Как происходили изнасилования и массовая резня в руанде. Тутси против хуту - досье на национальный конфликт

Освобождение многих стран Африки от колониального гнета в 1960‑х годах поначалу вызывали эйфорию и среди местного населения, и среди сторонников демократии и прогресса во всем мире. Однако дальнейшие события на Черном континенте показали, насколько диалектична история, насколько ошибочны порою «прямые пути». Не имеющие достаточного опыта государственного строительства, искусственно разделенные колониальными границами, отягощенные не только феодальными, но и родовыми пережитками страны превращались в «горячие точки» планеты. Уход колонизаторов выявил многочисленные проблемы, начались гражданские войны, обнажилась проблема трибализма - разделения общества по племенному признаку.

Все это в полной мере испытала на себе Руанда. Это государство в Восточной Африке до провозглашения независимости в 1962 г. было частью Руанды‑Урунди, подопечной территории ООН под управлением Бельгии. Население страны на 1998 г. составляло около 8 миллионов человек, но до событий, описываемых в этом очерке, оно было более многочисленным.

Руанда - самая густонаселенная страна Африки. Лишь незначительная часть ее населения живет в городах. Народы Руанды принадлежат к трем основным этническим группам: хуту (бахуту), тутси (батутси или ватутси) и тва (батва). Согласно переписи, проведенной ООН в 1978 г., хуту составляли 74%, тутси - 25% и тва - 1%. Половина населения страны - католики, другая половина - приверженцы местных верований.

С 1962 г. в Руанде несколько раз сменялся правящий режим. В 1973 г. в результате военного переворота установилась военная диктатура. Все политические партии, кроме правящей, были распущены. Такая однопартийная система сохранялась до 1991 г., когда правительство наконец разрешило деятельность и других партий. С первых дней обретения независимости политическая обстановка в Руанде стала определяться конфликтом между хуту, составляющими большинство населения, и тутси. Нередко этот конфликт выливался в кровавые столкновения.

Когда на этих территориях появились хуту, неизвестно, тутси же прибыли в начале XV в. и создали одно их самых могущественных государств во внутренних районах Восточной Африки. Хуту признали господство пришельцев и выплачивали им дань. Такая иерархия сохранялась в течение нескольких веков. Хуту были, в большинстве своем, земледельцами, тутси - скотоводами. Немцы, а затем сменившие их бельгийцы решили опираться на уже имевшуюся элиту - т. е. на тутси, которые получили ряд социальных и экономических привилегий. Но в 1956 г. политика колонизаторов кардинальным образом изменилась - ставка была сделана на хуту. Так, пользуясь принципом «разделяй и властвуй», бельгийцы уже готовили почву для будущего противостояния, которое продолжается до сих пор. В ходе гражданской войны 1959-1961 гг. тутси отстаивали независимость Руанды от бельгийцев, хуту воевали с тутси. Погромы и политические убийства стали обычным делом. Именно тогда произошел первый массовый исход тутси из Руанды. На протяжении последующих десятилетий сотни тысяч беженцев тутси вынуждены были искать приюта в соседних Уганде, Заире, Танзании, Бурунди. В 1973 г. власти распорядились, чтобы все граждане имели при себе удостоверения этнической принадлежности. Одновременно, спасаясь от гонений, тысячи хуту переселялись в Руанду из Бурунди, также охваченной межэтнической войной.

1 октября 1990 г. беженцы‑тутси, жившие в Уганде и создавшие Руандийский патриотический фронт (РПФ), вторглись на территорию Руанды. Они были остановлены руандийской армией, которой помогали французские и бельгийские формирования. Однако власти на этом не остановились, а инсценировали нападение частей РПФ на столицу Руанды город Кигали. Этим объяснялись последовавшие массовые аресты и необходимость военного присутствия Франции и Бельгии. Силы РПФ попытались повторить вторжение в декабре 1990‑го и в начале 1991 г. Новое наступление РПФ в феврале 1993 г. привело к эмиграции еще полумиллиона руандийцев - и хуту, и тутси, одинаково страдавших от действий вооруженных формирований с двух сторон. В августе 1993 г. в танзанийском городе Аруша было подписано соглашение об условиях перемирия, включавшего формирование коалиционного правительства хуту и тутси.

Экстремисты‑хуту, входившие в правительство, на протяжении 1990-1994 гг. постоянно усиливали репрессии против тутси, террор коснулся политиков, журналистов и др. 6 апреля 1994 г. при посадке в аэропорту Кигали взорвался самолет, на борту которого был президент Руанды Хабьяримана и президент Бурунди. Кто - тутси или хуту - ответственен за этот акт, неизвестно. Но уже меньше чем через час в Кигали началась бойня. На следующий день война разгорелась по всей стране. Миротворцы ООН, расквартированные в Руанде, вмешиваться не решались.

В ходе жесточайшей этнической чистки, которая велась совершенно дикими методами, хуту (в первую очередь милиция и армия) истребили сотни тысяч человек, в том числе женщин и детей. Жертвами геноцида стали не только тутси, но и нелояльные режиму хуту. Общее количество жертв составило чуть менее миллиона человек. Террор продолжался до июля 1994 г. Правительственное радио передавало призывы - уничтожать извечных врагов, сообщало места, где укрываются тутси.

Войска РПФ вошли на территорию страны. В июле они захватили Кигали. Около 2 миллионов руандийцев бежали - в основном в Заир и Танзанию. На этот раз большинство из них составляли хуту. Они осели в лагерях беженцев, которые превратились в центр подготовки сопротивления.

СБ ООН поручил Франции направить в страну вооруженную гуманитарную миссию. Французы видели ситуацию по‑своему. Более всего они опасались, что Руанда перейдет от них под контроль США (которые действительно готовили военных из РПФ). Они создали на юго‑западе страны зоны безопасности, где укрывали бежавших от РПФ солдат и чиновников администрации Хабьяриманы. Соединенные Штаты же открыли миссию в Кигали, где РПФ формировало коалиционное правительство в соответствии с Арушским соглашением. К июлю более четверти населения Руанды бежало либо погибло. РПФ назначил президентом умеренного хуту Бизимунгу, вице‑президентом стал глава боевой организации РПФ Кагаме. США, Бельгия, Великобритания и Нидерланды обязались поставлять разоренной стране финансовую помощь. К весне 1997 г. лагеря беженцев в Заире были закрыты, около 1,5 миллиона гражданских лиц вернулись на родину. Руандийские беженцы и поныне кочуют по всему региону, воюют друг с другом и с регулярными частями стран, которые не желают их принимать и пытаются силой вернуть на родину.

