К родине преданность своему отечеству. Патриотизм - источник духовных сил воина
- (от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. - «... Большая советская энциклопедия
Особое место среди духовных качеств российских воинов занимает любовь к Родине. Дух патриотизма, как беззаветной любви к своему Отечеству, лежит в основе и венчает современную военную систему.
Патриотизм это преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать ее от врагов.
Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. Вначале это происходит неосознанно, подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к матери и отцу. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величающую истину - свою принадлежность к матери Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин с большой буквы - патриот. Патриотизм это также гордость за свой народ, волнение за его успехи и победы, переживание за неудачи.
При этом патриот любит свое Отечество не за то, что она дает ему какие-то блага и привилегии, а потому что это ЕГО Родина! При этом он служит не какому-то конкретному правителю или партии, он служит, прежде всего, своей Отчизне. Следует отметить, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так у крестьянина, например у нашего знаменитого земляка Т.С. Мальцева, она выражалась в служении хлебной ниве, у нашего знаменитого курганского хирурга Г.А. Илизарова - в создании новых методов лечения больных. А высшим проявление патриотизма является героизм, у военнослужащих соответственно героизм на поле боя. Давайте рассмотрим несколько примеров героического служения наших земляков, Героев Советского Союза и Героев России.
Анфиногенов Николай Яковлевич - первый военнослужащий срочной службы, которому в Афганистане присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно); Сущенко Сергей Александрович - во время исполнения воинского долга на границе в Таджикистане, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); Родькин Евгений Викторович - за исполнение воинского долга в Чеченской республике, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); Кравченко Григорий Пантелеевич - летчик, во время Великой Отечественной войны ему первому было присвоено звание дважды Героя Советского Союза; Гизатуллин Хамазан Гатауллович - за форсирование Днепра присвоено звание Героя Советского Союза.
Воинский долг это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. В нем соединены как моральные принципы, так и правовые нормы. Выполнение воинского долга показывает истинное лицо личности, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».
Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками крепить боевую мощь страны, а если потребуется - встать на ее защиту и защитит ее даже ценой своей жизни.
В наемных армиях эти понятия заменяются обязанностью работника перед работодателем, для наемников не существует самого понятия Родины.
О Родина! Парни, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов, стремясь стать защитниками Родины. Проникновенно об этом сказал поэт Михаил Найдич:
Я только раз
Использовал все связи -
Чтобы попасть
На фронт в семнадцать лет.
Исполнение воинского долга сегодня проявляется в практических действиях, таких как высокая организованность и дисциплина, хорошая физическая подготовка, в мастерском владении вверенной боевой техникой и оружием.
В мирной повседневной жизни воинский долг требует от каждого военнослужащего понимания личной ответственности за защиту Родины, совершенствования своих моральных и психологических качеств.
армия флот вооруженный патриотизм
Родину, как и родителей, не выбирают. Поэтому нам надо всегда помнить: хороша она или плоха, но это наша Родина и другой у нас не будет. Даже если кто-то очень будет стараться…
Любовь к Отечеству в наше время стала причиной множества споров. Только ли сейчас эта тема актуальна?
Что говорили о патриотизме великие люди?
По-настоящему великие люди способны заряжать патриотизмом свой народ в самые тяжелые периоды.
Ф.М. Достоевский так, например, писал о патриотизме и родине
"...В смущении и страхе перед тем, что мы так далеко отстали от Европы в умственном и научном развитии, мы забыли, что сами, в глубине и задачах русского духа, заключаем в себе, как русские, способность, может быть, принести новый свет миру, при условии самобытности нашего развития.
Мы забыли, в восторге от собственного унижения нашего, непреложнейший закон исторический, состоящий в том, что без подобного высокомерия о собственном мировом значении, как нации, никогда мы не можем быть великою нациею и оставить по себе хоть что-нибудь самобытное для пользы всего человечества.
Мы забыли, что все великие нации тем и проявили свои великие силы, что были так "высокомерны" в своем самомнении и тем-то именно и пригодились миру, тем-то и внесли в него, каждая, хоть один луч света, что оставались сами, гордо и неуклонно, всегда и высокомерно самостоятельными.. .."
(в письме Александру Александровичу Романову, будущему Императору Александру III)
Очень много писал о любви к Отечеству Александр Сергеевич Пушкин
«Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».
