Вопросы произведениям л н толстой. «Человек, любящий детей»

1. В каких военных событиях принимал участие отец Л. Н. Толстого, Николай Ильич?

2. Какие стихи Пушкина знал Толстой в детстве, читал их наизусть?

3. В чем смысл игры в «муравейных братьев» и «зеленую палочку», которую предложил старший брат Толстого Николенька и которую особенно полюбил будущий писатель?

4. Какими писателями зачитывался молодой Толстой?

5. На каких факультетах Казанского университета учился Толстой?

6. В каких сражениях против Наполеона участвовал, по его словам, учитель Николеньки Иртеньева Карл Иваныч?

7. За какой урок Николенька получил единицу, что вместе с другими обстоятельствами привело к тяжелым для него последствиям?

8. Почему Савишна вернула семье Иртеньевых вольную?

9. В какой главе «Отрочества» показан духовный переворот Николеньки?

10. Когда впервые Толстой - от имени своего героя - выступил против насилия?

11. Какие военные рассказы Толстого вам известны?

12. На каком участке Севастопольской обороны особенно отличился Толстой, командуя батареей?

13. Какой порок молодой Толстой считает главным в человеке - порок, особенно характерный для людей его круга?

14. В каких европейских странах побывал Толстой в периоды первой и второй заграничных поездок?

15. Где произошел случай со странствующим музыкантом, который потряс молодого Толстого?

16. С какими видными литераторами своего времени познакомился Толстой в Петербурге после возвращения из Севастополя?

17. Назовите критиков, которые посвятили статьи и заметки произведениям раннего Толстого?

18. Кто был прототипом полковника в рассказе «После бала»?

19. Произошел ли случай, описанный в рассказе «После бала», с самим писателем?

20. За что Николай I получил прозвание «Палкин»? В каких из известных. вам произведениях Толстого присутствует тема телесного наказания?

21. С кем из детей в семье (братья Николай, Сергей, Дмитрий и сестра Мария) Лев Николаевич был духовно особенно близок?

1. Он участвовал в военных походах 1813- 1814 гг. против Наполеона.

2. «К морю» и «Наполеон».

3. Смысл игры в том, что тот, кто найдет «зеленую палочку», «зарытую у дороги, на краю оврага старого заказа», откроет тайну, как сделать всех людей счастливыми, чтобы люди любили друг друга и были как братья.

4. Теми, кто предлагал или самобытную нравственную философию Ж. Ж. Руссо, или особенную манеру письма, где главным был «интерес подробностей чувства», - Л. Стерн.

5. На философском (отделение восточных языков) и юридическом.

6. Карл Иваныч рассказывал, как был под Ульмом, Аустерлицем и Ваграмом - во всех сражениях, где Австрия и терпели поражение.

7. За урок из французской истории. Уже в эту пору у Толстого, очевидно, формировалось свое понимание истории. Его интересовали Не факты сами по себе - будущий писатель был убежден, что «каждый исторический факт необходимо объяснять человечески».

8. Наталья Савишна сочла разрешение получить свободу от крепостной зависимости оскорбительным для своих чувств - любви и преданности этой семье.

9. В главе «Новый взгляд», где Николенька услышал слова Катеньки: «Вы богаты - мы бедны ».

10. Толстой впервые поставил проблему насилия, решительно выступив против него, в «Отрочестве», показав «бунт» Николеньки против St.-Jerome"a.

11. «Набег», «Рубка леса», «Из кавказских

Воспоминаний. Разжалованный», севастопольские рассказы.

12. На четвертом бастионе.

13. Тщеславие.

14. Толстой побывал в Германии, Швейцарии, Англии, Франции, Италии.

15. В швейцарском городке Люцерн.

16. Толстой познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, А. Н. Островским, А. А. Фетом, Д. В. Григоровичем, А. В. Дружининым, Н. Т. Чернышевским, С. Т. и К. С. Аксаковыми и др.

17. С. С. Дудышкин, П. В. Анненков, А. В. Дружинин, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов.

18. Изображение полковника в рассказе, несомненно, носит обобщенный характер. Но было и конкретное лицо, которое запомнилось Толстому на всю жизнь: это воинский начальник в Казани Андрей Петрович Корейш.

19. Случай, положенный в основу рассказа «После бала», произошел не с самим Толстым, а с его братом, Сергеем Николаевичем.

