Выставка де кирико в третьяковке. Аргонавт всегда возвращается

“Полуденная меланхолия” (1913) - картина с таким романтическим названием открывает выставку, заставляя с первых минут уловить суть метафизической живописи. Зеленоватая пара артишоков на переднем плане, выглядящие как морские ежи или гигантский репей, своей обыденностью спорят с поделенной надвое светотенью таинственной площади, кирпичной кладкой стены и дымящей трубой. О чем эта картина - пытается понять каждый посетитель.

Уяснив смысл метода де Кирико, он уйдет с выставки, раскрыв для себя новаторский метод художника. По пути метафизики де Кирико шел долго. С 1910 по 1978 год. Изначально на формирование его взглядов большое влияние оказал Фридрих Ницше. “Я единственный художник на свете, который по-настоящему понял Ницше”, - заявляет мастер в документальном фильме, который покажут на выставке.

Ему оказалась очень близка идея “вечного возращения” на круги своя событий и явлений жизни в ее непрерывном течении. Именно поэтому метафизическая живопись смотрит внутрь подсознания. Де Кирико писал: “У всякой вещи есть две стороны: обычная, то, что мы видим почти всегда…и другая, призрачная или метафизическая, которую дано увидеть лишь редким людям в минуты прозрения…

Впервые такое прозрение пришло к художнику в 1911 году, когда он стоял на площади Санта-Кроче во Флоренции. Любуясь монументом и базиликой, его вдруг посетило странное чувство поразительной новизны увиденного. После этого эпизода и родилась первая метафизическая картина “Загадка осеннего полдня” (1910). Далее художник ищет собственный язык для выражения этих подспудных метафизических идей. На его ранних полотнах привычное кажется призрачным, предметы вступают в парадоксальные связи и рушат понятия, перспективу, заявляя миру о своей сути. Мы видим множество пустынных площадей, одинокие статуи, безликие манекены, комнаты, заставленные предметами.

Этот важный и наиболее известный период творчества де Кирико на выставке представлен скудно: кроме “Полуденной меланхолии” из французского Центра Жоржа Помпиду - это буквально пара портретов и рисунков. По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, это связано с тем, что нью-йоркский Museum of Modern Art, владеющий полотнами того периода, не участвует в подобном музейном обмене.

Богатство и многообразие экспонатов выставки

Однако последующие творческие эксперименты де Кирико можно увидеть достаточно широко. Это и подражание старым мастерам - Рубенсу и Ватто, вылившееся в целую череду автопортретов, и большое количество изображений с манекенами, и полотна с отсылом в античную мифологию.

Холсты, графика, скульптурные работы и театральные костюмы для дягилевских “Русских сезонов” - все это долгожданное богатство объединено названием выставки “Метафизические прозрения” и дает понимание художественного метода живописца, погружая в разные этапы творческого пути, начиная с программной метафизики 1910 годов, до неоклассики 1930-40 годов и поздней неометафизики.

Фото: Татьяна Золочевская

“Хронологически творчество де Кирико представлено периодом с 1910 до 1970 годов и разделено на несколько тематических разделов” , - говорит куратор выставки Татьяна Горячева.

Названия разделов звучат так: ведение, история и миф, диалог со старыми мастерами, автопортреты и вечное возращение. Эти темы и раскрывают сполна смысл полотен.

Большинство экспонатов прибыли из Италии, их предоставил Фонд Джорджо и Изы де Кирико (второй супруги мастера). Среди прочих - крупнейший арт-дилер Давид Нахмад, Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето (Италия), Центр Жоржа Помпиду (Франция), Музей Виктории и Альберта (Великобритания), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Россия) и другие.

Эта выставка, которую мы готовили полтора года - первая выставка де Кирико в России. До этого был проект 1929 года, где было показано всего три работы художника. Одно из произведений было куплено и хранилось в ГМИИ им. Пушкина, который сейчас любезно предоставил нам эту работу ”, - рассказала Зельфира Трегулова.

Неудивительно, что такому событию предоставлена потрясающая выставочная площадка. Новая Третьяковка (так называют теперь здание на Крымском Валу) выделила 2 этажа под эту внушительную итальянскую коллекцию. При входе посетители попадают на просторный балкон, справа на светло-серых стенах висят картины, а слева, бросив взгляд вниз, можно увидеть другой зал, расположенный на уровне первого этажа. Отсюда хорошо видны изящные белые полуарки, изнутри выкрашенные в разные цвета, в которых представлена графика.

В конце балкона, если свернуть направо, попадаешь в довольно вместительное вытянутое помещение. Здесь темные, почти черные стены контрастируют со светлой плиткой пола, и на этом фоне особенно эффектно выглядят расположенные по двум сторонам картины и стоящие по центру и в торце театральные костюмы в стеклянных витринах.

