Художник константин коровин картины. Константин алексеевич коровин, картины с названиями и описанием, биография


Один из ярчайших представителей русской живописи рубежа XIX-XX вв. Константин Коровин прожил жизнь, полную драматических событий. Последние 16 лет он провел в вынужденной эмиграции во Франции, где так и не нашел себе места. Сейчас его называют одним из самых выдающихся русских импрессионистов, но на родине талант художника смогли оценить по достоинству только спустя много лет после его смерти.



Константин Коровин родился в 1861 г. в семье московского купца. Отец не смог пережить своего разорения и покончил с собой. От этого удара Константин Коровин не мог оправиться очень долго. От отца он унаследовал любовь к рисованию, и вслед за страшим братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали А. Саврасов, В. Поленов и другие знаменитые художники-передвижники. Затем Коровин продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.



В 1885 г. судьба свела Коровина с самым видным меценатом того времени Саввой Мамонтовым, в усадьбе которого собирались лучшие живописцы, писатели и музыканты рубежа веков. В Абрамцевском кружке пропагандировались идеи возрождения интереса к традиционной русской культуре и фольклору. Коровина привлекли к оформлению декораций для спектаклей на сцене Частной оперы. Там он познакомился с Федором Шаляпиным, который стал его другом.



К. Коровин утверждал: «Передача радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я... У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого «-изма». Это я, это мое пение за жизнь, за радость – это язычество. Оттого-то я люблю... искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму...».



Начало нового столетия было необычайно плодотворным и успешным в жизни художника. В 1900 г. за оформление Русского отдела на Всемирной выставке в Париже Коровина наградили орденом Почетного легиона, в следующем году он вместе с Серовым начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а еще через несколько лет стал академиком живописи.



Однако трагические события продолжали преследовать художника. Его первый сын умер во младенчестве. Второй сын попал под трамвай и в 16 лет лишился обеих ног. С женой отношения тоже складывались непросто: она не разделяла взглядов мужа и не интересовалась его творчеством. К тому же она сильно болела, и художник выбивался из сил, стараясь раздобыть средства на лечение для нее и сына. В 1908 г. умер брат Коровина, и в результате испытанного нервного потрясения художник попал в больницу.



После революции Коровин не выступал против новой власти и даже пытался найти себе место в советской России: состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины, занимался оформлением декораций для спектаклей, организовывал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных. Но средств для жизни катастрофически не хватало, к тому же его квартиру «уплотнили», имение в Охотино реквизировали, а в прессе начались нападки на его творчество. Нарком просвещения А. Луначарский посоветовал художнику уехать за границу.



Уезжая в 1923 г. во Францию, Константин Коровин не предполагал, что больше никогда не сможет вернуться на родину. В Париже ему пообещали место художника-декоратора в «Grand Opera», он рассчитывал поправить свое бедственное материальное положение и приехать обратно, но эти планы так и не осуществились.



Уезжая, Коровин оставил свои картины галеристу Крайтору, и тот исчез с работами и вырученными за них деньгами. Недобросовестные агенты пользовались доверчивостью художника и за рубежом: несмотря на то, что он много и усердно работал, он продолжал жить в нищете. В последние годы жизни его настигла новая беда: он стал терять зрение. Не имея возможности заниматься живописью, он писал очерки и рассказы, которые сегодня критики оценивают достаточно высоко. В сентябре 1939 г. Коровин скончался на улице от сердечного приступа.



Картины К. Коровина долгое время не пользовались популярностью в советской России: их называли буйными и незрелыми, а широкие мазки – дерзкими и грубыми. Имя художника-эмигранта было забыто. Одним из немногих, кто разглядел масштабы его дарования, был знаменитый певец Федор Шаляпин, называвший Коровина «Паганини в живописи». Сам он сумел в эмиграции добиться признания и успеха, хотя во время происходили забавные курьезы.

Константин Алексеевич Коровин (23 ноября (5 декабря) 1861, Москва - 11 сентября 1939, Париж) - выдающийся русский живописец, театральный художник, педагог и писатель.

