Все самое лучшее учащимся.

Нетти Райлинг (Netty Reiling) родилась в 1900 г. в Майнце. Ее мать Хедвиг была родом из уважаемой семьи торговцев из Франкфурта. Отец Исидор Райлинг - антиквар и эксперт по искусству. В 13-летнем возрасте Нетти прочитала Достоевского , и ей было, по её словам, «духовное и художественное откровение ». Именно тогда возник её интерес к русской прозе и русскому обществу.

В 1924 г. во время учёбы в университете Гейдельберга берёт псевдоним Анна Зегерс - по имени её любимого голландского художника XVII века Геркулеса Зегерса, графическими ландшафтами которого она восхищалась. Защищает докторскую диссертацию по теме «Евреи и иудаизм в творчестве Рембрандта». В 1925 г. она выходит замуж за Ласло Радвани - венгра и активного коммуниста. Ласло был жизнерадостным эмоциональным человеком, острым на язык, прямой противоположностью застенчивой Анне. В браке родились двое детей - сын Петер и дочь Рут. Через мужа Анна знакомится с Дьёрдем Лукачем - венгерским философом и литературоведом, который на годы становится её духовным учителем и соратником, с ним она ведёт обширную переписку и дискуссии.

В том же 1925 г. супруги переезжают в Берлин, где Анна Зегерс быстро становится известной. Её повесть «Восстание рыбаков в Санкт-Барбаре» в 1928 г. получает самую почётную премию Веймарской республики - Премию Клейста. В это же время она работает для компартии Германии, пишет статьи и размышляет о роли коммунистической прозы и коммунистических писателей. Вместе с другими немецкими коллегами по перу едет в Советский Союз для участия в конференции «Международное сотрудничество революционных писателей».

В 1933 г. после прихода к власти фашистов Анна ненадолго попадает в тюрьму. В этом же году ей удается эмигрировать во Францию. Там в Париже выходит её самый значительный роман «Седьмой крест» - одно из самых читаемых произведений немецкой эмигрантской литературы. Роман принёс писательнице небывалый успех, был переведён более чем на сорок языков. В 1944 г. «Седьмой крест» был экранизирован в Голливуде и публиковался из номера в номер в нескольких крупных американских газетах.

В год окончания работы над романом немецкие войска оккупировали Францию. Анне снова приходится бежать, теперь уже за океан с помощью «Лиги американских писателей». Но из политических соображений в Америку Зегерс не впускают, её пересаживают на грузовой пароход и везут в Мексику.

Пребывание в Мехико-сити было творчески очень плодотворным. Зегерс пишет с невероятной энергией - новые впечатления дают разнообразные темы для произведений. Она постоянно встречается с другими эмигрировавшими писателями. Один из её друзей - Вальтер Янка - стоит во главе самого важного эмигрантского издательства «Ex Libro libre». С деньгами трудностей нет - «Седьмой крест» издают и переиздают во многих странах. Она устраивает детей в частную школу.

Но 1943 г. приносит Анне беду. Все последние годы она добивается разрешения на выезд матери, но всё напрасно - мать депортируют в Аушвиц, на верную смерть. С трудом добытые документы приходят по адресу через неделю после депортации. Саму же Анну на улице сбивает грузовик, скрывшийся с места происшествия. Считают, что это был вовсе не несчастный случай, а покушение на убийство, однако серьёзного следствия не было предпринято. Попав в больницу с тяжёлой черепно-мозговой травмой Анна чудом выживает. Два месяца страдает полной амнезией.

В 1947 г. Зегерс возвращается в разрушенную капитулировавшую Германию. Для многих вернувшихся писателей создание социалистической страны было мечтой их жизни. И Анна безоговорочно ставит своё перо на службу новому государству. Политическое руководство относится к ней с огромным уважением. Она становится одним из организаторов Академии наук ГДР, её выбирают председателем Союза писателей. Зегерс пишет антифашистскую прозу, а также романы и новеллы, разъясняющие и защищающие партию и идеологию.

Когда политический климат постепенно становится жёстче, многие коллеги и друзья Анны попадают в немилость. Зегерс кулуарно обращается к министру культуры и политическому руководству, пытаясь повлиять на ситуацию. Однако как большинство писателей её поколения ни при каких условиях не критиковала режим открыто.

