Актерское мастерство для дошкольников упражнения. Упражнения по актерскому мастерству для детей

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр музыкально - хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района Санкт- Петербург

Конспект

занятия по актерскому мастерству

«Здравствуй, сцена! »

Подготовила

Педагог дополнительного образования

Каборда Мария Сергеевна

г. Санкт- Петербург

2015

Название занятия: «Здравствуй, сцена!».

Цель: п ознакомить детей с начальными элементами и упражнениями театрального творчества.

Задачи:

1. Обучающие:

Дать необходимые знания в области театральной деятельности;

Сформировать практические умения и навыки исполнения;

2. Развивающие:

Расширить кругозор и развить интерес к театральной деятельности;

Способствовать развитию художественного вкуса;

Развить индивидуальные исполнительскиеспособности,

3. Воспитательные:

Формирование навыков самостоятельной работы;

Воспитание активной жизненной позиции.

Приемы Беседа, тренинг на основе наработанных умений, введение в тренинг нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальные, коллективные.
Тип занятия: Комбинированный.
Оборудование и материалы: Музыкальный центр, фонограммы, набор карточек-картинок, зеркальца.

План-конспект занятия
Введение в тему:
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Для начала я предлагаю вам расположиться на площадке, и сесть на пол в полукруге. Я очень рада видеть вас на занятии, и сегодня мы поговорим о театре (беседа с детьми) Что такое театр? И что вы знаете о театре? Я предлагаю вам поговорить о спектакле – произведении театрального искусства. Кто участвует в постановке спектакля? То есть, мы можем сказать, что спектакль создается не одним человеком, как в большинстве других искусств, а многими участниками творческого процесса. Драматург, актеры, режиссер, гример,декоратор, музыкант, осветитель, костюмер – каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив – творческий ансамбль. Значит, какой вывод мы можем сделать? Что театр - искусство коллективное. Скажите, а вы согласны с тем, что актер является неотъемлемой частью театрального искусства? Он нам доносит идею и главную мысль произведения. А как? Правильно! В первую очередь, средством речи. И думаю,что вопросов нет, для чего актеру нужна сценическая речь? Конечно. Речь должна быть красивой, грамотной, четкой и выразительной. Не будем медлить, а начнем наше занятия!

Подготовка детей к работе на занятии. Создание рабочего настроя.

Упражнение «Разогрев»

Исходное положение – стоя.Активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Когда ладони стали горячими, начинаем растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястья, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, «выстраивая» позвоночник от копчика до шеи.


- Молодцы ребята! Мы с вами немного разогрелись, и теперь можно перейти к нашему дыханию. Любая репетиция артиста непременно начинается с разминки дыхания и речевого аппарата.

Упражнение «Вибрация». Разогрев дыхательной системы.

Для этого мы смыкаем губы, берем активный вдох и выдыхаем через рот, таким образом, у нас получается « фырк» как у лошади. Задача делать выдох равномерным и длинным, расширяя обьем своего дыхания. Упражнение варьируется, как длинными « вибрациями, так и короткими». Передача дыхательных вибраций друг другу. Бег в кругу с выбрасыванием « вибраций»
- Отлично! Теперь мы вполне готовы к тому, чтобы звучать... Но и тут мы начнем потихоньку.Все мы знаем русский АЛФАВИТ..и именно он поможет нам в работе над артикуляционным аппаратом.

Упражнение « Ба-ба-ба». Разминка речевого аппарата.


К каждой согласной присоединяем гласную- «а» . Тренируем артикуляцию и обьем дыхания путем удлинения звуковой дорожки. Бабаба. БабабаВаВаВа. БабабаВававаГагага и т.д. Все согласные идут в алфавитной последовательности.
- Это непростое упражнение, но вы все лучше и лучше справляетесь! Теперь можно перейти к нашим любимым скороговоркам.
У пражнение « Расскажите про покупки». Детальное прорабатывание речевого аппарата.
Группа делится на две шеренги. Двигаясь друг к другу,ведут диалог. - Расскажите про покупки! -Про какие про покупки? -Про покупки,про покупки, про покупочки свои!

Упражнение « Выдры».
Ребята делятся по парам, каждая пара берет скакалку. Скакалка «воображаемая рыба». Ребята – выдры. «Выдра у выдры норовила выдрать рыбу.»

Упражнение «Сплетня».
Бегая по кругу, рассказываем сплетню… « Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру на Фрола Лавру навру»
-Замечательно! Вы все помните что такое ассоциация? Правильно! Ассоциации – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое... Одна картинка рождает другую… И мы с вами сейчас включим свою фантазию, ассоциативное мышление и отправимся в путешествие!
Активация воображения, фантазии, и ассоциативного внимания. Упражнение «Ассоциации»
Упражнение « Ассоциации» - ребята делятся на команды по три человека. Первый называет любое слово пришедшее ему в голову, второй, исходя от слова говорит свою ассоциацию, третий также говорит и показывает свою ассоциацию. Заключительная часть
- Прекрасно, это упражнение вы можете делать бесконечно! Но на этом нам пора закончить наше сегодняшнее занятие. Спасибо вас за ваше трудолюбие и внимание к себе и к партнерам!
Анализ работы. Подведение итогов занятия .
Обсуждение вместе с детьми интересных моментов, открытий, творческих впечатлений от упражнений.

Список использованной литературы

1.Толковый словарь Ожегова. 2.К.С. Станиславский « Моя жизнь в искусстве» 3.Л.С. Вивьен «Режиссер, педагог» 4. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. [Текст] / Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева. - М.: Школьная Пресса, 2003. – 96с.

6. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе // Я вхожу в мир искусства. – 2001. - №6(46) – 144с

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Музыкальная композиция « Sweet
gem»2. Набор карточек- открыток « Пейзажи всего мира»3. Плакат «Алфавит»4. Зеркальца и салфетки.

Комплексный тренинг для театрального коллектива младшего школьного возраста (основа актерского мастерства, пластики и сценической речи)

Цели тренинга : Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи тренинга : Воспитание внимания, красивой речи, правильного дыхания, сценического оправдания (мотивировки), правдивости в исполнении, умения устанавливать и менять свои отношения к предмету, развитие воображения.

Цель

Содержание

При-ветствие

Условное «приветствие» все присутствующих.

Приветствие-ритуал – сесть на стулья в полукруг. Используя «Хлопок-имя» в темпе-ритме проговариваются все имена сидящих детей.

Отмечаются отсутствующие. Объявляется тема урока.

Вводная часть

Задать рабочий темпо-ритм

Разминка.

Для разминки используется упражнение, направленное на включение в нужный темпо-ритм. Все участники встают в круг и начинают, ходит друг за другом в заданном темпо-ритме. После выполнения задачи упражнение усложняют добавляют слова на 8 (можно использовать скороговорку «Ехал Грека…». После выполнения и этой задачи упражнение еще раз усложняется дополнительными телодвижениями.

Основная часть

Блок по сценической речи.

Лицевая гимнастика и снятие напряжения в шейных мышцах (с лицевых мышц)

Работать ритмично: - поднять брови вверх, максимально напрягая мышцы, удержать напряжение некоторое время (маска удивления). Расслабить мышцы. Запомнить это ощущение. «Задирание» бровей чрезвычайно частая ошибка в сценической речи и пении. Беда в том, что при этом «задирается» гортань и речевой звук; - свести брови над переносицей, нахмурьте лоб (маска гнева). Расслабьте; - маска зажмуривания. Напряжены круговые мышцы глаз. Расслабьте; - постепенно сжать губы (амбушюр трубачей). Маска поцелуя. Расслабьте.

