Взятка в комедии ревизор. Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор

Сцена дачи взятки в комедии происходит в IV действии, когда чиновники уже уверены, что Хлестаков – настоящий ревизор и перед ним надо выслужиться. Они единодушно решили, что надо «подсунуть», но не знают, как это сделать. Опытный интриган Земляника советует идти по одному, и первым отправляют судью как самого красноречивого («У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел»).

Хлестаков наивно считает, что угождают ему «из чистого сердца». Когда к нему приходит судья, то Хлестаков его расспрашивает о службе, об орденах. Но судья отвечает совершенно машинально, весь поглощенный мыслью о взятке. Его реплики «в сторону» показывают его внутреннее состояние: страх, ужас. От страха он роняет деньги на пол, а на вопрос Хлестакова, что это у него в руке, растерянно отвечает: «Ничего-с». Хлестаков действует стихийно: увидел, что деньги упали, и попросил взаймы. Он обещает прислать когда и чем будет отдавать долг. А судья, чувствующий себя уже «под судом», обрадовался оказать такую услугу важной персоне. И Хлестаков делает вывод, что «судья – хороший человек!».

Почтмейстер на расспросы Хлестакова отвечает только: «Так точно-с», «Совершенная правда». И, видя, что ему не перечат, Хлестаков решается попросить взаймы у почтмейстера, приведя благовидный предлог: «В дороге совершенно издержался». И опять доволен результатом. Лука Лукич трясется от страху, предложенную сигару закуривает не с того конца и никак не поддерживает светский разговор. Хлестаков уже уверенно просит взаймы ту же сумму, и Лука Лукич почти бегом уходит, радуясь: «Ну, слава Богу! Авось не заглянет в классы».

Самым искушенным и угодливым оказывается Земляника. Он напоминает Хлестакову о своих заслугах: сопровождал и принимал лично в богоугодных заведениях. Хваля себя, обливает грязью других чиновников, сплетничает, а потом предлагает изложить это на бумаге. Хлестаков не понимает, что ему предлагают донос, но Земляника-то знает, что по обвинению в якобинстве смотрителю училищ грозит каторга. Он хотел бы так и уйти, но Хлестаков, уже обнаглев, возвращает его и просит взаймы уже четыреста рублей.

Бобчинский и Добчинский – помещики. Они не зависят от Хлестакова по службе и пришли просто из любопытства. Но Хлестаков уже нагло требует у них денег: «Взаймы рублей тысячу». А когда выясняется, что такой суммы у них нет, то согласен и на меньшее: «Да, ну если тысячи нет, так рублей сто». Обшарив все карманы, помещики наскребли шестьдесят пять рублей, но Хлестаков согласен и на эту сумму. У помещиков личные просьбы: один хочет узаконить внебрачного сына, другой – просто чтобы о нем узнали в Петербурге. Хлестаков им все это обещает и только теперь начинает понимать, что его принимают за кого-то другого.

Эта сцена очень важна для раскрытия характеров героев. Она передает и страх, и угодливость, и низость чиновников, и легкомыслие, а затем и наглость Хлестакова, если ему не дают отпора.

Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)

Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)

Школьное сочинение

К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», ― так считает Артемий Филиппович. «Отцы города» являются «в полном параде и мундирах», «чтобы официально представиться ревизору».

Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, которые указывают на страх, подобострастие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «потерявшись и ронял на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно», и т. д.

Хлестаков же в начале приема еще далек от догадки, почему все так внимательны к нему и услужливы, он продолжает думать, что все дело в его личных незаурядных качествах, играет роль любезного, просвещенного гостя, впрочем, искренне благодарного за теплый прием.

Теперь уже темы для разговоров с посетителями предлагает Хлестаков. Они выдают скудность, убожество интересов молодого человека: сигары ― «это моя слабость. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен», «Я…люблю хорошую кухню», «А мне нравится Владимир (орден). А вот Анна третьей степени уже не так». Нелепыми являются приставания Хлестакова к Луке Лукичу с вопросами о том, кто ему больше нравится, брюнетки или блондинки, или заявление, что в «моих глазах точно есть что то такое, что внушает робость».

Высказавшись о том, что он любит, а эта тема очень бедна, Иван Александрович и не знает, о чем больше говорить, потому пытается сформулировать хоть какие то фразы, как в разговоре с Земляникой:

«― Как ваша фамилия? Я все позабываю.

― А, да! Земляника. И что ж, скажите, пожалуйста, есть у вас детки?

― Как же с, пятеро; двое уже взрослых.

― Скажите, взрослых! А как они … как они того?»