Биография Константина Коровина

Коровин, Константин Алексеевич — живописец. Родился в Москве в 1861 году; происходит из богатых крестьян Владимирской губернии. Его отец - Алексей Михайлович, окончил университет, мать - Аполлинария Ивановна, урожд. Волкова, происходила из дворянского рода. В доме отца с детства встречался со многими художниками и под влиянием своего родственника, И.М. Прянишникова, с ранних лет вместе с братом Сергеем начал заниматься рисованием.

Учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Саврасова и Поленова; последний оказал на Коровина большое влияние.

Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

Творчество Коровина

В 1894 Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершает путешествие на Север. В результате появляются пейзажи: «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Геммерфест. Северное сияние.», «Мурманский берег.».

Он путешествует в Париж в 1887, 1892 и 1893, где познакомился с импрессионизмом. В 1896 К. А. Коровин оформляет павильон «Крайний Север», построенный по его проекту в Нижнем Новгороде.

Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж. Городские пейзажи создаются явно под сильным влиянием французских импрессионистов.

Совершая поездки в Париж, К.Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в украшении сияний огней на улицах и бульварах. («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все - ГТГ).

В Париже К.Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции художника-эстета М. А. Дурнова, общался с поэтом К. Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ).


Во время Первой мировой войны К. А. Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии.

С 1901 К. А. Коровин вместе с В. А. Серовым, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников сценограф С. Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед - С. П. Волков.

Наряду с даром живописца Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы.

Известные работы художника

  • В лодке (1888)
  • У балкона. Испанки Леонора и Ампара (1888-1889)
  • Северная идиллия (1892)
  • Парижское кафе (1890-е)

  • Зимой (1894)
  • Геммерфест. Северное сияние (1894-1895)
  • Бумажные фонари (1896)
  • Кафе де ля Пэ (1906)
  • Пристань в Гурзуфе (1914)
  • Базар (1916)

Коровин Константин Алексеевич

Коровин Константин Алексеевич 1861-1939 гг. — русский художник живописец (один из первых русских импрессионистов), театральный художник, педагог и писатель. Брат художника Сергея Коровина.

Был внуком старообрядца и купца первой гильдии Михаила Емельяновича Коровина, в доме которого часто бывал известный передвижник Илларион Прянишников. Отец Константина получил хорошее университетское образование, но не смог сохранить состояния семьи и разорился. Семья Коровиных была вынуждена переехать в деревню Мытищи (под Москвой).

Своим художественным способностям и хорошим образованием братья Коровины (Константин и Сергей) во многом обязаны матери, дворянке по происхождению Аполлинарии Ивановне (урождённая Волкова). Разорение мужа, переезд в деревню, жизнь в бедности - всё это не остановило стремления образованной женщины воспитать сыновей.

Невзирая на практически полную бедность, Константин стремиться за старшим братом и поступает в Московское училище живописи, окунувшись в среду известных русских живописцев.

После посещения Франции Константин Коровин начинает новый этап в своём творчестве, он восхищён работами импрессионистов, их техникой передачи цвета, ощущений тонов. Во время путешествия по русскому Северу Константин очарован его красотами и много работает - северная природа, цвета, воздух, быстрая смена погоды полностью сочетаются с видением Коровиным импрессионизма. Каждый его северный этюд - это переживание. Его работы этого периода замечены лично Павлом Третьяковым. Он приобретает картину "Зима в Лапландии".

На протяжении многих лет Константин Коровин принимает активное участие в русской художественной жизни - участвует в различных кружках, выставках и объединения. Преподаёт в Московском училище живописи . В годы первой мировой войны Коровин работает консультантом для армии по вопросам маскировки.

Октябрьская революция 1917 года не затронула художника, он остался в России (так как Коровин был из деревни и является выходцем из бедной семьи). Он занимался сохранением и учётом памятников искусства, организовывал аукционы и выставки. Но в 1922 году всё же выехал за границу, переехал во Францию и поселился в Париже. Где и прожил оставшуюся жизнь.