Геноцид — умышленное, целенаправленное истребление какой-либо нации, религиозной группы, расы, направленное на ее полное уничтожение.

Геноцид может включать систематическое, в грубой, аморальной форме унижение чести и достоинства, то есть психологическое убийство, ведущее к сломлению духа, а не только физические действия насилия и лишения жизни.

События, произошедшие в первой половине 1994 года в Руанде — считаются одним из самых страшных преступлений против человечности 20 века. Страна, разделившаяся на два лагеря — по сути начала истреблять себя же. По скорости убийств геноцид в Руанде превзошел немецкие лагеря смерти в годы Второй мировой войны и многие массовые расправы: по разным данным — от 800 тысяч до 1 млн человек (и более) было уничтожено за 3 месяца, начиная с 6 апреля 1994 года.

Между представителями народностей Тутси (жертвами — их было меньшинство) и Хуту (палачами — их было большинство) хоть и существовали отличия, однако не столь значительные, чтобы считать друг друга врагами. Что же тогда произошло между людьми почти одной крови, что заставило их без жалости убивать себе подобных?

«Сосед восставал на соседа, доходило до того, что муж убивал жену, друг друга. То, что произошло в Руанде вообще трудно поддается объяснению. Можно было мило общаться человеком и на следующий день он уже носился за вами с мачете как ненормальный..»

из показаний свидетелей

Тутси. Хуту. Руанда

Руанда — небольшое государство в Восточной Африке. Из-за стереотипов и ассоциаций (специфические названия, чернокожие люди, Африка) хотелось поначалу обозначить народности как племена, что было бы не совсем верно, племена — более примитивный тип социального объединения. «В отличие от племени, народность – это этнос, которому удалось создать собственное государство» (из учебной литературы). Однако народность — еще не нация.

Хуту — и на данный момент составляют численное большинство населения Руанды (85 %), Бурунди (84 %). Тутси и по сей день в меньшинстве — 2 млн от 12 млн всего населения Руанды. Коренная народность Тва составляет всего 1,5 % населения.

На данный момент особых антропологических и языковых различий между тутси и хуту не существует, главным образом из-за смешанных браков, но когда в XV веке пришедшие с Севера тутси покорили своей власти проживающие на територии народности — различия еще существовали. Хуту занимались земледелием, тутси скотоводством. И вроде бы — хуту изначально были ниже ростом и имели более темный цвет кожи, но в целом оба народа наиболее близки друг другу из всех этносов и с антропологического, и с языкового ракурса. Тутси составили правящую аристократическую верхушку общества, были более состоятельны по сравнению с остальными жителями Руанды. Потерявший состояние человек переходил в разряд хуту, становившийся более богатым — в разряд тутси, то есть эти группы стали различимы более по социальному признаку, нежели чем по этническому.

Земли Руанды по решению Берлинской конференции в 1884-1885 годах перешли под протекторат Германии. В начале 20-го века бельгийские войска путем вторжения с территории Бельгийского Конго захватили территорию страны.

С 1918 года по решению Лиги Наций Руанда стала протекторатом Бельгии. И что германская, что бельгийская сторона предпочитали внедрять на управленческие места в стране тутси, поскольку они были более аристократического происхождения и более образованы. Но с середины 20-го века, когда тутси захотели автономии страны, колониальная администрация решила пойти по пути наименьшего сопротивления и низких рисков: стала привлекать к власти хуту (возможно, и по причине того, что на них было проще влиять).

В дальнейшем стокновения тутси и хуту начали усиливаться, при попустительстве и одобрении бельгийского руководства, хуту активно действовали против тутси, однако и особо яростных хуту приструнивали — все было под контролем. В 1960 году в Руанде произошло свержение монархии, ставшее логическим продолжений восстаний хуту против короля тутси. Уже тогда многие тутси эмигрировали в соседние страны.

В результате путча 1973 года к власти пришел министр обороны и госбезопасности генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (остававшийся на своем посту вплоть до своей гибели и начала геноцида — 7 апреля 1994 года). Новый лидер установил свои правила: организовал свою партию — Национальное революционное движение и «установил курс на «планируемый либерализм» - сочетание госрегулирования со свободной частной инициативой. Развитие страны планировалось за счёт внешних источников финансирования (от стран Западного мира)».

В начале 1990 года эмигрантами-тутси создается повстанческая группировка РПФ (Руандийский патриотический фронт), часть членов которого в области внешней политики поддерживали США и Великобританию, часть отдавали предпочтение марксистским взгляды. К 1994 году численность РПФ — 14 тысяч человек.

РПФ наступал, принятое в декабре 1993 года перемирие подразумевало создание временного правительства,

«включающего в себя представителей пяти политических партий, представленных в тогдашнем правительстве, а также представителей РПФ; объединение служащих вооружённых сил обеих сторон в национальную армию и национальную жандармерию, а также обеспечение права на возвращение всех беженцев. Для слежения за обстановкой была создана миротворческая наблюдательная миссия ООН - МНООНУР, позже, в октябре 1993, вошедшая в состав военной - МООНПР. Главой МООНПР был назначен бригадный генерал Ромео Даллер из Канады. Обстановка в стране в августе 1993 года - марте 1994 года была напряжённой. Продолжались убийства по политическим мотивам, переходное коалиционное правительство так и не было создано, ряд СМИ (радио РТМЛ и «Руанда», газета «Кангура», «Радио и телевидения тысячи холмов») нагнетали атмосферу ненависти и недоверия» (Википедия).

Геноцид

6 апреля был сбит самолет с президентом Руанды Жювеналем Хабиаримана и президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямира. Сразу после этого начинаются массовые убийства тутси.