Из всех чиновников Артемий Филиппович Земляника особенно выделяется. Он успевает за небольшое время приема «заложить» множество своих приятелей и родственников с целью продвижения по службе: «Вот смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство доверить ему такую должность…» Но самое интересное в этой ситуации ― реакция Хлестакова на предложение написать донос на бумаге: «Мне будет приятно. Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что нибудь забавное…»

Посещение каждого чиновника заканчивается вручением денег, «якобы взаймы». Если с судьей это произошло как бы случайно для Хлестакова, то потом он входит во вкус, так как начинает догадываться, что принят за важное, «государственное лицо». Это не только не начинает смущать его, но и побуждает к более решительным действиям: он выслушивает всех не хуже любого важного чиновника. Новая для Хлестакова манера возникает как следствие той раболепно угоднической атмосферы, которая создается каждым входящим для представления.

Но Хлестаков так и не понимает, что все вручаемое ему ― это взятки, даваемые с определенной целью, он продолжает считать, что так проявляются милые нравы чудесного города, населенного приятными и учтивыми людьми. И интригу, игру он тоже неспособен вести. Значит, не герой ведет действие, а действие ― героя. В этом состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре.

www.ukrlib.com.ua

К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», ― так считает Артемий Филиппович. «Отцы города» являются «в полном параде и мундирах», «чтобы официально представиться ревизору».

Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, которые указывают на страх, подобострастие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «потерявшись и ронял на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно», и т. д.

Хлестаков же в начале приема еще далек от догадки, почему все так внимательны к нему и услужливы, он продолжает думать, что все дело в его личных незаурядных качествах, играет роль любезного, просвещенного гостя, впрочем, искренне благодарного за теплый прием.

Теперь уже темы для разговоров с посетителями предлагает Хлестаков. Они выдают скудность, убожество интересов молодого человека: сигары ― «это моя слабость. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен», «Я…люблю хорошую кухню», «А мне нравится Владимир (орден). А вот Анна третьей степени уже не так». Нелепыми являются приставания Хлестакова к Луке Лукичу с вопросами о том, кто ему больше нравится, брюнетки или блондинки, или заявление, что в «моих глазах точно есть что‑то такое, что внушает робость».

Высказавшись о том, что он любит, а эта тема очень бедна, Иван Александрович и не знает, о чем больше говорить, потому пытается сформулировать хоть какие‑то фразы, как в разговоре с Земляникой:

«― Как ваша фамилия? Я все позабываю.

― А, да! Земляника. И что ж, скажите, пожалуйста, есть у вас детки?

― Как же‑с, пятеро; двое уже взрослых.

― Скажите, взрослых! А как они … как они того?»

Из всех чиновников Артемий Филиппович Земляника особенно выделяется. Он успевает за небольшое время приема «заложить» множество своих приятелей и родственников с целью продвижения по службе: «Вот смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство доверить ему такую должность…» Но самое интересное в этой ситуации ― реакция Хлестакова на предложение написать донос на бумаге: «Мне будет приятно. Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что‑нибудь забавное…»

Посещение каждого чиновника заканчивается вручением денег, «якобы взаймы». Если с судьей это произошло как бы случайно для Хлестакова, то потом он входит во вкус, так как начинает догадываться, что принят за важное, «государственное лицо». Это не только не начинает смущать его, но и побуждает к более решительным действиям: он выслушивает всех не хуже любого важного чиновника. Новая для Хлестакова манера возникает как следствие той раболепно‑угоднической атмосферы, которая создается каждым входящим для представления.

Но Хлестаков так и не понимает, что все вручаемое ему ― это взятки, даваемые с определенной целью, он продолжает считать, что так проявляются милые нравы чудесного города, населенного приятными и учтивыми людьми. И интригу, игру он тоже неспособен вести. Значит, не герой ведет действие, а действие ― героя. В этом состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре.

Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор»

Уже в четвертом гоголевском акте все чиновники небольшого города из комедийной пьесы окончательно поверили в то, что Хлестаков, который по замыслу автора случайно оказывается в этом месте, является важнейшим чиновником. Все они думают, что этот мнимый ревизор должен проверить работу подведомственных государству учреждений, поэтому так сильно его боятся. И это позволило человеку, который ничего интересного собой не представляет, вдруг стать кем-то. Тем, кого они и хотели бы увидеть в нем. Сам автор его характеризует, что он пустой и никчемный человек - «пустышка», и добавляет, что тот «фитюлька».

Получается, что главный герой стал тем, кем его и хотели видеть. И вот теперь чиновники усердно стараются хоть немного сохранить свои подведомственные учреждения от каких-либо проверок. Они пытаются полностью обезопасить себя. А для этого они решают дать деньги, думая, что это самое чудесным решение, ведь в их мире все можно продать и все покупается. Как предлагает один из чиновников маленького города, «подсунуть» деньги ревизору, как это происходит, по мнению Артемия Филипповича, во всем «благоустроенном» обществе. А к ревизору все городские чиновники одеваются так, словно на парад. Они в мундирах и стараются выглядеть так, чтобы произвести положительное мнение на «ревизора». Так выглядит официальное представление так называемых «отцов города» перед лживым ревизором.