Картины Коровина:

1895 г. — уже в Москве Коровин продолжает писать (дорабатывать) "северную" тематику. Рождается "Гаммерфест. Северное сияние ".

1896 г. — в Нижнем Новгороде проходит Всероссийская выставка. Константин Коровин оформляет павильон по заказу Мамонтова. Художник пробовал стиль "модерн" в оформлении. Поленов очень положительно отозвался о работе Коровина: «северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке ».

1897 г. — по собственному проекту Коровин построил дачу на берегу Нерли в Охотино, куда уезжает писать сельские пейзажи. Художник живёт в гражданском браке с хористкой Анной Яковлевной Фидлер. Родился сын Алексей, они зарегистрировали гражданский брак.

1888 г. — похоронил своего первого сына, умершего в младенчестве. Коровин несчастлив в браке, отношения с Анной Фидлер доходят даже до внутренней враждебности. Коровин отстраняется от гражданской жены и сосредотачивается на работе.

1898 г. — много работает над декорациями для Частной оперы, где сближается с Фёдором Шаляпиным . Для Шаляпина он создавал костюм Ивана Грозного.

1901 г. - помимо работы в театрах, он начал вести занятия в Московском училище живописи (вместе с Серовым) и преподавать в Строгановском училище.

В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая декорации к спектаклям, костюмы. Становится известным художником оформителем. Работает для спектаклей Большого театра, Мариинского театра и даже - театра Ла Скала в Милане.

Но для себя, он продолжает работу в стиле импрессионизма и постоянно обращается в сюжетах своих картин к Парижским пейзажам. В тот период рождается "Парижская серия" картин.

1905 г. - Константина Коровина избирают академиком.

1908 г. - умер старший брат Коровина, художник Сергей Коровин. Это сказывается на здоровье Константина - он попадает в больницу.

1910 г. - знакомится с драматической актрисой Надежда Ивановна Комаровская, которая позже станет второй гражданской женой Коровина.

1916 г. - Коровин заболел и лечился в Севастополе.

1917 г. - революционные события нарушили душевное равновесие художника. После февральской революции (в апреле 1917 года) он приглашен в Комиссию художников.

1918 г. - он вошел в состав Отдела пластических искусств, комиссии по охране памятников искусства и старины при Совете рабочих и крестьянских депутатов.

1919 г. - Коровин отказывается от преподавания, ссылаясь на здоровье и сердце. Коровин уезжал из Москвы (в Охотино), но спокойной работы и творчества не выходит - в провинции становится опасно. Но даже в это время он продолжает много работать.

1921 г. - проходит выставка Коровина устроенная в Третьяковской галерее.

1922 г. - жизнь талантливых и известных людей в Советской России становится невозможной. Первым из друзей Коровина уезжает и не возвращается Ф. Шаляпин. Сам Коровин вынужден жить в своей квартире в Москве, но и там ему уже нет покоя. К нему постоянно приходили реквизировать квартиру и "уплотнять". Пожилой художник тратит силы на просьбы о помощи у знакомых и сбор различных справок и "охранных грамот", чтобы защитить своё убежище.

1922 г. - он всё же выехал за границу и поселился в Париже. Всю оставшуюся жизнь Коровин продолжает усердно работать, но его работы не пользуются большим признанием, и живёт он бедно.

В последние годы жизни Коровина постигло новая беда - быстрая утрата зрения. Она вынудила его полностью отказаться от изобразительного искусства. Но художник продолжал писать рассказы, зарабатывая себе на жизнь. Константин Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года.

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ КОРОВИН КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ (1861-1939) ЧАСТЬ2

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ КОРОВИН КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ (1861-1939), ЧАСТЬ3

"О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)

Русский художник. Родился в Москве 23 ноября (5 декабря) 1861 в семье купца-старовера. Получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-1886) (под руководством А.К.Саврасова и В.Д.Поленова) и петербургской Академии художеств (1882). Много путешествовал (Кавказ, Крым, север России, Средняя Азия, Западная Европа). Был членом объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников".

