Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Портреты детей

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 28 ноября 1884, село Нескучное, Курская губерния - 19 сентября 1967, Париж, Франция) - русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.

Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной в ответ на письмо старшей научной сотрудницы Государственной Третьяковской галереи О. А. Живовой, Серебрякова указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтвержденным фактам и другим автобиографиям. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере - известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850-1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова - таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.

Муж - Борис Анатольевич Серебряков, приходившийся Зинаиде двоюродным братом. Дети:

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902-1903 она путешествует в Италию. В 1905-1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова.

Как художник Серебрякова сформировалась в Петербурге. Исследователи подчёркивали «пушкинской и блоковской муз, в гении Достоевского», связанные с творчеством художника

Со времён ученичества З. Лансере старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы - «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) - рассказывают о поисках и остром ощущении красоты русской земли.

Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет («За туалетом», 1909, Государственная Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) - зрелые работы и твёрдые по композиции.
Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911 году, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

В 1914-1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914-1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей) и другие.

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере , Бориса Кустодиева , Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над так и незаконченной картиной на темы славянской мифологии.

Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном. В 1919 году умирает от тифа её муж Борис. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Запасы Нескучного были разграблены. Из-за отсутствия масляных красок ей приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует трагическое произведение - «Карточный домик», показывающее всех четверых осиротевших детей.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Зинаида Серебрякова: каково быть одной из семьи гениев

Репродукция автопортрета Зинаиды Серебряковой “За туалетом”

12 декабря 1884 года в селе Харьковской губернии родилась девочка, которой предстояло стать знаменитой художницей Зинаидой Серебряковой. Тогда её звали просто Зиной Лансере.

Да, выдающаяся русская художница была Лансере по отцу и Бенуа по матери. Другими словами, этот цветок расцвёл не в пустыне: вся династия Лансере-Бенуа-Серебряковых отличалась талантливыми людьми. Невероятно, но все люди, о которых мы напишем ниже – родственники друг другу!

Зинаида Серебрякова

Новорождённой неминуемо предстояло стать женщиной блестящей судьбы – ведь в ней слились гены Лансере и Бенуа – но оказалось, что судьба её ещё и трудна.

После гимназии Зинаида поступила в основанную женщиной, княгиней Тенишевой, художественную школу. Она стала ученицей выдающегося портретиста Осипа Браза. Обучение продолжила в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В общем, Зина была не самородком, а очень хорошей ученицей очень хороших учителей. В промежутке между Бразом и Парижем Зина вышла замуж за студента Бориса Серебрякова, и то было преодолением первой большой трудности в её жизни. Борис приходился Зине двоюродным братом. Против столь близкородственного союза были все, паре прочили рождение уродов, но в конечном итоге, к добру или худу, любовь победила.

Итак, Зина начала обучение живописи как Лансере, а закончила уже как Серебрякова. И вскоре стала “той самой” Серебряковой. Одна-единственная её картина, автопортрет “За туалетом”, выставленный в 1910 году, полностью порвал, как сейчас говорится, весь мир живописи, искусствоведения и просто любителей искусства. Серебрякова туда не вошла – ворвалась. И надолго стала одной из лучших среди художников, рисующих женские портреты. Может быть, потому, что она смотрела на женщин не оценивающим мужским, а родственным женским взглядом, и этот ракурс для живописи был внове. В 1916 году она принимает участие в росписи Казанского вокзала – проекте её дяди, Александра Бенуа. Рисует, конечно, женские образы: очеловеченные Индию, Японию, Турцию и Сиам. А в 1917 году происходит революция.

Красок нет. Зинаиде приходится перейти на карандаш, на уголь – совсем не рисовать она не может. Голод, холод, тиф. От тифа умирает муж, оставив Зинаиду с четырьмя детьми на руках. В 1920 удаётся перебраться в Петроград в квартиру деда. Её уплотнили, то есть – подселили ещё жильцов, превратив жилье в коммуналку. Жильцы Зинаиде нравились – артисты МХАТа. Она стала много рисовать на тему театра.