Чтобы показать, каково внутреннее состояние чиновников автор использует более точные ремарки, которые дают пояснение. Они - то и позволяют увидеть, как велик страх у чиновников, насколько они подобострастны и услужливы во всем. Гоголь так позывает их: «вытянувшись», «придерживая рукой шпагу». А когда они начинают дрожать перед проверяющим, то автор уже использует такие выражения: «потерявшись», стал ронять на пол много ассигнаций. Все действия чиновники выполняли по гоголевским репликам «поспешно» и все их тело дрожало от испуга и страха.

Иван Александрович, которого случайным образом приняли за проверяющего, не может даже догадаться о том, в чем истинная причина услужливости местного чиновничества по отношению к нему. А ведь они все так услужливы и внимательны, что Хлестаков вскоре даже начинает думать о том, что все это происходит, потому что он обладает самыми превосходнейшими качествами личности, которые и покорили местных чиновников. Поэтому он так смело и наивно играет роль гостя из высшего света, который любезен и благодарен этим людям за «теплый» прием.

Конечно же, темы для разговоров со всеми посетителями предлагает сам мнимый ревизор. И если сделать хоть небольшой анализ, то сразу же можно заметить, как невежественны его речи, скудны и убоги его интересы. Есть у него и сильнейшие слабости: это, прежде всего, сигары и женский пол, который никогда не может оставить его равнодушным. Любит Хлестаков хорошо и сытно покушать. А дальше его мысли взлетают еще выше. Например, он рассуждает о том, что ему больше нравится орден Владимира, а вот остальные уже ему нравится не так сильно. Хотя у него нет ничего, и заслуг-то у него тоже нет, чтобы ордена ему давать.

А как нелепо и смешно выглядят его вопросы к Луке Лукичу, у которого он все хотел узнать, какие же женщины ему нравятся больше всего: брюнетки или блондинки. А затем он еще и смог набраться смелости, чтобы заявить всем присутствующим о том, что в его глазах есть что-то такое неопределенное, которое так сильно действует на людей, что у них появляется вдруг робость. И когда он все это высказывает, и, понимая, что даже тема, где он рассказал о том, что он любит, довольно бедна, Хлестаков просто уже не знает, о чем же еще можно поговорить, поэтому в разговоре с Земляникой пытается сказать хоть какие-то фразы. Например, что он забывает фамилию своего собеседника и это же показывает его невежество.

Но и дальше разговор с Земляникой строится в виде странного диалога. Он, например, интересуется, есть ли у него дети. А когда узнает, что их пятеро, а двое даже взрослых, то задает свое глупые вопросы: «А как они того?». Но такого собеседника даже мнимый ревизор выбирает себе не случайно, так как Земляника все-таки выделятся среди остальных чиновников уездного города. Так, Артемий Филиппович с большой легкостью совсем за небольшой срок смог предать всех своих приятелей и даже родственников. А он их вот так «закладывает» только лишь с одной целью, чтобы продвинуться по службе. Сам автор так интересно описывает этого городского чиновника: смотритель местного училища. И тут же поясняет, что непонятно вообще, как ему вообще дали эту должность.

Но тут же обращает внимание и то, как сам Хлестаков реагирует на такое предложение, как не только ему рассказать обо всех, но и написать такой донос на бумаге. Он считает это забавным, поэтому сообщает Землянике, что такой донос ему будет очень приятным сюрпризом, и тогда, когда ему скучно, то он сможет прочесть и что-то забавное в этом доносе». Хлестаков посещает каждого чиновника и у каждого из них он берет деньги, якобы взаймы. И если первым оказывается судья, с которым такое денежное движение происходит совершенно случайно, то потом ему это начинает нравиться. А когда он входит уже во вкус, то начинает понимать: происходит что-то необычное и важное и эти деньги дают ему с удовольствием непросто так. Но это Хлестакова не останавливает, а только прибавляет желания.

И вдруг основной персонаж понимает, что его принимают за кого-то другого, какое-то важное, а может быть, даже государственное лицо. Но это его не останавливает, а лишь приводит к тому, что он действует быстро. Так, он старается выслушать внимательно всех, кто к нему обращается. И это так происходит, как это мог сделать важный чиновник, за которого его и принимают. Вот тут начинает проявляться новая манера общения для основного персонажа. И возникает она под воздействием той атмосферы, в которую он попадает. Так, эта атмосфера угодничества и раболепства. И каждый чиновник, который приходит к Хлестакову, чтобы представиться лишь только усиливает эту атмосферу и укрепляет новую манеру общения главного героя.