В результате военного переворота к власти приходят хуту, руководимое ими временное правительство, армия, отряды ополчения «интерахамве» и «импузамугамби» ведут «чистки» населения: они уничтожают тутси и хуту, придерживающихся умеренных политических взглядов. Геноцид в Руанде - также «ответный геноцид» РПФ, являющийся местью за убийства тутси.

За 3 месяца расправ было убито около миллиона руандийцев, из них 10 % хуту.

Видео:

Радио, газеты активно подогревали националистические, фашистские настроения, призывали к уничтожению тутси . Даже глава «временного правительства Руанды» Теодор Синдикубвабо лично по радио призывал=приказывал убивать врагов.

«1. Хуту должны знать, что женщина-тутси, кем бы она не являлась, служит интересам своей этнической группы. Поэтому предателем является любой хуту, кто делает следующее:

- женится на тутси

- заводит любовницу-тутси

- нанимает женщину-тутси в секретари или на другую работу

2. Все хуту должны знать, что дочери нашего народа гораздо более добросовестны и достойны в роли женщины, жены и матери. Разве они не более прекрасны, более искренни и не являются лучшими секретарями?

3. Женщины хуту, будьте бдительны и приводите в чувство своих мужей, сыновей и братьев.

4. Все хуту должны знать, что все тутси нечестны в бизнесе. Их единственная цель - национальное превосходство.

Поэтому предателем является любой хуту, делающий следующее

- имеющий компаньона-тутси в бизнесе

- вкладывающий свои или государственные деньги в компанию, которой владеют тутси

- дающий или берущий в долг у тутси

- дающий тутси привилегии в бизнесе (выдача лицензии на экспорт, банковского кредита, предоставление участка для строительства, предложение на участие в тендере и т. д.)

5. Стратегические политические, экономические, военные позиции, а также позиции в структурах безопасности должны быть закреплены за хуту.

6. Хуту должны составлять большинство в сфере образования, как среди учеников, так и среди преподавателей

7. Вооружённые силы Руанды должны состоять исключительно из хуту. Этот урок преподали нам военные действия в 1990 году. Ни один военный не может жениться на тутси.

8. Хуту должны перестать жалеть тутси.

9. Все хуту, кто бы они ни были, должны быть объединены, зависеть друг от друга и заботиться о судьбе своих братьев-хуту.

- хуту в Руанде и за её пределами должны постоянно искать друзей и союзников по Делу Хуту, начиная со своих братьев-банту

- они должны постоянно противостоять пропаганде тутси

- хуту должны быть сильны и бдительны перед лицом своих врагов-тутси

10. Социальная революция 1959 года, референдум 1961 года и Идеология хуту должны изучаться всеми хуту на всех уровнях

Каждый хуту, участвующий в преследовании своих братьев-хуту - предатель для братьев, которые читали, распространяли и изучали эту идеологию»

Находящиеся под внушением, вооруженные мачете, дубинками, хуту (в том числе и мирные), шли убивать своих, бывших еще вчера друзьями, соседей, беженцев. Хуту называли тутси «тараканами, которых следует истребить».

Мкиамини Ньирандегея, бывшая сотрудница авиакомпании «Эйр Руанда», ныне отбывающая пожизненное заключение в тюрьме «1930» города Кигали за участие в геноциде, убила собственного супруга и для примера патриотической самоотверженности приказала ополченцам убить собственных детей. И таких историй множество…

Радиоведущие, католические проповедники, простые жители — многие из них стали провокаторами, подстрекателями в этой войне: они говорили, что тутси враги хуту, что тутси хотят убить хуту и т.д., а также выдавали информацию, где прячутся тутси.

Резня в психиатрической клинике в Кигали — боевики интерахамве убили несколько сотен тутси, укрывавшихся там от расправы.

Затем — убийство 2000 тутси в Школе технических служащих Дон Боско.

Людей собирали в церквях, на стадионах, где уничтожали.

«15 апреля - в центре Святого Иосифа, в Кибунго, 2800 человек народности тутси атакованы солдатами армии Руанды и ополченцами интерахамве и закиданы гранатами.

18 апреля - по приказу префекта Кибуе 15 тысяч тутси были собраны на стадионе «Гатваро» города Кибу и убиты членами интерахамве. 2000 человек убиты руками членов интерахамве в римско-католической церкви в Мабиризе, префектуре Чьянгугу. 18-20 апреля 4300 человек убиты в приюте Святого Иоанна»

С нарастанием кульминации геноцида жертв уничтожали все более массово и жестоко: по нескольку десятков тысяч человек в одном месте, сжигая заживо, кидая в расплавленную резину, с завязанными руками и ногами бросая в реку, закидывая гранатами, отрубая разные части тела.

В монастыре Сову было сожжено 5-7 тысяч тутси, спасавшихся там от «чистки». Их местонахождение выдали монахини этого монастыря, причем, по некоторым сведениям, они же поставляли бензин палачам. Пропаганда истребления врагов подействовала на всех.

Роль ООН

ООН с самого начала занимала отстраненную, наблюдательную позицию в этом конфликте, что наводит на разные мысли. Когда в январе 1994 года руководитель МООНПР Ромео Даллер и командующий сектором Кигали полковник Люк Маршаль узнали от вхожего в правительственные круги информатора о готовящемся покушении на президента и сообщили об этом этом в штаб-квартиру ООН — им «было приказано не вмешиваться во внутренние дела Руанды и выдать информатора правительству».

При постоянном информировании ООН о происходящих в Руанде событиях — со стороны ООН не было предпринято никаких попыток наведения мира, решение вопроса постоянно затягивалось, откладывалось…

Массовое истребление тутси было остановлено наступлением Руандийского патриотического фронта. С 4 по 17 июля отряды поочередно вошли в Кигали, Бутаре, Рухенгери, Гисеньи.

Более 2 миллионов хуту бежали из страны, боясь мести, многие боялись геноцида со стороны тутси.

Члены РПФ были свирепы в своих расправах, мстили за убитых родственников, казнили хуту семьями, доказано, что и РПФ виновен в ряде преступлений против человечности.

