Женские образы на дне горький характеристика. Характеристика Насти из пьесы “На дне” М

Пьеса М. Горького « » наполнена различными женскими персонажами, у каждого из которых своя роль. Читая пьесу, мы знакомимся с такими интересными женскими образами, как Анна, Квашня, Наташа, Василиса, Настя. И у каждой женщины своя история, которая трогает и удивляет.

Все эти женщины пытаются выжить в той социальной неровности и бедности. Квашня занималась торговлей пельменями. Она привыкла считать себя свободной женщиной. Ее роль в данной пьесе не совсем черствая и грубая. В одном из эпизодов пьесы она проявляет жалость к страдающей Анне и пытается накормить ее горячими пельменями.

Квашня с опаской относится к мужчинам, так как ее неудачное замужество не оставило в ее памяти ничего хорошего. Ее муж умер и она радовалась от этого, она была счастлива, что, наконец, избавилась от него. Какое же чувство может возникнуть у нас, у читателей к этой женщине после таких слов. Но, мы не в праве судить. Ведь никто не знает, как относился покойный муж к своей жене. В то время избиение женщины считалось совершенно нормальным, поэтому, возможно, и Квашня не один раз попадала под горячую руку. Все это вызвало у женщины страх замужества, и она зареклась больше не соглашаться на предложения мужчин.

Анна показана читателю абсолютно несчастной женщиной. Она находится при смерти, и с этим уже ничего не сделаешь. Ее тяжелое состояние вызывает сострадание у всех, кроме собственного мужа. Он жестокий и черствый. Он неоднократно избивал Анну, а она терпела все обиды и считала их нормой семейной жизни. Ее персонаж демонстрирует обобщенный образ всех женщин того времени. Практически все они попадали под жестокость мужчин и терпели это. Поэтому, в такой страшной ситуации именно смерть могла стать единственным выходом для Анны.

Разгульная девица Настя постоянно увлечена чтением любовных романов. Она мечтает встретить свою любовь, она придумывает сказки о своих любовных женихах, которых каждый раз именовала по-разному. Она отговаривалась на все насмешки соседей и все твердила им про настоящую любовь. Только вот все это – фантазии, ведь Настя была проституткой. Ее окружала грязь и унижение. И единственное спасение было в алкогольном стакане.

Василиса – особая женщина, у которой внешность абсолютно противопоставлена внутреннему уродливому миру. Она жестокая и бесчувственная, она подталкивает своего любовника на убийство собственного мужа, она изъедает свою младшую сестру за то, что ее бросил любовник. В этой женщине нет души. Она суха и черства.

Наташа – сестра Василисы, была достаточно мягким и чувственным человеком. Она не решается уехать с Пеплом в Сибирь. Василиса, ненавидя ее, закрывает Наташу дома и избивает, чуть ли не до смерти. Героиня спасается, после чего попадает в клинику и больше не хочет возвращаться в этот страшный дом.

В пьесе пять женских персонажей. Анна – жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса – жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом «девица».

В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня – Настя и Василиса – Наташа. Вне этих пар находится Анна, олицетворяющая в пьесе чистое страдание. Ее образ не замутнен страстями

И желаниями. Она терпеливо и покорно умирает. Умирает не столько от смертной болезни, сколько от сознания своей ненужности миру. Она из тех «голых людей», для которых правда бытия непереносима. «Тошно мне», – признается она Луке. Единственный аспект смерти, волнующий ее: «А там как – тоже мука?» Забитая, ни для чего не пригодная на этом свете, она напоминает вещь. Она не движется по сцене – ее передвигают. Выводят, оставляют на кухне, забывают. Так же, как с вещью, с ней обращаются и после смерти. «Надо вон тащить! – Вытащим…» Она ушла из жизни – словно реквизит унесли. «Кашлять, значит, перестала».

Не так с остальными.

В первой паре Квашня представляет смысловую доминанту. Она почти всегда по хозяйству. Живет от трудов своих. Делает пельмени и торгует ими. Из чего эти пельмени и кто их ест, – один Бог знает. Она пожила замужем, и теперь для нее что замуж, что в петлю: «Один раз сделала – на всю жизнь памятно…» А когда у нее муж «издох», она от счастья и радости целый день «просидела одна». Она и в пьесе всегда одна. Разговоров и событий касается краем, ее словно побаиваются обитатели ночлежки. Даже Медведев, олицетворение закона и власти, ее сожитель, беседует с Квашней уважительно – слишком много в ней нелюбопытного рассудка, здравого ума и скрытой агрессии.