Но все-таки гоголевский персонаж так до конца и не понимает, что же это за взятки такие и зачем они ему даются. А ведь они имеют определенные цели. А наивный Хлестаков считает, что это чиновники уездного города так милы и что у них так чудесно заведено, поэтому ему так приятно общаться с этими учтивыми, приятными и все понимающими людьми. А ведь на самом деле гоголевский герой столь наивен и недалек, что он не способен завести какую-то интригу и вести действия, он может лишь только сам слепо следовать этому действию. В этом и есть своеобразие и необычность гоголевского сюжета о необыкновенном и странном ревизоре.

Сцена дачи взятки в комедии происходит в IV действии, когда чиновники уже уверены, что Хлестаков – настоящий ревизор и перед ним надо выслужиться. Они единодушно решили, что надо «подсунуть», но не знают, как это сделать. Опытный интриган Земляника советует идти по одному, и первым отправляют судью как самого красноречивого («У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел»).

Хлестаков наивно считает, что угождают ему «из чистого сердца». Когда к нему приходит судья, то Хлестаков его расспрашивает о службе, об орденах. Но судья отвечает совершенно машинально, весь поглощенный мыслью о взятке. Его реплики «в сторону» показывают его внутреннее состояние: страх, ужас. От страха он роняет деньги на пол, а на вопрос Хлестакова, что это у него в руке, растерянно отвечает: «Ничего-с». Хлестаков действует стихийно: увидел, что деньги упали, и попросил взаймы. Он обещает прислать когда и чем будет отдавать долг. А судья, чувствующий себя уже «под судом», обрадовался оказать такую услугу важной персоне. И Хлестаков делает вывод, что «судья – хороший человек!».

Почтмейстер на расспросы Хлестакова отвечает только: «Так точно-с», «Совершенная правда». И, видя, что ему не перечат, Хлестаков решается попросить взаймы у почтмейстера, приведя благовидный предлог: «В дороге совершенно издержался». И опять доволен результатом. Лука Лукич трясется от страху, предложенную сигару закуривает не с того конца и никак не поддерживает светский разговор. Хлестаков уже уверенно просит взаймы ту же сумму, и Лука Лукич почти бегом уходит, радуясь: «Ну, слава Богу! Авось не заглянет в классы».
Самым искушенным и угодливым оказывается Земляника. Он напоминает Хлестакову о своих заслугах: сопровождал и принимал лично в богоугодных заведениях. Хваля себя, обливает грязью других чиновников, сплетничает, а потом предлагает изложить это на бумаге. Хлестаков не понимает, что ему предлагают донос, но Земляника-то знает, что по обвинению в якобинстве смотрителю училищ грозит каторга. Он хотел бы так и уйти, но Хлестаков, уже обнаглев, возвращает его и просит взаймы уже четыреста рублей.

Бобчинский и Добчинский – помещики. Они не зависят от Хлестакова по службе и пришли просто из любопытства. Но Хлестаков уже нагло требует у них денег: «Взаймы рублей тысячу». А когда выясняется, что такой суммы у них нет, то согласен и на меньшее: «Да, ну если тысячи нет, так рублей сто». Обшарив все карманы, помещики наскребли шестьдесят пять рублей, но Хлестаков согласен и на эту сумму. У помещиков личные просьбы: один хочет узаконить внебрачного сына, другой – просто чтобы о нем узнали в Петербурге. Хлестаков им все это обещает и только теперь начинает понимать, что его принимают за кого-то другого.

Эта сцена очень важна для раскрытия характеров героев. Она передает и страх, и угодливость, и низость чиновников, и легкомыслие, а затем и наглость Хлестакова, если ему не дают отпора.

    В «Ревизоре», - вспоминал Гоголь впоследствии, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним...

    Мастерство Гоголя великолепно сказалось и в их создании и яркие жизненные характеры представлены Гоголем в образах жены и дочери городничего. Перед нами типичные Провинциальные модницы, жеманницы, кокетки. Они лишены каких либо общественных стремлений,...

    Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» имела шумный успех у демократически настроенной публики и резкое неприятие тех, кто увидел в персонажах себя. Николаю Васильевичу Гоголю удалось создать правдивые образы почти реально существующих героев....

    (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (2) Хлестаков - один из характерных персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Это «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове...». Остановившись...

    Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» положила начало комедии общественных нравов и характеров. Захолустный провинциальный городок - место действия пьесы. Время действия - 1831 год, что выясняется по высказываниям судьи. Усиление политической реакции в...

«Здравствуйте, я ваш ревизор!»

Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин появился на петербургской сцене в неожиданном образе

21.05.18 театр

Московский театр «Et Cetera» под руководством Александра Калягина привез в наш город почти премьерный спектакль - «Ревизор. Версия» в постановке главного режиссера театра Роберта Стуруа. Спектакль этот делался к 75-летнему юбилею Калягина, который был в прошлом году. Так что сейчас должен находиться, так сказать, в расцвете. Но впечатления оставил двоякие: «расцветает» в нем только сам Калягин, всё остальное - как бы между прочим.

Идем на рекорд?