Упражнения для языка.

Скороговорки: Бык тупогуб…, Клара у Карла…, Топот копыт…, В четверг четвертого числа…

Тренировка гласных звуков.

Повтор АЙ-ЯЙ-ЯЙ-ЯЙ, ОЙ-ЕЙ-ЕЙ-ЕЙ; УЙ-ЮЙ-ЮЙ-ЮЙ; ЭЙ-ЕЙ-ЕЙ-ЕЙ.

Тренировка со звуком О: МОМУМЭМАМОМУМЫ ИЛИ МОМИМОМЭМОМАМОМУМОМЫ.

Блок по актерскому мастерству.

Театральная игра «Передай позу» . Развивает память, внимание, наблюдательность, выдержку. (Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывет следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

«Летает – не летает. Растет – не растет» Педагог называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает – опускают руки вниз. Если растет – поднимают руки вверх, не растет – охватывают себя руками.

Ставим на сцену стул, и просим детей придумать этюды на тему «Стул – это не стул, а…», зрители определяют, что это за предмет. Если отгадать не удаётся, нужно попросить ребёнка вспомнить ещё какие-нибудь характерные особенности придуманного предмета и сыграть этюд по-другому.


Следующие упражнения на пластику, они воспитывают мускульную свободу, снимают мышечный зажим.

«Верёвки».

Детям предлагается поднять вверх руку, представить себя натянутой верёвкой. Команда руководителя обозначает что «верёвку» начали опускать на пол. Движения детей должны быть плавными, мышечный зажим снимается постепенно начиная с нижних конечностей и заканчивая кончиками пальцев натянутой руки.
«Я забираю твою энергию».

Для выполнения упражнения необходимо разбить детей на пары. Один из детей вытягивает вперёд руку, напрягая её, и направляя в район лица партнёра – он как бы забирает у него энергию. Партнёр расслаблен, он как бы теряет силу воли и движется за рукой. Для упражнения подбираем плавную, медленную музыку.

Заключе-ние.

Прощание -ритуал – сесть на стулья в полукруг. Используя «Хлопок-имя» в темпе-ритме проговариваются все имена сидящих детей.

Отмечаются достижения и не удачи. Прощание с детьми («Урок закончен, спасибо за внимание»)

Примерный план урока по актёрскому мастерству.

Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Задача: воспитание внимания, красивой речи, правильного дыхания, сценического оправдания (мотивировки), правдивости в исполнении, умения устанавливать и менять свои отношения к предмету, развитие воображения.

Учащиеся садятся в творческий полукруг. Из реквизита необходимы коврики, стулья, магнитофон.
Начинать занятие нужно с упражнений развивающих внутреннее и внешнее внимание, переключение вниманий (5 мин.)
1. В центр полукруга вызывается один из учеников, его задача запомнить порядок сидящих, затем преподаватель просит его отвернуться, а всех остальных пересесть, повернувшись, ученик восстанавливает первоначальный вариант.
2. Упражнение «Передай хлопок», ударяя по ладошкам определённым образом, дети передают друг другу хлопки в заданном преподавателем ритме. Упражнение развивает не только внимание, но и чувство ритма.
Следующая группа упражнений предназначена для развития голосового аппарата, красивой и правильной речи, дыхания (5 мин.)
1. Начинаем с речевого тренинга. Разминаем и разогреваем артикуляционный аппарат. Эту серию упражнений можно выполнять под музыку.
2. Далее упражнение на развитие диафрагматического дыхания.
Представим себе, что в одной руке мы держим цветок, а в другой свечу. Нюхаем цветок (лёгкий вдох, не поднимая плеч), и задуваем свечу (активный выдох с шумом), при этом следим чтобы воздух при вдохе чуть -чуть расширял наши рёбра.

3. Следующие упражнения направлены на освобождение голоса.
Ставим перед детьми задачу: вы больны, встать с кровати не можете, но вам нужно позвать маму. Просим детей лечь на коврик, расслабиться и произнести фразу «Мама, а мам, молока мне мама дай». Мама не слышит, зовём более настойчиво, и третий раз затем зовём маму из другой комнаты. Добиваемся глубокого звучания, следим за дыханием.
Держим перед собой ладошку, это цветок, раскрываем его и закрываем произнося следующие гласные: У, О, А, Э, Ы, следим за артикуляцией, округляем губы, закрываем ладошку к концу выдоха.
4. Упражнение на воспитание опоры звука.
«Бадминтон». Отбиваем воображаемый мяч, произнося следующие сочетания: БУ! БО! БА! БЭ! БЫ!
5. Упражнения на воспитание речи в движении.

Произносим стихотворение С. Маршака «Дама сдавала в багаж…», прыгая на каждое его слово, при этом необходимо следить не только за речью, но и за дыханием.

Далее включаем в урок упражнения «Актёрского тренинга» (20 мин.).
Ставим на сцену стул, и просим детей придумать этюды на тему «Стул – это не стул, а…», зрители определяют, что это за предмет. Если отгадать не удаётся, нужно попросить ребёнка вспомнить ещё какие-нибудь характерные особенности придуманного предмета и сыграть этюд по-другому.
«Где мы были, не скажем, где мы были, покажем». Детям предлагается придумать различные места действия, и сыграть этюды, из которых было бы понятно, где происходит то или иное действие. Повторяться нельзя, остальные угадывают.
Следующие упражнения на пластику, они воспитывают мускульную свободу, снимают мышечный зажим.
«Верёвки». Детям предлагается поднять вверх руку, представить себя натянутой верёвкой. Команда руководителя обозначает что «верёвку» начали опускать на пол. Движения детей должны быть плавными, мышечный зажим снимается постепенно начиная с нижних конечностей и заканчивая кончиками пальцев натянутой руки.

«Я забираю твою энергию». Для выполнения упражнения необходимо разбить детей на пары. Один из детей вытягивает вперёд руку, напрягая её, и направляя в район лица партнёра – он как бы забирает у него энергию. Партнёр расслаблен, он как бы теряет силу воли и движется за рукой. Для упражнения подбираем плавную, медленную музыку.
«Потолок». Дети должны поднять руки вверх, поддерживая импровизированный потолок, по команде педагога потолок начинает опускаться, в это время дети должны следить за руками и опускать их на одном уровне. Это командное упражнение, выполняется медленно, можно использовать музыку.
«Изобразить действием шум». По хлопку педагога дети должны придумать и стать в позу, которая, по их мнению, изображает шум. Этих поз может быть несколько, далее просим изобразить тишину. Можно попросить детей менять позы шума и позы тишины.

Асель Мурсалимова
Открытое занятие по актерскому мастерству

КГКП «Дом детского творчества»

Открытое занятие

студии актерского мастерства

«Зеркало»

«Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Педагога дополнительного

образования Мурсалимовой

Асель Сарсенбаевны.

февраль 2012г.

Тема: «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

1. развивающ ая: овладение умением концентрировать внимание на одном или нескольких объектах; не выпускать ситуацию из под контроля; воспринимать информацию всеми органами чувств.

2. образовательн ая: знакомство с дополнительными выразительными средствами актера.