Личность художника, русские жены и балет

Любопытно, что Джорджо де Кирико себя ценил очень высоко. В одном из интервью 1978 года он называет себя “лучшим художником XX столетия”. В повседневной жизни он был склонен к театральным эффектам. Его первая жена Раиса Гуревич рассказывала, как на пути из Франции в Монте-Карло де Кирико специально оделся в доспехи воина, чтобы подняться на холм-место сражения галлов и римлян, и в таком виде преклонить колена в память о героях.

Обе жены художника - русские. С первой, упомянутой Раисой, они познакомились в 1925 году в римском театре, для которого он делал эскизы декораций и театральных костюмов. Раиса была прима-балериной. Потом они поженились и жили в Париже.

Фото: Татьяна Золочевская

В 1931 году они расстались, и он женился на Изабелле Паксзвер, у нее тоже были русские корни. Он прожил с ней всю оставшуюся жизнь и очень любил ее. На многих полотнах его муза предстает то в образе богини, то героини. Она организует выставки и после смерти супруга создает Фонд художественного и литературного наследия, завещая ему не только работы, но и прекрасный дом на площади Испании, где они прожили 30 лет. В этом доме теперь и располагается Фонд.

Куратор Фонда Джорджо и Изы де Кирико - Виктория Ноэль Джонсон поясняет, почему на выставке представлены театральные костюмы. Это никак не связано с первой женой-балериной: “Мы подумали, что для первой выставки де Кирико в России было бы важно показать связь художника именно с русским искусством, русским балетом. И в этом разделе мы представляем выполненные по эскизам де Кирико прекрасные костюмы к дягилевскому балету “Бал” из коллекции британского Музея Виктории и Альберта.

Эти костюмы ручной работы, а на их изнанке вышиты имена танцовщиков. Они не стирались с 30-х годов, на них можно увидеть пятна пота, которые символически демонстрируют крепкую связь художника с Россией.

Что дал Джорджо де Кирико миру живописи

Задолго до Сальвадора Дали, Джорджо де Кирико осознал и привнес важность подсознательного в мир живописи. Но его считают лишь “отцом” сюрреализма, некоейно отмечали некую осязаемую остановку времени и пространства на его полотнах. предтечей. “Они не очень поняли концепцию метафизики, но отдали должное ее визуальному выражению, в частности способности делать осязаемую остановку времени и пространства, которая так очевидна на картинах де Кирико ”, - объясняет Виктория Ноэль Джонсон. Он оказал огромнейшее влияние на творчество Магритта и Дали, вплоть до Казимира Малевича. Очень многие современные художники имеют параллели в своем творчестве с де Кирико.

Фото: Татьяна Золочевская

Искусствоведы ставят его в один ряд с Пикассо. “Но если Пикассо олицетворяет суровость отца, то де Кирико - нежность матери ,” - пояснила на открытии выставки ее куратор с русской стороны, искусствовед Татьяна Горячева.

Известно, что именно Пикассо и Аполлинер открыли в 1930 годы де Кирико, увидев его работы в парижском Осеннем салоне. “Они оба являются несущими опорами искусства XX века. Пикассо вообще был одним из немногочисленных художников, кого де Кирико уважал и ценил. И Пикассо отвечал ему тем же ”, - рассказывает Виктория Ноэль Джонсон.

На выставке есть картины, раскрывающие это взаимовлияние. “Речь о двух картинах из серии “Римские женщины” - одна из московского Пушкинского музея, другую представил Музей Роверетто - на которых в тесном, почти клаустофобическом пространстве изображены огромные женские фигуры ”, - продолжает куратор Фонда. Моделью для них выступила первая супруга Раиса.

Фото: Татьяна Золочевская

Считается, что повлиял де Кирико и на творчество Энди Уорхолла. В 1950-60 годы Джорджо копирует сам себя, создавая несколько версий одной и той же картины. Виктория Ноэль Джонсон поясняет: “Это относится к таким хрестоматийным сериям, как “Разрушение муз” или “Площади Италии”. Возможности таких авторских копий моментально оценил Уорхолл ”.

В заключение хочется сказать, что эта грандиозная выставка при всем многообразии ценных экспонатов лишь приоткрывает зрителю весь Гений Джорджо де Кирико. Пытливые умы смогут до краев наполниться живительным знанием о метафизической живописи, а неискушенный зритель получит глубокое эстетическое впечатление от общего обзора экспозиции. Закончу словами самого мастера: ”Не надо забывать, что картина должна быть отражением внутреннего ощущения, а внутреннее означает странное, странное же означает неизведанное или не совсем известное” .

Джорджо де Кирико. «Орфей - уставший трубадур». 1970

В Третьяковской галерее 20 апреля 2017 года откроется первая в России масштабная выставка работ итальянского живописца Джорджо де Кирико (1888−1978) - изобретателя «метафизической живописи». На выставке представят произведения живописи, графики, скульптуры, а также театральные костюмы, выполненные художником для антрепризы Сергея Дягилева к балетной постановке «Бал» (1929).