В 1924 году Серебрякова получает большой заказ в Париже, выезжает туда… и тут в СССР опускается железный занавес. Каким-то чудом получается переправить во Францию, к матери, дочь Екатерину и сына Александра, но ещё двое детей со своей бабушкой так и остаются в России. Всё, что может художница – высылать им заработанные деньги. Разрыв угнетает её. Живёт при этом художница по паспорту негражданина, гражданкой Франции она станет только после войны. Чтобы отвлечься, Серебрякова путешествует по северу Африки, много работая над образами местных жителей и, особенно, жительниц. Во Франции пишет цикл картин с рыбаками Бретани. Её вообще привлекает свет, как других – цвет или фактура. Свет солнечных бликов на море, свет, облизывающий и выжигающий улицы городов Марокко, свет на лицах. Если на картине Серебряковой нет света – как в “Карточном домике”, как на портрете дочки Кати с куклами – значит, людям на картине плохо.

Только через почти сорок лет разлуки, в период оттепели, дочка Татьяна, сама теперь художница – театральная, во МХАТе – посещает, наконец, маму. В СССР вдруг вспоминают о Серебряковой, организовывают большие выставки, печатают альбомы… и, словно только того и дождавшись – увидеть ещё раз вторую дочь, быть снова признанной на родине – Серебрякова умирает. Впрочем, ей уже 87 лет, так что ничего удивительного.

Евгений Лансере

Отец Зинаиды Серебряковой происхождения был не очень богемного: сын статского советника, внук майора наполеоновской армии. Евгений был увлечённым скульптором-анималистом, после поездок по Центральной Азии, Кавказу, Северной Африке увлёкся этникой. В отличие от дочери, Евгений художественного образования не получил – был по диплому юристом – лепкой занимался самостоятельно. И тем не менее, как скульптор представлял Россию неоднократно, посещая одну за другой Всемирные выставки – в Лондоне, Вене, Париже, Антверпене.

Евгений Александрович умер, когда дочери Зине было полтора года, так что ничего, кроме генов и фамилии, передать ей не успел. Гораздо сильнее на Зину повлияли мама и мамины родственники.

Евгений Лансере-младший

Старший сын Евгения Лансере, брат Зинаиды Серебряковой также был выдающимся художником, заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР и лауреатом Сталинской премии второй степени. После гимназии был учеником питерской Рисовальной школы Общества поощрения художеств, затем, как и сестра, совершенствовал мастерство во французских художественных академиях. В 1905 году уехал на Дальний Восток, где принялся издавать иллюстрированный журнал политической сатиры «Адская почта». Но с журналом не сложилось – он пережил только три выпуска. Продолжал рисовать и искать себя, стал одним из создателей легендарного “Старинного театра” в Санкт-Петербурге, но и это начинание не прожило долго. Наконец, в 1912 году остепенился, пошёл на должность художественного руководителя фарфоровой фабрики, руководил и мастерскими по гравировке стекла. Однако с началом Первой мировой войны снова бросил налаженную жизнь, уехал военкором (тогда ещё художники были за современных фотографов) на Кавказский фронт. Тогда он уже был, конечно, женат.

Революция застала его в Дагестане. Там он осел с семьёй на три года, поступил преподавателем рисования в женскую гимназию. В какой-то момент начинает сотрудничать с Деникиным как пропагандист, так что неудивительно, что, когда Дагестан переходит под советскую власть, Евгений с семьёй переезжает сначала в белогвардейский Ростов, потом в Тбилиси. В конечном итоге он становится советским гражданином. Сотрудничает с Музеем этнографии, потом становится преподавателем Тбилисской академии художеств.

В 1934 году переезжает в Москву; в моде неоклассика, она поощряется правительством, и Лансере, всегда тяготевший именно к классическому стилю, преуспевает. Продолжает работу над росписью Казанского вокзала, к которой ещё до революции привлекал его дядя. Во время войны тоже активно работает, восстанавливает театр им. Вахтангова, выполняет и другие правительственные заказы. Но здоровье его подорвано, моральный дух – тоже, отъездом сестры и племянников, арестом брата с обвинением в шпионаже в пользу Франции. Хуже становится с каждым днём. Казанский вокзал в 1945 он дооформлял уже через силу, будучи глубоко больным – его понукало правительство, и отказываться было нельзя. В 1946 году пожилой художник скончался. Его сын и внук, все Евгении, также стали художниками.

