Художник коровин и его картины. Константин Коровин, художник: биография, творчество, картины и интересные факты

Москворецкий мост

Художник Константин Алексеевич Коровин – великий русский живописец, писатель и театральный художник, талантливый педагог.

Сегодня я хочу рассказать вам о действительно великом русском художнике Константине Коровине.

Задача, скажу честно, совсем не простая. Всё дело в том, что сайт о живописи я веду уже не первый год и у меня есть все основания утверждать, что из огромного числа посетителей этого сайта (а в год это более 1 миллиона человек) такие «мелочи», как биография художника для большинства – это скучно и не важно.

Поэтому всегда перед оформлением поста стоит вопрос: Как писать? Подробно и с расстановками или общими мазками, в два – три предложения. Вот и с биографией Константина Коровина та же самая история… Я постараюсь изложить только самые интересные и значимые события, которые случились в жизни художника, и опущу подробности, которые (по моему мнению) будут интересны только тем, кто желает изучить биографию и творчество художника уже не в качестве любителя живописи.

Биография художника Константина Алексеевича Коровина

Художник Константин Коровин родился в 1861 году в купеческой семье. Я ещё расскажу о его родителях, но прежде хочется вспомнить ещё об одном человеке, роль которого в судьбе будущего художника сложно оценить в полной мере. Это дедушка Михаил Емельянович. Человек совсем не простой. С одной стороны – старообрядец, владелец ямского извоза, купец первой гильдии. Чувствуете, как это звучит. Но есть ещё и другая сторона – в своё время Михаил Емельянович очень сильно помог будущему известному русскому пейзажисту Льву Каменеву. В дедушкином доме частым гостем был Илларион Прянишников.

Однако, в первую голову, он был купцом и главой своей семьи – своего сына (отца Константина) он определил в университет, пристроил к коммерции. Но у сына не было деловой хватки отца и после смерти Михаила Емельяновича отец Константина очень быстро привел дело к банкротству, и семья была вынуждена перебраться в подмосковную деревню Большие Мытищи.

Портрет кисти В.А. Серова

С этого момента воспитанием детей (Кости и его старшего брата Сергея, который впоследствии тоже стал художником) занималась мама Аполлинария Ивановна, которая достаточно прилично рисовала, много музицировала.

В 1875 году Константин идет по стопам своего старшего брата и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако, поступает на факультет архитектуры. Почему он вдруг решил заняться архитектурой? Нужно сказать, что в этот период времени семья возвращается в Москву. Живут они дружно, но практически в полной нищете. Возможно, это обстоятельство и побудило будущего художника избрать более перспективную, в материальном плане, профессию.

Целый год Константин боролся с судьбой, а в 1876 году твердо решил, что хочет заниматься только и исключительно живописью, и перевелся на отделение живописи.

Его учителями стали Алексей Саврасов, а в последствии – Василий Поленов. Именно эти два мастера живописи оказали на формирование будущего художника наибольшее влияние.

Нужно сказать, что в это же период в училище трудились не менее серьезные мастера живописи: Павел и Евграф Сорокины, Василий Петров, Илларион Прянишников. В своих воспоминаниях для этих педагогов Коровин не пожалел добрых слов, но… Вот что он пишет:

Они были художники и думали, что и мы будем такими же их продолжателями и продолжим все то, что делали они… Но они не думали, не знали, не поняли, что у нас-то своя любовь, свой глаз, и сердце искало правды в самом себе, своей красоты, своей радости». Вот мастерская Саврасова - другое дело. Саврасов, этот был отдельно.

В 1882 году Саврасов из-за тяжелой болезни оставляет училище. Можно предположить, что именно это событие стало причиной поступления Константина в Петербургскую Академию художеств. Однако, в академии он учится всего несколько месяцев. Вот как вспоминает этот период своей жизни сам художник:

В этой чудной Академии дух искусства был так мне чужд: условность и серьезничанье по поводу несерьезного - работы каких-то театральных бутафорий.

Коровин возвращается в московское училище и попадает в класс Поленова, который заменил ушедшего Саврасова.

Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи, как написано, говорил о разнообразии красок, - так запомнил его преподавание Коровин.

И это Поленов рассказал своим ученикам о импрессионизме. Это он «заразил» Коровина духом импрессионизма.

А в 1883 году Константин пишет картину «Портрет хористки», которая впоследствии будет названа «первой ласточкой импрессионизма в России».

Администрация училища отмечает премиями работы Константина, выполненные по заданным темам, дважды награждает работы художника серебряными медалями, но… Ему не простили попыток писать иначе. В 1884 году Коровин получает звание «неклассного художника». Ещё два года упорного труда в стенах училища не помогли достигнуть высшего звания – «классный художник». Педагоги были непреклонны и примерно наказали выскочку. Справедливости ради скажу, что таким выскочкой был не один Коровин – со званием «неклассного художника» покинул стены училища и Левитан.

И тут на выручку несправедливо наказанным художникам пришел Поленов – он познакомил своих выпускников с Саввой Мамонтовым. Молодежь понравилась Савве Ивановичу и он взял их под свою опеку. С этого момента Коровин много работает, как театральный декоратор. Увы, практически не сохранилось эскизов декораций, но современники отмечали особую воздушность произведений автора. Вот что говорит о этом этапе своего творчества Коровин:

Искание гармонии цветов, колористические впечатления, краски и цвета - сами по себе дают высокое наслаждение зрителю театра…

Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора… Его обязанность по отношению к исполнителю - это выделить меру последнего на фоне цвета.

В 1887 году Коровин выезжает в Париж. Великий город ошеломляет и вдохновляет:

Я был поражен Парижем, когда двадцати шести лет приехал в первый раз сюда.

Пювис де Шаванн - как это красиво! И импрессионисты… - у них я нашел все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве.

Сейчас я должен был бы написать не столько про душевные порывы художника, сколько про обретение им нового видения своего творчества, о «групповой композиции наполненной светом и воздухом», «чистоту красок и серебряные рефлексы», «светоносность и одновременно воздушность». Вы не подумайте – я не ерничаю. Это очень важно, но для глубокого понимания творческого становления художника лучше обратиться к его воспоминаниям, а не к моей биографической справке. Я не смогу в двух-трех предложениях всё это описать, а мы договорились, что биография будет максимально краткой.

В 1892 году художник снова посещает Францию, живет и работает в стране целый год. Эта поездка – ещё один этап в творчестве Коровина. Он самым скрупулезным образом изучает современную французскую живопись:

Чувствовать красоту краски, света - вот в чем художество выражается; немного, но правдиво верно брать, наслаждаться свободно, отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей - они содержание. Надо сюжет искать для тона. У меня плохо оттого, что я его не чувствую.

А вот, что он пишет Аполлинарию Васнецову:

Писал мало, почти ничего, учился, ей богу, учился. Хорошо пишут французы. Молодцы, черти! Все ново, но пока в сторону логики правды. Искусство какое-то постоянное, не надоедает. Добропорядочностью не торгуют, какие-то смельчаки. Больно уж техника ядовита - ничего после написать не можешь.

Коровин возвращается в Россию и готовится к путешествию на русский Север. Эту поездку организовал Савва Мамонтов, который решил прокладывать Северную железную дорогу. А для популяризации Русского Севера он решил отправить в творческую экспедицию Коровина и Серова – художники должны были заинтересовать своими произведениями русскую общественность, что могло стать своеобразным толчком для более активного освоения северных земель.

Можно подумать, что Савва Мамонтов был приличным кровососом – взять художника из Парижа и отправить его на север. Нет, Савва Иванович отлично разбирался в людях. Вот что написал сам Коровин о своем путешествии (из воспоминаний Серова):

Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Тоша, я бы хотел остаться здесь навсегда.

Работы, написанные художником на севере поразили публику и навсегда отбили у критиков охоту говорить о «легкомыслии коровинского письма». Более того, эти работы были настолько хороши, что и Серов, работавший рядом с Коровиным, попал под влияние «серебряных гамм».