Вниманию зрителей - более 100 произведений художника

Джорджо де Кирико. Свет и тень

Выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» - совместный проект Третьяковской галереи и Фонда Джорджо и Изы де Кирико (Fondazione Giorgio e Isa de Chirico). Работы для выставки предоставили Национальная галерея нового и современного искусства (Рим), Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето, Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей Виктории и Альберта (Лондон), ГМИИ им. А. С. Пушкина и частная коллекция из Швейцарии.

Экспозиция откроет ежегодный фестиваль искусств «Черешневый лес», который с 2001 года ежегодно проводится в России компанией Bosco di Ciliegi.

Джорджо де Кирико. Мастер

Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос, в семье итальянцев. Он обучался рисунку и живописи вначале в Афинах, а затем во Флоренции. Позже, в период своего обучения в Академии изобразительных искусств в Мюнхене между 1906-м и 1909 годами, де Кирико оказался под влиянием таких философов как Ницше, Шопенгауэр и Отто Вейнингер, а также художников Арнольда Бёклина и Макса Клингера. Первые работы, которые называют «метафизическими», художник создал в 1910 г. во Флоренции, куда он переехал с матерью и братом.

Джорджо де Кирико. Меланхолия и тайна улицы

Также мастера очаровал «квадратный город» Турин, город Ницше, написавшем здесь в 1888 «Так говорил Заратустра». В 1911 году, приехав в Париж, художник сблизился с Пикассо, Дереном и Аполлинером, познакомился с творчеством Брака и Леже. Формальный же отсчет школы «метафизической живописи» ведется с 1917 года: проходя военную службу в тылу, в Ферраре, де Кирико подружился с художником Карло Карра, вместе с которым и развивал новые идеи, уже имея к тому времени собственный багаж сюжетов, живописной манеры и технических приемов.

Джорджо де Кирико. Сомнение поэта. 1913

Теоретические труды и картины раннего периода художника впоследствии стали мощным источником вдохновения для сюрреалистов. Выставка в Третьяковской галерее раскроет все грани творчества де Кирико: классическая «метафизическая» и постметафизическая живопись, обращение художника в 1920-х - 1930-х годах к интерпретации античности и мифологических сюжетов, его интерес к живописи старых мастеров.

Джорджо де Кирико. Две фигуры

Зрители увидят многочисленные автопортреты де Кирико, а также совсем ранние картины, свидетельствующие о его увлечении искусством швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина (1827−1901). Большинство работ предоставлено Фондом де Кирико (Рим, Италия), основанным в 1986 году. По завещанию вдовы художника, Фонд получил большой корпус поздних его работ.

Джорджо де Кирико. Возвращение Улисса. 1968

Художник прожил долго - 90 лет, и сетовал на то, что, живя так долго и оказавшись современником Дали, не именовался гением сюрреализма.

«Если бы я умер в 31 год, как Сера, или в 39, как Аполлинер, меня бы сегодня считали одним из главных живописцев века. Знаете, что говорили бы эти глупые критики?! Что самый великий художник-сюрреалист - это не Дали, не Магритт, не Дельво, а я, Кирико!»

Джорджо де Кирико. Желтая книга

Джорджо де Кирико - один из самых необычных мастеров XX столетия, творчество которого характеризуется последовательной сменой авангардных движений. И, в отличие от многих современников, последовательно раскрывающих свои идеи и увлечения во времени, он создал уникальную метафизическую вселенную, где работал над множеством идей.

Джорджо де Кирико. «Метафизический интерьер со статуей в профиль». 1962

По замыслу кураторов, произведения, вошедшие в экспозицию «Метафизические прозрения», предоставят публике возможность осмыслить влияние Джорджо де Кирико не только на европейских художников, но и на русских - в первую очередь, на Казимира Малевича. Последний не только трансформировал в своих поздних работах некоторые приемы и мотивы живописи итальянского художника, но и настоятельно рекомендовал изучение его творчества своим ученикам.

Метафизический интерьер с головой Меркурия. Джорджо де Кирико. 1969

Де Кирико отличался от других великих художников своего времени. Его стиль был одновременно универсален и ярок, а основными темами работ стали воспоминания, мечты и загадки мира. Этот стилеобразующий одарённый живописец оказал огромное влияние на таких мастеров, как Рене Магритт и Сальвадор Дали (к слову, выставка работ Дали в Санкт-Петербурге начинает свою работу в апреле 2017 года).

Поэт и художник. Джорджо де Кирико. 1975

«Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствуют здравый смысл и логика. Таким образом оно приближается к сну и детской мечтательности».