Никто не был невиновным, кроме мирных жителей, детей, но на них и пришелся основной удар . Стравили два похожих народа, имевших давнюю, почти забытую обиду друг на друга. Африка — страна бедная, необразованная… По одним данным — грамотны (умеют читать, писать) 76 % мужчин и 63 % женщин, по другим - больше половины всех тутси не умеют ни читать, ни писать даже на родном языке. Внушить, «зарядить» на бесправные действия людей, еле разбирающихся в государственных вопросах, уставших от нищеты — не сложно. Но кроме всего прочего — физической силы у руандийцев было хоть отбавляй, агрессия без тормозов.

После геноцида

Можно ли назвать причиной этого геноцида межэтнический конфликт? Уничтожались и хуту, не желавшие участвовать в геноциде, десятую часть всех убитых людей составили «свои же». То есть, либо под влиянием толпы разъяренные «борцы за справедливость» сметали уже и тех, кто изначально не был врагом, за то, что те не хотели разделять их террора, либо конфликт носил иную идею, нежели чем только националистическую.

Поощрялось, а в процессе осуществления террора стало обязательным, участие в истреблении тутси всех.

Сброшенные в реку трупы, переполнившие и без того не изобилующую водяными ресурсами Африку, а также отсутствие нормальных условий для захоронения огромного числа погибших привели к санитарной катастрофе — эпидемии холеры, инфекциям, отравлениям. Жизни большого количества людей унесли болезни, голод, неоказание медицинской помощи.

Массовые изнасилования боевиками женщин и хуту и тутси — около 250 тысяч «жертв» — привели к увеличению зараженности СПИДом (в Руанде и без того 2,3 % населения больны СПИДом) и к массовому рождению «детей насилия».

«К 1994 году тутси составляли примерно 15% населения Руанды. 80% из них, а то и больше, было уничтожено. Но тутси и сейчас составляют 15% населения страны, более того, правят Руандой именно они — у хуту шанс сделать серьёзную карьеру в какой бы то ни бы ло области приближается к нулю.

Руанда является не только страной тысячи холмов, миллиона улыбок и шестисот интеллигентных горилл. Это страна, в которой всего 20 лет назад всего за сто дней убили приблизительно восемьсот пятьдесят тысяч человек — примерно одну седьмую тогдашнего населения. Убили без использования лагерей уничтожения, душегубок, крематориев и прочих технических новинок двадцатого века — в основном это делалось мачете, дубинами и прочим холодным оружием. Эта резня осталась практически без внимания мирового сообщества, а американской публике о происходящем в Руанде рассказывали в разы меньше. Руандийские события попали в центр внимания только тогда, когда армия тутси полностью взяла контроль над страной, остановила геноцид и принудила к бегству полтора миллиона хуту, в том числе и большинство тех, кто принимал участие в уничтожении своих соседей»

— Лайвжурнал

Осуждено на пожизненное заключение, в том числе казнено, более миллиона причастных к геноциду в Руанде. Однако многие, непосредственно и активно участвующие в кровавых действиях, живы и свободны и по сей день, и они всячески отрицают свою причастность к истреблению народов. Те, кто сидят пожизненно, дают интервью, в которых называют глупостью свои поступки… Глупостью, к которой привело следование командам СМИ и фашистов. Так, получается, по глупости люди стали палачами — слишком маленькое доказательство своего раскаяния. Да и возможно ли оно у тех, кто сознательно шел на это? Но они были «исполнителями».

Те, кто были «заказчиком» или связующим звеном, и сегодня прячутся в нейтральной стране под видом обычных, ничем не примечательных граждан икс — делают ледяное лицо со стеклянными глазами и все отрицают. Фраза из документального фильма о геноциде в Руанде: «Они будто не хотят думать об этих трех месяцах из их жизни, они стерли это время из своей памяти и живут как ни в чем не бывало..».

Невозможно представить, что это все происходило совсем недавно. Остается только надеяться, что современная цивилизация сделает выводы из ужасных уроков недавнего прошлого.

Сегодня мы расскажем о геноциде в Руанде – маленьком государстве в Восточной . И даже несмотря на то, что про Африку можно часто слышать жуткие рассказы (чего только стоит ), данная история впечатлит любого.

Геноцид в Руанде, официально называемый геноцидом против тутси – это массовое убийство руандийских тутси местными хуту 6 апреля – 18 июля 1994 года, осуществлённое по приказу правительства хуту.

Жуткие фотографии этого трагического события мы приведем в конце статьи.

В это трудно поверить, но жертвами геноцида в Руанде стали по разным подсчетам от 500 000 до 1 000 000 человек! И это произошло не в каком-то мрачном средневековье, а в самом конце 20 века. Всего за 100 дней, население страны уменьшилось на 20%.

Давайте попытаемся узнать причины и следствия этой жуткой трагедии, которая произошла между народами хуту и тутси.

Причины геноцида в Руанде

Геноцид в Руанде являлся следствием долгого и упорного противостояния между двумя этническими группами: хуту и тутси. Население хуту составляло приблизительно 85% граждан Руанды, в то время как тутси лишь 14%.

Однако исторически так сложилось, что именно тутси занимали ведущее положение и были правящей элитой.

В течение 3 лет, начиная с 1990 года, на территории этого государства продолжалась гражданская война.

В 1994 году в стране произошел военный переворот и к власти пришли представители хуту.

С помощью армии и отрядов Народного ополчения, новое правительство, состоящее из членов хуту, начало уничтожение своих давнишних противников – тутси.

Более того, гонениям подвергались и те представители хуту, которые отказывались убивать тутси.

На стороне тутси стоял Руандийский патриотический фронт, который, в свою очередь, преследовал цель уничтожить хуту.

18 июля 1994 года в государстве удалось установить относительный мир и порядок. Однако двум миллионам человек хуту, пришлось бежать из своей страны опасаясь мести.

Факты про геноцид в Руанде

Государство, стремившееся полностью уничтожить народ тутси, прибегало к самым разным способам. По радио постоянно велась пропаганда, целью которой было разжечь ненависть к тутси.

Благодаря этому, погромщики легко и просто узнавали о том, где прячутся их потенциальные жертвы. В стране царила настоящая анархия и беспорядок.