В 1953 г. она резко осудила всеобщую забастовку в ГДР, в 1956 г. - «контрреволюцию» в Венгрии. В 1957 г. арестовывают и осуждают на пять лет строгого режима её близкого и старинного друга, товарища по партии, директора самого крупного в ГДР издательства «Aufbau» Вальтера Янку. Анна Зегерс присутствовала на суде в качестве зрителя, но ни разу не попыталась защитить старого друга.

Пока Янка сидел в тюрьме, Анна пишет повесть «Der gerechte Richter» («Справедливый судья») о режиме, который считает опасным и несправедливым. В повести не указывается, в какой стране и в какое время происходит дело. Речь идёт о суде, действующем по указанию партии. Судья Ян отказывается вынести приговор обвиняемому Виктору Гаске, судье грозят службы безопасности, и он скоро сам оказывается в тюрьме, где встречается с другом своей юности - коммунистом. Несмотря на то, что оба они - жертвы системы, они непоколебимы в своей вере в идеологию, в социализм. Повесть была написана в конце 50-х годов «в стол» и была опубликована лишь в 1990 г., через семь лет после смерти писательницы.

С каждым годом Анна Зегерс всё реже и реже принимала участие в политических дебатах. Неофициально она поддерживала эксперименты своих младших коллег (например, Кристы Вольф), но как председатель Союза писателей никак не защищала от идеологических выпадов в их сторону. В 1978 г. после смерти мужа Ласло она отошла от дел и уединилась в своей квартире.

К моменту смерти Анна Зегерс была самой популярной писательницей в ГДР. В её честь были названы улицы и площади, не было ни одной литературной премии, которую бы она не получила. Её влияние на младшие поколения писателей было огромным - без неё трудно себе представить Кристу Вольф, Сару Кирш, Франца Фюмана . Писательница упокоилась на кладбище Святой Доротеи.

Творчество Анны Зегерс (1900-1983)-одно из значительнейших явлений литературы социалистического реализма. Ее перу принадлежат рассказы, повести, радиопьеса, публицистические статьи, статьи и эссе по вопросам искусства, но особенно ярко ее художественное дарование раскрылось в жанре романа. * «Я чувствую потребность в условиях Германии писать романы. Этот жанр более всего пригоден для разъяснения сложных вещей. А читатели моей страны сами признают, что им необходимы такие разъяснения». Слова эти были сказаны писательницей в 1960 г., в условиях ГДР,но они могли бы прозвучать и раньше: потребность писать романы возникла у Анны Зегерс с самого начала творческого пути. Анна Зегерс - эпик в подлинном смысле слова. Движение- душа ее книг. Речь идет не о степени их событийности - у Зегерс есть романы и острособытийные («Спутники», «Путь через февраль»), и мало событийные («Спасение», «Транзит»), Но дело прежде всего в воплощении развивающейся жизни, изменений общественной атмосферы, эволюции чувств и мыслей людей. Зегерс берет жизнь широко, в ее социально-историческом развитии, в ее сегодняшней сути и перспективах. Ей интересна при этом каждая частность, потому что большое существует в малом, а она умеет видеть сквозь каплю океан. Манера Зегерс нередко близка к сценической: она охотнее показывает, чем рассказывает, жизнь в ее романах существует как бы самостоятельно, развивается по своим собственным законам. Но мысль автора держит в поле зрения всю художественную картину, целенаправленно организуя ее. Мир предстает в романах Зегерс многолюдным, многослойным, в сложных сплетениях противоречий и борьбы, и в то же время не хаотичным, а целостным, как бы объединенным главным направлением исторического развития. Романы Анны Зегерс - летопись истории Германии с 1929 г., с дней восстания «Спартака», и до дней развернутого строительства новой жизни в ГДР. Писательница воссоздает путь народа с суровым ясновидением и великой любовью, не минуя пи героических, ни позорных страниц истории, стремясь обнажить правду до конца. Ее романы - книги о людях, об их обыкновенной и необыкновенной жизни, об их трудной, непрямой дороге к свету. Зегерс глубоко проникает в «диалектику души», в сложные и противоречивые процессы, скрытые во внутреннем мире человека. Она рисует характеры в их изменчивости, в их поступательном или регрессивном движении, связанном с развитием истории. При этом Зегерс особенно внимательно вглядывается в то, как пробуждаются мужество, чувство гражданской ответственности и человеческого достоинства в сердцах «маленьких», обыкновенных людей. «Сила слабых» - так назвала она один из сборников своих рассказов, и так можно было бы определить главную тему ее произведений. Традиции европейской романистики скрещиваются в них со смелыми художественными исканиями, образующими новые традиции. В числе художников, чьи произведения произвели на нее глубокое впечатление, Анна Зегерс называла Бальзака и Стендаля, Драйзера и Лондона, Кафку и Фонтане. Она проявляла большой интерес к Достоевскому. Глубокое влияние оказал на нее Л. Толстой. Творческая биография А. Зегерс началась в 20-х гг., когда она била студенткой университета. Дочь состоятельного бюргера (ее отец был владельцем антикварного магазина и вместе с тем хранителем музея Майнцского собора), она в 1927 г. вступила в ряды коммунистической партии, навсегда связав свою судьбу с революционной борьбой немецкого пролетариата. В книге «Восстание рыбаков» (1928) молодая писательница рассказала о том, как делают свой первый шаг в борьбе люди, задавленные «нуждой, обездоленные, живущие жизнью страшной и темной. Книга - о поражении восстания, но и том, чем оно было для этих людей, что приоткрылось перед ними, что изменилось в их сознании, в их душах. «Спутники» (1932)-роман о’борьбе коммунистов разных стран против фашистской реакции в 20-х гг. - одна из первых попыток создания в европейской литературе антифашистского романа-эпопеи. Действие исполнено острой динамики борьбы, ход событий подчеркнуто стремителен. Крупным планом даны образы коммунистов, ярко представлена героика революционной борьбы, верность партии в условиях жестоких преследований революционных борцов.