Впоследствии Игорь Грабарь писал:

Это, несомненно, идет от Коровина, вывезшего свои приемы из Парижа и заразившего всех своих московских друзей.

Последнее десятилетие девятнадцатого века Константин Коровин работает в самых разных областях: оформляет выставочные павильоны, готовит декорации для Частной оперы, и в этот же период сближается с Федором Шаляпиным, для которого создает костюм Ивана Грозного, и пишет.

Я не буду перечислять все этюды, картины, декорации, выставочные павильоны, эскизы театральных костюмов – только на простое перечисление всего созданного в этот период уйдет очень много времени, а ещё нужно рассказать о достоинствах, о отзывах критиков и т.д., и т.п. Поэтому, с вашего позволения и по достигнутой ранее с вами договоренности, я этот перечень публиковать не буду. Много было сделано. Да, с 1901 году Коровин начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Наконец к художнику приходит официальное признание – в 1905 году его избирают академиком. Он много работает, но его личная жизнь просто разваливается. Брак оказался неудачным. Умер первый ребенок Коровина, а младший сын, которого художник любил просто самозабвенно, в 1913 году попал под трамвай и лишился ног. В этот же период умирает старший брат Сергей Коровин.

Публика ничего этого не знает. Не желает делиться своей болью и сам художник, у него свой особый взгляд на творчество:

Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я… У меня нет направления и нет моды - нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого изма. Это я, это мое пение за жизнь, за радость - это язычество. Оттого-то я люблю… искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму.

Он много и плодотворно работает. За окнами проходят революции, а он продолжает писать. Я не хочу описывать период жизни Константина Коровина от революций и до его иммиграции в 1922 году – это безумие и мерзость.

Однако, жизнь в Париже оказалась только немногим лучше жизни в постреволюционной России – картины покупали за малые деньги, авторские гонорары были мизерными. У французов сменилась мода на живопись, а у русской эмиграции просто не было денег на картины и литературные труды художника.

В 1939 году русский художник Константин Коровин скончался прямо на улице от внезапного сердечного приступа.

Картины художника Константина Алексеевича Коровина


«Ловля рыбы». Эскиз панно для павильона «Крайний Север» на Нижегородской ярмарке
Розы и фиалки
Розы
Северная идиллия
На террасе
Цветы и фрукты
Розы и яблоки
Фёдор Шаляпин
Геммерфест. Северное сияние У балкона. Испанки Леонора и Ампара
Крым. Гурзуф Бумажные фонари Летом
Ручей
Рыбы, вино и фрукты
Осень. На мосту
Мальвы в Саратовской губернии Осень Розы и фрукты
На берегу моря
Маскарад Натюрморт с синей вазой Сирень
За чайным столом
Гурзуф Натюрморт с синей вазой Дама в кресле
Гурзуф
Севастополь вечер Натюрморт с розами и фруктами У открытого окна
Пристань в Гурзуфе Розы Зимнее солнышко
Девушка с гитарой Розы в голубых кувшинах
Настурции
Мостик

Константин Алексеевич Коровин (23 ноября (5 декабря) 1861, Москва - 11 сентября 1939, Париж) - выдающийся русский живописец, театральный художник, педагог и писатель.

Биография Константина Коровина

Коровин, Константин Алексеевич — живописец. Родился в Москве в 1861 году; происходит из богатых крестьян Владимирской губернии. Его отец - Алексей Михайлович, окончил университет, мать - Аполлинария Ивановна, урожд. Волкова, происходила из дворянского рода. В доме отца с детства встречался со многими художниками и под влиянием своего родственника, И.М. Прянишникова, с ранних лет вместе с братом Сергеем начал заниматься рисованием.

Учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Саврасова и Поленова; последний оказал на Коровина большое влияние.

Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

Творчество Коровина

В 1894 Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершает путешествие на Север. В результате появляются пейзажи: «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Геммерфест. Северное сияние.», «Мурманский берег.».

