Художественного произведения — это. А

1.

2.

а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

г) Симеонов-Пищик.

Просмотр содержимого документа
«Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»»

Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

1. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

а) Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

б) Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

в) Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.

2. Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

г) Симеонов-Пищик.

3. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».

4. Драматургический конфликт - это

а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему

б) противоречия внутри группы персонажей

в) внутренние психологические противоречия одного героя

5. В чем заключается особенность развития действия в пьесе?

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

6. Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?

а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов

б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» - уходящего образа жизни, и «нового» - утверждающегося

в) в пьесе отсутствует главный герой

7. В чем заключено значение образа вишневого сада?

б) заменяет роль главного героя

в) средство характеристики героев

г) средство оскудения старого мира

д) развитие традиций мира русской драматургии - введение пейзажа в драматическое произведение

8. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?

а) отображение тайного психологизма

б) монологи не выражают духовного состояния персонажей

в) острота переживаний героев внешне не выражена

г) внутренний монолог

9. Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».

а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображении чего-то неестественного, надуманного?

б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?

10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей...» (Е. М. Гушанская).

а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?

б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса...

11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).

а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?

б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?

12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».

а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обоснуйте свое мнение.

б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?

в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?

13. Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «обаятельна, сердечна, тонка, искренна».

а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?

б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?

14. Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети... Все в жизни застает их врасплох».

а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение применимо ко всем главным героям пьесы?

б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?

15. В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это - поэма».

а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» - комедия только «по названию»?

б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?

в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» - это поэма?

16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной ярости, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».

а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?

б) Верно ли, что «Вишневый сад» - «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.

в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?

1.

2.

а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

г) Симеонов-Пищик.

Просмотр содержимого документа
«Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»»

Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

1. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

а) Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

б) Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

в) Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.

2. Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

г) Симеонов-Пищик.

3. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».

4. Драматургический конфликт - это

а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему

б) противоречия внутри группы персонажей

в) внутренние психологические противоречия одного героя

5. В чем заключается особенность развития действия в пьесе?

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

6. Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?

а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов

б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» - уходящего образа жизни, и «нового» - утверждающегося

в) в пьесе отсутствует главный герой

7. В чем заключено значение образа вишневого сада?

б) заменяет роль главного героя

в) средство характеристики героев

г) средство оскудения старого мира

д) развитие традиций мира русской драматургии - введение пейзажа в драматическое произведение

8. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?

а) отображение тайного психологизма

б) монологи не выражают духовного состояния персонажей

в) острота переживаний героев внешне не выражена

г) внутренний монолог

9. Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».

а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображении чего-то неестественного, надуманного?

б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?

10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей...» (Е. М. Гушанская).

а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?

б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса...

11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).

а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?

б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?

12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».

а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обоснуйте свое мнение.

б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?

в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?

13. Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «обаятельна, сердечна, тонка, искренна».

а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?

б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?

14. Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети... Все в жизни застает их врасплох».

а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение применимо ко всем главным героям пьесы?

б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?

15. В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это - поэма».

а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» - комедия только «по названию»?

б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?

в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» - это поэма?

16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной ярости, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».

а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?

б) Верно ли, что «Вишневый сад» - «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.

в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?

Художественного произведения - это - страница №1/1

ТЕСТ 1

А. П. Чехов

(В квадратиках проставьте соответствующие номера)

Задание 1
Найдите определение юмора:
1. Изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния. Отрицает осмеиваемое явление и противопо­ставляет ему идеал.

2. Едкая, злая, издевательская насмешка.

3. Тип комедийно-эстетического отношения, который выражает жизнерадостность и утверждает ее как неиз­бежную и необходимую сторону бытия. Видит в своем объекте какие-то стороны, не вступающие в противоре­чие с идеалом.
Задание 2
Назовите журнал, первым напечатавший рассказы А. П. Чехова:
1. «Стрекоза».

2. «Современник».

3. «Отечественные записки».

4. «Осколки».


Задание 3
Имел ли А. П. Чехов приверженность к каким-либо политическим течениям и группировкам:
1. Да.

2. Нет.
Задание 4


Тема художественного произведения - это:
1.Факты и явления жизни, которые писатель изобра­жает, типические характеры и ситуации, отобранные автором и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.

2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, определенной композицией.

3. Главная обобщающая мысль литературного произведения или система таких мыслей, отражающая отношение автора к действительности.
Задание 5
В рассказах А. П. Чехова ярко представлены недостатки своего времени, выраженные в сатирической форме. Подберите произведения, соответствующие указанным проблемам:
1. Приспособленчество, угодничество.

2. Добровольное самоуничижение.

3. Бескорыстный шпионаж, жандармская тупость.

4. Отражение социальной несправедливости в личном несчастье людей.