Творчество Анны Зегерс

(1900-1983)-одно из значительнейших явлений литературы социалистического реализма. Ее перу принадлежат рассказы, повести, радиопьеса, публицистические статьи, статьи и эссе по вопросам искусства, но особенно ярко ее художественное дарование раскрылось в жанре романа.

  • «Я чувствую потребность в условиях Германии писать романы. Этот жанр более всего пригоден для разъяснения сложных вещей. А читатели моей страны сами признают, что им необходимы такие разъяснения».

Слова эти были сказаны писательницей в 1960 г., в условиях ГДР, но они могли бы прозвучать и раньше: потребность писать романы возникла у Анны Зегерс с самого начала творческого пути.

Анна Зегерс

Эпик в подлинном смысле слова. Движение- душа ее книг. Речь идет не о степени их событийности - у Зегерс есть романы и острособытийные («Спутники», «Путь через февраль»), и мало событийные («Спасение», «Транзит»), Но дело прежде всего в воплощении развивающейся жизни, изменений общественной атмосферы, эволюции чувств и мыслей людей. Зегерс берет жизнь широко, в ее социально-историческом развитии, в ее сегодняшней сути и перспективах. Ей интересна при этом каждая частность, потому что большое существует в малом, а она умеет видеть сквозь каплю океан.

Манера Зегерс

нередко близка к сценической: она охотнее показывает, чем рассказывает, жизнь в ее романах существует как бы самостоятельно, развивается по своим собственным законам. Но мысль автора держит в поле зрения всю художественную картину, целенаправленно организуя ее. Мир предстает в романах Зегерс многолюдным, многослойным, в сложных сплетениях противоречий и борьбы, и в то же время не хаотичным, а целостным, как бы объединенным главным направлением исторического развития.

Романы Анны Зегерс

Летопись истории Германии с 1929 г., с дней восстания «Спартака», и до дней развернутого строительства новой жизни в ГДР. Писательница воссоздает путь народа с суровым ясновидением и великой любовью, не минуя пи героических, ни позорных страниц истории, стремясь обнажить правду до конца. Ее романы - книги о людях, об их обыкновенной и необыкновенной жизни, об их трудной, непрямой дороге к свету.