Ее противоположность Настя – не защищена и доступна. Она ничем не занята, ничего не делает. Она – «девица». Она почти не реагирует на реалии окружающего мира. Ее разум не отягощен рефлексией. Она так же самодостаточна, как и Квашня. Горький имплантировал ей странный, не им придуманный мир «женских романов», скудную и бессмысленную грезу красивой жизни. Она обучена грамоте и поэтому читает. «Там, в кухне, девица сидит, книгу читает и – плачет», – удивляется Лука. Это и есть Настя. Она рыдает над вымыслом, который чудесным образом кажется ей собственной жизнью. Она напоминает маленькую девочку, которой приснилась игрушка. Проснувшись, она теребит родителей, требует эту игрушку себе. В нежном возрасте дети не отделяют сон от реальности. Это происходит позднее, в процессе взросления. Настя не только не взрослеет – она не просыпается. Ей наяву снятся эти кондитерские, безгрешные сны: «А леворверт у него громадный, и заряжен десятью пулями… Незабвенный друг мой… Рауль…» Барон покатывается над ней: «Настька! Да ведь… ведь прошлый раз – Гастон был!» Настя и ведет себя, как ребенок. Ткнувшись носом в действительность, она капризничает, горячится, швыряет об пол чашку, грозит обитателям: «Напьюсь вот я сегодня… Так напьюсь». Напиться – значит снова уйти от реальности. Забыться. Судя по косвенным намекам, Барон состоит при ней в альфонсах, однако и этого она не сознает. Лучи реальности только бликуют на поверхности ее сознания, не проникая вовнутрь. Однажды Настя приоткрывается, и становится ясно, что жизнь ее питается энергией ненависти. Убегая, она кричит всем: «Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» Эту реплику она произносит в конце четвертого акта, и, следовательно, появляется надежда проснуться. Василиса представляет собой властное начало пьесы. Она – Афина Паллада ночлежки, ее злой гений. Она одна действует – все остальные существуют. С ее образом связаны криминальная и мелодраматическая интриги сюжета. Для Василисы нет внутренних запретов. Она, как и все в ночлежке, – «голый человек», ей «все позволено». И Василиса этим пользуется, пока остальные только разговаривают. Ей подарил автор жестокий и беспощадный характер. Понятие «нельзя» лежит за пределами ее нравственного сознания. И мыслит она непротиворечиво: «Наслаждаться – убивать, чтобы наслаждаться». Ее антипод Наташа – самый чистый и светлый образ пьесы. Наташу из ревности к Ваське Пеплу Василиса непрестанно бьет и мучит, ей помогает муж, старый Костылев. Срабатывает инстинкт своры. Наташа одна из всех верит и еще надеется, ждет не галантерейной, а настоящей любви, ищет ее. Но, к сожалению, география ее поиска происходит на том участке дна, на котором не покоятся груженные золотом испанские галеоны. Тусклый свет, доходящий «сверху, от зрителя», позволяет рассмотреть только рожи постоянных обитателей. Наташа никому не верит. Ни Луке, ни Пеплу. Просто ей, как Мармеладову, «идти некуда». Когда убивают Костылева, она кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня!» Наташе ясно – убил не Пепел. На всех вина. Все убили. Это ее правда. Ее, а не Сатина. Не правда гордого, сильного человека, а правда униженных и оскорбленных.

Женские образы в пьесе Горького «На дне» несут серьезную смысловую нагрузку. Ущербный мир обитателей ночлежки благодаря их присутствию становится ближе и понятнее. Они как бы гаранты его достоверности. Именно их голосами автор открыто говорит о сострадании, о нестерпимой скуке жизни. У них есть свои книжные предтечи, на них сошлось множество литературных проекций из предшествующей художественной традиции. Автор и не скрывает этого. Важнее другое: именно они вызывают наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы.

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

Среди обитателей ночлежки есть и женщины. Их немного, но у каждой своя судьба. Образ и характеристика Насти в пьесе «На дне» вызывают особые чувства: жалость, гнев, усмешку и горечь.

Жизнь в ночлежке

Насте 24 года. Она занимается непристойной работой, проституцией, чтобы иметь средства для существования. Читатель понимает, что денег от такой работы у девушки мало, раз она не может уйти из темного подвала. Настя признается, что никуда не годится, не может ничем другим заниматься. Добрую девушку в пьесе называют по-разному:

  • шалава;
  • таковская;
  • дура;
  • чертова кукла;
  • мразь.