□ «Унтер Пришибеев» □ «Смерть чиновника»

□ «Тоска»

□ «Хамелеон»
Задание 6
Идея художественного произведения - это:
1. Зримое представление облика человека, предмета, явления.

2. Главная обобщающая мысль литературного произведения, отражающая отношение автора к действительности.

3. Факты и явления жизни, которые писатель изображает, типические характеры и ситуации, отображенные автором и преображенные в системе данного произведения.
Задание 7
Подберите произведения А. П. Чехова соответственно предложенным темам:
1. Обобщающая картина деспотизма в России.

2. Типичная картина обывательской жизни, разлагающей человеческую душу.

3. Величие человеческого труда, общественная ценность человека, подлинная и мнимая значимость человека в обществе.

4. Осуждение духовного застоя, разоблачение обывательщины русской интеллигенции.


□ «Крыжовник»

□ «Попрыгунья»

□ «Ионыч»

□ «Палата № 6»


Задание 8
Газета «Московские ведомости» писала: «Мы должны беречь школу как зеницу ока, не допуская в нее ничего, что в каком бы то ни было отношении было бы нечистым или сомнительным, и беспощадно удаляя из нее все не­чистое и сомнительное, что так или иначе успело в нее прокрасться ».

Кто из чеховских героев выражал идеи газеты и вре­мени 90-х годов:


1. Доктор Дымов.

2. Беликов.

3. Буркин.


Задание 9
Отличительными особенностями творчества А. П. Чехова являются (найдите лишнее):
1. Объективность изображаемого.

2. Краткость произведений.

3. Морализация, назидательность.

4. Контрастность в изображении героев.

Задание 10
Пьеса - это:
1. Один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения.

2. Любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное к постановке на сцене.

3. Драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельствами.

Задание 11
С каким театром тесно сотрудничал А. П. Чехов:
1. Малый театр.

2. «Современник».

3. Художественный театр.

4. Театр имени Станиславского.

Задание 12
Конфликт художественного произведения - это:
1. Ссора героев.

2. Столкновение, противоборство персонажей, каких-либо чувств, побуждений в душе героев, лежащих в основе действия.


Задание 13
Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:
1. Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

2. Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

3. Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.
Задание 14
Темой пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является:
1. Судьба России, ее будущее.

2. Судьба Раневской и Гаева.

3. Вторжение в жизнь поместного дворянства капита­листа Лопахина.
Задание 15
Идейным пафосом комедии является:
1. Отражение изжившего себя дворянско-поместного строя.

2. Роль буржуазии, пришедшей на смену, и несущей разрушение и власть денег.

3. Ожидание настоящих «хозяев жизни», которые превратят Россию в цветущий сад.

Задание 16
Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы «Вишневый сад»:
1. «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, только бил с пьяна, и все палкой. В сущности и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался... пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

2. «Хороший она человек. Легкий, простой человек». «Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там не придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее каждом движении».


□ Лопахин

□ Гаев


□ Петя Трофимов

□ Анна


□ Раневская

Задание 17
Найдите соответствующие героям речевые характеристики:
1. Чувствительная искренность, манерность, напыщенность.

2. Просторечие с либеральными разглагольствованиями, биллиардная лексика.

3. Наукообразная речь, насыщенная политическими терминами.
□ Петя Трофимов

□ Гаев


□ Раневская
Задание 18
По характерным особенностям определите принадлежность речи:
1. «...Сокровище мое, милая моя, прекрасная комната», «белое деревцо склонилось, похожее на женщину», «милый студентик».

2. «Экий, небось, огромадная, нужно поубрать, по пяти набавляют, заработал сорок тысяч чистогана, аукцион, циркуляция». «Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности».

3. «...Богатые и нищие, рабочие, интеллигенция, крепостники, правда, истина, труд, философствует». «Верьте мне, Аня,верьте! Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Не отставай, друзья!»
□ Раневская

□ Петя Трофимов

□ Лопахин
Задание 19
Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова:

«Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».


1. Лопахин.

2. Петр Трофимов.

4. Симеонов-Пищик.


Задание 20
Символ - один из тропов, скрытое сравнение. Определите значение символов, используемых в пьесе автором:
1. Вишневый сад.

2. Удары топора, звуки лопнувшей струны.

3. Одежда старого лакея: ливрея, белый жилет, белые перчатки, фрак, заколоченный дом.
□ символ прошлого

□ символ красоты Родины и жизни

□ символ конца старой жизни

Задание 21
О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:
1. Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

2. Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».


Задание 22
Каждый из двух лакеев, изображенных в пьесе А. П. Чехова, также символизирует свое время. Кому из них принадлежат следующие реплики:
1. «Барыня моя приехала! Дождался!», «Куда прикажете, туда и пойду».

2. «Если поедете в Париж, возьмите меня с собой, будьте так добра! Мне здесь оставаться положительно невозможно».