Зегерс глубоко проникает в «диалектику души», в сложные и противоречивые процессы, скрытые во внутреннем мире человека. Она рисует характеры в их изменчивости, в их поступательном или регрессивном движении, связанном с развитием истории. При этом Зегерс особенно внимательно вглядывается в то, как пробуждаются мужество, чувство гражданской ответственности и человеческого достоинства в сердцах «маленьких», обыкновенных людей. «Сила слабых» - так назвала она один из сборников своих рассказов, и так можно было бы определить главную тему ее произведений. Традиции европейской романистики скрещиваются в них со смелыми художественными исканиями, образующими новые традиции. В числе художников, чьи произведения произвели на нее глубокое впечатление, Анна Зегерс называла Бальзака и Стендаля, Драйзера и Лондона, Кафку и Фонтане. Она проявляла большой интерес к Достоевскому. Глубокое влияние оказал на нее Л. .

Творческая биография А. Зегерс

началась в 20-х гг., когда она била студенткой университета. Дочь состоятельного бюргера (ее отец был владельцем антикварного магазина и вместе с тем хранителем музея Майнцского собора), она в 1927 г. вступила в ряды коммунистической партии, навсегда связав свою судьбу с революционной борьбой немецкого пролетариата. В книге «Восстание рыбаков» (1928) молодая писательница рассказала о том, как делают свой первый шаг в борьбе люди, задавленные “нуждой, обездоленные, живущие жизнью страшной и темной. Книга - о поражении восстания, но и том, чем оно было для этих людей, что приоткрылось перед ними, что изменилось в их сознании, в их душах.

«Спутники» (1932)-роман о’борьбе коммунистов разных стран против фашистской реакции в 20-х гг. - одна из первых попыток создания в европейской литературе антифашистского романа-эпопеи. Действие исполнено острой динамики борьбы, ход событий подчеркнуто стремителен. Крупным планом даны образы коммунистов, ярко представлена героика революционной борьбы, верность партии в условиях жестоких преследований революционных борцов.

Анна Зегерс. Биография и обзор творчества

1900-1983

Анна Зегерс принадлежит к тем немецким писателям-коммунистам, которые еще в 20-х годах стали на путь социалистического реализма. «Ведь мы пишем не ради описания, а для того, чтобы изменить мир», — говорила она в статье «В мастерской писательницы» ‘.

Анна Зегерс (настоящее имя — Нетти Релинг) родилась в городе Майнце, в зажиточной интеллигентной семье. Училась в Гейдельбергском университете, затем в Кельнском. В годы учебы сблизилась со студентами-революционерами.

Первыми произведениями Н. Релинг были небольшие рассказы, печатавшиеся в газете «Франкфуртер Цейтунг». Впоследствии некоторые из них вошли в сборник «По дороге к американскому посольству», вышедший в 1930 г. Лучшие из этих рассказов имели социально-критический характер. В рассказе «Грубеч» героем был безработный, в новелле «Циглеры» говорилось о разоряющихся кустарях, в рассказе «На пути к американскому посольству», по имени которого и был назван весь сборник, изображались демонстрации протеста, которые происходили в европейских городах по поводу казни Сакко и Ванцетти.

В 1927 г. выходит первый роман Н. Релинг — «Восстание рыбаков», впервые подписанный псевдонимом Анны Зегерс, по имени одной из героинь ранних рассказов. Этот роман имел большой успех и получил литературную премию имени Клей-ста. Действие его происходит в рыбацком поселке на берегу Северного моря. Имена действующих лиц — бретонского, немецкого и голландского происхождения. Этим подчеркивается, что события, описываемые в романе, характерны для многих стран. Рыбаки, измученные нуждой и жестокой эксплуатацией, восстали против хозяев-капиталистов. Восстание носит стихийный характер и оканчивается неудачей: рыбаки выходят в море на прежних условиях. Но роман отнюдь не имеет пессимистического оттенка. Наоборот, он вселяет уверенность, что дух борьбы будет жить отныне в сердцах местных жителей. Прекрасны образы Андреаса Бруини, молодого рыбака, продолжающего борьбу уже после ликвидации восстания, и старого Кеденека, храбро бросающегося на солдат; он убит, но его смерть послужила сигналом к восстанию.