3. воспитательн ая: формирование умения работать в группе, относиться друг к другу уважительно.

План занятия

1. Приветствие.

2. Пластическая разминка.

3. Эмоциональная разгрузка.

5. Разминка «Снежинки».

7. Слуховое внимание:

-«Птичка, пискни!»;

-«Летает – не летает».

8. Упражнение на внимание и реакцию «Вороны-воробьи».

10. Дыхательная разминка.

15. Рефлексия.

16. Прощание.

Ход занятия

1. Приветствие.

Выпад правой ногой, воздушный поцелуй, руки раскрываются в объятии, широкая улыбка.

2. Пластическая разминка.

Проходит под ритмичную музыку и под счет:

Наклоны головой в стороны;

Перекатывания головы в стороны, представив, что это мяч;

Пожимания плечами;

- «Арлекин» - сгибаем руки как марионетка и крутим в стороны;

- «Змейка» - руки на ширине плеч, сгибаем до плеча с выворотом в исходное положение;

- «Волна» - руки на ширине плеч, совершаем волнообразное движение от правой руки к левой, затем от правой ноги к левой;

Наклоны телом в стороны;

- «Мотоцикл» - садимся за руль воображаемого мотоцикла и изображаем езду, сначала едим поодиночке, затем по двое, трое и т. д. пока вся группа не окажется на одном мотоцикле;

- «Забег» - начинаем бежать быстро, постепенно замедляем бег, громко топочем ногами, потом тихо, видим впереди финишную ленту, ускоряем темп и «побеждаем».

3. Эмоциональная разгрузка.

*Дети становятся в круг.

Сначала снимаем физический зажим путем последовательного напряжения группы мышц, а затем резкого их расслабления. Напрягаем:

Икры ног;

Вся нога;

Ягодицы;

Тянутся вверх.

На счет «три!» резко выдыхают и расслабляют мышцы.

*Переходим к эмоциональной разгрузки.

Дети отворачиваются от педагога, закрывают глаза и представляют, что они львы – хищные, агрессивные, хозяева на своей территории, а педагог – чужак, который проник на их территорию. Задача «львов» по команде педагога повернуться и напугать рычанием, криком «чужака».

Затем дети снова отворачиваются, закрывают глаза и представляют, что они маленькие, только что родившиеся котята; педагог – их хозяин. Задача «котят» повернуться по команде и помяукать так, чтобы «хозяин» пожалел их и напоил молоком.

В первом случае дети освобождаются от негативных эмоций, которые в них накопились. Во втором случае, сменяем агрессию на доброжелательность, чтобы не оставлять детей перевозбужденными и агрессивными. В третьем случае освобождаемся от эмоционального напряжения путем крика, беспричинного.

Теперь нам предстоит сложная работа по развитию памяти и таких психических процессов, как внимание, восприятие и воображение, т. е. всего, что дает возможность для раскрытия творческих способностей личности.

Не стоит долго распространяться о том, что заниматься развитием своих способностей необходимо не только актерам, но и всем нам, тем более вам, детям. Поэтому тема сегодняшнего занятия звучит так: «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей». Мы приступаем к тренингам на внимание.

4. Упражнение на зрительное внимание.

Дети стоят в круге. Один человек отворачивается, другой делает одно или несколько изменений на ком-нибудь. Остальные хлопают в ладоши, чтобы отвернувшийся ребенок не услышал к кому подходят и что делают. Затем ребенок, который отворачивался должен за короткое время найти изменения.

Повторяем упражнение, пока все дети не примут участие.

5. Смена деятельности. Разминка «Снежинки».

Дети превращаются в снежинок и летают по залу в хаотичном порядке. Если педагог называет цифру «3», то дети встают по три человека; «5» - по пять человек. В итоге, в завершение, педагог должен назвать цифру, соответствующую количеству детей, и таким образом получается большой комочек из снежинок.

6. Упражнение на осязательное внимание.

Дети садятся в полукруг. Одному ребенку завязывают глаза, остальные вытягивают вперед по одной руке и закатывают рукав одежды. Педагог подводит «водящего» к кому-нибудь, «водящий» может трогать кисть руки до запястья. Задача «водящего» распознать наощупь владельца руки. Если ребенок затрудняется, то ему разрешается потрогать руку выше, волосы, лицо и т. д.

7. Слуховое внимание.

*Упражнение «Птичка, пискни!»

Педагог выбирает «водящего», завязывает глаза, сажает на колени к одному из участников. «Водящий» должен попросить «Птичка, пискни» и участник должен пискнуть так, чтобы «водящий» не узнал, у кого сидит на коленках.

*Упражнение «Летает – не летает»

Педагог называет целый ряд существительных. Реагируя на слова, обозначающие предметы, которые летают, участники хлопают в ладоши, а на те, что не летают - опускают руки по швам. Педагог постоянно хлопает в ладоши, запутывая ребенка, чтобы тот не терял внимания. Следует приготовить разнообразный перечень всего того, что может летать и не летать:

крокодил, самолет, корова, телефон, стрекоза, муха, собака, слон, шифоньер, комар, телевизор, орел, ручка, дельфин, аэроплан, дятел, снегирь, жираф, кошка, овца, вертолет, бабочка, божья коровка, мышка, таракан, колбаса, ракета, магнитофон, воробей, карандаши, поросенок, муравей, паук, кузнечик, лев, панда, мошкара, колибри, медведь, попугай.

Предлагаются и иные варианты этого задания, как например: «Растет - не растет», «Живое - не живое».

Далее, в целях усложнения упражнения объедините сразу несколько заданий, типа: «Летает - растет - живое». В результате может полу-читься несколько правильных ответов. Например: грач, который и ле-тает, и растет, и живое существо. Соответственно участники будут про-делывать разные движения: хлопать, махать или обхватывать себя ру-ками, тогда как на слово «полено» все движения отсутствуют.

8. Упражнение на внимание и реакцию «Вороны – воробьи».

Дети делятся на две команды, выстраиваясь, в две шеренги лицами друг к другу. Одна команда носит название «Воробьи», другая - «Вороны». Команда, которую называет педагог - ловит; а команда, которую не упоминает - убегает. Ведущий произносит медленно: «Во-о-ро-о.» И в этот момент обе команды готовы и ловить, и убегать. Именно он - этот момент готовности, и важен в игре-упражнении.

9. Упражнение на внимание и память «Алфавит».

Полукруг. Педагог просит, чтобы дети произнесли буквы алфавита по одной и по порядку. Кто какую букву произнес, тот становится владельцем данной буквы. Затем педагог называет какое-либо слово, например, театр. Владельцы букв т, е, а, р должны встать по очереди и хлопнуть в ладоши, не нарушая правописания.

Для усложнения упражнения педагог предлагает прохлопать сначала предложение, затем стихотворение и т. д.

10. Дыхательная разминка.

Дети садятся в творческий полукруг. Спинки держат прямо, сидят на краешке стула:

Вдох воздух через одну ноздрю, выдох через другую;

Вдох через рот, выдох через нос, постукивая по ноздрям;

Вдох через нос, выдох через рот, постукивая по щекам;

Глубокий вдох (плечи не задираем, выдох со звуком «м», постукивая по груди.

Существует три вида дыхания:

Первый вид - спокойная, плавно звучащая речь. Дети выполняют:

Свистит ветер - с-с-с-с-с-с-с-с.