Когда хуту нападали на тутси, они зверски насиловали девушек и женщин. Нередко после изнасилования половые органы жертв резались мачете (50-сантиметровый, тонкий и широкий нож), прокалывались копьями или обливались кислотой.

Порою половым издевательствам подвергались и мужчины. Некоторым из них отрезали гениталии.

В результате всех этих чудовищных насилий, на свет появилось около 20 000 детей. Впоследствии, обесчещенные матери, нередко зараженные СПИДом, считались в обществе изгоями.

Стоит добавить еще и тот факт, что в процессе геноцида в Руанде многих мужчин и женщин просто уродовали, разрезая рот и причиняя разные другие увечья лица. Также многим несчастным отрубали конечности.

Побоище на стадионе

Менее чем через 2 недели после начала кровавых событий, на стадионе «Гатваро» были собраны около 15 000 тутси. В это невозможно поверить, но их собрали для того, чтобы легче было убить.

Организаторы данного злодеяния пустили в толпу слезоточивый газ, а затем начали расстреливать их из оружия и бросать в них гранаты. Нечто подобное происходило только во время Второй Мировой войны, когда фашисты со звериной жестокостью уничтожали людей.

Религиозные деятели, замешанные в геноциде

Как ни печально, но геноцид в Руанде не обошелся и без «помощи» духовенства. Так в ООН, на Международном трибунале, рассматривалось дело в отношении католического священника Атанаса Серомба. Ему предъявлялись обвинения в том, что он был одним из участников заговора, в котором погибло около 2 000 тутси, и осудили на пожизненное заключение.

Свидетели тех событий утверждали, что именно этот священник из Руанды позвал в свою церковь беженцев со стороны тутси, на которых сразу же напали хуту. Когда с беспомощными жертвами было покончено, священнослужитель приказал разрушить здание храма при помощи бульдозера.

Атанаса Серомба – первый католический священник, осужденный Международным трибуналом. В отношении еще троих его коллег проводится расследование.

Наиболее высокопоставленным священником, обвиненным в геноциде в Руанде, был англиканский епископ Самюэль Мусабюмана, умерший в тюрьме в 2003 году до начала процесса.

Фото геноцида в Руанде

7 апреля 1994 в Руанде начались ужасающие события, в результате которых за три месяца на территории, меньшей, чем Московская область, был зверски убит миллион человек. Но вот что странно: спустя одно поколение Руанда оказалась одной из наиболее мирных и быстро развивающихся стран в регионе. Рассказываем, как все случилось и что сейчас происходит на месте бойни.

История большинства стран - это череда войн, междоусобиц, переворотов и геноцида. Мир до сих пор вспоминает Холокост, геноцид армян или истребление народа Камбоджи диктатором Пол Потом. Но был один геноцид, о котором не поет Серж Танкян, и о котором почти не говорят в СМИ. Он произошел совсем недавно, в 1994 году, в маленькой африканской Руанде.

Предыстория

Территорию Руанды населяют два племени: тутси и хуту. Сначала с юга Африки пришли хуту в поисках земель, так как занимались в основном земледелием. Затем с севера континента пришли кочевники тутси.

В определенный период древней истории Руанды тутси стали доминировать над хуту. После этого общество поделилось на два клана- господствующих тутси и «рабочий класс» хуту. Оба племени говорят на одном языке и, на первый взгляд, внешне почти ничем не различаются. На самом деле, имеется одно малозаметное отличие: у тутси немного другая форма носа. Этим признаком руководствовались бельгийские колонизаторы при селекции и отборе местных элит.

Европейцы поддерживали тутси из-за происхождения. Считалось, что тутси имели корни в Эфиопии, поэтому они ближе к европеоидам, следовательно, превосходят хуту расово, являются более умными и красивыми. Соответственно, именно им дали преимущественное право занимать высшие посты в руководстве и составлять элиту государства.

На Берлинской конференции 1884 года, во время раздела Африки между европейскими державами, территорию Руанды отдали Германской империи, а в 1916 году страна перешла под власть бельгийцев. Вплоть до объявления собственной независимости в 1962 году, Руанда имела статус бельгийской колонии.

Хуту не могли мириться с положением людей «второго сорта» и в 1959 году подняли восстание, захватив власть. Десятки тысяч тутси были убиты, а остальные бежали в соседние государства.

Гражданская война

В 1990 году тутси решили вернуть власть и создали Руандийский патриотический фронт (далее РПФ), который начал воевать против правительства хуту. Возглавлял РПФ нынешний президент Руанды - Поль Кагаме.

Поль Кагаме

Тутси вели активную партизанскую войну. Делали это они настолько успешно, что в 1993 году оба народа подписали договор, согласно которому РПФ вошел в состав временного правительства. Тутси могли вернуться на Родину, и обе стороны сложили оружие.

Несмотря на эти договоренности, хуту-радикалы были недовольны положением дел. Появились молодежные боевые группы, которые тренировали и вооружали военные. Начали распространяться шовинистические агитационные листовки с призывами уничтожить тутси. Но, так как население страны в своем большинстве было неграмотным, гораздо большую популярность имело радио. Этим активно пользовались пропагандисты. Людям внушали, что тутси хотят восстановить положение в обществе и господствовать над хуту.

Геноцид в Руанде

6 апреля 1994 года на подлете к Кигали был сбит самолет, на борту которого находился президент Руанды Жювеналь Хабиаримана. Он как раз возвращался с переговоров в Аруше (Танзания), где обсуждались пути урегулирования конфликта. Кто устроил теракт - неизвестно, но именно после этого события начались массовые убийства и хаос.

Радикалы-хуту убили премьер-министра, ее мужа и 10 охраняющих бельгийских солдат. Помимо этого, были убиты политики, которые выступали за мир с тутси. К власти пришли военные, которые создали пропагандистскую сеть, направленную против тутси, силе которой позавидовал бы сам Геббельс. Главный агитационный лозунг звучал так: «Убивайте этих тараканов!»

Уничтожали тутси не только военные, но и представители гражданского населения. Армия даже бесплатно раздавала для этого мачете. На дорогах проверяли документы, где на тот момент указывалась национальная принадлежность. Если человек принадлежал к тутси, то его, как правило, убивали на месте. Не щадили ни детей, ни стариков, ни женщин.