Пушкин, «Отрывки из писем, мысли и замечания», 1949, т. 11, с. 56
Мог Александр Сергеевич и жестко пройтись по либералам:
И, конечно, гений русского полководческого искусства, Александр Суворов:
Не случайно русскими солдатами восхищался весь мир:
А вот Антон Павлович Чехов:
«Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Пьяный, истасканный забулдыга муж любит свою жену и детей, но что толку от этой любви?
Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний - нахальство и самомнение паче меры, вместо труда - лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше „чести мундира“, мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых. Работать надо, а всё остальное к чёрту. Главное - надо быть справедливым, а остальное всё приложится».
М.Е. Салтыков-Щедрин
Идея отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных - предостерегает от множества гнусностей, которые без нее, несомненно, были бы совершены.
А вот слова Льва Толстого:
И ещё он же:
А вот уже Алексей Толстой:
Вот что писал уже советский классик, Михаил Шолохов :
А вот уже наш современник, Борис Стругацкий:
Не могу не привести слова Ивана Ильина, которого любит цитировать наш президент:
Лично мне кажется, что очень ёмко чувство Родины выразил поэт-фронтовикКонстантин Симонов:
Родина
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Тема «Воспитание гуманизма и патриотизма в формировании личности», затрагивает не только нашу российскую молодежь, но и всю молодежь мира.Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
Остановимся подробнее на понятиях патриотизм и гуманизм. Патриотизм (от греч. patri;tes - соотечественник, patr;s - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Гуманизм же (от лат. humanus - человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.
Если в прошлом, в советские времена, для молодежи эти понятия играли немалую роль в формировании личности, то для нынешнего поколения они не столь значимы.
Что же изменилось?! На самом деле, можно привести массу факторов. Прежде всего, это воспитание в семье и политическое состояние страны. Основная часть общества недовольна процессами, которые протекают в нашей стране, и поэтому они не акцентируют внимание своих детей на политической жизни общества. Если раньше Родина и сравнивалась с матерью, «ради процветания и благополучия» которой каждый мог жизнь отдать, то для современности, понятие Родины интерпретируется лишь как «место, в котором мы живем, развиваемся». Как таковая «истинная любовь к Родине отсутствует», отсутствует и интерес к политики. Сегодня, политическое состояние нашей страны желает лучшего. Основная часть молодежи не заинтересована в политике, утверждая «зачем принимать участие в политической жизни, если все равно ничего от нас не зависит».
Двадцать первый век предстает перед нами весьма нелегким. Новое состояние российского общества обнаруживает противоречие между существующим сознанием у молодежи и жизненно важными ценностями, выработанными на протяжении многих лет. Как уже было сказано раннее, это противоречие требует переосмысления, пересмотра и изменения содержания, средств и методов воспитания учащейся молодежи. Современная молодежь за время перестройки российского общества обрела иные ценности, приоритеты, идеалы и примеры для подражания под влиянием СМИ.
Процесс патриотического воспитания осуществляется на основе принципов, отражающих общие закономерности целостного педагогического процесса и особенности данного направления воспитательной работы:
обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания историческими традициями народа;
органическая взаимосвязь учебного материала и содержания внеклассных и внешкольных мероприятий;
зависимость содержания, форм и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
опора на положительное;
гибкость и вариативность.
Воспитание учащейся молодежи на примерах истории, приобщение к опыту предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гуманизм всегда должны быть нормой общества.
В осуществлении патриотического и гуманистического воспитания подрастающего поколения ведущую роль играют педагоги, поэтому столь важным является разработка проблемы подготовки будущих учителей к данному направлению воспитательной работы.
Таким образом, в содержании патриотизма в единстве отражаются ключевые понятия - Родина и Отечество, что обусловлено, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой - социально-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества. Важными особенностями содержания патриотизма в современных условиях являются усиление личностной значимости патриотизма при сочетании с коллективизмом; направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее; развитие национального самосознания в единстве с интернационализмом; выявление в качестве ключевого понятия «Родина», что обусловливает отнесение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей.
Политическая жизнь современной России чрезвычайно сложна и противоречива. Однако при всех сложностях переходного периода можно надеяться на то, что идеи в области формирования патриотизма и гуманизма будут, действительно, реализованы. Для успешного решения стоящих перед российским обществом проблем необходимы: политическая воля студентов и качественная смена политических элит.
Огромным потенциалом формирования патриотизма и гуманизма, по моему мнению, являются:
посещение краеведческих музеев;
частые конференции, дебаты, лекции и конкурсы на тему «Родина и её развитие»;
встречи студентов с людьми, которые внесли большой вклад в развитие и процветание города, страны.