Даже имя меняется в устах жильцов:

  • Настя;
  • Настёнка;
  • Настька.

Жизнь в подвале ведет людей к смерти. Девушка тоже знает, что погибает, но не меняет ничего вокруг себя. Просто погружается в свой внутренний мир и создает новые истории, но все они сходны по сюжету. Везде есть тот, кто искренне влюблен в нее.

Жизнь в «сказке»

Девушка увлеченно читает любовные романы. Она так поглощена сюжетом книг, что начинает путать вымысел с реальностью. Читая романы, Настя плачет над сюжетом, представляет образы из книг. Проникая в суть любовных историй, становится их героиней. Девушка пытается рассказать историю своей любви, но путается, меняет имена. Ее любимый то Рауль, то Гастон. Это злит сожителя грешницы - Барона.

Настя уверена, что возлюбленный хотел на ней жениться, но ему не разрешили родители. Чтобы не быть в тягость любимому, не портить его судьбу, Настя решает жить без него. Она готова любить безумно всю жизнь, но не хочет боли и несчастья семье Рауля.

В другой истории влюбленный студент готовит «леворверт» с десятью пулями. Девушка не дает покончить с жизнью:

«… не лишай себя молодой твоей жизни…».

Здесь особая доброта, самопожертвование и готовность принести себя в жертву ради любимого. Для кого-то это пошло, другие примут действие за благородство.

Настя верит в свои истории, она ощущает любовь, верит в нее. Становится искренне жаль девушку, но больше жаль тех, кто не умеет любить. Романы украшают пребывание в ночлежке, отвлекают от горестных мыслей. Барону кажется, что фантазии - это как краска для лица. Только вымысел красит душу, «румянец на душу наводит».

Настя и Барон

Барон и Настя сожительствуют. Между ними не ощущается доверительных или любовных отношений. Чувствуется со стороны мужчины пренебрежение. Он дворянин, хотя и обедневший, а девушка из низших сословий. Барон постоянно подчеркивает разницу происхождения:

«Я – не чета тебе!».

Но это не останавливает его просить деньги на выпивку. Несчастная девица все понимает, но не может отказать мужчине и терпит его насмешки.

Барон считает сожительницу глупой, называет дурой. Читатель и зритель не слышат глупости в ее словах. Глупо поступает она, прощая оскорбления Барона. Речь девушки высокопарна и красива, рассуждения верны, реплики чувствительны.

Характер героини

Девушка отличается не только любовью к книгам. В ее образе много особенного, причем положительного. Она не становится злым зверем, загнанным в клетку, хотя оскорбления и унижения жестоки и бесчеловечны. Она сохраняет душевную открытость. Какие черты отличают образ:

  • сентиментальна;
  • мечтательна;
  • наивна;
  • дерзка;
  • вольна.

Интересна характеристика девушки из уст Татарина:

«русский баба».

Настя дает отпор мужикам, не боится ответить на слова и удары.

Многим читателям персонаж представляется глупым непосредственным ребенком. Настя беспомощна, она живет в атмосфере грязи, споров и мрака. Как ребенок, девушка ждет тепла и заботы, но получает совершенно другое отношение. Если бы не ее непристойное занятие, можно было считать образ положительным полностью, но в подтексте проглядывает глубокий философский смысл. Встает вопрос, неужели нет другого способа заработать на жизнь? Но таких девушек очень много на Руси того времени.

Настя и Лука

Девушка увидела сожаление и сочувствие только от старца Луки и Натальи. Лука смог ее выслушать без упреков и насмешек. Настя верит в свою мечту, ждет принца и любви. Вероятно, ее будущее сходно с Актером и мужиком из притчи о Праведной земле. Она осознает иллюзорность своих надежд и покончит жизнь самоубийством. Другой вариант судьбы – женщина сопьется, заболеет и умрет. В любом случае – это смерть. Гибель не избежать.

Лука поддерживает веру Насти, он пытается образумить жильцов подвала. Чем мешают глупые рассказы постояльцам, каждый волен верить или не верить. Лука понимает, что слезы над книгами, доставляют девушке удовольствие. Нет других забав,

«…пускай плачет…».

Настя надеется сменить ночлежку, уйти на край света, чтобы не видеть здешних жильцов. В этом она похожа на Луку. Но старик уходит и странствует по свету, а Настя только собирается сделать это.

У читателя сформировывается свое мнение о персонаже. Можно жалеть, никто не запрещает осуждать. Автор убежден, человек обязан верить и идти к своей мечте, а не ждать ее появления.