Он путешествует в Париж в 1887, 1892 и 1893, где познакомился с импрессионизмом. В 1896 К. А. Коровин оформляет павильон «Крайний Север», построенный по его проекту в Нижнем Новгороде.

Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж. Городские пейзажи создаются явно под сильным влиянием французских импрессионистов.

Совершая поездки в Париж, К.Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в украшении сияний огней на улицах и бульварах. («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все - ГТГ).

В Париже К.Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции художника-эстета М. А. Дурнова, общался с поэтом К. Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ).


Во время Первой мировой войны К. А. Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии.

С 1901 К. А. Коровин вместе с В. А. Серовым, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников сценограф С. Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед - С. П. Волков.

Наряду с даром живописца Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы.

Известные работы художника

  • В лодке (1888)
  • У балкона. Испанки Леонора и Ампара (1888-1889)
  • Северная идиллия (1892)
  • Парижское кафе (1890-е)

  • Зимой (1894)
  • Геммерфест. Северное сияние (1894-1895)
  • Бумажные фонари (1896)
  • Кафе де ля Пэ (1906)
  • Пристань в Гурзуфе (1914)
  • Базар (1916)

Коровин Константин Алексеевич - , русский живописец.

Портрет Константина Коровина
Автор - Валентин Серов
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-86) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова и в петербургской АХ (1882). Работал в Москве, с 1923 - за границей. В 1885-91 и 1896-98 декоратор Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, в 1903-10 художник Большого театра, с 1910 главный декоратор и художник-консультант московских императорских театров. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-18) и Государственных свободных художественных мастерских (1918-1919). Среди учеников - А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, П. В. Кузнецов, И. И. Машков, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон. Был членом объединений - "Мир искусства" и Союз русских художников. Уже в ранний период выдвинулся как один из крупнейших художников-реалистов, мастеров пленэра в русской живописи, автор пейзажей, жанровых картин и портретов ("Северная идиллия", 1886, "У балкона", 1888-89, "Зимой", 1894, - все в Третьяковской галерее; портрет Т. С. Любатович, 1886-87, Русский музей, Ленинград), замечательных ярким жизнелюбием, тонкостью и богатством колорита, непосредственностью и свежестью ощущения мира, природы, солнечного света.
Коровин вносил черты динамики и живописности и в свои монументально-декоративные композиции (панно на темы русского Севера для Всероссийской выставки 1896 в Нижнем Новгороде и для Всемирной выставки 1900 в Париже). Глубоко воспринимая достижения французского импрессионизма и стремясь передать изменчивые мгновенные впечатления, Коровин на рубеже 20 в. обратился к светлой, как бы мерцающей цветовой гамме, импульсивному эскизному письму ("Парижское кафе", 1899-1900, Третьяковская галерея), в 1910-х гг. - к широкой пастозной, зачастую ярко декоративной, живописи густым насыщенным цветом (портрет Ф. И. Шаляпина, 1911, Русский музей). Реформатор театральной живописи, К. создал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля ("Конёк-Горбунок" Пуньи, 1901, "Руслан и Людмила" Глинки, 1907, "Золотой петушок" Римского-Корсакова, 1911, - в Большом театре, Москва). Позднее творчество К., эмигрировавшего во Францию, отмечено чертами поверхностной декоративности.

Творчество художника Коровина поражает своей жизнерадостностью, буйством красок, необъятностью. Свой талант творец проявил в живописи, создании театральных костюмов и декораций, литературе.

Краткая биография

Художник, чье творчество считают своим достоянием Россия и Франция. Он родился в Москве в 1861 году. Выходец из старообрядческой семьи с дворянскими корнями. После смерти деда семья разоряется и переезжает в подмосковное село Большие Мытищи. Маленький Костя рос в творческой атмосфере: его мать играла на арфе, увлекалась акварелями, хорошо разбиралась в литературе. Все это впитал в себя Коровин. Художник начал свой творческий путь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступил вслед за своим старшим братом в 1875 году. Два года подряд он получает серебряные медали за ученические работы, но это не спасает положения. Работы художника Коровина осмеивались за самобытность, яркость красок и «излишнюю пластичность форм».