Николай Лансере

Ещё один брат Зинаиды Серебряковой был архитектором – не великим, но очень успешным. Поток заказов не иссякал. Активно работал и при царе, и при советской власти, оформлял правительственные дачи, зал заседаний в Кремле. В 1931 году уже немолодого архитектора арестовали и осудили за шпионаж в пользу Франции (шпионаж – одна из самых “модных” статей того времени). В местах заключения продолжали привлекать к архитекторской работе, в том числе он продолжал оформлять помещения в Кремле, фасад ОГПУ, правительственные дачи и многое другое. Здоровье Николая Евгеньевича становилось всё хуже, и в 1942 году во время пересылки он умер. Реабилитирован был только после смерти Сталина. Архитекторами также стали его сын Николай и дочь Наталия, внуки от Николая, Алексей и тоже Николай. Последние двое всё ещё живы, как и дочь Наталии, также Наташа, искусствовед по роду занятий.

Николай Бенуа

Сын крестьянина из-под Парижа, сумевшего сделать карьеру при российском дворе, и немки также совсем не знатного происхождения, Николай Леонтьевич (почему Леонтьевич? а вы попробуйте образовать отчество от Луи!) большое значение придавал труду. Сам трудился много и детей воспитывал в трудолюбии. Да, а ещё он был архитектором, причём с 1850 года – главным архитектором Петергофа, и действительным статским советником.

Образование Николай Леонтьевич получил отменное, благодаря своей крёстной матери, императрице Марии Фёдоровне, и сумел использовать хороший старт для высокого полёта. В общем, Зинаиде было в кого вырасти такой упорной. Академию художеств закончил с Большой золотой медалью. А дальше вы уже знаете. Трое из детей и четверо племянников Бенуа прославились на ниве искусства. Ещё один племянник, Александр, стал военным, дослужился до генерал-майора, был героем Первой мировой войны. Ему не повезло эмигрировать в 1920 году именно в Германию. Он умер там в 1944. В Германии зарабатывал тем, что изготавливал и продавал открытки.

Алексей и Юлий Бенуа

Двоюродные братья, племянники Николая Бенуа, оба они были, конечно же, архитекторами. Алексей стал известным благодаря своим работам в Ташкенте и Алма-Ате. Умер в 1902 году в почтенном, как большинство Бенуа, возрасте. Юлий творил в Санкт-Петербурге, после революции работал в Министерстве продовольствия РСФСР и скончался в 1929 году. И к лучшему – не увидел расстрела одного из своих сыновей. Но успел пережить гибель другого сына на фронте. Остальные дети и внуки, по счастью, были преимущественно долгожителями во вполне семейном духе.

Александр и Альберт Бенуа

Ещё два племянника Николая, лучшие друзья и художники-акварелисты. Чтобы не путали с собственным двоюродным братом, Александр взял псевдоним Конский. Альберт, конечно, был ещё и архитектором. В отличие от самоучки Александра, он получил профильное образование, но воспринимать творчество кузена так же серьёзно, как своё, ему это не мешало. После революции Александр остался на родине и умер – в 1928 году. Альберт эмигрировал одновременно с Зинаидой в Париж, остался там и дожил там до 1936 года. То есть, тоже умер. В общем-то, оба сделали это в глубокой старости, но французская часть семьи Бенуа видит в разнице в восемь лет прямую связь с фактом эмиграции. Дети Альберта от талантливой пианистки Марии Бенуа, Альберт и Камилла, также стали художниками. Альберт Альбертович прожил удивительно для этой семьи мало, умер в 1930 году в Шанхае. Камилла пережила столетие своего отца. Сына Александра “Конского” Бенуа тоже звали Альберт, в честь лучшего друга. Стал он живописцем и архитектором, как и его тёзка, переехал во Францию ещё в 1910 году и так там и остался. Занимался преимущественно храмовой архитектурой. Жил долго.

Александр и Леонтий Бенуа

Дети Николай Леонтьевича, дяди Зинаиды, Александр и Леонтий, несмотря на большую разницу в возрасте (14 лет), были дружны. Леонтий, как и отец, стал известным архитектором, редактором журнала “Зодчий”, педагогом – ввёл ряд улучшений в образование для архитекторов. Двое из трёх его сыновей стали офицерами. Один из них погиб во время Гражданской войны, второй был арестован, но сумел бежать через Финляндию во Францию. Все четыре дочери Леонтия интересовались искусством, но художницей стала только младшая, Надежда. Зато внуки-близнецы от дочери Екатерины стали архитекторами, как и внучка Мариана от неё же. Ещё одна дочь Екатерины, Галя, стала художницей-мозаичисткой, пойдя по стопам своего дяди, выдающегося мозаичиста Владимира Фролова.