Джорджо де Кирико

Джорджо де Кирико. Всадники в лесу

Впервые четыре работы де Кирико выставлялись в Москве в 1929 году, в 1930-х экспонировались
его рисунки и офорты. Искусствоведы считают, что влияние работ итальянского предтечи сюрреализма можно проследить в творчестве таких русских мастеров, как Александр Шевченко, Александр Дейнека, Вера Ермолаева.

Джорджо де Кирико. Печаль в глазах

Подробно эта тема освещена в уникальном издании, подготовленном к выставке
при участии куратора Татьяны Горячевой, куда также вошли статьи итальянских
исследователей творческого пути Джорджо де Кирико.

Джорджо де Кирико. Молодой человек и белый конь

Выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» в Государственной Третьяковской
галерее будет работать с 20 апреля по 23 июля 2017 года

Несмотря на то что Третьяковская галерея в первую очередь музей русского изобразительного искусства, это нисколько не мешает проводить здесь масштабные выставки зарубежных художников. Очередной громкий проект — первая в России экспозиция Джорджо де Кирико — основателя движения «Метафизической живописи» и предтечи сюрреализма. Работы итальянского живописца, скульптора и сценографа до этого экспонировались в России лишь однажды. Да и речь тогда не шла о полноценной выставке. В 1929 году четыре картины де Кирико были показаны в Москве в рамках экспозиции современного французского искусства. В 2017-м масштаб совершенно иной. В Новую Третьяковку (такое название теперь официально используют для корпуса на Крымском валу) привезли более сотни произведений художника, среди которых живопись, скульптура и даже театральные костюмы, которые итальянец создавал для балетов антрепризы Сергея Дягилева. С экспозиции де Кирико начинается Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» , который в этом году пройдет уже в 17-й раз.

«Выставка готовилась в течение двух лет, — рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — Мы старались определить фокус, как мы представим этого художника в России. И нам показалось интересным показать де Кирико, чьи работы отсутствуют в российских музейных собраниях, в контексте нашей коллекции XX века. Кураторы выставки старались построить ее так, чтобы она дала представление о разных этапах развития творчества де Кирико и его важнейших темах. Так в двух залах музея оказались ранние картины художника, его классическая метафизическая живопись, полотна на античные сюжеты и в манере старых мастеров, а также автопортреты».

Джорджо де Кирико. «Автопортрет в черном свитере», 1957. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим

пресс-служба «Третьяковской галереи»

Экспозиция Джорджо де Кирико получила название «Метафизические прозрения» . По словам куратора Татьяны Горячевой, оно «является ключом как к выставке, так и к творчеству художника в целом»​. «Метафизические прозрения — это перифраз высказывания самого де Кирико, который говорил, что у каждой вещи есть две стороны: обычная и метафизическая, — объясняет Горячева. — И вот эту метафизическую суть предметов человек может увидеть в особые минуты метафизического прозрения. Собственно, этим прозрениям и было посвящено его искусство». Главным мотивом, с которого началась метафизическая живопись де Кирико, стали виды пустынных итальянских площадей. Одну из самых ранних метафизических картин художника — «Полуденную меланхолию» — в Третьяковку привезли из парижского Центра Помпиду .

«Площадь Италии (Памятник поэту)», 1969

«Послеполуденная меланхолия», 1913

© пресс-служба «Третьяковской галереи»

«Орфей - уставший трубадур», 1970

© пресс-служба «Третьяковской галереи»

Кроме того, организаторы выставки ставили цель показать, как художник был связан с Россией. «Думаю, если бы де Кирико был жив, он бы очень обрадовался этой выставке, — отметил президент фонда Джорджо и Изы де Кирико Паоло Пикоцца. — И это не пустые слова, ведь с Россией его связывало очень многое». Начать хотя бы с того, что обе жены художника были русскими. А предложение попробовать себя в качестве сценографа первым де Кирико сделал Сергей Дягилев. Татьяна Горячева в своем эссе «Де Кирико и Россия» вспоминает одну курьезную историю о русском поваре художника Владимире. Создавая в поздние годы для продажи многочисленные копии своих ранних произведений, де Кирико доверял ему красить небо на своих холстах.

Выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» открыта с 20 апреля до 23 июля 2017 года.

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка "Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения". Куратор римского фонда Джорджо и Изы де Кирико Виктория Ноэль Джонсон объяснила "Огоньку", о каких прозрениях идет речь


Де Кирико цитировать такое же удовольствие, как и разглядывать его пустынные замершие картины. "В тени человека, идущего под солнцем, больше тайны, чем во всех настоящих, бывших и будущих религиях",— писал он. А вот еще: "Искусство — это роковой сачок, захватывающий на лету те странные явления, которые вырываются, подобно большим таинственным бабочкам, из повседневной жизни".