20. Николай I получил такое прозвище за разрешение жестоких наказаний в армии, которые производились шпицрутенами. Темы телесных истязаний Толстой касается в «После бала», «Николае Палкине», «Посмертных записках старца Федора Кузмича», «За что?» и ряде других произведений.

21. Следует отметить двоих: Николая Николаевича и Марью Николаевну.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Вопросы и ответы по творчеству Толстого . И в закладках появилось готовое сочинение.

по теме

«Творчество Л.Н.Толстого»

Окунева Наталья Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы,
МОУООШ № 27 ст. Советская
Краснодарского края Новокубанского района.


ВОПРОСЫ КАТЕГОРИИ «БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ»

1. ВОПРОС
Когда и где родился Лев Николаевич Толстой?
ОТВЕТ
28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна

2. ВОПРОС
Почему легко запомнить день, месяц, год рождения писателя?
ОТВЕТ
Л.Н.Толстой родился 28 августа 1828 года, то есть число месяца и число года в столетии совпадают; кроме того август по счёту восьмой месяц, дату рождения можно обозначить так 28.8.1828.

3. ВОПРОС
В каком произведении описывает Л.Н. Толстой свои неудачные попытки улучшить положение крестьян?
ОТВЕТ
В произведении «Утро помещика»

4. ВОПРОС
Портрет какого писателя юноша Толстой носил на груди вместо нательного креста?
ОТВЕТ
Портрет Жан Жака Руссо, писателя и мыслителя

5. ВОПРОС
Где и когда Л.Н.Толстой встречался с Чеховым А.П. и Горьким А.М.?
ОТВЕТ
В Крыму в 1901 – 1902 годах.
ВОПРОСЫ КАТЕГОРИИ «ОТКУДА ЭТИ СТРОКИ?»

1. ВОПРОС
«… Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор. Пока не погибло всё нашествие»
ОТВЕТ Роман – эпопея «Война и мир»

2. ВОПРОС
«Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою – кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли…»
ОТВЕТ Повесть «Детство»
3. ВОПРОС
«Потом он совсем вылез из ямы и с кинжалом пошёл прямо, тяжело хромая, навстречу врагам… вдруг он дрогнул, отшатнулся от дерева и со всего роста, как подкошенный репей, упал на лицо и уже не двигался»
ОТВЕТ Повесть «Хаджи – Мурат» (смерть Хаджи – Мурата)

4. ВОПРОС
«- Вот вы скажете, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае. Я вот про себя скажу.»
ОТВЕТ Рассказ «После бала»

5. ВОПРОС
«Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра!»
ОТВЕТ Рассказ «Набег»

1. ВОПРОС
«Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти… И это глупое общество…»?
ОТВЕТ: АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ «Война и мир»

2. ВОПРОС
«Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать, Николай? Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать пред Богом, Николай, что я их любил и занимался ими больше, чем ежели это были мои собственные дети…»
ОТВЕТ: Карл Иванович «Детство»
3. ВОПРОС
«Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как – то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней.»
ОТВЕТ: Иван Васильевич «После бала»

4. ВОПРОС
«Это не человек, а машина, и злая машина, когда рассердится».

5. ВОПРОС
«Нет! Ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Вот так бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы.»
ОТВЕТ:Наташа Ростова «Война и мир»

ВОПРОСЫ КАТЕГОРИИ «ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ?»
1. ВОПРОС
«Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати… Глаза чёрные и лицом красивая. Одета в рубаху длинную. Синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным…»
ОТВЕТ Девочка Дина «Кавказский пленник»

2. ВОПРОС
Он «был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти… кроме того, он был рассеян».
ОТВЕТ Пьер Безухов «Война и мир»

3. ВОПРОС
«Она была прелестна в своём простом чёрном платье, прелестны были её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга… вьющиеся волосы… грациозные лёгкие движения маленьких ног и рук…»
ОТВЕТ Анна Каренина «Анна Каренина»

4. ВОПРОС
Он « был очень красивый, статный, высокий. Свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nikolas I подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками… ласковая, радостная улыбка была в его блестящих глазах и губах».
ОТВЕТ Полковник, отец Вареньки «После бала»

5. ВОПРОС
«Всю свою жизнь… прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражением жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самой жизнью, он отстранялся от неё.»
ОТВЕТ Алексей Каренин «Анна Каренина»

1. ВОПРОС
«Это вино ещё молодо, но когда оно перебродит, из него выйдет напиток, достойный богов!»
ОТВЕТ Иван Сергеевич Тургенев