Сам Леонтий был также арестован в 1921 год по подозрению в шпионаже вместе с дочерьми Ниной и Катей, но вскоре выпущен на волю. Стал заслуженным деятелем искусств РСФСР в 1927, за год до смерти – на своё семидесятилетие.

Александр Николаевич был русским художником, историком искусства, художественным критиком, основателем и главным идеологом объединения «Мир искусства». В 1926 году был отправлен в зарубежную командировку во Францию, откуда решил не возвращаться. В Париже сотрудничал с Дягилевым, работал как театральный художник и сценограф. Дожил до 1960 года.

Надежда и Николай Бенуа

Двоюродные брат и сестра Зинаиде и друг другу, дети наших предыдущих героев, Надежда и Николай, конечно же, были художниками, притом театральными.

Надежда Леонтьевна получила художественное образование (конечно), в 1920 году вышла замуж за иностранного журналиста, эмигранта, барона Иону Устинова и уехала с ним в Лондон. Там успешно работала как художник театра, сценограф и книжный иллюстратор. Жила долго и счастливо. Её сын, Пётр Устинов, был актёром, режиссёром и драматургом, лауреатом премий “Оскар”, “Грэмми”, “Эмми” и других, прожил 83 года. Сын Петра Игорь стал известным скульптором – он и сейчас жив и творит. Работы Надежды как художницы выставлены в самой галерее Тейт, не считая других музеев.

Николай Александрович Бенуа был младше Надежды на пять лет, но они, как и все в этой обширной семье, были в хороших отношениях. И он получил – конечно! – художественное образование. После революции сотрудничал как театральный художник с новой властью, но в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал в Париж и остался там. В 1925 переехал на постоянное место жительства в Италию, сотрудничал с Ла Скала; гражданство получил только в 1937 году. С развитием киноискусства стал художником и кино тоже. Во время оттепели начал вновь сотрудничать с советской властью, создавал декорации для Большого театра. Счастливо дожил до глубокой старости. Сестра Николая Елена также была художницей, хотя большой известности и не получила.

Евгений, Александр, Татьяна и Екатерина Серебряковы

Репродукция картины Зинаиды Серебряковой “Серебряковы Женя, Саша, Таня и Катя (карточный домик, 1919)”

Все дети Зинаиды Серебряковой сделали карьеру в искусстве – если так вообще можно говорить об искусстве.

Евгений Серебряков стал архитектором и реставратором. После войны помогал восстанавливать Петергоф. Смерть отца, расставание с матерью – ничто не могло его сломить, он прожил типичную для династий Бенуа и Лансере длинную, насыщенную творчеством жизнь в Ленинграде.

Александр Серебряков стал дизайнером интерьеров (тогда это называлось – формитель или художник), без работы никогда не оставался и тоже прожил длинную, насыщенную творчеством жизнь, только в Париже.

Татьяна Серебрякова (в замужестве Николаева) стала, как её тётя Надежда и ряд других родственников, художником театра. И прожила долгую, насыщенную творчеством жизнь, но в Москве. Её старший сын Иван тоже стал художником, как мать и отец; он до сих пор жив, ему больше 70 лет. Особенно известен он стал в связи с оформлением станции “Достоевская” – оформление Николаева сочли столь мрачным, что опасались волны суицидов. Но в конце концов оставили таким, как есть. Оформлял он также – совместно с женой, художницей Мариной Дедовой-Дзедушинской – Боровицкую и Отрадное. Художницы и их дочери, Анастасия и Елизавета. Вторая пишет иконы.

Екатерина Серебрякова стала художницей, сделала всё для сохранения наследия своей великой матери. Как принято в семье Бенуа, много сотрудничала с братом Александром над его заказами. Прожила долгую, насыщенную творчеством жизнь, умерев в прошлом году в возрасте 101 года.

Мы счастливы сказать, что так и не перечислили в этой статье всех ставших художниками, искусствоведами и просто хорошими людьми родственников Серебряковой и добавим, что желаем им всем прожить… ну, вы поняли. Как всегда было у них в семье.

Текст: Лилит Мазикина

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Родилась в 1884 году, в семье известного скульптора, мать происхождением из знаменитой династии Бенуа. После гибели отца впоследствии семья проживала в Санкт-Петербурге у Николая Леонтьевича Бенуа или в имении Нескучном. В семье всегда много говорили об искусстве и намерение Зиночки стать художником, естественно, никого не удивило.