Загадочный мир, погруженный не то в сон, не то волшебное оцепенение, бытие предметов, освещенных каким-то холодным внеземным светом, сновидческие символы и зашифрованные призраки — это все де Кирико. Увидев его картины один раз, их уже не забыть и не отделаться от чувства, что есть что-то, что нужно понять. Не зря де Кирико "двигали" Пикассо и Аполлинер, а Дали и Магритт сразу угадали в его работах нужную им оптику, которую сделали своей.

В России де Кирико почти не знают. В ГМИИ им. Пушкина есть две его картины, и это все. Поэтому выставка Джорджо де Кирико в Третьяковке может стать открытием метафизического гения российским зрителем.

— Московская публика в последние годы избалована художественными выставками, в том числе и великих итальянцев. Как вы убедите ее идти на практически не известного ей де Кирико?

— Джорджо де Кирико — один из основополагающих и важных художников XX века. Многие искусствоведы ставят его в один ряд с Пикассо. Изобретенный им сто лет назад метафизический художественный метод открыл дверь современному искусству, дал новый взгляд многочисленным художникам, на которых творчество де Кирико оказало огромное влияние. И мы очень рады, что благодаря нашему совместному с Третьяковской галереей проекту российская публика сможет убедиться, какое влияние оказал де Кирико не только на западное модернистское и современное искусство, но и на русских художников. У многих из них (Малевич, рекомендовавший своим ученикам изучать де Кирико, а также Дейнека, Шевченко, Ермолаев и другие.— "О" ) имеются явные параллели с его творчеством.

— Вы привезли очень обширную ретроспективу художника, практически не выставлявшегося в России. Хотели разом наверстать упущенное?

— Идея открывшейся в Третьяковской галерее выставки принадлежит Джанни Меркурио, ее куратору с итальянской стороны, и его российской коллеге Татьяне Горячевой. Первоначально думали показать творчество де Кирико сквозь призму его отношений с постмодернизм. Но в процессе работы концепция выставки развивалась и стала более обширной.

Экспозиция действительно очень масштабная. И хотя она охватывает все 70 лет творчества художника, выставка не является ретроспективой в традиционном смысле. Скорее она призвана продемонстрировать абсолютно уникальный творческий метод художника.

— Что это значит — "метафизические произведения"? И при чем тут заявленное в названии выставки "прозрение"?

— Как писал сам де Кирико, метафизический метод состоит в том, чтобы увидеть мир как в детстве, когда любой предмет — это открытие, прозрение. Это был новый взгляд на мир, и именно этот взгляд делает произведения де Кирико уникальными.

В течение жизни он меняет стили и краски, техники, сюжеты, но его художественный метод — увидеть необычное в обыденном — остается неизменным все годы творчества. С того момента, когда в 1910-м во Флоренции де Кирико открылось это художественное видение (по словам самого художника, он увидел площадь перед собором Santa Croce такой, какой она должна быть в идеальном платоновском мире, что он и запечатлел в своей первой картине "Загадка осеннего полдня".— "О" ), и до 1978-го, когда художник скончался, он оставался метафизиком.

В 1940-1960-е он занимался фигуративной живописью, барокко, у него много картин, вдохновленных великими художниками прошлых веков. И все равно ведущей нитью его творчества и тогда была метафизика.

— Вы сказали о влиянии де Кирико на наших художников. Но, как мы знаем, с Россией художника связывали и другие узы...

— Это так. Де Кирико был дважды женат, и оба раза на русских. Его первая жена Раиса Гуревич была балериной. Они познакомились в 1925 году в римском театре, для которого художник делал эскизы декораций и театральных костюмов, а Раиса была в нем прима-балериной. Впоследствии они поженились и жили в Париже.

— Почти как Пикассо и Ольга Хохлова. Об этой романтической истории рассказывает раздел выставки под названием "Бал"?

— Не совсем. Раиса танцевала в римском театре, не в антрепризе Дягилева, поставившего "Бал". Но мы подумали, что для первой выставки де Кирико в России было бы важно показать связь художника именно с русским искусством, с русским балетом. И в этом разделе мы представляем выполненные по эскизам де Кирико прекрасные костюмы к дягилевскому балету "Бал" из коллекции британского Музея Виктории и Альберта. Костюмы ручной работы, и на их изнанке вышиты имена танцовщиков, для которых они были предназначены. Интересная деталь — эти вещи с 30-х годов ни разу не стирались, на них даже можно увидеть пятна от пота, можно сказать, что они демонстрируют связь де Кирико с Россией, которая была очень крепка.

— Чего не скажешь о его первом браке...

— Да, в 1931 году Раиса Гуревич и Джорджо де Кирико расстались, и он женился на Изабелле Паксзвер, у которой тоже были русские корни. Изабелла осталась с художником до конца его дней и была для него очень важна. Муза — мы видим ее на многих полотнах де Кирико, где она предстает то в образе богини, то героини. Помощница — она занимается организацией выставок и прочей административной деятельностью. Хранительница — после смерти Джорджо де Кирико Изабелла создала фонд художественного и литературного наследия художника, и этому фонду она завещала все, в том числе и прекрасный дом на площади Испании, где они вместе прожили 30 лет. В этом доме сейчас располагается наш фонд, который носит имя Джорджо и Изы де Кирико.