Хотя заявка была громкая - создатели явно шли на рекорд. Во-первых, Стуруа максимально укоротил пьесу Гоголя: спектакль идет полтора часа - короче постановку по четырехактной пьесе найти сложно. Во-вторых - и в-главных - Калягин играет не Городничего, как можно было подумать, а - внимание! - Хлестакова. И это самый «возрастной» Хлестаков в истории театра.

Ну и третий рекорд: ни одного критического замечания в адрес спектакля найти в официальных, то есть написанных не зрителями, а профессионалами, рецензиях невозможно. А так не бывает: обычно всегда найдется тот, кому не понравилось, или тот, кто разглядит хоть какие-то недостатки. Потому что идеальных постановок не бывает. Но, судя по рецензиям на «Ревизора» Стуруа, это как раз тот случай, когда всё идеально. Читай - гениально.

И тут закрадываются некоторые подозрения, почти по Гоголю. Если в «Ревизоре» чиновники боялись заехавшего в город «петербургского чиновника», так, может, московские критики боятся председателя Союза театральных деятелей России, коим является Александр Калягин? Но это так, информация к размышлению.

Поэтому сейчас будет еще один рекорд: первая критическая статья.

В остальных ролях… люстра

Как известно, «Ревизор» - это комедия. «Версия» может быть какой угодно. У «Et Cetera» - п олучилась никакой, хотя явно задумывалась как легкий хоррор. В придуманной Александром Боровским сценографии минимум декораций, на заднем плане - стена с окнами-дверями. И лишь поднимающаяся, опускающаяся и хлопающая перегоревшими лампочками под мрачную музыку старинная люстра притягивает внимание. Похоже, что перед люстрой режиссер поставил четкие задачи. В отличие от актеров.

Кстати, количество чиновников в пьесе, так же как и их монологи, тоже подсокращено. Да чиновников и вообще могло не быть. Удивительно, как таких ярких персонажей, какими они предстают у Гоголя, удалось превратить в пустое место. Ни одного запоминающегося лица, фразы, жеста… Только мрачный Городничий (Владимир Скворцов) с замашками современного хозяина жизни еще как-то выделяется. Ну уж без Городничего всё это вообще не имело бы смысла. Надо же Хлестакову с кем-то взаимодействовать.

В общем, на сцене все ждут появления «инкогнито из Петербурга», ждут его и в зале. Потому что до появления Хлестакова можно наблюдать только за «актерскими находками» люстры. Всё остальное ни то что не смешно и не страшно - мертво.

И наконец Хлестаков - Калягин предстает перед зрителями. Он сидит в… инвалидной коляске. Это очень пожилой человек, судя по капризными интонациям, уже в некотором маразме, но с ирокезом на голове. Стуруа и Калягин не стали кокетничать со зрителем и делать вид, что герою, как у Гоголя, 23 года. Нет, этот Хлестаков - дряхл и немощен, и даже знаменитый монолог о своей бурной петербургской деятельности произносит без особого куража и энтузиазма.

Король без свиты

Интересно, что показывали гастрольный спектакль на сцене БДТ, где когда-то играл Хлестакова сорокалетний Олег Басилашвили. Так сколько тогда было разговоров о его возрасте! Кстати, сам Олег Валерианович был в зале, и, наверное, ему было что вспомнить.

Но если Басилашвили играл все-таки двадцатилетнего, то Калягин с блеском играет старость. Его Хлестаков уже устал от жизни, ему не хочется хвастаться и любезничать с женщинами: сцены с женой и дочерью Городничего вообще больше напоминают совсем другую историю - «Дядюшкин сон». Всё он делает через силу, иногда засыпает «в процессе», и даже чемодан с деньгами берет нехотя. А быстренькое складывание чиновниками денег в этот чемодан, между прочим, заменило блестящую сцену дачи взяток, написанную Гоголем.

Но, как уж было сказано выше, все остальные действующие лица, извините за каламбур, не играют в этом спектакле никакой роли. И тут хочется посочувствовать тем, кто вдруг не в курсе, о чем пьеса «Ревизор» и почему она так знаменита, - после спектакля Стуруа они этого так и узнают. Всё урезано, скомкано, бессмысленно.

Так же как бессмысленно существование Хлестакова, которого волнует только прием пищи. «Как эта рыба называлась?» - каждые пять минут интересуется он. И повторяет все время: «Лабардан, лабардан». Понятно, что в отличие от окружающих, Калягин преподносит эту бессмысленность феерично, демонстрируя все грани своего актерского дарования. Маленький праздник для зрителей все-таки случается.

Но вдруг резко, буквально на полуслове все заканчивается. «Мне надо уехать», - бормочет капризный старик и укатывает на своей коляске. А публика опять остается с невнятными персонажами, не вызывающими никаких эмоций.