Обучалась рисованию Зинаида очень мало. В 17 лет она брала уроки у Ильи Репина, а затем у Осипа Эммануиловича Браза, а затем в течение двух лет путешествовала по Италии, изучала картины великих живописцев эпохи Возрождения, любовалась прекрасными творениями известных итальянских зодчих, восхищалась великолепными пейзажами. Все это конечно очень повлияло на творчество будущего художника.

Вернувшись на родину, девушка вышла замуж за своего кузена Бориса Серебрякова.

Еще в молодости художница всегда выражала в своих этюдах любовь к России. Ее картина «Сад в цвету» и некоторые другие ясно говорят об очаровании российских бескрайних просторов, луговых цветов, полей…

Картины, которые появились в экспозициях выставок 1909 – 1910 гг., выражают своеобразный и неповторимый стиль. Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом». Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.

Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах а также и бытовые жанры например, картина За завтраком, балерины в уборной, Одним из значительных произведений в эти годы является картина «Беление холста», написанная в 1916 г, где Серебрякова выступает как художник-монументалист. Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта. Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и оставляют их на день под яркими лучами солнышка.

Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. Фигуры выполнены в разных цветовых и ритмических ключах, что создает единую пластическую мелодию, замкнутую внутри композиции. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. Беление холста напоминает древние фрески. Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма картины. К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.

В этом же году Бенуа заказывают украсить росписью Казанский вокзал и он приглашает для работы свою племянницу. Художница решает по-своему создать восточную тему. Представить Индию, Японию, Турцию и Сиам как красивых женщин Востока.

В самом расцвете творчества художницу постигает огромное горе. Заболев тифом, за короткое время от этой страшной болезни сгорает муж, и на руках Серебряковой остаются мать и четверо детей. В 1920 г. всей семьей они перебираются в Петроград. Дочь Таня поступает в балет и Серебрякова несколько лет развивает театральную тему, изображая балерин. Но работа не приносит истинного удовлетворения. Семья испытывает острую нужду буквально во всем. Запасы, что были в имении полностью разграблены. Нет красок, и художница пишет углем и карандашом свой «Карточный Домик», в котором изображает своих детей. Серебрякова отвечает категорическим отказом освоить стиль футуризма и находит работу в археологическом музее Харькова, делая карандашом эскизы экспонатов.

Любители искусства почти даром, за еду или старые вещи приобретают ее картины. В связи с тяжелым финансовым положением Зинаида Евгеньевна в 1924 г. уезжает в Париж, куда она была приглашена для работы над декоративной росписью. Закончив работу, она собирается возвратиться, но по некоторым объективным обстоятельствам останется в Париже навсегда.

Серебрякова путешествует по африканским странам. Экзотические пейзажи удивляют ее, она пишет Атласские горы, портреты женщин-африканок, создает цикл этюдов о рыбаках Бретани.

С 1947 года Серебрякова становится гражданкой Франции. Долгие сорок с лишним лет за границей, вдали от России, не приносят ей творческого удовлетворения; она часто испытывает тоску по родным местам. Даже ее зарисовки безмолвно говорят о том, что Серебрякова осталась верна теме русского народа и реализму. Художница и во время своих многочисленных путешествий писала картины, главными героями которых были крестьяне, рыбаки, люди из народа.

В 1966 году в столице СССР в Москве и некоторых крупных городах были открыты выставки работ Серебряковой, многие из картин приобретены российскими музеями.

Прекрасная русская художница Зинаида Серебрякова скончалась не на родине, в Париже в 1967 г. в преклонном возрасте 82 лет.

28 декабря 2015, 15:39

Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова - своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914-1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.




„This is a man ’s , man ’s world “ – когда-то пел Джеймс Браун, говоря о том, что мир держат мужчины. История живописи – косвенное тому подтверждение: попробуйте закрыть глаза и назвать хотя бы десять женщин-художников с мировым именем. Классическое представление женщины в живописи всегда было единогласным: это муза, модель, подруга художника-мужчины, чей образ вдохновлял и стоял в центре его творчества. В ряду первых художниц стояли женщины смелые, готовые бросить вызов обществу: они должны были не только противостоять мужской творческой диаспоре, но и утвердить себя как художника такого же высокого уровня.