В ранней живописи мастера проступают черты символизма и модерна ("У балкона. Испанки Леонора и Ампара"; "Северная идиллия"; обе работы 1886). С годами в его искусстве возобладали красочные импровизации, динамически-подвижная, чувственная игра мазков, в равной мере характерная для пейзажей (северные, парижские, среднерусские, крымские мотивы), натюрмортов (типичные коровинские "розы") и портретов ("Ф.И.Шаляпин", 1911, ГРМ). Органическое чувство мира как красочного спектакля нашло выражение в его оформительских проектах (павильоны на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, 1896, Всемирной выставке в Париже, 1900) и театральных работах (для Мариинского и Александринского театров в Петербурге, Большого театра в Москве; 1901-1911). Зарекомендовал себя также как выдающийся педагог (в 1901-1919 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества и в Свободных художественных мастерских).

Выехав в 1923 за границу, поселился в Париже. Активно работал как живописец и сценограф. В эмиграции расцвел его талант писателя-мемуариста (обычно печатался в газете "Возрождение").


Автопортрет. 1938
Холст, масло. 60x49.5 см.
,
Санкт-Петербург.

Яркой выразительности исполнен последний Автопортрет художника (1938). По глубине выраженных чувств, по уверенной лепке головы нельзя сказать, что это произведение написано тяжело больным человеком. Но лишения и страдания сказываются в какой-то настороженности, прочитывающейся при внимательном вглядывании в лицо, в котором проступает что-то рембрандтовское. А в следующем 1939 году Коровин внезапно скончался на улице от сердечного приступа.
Умер Коровин в Париже 11 сентября 1939.

КОНСТАНТИН КОРОВИН РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ

С именем Коровина связано становление в русской живописи импрессионизма - течения, которое зародилось во Франции и широко распространилось в европейском искусстве последней четверти XIX века.

Коровинский "Портрет хористки", 1883 считается едва ли не первым произведением русского импрессионизма.


«Портрет хористки»
1883
Холст, масло 53,2 x 41,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Именно Поленов много сделал для формирования будущего художника. На склоне лет Коровин вспоминал: "Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи, как написано, говорил о разнообразии красок". Влияние нового педагога и привезенной им с Востока серии этюдов 1881-1882 годов несомненно ощутимо в неожиданном для Московского училища и отечественной живописи тех лет "Портрете хористки" (1883) с его ясной гармонией чистых красок. Юный художник блестяще решил задачу изображения человеческой фигуры в живой и изменчивой световоздушной среде. Свою, возможно, случайную модель – некрасивую молодую женщину в чуть нелепой шляпке, с веером в руке – он запечатлел на террасе, на фоне залитого солнцем общественного сада.

Картина казалась столь неожиданно новой по исполнению и непонятной по задачам ("Девушка, освещенная солнцем" Серова появится только пять лет спустя), что Поленов, судя по авторской надписи на обороте холста, даже посоветовал питомцу не выставлять ее. Интересно, что одновременно в мастерской того же педагога появились и пейзажи Левитана "Первая зелень. Май" (1883), "Мостик. Саввинская слобода" (1884), как и "Портрет хористки", являющиеся ранними образцами импрессионизма в русской живописи. Странным образом коровинская хористка оказалась сродни женским портретам Огюста Ренуара.



Осень (Осенью). 1888-1891. Х., м. 175х132.
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород


В лодке. 1888

Принципы импрессионистического построения композиции выступают и в работе В лодке (1888), где Коровин изобразил себя и Марию Якунчикову. Срезанная рамами лодка поставлена по диагонали. Фигуры на ней посажены асимметрично. Благодаря этому передано ощущение неустойчивости, медленного покачивания лодки на воде. Пленэрная живопись этого произведения помогает живописцу создать обобщенный образ лета.