В 1884 году Константин знакомится с Саввой Ивановичем Мамонтовым и примыкает к его кружку. Свое образование Коровин пытается завершить в но вскоре покидает учебное заведение, потому что и там академически настроенные преподаватели не принимают его новшеств в живописи.

В конце 80-х - начале 90-х художник трижды посещает Париж и проникается духом импрессионизма. Начало XX века было ознаменовано активной работой в театре и преподавательской деятельностью в родном училище.

В послереволюционные времена Коровин занимается сохранением памятников искусства, проводит аукционы, продолжает сотрудничество с театрами. А в 1922-ом переезжает во Францию, где, прожив 17 лет, он и закончит свой земной путь.

Учителя

Значительное влияние на становление неповторимого стиля оказали учителя - и - с которыми судьба свела Константина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Природа раскрывала ему свою лирическую ипостась, жизнь ярко проявлялась в эмоциональной живописи. Излюбленные темы своего учителя Саврасова мастерски обыгрывает ученик Коровин. Художник создает картины «Ранняя весна» и «Последний снег», превосходя в технике наставника.

Поленов был первым, от кого Константин услышал об импрессионизме. Под влиянием учителя Коровин создает одну из первых картин в России, написанных в духе импрессионизма, - «Портрет хористки». Произведение вызывает негодование и полнейшее непонимание мэтра Репина. Многих современников возмущала техника художника - небрежные, грубоватые и дерзкие мазки, яркие краски и позабытые мотивы русских красот.

Работа в театре

Коровин - художник большого таланта не только в создании картин. В 80-х годах он начинает сотрудничество с театрами как декоратор. Его работы отличались воздушностью, гармонией цветов и впечатлениями, искусно переданными посредством цвета и красок. Условные декорации обладали необычайно жизненными, яркими, необычайными, эмоциональными тонами.

Константин Коровин создает декорации и эскизы костюмов к таким операм, как «Аида», «Лакме», «Кармен», к спектаклям «Фауст», «Конек-Горбунок», «Садко», «Золотой петушок». Для какого произведения художник ни создавал бы эскизы, он всегда четко передавал национальный дух. Для этого он глубоко вникал в исторический колорит страны, национальное искусство.

Художник оформляет великие сцены Большого и Мариинского театров, Русской частной оперы, а также "Ла Скала" в Италии. Свой талант декоратора он раскрыл также в создании декоративных панно для Северного павильона Всероссийской выставки и Всемирной выставки в Париже.

Знаменитые картины

Коровин - художник, фото и репродукции картин которого пользуются неименной популярностью вот уже столетие. Тайна необычайной притягательности - в самобытности стиля и эмоциональной насыщенности произведений. Даже в самых ранних работах художник искусно работает со светом и нюансами оттенков. Так, например, «Северная идиллия» наполнена переливами зеленого, красного и белого. Красота предвечерней природы лирична и в тоже время ясна. Сцена из сельской жизни кажется практически сказочной, былинной.

Тему русской деревни Коровин продолжает и в своей работе «Зима». Картина смотрится просто, лирично, задушевно. Мягкость красок неизменно затрагивает струны души и заставляет вспомнить о своих истоках.

Север неизменно восхищал художника. Это подчеркивают такие произведения Коровина, как «Мурманский берег», «Гавань Норвегии», «Ручей Святого Тихона в Печенеге» и серия картин о Северной Двине. Свинцовые грозные тучи, неожиданная северная зелень, гладь воды. Холодный, неприступный Север, такой близкий и такой далекий…

"Напрасно думать, что живопись одному дается просто, без труда, а другому трудно. Вся суть в тайне дара, в характере и трудоспособност и. То, на что обращает внимание сам автор, этому нельзя выучиться. Сальери изучал и фугу и гармонию, а гуляка Моцарт и не говорил о том, что он постиг гармонию и всю теорию музыки, и притом имел еще одну небольшую вещь - гениальность."