Действие романа происходит на фоне моря, вечно волнующегося, безграничного, символизирующего ту свободу, к которой стремятся восставшие рыбаки.

Этот роман был премирован в буржуазной Веймарской республике, разумеется, не за идейную направленность, а за художественные достоинства, главным образом за выразительный и точный язык.

Рассказ "Крестьяне из Грушова"

Анна Зегерс много занималась общественной и революционной деятельностью; в 1928 г. она вступила в Германскую коммунистическую партию. Как все передовые люди своего времени, писательница видит залог надежды в самом существовании Советского Союза. В рассказе «Крестьяне из Грушова» показана борьба крестьян Закарпатской Украины с буржуазным правительством за право пользования земельными угодьями, которые они потеряли еще в XVIII в. Крестьян поддерживает мысль о том, что может прийти помощь из далекой России, от Ленина. Один из героев, Войчук, отправляется в далекий путь: он хочет пешком дойти до Ленина. Образ Бойчука дан в духе народного творчества и напоминает древних богатырей.

В 1930 г. Зегерс впервые приезжает в СССР на международную конференцию революционных писателей, происходившую в Харькове. Она с большим волнением и интересом наблюдала советскую жизнь, до сих пор знакомую ей лишь по книгам и газетным статьям.. Вернувшись на родину, Зегерс рассказывает о своих впечатлениях в докладах на многолюдных собраниях.

В 1933 г., в момент прихода к власти фашистов, Зегерс покидает Германию л уезжает во Францию. Она поселяется в Париже, редактирует журнал «Нейе дейче блеттер», пишет по животрепещущим вопросам современности. Особенно выделяется ее книга «Тельман и Гитлер». Это, с одной стороны, блестящая характеристика вождя немецкого рабочего движения, с другой — острый памфлет против Гитлера. Зегерс участвует в съездах международных деятелей культуры, в 1937 г. посещает Испанию.

В 1939 г. А. Зегерс пришлось покинуть Францию, как и большинству немецких антифашистов-эмигрантов. Ее приютила Мексика. В Мексике А. Зегерс осталась до 1946 г., когда она смогла вернуться в освобожденную Германию.

Зегерс глубоко интересует вопрос о причинах возникновения и развития фашизма. В романе «Оцененная голова» (1934) Зегерс говорит об отношении немецких крестьян к фашизму. Она рассказывает в этом романе о революционно настроенном рабочем Иоганне Шульце, который убил в стычке на улице полицейского и скрывался в деревне, где местные фашисты покончили с ним самосудом. Зегерс внимательно разбирается в обстановке деревни. Конечно, семья кулака Мерца стоит всецело на стороне фашистов и ненавидит «красных», но на стороне фашистов оказывается и обманутый бедняк Циллих. С большим искусством показывает Зегерс «трагедию темноты» деревни. Циллих думает, что богатый крестьянин, у которого он работает, не оставит в трудную минуту своего батрака, поэтому он во всем поддерживает хозяина.

Однако и этот роман не лишен оптимизма, в нем имеются картины антифашистской борьбы. Действие происходит в начале 30-х годов, когда фашизм еще окончательно не утвердился. Борьбу против фашизма возглавляют коммунисты.

Седьмой крест

В 1938 г. Зегерс кончает роман «Седьмой крест». Этот роман рассказывает о тяжелом и героическом пути коммуниста, бежавшего Из концентрационного лагеря Вестгофен. Из семи человек заключенных, бежавших из лагеря, шесть погибло, но седьмому, коммунисту Георгу Гейслеру, удалось спастись и благополучно уехать из Германии на голландском судне. Предназначенный для него седьмой крест1 остался незанятым.

Весь роман представляет собой описание нескольких дней, которые беглецы провели на воле, прячась от гестапо. На первый взгляд, нарисована как будто безнадежная картина полного подчинения Германии фашизму. Повсюду мы видим безумный, отупляющий страх перед гестапо. Организатор побега коммунист Валау гибнет, преданный своим" другом, который ранее был выпущен из лагеря с условием выдавать своих друзей. Младший брат Георга, которого он мальчиком носил на своих плечах на демонстрации, сделался штурмовиком и готов немедленно донести на родного брата. Показаны те методы, какими фашисты добиваются этого всеобщего страха и разрушают в людях человечность. Сжато и просто, без натуралистических подробностей изображена повседневная жизнь в концлагере. Главная цель гестаповцев — заставить людей забыть, что они люди, пытками и побоями вытравить у них чувство человеческого достоинства.