Шумят деревья - щ-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Летит пчела -ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Пищит комар -з-з-з-з-з-

Второй вид- волевая, но сдержанная речь:

Работает насос - с-с-с-с! с-с-с-с! с-с-с-с!

Метет метель -ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш!

Сверлит дрель - з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!

Третий вид - эмоциональная речь в быстром темпе:

Кошка сердится -Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила -С! С! С! С! С!

Заводится мотор - Р! Р! Р! Р! Р!

Завершаем дыхательную разминку: набираем воздух в легкие и постепенно выдыхаем со звуком «с» и наклоном.

11. Артикуляционная гимнастика.

Полукруг. Спинки прямо, сидят на крае стула:

Рот закрыт, облизываем языком зубы снаружи и снутри;

Губки вытягиваем в хоботок, двигаем по часовой стрелке и наоборот;

Губки в хоботок, затем улыбка;

Рот закрыт, двигаем языком вверх, вниз, в стороны;

Челюсть неподвижна, язык толкаем в стороны так, чтобы было видно движение языка;

Тянем язык до подбородка, затем до кончика носа;

Дразним друг друга «блям», «блям»;

Зубы сомкнуты, опускаем нижнюю губу, обнажая зубы;

Зубы сомкнуты, поднимаем вверх верхнюю губу, обнажая зубы;

Двигаем челюстью в стороны, затем нижнюю челюсть поднимаем вверх, нижнюю – вниз;

Сначала произносим звуки ми, мэ, ма, мо, му, мы тихо – громко – тихо;

Чу-до-ле-сен-кой ша-га-ю,

Вы-со-ту я на-би-ра-ю:

Шаг на го-ры, шаг на ту-чи…

А подъ-ем все вы-ше, кру-че…

Не ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо к солн-цу я ле-чу!

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса. Тренинг повторяется в движении по кругу.

13. Проговаривание скороговорки.

Проговариваем скороговорку:

Вез корабль карамель. Встает первый участник.

Наскочил корабль на мель. Встаем второй участник.

Моряки аж три недели Встает третий участник.

Карамель на мели ели. Встает четвертый участник.

Проговаривают скороговорку до тех пор, пока все не встанут, затем проговаривают хором.

14. Разминка «Жгучие ладошки».

Дети становятся в круг, по сигналу начинают хлопать в ладоши со всей силы. По сигналу заканчивают хлопать. Показывают ладошки педагогу, который проверяет насколько они горячие. Владельцы горячих ладошек садятся на свои места. Владельцы прохладных или холодных ладоней остаются на сцене и выполняют любое действие, которое назовет педагог. Естественно предлагаются импровизации ситуаций для развития актерского мастерства.

15. Рефлексия.

Сегодня мы с вами поиграли, узнали что-то новое. Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего занятия? Что же помогает актеру развивать его творческие способности? Правильно, внимание и восприятие. Сегодня мы с вами разобрали несколько видов внимания, но на этом тема не заканчивается. Нам предстоит узнать еще очень много интересного о внимании, восприятии и воображении.

На сегодня наше занятие закончено.

16. Прощание.

Дети встают в одну линию или в шахматном порядке и выполняют по сигналу одно движение со звуком:

Выпад правой ногой, воздушный поцелуй, руки открываются в объятии, широкая улыбка.

Педагог назначает следующее занятие.

Актерское мастерство развивает самые хорошие качества у детей. При верном обучении, личном подходе к каждому ребенку, отмечается положительное влияние занятий. Начинается внимание, память. Дети лучше общаются между собой, стараются проявлять активность, любознательность. Не иссекаемый поток фантазий, импровизаций, находит выход в игровых упражнениях. Самое основное с самого начала обучения попытаться плавно, не отделяя их внутреннее ощущения и состояние, быть может, не навязчиво и совсем не заметно вводить детей в мир творчества. И, само собой разумеется, как сам педагог будет увлечен, искренен, так он возьмёт итог своей работы. Дети весьма ощущают отношение к ним. Для них принципиально важно понимать, что их обожают, ценят. В обязательном порядке в течении урока нужно похвалить, отметить каждого ученика, это вселяет в них уверенность. Частенько приходят дети с громадными проблемами речи, они в большинстве случаев, стеснительны и зажаты. Принципиально важно не фиксировать на этом внимание всех учеников. А за каждое преодоление похвалить. В этом случае окажут помощь и личные занятия. И совсем не имеет значения, что в будущем не все они будут актерами. Основное дабы они выросли людьми духовно богатыми, увлеченными. И без того мы начинаем первый урок, открываем первый занавес.

Мы знакомимся. Дети говорят о себе. Что интересует, какие конкретно еще кружки посещают. Говорим о театре. Задаём вопросы. Дети с радостью делятся впечатлениями о просмотренных спектаклях. В каких театрах они были. Что их поразило и поразило. После этого педагог говорит о театральной студии, в которой они будут заниматься о спектаклях, в которых играются дети. И дабы выйти на сцену нужно обучиться её не опасаться, владеть хорошей дикцией, мочь работать над ролью и развивать свои творческие способности. И в этом нам окажут помощь занятия по актёрскому мастерству и сценической речи. Что такое актёрское мастерство? Это особый тренинг, который складывается из многих упражнений, развивающих актёрские способности. Мы будем обучаться быть внимательными, верить в предлагаемые события, мочь импровизировать. С начало попытаемся себя в мелких ролях и лишь по окончании определённой учёбы, будем делать свой спектакль.

А на данный момент мы опять познакомимся. Вероятнее, мы не запомнили фамилии и имена. Это будет наше первое упражнение по актёрскому мастерству. Педагог предлагает назвать фамилию и имя. Следующему ученику повторить, добавить свое имя и фамилию, следующий ученик должен повторить прошлые фамилии и добавить свои данные. Быть может, ученики не сходу справятся с этим заданием. Начинаем упражнение сперва. Последний ученик должен назвать всех и представить себя. Это простое упражнение тренирует память, мобилизует внимание. В будущем задание осложняем, добавляем свой адрес, число и год рождения, но это нужно делать неспешно в течение первого месяца занятий. Дети начинают обсуждать, кто как выполнил задание. Создадим тишину. Переходим к новому упражнению.

Как у нас шумно. Давайте послушаем нашу комнату. Какие конкретно звуки мы услышим. Скрип стульев, шум лампы, шум воды в батареях. Дети начинают делать упражнение. Время от времени они начинают придумывать звуки, но пускай это будет так. Основное они начинают тренировать своё слуховое внимание. Это упражнение возможно применять, в то время, когда необходимо создать в классе тишину, успокоить ребят. В будущем задание изменяем. Слушаем звуки за окном, за дверью, на 1-ом, 2-ом, этажахМожно воздушное пространство. И дети слышат звуки, которыми он наполнен. Помнить по окончании каждого упражнения похвалить детей, и делать краткий разбор исполнения задания. После этого мы обращаем внимание на то, как мы сидим, как у нас поставлены стулья. Предлагаем ребятам выстроить полукруг из стульев. Он должен быть прекрасным и ровным.