Коровин Константин Алексеевич

Певец радости

Константин Коровин, - пожалуй, один из самых жизнерадостных русских художников. Всю жизнь он стремился передать радость и красоту окружающего мира. Живописец, театральный декоратор, архитектор, художник прикладного искусства, писатель, педагог - он, кажется, обладал всеми мыслимыми и немыслимыми талантами. И, поразительно, во всем этом с блеском добивался успеха.

Константин Коровин родился 5 декабря 1861 года. С детства мальчика окружали художники. Его дед, купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин, любил искусство и покровительствовал живописцам. Мать и отец неплохо рисовали. Часто в гости заходил художник Илларион Прянишников, будущий учитель Коровина. Он переворачивал стол и устраивал мальчику «Фрегат «Паллада», на котором они вместе «отправлялись» к мысу Доброй Надежды. Константину так нравились эти игры, что однажды он подговорил свою сестру Варю Вяземскую отправиться искать этот самый мыс. Дети проблуждали по городу целый день и под вечер попали в полицейский участок, а оттуда вернулись домой.



После смерти деда отец художника разорился. Семья переехала жить в деревню Мытищи под Москвой. По воспоминаниям Коровина, это был один из самых счастливых периодов его детской жизни. Днями напролет он пропадал в ближайшем лесу - Лосином острове. Скоро ему подарили ружье, и Константин пристрастился к охоте. Это увлечение и вместе с тем любовь к природе не оставляли художника до конца жизни. Одновременно близкие поощряли занятия живописью, и любимым его делом стало зарисовывать самые красивые охотничьи уголки.

Зимой. 1894

Портрет друга

«Чтобы выучиться рисовать», - говорил Коровину его брат Сергей, студент московского Училища ваяния и зодчества, - «нужно рисовать людей». И тогда Константин принялся за портрет своего друга Дубинина. «Я мучил его ужасно. Да еще и хотелось написать его собаку Дианку», - вспоминал художник. Казалось, написать портрет было совершенно невозможно. «Дианка вертелась, Дубинин ворочал головой во все стороны. Портрет не удался, но Дубинину понравился». Он говорил: «Картина хороша, только усов у меня эдаких нет. Чего же усы-то сделал рыжие, а у меня усы-то черные. Ты черной краской делай». Чтобы доставить другу удовольствие, Коровин сделал черные усы и добился полного восхищения модели.



Однажды Сергей Коровин показал работы Константина своим преподавателям - Василию Перову и Алексею Саврасову. Профессорам работы понравились. Позже Сергей говорил брату: «Твои этюды видел Алексей Кондратьевич Саврасов и очень тебя похвалил. А Левитан сказал, что ты особенный и ни на кого не похож из нас. Но боится - поступишь ли ты. Ты ведь никогда не рисовал с гипса, а это экзамен». Тем не менее, Константин Коровин стал самым младшим студентом Училища ваяния и зодчества. Среди учителей были лучшие художники того времени: Саврасов, Перов, Прянишников, братья Павел и Евграф Сорокины, Поленов, Маковский.

Левитан и Коровин стали близкими друзьями. Исаак Левитан - один из немногих, кто сразу оценил и похвалил его необычную живопись. Вместе они ходили писать этюды в окрестностях Москвы, получали медали за лучшие работы. В своих мемуарах Коровин вспоминает, что после вручения художники сразу поехали к А.П. Чехову. Чехов посмотрел на медали и сообщил, что они «не настоящие». На настоящих было бы ушко, чтобы носить, а «это все — ерунда, обман. Вот у городового — другое дело».



Довольно рано Константин Коровин нашел собственный почерк -яркие, сочные цвета, «радостная» манера письма, некоторая условность деталей, иногда в ущерб академической четкости. В своих искрометных мемуарах художник вспоминает, что далеко не все его понимали, а многие и откровенно недолюбливали. Однако, после беглого сопоставления некоторых фактов и воспоминаний о самом Коровине, возникает стойкое ощущение кокетства великого мастера. Известно, что Василий Перов приводил учеников старших классов, часто людей довольно зрелых, смотреть, как работает Коровин. А некоторые преподаватели даже обращались за советом как закончить картину.