Весна. 1917


«Портрет Татьяны Спиридоновны Любатович»
1880г.
Холст, масло 160 x 84
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889

Картина У балкона. Испанки Леонора и Ампара - одна из лучших в творческом наследии Коровина. Удивительно гармоничная в своем неброском колористическом решении, естественная в композиционном построении, она не раз присутствовала на российских и международных выставках. Именно ею Коровин дебютировал как экспонент на XVII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге; одна из золотых медалей на Всемирной Парижской выставке 1900 года была получена именно за это небольшое произведение. И недаром эту картину у художника приобрел Савва Мамонтов.
По всей вероятности, работа была начата в Испании в 1888 году и заканчивалась в Москве в 1889.


Летом. 1895

Гармония человека и окружающего его мира, нераздельность их существования – вот что выражено и в На даче, и в Девушке на пороге, и, может быть, особенно ярко в картине Летом.

Женщина в белом платье вдыхает аромат ярко освещенной солнцем сирени. Куст написан очень сочно, широким подвижным мазком, так что зритель тоже как будто ощущает его дыхание, аромат цветов. Но так же широко пишется и человеческая фигура. Мазки, которыми написаны платье, руки, лицо женщины нарушают контур фигуры, связывая ее с зеленой купой кустов.


Бумажные фонари. 1898

В картине Бумажные фонари (1895) вместо тонких цветовых созвучий зритель видит звонкие красочные аккорды, контрастные колористические сочетания. Художник изобразил молодую девушку в ярко-красной кофте (это будущая жена Коровина, Анна Яковлевна Фидлер), зажигающую пестрые китайские бумажные фонари. Голубые, малиново-розовые, они вместе с красным пятном кофты, с темной зеленью на заднем плане очень интенсивны по цвету. Гармония оттенков, столь характерная для работ Коровина этого времени, сменяется в Бумажных фонарях намеренным контрастным противопоставлением различных цветов. Контрастно и сочетание искусственного света зажженного фонаря, который держит девушка, с освещением летних сумерек. В целом образ приобрел броскую декоративность, напряженность.


Осень. 1917

В полотне Москворецкий мост все написано цветными пятнами - и люди на мосту, и трамвай, и архитектура с выделяющейся своей белизной колокольней и собором Василия Блаженного. В картине, сохраняя вид на изображенное сверху, а также несколько разбеленную колористическую гамму, мастер вводит фрагмент Кремлевского ансамбля слева, четко намечая масштаб башен, спускающихся к Москве-реке. Очень определенно по рисунку трактуется трамвай, проходящий по мосту, но люди, идущие вдоль перил, даны обобщенно, пятнами. Хорошо читаются конструктивные особенности всех архитектурных сооружений, включая лепящиеся друг к другу типичные старомосковские домики с разноцветными вывесками, вносящими многоголосье цвета в общий несколько разбеленный, чтобы передать жаркое летнее солнце, колорит произведения.
Может быть, рядом с другими произведениями Коровина Москворецкий мост выглядит более сухим по живописи, но, благодаря строго выверенному композиционному решению с пустым передним планом и сплошной застройкой дальнего берега, нам открывается широкая перспектива московских строений, над которыми возвышаются ритмически организованные памятники древней архитектуры.


Зимние сумерки


«За чайным столом»
1888
Холст на картоне, масло 60,5 x 48,5
Дом-музей В. Д. Поленова



Зимнее солнышко. 1919


Дама в кресле. 1917


Портрет З.Н.Перцевой. 1921

КОНСТАНТИН КОРОВИН, РУССКИЙ ЮГ- Гурзуф, Краснокаменка, Алупка, Севастополь, Крым.

Картины Коровина - это всегда праздник, всегда открытие. Будничные, привычные, знакомые всем мотивы - морской берег, улицы старого города, лошаденка около бревенчатого сарая или натюрморт из рыбы и фруктов, ночная улица или девушка в саду - преображаются ярким и интенсивным переживанием художника.