С построения полукруга в будущем будем затевать любой урок. На первый взгляд задание думается несложным. Но оно отлично концентрирует внимание детей. Полукруг у нас оказался верным. Лишь весьма было шумно. Предлагаем детям всё сделать негромко, не двигать стульями, не говорить между собой. Растолковать, что за кулисами, на протяжении на протяжении выступлений нужно быть аккуратным, собранным и мы будем этому обучаться. Задача педагога на первом занятии обратить внимание на каждого ученика и похвалить его. В заключение урока дать домашнее задание. Понаблюдать, какое было утро, в то время, когда мы шли в школу, и что весьма привлекло ваше внимание.

Начинаем наше занятие с построения полукруга. В большинстве случаев, на втором занятие всё происходит весьма шумно. Предлагаем послушать тишину и выстроить полукруг весьма негромко. Слушаем тишину и попытаемся в один момент всем подняться и в один момент всем сесть, без команды педагога. На следующих занятиях задание осложняем. Круги из стульев, треугольники, сесть спиной к окну, стенке. Но всё делать в один момент. Всем ученикам садиться и подниматься, поднимать и ставить стулья, как один человек. В случае если это будет получаться, значит, мы достигли определённого внутреннего внимания. На следующих занятиях, делая упражнение со стульями, мы делаем всё одновременно и попытаемся сосчитать, сколько педагог сделает хлопков ладонями и какое количество по столу. Вероятно задание окажется не сходу. Упражнение делаем неспешно, пригодиться большое количество уроков, в то время, когда дети обучатся концентрировать внимание. Первый месяц занятий возможно лишь обучаться строить полукруг и всем совместно подниматься. Нет необходимости заставлять детей долго и нудно делать одно и также задание. Необходимо ощущать настроение детей и мочь быстро переключать их внимание на другие темы занятий.

Представить если бы

Это упражнение дети постоянно выполняют с наслаждением. Оно содействует формированию фантазии, импровизации, эмоции веры. Педагог предлагает представить, что в руках у него не шапка, к примеру, котёнок, либо ёжик, а на данный момент это будет щенок. Предметы возможно поменять и задание кроме этого. Нужно заблаговременно запастись реквизитом. В этом упражнении видно, как любой из учеников может поверить в задание и его выполнить. От урока к уроку задания усложняется. К примеру, представим, что руки у нас в тесте. Вспомните чувство теста на руках, очистите руки. А на данный момент руки у нас в масле, пластилине, глине. Ученик не должен демонстрировать в показе, а отыскать в памяти и поверить в предлагаемые события. Отыскать в памяти чувство вкуса различных фруктов, сладостей. Представим, что мы едим весьма вкусный арбуз, нет он оказался не спелым, а на данный момент мы едим яблоко сладкое. Вспомните чувство вкуса яблока. Молодцы! Нет! Яблоко кислое и горчит. Пока ученики делают упражнение, нужно обратить внимание как они верят в предлагаемые события. Добиваться эмоции веры. Верили что в руках у них не шапка, а котёнок, ощущали вкус арбуза и яблока. Дабы ученики не демонстрировали задание, а верили, что это происходит на данный момент в настоящее время и всё что они делают, правда. И само собой разумеется с учениками нужно сказать о театре, спектаклях. Я стараюсь не отделять актёрское мастерство от теории, по ходу растолковывать для чего необходимы данные упражнения. К примеру, говорим о том, что на сцене всё сделано руками живописцев, бутафоров. Но актёры играются так, что мы верим им, и всё что их окружает на сцене реквизит, декорации, бутафория нам думается настоящим. Действия на сцене может происходить зимний период либо летом, ночью либо днём, но актёр должен мочь передать состояние времени. Вот эти упражнения и тренируют наше воображение, органы слуха, осязания, зрительное внимание. Детям первого года обучения теорию нужно растолковывать доходчиво и просто, приводить больше практических примеров.

Представим, что нам нужно пройти через узкую трубу, дабы достать котёнка, либо через пропасть по узкой доске, либо через болото по кочкам. Задание возможно делать лично либо группой учеников. переходы смогут быть через воду, снег, песок, лес. Мы кроме этого повторяем упражнения прошлого урока, меняя задачи. В заключении делимся своими наблюдениями домашнего задания.

Строим полукруг. Повторяем упражнение знакомство додавая номер дома, квартиры. Работаем с мнимым предметом. Делаем переходы. Разговариваем с учениками, как они на данный момент знают, что такое актёрское мастерство и для чего мы делаем все наши упражнения. И предлагаем новое задание на внимание.

Упражнение делают два человека. Один ученик зеркало другой его отражение. Предлагаем сделать пред зеркалом какие-нибудь действия. К примеру, рассмотреть себя, ты сам себе весьма нравишься нет, недоволен своей наружностью. Задания на воздействие смогут быть различными. Второй ученик (отражение) должен в один момент повторять действия первого ученика. В будущем дети сами придумывают различные ситуации перед зеркалом. На начальной стадии основное не спешить, ученик перед зеркалом должен движения делать плавно, медлительно. В то время, когда будет впечатление, что ученик вправду находится перед зеркалом, упражнение сделано, правильно. Зеркало отлично показывает способности учеников, свойство к импровизации, фантазии. Дети не должны повторять друг-друга а придумывать свои предлагаемые события.

Строим полукруг, работаем со стульями, делаем переходы, зеркало, повторяем прошлые упражнения. Предлагаем ученикам делать разбор некоторых заданий. Что на их взор оказалось, а что не весьма. Мы будем обучаться излагать свои мысли, анализировать, верно и тактично делать замечания. Подключаем зрительное внимание, наведём в классе порядок. И как неизменно, дел хватает всем. Продолжаем упражнения на зрительное внимание.

Педагог кладёт на стул различные вещи. Книгу, ручки, ключи всё, что посчитает нужным. Приводит к ученику, на счет до пяти он должен запомнить положение предметов. После этого мы просим его отвернуться, и меняем положение предметов. Задача ученика всё вернуть в исходное положение. В какой-то момент возможно не поменять положение вещей, либо просто мало развернуть стул. Вызывая нового ученика, положение вещей меняем.

Мы вспоминаем, какое сейчас было утро, как смотрелись деревья, какое было небо, что занимательного они видели по дорогу в школу. Задача педагога направить ученика на такие наблюдения. В будущем это будет хорошей творческой копилкой для начинающего артиста. Мы задаём домашнее задание. Замечаем за походками людей, как ходит толстый человек, худой, пожилой человек (запрет на больных людей), как мы едим, увлекательные наблюдения в школьной столовой. На следующем уроке дети будут делиться своими наблюдениями.

строим полукруг, повторяем упражнения на внимание, меняя темы задач. Большинство урока будет посвящена наблюдениям.

Это первая независимая работа учеников, выход на сценическую площадку, исходя из этого замечания педагога должны быть осмотрительными, нужно отметить сначала, что оказалось, похвалить и только, позже сказать о недостатках. Мы наблюдаем походки, наблюдения в столовой, на перемене. Дети принимают участие в дискуссии. Нужно направлять детей к наблюдениям необыкновенным, увлекательным, что привлекло их внимание.

Кое-какие дети весьма долго не смогут перебороть ужас работы перед аудиторией. Стараюсь их не торопить, пускай они взглянут пока на своих друзей. Время от времени в течение учебного года они принимают участие лишь в коллективных упражнениях. Но позже случается чудо и в личных показах они начинают поражать своим талантом. В течение всего года мы продолжаем замечать, дети весьма обожают наблюдения за животными. Продемонстрировать домашнего любимца кошку, собачку, хомячка и т. д. одно из любимых заданий моих учеников. Как кошка спит, как собачка требует имеется, играется, как хомячок прячет еду, задания возможно придумывать различные. К концу первого года из этих упражнений возможно придумать номер Цирк где будут выступать дрессировщик со своими дрессированными животными. Наблюдения хорошо тренируют внимание, воображение. В показе ученик в воздействие пробует создать темперамент, образ, играется и импровизирует.

