Какие памятники есть в нашем крае. Памятник Великой Отечественной войны

7 выбрали

Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс "Россия 10", дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Кижи

На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.). Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, "деревянные кружева". По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.

Главная историческая ценность Руси - руки ее мастеров…

Царь-колокол и царь-пушка

Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них - Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…

Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни...шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело. Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе. Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров - отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек - весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…

Царь-пушка на Ивановской площади считаетсяпамятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн. Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны. Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз - прахом Лжедимитрия.

Русь-матушка, все у нее особо - и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…

Храм Покрова Божией Матери

В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…

Прежде на этом месте стояла другая церковь - храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма. Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие - в честь самых знаменательных побед русского оружия. Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.

Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду. По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное. Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .

Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.

Церковь Покрова Божией Матери - прекрасная и многоликая святая Русь.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории. Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви. Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.

В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).

Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.

Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…

Памятник "Тысячелетие России"

Монумент "Тысячелетие России" был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.

Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов - М. О. Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.

Предоставлю список памятников из раздела отечественной истории, т.к. о памятниках Шумера и Аккада и прочая, прочая, прочая, написано очень много.

  1. Рюриково городище в Новгороде

Больше тысячи лет назад на невысоком холме, неподалеку от центра современного Великого Новгорода стоял город - богатый административный, торговый и ремесленный центр всего Приильменья - Рюриково городище. Археологи обнаружили в его культурном слое множество вещей скандинавского происхождения. Городище стало предшественником столицы новгородского княжества; именно сюда, по легенде, пришел княжить варяг Рюрик.

2. Костенки

Один из самых знаменитых археологических памятников эпохи палеолита находится в России, в Воронежской области. Первые поселения человека в Костенках появились 45 тысяч лет назад. В Костенках находили груды костей животны - древние жители этих мест строили жилища из костей мамонтов. Среди 40 000 находок - орудия труда и произведения искусства.

3. Гнездово

По обе стороны Днепра в Смоленской области находится крупнейший памятник, относящийся ко времени зарождения древнерусского государства - Гнездовский курганный комплекс. Когда-то здесь были насыпаны 3500−4000 курганов. И славяне, и скандинавы в VIII-X вв. хоронили умерших одинаково: сначала помещали тело в погребальный костер, а зачем насыпали курган. Некоторые курганы насыпаны на сожженных погребальных ладьях; такие захоронения оказались особенно богатыми. В них находили ювелирные украшения, сломанные мечи и другие предметы.

Шлемы, найденные в Гнездовских курганах

4. Фанагория

Фанагория - одна из немногих древнегреческих колоний на территории современной России. Крупный портовый город служил второй после Пантикапея (совр. Керчь) столицей Боспорского царства. На территории современного города были раскопаны административные и жилые здания конца VI - первой половины V в. до н.э. Самой ценной находкой за историю раскопок стал деревянный корабль. Его удалось датировать благодаря металлическому тарану, на котором обнаружился отлитый знак царя Боспорского государства Митридата VI Евпатора (звезда и полумесяц). Судя по всему, корабль биремы (гребного военного судна с двумя рядами весел по каждому борту) входил в состав царского флота и был сожжен во время штурма Фанагории 63 г. до н.э.

5. Херсонес

В октябре 2015 года музей-заповедник Херсонес Таврический перешел к России, и, хотя ЮНЕСКО и отказалась признать этот факт, сейчас музей-заповедник находится под руководством российского министерства культуры. Единственный греческий полис в Причерноморье, Херсонес успел побыть римской колонией, войти в состав Боспорского царства, краткое время был независимым, вошел в состав Византии, пережил набеги войск Чингизхана, был дважды разрушен и разграблен литовскими князьями, видел генуэзских купцов. Его культурный слой хранит память о каждом периоде истории древнего города.

6. Селитренное городище (Сарай-Бату)

На территории Астраханской области находится основанная ханом Батыем столица Золотой Орды - город Сарай-Бату. Селитренным он стал намного позже, когда при Петре I здесь поставили заводы по производству селитры. На территории памятника найдены фундаменты множества зданий - общественных, жилых и производственных. Города Золотой Оржы строились покоренными народами, поэтому материальная культура Сел Сарай-Бату была очень эклектична.

Реконструкция жилищ города Сарай-Бату

7. Городище Старая Рязань

Один из самых богатых городов Древней Руси, столица Рязанского княжества находился совсем не там, где стоит современная Рязань. Городище Старая Рязань обнаружили в 1822 году благодаря случайной находке - кладу золотых украшений. После Великой Отечественной войны за раскопки взялись серьезно. На городище были найдены три храма, предметы искусства, дома и помещения, где люди занимались ремеслами, 16 кладов с монетами и ценными вещами.