— Чем занимается фонд?

— Фонд существует с 1986 года, его задача — охрана и исследование художественного наследия художника. В собственности фонда более 500 работ де Кирико — картины, рисунки, акварели, скульптуры, театральные костюмы, обширное литературное наследие.

Часть коллекции — примерно 50 полотен — выставлена в доме-музее, в который переоборудована квартира на площади Испании. Известно, что художник, который много путешествовал и жил в разных городах и странах, своим настоящим домом считал именно эту квартиру. Он любил говорить, что она расположена "в центре центра мира". Кроме парадных комнат мы показываем посетителям и очень интимную часть дома — спальни Джорджо и Изабеллы, а также мастерскую художника. Кроме того, фонд занимается выставочной деятельностью, издает альманах "Метафизика", где публикуются статьи, исследующие творчество де Кирико.

— И все же не все экспонаты выставки прибыли в Москву из вашего фонда...

— Наша коллекция начинается с 1930-х годов. Более ранние картины, относящиеся к первому метафизическому периоду 1910-х годов, хранятся в зарубежных музеях, в основном американских — де Кирико, как и многие художники, в молодости продавал свои произведения.

Помимо нашего фонда экспонаты для выставки предоставили Музей нового и современного искусства Тренто и Роверетто (Италия), Центр Жоржа Помпиду (Франция), Музей Виктории и Альберта (Великобритания), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Россия).

— Вы поставили де Кирико в один ряд с Пикассо.

—Да, оба они являются несущими опорами искусства XX века. Известно, что именно Пикассо и Аполлинер открыли в 1930-е годы де Кирико, увидев его произведения в парижском Осеннем салоне. Пикассо вообще был одним из немногочисленных художников, кого де Кирико уважал и ценил. И Пикассо отвечал ему тем же. Кто из них на кого влиял, сказать трудно. Но на выставке есть полотна, в которых явно угадывается параллель с Пикассо. Речь о двух картинах из серии "Римские женщины" — одна из московского Пушкинского музея, другую предоставил Музей Роверетто,— на которых в тесном, почти клаустофобическом пространстве изображены огромные женские фигуры. Кстати, моделью для них выступала Раиса, первая жена художника

— А Дали и сюрреализм, отцом которого де Кирико официально признан?

— Что касается сюрреалистов и Дали, близость де Кирико с ними была очень короткой, и после разрыва в 1926 году между ними не было никаких контактов. Они практически не сотрудничали творчески. Тем не менее — и это общепризнано — де Кирико является "отцом" сюрреалистов, и они были под видимым его влиянием.

Они не очень поняли концепцию метафизики, но отдали должное ее визуальному выражению, в частности способности делать осязаемой остановку времени и пространства, которая так очевидна на картинах де Кирико.

— Кого из современных художников можно считать наследниками де Кирико?

— Де Кирико был уникален. Он не оставил ни школы, ни движения, если не считать того, что сюрреализм тут же подхватил и сделал своим его взгляд на мир. Но немало современных артистов находились под его явным влиянием. Например, отмечают влияние де Кирико на Энди Уорхола. В 1950-1960-е годы де Кирико был увлечен созданием очень похожих друг на друга версий. Он практически копировал сам себя. Это относится к таким хрестоматийным сериям, как "Разрушение муз" или "Площади Италии". Возможности таких авторских копий моментально оценил Уорхол.

Или, например, Синди Шерман (американская художница, работающая в технике постановочных фотографий, известна серией исторических автопортретов, где она предстает в образах, запечатленных на картинах великими художниками.— "О" ). Ее эксперименты явно навеяны серией автопортретов де Кирико 1940-1950-х годов, на которых художник брал сюжеты картин великих мастеров, как, например, Рубенс, и давал изображенным на них фигурам собственное лицо. Московская публика увидит эти портреты.

Де Кирико была очень близка концепция вечного возвращения, которую он почерпнул у Ницше и которая оказала на него в юности большое влияние. Он был согласен с великим философом, что время имеет циклическую замкнутость и что XVII и XVIII века могут сосуществовать на полотне с веком XX. Вот почему он считает возможным разделить с великими мастерами единое пространство. Метафизический взгляд предполагает, что время и пространство могут быть остановлены.

— В общем, картины де Кирико требуют объяснения.

— Да, и потому к выставке мы решили опубликовать большую подборку текстов де Кирико, которые выходят на русском впервые. Это важно, потому что мы, искусствоведы, даем много пояснений его творчества, но голос самого артиста лучше всех других объяснит его произведения. Де Кирико художник фундаментальный, которого еще открывать и открывать.