Строим полукруг. Слушаем тишину. Работаем со стульями. Делаем переходы, упражнения на внимание. Переходим к новому разделу.

Задание пребывает в том — дабы развивалось чувство веры в предлагаемые события, в умение делать верную оценку. Поставим в центре полукруга стул и попытаемся его рассмотреть, сколько ему лет, какого именно он цвета, быть может, его уже перекрасили. А на данный момент это не стул, а царский трон. Пожалуйста, отнесёмся к нему как к царскому трону, попытаемся поверить в новые предлагаемые события. Желающие делают упражнение. Представим, что в сиденье стула запрятаны драгоценности, но вы не имеете возможность их взять, за вами замечают. Стул заминирован ваши действия. У каждого стул преобразовывается в крутой мотоцикл, он сломался. Стул это трёхколёсный велосипед, вам три годика. Задача педагога добиваться верных оценок, учить функционировать в самом несложном задание. Приводим к ученику и просим его постоять перед ребятами. Остальным даём задание рассмотреть товарища, как он одет, какая у него причёска, какого именно цвета у него глаза. Само собой разумеется, по окончании для того чтобы осмотра ученик не считая неловкости ничего испытывать не будет. А на данный момент даём задание ученику рассмотреть книгу и позже её обрисовать, все остальные продолжают разглядывать товарища. При верном исполнение, упражнения ученик уже не будет испытывать эмоции неловкости. Он был занят у него задание, как возможно больше определить о книге. В каком году она была напечатана, кто создатель, какого именно цвета она, большое количество ли людей её читало. Так, мы разъясняем, что на сценической площадке неизменно нужно искать, придумывать для себя воздействие и верить в то, что я делаю, подключая к этому творческому процессу внимание, фантазию, импровизацию. Всё чему мы обучились, делая прошлые задание. На каждом уроке, темы заданий на предлагаемые события меняем. К примеру, представим, что я заблудился в лесу, на вокзале, ожидаю приятеля, замёрз, ожидаю очереди в зубной кабинет. В будущем, эти упражнения будут первым этапом, для перехода к этюдам, и исполнению сложных элементов актёрского мастерства.

Строим полукруг. Хорошо в то время, когда ученики начинают строить полукруг верно без напоминания педагога, перед началом урока. Делаем упражнения на внимание. Продолжаем задания я в предлагаемых событиях. Переходим к разделу, работа с мнимым предметом. Предлагаем ученикам совершить какие-то физические действия. К примеру, почистить картошку, отжать тряпку, принести ведро с водой, погладить бельё. какое количество мы примерно тратим силы на каждое воздействие. В задание уделяем внимание на мышечное напряжение. На объём предмета. Для наглядности просим ученика перенести стул. После этого просим выполнить это с мнимым стулом. Ученик будет пробовать отыскать в памяти, сколько сил он израсходовал на перенос стула, как он двигался. Растолковываем, что эти упражнения тренируют наше верное существование на сцене. Зритель должен верить нам. К примеру, что мы передвигаем на сцене тяжелые камни, несём тяжёлые мешки, делаем физические действия по событиям спектакля. Ученикам даём на дом подготовить задание на любое физическое воздействие. В данной разработке я попыталась остановиться на самых ответственных для учеников заданиях и как раз для первого года обучения. С чего начать, как организовать детей, учить верному существованию на сценической площадке. Темы занятий возможно поменять исходя из личных изюминок учеников. Учитывая темы, упражнения разрабатывает и подбирает педагог. Включая в занятия сценическую обращение, сценическое движение, уроки грима. Время от времени полезно целый урок посвятить чтению стихов, поболтать об авторах. Заблаговременно разрешить задание подготовить любимые стихи, после этого будут басни, каковые попытаться с ними разыграть, почитать мелкие сказки в этот самый момент же их сыграть этюдным способом. Идти от несложного к сложному и быть вместе с детьми. Тогда возможно сохранять надежду на итог, который порадует учеников и зрителей.

1. Завязка. (Начало занятия) (7 минут)

1. Приветствие.

2. Разминка:

· Упражнение на расслабление мышц тела: развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения;

2. Развитие действия (10 Минут)

· Упражнения на развитие речи;

· Творческие упражнения;

· Упражнения на воображение;

· Упражнения на развитие пластической выразительности;

3. Кульминация (8 минут)

· Актерские этюды;

4. Развязка (3 минуты)

· Упражнения на развитие мимики;

5. Финал (окончание занятия) (2 минуты)

Занятие «знакомство»

Мы знакомимся. Дети рассказывают о себе. Что интересует, какие еще кружки посещают. Говорим о театре. Задаём вопросы. Дети охотно делятся впечатлениями о просмотренных спектаклях. В каких театрах они были. Что их удивило и поразило. Затем педагог рассказывает о театральной студии, в которой они будут заниматься о спектаклях, в которых играют дети. И чтобы выйти на сцену надо научиться её не бояться, обладать хорошей дикцией, уметь работать над ролью и развивать свои творческие способности. И в этом нам помогут занятия по актёрскому мастерству и сценической речи. Что такое актёрское мастерство? Это специальный тренинг, который состоит из многих упражнений, развивающих актёрские способности. Мы будем учиться быть очень внимательными, верить в предлагаемые обстоятельства, уметь импровизировать. С начало попробуем себя в маленьких ролях и только после определённой учёбы, будем делать свой спектакль.

А сейчас мы снова познакомимся. Скорее всего, мы не запомнили фамилии и имена. Это будет наше первое упражнение по актёрскому мастерству. Педагог предлагает назвать фамилию и имя. Следующему ученику повторить, добавить свое имя и фамилию, следующий ученик должен повторить предыдущие фамилии и добавить свои данные. Возможно, ученики не сразу справятся с этим заданием. Начинаем упражнение сначала. Последний ученик должен назвать всех и представить себя. Это простое упражнение тренирует память, мобилизует внимание. В дальнейшем задание осложняем, добавляем свой адрес, число и год рождения, но это надо делать постепенно в течение первого месяца занятий. Дети начинают обсуждать, кто как выполнил задание. Создадим тишину. Переходим к новому упражнению.

«Слушаем тишину»

Как у нас шумно. Давайте послушаем нашу комнату. Какие звуки мы услышим. Скрип стульев, шум лампы, шум воды в батареях. Дети начинают выполнять упражнение. Иногда они начинают придумывать звуки, но пусть это будет так. Главное они начинают тренировать своё слуховое внимание. Это упражнение можно использовать, когда нужно создать в классе тишину, успокоить ребят. В дальнейшем задание изменяем. Слушаем звуки за окном, за дверью, на 1-ом, 2-ом, этажах…Можно просто слушать воздух. И дети слышат звуки, которыми он наполнен. Не забывать после каждого упражнения похвалить детей, и делать краткий разбор выполнения задания. Затем мы обращаем внимание на то, как мы сидим, как у нас поставлены стулья. Предлагаем ребятам построить полукруг из стульев. Он должен быть красивым и ровным.