Рецензии
Анаит! Я полностью с вами согласна...
Формирование гуманизма и патриотизма у детей-необходимо вскармливать еще с молоком матери...
Но, сейчас многие современные мамочки переходят на искусственное вскармливание ребенка-это образно....
Сейчас эта тема мало кого волнует, но часто и сейчас задают вопрос- откуда невежество,зло, вандализм и тд.
Вы думаете, что молодежь будет присутствовать на этих лекциях, дебатах....? Аудитория будет пуста...!
Все это воспитание необходимо закладывать в дошкольную и школьную программы, как было раньше. Вот тогда и будет результат этого воспитания!И привьем детям-Любовь к Родине, культуре и друг другу!
Определение патриотизма довольно часто встречается в различных словарях, статьях и научных работах, но каждый источник интерпретирует его по-разному. Большинство словарей даёт определение патриотизма, как любовь. Это может быть благородная любовь, большая чистая любовь, любовь к Родине, любовь к своему отечеству, любовь к благу и славе отечества и т.д. Все эти определения объединяет одно чувство - любовь. Что такое любовь и можно ли расценивать патриотизм как чувство? К примеру, словарь Ожегова даёт следующее определение:
«Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Патриот - Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.
Патриот - Человек, проникнутый патриотизмом».
Схожее определение можно найти в историческом, социологическом и большом энциклопедическом словарях:
«Патриотизм - любовь к Родине (большой и малой), одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств» (Аберкомби Н. Социологический словарь, изд. «Экономика», 2004).
«Патриотизм - (от греч. patris - родина, отечество), любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Основы патриотизма высказаны словами св. Иоанна Кронштадтского: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную». Патриотизм опирается на строгую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. «В основе патриотизма, - писал И.А. Ильин, - лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа». Система ценностей Святой Руси создала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа. Опираясь на эту систему ценностей, русский человек осознает свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли. «Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек» (Д.И. Фонвизин). О. Платонов
Патриотизм - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, изд. «Полрадис», 1997).
Патриотизм - эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.
Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление действиям служить его интересам.
Патриотизм - Любовь к Родине, преданность своему народу. Патриотизм имеет различное социальное содержание в различные исторические эпохи. Понятие патриотизм возникло в древности (Аксенова А.Г. Исторический словарь, 2002).
Проанализировав выписки из словарей можно сделать следующий вывод.
Любовь - чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу (любовь к Родине). Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости (братская любовь, любовь к людям). Такое же чувство, основанное на инстинкте (материнская любовь), (Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000).
Человек любит место своего рождения и воспитания, с Родиной связанны приятные моменты жизни.
Н.М. Карамзин выделяет 3 вида любви к отечеству.
«Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964). Вот как он объясняет свою позицию на счёт любви как отечеству, как физическую: «Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою».
Здесь любовь выступает как привязанность к месту рождения, которая должна быть у всех людей.» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).
Вторая позиция любви по Н.М. Карамзину, моральная: «С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку». (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).
Если в первом случае любовь выступает, как привязанность к определённому месту, то во втором случае любовь выражается к тем людям, которые связанные с этим местом, т.е. к нашим друзьям, родственникам, близким людям.
Что касается политической любви к отечеству, то автор начинает её описание с древних времён. Он утверждает, что: «Патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).
Карамзин сравнивает Русский народ с другими государствами во все времена.
«Мы не имеем нужды прибегать к басням и выдумкам, подобно грекам и римлянам, чтобы возвысить наше происхождение: слава была колыбелью народа русского, а победа - вестницею бытия его. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться, и которые отличались от других северных народов не только своею храбростью, но и каким-то рыцарским добродушием. Герои наши в девятом веке играли и забавлялись ужасом новой тогдашней столицы мира: им надлежало только явиться под стенами Константинополя, чтобы взять дань с царей греческих. В первом-надесять веке русские, всегда превосходные храбростию, не уступали другим европейским народам и в просвещении, имея по религии тесную связь с Царем-градом, который делился с нами плодами учености; и во время Ярослава были переведены на славянский язык многие греческие книги. К чести твердого русского характера служит то, что Константинополь никогда не мог присвоить себе политического влияния на отечество наше. Князья любили разум и знание греков, но всегда готовы были оружием наказать их за малейшие знаки дерзости» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).
Н.М. Карамзин писал о том, что политическая любовь начинается с любви к своей истории, гордости за неё и героев прошлых лет. Политическая любовь строится на уважении своей истории.