За 3 тысячи лет до нашей эры на территории современной Челябинской области было построено огромный укрепленный город. В специальных мастерских его жители плавили бронзу и занимались гончарным ремеслом. Город был строго распланирован и имел ливневую канализацию.

Образованные остатками укреплений и жилищ круговые фигуры в степи привлекли не только историков, но и приверженцев оккультизма всех сортов: они называют памятник археологии «местом силы», «колыбелью человечества» и «прародиной ариев».

Обычай устанавливать в городах монументы, скульптуры и обелиски, увековечивающие какие-либо события или исторических персонажей почти так же стар, как ритуалы праздников или похорон. Искусство ваяния оттачивалось тысячелетиями, чтобы проходящие мимо красивых фигур люди восхищались человеческим величием. Так сложилось, что почти все самые грандиозные российские памятники остались нам от советской эпохи, ведь тогда колоссальность монументов имела особое политическое значение.

10. Памятник Ленину в Дубне (37 м)

В известном советском, а теперь российском научном центре в Дубне установлен огромный памятник Ленину. Даже без постамента высота фигуры вождя пролетариата составляет 25 метров. Поставили его возле шлюза отделяющего Московское море от русла Волги. Вокруг памятника разбили парк, с которого хорошо видна панорама Московского моря. Здесь также прежде стоял памятник И. Сталину, но при Хрущёве его взорвали.

9. Дружба навеки (42 м)

Этот монумент, торжественно открытый в 1983 году, был посвящён русско-грузинской дружбе. В тот год отмечалось 200-летие подписания Георгиевского трактата - так назывался договор, по которому грузинское царство Картли-Кахети добровольно вошло в состав Российской империи и оказалось под её полной защитой. Эту композицию поставили на Тишинской площади, на которой до XIX века находилась известная Грузинская слобода. С точки зрения исполнения, монумент представляет собой колонну, составленную из вертикально расположенных трудноразличимых литер кириллицы и грузинского алфавита, из которых складываются слова «мир», «единство», «труд», «братство». Увенчивает колонну венок из винограда, в который вплетены колосья пшеницы, в этом также видна символика: пшеница - это Россия, а виноград - Грузия.


Казань является одним из красивейших и старейших волжских городов. Столица нынешнего многонационального Татарстана сочетает в себе западные технологии...

8. Памятник Юрию Гагарину (42,5 м)

В разгар московской Олимпиады в июле 1980 года в столице появился новый огромный памятник - на этот раз первому космонавту Юрию Гагарину. Выполнили его из титана, который широко применяется при изготовлении космических аппаратов. На изготовление фигуры космонавта ушло 238 литых элементов, соединённых между собой сваркой и болтами. Труднее всего было с изготовлением лица - самого крупного элемента, весящего 300 кг, хотя одна плавка вакуумной печи могла выдать намного меньше металла. Фигура космонавта выглядит очень динамично - она словно устремлена ввысь. Смысловой частью композиции является и высокий ребристый постамент - он означает старт космического корабля.

7. Алёша (42,5 м)

Жители Мурманска решили сделать тёзкой известного памятника советского воина-освободителя в Болгарии - «Алёши» собственный монумент, официально называемый «Защитникам советского Заполярья в годы ВОВ». Солдат здесь изображён в длинной шинели. В 1975 году его установили на холме Зелёный мыс таким образом, чтобы он был виден из любой точки города - он на самом деле на 173 метра оказался выше среднего уровня городского ландшафта. Высота фигуры составляет 35,5 метра, а стоит она на постаменте высотой 7 м. Эта скульптура стала частью архитектурно-скульптурного комплекса, посвящённого защитникам Родины. Рядом находится Могила Неизвестного Солдата.


6. Памятник Владимиру Ленину в Волгограде (57 м)

В своё время именно этот монумент стал фигурантом книги рекордов Гиннеса как самый высокий среди памятников, посвящённых реальным историческим фигурам. Ильич занял, кстати, постамент, на котором прежде стоял его сменщик - И. Сталин, но который потом был демонтирован. Ленин здесь не слишком оригинален - изображён бодро шагающим с кепкой в руке. Монумент открыли к 103-летней годовщине рождения вождя революции, то есть, в 1973 году. Рост самой фигуры составляет 27 метров.


Многие любят перед сном смотреть фильмы ужасов, но впечатления будут намного острее, если такие любители отправятся в места, являющиеся почти готовой...