□ Яша

□ Фирс
Задание 23


Финальная сцена - своего рода подведение итогов жизни.

«Жизнь-то прошла, словно и не жил».

К кому из других героев пьесы можно также отнести это высказывание Фирса (возможно несколько ответов):


1. Гаеву.

2. Раневской.

3. Лопахину.

4. Трофимову.

5. Симеонову-Пищику.
Ответы к тестам


1

2

3

4

5

6

3

1

2

1

1 - «Хамелеон»

2

2 - «Смерть чиновника»

3 - «Унтер Пришибеев»

4 - «Тоска»

7

9

10

11

12

13

14

15

1 - «Палата № 6»

2

3

2

3

2

2

1

3

2 - «Крыжовник»

3 - «Попрыгунья»

4 - «Ионыч»

16

17

18

19

1 - Лопахин

1 -

Раневская

1-

Раневская

2

2 - Раневская

2 -

Гаев

2 -

Лопахин

3 -

Петя

3 -

Петя

Трофимов

Вариант II

1. Система образов романа полярно расколота. Каковы основные принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых»?

а) роль в истории

б) простота и естественность

в) стремление к самоутверждению

г) способность к самоусовершенствованию, к осознанию своих ошибок

д) истинный патриотизм

2. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

а) приобрести опыт в боевых действиях

б) оставить наскучивший высший свет

в) найти «свой Тулон» и прославиться

г) продвинуться по службе

3. Почему князь Андрей не вызвал А. Курагина на дуэль письменно, а искал личной встречи с ним?

а) он презирал этого человека

б) не хотел компрометировать Наташу

г) хотел расспросить Курагина о замысле похищения

4. Что открывается князю Андрею перед смертью?

а) идея всепрощения

б) идея непротивления злу насилием

в) смысл жизни

г) понятие об истинной любви

5. Почему Л. Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?

а) Пьер - человек не военный, и его восприятие сражения более объективно

б) это необходимо для развития характера Пьера

6. В чем заключен смысл образа Платона Каратаева?

а) передает философские и христианские взгляды автора

б) помогает Пьеру вернуться к жизни после душевного краха

в) образ - идея, «эмблема истины», «мера простоты и правды»

г) показать разнообразие крестьянских характеров

7. В чем заключается основной принцип психологизма Л. Н. Толстого?

а) «принцип айсберга» - тайный психологизм

б) изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных ситуациях

в) «диалектика души» - т. е. изображение внутреннего мира человека в развитии

г) изображение детали как отражение внутреннего мира человека

8. С какой целью Л. Н. Толстой описывает купание солдат в пруду?

а) показать отношение солдат к князю Андрею

б) показать отношение князя Андрея к своим солдатам

в) изобразить сцену солдатского быта

г) эта сцена была необходима для дальнейшего развития действия

9. В черновых заметках к «Войне и миру Лев Толстой сообщает: «... я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни... людей, свободных от бедности, от невежества и независимых...».

а) Вы заметили то, что герои Толстого живут «в самых выгодных условиях»?

б) Как вы думаете, почему Толстому было принципиально важно изображать прежде всего «людей, свободных от бедности, от невежества и независимых»?



в) Как представлены в романе «Война и мир» люди несвободные, живущие в невыгодных условиях, в бедности и невежестве? Какова их роль в романе Толстого?

10. Возмущенный искажениями исторической правды относительно Бородинского сражения, Толстой писал в одном из начальных вариантов романа «Война и мир»: «... Книги, написанные в этом тоне, все истории... я бы жег и казнил авторов».

а) Осталась ли эта мысль в окончательном тексте романа? Может быть, эта мысль, прямо не высказанная, присутствует в самом повествовании, в действиях героев и т. п.?

б) Как вы считаете, какой главной мыслью проникнуто описание Бородинского сражения в романе Толстого?

11. М. Е. Салтыков-Щедрин писал о батальных сценах «Войны и мира»: «Эти военные сцены - одна ложь и суета».

а) Можете вы согласиться с таким мнением? Если да, то в чем вы увидели «ложь и суету» батальных сцен романа «Война и мир»?

12. «Черты индивидуализма наполеоновского склада ясно выступают в стремлениях князя Андрея, него отношении к подвигу» (М. Б. Храпченко).

а) Можете вы согласиться с мыслью исследователя о том, что в стремлениях князя Андрея видны «черты индивидуализма наполеоновского склада»? Если да, то в чем и как это проявляется?

б) Нет ли в отношении Андрея Болконского к подвигу еще чего-нибудь, кроме «индивидуализма наполеоновского склада»?



13. «Не было Наташи Ростовой, явился Толстой и создал ее в «Войне и мире» (А. С. Серафимович).

а) Как вы думаете, что заставило писателя в книге о важнейших исторических событиях так много внимания уделить судьбе героини?