Справедливости ради, стоит сказать, что некоторые граждане из племени хуту оказались гораздо гуманнее. Рискуя собственной жизнью, они спасали беженцев тутси от неминуемой гибели. Известна история менеджера отеля Поля Русесабаджина, который, используя свое высокое положение в обществе и финансовый достаток, укрывал в гостинице сотни людей. События описаны в фильме «Отель Руанда» .

Головорезы прочесывали все дома в поисках тутси. Их жилища сжигали, а имущество растаскивали. Тутси, в свою очередь, пытались найти убежище в школах и церквях. Кого-то священники прятали, а кого-то сдавали. Многих тутси убили или сдали убийцам их же соседи, друзья и коллеги. При этом, важно, что расправлялись не только с тутси, но и с так называемыми «умеренными хуту» - теми, кто укрывал у себя преследуемых или сочувствовал им. Женщин-тутси, как правило, сначала насиловали, а потом убивали. Многие из них, пережив насилие, теперь заражены СПИДом.

Окончание геноцида

Тутси искали помощи у миротворцев ООН. Но, к сожалению, те не могли применить оружие, так как по уставу это означало прямое вмешательство. Боевики-хуту воспользовались этим условием, отлавливая людей по одиночке (однако при этом массово).

Европейцы и американцы эвакуировали своих граждан и не вмешивались в конфликт. Администрация Клинтона выступила против миссии ООН, после чего Совет безопасности приказал миротворцам срочно покинуть страну. Из 2500 солдат канадского генерала Ромео Даллера осталась всего пара сотен. Проявив волю и героизм (во многом вопреки приказам начальства), генерал и его солдаты до последнего защищал тутси, создав специальные зоны для укрытия.

Генерал Ромео Даллер

Несмотря на это, после окончания геноцида Даллэр впал в депрессию, обвиняя себя в гибели жителей Руанды, и предпринял несколько попыток самоубийства. Некоторые из военнослужащих ООН, которые не смогли спокойно жить с воспоминаниями о резне, тоже покончили с собой. В 2003 году Даллэр выпустил книгу «Рукопожатие с дьяволом», которая впоследствии была экранизирована .

Резня остановилась после того, как в июле бойцы РПФ под руководством Поля Кагаме взяли Кигали, а поверженное правительство хуту бежало в Заир. По официальным данным за сто дней бойни погибло около миллиона человек. Кагаме впоследствии занял пост вице-президента Руанды и министра обороны, а в 2000 году и вовсе стал президентом. Переизбравшись несколько раз, он добился удвоения ВВП, развития экономики и технологий. Неудивительно, что в современной Руанде Кагаме многие считают национальным героем.

В ноябре 1994 года ООН организовала международный трибунал по Руанде. Виновных находят и судят до сих пор.

После описанных событий произошла смена элит, начался поток западных инвестиции и гуманитарной помощи. Широко развернулась деятельность благотворительных организаций. В соответствии с официальной идеологией, в стране более нет разделений на племена, есть только руандийцы - единая нация.

Как живет современная Руанда после геноцида

Для того, чтобы понять, как живет Руанда в наше время, лучше всего спросить человека, который был там, причем, не в роли туриста. В этом нам помогла Наталья, работник посольства одной из латиноамериканских стран, которая провела некоторое время в Руанде с благотворительной миссией. Сделала она это по своей собственной инициативе, приехав сюда вместе с волонтерским проектом Ubushobozi . Фамилию она, к сожалению, попросила не называть.

Поездка во многом оказалась не такой, как ожидала Наталья, а жизнь в современной Руанде - это вовсе не какой-то стереотипный африканский мрак и ужас. В действительности, все гораздо сложнее и интереснее:

«Полтора года назад я заинтересовалась литературой про ООН и другие международные организации. В одной из книг, выпускаемых ООН, довольно часто ссылались на Руанду как на самую провальную миротворческую миссию. Честно говоря, о существовании такой страны к тому моменту я и не знала. Начала искать информацию в Интернете и сразу поняла - надо ехать.

Бросилась на поиски волонтерских программ. Первое, что обычно приходит в голову людям, которые ищут подобные организации, - это программы, связанные с детьми. Я остановилась на американском проекте Ubushobozi - волонтерской организации, созданной для помощи женщинам, пережившим геноцид и пострадавшим от насилия. Каждый день они приходят в дом, общину, где шьют, плетут поделки. Изделия выставляют на продажу через Интернет. Часть вырученных денег - их зарплата, часть идет на нужды проекта. Будучи весьма религиозными, женщины вместе ходят в церковь, где молятся и танцуют.

В Мусанз, втором по значимости городе после столицы, Кигали, проектом заведует местная жительница Серафин. Для этих женщин община - вторая, а порой и единственная семья. Кто-то пострадал от насилия в семье, кто-то сирота, есть одна женщина с ВИЧ. Большинство из них остались сиротами или потеряли кого-то из близких вследствие геноцида. Вообще любой человек, живущий в настоящее время в Руанде, пострадал от геноцида - прошло ведь совсем немного времени.

Тема геноцида среди местных жителей - табу. До последнего момента мне хотелось поговорить с местными, но я долго не решалась. Во время одной из прогулок с Серафин мы встретили на улице ее сестру. Впоследствии я узнала, что ее мужа убили во время геноцида. Из разговора стало понятно, что она знает убийцу, и он ходит на свободе. Был задан резонный вопрос, не жаждет ли она мести. Мне объяснили, что в церкви их учат прощать.

Тот человек, который убил ее мужа, раскаялся, попросил прощения - и она его простила! Сейчас они периодически пересекаются в городе и даже общаются. Для европейца это нонсенс, а здесь - в порядке вещей. Говорят, в местных судах есть условие: если человек раскаялся, то его либо отпускают, либо сокращают ему срок. По улицам действительно ходят люди, которые убивали. Они спокойно взаимодействуют с остальными, которые их простили. Многие бывшие боевики-хуту испугались правосудия и бежали в Уганду, Конго. Возможно, из-за этого в соседних странах вырос уровень преступности.

Серафин рассказывает, что во время геноцида в дом ее семьи врывались вооруженные люди. Приходилось откупаться, чтобы сохранить жизнь. Случалось и такое: забрав все ценное, людей все равно убивали.