Классика русской живописи 19-го века. Константин Коровин. Русский импрессионизм
Северная идиллия. 1886

Душа компании

По воспоминаниям современников, Коровин был всеобщим любимцем и душой любой компании. Внешность, талант, удивительный дар рассказчика, прекрасный голос, веселый нрав - все это заставляло окружающих с первых минут испытывать к нему глубокую симпатию. Об этом вспоминал и художник Михаил Нестеров. Если Коровина приглашали в старинную усадьбу, то там он влюблял в себя всех, от чопорных старух, до «тургеневских» дворянских девушек, «рассказывая, ноя и умирая, про какую-то несчастную судьбу свою». Если звали ставить спектакль, «кордебалет и хор поголовно влюблены были в Костю. За кулисами только и слышно было: «Костя, Костя, Костя».



Зимние сумерки

Полюбил его и знаменитый меценат Савва Мамонтов, пригласивший художника работать в своей знаменитой Частной опере. Коровин вместе с Василием Поленовым и Виктором Васнецовым создавали оперы «Аида» и «Снегурочка». Несмотря на большую нагрузку, сотрудничество с оперой Мамонтова дало возможность художнику «стать меценатом самому себе» - писать то, что захочется и не думать о сроках. Тогда же, в середине 1880-х годов Коровин влился в Мамонтовский (Абрамцевский) кружок и стал активным его участником. Одним из членов кружка был и будущий ближайший друг Коровина - Валентин Серов.

Они познакомились в 1889 году. О взаимном влиянии художников написано множество искусствоведческих статей, а о дружбе двух гениев в мемуарах вспоминал сам Коровин. Их мастерские находились рядом, там они приютили и Михаила Врубеля. Серов и Коровин (в шутку их называли «Серовин» и «Коров») по приглашению Саввы Мамонтова отправились в путешествие на север. Итогом поездки стали не только великолепные картины, сыгравшие значительную роль в знакомстве России и всего мира с культурой крайнего севера. Собранный материал пригодился при оформлении павильона Крайний север на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Это стало первой монументальной работой художника, высоко оцененной публикой и принесшей ему подлинный успех. Позже опыт подобной работы был повторен и расширен Константином Коровинм во время оформления здания Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года.



Осень. На мосту. 1910-е

За панно для парижской выставки Константин Коровин получил золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона. Интересно, что десять панно остались в собственности Саввы Мамонтова и были перенесены в главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве, где входили в контекст шехтелевского интерьера. Таким образом знаменитый меценат пытался в Москве воплотить мечту - украсить вокзалы российских городов картинами лучших отечественных художников.

В 1961 году во время очередного ремонта панно были демонтированы и переданы Государственной Третьяковской галерее . После необходимой реставрации четыре из них будут представлены в экспозиции предстоящей выставки на Крымском валу. Что касается парижских панно, впервые за 110 лет и в третий раз с момента создания широкая публика смогла увидеть в залах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Россия. Праздничное гулянье. 1930-е

Мир искусства

В 1890-х годах произошло сближение Константина Коровина и его друзей с Сергеем Дягилевым. «Я увидел - Дягилев восторженно любит живопись и театр. И тут же затеяли с ним издать журнал «Мир искусства». Я рисовал первую обложку для журнала и сделал несколько рисунков красками», - вспоминал Коровин. Художник также пожертвовал 5000 рублей из собственных сбережений и «выпросил еще 12000 у Саввы Мамонтова» на издание журнала. Вплоть до 1903 года он будет активным участником выставок журнала «Мир искусства».

В 1899 году Коровин начал педагогическую деятельность в школе Е. Н. Званцевой, а с 1901 вел совместную с Серовым портретно-жанровую мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое некогда сам окончил. Приходил на службу Коровин не чаще нескольких раз в месяц, но каждое его появление становилось для студентов праздником. А среди них в разное время были Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Илья Машков, Борис Иогансон и многие другие в будущем знаменитые живописцы.