Но это еще не финал. Финал будет неожиданным и ярким, дающим представление о том, каким бы мог стать этот спектакль, но, к сожалению, не стал. К ошарашенным чиновникам снова выходит - уже сам, без коляски - герой Калягина и, чеканя шаг, жестко сообщает, что чиновник по особым поручениям Иван Александрович Хлестаков прибыл и желает их видеть незамедлительно. Немая сцена.

Вывод один: большой артист, как и большой чиновник, всегда чуть-чуть мистификатор. Надо только не забывать, что свита тоже играет короля…

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

А вот Анна третьей степени уже не так”. Нелепыми являются приставания Хлестакова к Луке Лукичу с вопросами о том, кто ему больше нравится, брюнетки или блондинки, или заявление, что в “моих глазах точно есть что то такое, что внушает робость”. Высказавшись о том, что он любит, а эта тема очень бедна, Иван Александрович и не знает, о чем больше говорить, потому пытается сформулировать хоть какие то фразы, как в разговоре с Земляникой: “- Как ваша фамилия? Я все позабываю. – Земляника. – А, да! Земляника. И что ж, скажите, пожалуйста, есть у вас детки? – Как же с, пятеро; двое уже взрослых. – Скажите, взрослых! А как они… как они того?” Из всех чиновников Артемий Филиппович Земляника особенно выделяется. Он успевает за небольшое время приема “заложить” множество своих приятелей и родственников с целью продвижения по службе: “Вот смотритель здешнего училища.

Анализ сцены дачи взятки в комедии гоголя «ревизор»

Хваля себя, обливает грязью других чиновников, сплетничает, а потом предлагает изложить это на бумаге. Хлестаков не понимает, что ему предлагают донос, но Земляника-то знает, что по обвинению в якобинстве смотрителю училищ грозит каторга.

Он хотел бы так и уйти, но Хлестаков, уже обнаглев, возвращает его и просит взаймы уже четыреста рублей. Бобчинский и Добчинский – помещики. Они не зависят от Хлестакова по службе и пришли просто из любопытства.


Важно

Но Хлестаков уже нагло требует у них денег: «Взаймы рублей тысячу». А когда выясняется, что такой суммы у них нет, то согласен и на меньшее: «Да, ну если тысячи нет, так рублей сто».


Внимание

Обшарив все карманы, помещики наскребли шестьдесят пять рублей, но Хлестаков согласен и на эту сумму. У помещиков личные просьбы: один хочет узаконить внебрачного сына, другой – просто чтобы о нем узнали в Петербурге.

«анализ сцены дачи взятки в комедии гоголя «ревизор»»

Опытный интриган Земляника советует идти по одному, и первым отправляют судью как самого красноречивого («У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел»). Хлестаков наивно считает, что угождают ему «из чистого сердца».

Когда к нему приходит судья, то Хлестаков его расспрашивает о службе, об орденах. Но судья отвечает совершенно машинально, весь поглощенный мыслью о взятке.

Его реплики «в сторону» показывают его внутреннее состояние: страх, ужас. От страха он роняет деньги на пол, а на вопрос Хлестакова, что это у него в руке, растерянно отвечает: «Ничего-с».

Хлестаков действует стихийно: увидел, что деньги упали, и попросил взаймы.
Они — будто скрижали Моисеевы, из камня цельного сотворены, письменами одарены и на веки вечные с […]

  • Характеристика чиновников в комедии «Ревизор» (таблица) Имя чиновника Сфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души.

Сцена дачи взятки в ревизоре

Но судья отвечает совершенно машинально, весь поглощенный мыслью о взятке. Его реплики «в сторону» показывают его внутреннее состояние: страх, ужас.
От страха он роняет деньги на пол, а на вопрос Хлестакова, что это у него в руке, растерянно отвечает: «Ничего-с». Хлестаков действует стихийно: увидел, что деньги упали, и попросил взаймы.
Он обещает прислать когда и чем будет отдавать долг. А судья, чувствующий себя уже «под судом», обрадовался оказать такую услугу важной персоне.

И Хлестаков делает вывод, что «судья — хороший человек!». Почтмейстер на расспросы Хлестакова отвечает только: «Так точно-с», «Совершенная правда».

И, видя, что ему не перечат, Хлестаков решается попросить взаймы у почтмейстера, приведя благовидный предлог: «В дороге совершенно издержался». И опять доволен результатом.
А для этого они решают дать деньги, думая, что это самое чудесным решение, ведь в их мире все можно продать и все покупается. Как предлагает один из чиновников маленького города, «подсунуть» деньги ревизору, как это происходит, по мнению Артемия Филипповича, во всем «благоустроенном» обществе.

А к ревизору все городские чиновники одеваются так, словно на парад. Они в мундирах и стараются выглядеть так, чтобы произвести положительное мнение на «ревизора».