Одной из таких женщин стала Зинаида Серебрякова: она возглавила ряд первых женщин-живописцев, вошедших в историю русской живописи . Несмотря на свой образ хрупкой, женственной и юной красавицы, судьба Серебряковой была тяжелой, полной лишений и трудностей, а её работы при жизни не получили всеобщего признания.

Первые годы

Зинаида Серебрякова родилась в Петербурге. Будущая художница начала рисовать уже с раннего возраста. Вся ее семья происходила из творческой династии: отец Евгений Лансере был известным скульптором, дед Николай Бенуа – прославленным архитектором, а мать Екатерина Лансере занималась графическим рисунком. Родители всячески поддерживали творческие начинания детей, – уже с раннего возраста маленькая Зина посещает выставки в Эрмитаже, ходит в театры на балеты, занимается академическим рисунком и очень увлеченно читает большие и редкие книги по искусству из домашней библиотеки.

В 1886 году дом постигло несчастье – умер отец девочки, Евгений Лансере, и семья была вынуждена вернуться обратно в Петербург. Там Серебрякова окончила гимназию и поступила в художественную мастерскую, где ее наставниками стали Осип Браз и Илья Репин. Как и остальные ученики, она ходила в Эрмитаж и делала копии с полотен старых мастеров. Девушка продолжала упражняться и, пребывая в Италии в 1902- 1903 годах, делала наброски и этюды. Впоследствии эта “классическая школа” живописи будет проявляться и в манере художницы: ее обнаженные натурщицы отсылают нас к лучшим образцам эпохи возрождения.

«Молодая крестьянка на кухне» 1900-е | «Портрет М.Е.Лансере (сестра художницы)» 1901

В 1905 году, через два года после возвращения из Италии, девушка вышла замуж за своего кузена, Бориса Серебрякова, с чьей фамилией она позже войдет в историю русской живописи. После свадьбы молодая семья уехала во Францию, где художница посещала парижскую Академию де ла Гранд Шомьер, делая множество набросков и рисунков на пленэре. Спустя год пара вернулась в Петербург, в имение «Нескучное», где Серебрякова работала не покладая рук: этюды, эскизы, бытовые сцены. Именно здесь она позже сформируется как художник, создав самые великолепные и известные работы, которые после ее смерти получат всемирное признание.

«Терраса» 1910-е
«Яблоки на ветках» 1910-е
«Капуста. Село Нескучное» 1909
«На лугу. Нескучное» 1910-е

Красавица Россия

Зинаиду Серебрякову можно по праву считать истинно русским художником: в ее полотнах отражена неизмеримая любовь к родине. Ее произведения – окна в бескрайний мир русской природы, которые позволяют нам любоваться ее чарующей красотой, полями, усыпанными цветами и золотом. Простые и бытовые сценки – деревенские, уличные, домашние – вот основные сюжеты художницы, из которых она черпала свое вдохновенье. С особой любовью она относилась к крестьянскому укладу: ее серия «крестьянских» полотен, написанная с 1914 по 1917 годы, повествует о жизни в русской деревне, о повседневности трудолюбивых крестьян, об очаровательной простоте их быта. Названия работ незамысловаты и открыты, как и их персонажи, – это «Крестьяне», «Жатва», «Спящая крестьянка».

«Крестьяне»1914
«Жатва» 1915
«Спящая крестьянка» 1917

Особо значимой стала картина «Беление холста» (1917), где Серебрякова проявила себя не только как мастер композиции, но и как талантливый художник-монументалист. Работа создавалась в рамках эпического цикла, посвященного крестьянскому быту, – сюда же входили написанная «Жатва» и задуманная «Стрижка овец». Наряду с женскими персонажами на картинах художницы всегда присутствует еще один женский образ – образ красавицы-России, ее природа, ее народный колорит.

«Беление холста» 1917

Зинаида Серебрякова подарила миру настоящую русскую красавицу – женственную, по-девичьи озорную, нежную, с французским флером во взгляде и загадочной полуулыбкой в стиле Рокотова. Она писала женщин самых разных профессий и возрастов, в том числе и саму себя, во все свои образы вдыхая незримую и манящую свежесть юности, ту романтику, которой ей не хватало на трудном жизненном пути. Иными словами, она писала свою желанную жизнь и себя в ней. Таким стал знаменитый автопортрет Серебряковой «За туалетом», созданный в 1909 году: он отражает состояние и настроение художницы, в котором она хотела бы прожить. На ее светлом лице – ясная улыбка и радость осознания своей жизни, красоты и молодости, а традиционное изображение предметов живописи уступает изображению атрибутов женской красоты – украшениям, духам, очаровательным шкатулкам. Таким образом, Серебрякова словно сознательно отдаляется от мира художников, как бы заявляя: я в первую очередь женщина – красивая, молодая, жаждущая жить. Картина молодой художницы стала ее пропуском в мир великих мастеров: в 1910 году после выставки Союза русских художников работу приобрела Третьяковская галерея, где автопортрет находится и по сей день. Так талант девушки впервые получает свое признание.