В общине Ubushobozi живут как тутси, так и хуту и живут дружно. В Руанде не принято выкидывать еду, на улице много людей, которым ее можно просто отдать. Поэтому, когда я наедалась и не могла доесть порцию в ресторане, - всегда было кого накормить.

В столице развивается бизнес, приезжают американцы, европейцы. Растет приток китайских инвестиций. Китайцы строят много зданий. На фоне трущоб современные китайские новостройки смотрятся колоритно. Одна из разновидностей такси - люди в спецодежде на велосипедах, которые подвезут на багажнике в любую точку. В городе нет ни кошек, ни собак. Возможно, их уничтожили после того, как они поедали трупы во время геноцида.

В Руанде развит некий культ фейсбука. Компьютеры есть далеко не у всех, поэтому до сих пор популярны интернет-кафе.

Местное население окультурилось. В городской черте абсолютно безопасно. На улицах не принято курить, есть на ходу. Развиты социальные программы. Например, на главной площади города гражданам выдают антимоскитные сетки. Уровень преступности невысокий, можно спокойно гулять по вечерам.

Люди уважают полицию, закон. Говорят, коррупция на бытовом уровне отсутствует как таковая. Нет и такого понятия, как взятка полицейскому.

В последние несколько дней поездки я посетила Мемориальный центр Кигали, построенный на месте братской могилы. Постоянные экспозиции объясняют причины геноцида, рассказывают об истории геноцидов в мире.

На втором этаже расположен «Детский мемориал». Вот здесь на глаза начинают наворачиваться слезы. Под фотографиями детей подписано, кто чем увлекался, а рядом - причины смерти: разрублен мачете, забит камнями, застрелен.

В гостевой книге оставлены записи людей из многих стран. К сожалению, я не нашла отзывы соотечественников. Хотелось бы, чтобы россияне обратили внимание на эту страну. Здесь действительно есть на что посмотреть. Есть свой заповедник - Национальный парк Акажера, который ничем не хуже кенийского или заповедника в ЮАР.

Поначалу я думала, что здесь до сих пор должен витать дух геноцида. Однако в реальности страна оказалась очень жизнерадостной. Сегодня все живут дружно, разницы между людьми нет. Улыбающиеся люди гармонируют с красивой природой. Каждый угол - живописная панорама с великолепными пейзажами: зеленые холмы, деревья, реки. Из-за особенностей рельефа Руанду прозвали страной «тысячи холмов». Современная Руанда абсолютно безопасная и безобидная - с темным прошлым, но светлым будущим.

Встреча с такими жизнерадостными людьми - это просто бальзам на душу, этого не описать словами. Очень надеюсь, что для женщин проекта Ubushobozi я сделала что-то полезное. Могу сказать, что во мне эта поездка перевернула многое.

Руанда тогда и сейчас - две разных страны. После поездки я начала по-другому относиться к материальным благам. Местные радуются обыденным вещам, которые у нас в изобилии. Они оптимистичны, любят танцевать, общаться. У них отличное чувство юмора. Эти люди хотят жить и радоваться жизни».

Современная Руанда по сравнению с соседними странами выглядит чуть ли не как Европа. Полностью искоренив любую дискриминацию и разделение на народности, Руанда двигается дальше. Здесь активно заботятся об окружающей среде. Запрещены пластиковые пакеты. Каждую последнюю субботу месяца всё население страны устраивает субботник. В школах Руанды кроме родного языка преподают английский и французский.

Естественно, у местных жителей память о геноциде еще свежа. Очень сложно понять то, как жертвы спокойно живут рядом с бывшими мучителями. Но то, как этот немногочисленный и незаметный народ смог разобраться со своими проблемами, адаптироваться и вернуться к нормальной жизни в тот момент, когда от них отвернулся весь лицемерный мир, вызывает не просто уважение, а восхищение.

Конфликт между двумя африканскими народностями хуту и тутси длится уже не первое столетие. Его причины очень простые: после получения независимости в двух странах - Руанде и Бурунди - была нарушена единственная в своем роде "общественная договоренность", существовавшая между двумя африканскими народами на протяжении как минимум пяти веков.

Дело в том, что в конце XV века на территории современной Руанды возникли ранние государства земледельцев хуту, а в XVI веке с севера в этот регион проникли высокорослые кочевники-скотоводы тутси. (В Уганде они назывались соответственно хима и иру, в Конго тутси зовут баньямуленге, хуту там практически не проживают). В Руанде тутси повезло. Завоевав страну, они смогли создать здесь своеобразную экономическую систему под названием убухаке. Сами тутси не занимались земледелием, это было обязанностью хуту, им же отдавались на выпас и стада тутси. Так сложился своего рода симбиоз: сосуществование земледельческого и скотоводческого хозяйств. При этом часть скота из выпасаемого стада передавалась семьям хуту в обмен на муку, продукты земледелия, орудия труда и т.п. Каюмов, С. Тутси хуту не товарищ: Чудовищная резня в Руанде / С. Каюмов // Разоблаченная Африка. - 2000. - С.17

Тутси, как владельцы больших стад крупного рогатого скота, стали аристократами. Эти группы (тутси в Руанде и Бурунди, иру в Анголе) образовали своеобразную «благородную» касту. У земледельцев не было права владеть скотом, они занимались лишь его выпасом на определенных условиях. У них также не было права занимать административные посты. Так продолжалось длительное время. Но конфликт между двумя народами был неизбежен, ведь, несмотря на то, что как в Руанде, так и в Бурунди тутси составляют всего 10-15% населения, именно ими формируется основа военной и экономической элиты региона. Поэтому любыми свободными выборами обеспечиваются перевес хуту, которые в свою очередь начинают «отыгрываться» на тутси". Лебедева М. М. Межэтнические конфликты на рубеже веков. Методологический аспект / М. М. Лебедева // Мировая экономика и международные отношения. -2000. - № 1. - С. 33

Результатом постоянных междоусобиц и межэтнической напряженности стал крупнейший со времен Второй мировой войны геноцид народности тутси в Руанде. Бывшая колония сначала Германии, а после Первой мировой войны - Бельгии, Руанда получила независимость в 1962 году. Обиженные хуту сразу же пришли к власти и стали оттеснять тутси. Массовые преследования тутси начались в конце 80-х и достигли апогея в апреле 1994 года, когда примерно за неделю преимущественно деревянными мечами и мотыгами было убито около миллиона тутси. Сигналом к началу такого небывалого еще в Африке геноцида послужила смерть тогдашнего президента Руанды Хабьяримана, когда в апреле 1994 года самолет, на борту которого находились президенты Руанды и Бурунди, был сбит ракетой "земля-воздух".