2. ВОПРОС
«Чёрт его знает что у него в голове! Жаль, если эти следы барского и офицерского влияния не перемелются в нём. Пропадёт громадный талант.»
ОТВЕТ Николай Алексеевич Некрасов
3. ВОПРОС
«Два царя у нас: Николай Второй и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай Второй ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии.»
ОТВЕТ А.И.Суворин, редактор газеты «Новое время»

4. ВОПРОС
«Это не человек, а колосс какой – то по силе ума, по богатству душевных ресурсов. Есть в нём что – то от Святогора – богатыря, которого земля не держит. Да, он велик.»
ОТВЕТ Алексей Максимович Горький

5. ВОПРОС
Он «не ограничивается изображением результатов психологического процесса: его интересует самый процесс, и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно за другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются… Толстым.»
ОТВЕТ Николай Гаврилович Чернышевский

ФИНАЛ.
Игроки выбирают тему и отвечают на вопрос.

ВОПРОС ФИНАЛА
Что танцевал Иван Васильевич с Варенькой после обеда? (Кадриль)

ВОПРОС ФИНАЛА
Как назывался педагогический журнал, который издавал Л.Н.Толстой? (Ясная Поляна)

ВОПРОС ФИНАЛА
Кто из героев романа это сказал?
«Всё хозяйство, главное – положение всего народа, совершенно должны измениться. Вместо бедности – общее богатство. Довольство; вместо вражды – согласие и связь интересов. Одним словом, революция бескровная, но величайшая революция…» (Константин Левин)

ВОПРОС ФИНАЛА
Чей это портрет?
«… глаза его, всегда тусклые, смотрели тусклее обыкновенного, старые губы из-пол загнутых кверху усов и подпёртые высоким воротником ожиревшие свежевыбритые щёки с оставленными правильными колбасками бакенбард и прижимаемый к воротнику подбородок придавали его лицу выражение недовольства и даже гнева» (Николай Первый)

ВОПРОС ФИНАЛА
Кто из персонажей романа создавал впечатление «ласки и простоты», «чего – то приятного, успокоительного, круглого»? (Платон Кречетов)
ВОПРОС ФИНАЛА
Как звали собаку рыжего татарина? (Уляшин)

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЯ!!!

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
http://www.gameshows.ru/w/images/6/6b/%D0%A1%D0%98%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE.jpg заставка
http://stat17.privet.ru/lr/портрет Толстого Л.Н.
http://turometr.s3.amazonaws.com/images/other/tour/01/26/94/2010/06/21/849fcf_700px.jpg имение Ясная Поляна
http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1001535942.jpg обложка книги «Утро помещика»
http://www.educ.fc.ul.pt/docentes/opombo/filed/index.2.jpg портрет Ж.Ж.Руссо
http://bibnout.ru/chehov/images/p19_max_tol.jpg Толстой Л.Н., Чехов А.П., Горький А.М.
http://s58.radikal.ru/i159/0811/a7/95e28a45731f.jpg кабинет писателя
http://i074.radikal.ru/0901/b7/8786b3ca0784.jpg кадр из кинофильма «Война и мир»
http://www.char.ru/books/p183535.jpg обложка книги «Детство»
http://img.labirint.ru/images/books4/177045/big.jpg обложка книги «Кавказский пленник»
http://www.ruslania.com/pictures/big/9785395003546.jpg обложка книги «Хаджи – Мурат»
http://www.muzcentrum.ru/img/upload/4561.jpg иллюстрация к рассказу «После бала»
http://news.mail.ru/pic/c7/36/76400_source.jpg Андрей Болконский
http://www.childrenpedia.org/11/9.files/image051.jpg повесть «Детство»
http://www.dsi-khimki.narod.ru/hud_gal/Hud_gal1/big/10.jpg «После бала»
http://1.bp.blogspot.com/_1oeI_YTvkMU/SYlmJ5D-JDI/AAAAAAAAPO4/eLuUhdOEpTs/s400/Vrubel_Anna-Karenina_with-son.jpg «Анна Каренина»
http://img15.nnm.ru/6/e/e/9/2/95a49dce192c2714a2fe8bf31a7_prev.jpg Наташа Ростова
http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0927/02labc0mp1246552581.jpg «Кавказский пленник»
http://www.kid.ru/forum/uploads/member/013/345/post-60-1194973439.jpg Пьер Безухов
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
http://shkolazhizni.ru/img/content/i70/70466_or.jpg кадр из фильма «Анна Каренина»
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/25/9/25009524_1210843677_Vladimir_Pervuninskiy__Pod_zvuki_val_sa.jpg «После бала»
http://i.i.ua/photo/images/blog/4/7/1156174_2155f7fb.jpg Обложка книги «Анна Каренина»
http://cs17.vkontakte.ru/u655474/1901159/x_310ed5d884.jpg И.С. Тургенев
http://www.artcatalog.ru/data_picture_new/artist_38/picture/big_500/kramskoy_45.jpg Н.А.Некрасов
http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/36540.jpg А. С. Суворин - главный редактор газеты «Новое Время»
http://museum.rosneft.ru/pics/1860/1863_2-c_big.jpg Н.Г.Чернышевский
http://gorkov5.ucoz.kz/Gorkii.jpg А.М.Горький
http://gifgallery.narod.ru/329.gif ромашки
Литература.
1. Библиографический словарь под редакцией П.А.Николаева, том 2;
2. В.Н.Кондрашов. Литературные викторины.
3. В.А. Малюгина. Игровые уроки по литературе.7 класс

