеопатра родилась 2 ноября 69 до н. э. Она является одной из трёх (известных) дочерей царя Птолемея XII Авлета из македонской династии Птолемеев, основанной Птолемеем I - полководцем Александра Македонского.

Достоверных изображений Клепатры не сохранилось. Существует несколько античных бюстов Клеопатры, самым достоверным считается алжирский бюст Клепатры, сейчас находящийся в Берлинском музее античности, созданный после её смерти по случаю свадьбы дочери Клеопатры. Одни ученые считают, что это бюст самой Клеопатры в её последние годы, другие считают, что бюст изображает не Клеопатру, а её дочь. Сохранились изображения Клеопатры на монетах, отлитых в её царствование, однако сложно сказать, насколько они отражают её действительную внешность.
Древнегреческий историк Плутарх, видевший портрет Клеопатры, в биографии Марка Антония описывает внешность Клеопатры так: "красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие, так что лишь с очень немногими варварами она говорила через переводчика, а чаще всего сама беседовала с чужеземцами — эфиопами, троглодитами, евреями, арабами, сирийцами, мидийцами, парфянами… Говорят, что она изучила и многие языки, тогда как цари, правившие до нее, не знали даже египетского, а некоторые забыли и македонский".

Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроеннный к Клеопатре, пишет о ней так: "Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи". Впрочем, к римским источникам, описывающим Клеопатру, не стоит относиться с доверием, т.к. Клеопатра в глазах римлян была врагом, а античная историография Клеопатры была инспирирована победителем Клеопатры, императором Октавианом Августом, вовсе не желавшим её идеализации.

Завещание Птолемея XII, умершего в марте 51 до н. э., передавало престол Клеопатре и её младшему брату Птолемею XIII, которому тогда было около 9 лет, и с которым она сочеталась формальным браком, так как согласно птолемеевскому обычаю женщина не могла царствовать самостоятельно. Клеопатра сначала правила одна, отстранив малолетнего брата, но затем последний одержал реванш, опираясь на евнуха Потина (бывшего кем-то вроде главы правительства) и полководца Ахилла.
В это время в Римской республике шла гражданская война между Цезарем и Помпеем. Побежденный Помпей бежал в Египет, надеясь найти поддержку, однако был убит приближенными Птолемея, надеявшими снискать благосклонность Цезаря. Однако Цезарь, прибыв в Египет, был разгневан расправой над Помпеем. Цезарь решает навести порядок в Египте, раздираемом меджуусобицей между Клеопатрой и её братом. Плутарх в биографии Цезаря так описывает первую встречу Цезаря и Клеопатры:
"Клеопатра, взяв с собой лишь одного из друзей, Аполлодора Сицилийского, села в маленькую лодку и при наступлении темноты пристала вблизи царского дворца. Так как иначе трудно было остаться незамеченной, то она забралась в мешок для постели и вытянулась в нем во всю длину. Аполлодор обвязал мешок ремнем и внес его через двор к Цезарю. Говорят, что уже эта хитрость Клеопатры показалась Цезарю смелой и пленила его. Окончательно покоренный обходительностью Клеопатры и ее красотой, он примирил ее с царем для того, чтобы они царствовали совместно".