«Строим полукруг»

С построения полукруга в дальнейшем будем начинать каждый урок. На первый взгляд задание кажется простым. Но оно очень хорошо концентрирует внимание детей. «Полукруг у нас получился правильным. Только очень было шумно». Предлагаем детям всё сделать тихо, не двигать стульями, не разговаривать друг с другом. Объяснить, что за кулисами, во время во время выступлений надо быть аккуратным, собранным и мы будем этому учиться. Задача педагога на первом занятии обратить внимание на каждого ученика и похвалить его. В заключение урока дать домашнее задание. Понаблюдать, какое было утро, когда мы шли в школу, и что очень привлекло ваше внимание.

Занятие

Начинаем наше занятие с построения полукруга. Как правило, на втором занятие всё происходит очень шумно. Предлагаем послушать тишину и построить полукруг очень тихо. Слушаем тишину и попробуем одновременно всем встать и одновременно всем сесть, без команды педагога. На следующих занятиях задание осложняем. Круги из стульев, треугольники, сесть спиной к окну, стене. Но всё делать одновременно. Всем ученикам садиться и вставать, поднимать и ставить стулья, как один человек. Если это будет получаться, значит, мы достигли определённого внутреннего внимания. На следующих занятиях, выполняя упражнение со стульями, мы делаем всё одновременно и попробуем сосчитать, сколько педагог сделает хлопков ладонями и сколько по столу. Возможно задание получится не сразу. Упражнение делаем постепенно, понадобиться много уроков, когда дети научатся концентрировать внимание. Первый месяц занятий можно только учиться строить полукруг и всем вместе вставать. Нет необходимости заставлять детей долго и нудно выполнять одно и тоже задание. Нужно чувствовать настроение детей и уметь быстро переключать их внимание на другие темы занятий.

«Представить если бы…»

Это упражнение дети всегда выполняют с удовольствием. Оно способствует развитию фантазии, импровизации, чувства веры. Педагог предлагает представить, что в руках у него не шапка, например, котёнок, или ёжик, а сейчас это будет щенок. Предметы можно менять и задание также. Желательно заранее запастись реквизитом. В этом упражнении видно, насколько каждый из учеников может поверить в задание и его выполнить. От урока к уроку задания усложняется. Например, представим, что руки у нас в тесте. Вспомните ощущение теста на руках, очистите руки. А сейчас руки у нас в масле, пластилине, глине. Ученик не должен демонстрировать в показе, а вспомнить и поверить в предлагаемые обстоятельства. Вспомнить ощущение вкуса разных фруктов, сладостей. Представим, что мы едим очень вкусный арбуз, нет он оказался не спелым, а сейчас мы едим яблоко сладкое. Вспомните ощущение вкуса яблока. Молодцы! Нет! Яблоко кислое и горчит. Пока ученики выполняют упражнение, надо обратить внимание насколько они верят в предлагаемые обстоятельства. Добиваться чувства веры. Верили что в руках у них не шапка, а котёнок, чувствовали вкус арбуза и яблока. Чтобы ученики не демонстрировали задание, а верили, что это происходит сейчас в настоящее время и всё что они делают, правда. И конечно с учениками необходимо говорить о театре, спектаклях. Я стараюсь не отделять актёрское мастерство от теории, по ходу объяснять для чего нужны данные упражнения. Например, говорим о том, что на сцене всё сделано руками художников, бутафоров. Но актёры играют так, что мы верим им, и всё что их окружает на сцене реквизит, декорации, бутафория нам кажется настоящим. Действия на сцене может происходить зимой или летом, ночью или днём, но актёр должен уметь передать состояние времени. Вот эти упражнения и тренируют наше воображение, органы слуха, осязания, зрительное внимание. Детям первого года обучения теорию надо объяснять доходчиво и просто, приводить больше практических примеров.

Упражнение «переходы»

Представим, что нам надо пройти через узкую трубу, чтобы достать котёнка, или через пропасть по узкой доске, или через болото по кочкам. Задание можно выполнять индивидуально или группой учеников. «переходы» могут быть через воду, снег, песок, лес. Мы также повторяем упражнения предыдущего урока, меняя задачи. В заключении делимся своими наблюдениями домашнего задания.

Занятие

Строим полукруг. Повторяем упражнение «знакомство» добавляя номер дома, квартиры. Работаем с воображаемым предметом. Делаем «переходы». Беседуем с учениками, как они сейчас понимают, что такое актёрское мастерство и для чего мы выполняем все наши упражнения. И предлагаем новое задание на внимание.

«Зеркало»

Упражнение выполняют два человека. Один ученик зеркало другой его отражение. Предлагаем сделать пред зеркалом какие-нибудь действия. Например, рассмотреть себя, ты сам себе очень нравишься нет, недоволен своей внешностью. Задания на действие могут быть разными. Второй ученик (отражение) должен одновременно повторять действия первого ученика. В дальнейшем дети сами придумывают разные ситуации перед зеркалом. На первом этапе главное не торопиться, ученик перед зеркалом должен движения делать плавно, медленно. Когда будет впечатление, что ученик действительно находится перед зеркалом, упражнение сделано, верно. «Зеркало» очень хорошо показывает способности учеников, способность к импровизации, фантазии. Дети не должны повторять друг-друга а придумывать свои предлагаемые обстоятельства.

Занятие

Строим полукруг, работаем со стульями, выполняем переходы, «зеркало», повторяем предыдущие упражнения. Предлагаем ученикам делать разбор некоторых заданий. Что на их взгляд получилось, а что не очень. Мы будем учиться излагать свои мысли, анализировать, правильно и тактично делать замечания. Подключаем зрительное внимание, наведём в классе порядок. И как всегда, дел хватает всем. Продолжаем упражнения на зрительное внимание.

Педагог кладёт на стул разные вещи. Книгу, ручки, ключи всё, что посчитает нужным. Вызывает ученика, на счет до пяти он должен запомнить положение предметов. Затем мы просим его отвернуться, и меняем положение предметов. Задача ученика всё вернуть в исходное положение. В какой-то момент можно не менять положение вещей, или просто немного повернуть стул. Вызывая нового ученика, положение вещей меняем.

«Мои наблюдения»

Мы вспоминаем, какое сегодня было утро, как выглядели деревья, какое было небо, что интересного они видели по дорогу в школу. Задача педагога направить ученика на такие наблюдения. В дальнейшем это будет хорошей творческой копилкой для начинающего артиста. Мы задаём домашнее задание. Наблюдаем за походками людей, как ходит толстый человек, худой, старый человек (запрет на больных людей), как мы едим, интересные наблюдения в школьной столовой. На следующем уроке дети будут делиться своими наблюдениями.

Занятие

строим полукруг, повторяем упражнения на внимание, меняя темы задач. Большая часть урока будет посвящена наблюдениям.

Это первая самостоятельная работа учеников, выход на сценическую площадку, поэтому замечания педагога должны быть осторожными, желательно отметить вначале, что получилось, похвалить и лишь, потом сказать о недостатках. Мы смотрим походки, наблюдения в столовой, на перемене. Дети принимают участие в обсуждении. Надо направлять детей к наблюдениям необычным, интересным, что привлекло их внимание.