Но среди затравленных, запуганных фашизмом обывателей нередко встречаются герои, люди большого сердца. Доктор Левенштейн, к которому Георг заходит на пути, чтобы перевязать раненую руку, догадывается, что перед ним человек, за помощь которому можно поплатиться жизнью, но преодолевает страх и выполняет свой долг врача. Жалость и чувство долга заставляют рабочего Пауля Редера, отца четверых детей, рискуя своей головой и жизнью семьи, помочь Гейслеру; он не только прячет его у себя на ночь, но и находит людей, которые переправляют Георга через границу.

«Мы прочли бы в отделе «Трибунал» под рубрикой «Приговоры, приведенные в исполнение» имя — Георг Гейслер. Разве совесть не замучила бы тебя?» — говорит Пауль Редер своей жене, дрожащей за детей.

Зегерс сумела показать, что есть еще живые силы в Германии, способные бороться с фашизмом. Это было особенно ценно в конце 30-х гЬдов, когда, казалось, было сломлено всякое сопротивление и раздавлены подпольные антифашистские Группы.

Роман привлекает и своими художественными достоинствами. В нем много действующих лиц. Некоторые проходят через весь роман, другие раскрываются в одном эпизоде, как молодой Фриц Гельвиг или доктор Кресс и его жена. Иногда герои не произносят на страницах романа почти ни одного слова и тем не менее играют большую роль, характеры их полностью раскрыты. Таков коммунист Валау, вдохновитель и организатор побега, до последней минуты верный своему делу.

Зегерс приняла самое активное участие в строительстве новой Германии; Вернувшись в 1947 г. на родину, она ведет кипучую деятельность, борясь за искоренение остатков фашизма. Она пишет ряд статей и очерков, произносит пламенные речи, выступая за мир. «От немецкого учителя, — говорит она, обращаясь к учителям, — многое зависит, от него зависит и то, каким выйдет из школы его ученик — околпаченным невеждой, пушечным мясом для наемных войск или могущественным борцом за мир».

Анна Зегерс неоднократно посещала СССР, являлась делегатом трех Всемирных конгрессов сторонников мира — Парижского (1949), Варшавского (1950) и Венского (1952); вся прогрессивная мировая общественность высоко ценит заслуги писательницы. В марте 1950 г. А. Зегерс была избрана действительным членом Немецкой Академии искусств, 6 октября 1951 г. ей была присуждена национальная премия 1-й степени, а 21 декабря 1953 г. — Международная премия за укрепление мира между народами. В 1956 г. Анна Зегерс стала председателем Союза немецких писателей.

"Мёртвые остаются молодыми"

В произведениях передовых немецких писателей — Бехера, Бределя, Зегерс, Брехта — была доказана тесная связь гитлеровцев с верхушкой крупной буржуазии, были вскрыты истинные социальные черты гитлеризма. Роман А. Зегерс «Мертвые остаются молодыми» способствовал верному решению этой задачи. Писательница привезла с собой из эвакуации в Германию рукопись романа в 1947 г., а в 1949 г. он был издан. Этот роман отличается от других произведений Зегерс тем, что охватывает большой отрезок времени — с 1918 по 1943 г. и необычайно широко развертывает картину жизни Германии в этот период. Перед читателем проходят крупные исторические события тех лет: классовые бои в Саксонии и Руре, инфляция и президентские выборы, поджог рейхстага и Мюнхенское соглашение, начало второй мировой войны и разгром немцев под Сталинградом. А. Зегерс старается не только рассказать о событиях, но и раскрыть их внутреннюю сущность.

