Просмотр этого шаблона
Джон Стейнбек
Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Отрывок, характеризующий Стейнбек, Джон– Ой, сколько свето-о-ськов!... А класи-и-во как, ба-а-тюски!!!... – в полном восторге, шепелявя пропищал, крутившийся «волчком» на маминых коленях, трёхлетний малыш. – И ба-а-боськи!... А бабоськи какие больсы-ы-е!
Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга...
– Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!..
Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть...
Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов...
– Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!..
– Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика.
– О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик!
– У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!..
Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения...
– А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости!
Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила:
– Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!..
Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало...
Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба...
Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх...
Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять.
И вот она, как ни в чём не бывало, пришла сегодня к нам в гости со своим маленьким сынишкой, который оказался точно таким же «одарённым» как я, и которого она дико боялась кому-то показать, чтобы не дай Бог, кто-то не увидел, что её милый малыш является таким же точно «проклятием», каким являлась, по её «показному» понятию, я... Теперь я была уверена, что ей не доставило большого удовольствия к нам приходить, но отказать она тоже не очень-то могла, по той простой причине, что её старший сын – Альгис – был приглашён на мой день рождения, и с её стороны не было ни какой серьёзной причины, чтобы его не пустить, и было бы уже чересчур невоспитанно и «не по-соседски», если бы она на это пошла. А пригласили мы её по той простой причине, что жили они от нас через три улицы, и возвращаться вечером домой её сыну пришлось бы одному, поэтому, естественно поняв, что мать будет волноваться, мы решили, что будет правильнее пригласить её также вместе с её маленьким сынишкой провести вечер за нашим праздничным столом. А она «бедная», как я теперь понимала, здесь всего лишь мучилась, ожидая возможности как можно скорее нас покинуть, и по возможности без каких-либо происшествий, как можно раньше вернуться домой...
– Ты в порядке, милая? – прозвучал рядом ласковый мамин голос.
Я тут же ей как можно увереннее улыбнулась и сказала, что, конечно же, я в полном порядке. А у самой, от всего происходящего кружилась голова, и душа уже начинала «уходить в пятки», так как я видела, что ребята понемногу начинают на меня оборачиваться и, хочешь-не-хочешь, мне приходилось быстренько брать себя в руки и «установить» над своими разбушевавшимися эмоциями «железный контроль»... Я была основательно «вышиблена» из своего привычного состояния и, к большому стыду, совершенно забыла про Стеллу... Но малышка тут же постаралась о себе напомнить.
– А ты ведь говорила, что у тебя нет друзей, а их вон даже сколько?!.. – удивлённо и даже как-то чуть-чуть расстроено, спросила Стелла.
В средней школе Салинаса Джон хорошо учился по таким предметам, как английский язык, литература и биология, издавал школьную газету. Закончив школу в 1919 г., он поступил в Станфордский университет на отделение журналистики, но по профилирующим дисциплинам учился плохо и через год вынужден был уйти из университета. За последующие два года молодой человек переменил много специальностей, изучал биологию на Морской научно-исследовательской станции в Пасифик-Гров и, накопив денег на обратную дорогу, вернулся в Станфорд, где проучился недолго, печатая стихи и рассказы в университетском журнале «Спектейтор» («Spectator»). Университетского диплома начинающий писатель так и не получил.
Нанявшись рабочим на грузовое судно, С. морем добирается до Нью-Йорка, где непродолжительное время работает в газете «Нью-Йорк америкен» («New York American»), безуспешно пытаясь «пристроить» куда-нибудь свои новеллы, после чего вновь возвращается в Калифорнию, где работает строителем, журналистом, матросом и сборщиком фруктов и одновременно пишет свой первый роман «Золотая чаша» («Cup of Gold», 1929) – романтическое повествование об английском пирате XVII в. Генри Моргане, алчность которого мешает ему обрести счастье. Позже автор назвал свою первую книгу «незрелой вещью». «Я вырос из нее, – писал С., – и она меня разражает».