Некоторые дети очень долго не могут перебороть страх работы перед аудиторией. Стараюсь их не торопить, пусть они посмотрят пока на своих товарищей. Иногда в течение учебного года они принимают участие только в коллективных упражнениях. Но потом случается чудо и в индивидуальных показах они начинают поражать своим талантом. В течение всего года мы продолжаем наблюдать, дети очень любят наблюдения за животными. Показать домашнего любимца кошку, собачку, хомячка и т. д. одно из любимых заданий моих учеников. Как кошка спит, как собачка просит есть, играет, как хомячок прячет еду, задания можно придумывать разные. К концу первого года из этих упражнений можно придумать номер «Цирк» где будут выступать дрессировщик со своими дрессированными животными. Наблюдения хорошо тренируют внимание, воображение. В показе ученик в действие пытается создать характер, образ, играет и импровизирует.

Занятие

Строим полукруг. Слушаем тишину. Работаем со стульями. Выполняем переходы, упражнения на внимание. Переходим к новому разделу.

«Предлагаемые обстоятельства»

Задание состоит в том - чтобы развивалось чувство веры в предлагаемые обстоятельства, в умение делать правильную оценку. Поставим в центре полукруга стул и попробуем его рассмотреть, сколько ему лет, какого он цвета, возможно, его уже перекрасили. А сейчас это не стул, а царский трон. Пожалуйста, отнесёмся к нему как к царскому трону, постараемся поверить в новые предлагаемые обстоятельства. Желающие выполняют упражнение. Представим, что в сиденье стула запрятаны драгоценности, но вы не можете их взять, за вами наблюдают. Стул заминирован ваши действия. У каждого стул превращается в крутой мотоцикл, он сломался. Стул это трёхколёсный велосипед, вам три годика. Задача педагога добиваться верных оценок, учить действовать в самом простом задание. Вызываем ученика и просим его постоять перед ребятами. Остальным даём задание рассмотреть товарища, как он одет, какая у него причёска, какого цвета у него глаза. Конечно, после такого осмотра ученик кроме неловкости ничего испытывать не будет. А сейчас даём задание ученику рассмотреть книгу и потом её описать, все остальные продолжают рассматривать товарища. При правильном выполнение, упражнения ученик уже не будет испытывать чувства неловкости. Он был занят у него задание, как можно больше узнать о книге. В каком году она была напечатана, кто автор, какого цвета она, много ли людей её читало. Таким образом, мы разъясняем, что на сценической площадке всегда надо искать, придумывать для себя действие и верить в то, что я делаю, подключая к этому творческому процессу своё внимание, фантазию, импровизацию. Всё чему мы научились, выполняя предыдущие задание. На каждом уроке, темы заданий на предлагаемые обстоятельства меняем. Например, представим, что я заблудился в лесу, на вокзале, жду друга, замёрз, жду очереди в зубной кабинет. В дальнейшем, эти упражнения будут первым этапом, для перехода к этюдам, и выполнению сложных элементов актёрского мастерства.

Занятие

Строим полукруг. Хорошо когда ученики начинают строить полукруг правильно без напоминания педагога, перед началом урока. Выполняем упражнения на внимание. Продолжаем задания «я в предлагаемых обстоятельствах». Переходим к разделу, работа с воображаемым предметом. Предлагаем ученикам совершить какие-то физические действия. Например, почистить картошку, отжать тряпку, принести ведро с водой, погладить бельё. Сколько мы приблизительно тратим силы на каждое действие. В задание уделяем внимание на мышечное напряжение. На объём предмета. Для наглядности просим ученика перенести стул. Затем просим проделать это с воображаемым стулом. Ученик будет пытаться вспомнить, сколько сил он потратил на перенос стула, как он двигался. Объясняем, что эти упражнения тренируют наше правильное существование на сцене. Зритель должен верить нам. Например, что мы передвигаем на сцене тяжелые камни, несём тяжёлые мешки, выполняем физические действия по событиям спектакля. Ученикам даём на дом подготовить задание на любое физическое действие.

В данной разработке я постаралась остановиться на самых важных для учеников заданиях и именно для первого года обучения. С чего начать, как организовать детей, учить правильному существованию на сценической площадке. Темы занятий можно менять исходя из индивидуальных особенностей учеников. Учитывая темы, упражнения разрабатывает и подбирает педагог. Включая в занятия сценическую речь, сценическое движение, уроки грима. Иногда полезно целый урок посвятить чтению стихов, поговорить об авторах. Заранее дать задание подготовить любимые стихи, затем будут басни, которые попробовать с ними разыграть, почитать маленькие сказки и тут же их сыграть этюдным методом. Идти от простого к сложному и быть вместе с детьми. Тогда можно надеяться на результат, который порадует учеников и зрителей.

Дополнение
Упражнение «Созвездия».

Дети свободно ходят по аудитории. Они - маленькие летающие звездочки. Задача: по команде педагога собраться в «Созвездия», выполняя при этом определенное задание. Например: «По трое, сидя на полу спинами друг к другу» Та группа, которая выполнит задание быстрее прочих, поднимает вверх сцепленные руки и кричит «Хэй!».

Упражнение « Я – скульптура».

Нужно с помощью собственного тела изобразить какое-либо качество или чувство. Сначала, вытягивая заранее приготовленные карточки («Обида», «Смелость», «Восторг» и.т.п.) Потом придумывать чувства самостоятельно. Остальные – угадывают. Побеждает тот, чью скульптуру разгадало больше всего народу.

Упражнение «Пластилин».

«Скульптор» лепит из «пластилина» (полностью расслабленного человека) скульптуру, соответствующую, на его взгляд, звучащей музыке. Когда все скульптуры готовы, им по очереди говорят «Живи!». «Пластилин» начинает действовать так, как он это понял, исходя из своей вылепленной позы. (Во время упражнения нельзя разговаривать)

Упражнение «Волшебный сундук»

Детям предлагается представить, что в центре круга стоит большой волшебный сундук. (Поставьте воображаемый сундук и покажите, как он открывается.) Поскольку сундук волшебный, внутри него есть все, что только существует на свете. Любой может подойти к ящику и, не говоря ни слова, что-то из него "вытащить". Он должен будет без слов, т.е. одними движениями и жестами, показать всем, что он вытащил, что он с этим предметом делает или как будет с ним играть. Тот, кто догадается, какой предмет был извлечен из волшебного сундука, присоединяется к показывающему. А тот, в свою очередь, скажет, правильно ли его поняли. Чем больше человек присоединится к показывающему, тем лучше.

Игра «Носорог».

Один ребенок – спящий носорог. Он ложится на живот, прячет лицо, уткнувшись в руки. Ему на спину кладут монетку. Фоном звучит спокойная музыка. Играющие жестами договариваются об очередности попыток. Задача – взять монетку, не разбудив носорога. Если носорог что-то почувствовал, он вправе проснуться и схватить охотника.

Упражнение «Действие – противодействие».

Паре учащихся называется пара противоположных действий (например, «Пройти – не пустить», «Уговаривать – отказываться», «Подбадривать – бояться» Без подготовки они должны сыграть этюд, в котором каждый будет выполнять одно действие. Единственное, о чем позволяется договориться перед началом этюда – кто какое действие исполняет и обстоятельства места.

Игра «Аплодисменты по кругу».

Нужно объявить, что сегодняшнее занятие прошло хорошо, и каждый заслужил аплодисменты. Все дети становятся в общий круг. Один начинает: он подходит к кому-нибудь из детей, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего человека, который также получает свою порцию аплодисментов - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.