Светлана Морозова

Цели : формировать интерес к чтению детской литературы ; познакомить учащихся с биографией и творчеством Л . Н. Толстого ; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности .

Оформление : портрет Л. Н. Толстого , выставка рисунков по творчеству писателя , карточки : пословицы, кроссворд; книги Л. Н. Толстого , высказывания о писателе и т. д.

Ход игры.

Ведущий. Есть такая пословица : «Кто больше читает, тот больше знает» Сегодня мы узнаем, кто из вас много читает и много знает.

Ребята, наш классный час посвящен книге, а если говорить точнее, то творчеству известного и любимого вами писателя Льва Николаевича Толстого . Мы проведем познавательную игру, в которой встретятся две команды (назвать игроков, а следить за игрой будет жюри в составе (представить членов жюри) .

Кто из вас не помнит того вечернего часа, когда вы остаетесь одни в темной комнате. Спать не хочется, и глаза, привыкая к темноте, начинают различать предметы : вот край стола, а дальше шкаф с огромным зеркалом, а в нем отражается кресло, где спит уложенная на ночь кукла. Мир в эти часы кажется особенно загадочным и огромным, полным тайн. И рождаются вопросы, один другого сложнее…

Отчего в темноте видно?

Куда девается вода из моря?

Над этими вопросами размышлял и Л. Н. Толстой . Предлагаю и вам порассуждать над этими вопросами.

Задание I тура.

Команда получает конверт, читает вопрос и через 1 минуту дает свой ответ на него.

Куда девается вода из моря?

Отчего в морозы трещат деревья?

А теперь давайте сравним ваши ответы с рассуждением Л. Н. Толстого

К первому туру.

1. Куда девается вода из моря?

Из родников , ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все ручьи текут в моря с тех пор, как мир сотворен . Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки, из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

2. Отчего в морозы трещат деревья?

Оттого, что в деревьях есть сырость, и сырость эта замерзает, как вода. Когда вода замерзает, она раздается; а когда ей нет места раздаться, она разрывает деревья.

Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку.

Отчего вода не сжимается, как железо, от холода, а раздается, когда замерзнет? Оттого, что когда вода замерзнет, ее частицы связываются между собой по-другому и промеж них больше пустых мест.

А если бы вода сжималась от мороза, как сжимается железо, то верхняя вода замерзла б на реке и тонула бы, потому что лед был бы тяжелее воды. Потом опять бы замерзла верхняя вода и тонула бы, и так замерзли бы озера и реки от дна до верху.

Ведущий. Лев Николаевич Толстой , как вы уже знаете, родился и жил в Ясной Поляне, менее чем в ста километрах от нашего села. Он призывал людей жить в согласии с природой, бережно относиться к ней, любить друг друга, никогда не ссориться .

Ребенком Левушка зарыл вместе с братьями в лесу зеленую палочку. Верил : кто найдет – будет счастлив, желания его исполнятся. Поискали – не нашли. С тех пор Толстой всегда думал о «зеленой палочке» , как о талисмане. Желаний у него было много и одно из них – открыть свободную народную школу в Ясной Поляне, что он и сделал. Дети и учитель работали весь день : занятия шли с 8 до 12 часов утра, а потом с 3 до 6 часов вечера. По утрам дети часто задерживали учителя до двух часов дня, чтобы послушать его сказки.