Несмотря на очевидные успехи и появление многочисленных обожателей, критики часто обрушивались на художника. В конце жизни Коровин вспоминал, что главным ругательством в то время было обвинение в «декадентстве». Хотя каждый критик вкладывал в это понятие что-то свое. А однажды живописца вызвали на допрос в Министерство внутренних дел, где потребовали объяснить «в чем разница между социализмом и импрессионизмом».

Тем не менее, Владимир Теляковский, затеявший реформировать Императорские театры, предложил Константину Коровину стать главным художником. Живописец согласился и предложил позвать также художника Головина. Здесь мастер столкнулся не только с нападками прессы, но и с саботажем актеров. Первой постановкой стал балет «Дон Кихот». Танцоры рвали на себе новые пачки, а маляры подкладывали в краски соль, чтобы те не сохли. Константин Коровин не растерялся, купил себе револьвер и приходил в театр, заткнув его за пояс.

Сегодня без преувеличения можно утверждать, что постановки Коровина составили эпоху в русском театральном искусстве. Особенно вдохновляли художника оперы на сказочные и исторические темы. Среди его постановок: «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», «Князь Игорь», балеты «Аленький цветочек», «Саламбо», «Конек-Горбунок».

К сожалению, декорации и костюмы Коровина не сохранились. Значительное количество погибло во время пожара в хранилищах Большого театра в 1914 году. Однако, в начале 1980-х годов на одном из парижских аукционов были приобретены декорации оперы «Золотой Петушок», созданные по эскизам художника уже в 1934 году для театра французского города Виши Григория Раисова. Сегодня они хранятся в Театральном музее имени Бахрушина в Москве и будут представлены на предстоящей выставке в Государственной Третьяковской галерее.

Портрет Ф. И. Шаляпина. 1911 год

Консультант по маскировке

Успел Константин Коровин побывать и на военной службе. В годы Первой мировой войны его призвали в действующую армию консультантом по маскировке. Кратковременная поездка на фронт оставила сильное впечатление на живописца. В письме к управляющему конторой императорских театров в Москве Владимиру Теляковскому он писал: «...здесь столько интересного, что я удивляюсь, отчего здесь нет художников». Увиденные им ужасы и страдания навсегда остались в его душе, о чем можно заключить по рассказу «Колька».

Февральскую революцию Константин Коровин встретил с воодушевлением. В честь победы революции им поставлены в Большом и Малом театрах «живые картины» «Освобожденная Россия». Он активно занялся общественной деятельностью, участвовал в митингах, руководил Советом художественных организаций, был избран членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве и одновременно - членом художественно-просветительной комиссии при Московском совете рабочих депутатов. Он участвовал в реорганизации МУЖВЗ и Строгановского училища в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ).



Однако со временем интерес к художнику стал падать, звание «академика» ничего не значило, картины не признавали критики. Ухудшалось и самочувствие его сына Алексея. В 1922 году он получил разрешение на выезд за границу. Там живописец участвовал в выставках русских художников, оформлял редкие театральные постановки. В последнее десятилетие открыл в себе литературный талант и написал интереснейшие мемуары и рассказы.

Париж. 1933



"Парижские огни"

Скончался Константин Коровин 11 сентября 1939 года и был погребен на кладбище Бийанкур около Парижа. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены были перенесены на православное кладбище в Сен-Жене-вьев де Буа.

Не могу удержаться и не добавить о небольшом расследовании по картине Коровина "За чайным столом" (). Оно интересно само по себе, но ещё более грандиозно то, что тогда я открыл для себя Константина Алексеевича как прозаика. И какого прозаика! Для всех почитателей этого талантливейшего человека пару лет назад появился великолепный подарок -- двухтомник прозы и писем Константина Алексеевича. Такой прозы, которую Фёдор Иванович Шаляпин назвал жемчужинами. Вот отрывок из рецензии на двухтомник «Константин Коровин: То было давно…там, в России»: "Туда вошли воспоминания «Моя жизнь», многочисленные рассказы и очерки, более десяти лет выходившие в Париже в русских газетах, книга о Шаляпине." (http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/review/review0064.html)