б) Что, по вашему мнению, хотел подчеркнуть Серафимович словами о «явлении» Толстого и «создании» Наташи Ростовой?

14. М. Е. Салтыков-Щедрин считал, что в изображении Толстого «Багратион и Кутузов - кукольные генералы».

а) Как вы понимаете определение «кукольный» применительно к литературному герою?

б) Подходит ли такое определение Багратиону и Кутузову в том, как они изображены у Толстого? Аргументируйте свой ответ.

в) Что выделяет Толстой в образе Наполеона? Вызывает ли Наполеон какие-либо симпатии автора? А читателя?

Тест по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

1. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

а) Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

б) Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

в) Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.

2. Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».


а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

г) Симеонов-Пищик.


3. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».

4. Драматургический конфликт - это

а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему

б) противоречия внутри группы персонажей

в) внутренние психологические противоречия одного героя

5. В чем заключается особенность развития действия в пьесе?

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

6. Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?

а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов

б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» - уходящего образа жизни, и «нового» - утверждающегося

в) в пьесе отсутствует главный герой

7. В чем заключено значение образа вишневого сада?

б) заменяет роль главного героя

в) средство характеристики героев

г) средство оскудения старого мира

д) развитие традиций мира русской драматургии - введение пейзажа в драматическое произведение

8. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?

а) отображение тайного психологизма

б) монологи не выражают духовного состояния персонажей

в) острота переживаний героев внешне не выражена

г) внутренний монолог

9. Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».

а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображении чего-то неестественного, надуманного?

б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?

10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей...» (Е. М. Гушанская).

а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?

б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса...

11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).

а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?

б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?

12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».

а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обоснуйте свое мнение.

б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?

в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?

13. Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «обаятельна, сердечна, тонка, искренна».

а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?

б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?

14. Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети... Все в жизни застает их врасплох».

а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение применимо ко всем главным героям пьесы?

б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?

15. В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это - поэма».

а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» - комедия только «по названию»?

б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?

в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» - это поэма?

16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной ярости, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».

а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?

б) Верно ли, что «Вишневый сад» - «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.

в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?

Список использованной литературы

1. А. С. Пушкин в стихах русских поэтов ХIX века - М., 1974.

2. А. С. Пушкин в портретах. - М.: Сов. художник, 1989.

3. Айзерман Л. С. Письмо второе. - Русский язык в школе № 2, 1997.

4. Аникин А. А. К прочтению пьесы А. Н. Островского «Гроза». - Литература в школе (ЛШ), 3, 1998. - с. 4.

5. Батюто А. Тургенев-романист, - М., 1972.

6. Богословский Н. В. И. С. Тургенев. - М., 1961 (Серия «ЖЗЛ»).

7. Бялый Г. А. Роман Тургенева «Отцы и дети». - М.-Л., 1963.

8. Влащенко В. И. «Гроза» Островского в Х классе. - ЛШ, № 3, 1995. - с. 42.

9. Гейро Л. С. Роман И. А. Гончарова«Обломов». - Л, 1987.

10. Гессен А. Жизнь поэта. - М.: Детская литература, 1972.

11. Гончаров И. А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. - М., 1986.

13. Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина?» (Любое издание)

14. Дружинин А. В. «Обломов». Роман И. А. Гончарова. (Литературная критика. - М., 1983 или др. издание)

15. Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники: В 2-х томах. - М.: Правда, 1984.

16. Е. Романичева. Общие слова, или роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках повторения. - «Литература», № 16 - 2001.

17. Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниками, автобиографических произведениях и документах. - М.: Детская литература, 1972.

18. Жизнь Пушкина: В 2-х томах.- М.: Правда, 1987.

19. Захаркин А. Ф. Роман И. А. Гончарова «Обломов» - М., 1963.

20. Иванова Т. Лермонтов на Кавказе. - М.: детская литература, 1986.

21. Из «Примечания» В. Громова к 1 т. собрания сочинений И. С. Тургенева в 12-ти т. - М.: Худ. лит., 1975.

22. Краснощекова Е. А. «Обломов» И. А. Гончарова - М., 1970

23. Кузнецова А. Ф., Грузин А. И. Коллективные формы работы на уроке. (Островский А. Н. «Гроза»). - РЯЛШ, № 6, 1989. - с. 16.

24. Л. Торопчина. Почему умирает Базаров. - «Литература» («Первое сентября»), № 31 - 1998.

25. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - М., 1982.

26. Лебедев Ю. В. Россия 1870-1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» А. Н. Островского. - ЛШ, № 4, 1996. - с. 35; ЛШ, № 5, 1996. - с. 35.

27. Лебедев Ю. В. У истоков «русской трагедии». - ЛШ, № 3, 1995. - с. 4.