Коровин не описывает жизнь, а творит цельный образ ее, увиденный и возникший в цвете, свете, во всей его жизненной трепетности.
Будучи фанатически привержен натуре, он мог мастерски написать полный жизни и темперамента этюд за один-два часа, а мог неделями мучиться и искать верный тон какой-либо тени от фонаря, без которого жизнь словно уходила из этюда. «Сама красота зависит от правды в живописи» - этому убеждению он остался верным до конца.


В Краснокаменке под Гурзуфом


«Гурзуф»
1914
Холст, масло. 89 x 121 см
Государственный Русский музей


Гурзуф. Корзина фруктов. 1916


На берегу моря в Крыму. 1909 Этюд


Алупка. 1912


«Пристань в Гурзуфе»
1914г.
Холст, масло 89 х 121
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«На берегу Черного моря»
Холст, масло
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого


На юге. 1906


Севастополь зимой. 1916


Севастопольский базар. 1915


Ялта ночью. 1905


На берегу моря. 1910


Кафе в Ялте. 1905


Гурзуф2. 1915


Дорога в южном городе. 1908


Балкон в Крыму. 1910

КОНСТАНТИН КОРОВИН. НАТЮРМОРТ

Новой областью увлечений Коровина в 1910-е годы стал натюрморт
Мастер изображает букеты у окна, за которым видны огни ночного Парижа. Их рефлексы мерцают на серебряном подносе, на позолоченной посуде, стоящей рядом с цветами. Посредством этих рефлексов живописец объединяет предметы натюрморта с большим миром, словно говоря нам, что они являются его частью, собирающей, как в фокусе, все самое прекрасное и поэтическое из окружающей нас жизни. Как квинтэссенция всей красоты действительности воспринимаются темно-красные розы, глубина звучания цвета которых подчеркнута контрастом с металлическим поблескиванием серебряных и золоченых предметов.

Холодок металла позволяет еще глубже ощутить живое дыхание цветов, написанных с той чувственной полнотой, которая захватывает зрителя в лучших полотнах Коровина.

Коровин Константин Алексеевич - , русский живописец.

Портрет Константина Коровина
Автор - Валентин Серов
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-86) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова и в петербургской АХ (1882). Работал в Москве, с 1923 - за границей. В 1885-91 и 1896-98 декоратор Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, в 1903-10 художник Большого театра, с 1910 главный декоратор и художник-консультант московских императорских театров. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-18) и Государственных свободных художественных мастерских (1918-1919). Среди учеников - А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, П. В. Кузнецов, И. И. Машков, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон. Был членом объединений - "Мир искусства" и Союз русских художников. Уже в ранний период выдвинулся как один из крупнейших художников-реалистов, мастеров пленэра в русской живописи, автор пейзажей, жанровых картин и портретов ("Северная идиллия", 1886, "У балкона", 1888-89, "Зимой", 1894, - все в Третьяковской галерее; портрет Т. С. Любатович, 1886-87, Русский музей, Ленинград), замечательных ярким жизнелюбием, тонкостью и богатством колорита, непосредственностью и свежестью ощущения мира, природы, солнечного света.
Коровин вносил черты динамики и живописности и в свои монументально-декоративные композиции (панно на темы русского Севера для Всероссийской выставки 1896 в Нижнем Новгороде и для Всемирной выставки 1900 в Париже). Глубоко воспринимая достижения французского импрессионизма и стремясь передать изменчивые мгновенные впечатления, Коровин на рубеже 20 в. обратился к светлой, как бы мерцающей цветовой гамме, импульсивному эскизному письму ("Парижское кафе", 1899-1900, Третьяковская галерея), в 1910-х гг. - к широкой пастозной, зачастую ярко декоративной, живописи густым насыщенным цветом (портрет Ф. И. Шаляпина, 1911, Русский музей). Реформатор театральной живописи, К. создал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля ("Конёк-Горбунок" Пуньи, 1901, "Руслан и Людмила" Глинки, 1907, "Золотой петушок" Римского-Корсакова, 1911, - в Большом театре, Москва). Позднее творчество К., эмигрировавшего во Францию, отмечено чертами поверхностной декоративности.