Так выглядит официальное представление так называемых «отцов города» перед лживым ревизором. Чтобы показать, каково внутреннее состояние чиновников автор использует более точные ремарки, которые дают пояснение. Они - то и позволяют увидеть, как велик страх у чиновников, насколько они подобострастны и услужливы во всем. Гоголь так позывает их: «вытянувшись», «придерживая рукой шпагу».
Когда […]

  • Почему фамилия Хлестаков стала нарицательной Хлестаков – центральный герой комедии «Ревизор». Представитель молодежи своего времени, когда хотели быстрого роста карьеры, не прилагая для этого никаких усилий. Безделье породило то, что Хлестаков желал показать себя с другой, выигрышной, стороны. Такое самоутверждение становится болезненным. С одной стороны, он себя превозносит, с другой – ненавидит. Персонаж пытается подражать нравам столичных бюрократических верхов, подражает им. Его хвастовство иногда пугает окружающих. Кажется, что Хлестаков и сам начинает […]
  • Смысл немой сцены в «Ревизоре» Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников.

Сцена дачи взятки в комедии ревизор

Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей. 4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.
4.7.

Открытое обсуждение действий администрации и модераторов. 4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5. Нарушения 3-й категории: Наказываются запретом на отправления сообщений в форум сроком до 3 суток. 5.1. Мат и ненормативная лексика. 5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).
5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом. 5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам. 5.5.

Сцена дачи взятки в комедии ревизор текст

Он обещает прислать когда и чем будет отдавать долг. А судья, чувствующий себя уже «под судом», обрадовался оказать такую услугу важной персоне.

И Хлестаков делает вывод, что «судья – хороший человек!». Почтмейстер на расспросы Хлестакова отвечает только: «Так точно-с», «Совершенная правда».

И, видя, что ему не перечат, Хлестаков решается попросить взаймы у почтмейстера, приведя благовидный предлог: «В дороге совершенно издержался». И опять доволен результатом. Лука Лукич трясется от страху, предложенную сигару закуривает не с того конца и никак не поддерживает светский разговор.

Хлестаков уже уверенно просит взаймы ту же сумму, и Лука Лукич почти бегом уходит, радуясь: «Ну, слава Богу! Авось не заглянет в классы».Самым искушенным и угодливым оказывается Земляника. Он напоминает Хлестакову о своих заслугах: сопровождал и принимал лично в богоугодных заведениях.
IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели.

Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т.

е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», ― так считает Артемий Филиппович. «Отцы города» являются «в полном параде и мундирах», «чтобы официально представиться ревизору».Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, которые указывают на страх, подобострастие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «потерявшись и ронял на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно», и т.
Гоголь сам говорил, что это первое его творение, написанное с определенной целью. Что же главного хотел донести автор? Да показать он хотел нашу страну без прикрас, все пороки и червоточины общественного строя России, которые и до сих пор характеризуют нашу Родину. «Ревизор» — бессмертное, безусловно, […]

  • «Хлестаковщина» как нравственное явление Хлестаков — центральная фигура комедии Гоголя «Ревизор». Герой этот — один из самых характерных в творчестве писателя. Благодаря ему появилось даже слово хлестаковщина, которое обозначает явление, порождённое российским бюрократическим строем. Чтобы понять, что такое хлестаковщина, нужно поближе познакомиться с героем. Хлестаков — это молодой человек, любитель погулять, промотавший деньги и поэтому постоянно в них нуждающийся. По воле случая он оказался в уездном городе, где его приняли за ревизора.

Сцена дачи взятки в комедии происходит в IV действии, когда чиновники уже уверены, что Хлестаков – настоящий ревизор и перед ним надо выслужиться. Они единодушно решили, что надо «подсунуть», но не знают, как это сделать.

Опытный интриган Земляника советует идти по одному, и первым отправляют судью как самого красноречивого («У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел»). Хлестаков наивно считает, что угождают ему «из чистого сердца». Когда к нему приходит судья, то Хлестаков его расспрашивает о службе, об орденах. Но судья отвечает совершенно машинально, весь поглощенный мыслью о взятке. Его реплики «в сторону» показывают его внутреннее состояние: страх, ужас. От страха он роняет деньги на пол, а на вопрос Хлестакова, что это у него в руке, растерянно отвечает: «Ничего-с». Хлестаков действует стихийно: увидел, что деньги упали, и попросил взаймы.