28. Лебедев Ю. В. И. С. Тургенев. Книга для учащихся старших классов средней школы. - М., 1989.

29. Лермонтов в воспоминаниях современников. - М.: Художественная литература, 1989.

30. Лермонтовская энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981.

31.Лищинер С. Тургенев // История всемирной литературы. - Т. 7. - М: Наука, 1991.

32.Лощиц Ю. Гончаров - М., 1986

33. Любимов О. И. Прощание с Катериной. Из опыта эстетического воспитания на уроках литературы. - РЯЛШ, № 2, 1989. - с. 38.

34. Любимов О. И. Тайна ключа Катерины. Из опыта нравственного воспитания на уроках литературы. - РЯЛШ, № 9, 1988. - 34.

35. Медведев В. П. Пьесы А. Н. Островского в школьном изучении. - Л.: Просвещение, 1971.

36. Н. И. Якушин И. С. Тургенев в жизни и творчестве. - М., 1998.

37. Набоков В. Лекции по русской литературе.- М.: Независимая газета. 1996

38. Найти в человеке человека. Тезисы к изучению пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». - РЯЛШ, № 7-8, 1992. - с. 23.

39. Недзвецкий В. А. «Капитальнейшая вещь». Роман И. А. Гончарова «Обломов» - Литература в школе, № 7 - 1997 - с.4

40. Петров А. В. Лермонтов на Кавказе. Ставропольское книжное изд-во, 1954.

41. Порудоминский В. Друг бесценный, или Восемь дней на пути в Сибирь: Повесть про декабриста Ивана Пущина. - М.: Детская литера тура, 1984.

42. Последний год жизни Пушкина: Воспоминания. дневники. - М.: Правда, 1988.

43. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. - М., 1983.

44. Пушкинские места: Путеводитель в 2-х частях. - М.: Профиздат, 1988.

45. Пущин И. И. Записки о Пушкине. - М.: Детская литература, 1984.

46. Ревякин А. И. «Гроза» А. Н. Островского. - М., 1962.

47. Русская литература ХIХ века. 10 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Лыссого Ю. И. - М.: Просвещение, 1997.

48. Русская литература ХIХ века. Вторая половина. 10 кл. Вып.1 / Под ред. Л. Г. Максидоновой. - М.: Олма-пресс, 2002.

49. Семенов Александр Николаевич. Русская литература в вопросах и заданиях ХII-ХIХ век. 9-10 классы. М.: Владос, 2000.

50. Танкова Н. С. Трагедия одиночества. Урок по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» - ЛШ, № 4, 1996. - с 114.

51. Тургенев в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. Л. А. Капитонова. - М.: Дрофа, 2002.

52. Харитонова О. Н. Викторина по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка». - ЛШ, № 4, 1996. - с. 143.

53. Чернова И. И. А. Н. Островский и театр. .-ЛШ, № 5, 1993. - 52 с.

54. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. - М., 1972.

55. Широтов В. В. Искушение - лейтмотив драмы А. Н. Островского «Бесприданница». -ЛШ, № 3, 1998. С 86.

56. Штильман С. Опыт медленного прочтения классики И. С. Тургенев «Отцы и дети» - «Литература» («Первое сентября»), № 20 - 1999.

57. Якушин Н. Жизнь и творчество И. Тургенева. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М.: Детская литература, 1988.


Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. - М.: Худ. лит., 1970.

В. В. Виноградов. О трудах Ю. Н. Тынянова по истории русской литературы первой половины ХIХ в. М.: Наука, 1969.

По материалам Раисы Парфеновой, Гимназия № 1, г. Оренбург.

Урок подготовлен по книге: Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература ХIХ века. Ч. 1. - М., 1994.

По материалам Шевцовой Татьяны Анатольевны. Школа № 91, г. Омск.

Л. В. Лобзова. Ст. научный сотрудник кишиневского дома-музея А. С. Пушкина.

По материалам статьи В. И. Красовского «А. С. Пушкин». М.: Издательство Московского университета, 2001.

Андрей Репин. Из книги «Я иду на урок литературы». М., 2001.

По материалам статьи В. Е. Красовского «А. С. Пушкин> // Рус. литература ХIХ-XX вв. М.: МГУ, 2001.

А. С. Долинин. Лермонтов. «Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона».

Ольга Поцек, г. Десногорск, Смоленская область

Наталья Майракова, Гимназия Салахова, г. Сургут, Тюменская область

Афанасьев В. В. Лермонтов. - М., 1991.- (Серия ЖЗЛ)

В. Влащенко. Из книги «Я иду на урок литературы. 9 класс». М., 2001.

По материалам статьи А. Репина. Чичиков кто же он? М., 2000.

Анна Максимова. // Литература - 1996. - № 31.

Блинова З., Владимирская область, с. Сима

Штильмарк Р. А. За Москвой-рекой // А. Н. Островский: Страницы жизни. - М., 1983.

Урок предложен Широтовым В. В., учителем школы № 1 г. Троицк-Печорский, победителем конкурса «Учитель года 1997».

Лобкарёва А. В. Из очерка «О музее И. А. Гончарова в Ульяновске». ЛШ № 3-97.

Кавелин К. Д. Из истории русской гуманистической мысли. - М., 1993.

Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва. 1996. № 6.

О. И. Любимов, шк.-интернат № 4, г. Воронеж. Журнал Русский язык и литература в средних учеб. Заведениях Украины, № 9 - 1990 г.

В.С. Соловьев. Из статьи «Ф.И. Тютчев».

Николай Кузин, г. Екатеринбург

Ульяна Завьялова, школа - гимназия № 3, г. Зуевск, Кировская область

Вариант урока, предложенный Фокиным П. Е., отработан в школе № 4 г. Глазова.

Урок предложен В. Николаевой, физико-математический лицей № 39, г. Озерск.

Н. Дойникова, Новгородский региональный центр развития образования.

Татьяна Жаплова, г. Оренбург.

А. К. Киселев - учитель школы №15 г. Калуги. «Литература в школе» № 4, 1989 г.

С. Дмитренко. Литература № 26, 1997 г.

Покусаев Е. А. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина». М., 1975.

В. Г. Белинский «Петербургский сборник».

Выдержки из статьи В. Набокова «Федор Достоевский». М.: НГ, 2002.

Русская литература ХIX века. Практикум. Под ред. Лыссого Ю. И. М., 2001.

В. Набоков. Федор Достоевский. М., Издательство НГ. 2001.

Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. М.: Издательство МГУ, 1999.

Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. Перечитывая классику. М.: МГУ, 1997.

Е. М. Мелетицкий. Заметки о творчестве Достоевского. М., РГГУ.2001.

Е. М. Мелетицкий. Заметки о творчестве Достоевского. М., РГГУ. 2001.

Лидия Харина, средняя школа № 12, г. Воркута, Республика Коми.

Уроки предложены Л. П. Кабанюк, Л. И. Кузнецова, М. Я. Левянт.

А. А. Сабуров «Война и мир» Л. Н. Толстого». Проблематика и поэтика. 1959.

М. Котина, ср. шк. № 1, г. Грязовец, Вологодской обл.

И. Я. Кленицкая «Работа над эпилогом романа Л. Толстого «Война и мир».

Потапова Т. В. «Семья в романе «Война и мир» «ЛШ» № 1, 1997.

Материал из газеты «Русский язык и литература в школе» № 11, 1990, с. 15.

Горький М., Чехов А. Переписка. Статьи. Воспоминания. - М., 1958.

Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм...
Дальше вас никто не может идти по сей стезе,
никто не может писать так просто о таких простых
вещах, как вы это умеете.
М. Горький А.П. Чехову

Совершенно очевидно, что ранние рассказы Чехова отличаются от поздних, написанных после 1888 года — переломного в творчестве писателя. В ранних рассказах («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и др.) доминирует комическая стихия, их автор (Антоша Чехонте, Пурселепетантов и т. п.) был неистощим на неожиданные смешные сюжеты, картины, случаи, — он умел их замечать в жизни.

Рассказы 1890-х годов иные по тону: в них преобладают сожаление, грусть, скепсис писателя, они философичны. Эти различия мы увидим далее, в главах, в которых речь пойдет о ранних («Смерть чиновника», «Хамелеон»), а затем о поздних рассказах («Ионыч»). Но и те, и другие рассказы были написаны одним автором — Антоном Павловичем Чеховым, и здесь будет дана характеристика жанра чеховского рассказа в целом.

Особенности жанра . По традиции вершинным жанром литературы называют роман (этот жанр в отечественной прозе утвердили М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), поскольку он является универсальным, всеобъемлющим, дает осмысленную эпическую картину мира в целом. Чехов же узаконил рассказ как один из самых влиятельных эпических жанров, художественный мир которого часто не уступает роману. Но чеховский рассказ — это не просто «осколок романа», как было принято расценивать повесть (и рассказ) до Чехова. Дело в том, что у романа свои законы, свой ритм и темп повествования, свои масштабы, своя глубина проникновения в психологическую, нравственную суть человека и мира.

Споры, размышления об особенностях жанра рассказов Чехова длятся уже не одно десятилетие. Различные точки зрения, появившиеся за прошедшие годы, открывают новые грани уникального жанра чеховского рассказа, помогают лучше, объемнее его понять. Точнее определить жанр всегда очень важно, потому что от этого зависит понимание любого произведения.