Беседовала Елена Пушкарская, Рим

Первая в России экспозиция итальянского авангардиста, у которого заимствовал Малевич

Живописец Джорджо де Кирико - мечта куратора. Без него немыслима история мировой живописи ХХ века: это он основал движение «Метафизическая живопись», став предтечей сюрреализма. Крупные ретроспективы художника вне Италии можно пересчитать по пальцам, а его работы в большом количестве почти не встретить. Среди них есть хиты, обладатели которых не стремятся их пускать по свету. Но они пошли на это ради грандиозной по масштабу и архитектуре (Сергей Чобан) выставки «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» в Новой Третьяковке (так теперь зовется здание на Крымском Валу). Готовит читателей «МК» к диалогу с непростым художником куратор проекта, ведущий научный сотрудник галереи Татьяна Горячева.

— Татьяна, с начала ХХ века не утихают споры: де Кирико был новатором или ретроградом. Важно ли это знать простому смертному, чтобы почувствовать искусство художника?

— Подобные определения всегда грешат субъективностью суждения. Важна точка отсчета. В целом, конечно, новатором. Его искусство зародилось и развивалось в контексте общего новаторского движения культуры. Но в начале 1910-х годов преобладающим вектором был путь к беспредметности, именно с понятием абстракции связывались представления о крайнем новаторстве. Новаторство де Кирико другого рода — это попытка выстроить иную линию предметности, дать ей новое понимание. Поэт Жан Кокто написал о его работах: «Обманчивое правдоподобие»; пожалуй, неискушенному зрителю стоит учитывать это определение, чтобы почувствовать искусство де Кирико.

— Каким он был человеком?

— Очень высоко себя ценил. В интервью 1978 года на вопрос, кто, по его мнению, является лучшим художником ХХ столетия, де Кирико ответил: «Я». Судя по всему, в повседневной жизни он был склонен к мистификациям и театральным эффектам. Его первая жена Раиса Кроль описывала, как на пути из Франции в Монте-Карло де Кирико оделся в доспехи воина, поднялся на холм, где произошло сражение галлов с римлянами, и преклонил колено в память о римских героях.

— Чувствуется влияние Ницше. А как в искусстве де Кирико проявилась теория философа?

— Он необычайно чтил Ницше, во многом опирался на его идеи. В одном из интервью заметил: «Я единственный художник на свете, который по-настоящему понял Ницше». На его искусство сильное влияние оказала ницшеанская теория «вечного возвращения» — неизбежности повторения событий и явлений в беспрерывном течении времени. Эта тема в творчестве художника нашла буквальное, литературное воплощение в вариациях «Возвращения Блудного сына» и «Возвращения Одиссея».

— Справедливо ли называть де Кирико предвозвестником сюрреализма и говорить, что без него не было бы ни Магритта, ни Дали?

— Он действительно был предтечей сюрреализма, но, конечно же, Дали и Магритт самостоятельно пришли к своим открытиям. В определенные периоды новаторские идеи витают в культурной атмосфере.

— Что такого в культурной атмосфере летает сегодня, почему именно сейчас случилась первая ретроспектива художника в России?

— Впервые четыре работы де Кирико были выставлены у нас в 1929 году. С тех пор до сегодняшнего момента — ни разу. Подобного рода искусство в России начали показывать не так давно. До 1990-х годов о таких выставках невозможно было и помыслить, ни западный авангард, ни отечественный не экспонировался. Это было запретное искусство. Начиная с 90-х начался процесс знакомства русского зрителя с искусством авангарда, в том числе и с западными авангардистами. Теперь очередь дошла и до де Кирико.

— Россия бедна на де Кирико: пара живописных вещей и один рисунок в ГМИИ, возможно, несколько работ в частных руках. Можно предположить, что его выставка станет открытием для нашего зрителя?

— Да. Все-таки представлено 109 работ художника — живопись, графика, скульптура и театральные костюмы из собрания Джорджо и Изы де Кирико, ГМИИ им. Пушкина, Национальной галереи современного искусства в Риме, Музея нового и современного искусства Тренто и Роверето, Центра Помпиду, Музея Виктории и Альберта в Лондоне и частной коллекции Давида Нахмада (Монако). Хотя не удалось получить на выставку большое количество ранних работ художника — классики его метафизической живописи 1910-х годов. Многие из них находятся в музеях США, но уже около десяти лет культурный обмен с Америкой остановлен из-за библиотеки Шнеерсона. Однако все же несколько ранних работ есть, кроме них много первоклассных произведений 1920—1930-х годов.

— Название выставки — «Метафизические прозрения». Не боитесь остаться непонятыми массовым зрителем?