1. Историческая правдивость комедии.
2. Визиты чиновников к Хлестакову.
3. Визит купцов и превращение Хлестакова во взяточника.
Представители господствующего класса и выразители их взглядов в печати, стре¬мясь снизить сатирическое звучание «Ревизора», после первого спектакля утверж¬дали, что «не стоило смотреть эту глупую фарсу», что пьеса является «рядом смеш¬ных карикатур». Правда, в первоначальной редакции фарсовые моменты в пьесе имелись, и по вине театральных критиков они были подчеркнуты актерами. Но в последней редакции пьесы Гоголь сумел не только отвести эти упреки, но, добавив к пьесе в качестве эпиграфа народную пословицу «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», со всей резкостью еще раз подчеркнул «кривые рожи» своих совре¬менников.
В. Г. Белинский писал: «В высшей степени художественная комедия проникну¬та глубоким юмором и ужасающая своей верностью действительности»
Не только служебные преступления, выведенные на всеобщее осмеяние, дела¬ют «Ревизора» произведением большой обличительной силы, но и убедительно раскрытый Гоголем процесс превращения человека в сознательного взяточника.
На протяжении нескольких сцен Хлестакову и в голову не приходит, что он получает взятки. Услыхав, что городничий «готов служить сию минуту» и дать ему денег, Хлестаков обрадовался: «Дайте, дайте мне взаймы, я сейчас же расплачусь с трактирщиком». А получив деньги, тут же с искренней убежденностью в том, что он это сделает, обещает: «Я вам тотчас пришлю их из деревни...». У него и не возни¬кает мысли, что он получил взятку, ему безразлично, почему и зачем «благородный человек» одолжил ему денег. Он думает лишь о том, что сможет расплатиться с дол¬гами и наконец как следует поесть. Конечно, и завтрак в богоугодном заведении никак не воспринимается им как «подмазывание». На следующий день, с удоволь¬ствием вспоминая этот завтрак, он говорит: «Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интере¬са». Где ж ему догадаться, что угощают его как раз «из интереса»!
Хлестакову наносят визиты городские чиновники. Первым является Ляпкин-Тяикин, роняющий от волнения деньги на пол. Хлестаков вновь просит взаймы и обещает выслать долг из деревни. Просит он взаймы и у почтмейстера. Гоголь объясняет, что Хлестаков «просит денег, потому что это как-то само собой срыва¬ется с языка и потому, что уже у первого он попросил и тот с готовностью предло¬жил». Следующий посетитель - смотритель училищ - от неожиданных вопросов Хлестакова оробел. Заметив это, Хлестаков не может не похвастать: «...в моих глазах, точно, есть что-то такое, что внушает робость». Тут же он рассказывает про «престранный случай» и просит взаймы. Приходит Земляника. Наябедничав на своих приятелей чиновников: «для пользы отечества я должен это сделать», - оправдывает себя трусливый чиновник. Земляника рассчитывает улизнуть, не дав взятки. Однако Хлестаков, войдя в раж и уже начав привыкать к «доброте» город¬ских чиновников, возвращает Землянику, вновь просит взаймы и, конечно, доби¬вается своего.
Окончательно мы убеждается в том, что Хлестаков не сознает, что берет взят¬ки, читая сцену с Добчинским и Бобчинским. Один из них - «житель здешнего города», другой - помещик и никаких оснований для дачи взятки у них нет. Тем не менее, Хлестаков «Вдруг и отрывисто», даже не рассказывая о странном случае, о том, что «он в городе поиздержался», спрашивает: «Денег у вас нет?» Запросив тысячу рублей, готов согласиться на сотню и удовлетворяется шестьюдесятью руб¬лями.
Только теперь у него возникает мысль, что его «принимают за государственно¬го человека», но о том, что ему давали взятки, он еще не догадывается. Он по-пре¬жнему уверен, что чиновники - просто добрые бескорыстные люди. Наконец при¬ходят купцы с жалобами на «обижательство», которые они терпят от городничего. Купцы просят Хлестакова не побрезговать и взять от них продукты, но Хлестаков с достоинством отказывается: «Нет, вы этого не думайте, я не беру совсем никаких взяток».
Наконец-то до сознания Хлестакова дошел смысл происходящего - впервые он произносит слово «взятка», понимая под ним вещественные «подношения» со сто¬роны купцов. Но тут же он говорит: «Вот, если бы вы, например, предложили мне взаймы рублей триста, - ну тогда совсем другое дело: взаймы я могу взять.,.Изволь-те - взаймы я ни слова: я возьму». И тут же соглашается взять и «подносик» и вновь, отказываясь «от сахарцу», утверждает: «О, нет, я взяток никаких...». Лишь вмеша¬тельство Осипа, убеждающего своего барина в том, что «в дороге все пригодится», приводит к тому, что Хлестаков, считающий «подносик» взяткой, от которой он только что дважды отказывался, молча соглашается, чтобы Осип все забрал.
Гоголь очень интересно показывает нам ход внутренних движений Хлеста¬кова. Великолепно осознавая, что он не вернет ни рубля из «взятых взаймы» денег, этот герой, тем не менее, не испытывает ни малейших угрызений совес¬ти. Но и когда факт дачи взятки в виде «подносика» становится очевидным для него самого, Хлестаков недолго изображает из себя честного неподкупного че¬ловека. Он уже превратился в сознательного взяточника, и более того - стал вымогателем.