Пьеса «На дне» - достаточно сложное, но очень интересное произведение Горького. Автору удалось соединить в нем бытовую конкретику и обобщенные символы, реальные человеческие образы и отвлеченную философию. Мастерство Горького особенно проявилось в описании, таких непохожих друг на друга, обитателей ночлежки. Важную роль в произведении играют женские образы.

Наташа, Василиса, Настя, Анна, Квашня – очень интересные и своеобразные персонажи. Эти женщины опустились на самое «дно» жизни, их вид удручает и вызывает у читателя горькие чувства. Обычно, женщина является символом прекрасного, чистого и светлого. Женский образ – это образ нежности, любви и материнства. Однако, Горький демонстрирует читателю совсем другую сторону жизни. Когда женщина оказывается в страшных и жестоких условиях, она вынуждена вести себя несколько иначе.

Кто-то попытается выжить, торгуя собой, а кто-то сломается и смертельно заболеет, не выдержав тяжелого гнета. Рассмотрим конкретные образы из пьесы.

Квашня – торговка пельменями, свободная и сильная женщина, она не позволяет ни одному мужчине вольно с ней обращаться. Ее отношение к браку – резко негативное. Оказывается, Квашня уже была однажды замужем, но этот горький опыт оставил на всю жизнь неизгладимый след в ее душе. Можно представить себе, насколько жестоким был ее муж, и какой несчастной была их семейная жизнь, если женщина так радовалась смерти супруга, что просто не могла счастью своему поверить. Но, несмотря ни на что, Квашня осталась чуткой к чужому горю и не утратила свою человечность. Она жалеет умирающую Анну и пытается накормить ее пельменями. Вот только замуж она больше не пойдет, даже за принца, хватит, настрадалась.

Следующая героиня пьесы – несчастная женщина по имени Анна. Она тяжело больна и находится при смерти. Ей многие сочувствуют, жалеют и пытаются облегчить муки последних дней жизни. Только Клещ, ее муж, по-прежнему груб и равнодушен к Анне. Она привыкла к его жестокости и терпеливо воспринимает такое поведение супруга. Анна символизирует собой всех женщин, которые считают грубость нормой семейных отношений. Даже, находясь на пороге смерти, она заботится о своем равнодушном и черством муже (предлагает поесть пельменей, которые оставила для нее Квашня). Анне всего тридцать лет, она умирает, и ничего светлого нет в ее существовании.

Девушка Настя читает бульварные романчики, мечтает о возвышенных чувствах, о светлой любви, но в жизни ее окружают низость и грязь, пошлость и грубость. Она рассказывает сожителям сладкие сказки о любви, которые рождаются в ее воображении. Над ней откровенно насмехаются, ведь Настя – обычная проститутка, о чистой и настоящей любви она может только мечтать. Единственная для нее возможность забыть обо всем этом – напиться.

Василиса – является представительницей «хозяев жизни», ведь она – жена хозяина ночлежки. Но владельцы «дна» слабо чем отличаются от его обитателей. Сохранить человеческий облик практически невозможно, если ты постоянно находишься в зверинце. Василиса – это властная, бесчувственная и жестокая женщина, которая любит только деньги. Ее любовник Васька Пепел, вор, у которого отсутствуют моральные принципы, и тот замечает, что в этой женщине нет души. Ее внешняя красота противопоставляется внутреннему уродству. Она клянется Пеплу в любви и толкает его на воровство. Потом узнает, что он любит ее сестру Наташу и обещает отдать ее ему, если Пепел убьет Костылева, супруга Василисы. Затем хозяйка ночлежки начинает жестоко издеваться над сестрой. Она злится на Наташу и мстит ей за то, что от нее ушел любовник. Наташа ничего не может ей ответить, она, по природе своей, добрый и мягкий человек, способный сочувствовать чужому горю. Увидев однажды Наташу с Пеплом, Василиса приходит в ярость и, заперев сестру в доме, избивает ее до полусмерти. Наташа уже готова идти даже в тюрьму за Пеплом, только бы не возвращаться в дом к Василисе. Она попадает в клинику, а оттуда исчезает в неизвестном направлении, спасаясь от жестокости родной сестры.

Василиса же, наверняка, сможет выкрутиться и избежать тюрьмы. Она продолжит прежнюю жизнь, поскольку только с таким характером, как у нее, можно выжить в этих чудовищных условиях.

Каждая героиня пьесы интересна по-своему. Именно через женские образы читателю лучше всего удается почувствовать те бесчеловечные условия жизни, в которых оказались обитатели ночлежки.