В следующем году С. женится на Кэрол Хеннинг и поселяется в Пасифик-Гров в коттедже, ренту за который оплачивает ему отец. В Пасифик-Гров С. встретился с биологом Эдвардом Ф. Риккетсом, чьи воззрения на взаимосвязь всего живого предвосхитили появившиеся впоследствии экологические теории и глубоко повлияли на формирование взглядов писателя. В романе «Неведомому богу» («То a God Unknown», 1933) ощущаются идеи Риккетса, теория архетипов Юнга, позаимствованная С. у Ивлина Рейнолдса Отта, бывшего ученика Юнга, а также у мифолога Джозефа Кэмпбелла. Несмотря на важность романа «Неведомому богу» для становления С. как прозаика, он оказался непонятным и трудночитаемым и успеха ни у критиков, ни у широкого читателя не имел.
Следующий роман С. «Квартал Тортилья-Флэт» («Tortilla Flat», 1935) становится бестселлером. Это первое произведение писателя, имеющее точный географический адрес – побережье Калифорнии; в романе изображена группа колоритных персонажей – бессребреников, пьяниц и философов, проживающих на холмах, над заливом Монтерей. Состоящий из отдельных эпизодов, роман, по замыслу автора, должен был ассоциироваться с легендами о короле Артуре, которые писатель любил с детства, и, подобно роману «Золотая чаша», показать антигуманное влияние материализма. Обратившись к насущным социальным проблемам, С. в 1936 г. пишет роман «И проиграли бой» («In Dubious Battle»), заглавие которого представляет собой скрытую цитату из мильтоновского «Потерянного рая» («Paradise Lost») и в котором рассказывается о двух организаторах забастовки сборщиков фруктов. В 1937 г. выходит повесть С. «О мышах и людях» («Of Mice and Men») – трагическая история о двух простых тружениках, Джордже и его слабоумном друге Ленни, которые лелеют несбыточную мечту о собственном доме и клочке земли. «Здесь больше чувства и естественности, чем в его ранних книгах, – напишет в 1980 г. биограф писателя Пол Маккарти. – Эта повесть более реалистичная и точная». Американский исследователь Ричард Астро назвал «О мышах и людях» «пасторалью, в которой писатель отстаивает простые человеческие ценности, противопоставляя им стяжательство и власть». По этой чрезвычайно популярной повести, благодаря которой С. становится заметной фигурой в американской литературе, Джордж С. Кауфман написал пьесу, которая в 1937 г. с успехом шла на Бродвее.
Вслед за сборником рассказов «Долгая долина» («Long Valley», 1938) и повестью «Рыжий пони» («The Red Pony»), вышедшей отдельным изданием в 1953 г., С. пишет свой наиболее известный и значительный роман – «Гроздья гнева» («The Grapes of Wrath», 1939), одиссею семейства Джоудсов, которое во время Великой депрессии пускается в изнурительный путь из Оклахомы в Калифорнию. Природа, социальные невзгоды и грабительская алчность крупных фермеров угрожают семейству Джоудсов, однако в конце концов герои романа побеждают обстоятельства (хотя бы в философском смысле), убедившись, что их место в «одной большой душе», которой принадлежит вся человеческая семья. «Гроздья гнева» быстро становятся одним из самых популярных бестселлеров, удостаиваются восторженных рецензий и Пулитцеровской премии 1940 г. Одновременно роман вызвал бурю споров, нашлись и такие критики, которые обвинили автора в коммунистической пропаганде, осудили за искажение истины.
Чтобы избежать участия в полемике, С. отправляется со своим другом Риккетсом в зоологическую экспедицию по Калифорнийскому заливу, описанную затем в книге «Море Кортеса. Досужий отчет о путешествии и проведенных исследованиях» («Sea of Cortez: A Leisurely Lournal of Travel and Research», 1941), в которой рассказывается не только о результатах экспедиции, но и о беседах С. и Риккетса на самые различные темы – биологические, исторические, философские. В том же, 1941 г. С. развелся с первой женой и уехал в Нью-Йорк с Гвиндолин Конджер, певицей, на которой он женился через два года и от брака с которой у него было два сына.
В годы второй мировой войны С. служит в органах информации, а также консультантом в отделе пропаганды. Его вклад в победу выразился в таких книгах, как «Бомбы вниз» («Bombs Away», 1942), своего рода справочнике для летчиков, а также романе «Луна зашла» («The Moon Is Down», 1942), где рассказывается об оккупации маленького городка войсками тоталитарного режима (подразумевается вторжение нацистов в Норвегию), и в одноименной пьесе на ту же тему. В 1943 г. писатель становится военным корреспондентом газеты «Нью-Йорк гералд трибюн» («New York Herald Tribune») – впоследствии репортажи из Лондона, Северной Африки, Италии вышли отдельной книгой «Когда-то была война» («Once There Was a War», 1958).