Против Цезаря в Египте начался мятеж, который Цезарь сумел подавить. Царь Птолемей погиб. Клеопатра, формально сочетавшаяся с другим своим малолетним братом Птолемеем XIV, фактически стала безраздельной правительницей Египта под римским протекторатом, гарантией которого являлись оставленные в Египте три легиона.
Клеопатра родила от Цезаря сына, которого назвали Цезарионом. Летом 46 года до н.э. Цезарь вызывает Клеопатру в Рим (формально — для заключения союза между Римом и Египтом). Клеопатре была выделена вилла Цезаря в его садах на берегу Тибра. Ходил даже слух, что Цезарь собирается взять Клеопатру своей второй женой и перенести столицу в Александрию. Сам Цезарь приказал поместить позолоченную статую Клеопатры у алтаря Венеры Прародительницы (Венеры как мифического предка рода Юлиев, к которому он принадлежал). Однако Цезарь не решился официально признать Цезариона своим сыном.
Цезарь был убит в результате заговора 15 марта 44 до н. э. Месяц спустя, в середине апреля, Клеопатра покинула Рим и в июле прибыла в Александрию. Вскоре после этого умер 14-летний Птолемей XIV. По утверждению Иосифа Флавия, он был отравлен сестрой: рождение сына дало Клеопатре формального соправителя. В этой ситуации взрослеющий брат был ей совершенно излишен.
В Риме началась гражданская война между убийцами Цезаря, Кассием и Брутом с одной стороны, и с другой стороны — его наследниками Антонием и Октавианом. Антоний и Октавиан победили. При разделе римского мира, произведенном после разгрома республиканцев, Антонию достался Восток. Антоний, планирующий войну с парфянами, прибывает в Египет, чтобы заручиться помощью Египта. Клеопатре на момент их встречи было 29 лет, Антонию - 40. На встречу с Антонием царица прибыла, по словам Плутарха "на ладье с вызолоченной кормою, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под напев флейты, стройно
сочетавшийся со свистом свирелей и бряцанием кифар. Царица покоилась под расшитою золотом сенью в уборе Афродиты, какою изображают ее живописцы, а по обе стороны ложа стояли мальчики с опахалами — будто эроты на картинах. Подобным же образом и самые красивые рабыни были переодеты нереидами и харитами и стояли кто у кормовых весел, кто у канатов. Дивные благовония восходили из бесчисленных курильниц и растекались по берегам". Антоний был совершенно пленён Клеопатрой. Их роман продлился более 10 лет до самой их смерти. У Клеопатры было трое детей от Антония.

К 32 году до н.э. отношения между бывшими союзниками - Антонием и Октавианом - окончательно превратились из дружеских во враждебные. Антоний, увлеченный Клеопатрой и порвавший со своей официальной женой Октавией (сестрой Октавиана), раздававший детям от Клеопатры римские земли, стал выглядеть в глазах римлян изменником. В битве при Акциуме 2 сентября 31 до н. э. флот Антония и Клеопатры проиграл, побежденные вернулись в Египет и пытались бежать в Индию, но при попытке перетащить суда волоком через Суэцкий перешеек их сожгли арабы. От плана побега пришлось отказаться.
Когда Октавиан достиг Египта, Антоний покончил с собой, бросившись на меч. Клеопатра пыталась соблазнить Октавиана или хотя бы договориться с ним, но чары 39-летней царицы на этот раз оказались бессильны. Октавиан хотел увезти Клеопатру как пленницу в Рим для участия в своем триумфе, однако Клеопатра покончила с собой. По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи, однако змею в комнате не нашли. По другой, более правдоподобной версии, Клеопатра отравилась ядом. В пользу этой версии говорит быстрая смерть Клеопатры, то, что она незадолго до смерти испытывала яды на заключенных, и наконец, то, что вместе с Клеопатрой нашли двух мертвых служанок (сомнительно, что одна змея умертвила трех человек). Октавиан безуспешно пытался оживить Клеопатру с помощью псиллов, экзотического племени, умевшего высасывать яд безвредно для себя.

Образ Клеопатры много раз воплощен в кинематографе. Самой известной исполнительницей роли Клеопатры является ушедшая от нас 23 марта Элизабет Тейлор. Фильм "Клеопатра" с Элизабет Тейлор в главной роли вышел на экраны в 1963 году.

Предшественницами Элизабет Тейлов в исполнении роли Клеопатры были не менее известные актрисы - Вивьен Ли (фильм "Цезарь и Клеопатра", 1945 год) и Софи Лорен (фильм "Две ночи с Клеопатрой", 1953 год).

Из современных воплощений Клеопатры в кино можно отметить, например, Монику Белуччи в фильме "Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра".