Как правильно приклониться к мощам матроны. Как прикладываться к мощам Матроны Московской? Посещение мощей Матроны Московской

То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину - в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.

Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII - начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи - подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.

Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда - сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.

В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.

В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.

Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь - это милосердие; Церковь - это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные - суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство - лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.

И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы - это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.

По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.

Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг - храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника - это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, - это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое - символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.

Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) - ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием - кануне (кануннике).

Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие - всеочищающее и спасающее.

Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.

Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.

Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме - научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.

Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.

В этой статье мы будем говорить про Святые Мощи Матроны Московской , которые находятся в центре столицы.

По многочисленным просьбам читателей, я решил опросить знакомых мне людей, которые почитают Мощи Матроны как благодатную святыню.
В Москве есть Покровский женский монастырь, который находится недалеко от станции метро “Марксистская”.

Каждый день к Святым Мощам идут люди в надежде обрести душевный уют и здоровье в бренном теле. Со всех уголков нашей необъятной Родины съезжаются страждущие, которые непоколебимо верят в праведную Старицу.

Материал, который я предлагаю Вашему вниманию, не является христианским учебником. Он собран с помощью тех, кто согласился на откровенный разговор, связанный с обсуждаемым вопросом на основании собственного опыта.

Женщина, с которой мне довелось общаться, твердо считает, что перед походом к Мощам следует попросить благословения у Батюшки, сходив в близлежащую Церковь. После того, как священнослужитель одобрит Ваш визит, следует в течение трех дней исполнить строгий пост, чтобы прислониться к Мощам Блаженной Старицы Матроны с православной подготовкой.

Собираясь в Покровский женский монастырь, Вы можете купить букет цветов, но только нечетного количества. Блаженная Матрона просила, чтобы после ее смерти люди неустанно верили в то, что она по- прежнему среди живых. По этой причине следует соблюдать ее последнюю просьбу.

Если Вы располагаете свободным временем, то лучше всего добраться до Храма ранним утром, чтобы успеть занять длинную очередь уже заблаговременно. Не стоит по привычке пользоваться парфюмерией и косметикой. Это касается не только женщин. Все дело в том, что Вы будете находиться долгое время в тесном контакте с окружающими, которые могут выплеснуть на Вас порцию негатива за этот необдуманный поступок. Дорогие женщины, не забудьте покрыть голову платком перед посещением Храма и контактом со Святыми Мощами.

Дождавшись своей очереди к Православной Иконе Блаженной Матроны, прислонитесь к ней щекой или взятым с собой предметом того человека, который по целому ряду причин не сумел лично присутствовать рядом с Вами, но несмотря на это шибко нуждается в негласном заступничестве.

Не следует слишком долго задерживаться у Иконы, чтобы не вызвать негодование достаточно терпеливых участников. Мысленно попросите у Святой Матроны крепкого здравия и душевного равновесия, не забывая о том, что праведная женщина помогала людям не в корыстном плане. Не забудьте сказать несколько слов за тех, кто Вам бесконечно дорог. Перед тем, как подойти к Иконе и после невидимой беседы, следует осенить себя крестным знамением и низко поклониться. У Вас обязательно должен быть освященный нательный крестик, который не поздно приобрести на территории Храма вместе с целебным маслицем Блаженной Старицы Матроны.

После встречи с Православной Иконой, следует занять другую очередь в Храм, где покоятся Блаженные Мощи. Если мне не изменяет память, то очередь к Мощам идет значительно быстрее, чем к Святому образу. Перед тем, как прислониться к раке, следует поставить купленные заранее свечи к Православным Иконам.

Когда придет Ваша очередь прильнуть к Мощам, не пугайтесь, но будьте готовы к тому, что Вас может немного “замутить” или внезапно закружится голова. Это может явиться причиной высвобождения злобной энергии из Вашей сущности. Рядом с Мощами Блаженной Матроны дежурит строгий сотрудник службы безопасности, который деликатным тоном подгоняет страждущих. По этой причине не стоит “засыпать” на важной церемонии. Быстренько прильнули к Мощам и с чистой душой вышли из Храма.

По мнению завсегдатаев Храма, процедуру очищения от скверны следует проводить не менее трех раз. Кто- то говорит, что необходимо три дня подряд приезжать к Мощам. Но по моему мнению- это очень утомительно, если учесть, что длинных очередей будет две.

Хочется сказать несколько слов о правильном и безопасном поведении на территории Храма и в очереди к Православной Иконе и Мощам Святой Матроны.
Не рекомендуется громко разговаривать и бесцеремонно всматриваться в чужие лица. Помните о том, что Вы можете ненароком стать участником невидимого энергетического обмена с недружелюбным созданием. Не стоит приставать к страждущим с откровенными вопросами, связанными с тем, насколько Мощи им помогли.

На территории Храма собираются достаточно суеверные люди, несмотря на христианское начало, поэтому таким вопросом Вы смутите присутствующих. Говорите вполголоса и кротко отвечайте на случайный вопрос без лишнего пафоса.

Мощи Матроны Московской - это неисчерпаемая светлая сила, в которую надо верить. И если Вы решили посетить Храм, то это означает, что Ваша жизнь должна быть наполнена духовным содержанием.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Автор: Администратор сайта | Опубликовано: 08.10.2013 года | |

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении — в ручку); Божию Матерь и святых — в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное — мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего .

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот — излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу — Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

Мирские люди часто путают икону — образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом — обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона — это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа» (Прп. Ефрем Сирин).

Инструкция

На женщинах не должно быть никакой косметики.

Безусловно, одежда должна быть скромной.

После обязательно прочтите молитву и мысленно обратитесь к святому. Расскажите о своей беде, попросите совета, ведь прикладывание к святыне – это еще один способ обратиться к Богу, вознести до него свое почтение.

После прикладывания нужно перекреститься, поклониться и выйти без спешки и суеты.

Верующие, заходя в церковь, прикладываются к иконе . Но ставить свечи у алтаря и прикладываться к иконам следует правильно, с молитвой и поклонами, соблюдая обычаи и не мешая другим молящимся. Куда и как целовать икону и в каких случаях следует прикасаться к ней только лбом, может подсказать священник, до или после службы.

Инструкция

Для прикладывания (лобызания) к Святому Евангелию, мощам, Кресту и любым иконам следует подходить спокойно и благоговейно, произнести мысленно молитву, два раза перекреститься, сделать два глубоких поклона перед целованием. Приложитесь к иконе . После вновь перекреститесь и поклонитесь. Поклоны лучше совершать поясные, касаясь рукой земли .

Глубоко верующие прикладываются к иконе губами, тем самым выражая любовь и уважение к тому, кто на иконе изображен . Касание губами – это проявление глубокой веры и любви , смирения и благоговения. Касание иконы лбом буквально означает «обнимаю». Каждый выбирает свой способ, близкий ему. Прикладывание к иконе - это чествование, которое воздается верующими иконе , возводится к лицу, на ней изображенному и мысленное прикосновение к этому лицу.

На иконе Спасителя целуйте только ноги (при поясном изображении - руку), на иконе Божией Матери и на иконах всех святых – руки. Если вы прикладываетесь к иконе Нерукотворного образа Спасителя - край плата, на котором очерчен лик. Подходя к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, целуйте изображение волос.

Если на иконе изображено несколько святых, прикладывайтесь к ручке одного из них только один раз (так вы не будете задерживать других молящихся).

Не целуйте сами лики Христа, Божией Матери и святых, изображенные на иконе .



В православной традиции образы Господа, Богородицы, ангелов и святых непременно освящаются. Именно поэтому сами иконы и именуются святыми. Непосредственное освящение образа совершается священнослужителем: пресвитером (священником) или, в редких случаях, епископом. При этом в православных требниках содержатся отдельные чинопоследования освящения икон. Особый чин для освящения икон Господских, другие - для освящения икон святых и образов, на которых изображены многие разные покровители.


Кроме этого, в православной Церкви существует понятие иконы, освященной на святых мощах угодников Божиих. В отличие от принятого освящения икон посредством специального чинопоследования из требника, икону на святых мощах может освятить и мирянин. Это происходит посредством приложения святого образа к раке мощей или ковчегу с частицами мощей святого. Чаще всего прикладываются иконы того святого, чьи мощи находятся непосредственно в храме. Когда в тот или иной приход пребывают мощи святого угодника, многие верующие стремятся не только приложиться к святыне сами, но и приложить образ святого покровителя к его мощам.


Существует и еще одна практика освящения икон на мощах святых. В частности, священнослужитель может расположить сразу несколько образов подвижника благочестия на раке мощей святого. При этом совершается чин непосредственного освящения святых образов в том последовании, которое указано в требнике. Далее иконы окропляются святой водой. Необходимо заметить, что такое чинопоследование освящения икон осуществляется в том случае, если святые образы не были освящены ранее положенным чином.

Источники:

  • как правильно прикладываться к мощам

Преподобная матушка Матрона Московская - наиболее почитаемая в русской православной церкви старица. Сегодня Московской о помощи несет ту положительную и исцеляющую Божью энергию, от которой становится легко на душе. Будучи слепой и обездвиженной, бездомной и неграмотной крестьянкой, она скиталась по московским домам. Однако самое главное, что ее отличало от других людей, - это то, что в ней жила глубокая вера во Христа, которая была дана в помощь не только самой святой, но и всем людям, которым она всегда охотно помогала.

О блаженной матушке Матроне

Матрона Дмитриевна Никонова обладала даром исцеления, а также могла открывать тайный занавес будущего и делать предсказания. Она более 50 лет провела в сидячем положении и была слепой, однако видела насквозь внутренний мир людей и о всех нуждающихся всегда молилась своею непрестанною молитвою.

Сегодня верующие со всей России, те, кто знает, где находятся мощи Матроны Московской, едут к ней, чтобы почтить ее память и попросить защиты и помощи. Ведь многие знают слова святой старицы: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду видеть, слушать и помогать вам».

Перед тем как ответить на вопрос о том, как прикладываться к мощам Матроны Московской, необходимо в первую очередь ознакомиться с историей ее жизни и святости.

Биография

В ноябре 1881 года в обычной семье Никоновых в деревне Себино, что в Тульской губернии, родилась девочка, которую назвали Матроной. Она стала четвертым ребенком в семье, так как у нее уже были два брата и сестра. Бедная Матронушка родилась слепой, и ее уже хотели оставить в приюте. Однако матери приснился вещий сон: она увидела красивую белую птицу, севшую к ней на грудь, у которой не было глаз. О том, что Матрона станет богоизбранным ребенком, родители догадались по благотворному облаку дыма в момент ее рождения. Уже в восьмилетнем возрасте у нее была крепкая и в скором времени открылся дар мудрой провидицы. К ней начали идти толпы людей за помощью и исцелением. Матронушка стала настоящей кормилицей в своей семье. А в 18 лет у нее отнялись ноги.

Паломничество

Имея дар Божий, Матрона спасала многих людей и была очень добра к ним. У нее было светлое лицо и очень ласковый голос. Всех она погладит по голове, утешит и наложит свое и от этого людям становилось легче на душе, они утешались и успокаивались. Хоть и сама она была очень больна, однако никто не слышал от нее жалоб.

Матрона в 1899 году побывала и в Кронштадтском соборе. Там преподобный Иоанн Кронштадтский по окончании богослужения попросил расступиться всех прихожан и пропустить Матрону и сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России».


Революция. Москва

Когда свершилась года, Матрона и ее подруга и покровительница Лидия Янькова совсем обнищали, остались без средств к существованию и без крыши над головой. В 1925 году Матрона переехала в столицу и стала жить, где придется: у знакомых, друзей, но только не у родных братьев, которые стали коммунистами.

Война

С 1942-го по 1949 год преподобная Матрона жила у своих односельчан - Е. М. Ждановой и ее дочери Зинаиды. Уже много лет существует легенда, которая была описана в книге воспоминаний Зинаиды Ждановой «Сказание о Матроне». В годы Великой Отечественной появилась серьезная угроза захвата немецкими фашистами столицы, к Матроне приехал сам Сталин. Она предрекла победу русского народа и сказала, что он один из всего начальства не выедет и останется в Москве. Доказательств этого события, к сожалению, нет, но, думается, так оно и было.

С 1950-го по 1952 год она уже жила в Сходне под Москвой у своих дальних родственников Курочкиных.

Святая старица Матрона за три дня предсказала свою смерть. Будучи очень больной, она все равно продолжала принимать людей. Скончалась святая матушка весной 2 мая 1952 года.


Мощи Матроны Московской. Монастырь

Отпевание провел почитавший матушку Матрону протоиерей Николай Голубцов в храме Ризоположения. 4 мая, в Неделю святых жён-мироносиц, состоялось погребение святой старицы, на котором собралось большое количество верующих. Ее похоронили на Даниловском кладбище по просьбе самой матушки. Эта церковь была одной из немногих, которая действовала в Москве, поэтому она хотела всегда «слышать службу».

8 марта 1998 года с благословления Патриарха Алексия II нетленные мощи святой матушки Матроны были изъяты из могилы и сначала были доставлены в Данилов монастырь, а затем - в Покровский.

Теперь всегда для паломников с 6.00 до 20.00 разрешено посещение мощей Матроны Московской. Они помещены в серебряную раку и находятся в Покровском женском монастыре города Москвы. Там же есть и общедоступная экспозиция с сохранившимися фотографиями. А во дворе Троицкой церкви, недалеко от станции "Сходня", построена часовня в честь старицы матушки Матроны.

Но не только там можно поклониться святой. Частица мощей Матроны Московской есть во многих московских храмах. Возят останки и по другим городам.


Как прикладываться к мощам Матроны Московской?

Во всех житейских делах помогает матушка Матрона. Ее просят о заступничестве, исцелении и решении проблем в личной жизни и в бизнесе. Молитва Матроне Московской о помощи помогает устроить личную жизнь, родить ребенка или обнаружить пропажу. Смиренную молитву святой матушке надо произносить искренне и с вниманием. Начинается она со слов: «О, блаженная мати Матроно…» Краткая молитва звучит так: «Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!»

Перед тем как прикладываться к мощам Матроны Московской, нужно прежде всего понять, что так мы оказываем наше благоговение и почтение перед ее нетленным телом, которое свидетельствует о ее великой духовности и святости. Благоговение перед святынями является неотъемлемой частью культуры русского православного народа.

Приложение к святым мощам

Перед тем как приложиться к мощам Матроны Московской, нужно освободиться от сумок и верхней одежды. Таким образом мы показываем глубокое почтение святой праведной Матронушке. Чтобы после посещения храма осталась хоть какая-нибудь святыня, можно попросить церковного служителя приложить к мощам образок, иконочку. Истинно верующие люди целуют ковчежец, выражая уважение и любовь к святой матушке, затем прикладываются к нему лбом, что символизирует объятия.

Как прикладываться к мощам Матроны Московской? Необходимо мысленно спокойно и сосредоточенно произнести молитву, потом дважды перекреститься. Далее нужно сделать два поклона и приложиться губами к раке с мощами святой. После вновь перекреститься и поклониться. Поклоны лучше всего делать поясные, чтобы рука коснулась земли.


Цветы для матушки Матроны

В храме есть особый обычай приносить живые букеты блаженной матушке Матроне. Поэтому придел, где находится рака со святыми мощами, всегда утопает в свежих цветах. И что самое интересное, приношение одних для других становится настоящим подарком, так как каждому посетителю мощей святой Матронушки монашки вручают по цветку. Эти цветы освящаются прямо на мощах, и поэтому потом их принято засушить и хранить в своем углу возле иконок. Из цветов можно приносить гвоздики, розы любого цвета, белые хризантемы, белую сирень, красные тюльпаны.