Тем не менее, тутси удалось быстро организовать армию и, вторгшись с территории Уганды, захватить власть в Руанде.

Реакция ООН на геноцид оказалась, мягко говоря, своеобразной. Тогдашний генсек Бутрос Гали, под давлением США, принял решение вывести миротворческие силы из Руанды - слишком уж большой опасности они там подвергались.

В получившей в том же 1962 году независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно тем же, что в Руанде, началась цепная реакция. Здесь тутси сохранили большинство в правительстве и армии, однако это не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту произошло в 1965 году, но оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 г. в следствии военного переворота была провозглашена республика и в стране был установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., что приняло характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту были убиты и не менее ста тысяч стали беженцами. А в Бурунди утвердились представители народности тутси.

Пока разгоралась война, оба народа - и тутси, и хуту - быстро наладили сотрудничество с соплеменниками по обе стороны границы Руанды и Бурунди, благо ее прозрачность к тому вполне располагала. В результате бурундийские повстанцы-хуту начали оказывать помощь вновь гонимыми хуту в Руанде, и их же соплеменникам, которые были вынуждены бежать в Конго после прихода к власти Кагаме. Чуть ранее аналогичный международный профсоюз организовали тутси. Тем временем в межплеменной конфликт оказалось вовлеченным еще одно государство - Конго.

В 1997 году в Демократической республики Конго произошли важные события. Местные тутси не стерпели присутствие в стране такого большого количества ненавистных хуту, и выступили с жесткими обвинениями в адрес тогдашнего президента Мобуту Сесе Секо. В результате в мае 1997 года к власти пришел Лоран-Дезире Кабила, свергнувший диктатора Мобуту. В этом ему помогли западные спецслужбы, а также тутси, правившие как в Уганде, так и в Руанде. Емельянов, Андрей Современная конфликтность в Африке / А. Емельянов // Журнал теории международных отношений и политических процессов. - 2011. - №12. - С. 25

Однако Кабила очень быстро поссорился с тутси. 27 июля 1998 года он заявил, что высылаются из страны все иностранные военные (преимущественно тутси) и гражданские чиновники и расформировывается подразделение конголезской армии, укомплектованной лицами не конголезского происхождения. Он обвинил их в намерениях «восстановить средневековую империю тутси». В июне 1999 года Кабила и вовсе обратился в Международный суд в Гааге с требованиями признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, что нарушили устав ООН.

В следствии хуту, которые сбежали из Руанды, где их собирались судить за геноцид против тутси в начале 90-х, быстро нашли убежище в Конго, а в ответ Кагаме были введены на территорию этой страны свои войска. Война, что началась, быстро зашла в тупик, пока Лорана Кабила не был убили 16 января 2001 года. Впоследствии контрразведка Конго обвинила в убийстве президента спецслужбы Уганды и Руанды. В этом обвинении была часть правды. Потом спецслужбы Конго нашли и приговорили к смертной казни убийц - 30 человек. Правда, имя истинного виновника названо не было. К власти в стране пришел сын Лорана Жозеф Кабила.

Для того, чтобы война закончилась, понадобилось еще пять лет. В июле 2002 года двумя президентами - Кагаме и Кабила - подписано соглашение, по которому хуту, которые участвовали в 1994 году в уничтожении 800 тысяч тутси и бежали в Конго, будут разоружены. В свою очередь, Руанда обязалась вывести с территории Конго находящиеся там 20-тысячные вооруженные силы.

Интересен то факт, что три из четырех стран, что участвовали в конфликте - Бурунди, Руанда и Конго - до 1962 года контролировались Бельгией. Однако Бельгия повела себя в конфликте пассивно, и сегодня многие считают, что именно ее спецслужбы сознательно проглядели возможность прекратить конфликт.

В декабре 1997 года специальная комиссия Бельгийского Сената провела парламентское расследование событий в Руанде и установила, что разведслужбы провалили всю работу в Руанде.

Между тем, есть версия, что пассивная позиция Бельгии объясняется тем, что Брюссель в межэтническом конфликте сделал ставку на хуту. Та же сенатская комиссия пришла к выводу, что хотя офицеры бельгийского контингента и докладывали об антибельгийских настроениях со стороны экстремистов хуту, военная разведка SGR замалчивало эти факты. По некоторым данным, представители ряда знатных родов хуту имеют давние и ценные связи в бывшей метрополии, многие обзавелись там собственностью. В столице Бельгии Брюсселе действует даже так называемая "Академия Хуту".

Пока все способы примирить тутси и хуту остаются без результата. Потерпел неудачу способ Нельсона Манделы, который был опробован в Южной Африке. Будучи международным посредником при проведении переговоров между правительством Бурунди и повстанцами, бывшим президентом ЮАР в 1993 году была предложена схема «один человек - один голос». Он заявил, что мирное урегулирование 7-летнего межэтнического конфликта может быть возможным только в случае отказа меньшинства тутси от монополии на власть. Он заявил, что "армия должна состоять, хотя бы наполовину, из другого народа - хуту, а голосование необходимо проводить согласно принципу один человек - один голос".

Сегодня власти Бурунди полагают, что вновь вводить принцип "один человек - один голос" будет означать продолжение войны. Поэтому необходимо создание системы чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той или другой этнической группы. Сейчас в Бурунди заключено очередное перемирие, но никому не известно сколько оно продлится.

Положение в Руанде более спокойное - Кагаме называет себя президентом всех руандийцев, в независимости от их национальной принадлежности. Но при этом жестоко преследует тех хуту, что виновны в геноциде тутси в начале 90-х гг.