По традиции рассказы Чехова называют новеллами. Л.Е. Кройчик, например, предлагает называть ранние чеховские рассказы комическими новеллами , а поздние — сатирическими рассказами . И основания для этого, безусловно, есть: новелла динамична (ее классический западноевропейский вариант — новеллы в «Декамероне» Д. Боккаччо и др.), в ней важен сюжет, событие (не столько даже событие, сколько авторский взгляд на него), для этого жанра характерно внимание к поведению героев, репортажное время (настоящее время), новелла обязательно стремится к результату, она не может закончиться «ничем» (отсюда ее динамизм). Все это мы находим в ранних рассказах Чехова. Поэтика поздних его рассказов иная, и она выражена в жанровом определении — «сатирический рассказ».

Но, оказывается, «простые» чеховские рассказы на самом деле очень сложные, и продолжает оставаться ощущение недоговоренности, неисчерпанности тайны жанра. И это приводит к продолжению поисков. По утверждению другого литературоведа, В. Тюпы, жанровая специфика рассказа Чехова порождена необычным союзом, сплавом анекдота и притчи : «Новаторство гениального рассказчика состояло прежде всего во взаимопроникновении и взаимопреображении анекдотического и притчевого начал — двух, казалось бы, взаимоисключающих путей осмысления действительности». Эти жанры, при всей своей противоположности, имеют и много общего: им свойственна краткость, точность, выразительность, неразработанность индивидуальной психологии персонажей, ситуативность и вместе с тем обобщенность сюжета, несложность композиции.

Но и у анекдота, и у притчи есть неоспоримые достоинства, позволяющие им неизменно пользоваться успехом у читателей (и, что немаловажно, у слушателей). Взаимодействие жанров оказалось чрезвычайно плодотворным для чеховской поэтики:

от анекдота — необычность, яркость сюжета, оригинальность, «сиюминутность» ситуаций, сценок и в то же время жизненная достоверность и убедительность, выразительность диалогов, придающих рассказам Чехова абсолютную подлинность в глазах читателя;

от притчи — мудрость, философичность, глубина, универсальность, всеобщность рассказываемой истории, поучительный смысл которой является долговечным. Зная эту особенность поэтики чеховских рассказов, серьезный, подготовленный читатель увидит в них не только комические ситуации, не только возможность улыбнуться над человеческой глупостью, претензиями и так далее, но и повод задуматься о жизни своей и окружающих.

И конечно, уникальный эстетический эффект порождает не только взаимодействие анекдота и притчи, то, чем эти жанры «делятся» друг с другом, но и то, в чем они противостоят друг другу: «Полярная противоположность речевого строя притчи и анекдота позволяет Чехову извлекать из их соседства эффект конфликтной взаимодополняемости».

Особенности героя . К персонажам Чехова неприменимо понятие «герой» в традиционном смысле этого слова (ничего «героического» в них, конечно, нет), поэтому в чеховедении чаще пользуются термином «чеховский персонаж».

Мемуаристы свидетельствуют, что Чехову был чужд пафос, внешнее проявление чувства, всякие театральные эффекты. И герои его — это «обычные» люди. «Чехов довел до виртуозности, до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни. “Без героя” — так можно озаглавить все его сочинения и про себя добавить не без грусти: “без героизма”» (В. В. Розанов). В чеховских рассказах отсутствует разделение героев на положительных и отрицательных, автор, как правило, не отдает предпочтения ни одному из них. Писателю важен не суд над персонажами, а выяснение причин непонимания между людьми.

Чехов — автор реалистический, и в рассказах характер героя раскрывается в его взаимосвязях с другими персонажами, в его укорененности в бытовых жизненных обстоятельствах, мелочах, в его зависимости от времени. Герои чеховских рассказов — это крестьяне, купцы, помещики, гимназисты, врачи, чиновники... Причем писателя интересует не столько социальный статус персонажей, сколько их поведение, психология, их человеческая суть.

Становление так называемого чеховского героя (в отличие, например, от героев Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого) завершилось к началу 1890-х годов — это интеллигент, обычный, средний человек, образованный, нередко талантливый, великий труженик, делающий свое дело без всякого пафоса (учительствующий, лечащий людей и т.д.), обойденный при жизни всеобщим признанием, его ценность чаще осознается окружающими уже после его смерти. Чеховский герой, чаще всего, одинок, он тоскует об утраченном смысле жизни, об отсутствии гармонии, но верит в прекрасную жизнь, в свободного и творческого человека (например, доктор Астров в пьесе «Дядя Ваня»: «...талант. Смелость, свободная голова, широкий размах... Посадит деревце и уже загадывает, что будет от этого через тысячу лет, уже мерещится ему счастье человечества. Такие люди редки, их нужно любить»).