Ярко изображены различные слои немецкого общества и раскрыта общественная роль буржуазии в годы утверждения фашизма. Представители крупного капитала Клемм и Кастри-циус со спокойным цинизмом намереваются подкинуть нацистам немного денег, чтобы они отвлекли рабочих от постоянного интереса к Советскому Союзу и строительству коммунизма. Они страстно мечтают найти вожака для нацистской партии и использовать его в своих целях.

В этом деле представителям крупной буржуазии усердно помогают офицеры старой прусской армии, такие, как Венц-лов или прожженный циник остзеец Ливен; они абсолютно не верят в возможность тысячелетнего рейха фашистов, но их привлекает пропагандируемый Гитлером национализм и культ захватнической войны. Фашистов поддерживает и кулак Над-лер, судорожно цепляющийся за свой клочок земли, развращенный солдатчиной, отвыкший от работы.

Это они убили в 1918 г. арестованного спартаковца, молодого рабочего Эрвина, якобы при попытке к бегству. Со сцены этого убийства и начинается роман. У Эрвина была любимая девушка Мария, которой он хотел перед самым арестом рассказать о своей подпольной революционной работе. Он не успел этого сделать. Мария так и не узнала, куда исчез ее друг. Чтобы вырастить своего сына от Эрвина, Мария вышла замуж за немолодого рабочего Гешке.

Зегерс дает развернутое полотно жизни немецких рабочих. Она показывает их трудную жизнь, постоянные лишения, угрозу безработицы, нависшую над ними, показывает, что часть вины в развитии фашизма лежит и на немецких рабочих.

Правдиво нарисованы в романе образы, воплощающие веру Зегерс в немецкий народ, в его здоровые силы. Такова прежде всего Мария, возлюбленная погибшего Эрвина, жена Гешке. С детства она отличалась активной любовью к людям, желанием помочь им в беде. Выйдя за Гешке, она становится настоящей матерью для его детей и не делает никакого различия между ними и своим ребенком. Мария недостаточно образованна, чтобы разобраться в том, что такое фашизм, она только инстинктивно чувствует, что его главари обманывают народ, а народ — это она, ее Сын Ганс и другие простые люди. Эта убежденность заставляет ее, тихую, мирную, немолодую уже женщину, начать на заводе, где она работала, подпольную борьбу с фашистами.

Ее сын Ганс также идет против фашистов. Его жизнь сложна и противоречива, большое влияние на него оказал старый друг его отца, коммунист Мартин. Ганс вступил в общество гитлеровской молодежи, чтобы вести в нем подпольную работу. Попав на фронт, под Сталинград, он хочет перейти к русским. Но его убивают по приказу командира Венцлова, когда-то убившего его отца. И этот Венцлов, сам близкий к самоубийству из-за развала гитлеровской армии, видя мертвого Ганса, вспоминает вдруг лицо его отца Эрвина.

«Нацисты сулили ему земной рай, но он не поддался обману. Они перемалывали его всеми жерновами, так что у него трещали кости, они бросили его на войну, швыряли из сражения в сражение, но убить его не могли, он остался молодым». Так раскрывается смысл заглавия книги — «Мертвые остаются молодыми».

Ни в одном своем произведении Зегерс не давала такой широкой картины жизни. Это поистине эпическое полотно, охватывающее целую эпоху в жизни немецкого народа. Но, рисуя исторические события, Зегерс с неменьшим интересом показывает и переживания людей, их чувства, мысли и настроения. Писательница раскрывает сущность фашизма и причины его возникновения, устанавливает степень виновности различных классов и в то же время демонстрирует свою непоколебимую веру в немецкий народ.

Кроме романа «Мертвые остаются молодыми», Зегерс создает в конце 40-х и в 50-х годах много новелл и рассказов. Она иногда касается в них исторической темы, описывая восстание негров в XVIII в. (рассказы «Свадьба на Гаити», 1949, «Восстановление рабства на Гваделупе»). В сборнике «Дети» она говорит о стойкости и мужестве детей революционеров, подражающих родителям. Но наиболее интересны те произведения, которые рисуют жизнь послевоенной демократической Германии. Так, в новелле «Переселенцы» (сборник «Мир») Зегерс показывает постепенное перерождение забитой и униженной бедной крестьянки под влиянием новых условий жизни. В рассказе «Возвращение» хорошо показано, что именно заставило аполитично настроенного рабочего Функа вначале, предпочесть Западную Германию, хотя его семья осталась в Восточной. В дальнейшем Функ хотел взять семью к себе, но вместо этого сам уехал на Восток. Функ сумел увидеть, что в Восточной Германии рабочие по-хозяйски восстанавливают заводы, что в ней удовлетворяются стремления молодежи к знанию, перед каждым раскрываются широкие перспективы.