Задание II тура.

Сейчас вашему вниманию предлагается чтение отрывков из произведений Л. Н. Толстого . Вам необходимо назвать само произведение

Ко второму туру.

Отрывки из произведений :

«Лисица позвала журавля на обед и подала похлебку на тарелке, журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама все поела». («Лисица и журавль» )

«Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику». («Три медведя» )

«Поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду» («Зайцы и лягушки» )

«Жил старик со старухой. У них не было детей . Старик поехал в поле жать, а старуха осталась дома блины печь» («Липунюшка» )

«Достал Сережа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад» («Птичка» )

«Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка» («Булька» )

«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда» («Косточка» )

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит головой вниз и не шевелится» («Девочка и грибы» )

«Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу» («Пожар» )

«Стало мышам плохо жить без кота» («Мыши и кот» )

«Собака шла по доске через речку, а в зубах несла мясо» («Собака и ее тень» )

«Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу» («Филипок» )

«Важная мышь ввела из щели свою гостью в горницу , и обе влезли на стол» («Полевая и городская мышь» )

«-Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый» («Страшный зверь» )

Ведущий. Когда Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей , ему только что исполнилось 32 года. Он был молод, энергичен, мастер придумывать разные игры, загадки.

Задание III тура.

У команд на столах кроссворд, разгадав который, вы узнаете об одном из любимых жанров литературы Л . Н. Толстого (см. в приложении) .

К третьему туру.

Вопросы к кроссворду :

1) Ниток много, а в клубок не смотаешь» (Паутина)

2) По морю идет, а до берега дойдет – пропадет. (Волна)

3) На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

4) Сидит баба на грядках, вся в заплатках; кто взглянет, тот заплачет. (Лук)

5) Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)

6) Без рук, без ног – под окном стучится, в дом просится. (Ветер)

7) Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает. (Пила)

8) Идет лесом – не треснет, идет плесом – не плеснет. (Месяц)

9) Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)

Ведущий. Центральным словом в кроссворде является - … (пословица) .

Если мы заглянем в «Толковый словарь русского языка» , то узнаем, что «ПОСЛОВИЦА – это краткое изречение с назидательным

(т. е. поучительным) содержанием».

И действительно, в предложении из 3-5 слов заложен глубокий смысл.

Задание IV тура.

Сейчас у меня в руках несколько конвертов с пословицами, а точнее – со словами, из которых нужно составить пословицы.

К четвертому туру :

o Лето собирает, а зима съедает.

o Локоть близок, а не укусишь.

o Один в поле не воин.

o Шила в мешке не утаишь.

Ведущий. Лев Николаевич Толстой писал небольшие рассказы на темы пословиц.

Задание Y тура.

Я зачитаю некоторые из них, а вы выберите из предложенных на доске пословиц ту, которая подходит к рассказу.

К пятому туру.

Рассказы на тему пословиц :

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула, голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась под нее. Корова отошла и сказала (Сама не ест, и мне не дает.)

Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали (Ворон за море летал, да умней не стал.)

Девочка любила играть на улице , а как придет в дом – скучает.

Мать спрашивала :

Отчего ты скучаешь?

Дома скучно.

Мать сказала (Глупой птице свой дом не мил.)

Два рыбака тянули невод. Когда стало тяжело, один сказал :

Невод не хорош.

Другой сказал :

Нет, невод хорош, но ты слабо тянешь.

И стала у них ссора. Пока спорили, рыба вся ушла… (За спором дело стало)

Ведущий. Впоследствии и загадки, и пословицы, а также сказки, рассказы, которые Л. Н. Толстой рассказывал детям , вошли в книги :

«Азбука» , которая помогла детям научиться читать, лучше понять окружающий мир, радости и печали людей, красоту русского языка;

«Русские книги для чтения» , где были даны ответы на множество детских вопросов, которые возникали на уроках.

Сейчас книги Льва Николаевича печатаются миллионными тиражами. С некоторыми из книг вы уже знакомы. Книги не только привлекают нас своим содержанием, но и интересными иллюстрациями.

Задание VI тура.

Перед вами рисунки, выполненные к произведениям Л. Н. Толстого . Задача : определить, к каким именно рассказам, сказкам, былям они нарисованы.

К шестому туру рисунки формата А-3 (8 рисунков) .