«За туалетом. Автопортрет» 1908-1909

Тяжелые годы

Серебрякова намеренно избегала модернизма, оставаясь непоколебимо верной своему стилю даже в голодное время революции. Не желая делать из своего творчества инструмент идеологической борьбы, она всеми силами противилась попыткам властей навязать ей футуризм. Наблюдая, как искусство становится рабом в ногах у власти, Зинаида горестно размышляла в своем дневнике: «Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью – уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь…». Дефицит на краски вынуждал ее творить подручными материалами, а полем для творчества стали экспонаты археологического музея в Харьковской губернии, – работая там в этот период, художница продолжала делать графические наброски. В 1916 году Серебрякова стала участником художественного оформления Казанского вокзала, куда ее привлек А. Бенуа.

Эскизы панно для Казанского вокзала в Москве, 1916

Жизнь становилась невыносимо тяжелой, денег на еду катастрофически не хватало. За чередой начавшихся трудностей вскоре последовала новая. В 1919 году в жизни Серебряковой случается страшное несчастье: от тифа умирает любимый муж. Зинаида остается одна с матерью и маленькими детьми на руках. Горе от потери усугубляют общие настроения общества: революция отнимает у людей хлеб, средства к существованию и всякую надежду на жизнь. То свежее, юное чувство, которое рождалось при взгляде на полотна Серебряковой, сменилось болью и упадком сил: рассыпалось, как карточный домик, хрупкое женское счастье. Именно этот образ даст название одному из самых знаменитых полотен Серебряковой – вот он, «Карточный домик», что строят ее дети, которые остались без отца. Их глаза опущены, лица в смиренной грусти, они строят башенку из карт, которая может рассыпаться в любой момент, как может оборваться жизнь человека… Сегодня работа находится в Государственном Русском Музее в Петербурге.

«Карточный домик» 1919

Нехватка средств и сгоревшее имение вынудили Серебрякову в 1920-е гг. вернуться в Петербург, в квартиру деда. Здесь маленькая дочь художницы Татьяна начинает заниматься балетом, а мама часто посещает с ней театр и постоянно работает: так, в результате трех лет плодотворного творчества, Серебрякова создала ряд чудесных полотен – композиций и портретов – на балетную тему.

«Балетная уборная. Снежинки» 1923
«Девочки-сильфиды»1924
«Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме» 1922 | «Портрет В.К.Ивановой в костюме испанки» 1924 | «Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном» 1923

Отъезд на чужбину

После революции в стране снова начал и набирать популярность показы и вернисажи, работ ы русских художников стали выставляться за рубежом. Серебрякова не стала исключением: в 1924 году ее картины были оценены посетителями выставки русского изобразительного искусства в Америке. Работы имели грандиозный успех и вскоре все были распроданы. Это ободрило художницу: в тот же год она решается уехать в Париж и работать там. Однако спустя время Серебрякова понимает, что она обманулась. Следующая ее выставка за рубежом состоялась только в 1927 году. Заказов постоянно не хватало, а то искусство, которое нравилось местной публике, Серебрякова считала пошлым китчем, праздной безвкусицей. Не было в нем того искренн его, русского, той духовности, которую она воспевала в своем творчестве. Весь остаток жизни Зинаида желала вернуться обратно – к детям, матери, к той жизни в Петербурге, с которой начинался ее творческий путь, но до конца своих дней оставалась «запертой» во Франции: война и оккупация Парижа сделали невозможным возвращение в Россию. Свою безграничную ностальгию художница опишет в конце жизни в своем дневнике: «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…». Серебрякова умерла в Париже в возрасте 82 лет, так и не вернувшись на родину. Ее ностальгия по всему русскому до сих пор жива в ее удивительных работах, ставших посланниками образа Красавицы-России по всему миру.