5. Рабочий и Колхозница (58 м)

Всемирно известным символом СССР стал именно этот монумент, его изображение можно было увидеть на разнообразных открытках, марках, прочей советской продукции, а киностудия «Мосфильм» сделала его своей заставкой. Эта скульптурная композиция была заказана государством для оформления советского павильона на проводившейся в 1937 году международной выставке во Франции. Елена Мухина изобразила героев своего времени - молодых людей из ведущих политических классов советского общества - молодого мужчину рабочего и женщину колхозницу. В синхронно вытянутых верх руках они держат молот и серп. Скульптура словно говорит, что они строят мирную жизнь и стремятся к простому счастью.
После возвращения из Франции монумент поставили в Москве рядом с входом на ВДНХ, хотя по первоначальному плану он должен был украсить площадку перед шлюзовой башней Рыбинской ГЭС. Но подготовительные работы на ГЭС задержались, поэтому временно его поставили возле ВДНХ, да там он и остался на вечном приколе. Для ГЭС же была изготовлена другая скульптура. По этой причине и пьедестал под памятник оказался слишком низким - меньше, чем был задуман авторами, а иначе монумент стал бы в три раза выше. До Франции статую перевозили в разобранном виде в 28 вагонах, но даже и в этом случае некоторые элементы застревали в узких местах пути, поэтому их приходилось разрезать прямо в дороге.

4. Родина-мать зовёт (87 м)

До 1997 года самой большой в стране статуей была скульптура Родины-матери, установленная в Волгограде на Мамаевом кургане. К счастью, здесь никому и в голову не пришло оспаривать её смысловое и архитектурное значение - по эмоциональному воздействию этой скульптуре мало найдётся равных в мире, а не только в России. Женская фигура с высоко поднятым в руке мечом и в полуобороте назад, словно обращается к невидимому народу с призывом встать против врага.
Установлена эта статуя была в 1967 году и 22 года после этого была самой высокой скульптурой в мире, за что была внесена в книгу рекордов Гиннеса. Сама статуя изготовлена из железобетона, а 33-метровый меч, весивший 14 тонн, изначально сделали из титана и нержавеющей стали (чтобы сверкал). Но он имел слишком большую парусность, а солидную нагрузку, полученную от ветра, передавал на державшую его руку. Поэтому всего через 10 лет потребовался ремонт монумента. В руку вложили меч из другого материала, снабженный отверстиями для снижения парусности.


Шумная, огромная, древняя Москва благодаря своей истории богата различными достопримечательностями и интересными историческими местами. Невозможно изу...

3. Памятник в ознаменование 300-летия российского флота (98 м)

Совсем скоро исполнится 20 лет, как на Москве-реке был установлен громадный памятник работы З. Церетели. Как и перед его установкой, так и поныне москвичи, мягко говоря, недолюбливают это произведение плодовитого грузина. Им не нравится монумент как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения его стоимости, к тому же он требует много средств и на ежегодное обслуживание. До сих пор слышны призывы демонтировать этого монстра, который уродует окружающие городские пейзажи.
Для установки памятника посреди Москвы-реки специально насыпали остров. Колоссальная бронзовая фигура весит более 2000 тонн, а затраты по установке пьедестала, центральной фигуры на корабле с парусами превысили 36 миллионов долларов. Собиралась сложная конструкция памятника больше года. Относительно истории возникновения этого «шедевра» есть очень популярная версия, что автор делал памятник Колумбу, открывшему Америку для европейцев, но не смог навязать своё творение ни испанцам, ни кому-либо в обоих Америках, поэтому срочно перекрестил его в Петра I. Кроме того, не было никакой связи между становлением российского флота и Москвой, поскольку Пётр этим занимался, когда уже отстраивал новую столицу.
После появления памятника начались массовые акции протеста москвичей, которые даже собирали средства на его демонтаж или перевод в Петербург. Была даже попытка взорвать монумент. Но тогдашняя мэрия, покровительствовавшая Церетели, пренебрегла этими протестами, и тёмный царь по-прежнему пугает москвичей.

2. Монумент Покорителям космоса (107 м)

Этот горделивый монумент появился в столице в 1964 году, когда в стране ощущалась настоящая эйфория от успехов в освоении космического пространства. Поставили его в конце аллеи Космонавтов, возле главного входа на ВДНХ, возле одноимённой станции метро, теперь это северо-восточный административный округ. Сверкающий на солнце титановыми листами 107-метровый обелиск изображает собой устремлённую в небо ракету, за которой тянется газовый шлейф.
У основания монумента стоит статуя первого идеолога космонавтики Константина Циолковского. Фасад стилобата снабжён стихами Николая Грибачёва, выложенными металлическим буквами, а вокруг стилобата изображены горельефы советских учёных, инженеров и рабочих - всех тех, кто превратил в реальность мечту о космическом полёте.


Владимир - очень древний русский город, у него многовековая богатая история и особенная архитектура. Расцвет этого города пришёлся на период, ко...