Ведущий. Давайте представим себе Ясную Поляну, у ребят начинается урок…Ребята очень любознательные и им очень хочется правильно отвечать на вопросы своего Учителя.

Задание VII тура.

А теперь мы проведем небольшую викторину. Командам по очереди читается какое-то утверждение, они отвечают «да» или «нет» .

К седьмому туру.

Викторина «ДА / НЕТ»

1. Лев Толстой родился в девятнадцатом веке. (да)

2. Жил Толстой в городе Щекино . (нет)

3. Толстой создал «Азбуку» для детей . (да)

4. Умер Толстой в девятнадцатом веке. (нет)

5. Толстой похоронен в Ясной Поляне. (да)

6. В Ясной Поляне сейчас Музей-усадьба. (да)

7. Брата Филипка звали Кирюшка. (нет)

8. В были «Прыжок» речь идет о зайце. (нет)

9. Произведение «Лебеди» - это описание. (да)

10. Булька – кличка собаки. (да)

Ведущий. Вот и подходит к концу наша сегодняшняя игра , которая посвящалась

Л. Н. Толстому и его творчеству . С этим замечательным человеком мы встречаемся в раннем детстве, а постигаем и заново открываем его для себя всю последующую жизнь.

Пришло время предоставить слово жюри.

(Поздравление победителей) .

Молодцы! Понравилась вам игра ? Ребята, больше читайте и помните, что день, прожитый без книги, - потерянный день!

Литература :

Сборники произведений Л. Н. Толстого .

  1. Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?
  2. Лев Толстой прожил большую и слож-ную жизнь, в которой было много пово-ротных событий, изменивших мировоз-зрение писателя, его эстетические по-зиции. Главное, что было в характере Толстого, — это постоянный поиск исти-ны, смысла человеческого бытия. Это есть и в ранних повестях «Детство», «Отро-чество», «Юность», и в самых поздних произведениях философского, характера, в которых он утверждает идею самосовер-шенствования и непротивления злу наси-лием. Борьба добра и зла постоянно вол-новала Толстого как человека и писателя.

  3. Существует огромная коллекция портретов Льва Толстого: его рисовали, лепили, ваяли, фото-графировали. Какой из знакомых вам портретов, по вашему мнению, наиболее точно воспроизводит не только его внешность, но и духовные качества этого необычного человека?
  4. Запоминается потрет Л. Н. Толстого ра-боты И. Н. Крамского 1873 года. Писателю 45 лет. Он уже прославленный автор «Севастопольских рассказов», автобио-графической трилогии, романа «Война и мир», постоянный житель Ясной Поля-ны. Художник прекрасно передает напря-женность мысли Толстого, острый взгляд, внутреннюю энергию. Лев Николаевич изображен в свободной рубахе, получив-шей название «толстовка».

  5. В последние годы жизни писателя его много раз рисовал Илья Репин. Он создавал портреты и сюжетные картины, которые показывали старого Толстого в действии, в движении. Среди них осо-бенно популярна картина «Толстой на пашне». Чем, на ваш взгляд, вызвана такая популярность?
  6. В то время, когда был написан портрет, Толстой проповедовал идею опрощения, приближения к крестьянскому труду, сельскому быту. Толстой стремился учиться у народа его мудрости, постигать его философию. Кроме того, мастерство Репина позволило передать не только одежду писателя и его занятие несвойст-венным дворянину трудом, но и движение его мысли, состояние духовности в мо-мент приобщения к крестьянскому труду.

  7. Как вы оцениваете Льва Толстого как читате-ля, поскольку вам знакомы списки прочитанных и высоко оцененных им произведений? Как вам ка-жется, стал бы Толстой вносить в эти списки те про-изведения, которые ему совсем не нравились, или он их не называл просто потому, что книги, которые не понравились, не остались в памяти? Материал с сайта

    Возвращаясь к словам Яна Амоса Коменского, Толстой проявил здесь такое важное умение читателя, как умение вы-бирать книгу. Именно по нравственному влиянию на формирование юного челове-ка были включены в этот список книги. Здесь Нагорная проповедь (Евангелие), произведения русской и мировой класси-ки, особенно А. С. Пушкина, Н. В. Гого-ля, И. С. Тургенева. Он не ставил перед собой задачи вносить в этот список все прочитанные книги, которые ему нрави-лись или не нравились, он вносил в него произведения, которые его потрясли ду-ховно и оказали влияние на его нравст-венные убеждения.