— Название отсылает к высказыванию де Кирико: «…У всякой вещи есть две стороны: обычная, то, что мы видим почти всегда и что обыкновенно видят люди, и другая, призрачная или метафизическая, которую дано увидеть лишь редким людям в минуты прозрения и метафизической абстракции, подобно тому, как тела, окутанные материей, не пропускающей солнечные лучи, дано увидеть лишь в мощных искусственных лучах, например рентгеновских».

Эти слова и, соответственно, название дают ключ к пониманию сути искусства де Кирико. Применительно к художественному направлению «метафизика» означает погружение в некий параллельный магический мир, наполненный событиями, понимание которых неподвластно логике и здравому смыслу. Загадка, таинственность пустынных площадей, меланхолия, тревожное предчувствие, реальность как иллюзия, мнимость, персонажи-манекены — все эти мотивы будут варьироваться снова и снова в работах художника самых разных периодов.

— Многие его критиковали, в том числе Луначарский. Революционер сравнивал творчество художника с «цезаристскими жестами господина Муссолини». Что, по-вашему, Луначарский имел в виду?

— Он увидел работы де Кирико на выставке в Москве в 1929 году и подметил в них тенденции неоклассики, которые поощрял Муссолини и которые всегда нравятся диктаторам. Но для де Кирико неоклассика имела совершенно иной — чисто художественный смысл, абсолютно не связанный с имперским сознанием и фашистской идеологией. Свое обращение в 1920—1930-х годах к интерпретации античности и мифологических сюжетов, возврат к классике он отождествлял с восстановлением духовных ценностей, утраченных как в искусстве, так и в общественной жизни. Неоклассические тенденции стали общим местом художественных поисков этого времени; этим направлением был увлечен, например, Пикассо. Не избежал поворота к классической традиции и де Кирико. Хотя в то время он жил в Париже, Луначарский механически связал его принадлежность к итальянскому искусству, Муссолини и неоклассическому стилю.

— Что может оттолкнуть зрителя от искусства де Кирико?

— Оно может нравиться или не нравиться, быть понятным или не очень, но чего зритель не найдет в нем совершенно точно — так это идеологической подоплеки.

— При каких обстоятельствах художник контактировал с русскими диаспорами в Риме и Париже?

— Деятельность эмигрантской творческой интеллигенции была глубоко интегрирована в культурную жизнь Италии и Франции и составляла ее неотъемлемую часть. Вращаясь в богемных кругах Рима, Флоренции, Милана и Парижа, де Кирико не мог миновать знакомств с мастерами русской культуры. Среди его знакомых были Вячеслав Иванов, Михаил Ларионов, Сергей Дягилев... Обе жены художника были русского происхождения: балерина Раиса Гуревич-Кроль и Изабелла Паксцвер.

— Как случилось, что де Кирико создал театральные костюмы для антрепризы Дягилева к балетной постановке «Бал»?

— В 1929 году де Кирико принял предложение Дягилева стать сценографом балета «Бал» и поехал в Монте-Карло, где планировалась постановка. В своих воспоминаниях он писал: «Дягилев, балетоман, приглашал художников наиболее заметных рисовать декорации и костюмы. Был приглашен и я для балета под названием Le Bal, на музыку композитора Рьетти. Этот балет давали в Монте-Карло весной 1929-го и летом в Париже в театре Сары Бернар. Был большой успех. Под конец аплодирующая публика начала кричать: «Sciricò! Sciricò!» Был вынужден выйти на сцену раскланиваться вместе с Рьетти и главными танцорами».

— Малевич отмечал, что де Кирико был для его круга «самым интересным и самым близким современным художником». Чем это объясняется?

— В конце 1920-х Малевич был погружен в постсупрематические эксперименты, интегрируя в фигуративное творчество художественные и философские принципы супрематизма. Его интересовали аналогичные поиски в этой области — новое понимание фигуративности. Де Кирико оказался одним из таких мастеров. Малевича привлекают, например, способы пластического выражения значительности, формульности. Именно эти приемы метафизической живописи Малевич цитирует, адаптировав их к своим задачам. Цитаты угадываются во многих его работах конца 1920-х — начала 1930-х годов. Также у де Кирико Малевич заимствует пластический мотив пустых овалов лиц, но интерпретирует его иначе, чем итальянский художник.

— Почему в поздние годы де Кирико создавал для продажи многочисленные копии своих ранних произведений?

— Само искусство де Кирико в целом реализует идею «вечного возвращения» — круговорота и цикличности. В картинах «неометафизического» периода 1960—1970-х годов он снова и снова настойчиво возвращается к уже однажды пройденным сюжетам и приемам, развивая и переосмысливая их. Излюбленные художником темы развиваются и переосмысливаются, в них добавляются новые детали. Подобное самоцитирование как утонченная интеллектуальная игра с собственным искусством не только напоминает о столь почитаемой де Кирико ницшеанской идее «вечного возвращения», но и побуждает рассматривать его позднее творчество в рамках концепции постмодернизма.