1. Монумент Победы (141,8 м)

Самый высокий памятник в России был воздвигнут уже после развала СССР - в 1995 году. Им стал обелиск в парке Победы на Поклонной горе, установленный на площади Победителей. Высота 141,8 м символична - если перевести её в дециметры, то получится количество военных дней. Обелиску придана форма трёхгранного штыка, грани которого на значительную высоту украшены бронзовыми барельефами. На отметке 104 метра к обелиску прикреплена скульптурная группа из бронзы - богиня победы Ника с венцом и двумя трубящими победу амурами.
Открытие мемориала состоялось в День Победы вместе со всем мемориальным комплексом. Эта уникальная конструкция из-за особенностей формы ещё будучи в рамках замысла архитектора, проявляла аэродинамическую неустойчивость. Поэтому её модель многократно тестировали в аэродинамической трубе ЦАГИ, чтобы максимально уменьшить это свойство.

Москва – один из древнейших городов России. За свою историю она не раз противостояла полчищам врагов, была разграблена или сожжена. Здесь рождались великие люди, происходили события мирового масштаба. Если даже кратко перечислить их, это займет много дней. Поэтому с историей Москвы лучше всего знакомиться через осмотр ее достопримечательностей и памятников. Ведь монументы и призваны увековечивать память о тех или иных людях и событиях, наложивших наибольший отпечаток на историю.

Знаменитые памятники Москвы

  1. На вершине рейтинга - Кремль. Он расположен в центре столицы. Здесь берут начало подавляющее большинство экскурсий. Для сохранения его внешнего вида регулярно .
  2. Рядом с Кремлем находится Красная площадь. Раньше здесь был оживленный перекресток, соединяющий дороги с ближайших поселений. Вокруг тракта строились богатые купцы и дворяне, поэтому здесь находятся прекрасные с точки зрения архитектуры здания.
  3. Дополнительно сюда стоит включить Большой Кремлевский дворец; Сенатский дворец и Спасскую башню. Последняя оснащена часами с атомным механизмом, поэтому на нее ориентируется все жители страны.

Культурные памятники столицы

Знаменитые памятники Москвы, посвященные культурной стороне жизни столицы, перечислены ниже:

  1. Монумент князю Юрию Долгорукому – основателю Москвы, расположенный на Тверской площади. В свое время он заложил поселение с одной церковью. В течение следующих лет оно разрослось до размеров города и стала столицей сначала Московской Руси, ну а позже и всей Российской империи.
  2. Памятник Кириллу и Мефодию на Тверской площади. Благодаря им на Руси появилась письменность, что стало огромным толчком в развитии всего государства.
  3. Монумент Александру Суворову на Суворовской площади. Благодаря его мудрости и смекалке Россия имеет такую огромную площадь и вес в мире.
  4. Триумфальные ворота в честь “виктории” М.И. Кутузова войсками Наполеона. Интересный факт: монумент 3 раза переносился. Сначала его поставили на Тверской площади, потом перенесли на Кутузовский проспект, и только позже он обрел прописку на площади Победы.
  5. ГУМ - важный памятник эпохи СССР. Стал первым гипермаркетом в Советском Союзе. Фасад здания выходит на Красную площадь.
  6. Завершает список памятник великому певцу Владимиру Высоцкому, установленный на Страстном бульваре.

Естественно, список неполный. В нем отражена наша память и величие России.

Самые известные в мире памятники Москвы

Столица богата монументами, которые ценят во всем мире:

  1. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади. В смутное время они собрали ополчение из горожан и крестьян, которое освободило Москву от польских окупантов.
  2. «Рабочий и колхозница» - символ коммунизма. Ее знают и ценят страны, которые и сейчас идут коммунистическим путем развития.
  3. Знаковые с точки зрения православия являются Архангельский, Благовещенский и Казанский соборы.
  4. Царь-колокол и Царь-пушка.
  5. Монумент Георгию Жукову, как ведущему полководцу Великой Отечественной Войны, стоит на Манежной площади.

Самые крупные памятники столицы

Завершаем знакомство с памятниками Москвы рассказом о самых больших:

  1. Памятник Петру I (высота – 98 м) на Москве-реке.
  2. Мемориал в честь Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе, (141 м).
  3. Памятник Юрию Гагарину (42 м) - первому космонавту, поставленный на Ленинском проспекте.

В статье выше мы коснулись описания части архитектурного достояния Москвы. Памятники, оставшиеся за рамками материала, достойны того, чтобы сюда попасть.

Памятники культуры

Памятники культуры - это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, поселения) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники - археологические: стоянки-остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла - бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа - поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.



Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы - образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, в Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.



Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа - узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера - резьбой по камню и т. д.

Краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество - фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи диктофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие - записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.