Решение

В 1959 г. появился роман «Решение».

Это история металлургического завода в вымышленном городе Коссине (ГДР). Действие начинается в момент разрухи, в трудные послевоенные годы. С большим трудом рабочие добиваются пуска пострадавшего от бомбардировки завода, сами ремонтируют многие машицы и детали, иногда даже не имея нужных инструментов. Живут рабочие в плохо оборудованных, полуразрушенных бомбами зданиях, получая по продовольственным карточкам скудные пайки.

Но самое трудное заключается в воспитании социалистического сознания. Во многих еще живо мещанство, забота только о личном благополучии.

Завод в Коссине очень интересует его прежнего владельца Бентхейма, который живет в Западной Германии. Вместе с советником Кастрициусом, знакомым цитателю по роману «Мертвые остаются молодыми», он поддерживает тесный контакт с американской разведкой. Бентхейму, Кастрициусу и им подобным помогает западногерманская пресса, печатающая ложные сообщения обо всем, что делается на Востоке. Так, западные газеты широко разносят весть, что с завода в Коссине бежала на Запад вся верхушка технической интеллигенции. На самом деле бежали только двое — главный инженер Бют-нер и профессор Берндт.

Зегерс подробно раскрывает психологию Бютнера. Это индивидуалист, сосредоточенный на собственной выгоде. Во время господства фашистов Бютнер тайно служил у них осведомителем. Американская разведка из тайных списков гитлеровцев, попавших к ней в руки, узнала об этом и шантажирует Бютнера, требуя от него всевозможных услуг. Прежде всего — это разрушение технического руководства в Коссине. Бютнер принимает «решение»: он бежит на Запад, увлекая за собой обманом профессора Берндта.

Берндт — видный металлург, влюбленный в свою науку, поклонник Советского Союза, но человек исключительно наивный в вопросах практической жизни. Он поверил Бютнеру, что им обоим грозит арест, если они останутся на Востоке.

В трудные дни особенно активизируется деятельность партийного бюро и молодежной организации. Вновь приходит на завод крупный специалист Томе, англичанин, активный антифашист. Привлечен для работы старый партиец Роберт Хазе, сражавшийся когда-то в Испании с фашистами. Молодежная организация помогла Роберту Лозе, работавшему на заводе токарем, получить педагогическое образование.

Широта и размах новой жизни, доступность ее благ для народа — вот то главное, что заставляет людей искать и принимать правильные решения.

Последний роман А. Зегерс — «Доверие» (1969) — в какой-то степени является продолжением «Решения». Действие происходит в том же Коссине. Прежние владельцы завода пытаются спровоцировать и организовать забастовку среди рабочих, строя свои расчеты на ошибках местного руководства, прежде всего на оскорбительном недоверии, которое проявляло это руководство к некоторым рабочим. Виновниками такого бездушного, бюрократического отношения оказываются перестраховщик Мезербург и профсоюзная деятельница, догматически настроенная Лина Закс.

Попытка смутьянов пройти на завод не удается благодаря самоотверженному сопротивлению работницы Эллы Буш, пожертвовавшей жизнью своей и будущего ребенка, которого она страстно ждала.

Сложность человеческих взаимоотношений, различие человеческих характеров (даже при сходных жизненных обстоятельствах) показаны Анной Зегерс с ее обычным мастерством.

А. Зегерс известна не только своими романами и рассказами, но и публицистикой. В книге ее статей, собранных писательницей Кристой Вольф, изданной в 1968 г., поражает их диапазон и разнообразие. Здесь и раздумья о задачах литературы, и портреты отдельных писателей от XVIII в. до современности. Очень интересны статьи о Толстом и Достоевском, сопоставление этих двух колоссов русской литературы. Большая писательница, А. Зегерс является и вдумчивым литературоведом.