Ситуации, конфликты в чеховской прозе тоже обычные, взятые из жизни. Для творчества этого писателя характерно скептическое отношение ко всякого рода идеям, «догме» и «ярлыку», отсюда и его обращение к быту, к негромкой, «безыдейной» повседневности. Многие рассказы Чехова («Крыжовник», «Ионыч» и др.) — это рассказы о том, как под влиянием не каких-то выдающихся событий, а обычного, рутинного хода жизни, под влиянием времени и обстоятельств происходит деградация человеческой личности. К.И. Чуковский оставил воспоминание о том, какое впечатление на него произвели чеховские произведения: «Такого тождества литературы и жизни я еще не наблюдал никогда. Даже небо надо мной было чеховское... Читаешь чеховский рассказ или повесть, а потом глядишь в окошко и видишь как бы продолжение того, что читал. Все жители нашего городка — все, как один человек, — были для меня персонажами Чехова. Других людей как будто не существовало на свете. Все их свадьбы, именины, разговоры, походки, прически и жесты, даже складки у них на одежде были словно выхвачены из чеховских книг».

В основе сюжетов у Чехова не столкновение различных идейных позиций, противоположностей; конфликты чеховских рассказов и повестей — это повседневные конфликты бытия, приглушенные и без напряженных страстей. Излюбленная сюжетная ситуация — испытание героя бытом («Учитель словесности», «Ионыч»). В коротких чеховских рассказах и повестях перед нами предстает вся жизнь героя, в той или иной, казалось бы, незначительной бытовой ситуации глубоко раскрываются характеры персонажей. Автора (прежде всего в поздних рассказах) интересуют не события, а настроения героев, подробности их быта; у Чехова внешне ничего экстраординарного не происходит: “Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое с смешным... нужны только формы, новые формы”, — сказал однажды А.П. Чехов.

Особенности психологизма — изображение внутреннего мира человека. Мироощущение героев Чехова — чувство неустроенности, неуютности в мире — в немалой степени обусловлено временем, с этим связано и преобладание жанра рассказа в творчестве писателя: «Абсолютное преобладание жанра рассказа в чеховской прозе определялось не только дарованием писателя и условиями работы, но и пестротой, дробностью жизни, общественного сознания его времени... Рассказ явился в данном случае той “формой времени”, тем жанром, который сумел отразить эту противоречивость и дробность общественного сознания эпохи».

На протяжении небольшого рассказа (анекдотического и притчевого одновременно) Чехов не рисует внутренний мир персонажа, не воспроизводит психологические основы, движения чувств. Он дает психологию во внешних проявлениях: в жестах, в мимике («мимический» психологизм), телодвижениях. Психологизм Чехова (особенно в ранних рассказах) «скрытый», то есть чувства и мысли героев не изображаются, а угадываются читателем на основании их внешнего проявления. Поэтому неправомерно называть чеховские рассказы маленькими романами («осколками» романа) с их укорененностью в человеческой психологии, вниманием к мотивам поступков, детализированным изображением душевных переживаний. Писатель также обобщает образы персонажей, но не как социальные типы, а как «общепсихологические», глубоко исследуя душевно-телесную природу человека.

Чехов, писатель-реалист, всегда безукоризненно достоверен и убедителен в своем изображении человека. Этой точности он добивается прежде всего за счет использования психологически значимой, абсолютно точно выбранной детали. Чехов обладал исключительным умением схватывать общую картину жизни по ее «мелочам», воссоздавая по ним единое целое. Это пристрастие к «незначительной» детали также унаследовала литература ХХ века и, в частности, В. В. Набоков, заявивший: «Я считаю необходимым опираться на конкретные детали — общие идеи способны сами о себе позаботиться». Знаменитый афоризм «Краткость — сестра таланта» был рожден собственной писательской практикой Чехова, причем от отдельной детали автор очень часто прямо восходит к обобщению.

Авторская позиция . Авторская позиция в рассказах Чехова, как правило, не акцентирована. Это породило в свое время недоразумение в критике. Так, Н.К. Михайловский писал о позиции Чехова в его произведениях: «Чехову все едино — что человек, что его тень, что колокольчик, что самоубийца <...> Вон быков везут, вон почта едет <...>, вон человека задушили, вон шампанское пьют». Создается иллюзия незаинтересованности, нейтралитета автора-повествователя. Но дело здесь в другом: Чехов деликатен и не хочет навязывать читателю своей точки зрения. Он пришел к парадоксальным, на первый взгляд, выводам: «чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление», «надо быть равнодушным, когда пишешь жалобные рассказы», «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем», «Конечно, было бы приятно сочетать художество с проповедью, но для меня лично это чрезвычайно трудно и почти невозможно по условиям техники... Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Он многое не договаривает, оставляя простор для читательского воображения. Но эта недоговоренность воздействует на читателя порой сильнее прямой авторской проповеди. Неакцентированность авторской точки зрения порождает и особый художественный эффект — многовариантные толкования рассказов.