В первом своем послевоенном романе «Консервный Ряд» («Cannery Row». 1945) С. изобразил группу бродяг, проживающих в районе монтерейских рыбоконсервных заводов, которые устраивают вечеринку своему другу Доку, прообразом которого послужил Риккетс. Поскольку этот роман знаменовал собой отход от прежних политических, социальных и философских взглядов автора, некоторые критики поспешили обвинить «Консервный Ряд» в тривиальности и сентиментальности. Аллегорический роман «Заблудившийся автобус» («The Wayward Bus») и повесть-притча «Жемчужина» («The Pearl») появились в 1947 г. и также вызвали противоречивые отклики. «В этих книгах, – писал Ричард Астро, – вера С., что люди могут работать сообща с целью сделать мир лучше... кажется менее применимой к тому миру, который он видит вокруг». В поисках вдохновения С. и фоторепортер Роберт Капа по заданию «Гералд трибюн» совершают поездку в СССР, в результате чего появляется «Русский дневник» («Russian Journal», 1948) с фотографиями Капа. В том же году в автомобильной катастрофе погибает Риккетс, а С. разводится со своей второй женой. В следующем году он знакомится с Элейн Скотт, на которой женится в 1950 г.
Лучшие дняПьеса С. «Светло горящий» («Burning Bright») была снята с постановки в 1950 г., уже после 13 представлений, зато сценарий фильма «Вива, Сапата!» («Viva Zapata»), поставленного в 1952 г. американским режиссером Элиа Казаном, как писал Астро, «напомнил лучшие книги С. 30-х гг. ». В эти годы писатель трудится над «большим романом», как он называл «К востоку от Эдема» («East of Eden», 1954), семейную сагу Гамильтонов, навеянную историей предков писателя по материнской линии, своего рода современную аллегорию по мотивам библейской легенды о Каине и Авеле. Американский критик Марк Скорер писал, что роман отличается «широтой, игрой воображения», однако другие критики его мнения не разделяли.
Выпущенный на экраны в год издания «К востоку от Эдема» одноименный фильм стал шестой по счету экранизацией произведений С. Кроме этого, были экранизированы «О мышах и людях», «Гроздья гнева» и «Квартал Тортилья-Флэт».
Последним романом писателя стала «Зима тревоги нашей» («The Winter of Our Discontent», 1961). После этого С. в основном пишет публицистику и путевые очерки. Возможно, наиболее удачным произведением 60-х гг. стало «Путешествие с Чарли в поисках Америки» («Travels With Charley in Search of America», 1962) – рассказ о поездке по стране со своим пуделем Чарли, в котором С. превозносит естественную красоту нации, сетуя на безудержный рост синтетической культуры.
В 1962 г. С. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением». Назвав С. «одним из мастеров современной американской литературы», Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, отметил, что «писатель всегда симпатизирует угнетенным, неудачникам и страдальцам; противопоставляет простые радости жизни жестокой и циничной страсти к деньгам».
В своей краткой ответной речи С. говорил о высоком долге литератора», того, кому «надлежит указывать на просчеты и ошибки людей и... превозносить их величие духа».
Почитатель президента Линдона Б. Джонсона, для которого он даже писал речи, С. выступал сторонником войны США во Вьетнаме, однако, побывав там в качестве журналиста, изменил свои взгляды. Его последняя книга – переложение на современный язык средневекового романа Томаса Мэлори «Смерть Артура» («Morte d"Arthur»), – работу над которой С. начал еще в 1957 г., вышла в свет уже после смерти писателя в 1976 г. под названием «Деяния короля Артура и его благородных рыцарей» («Acts of King Arthur and His Noble Knights»).
С. перенес два инсульта, в 1961 и 1965 гг., умер он в 1968 г. в своей нью-йоркской квартире от обширного инфаркта.
После смерти С. популярность его падает, критики обвиняют писателя в сентиментальности, наивности, неумеренной склонности к аллегориям. «Невозможно предугадать окончательную судьбу репутации С., – писал Ричард Астро, – но похоже, что в литературе он останется главным образом как автор больших романов о Великой депрессии». По мнению биографа С., Поля Маккарти, «С. верит прежде всего в человека, в его долготерпение и творческую силу». С ним соглашается американский литературовед Джеймс Грей: «Романы, пьесы и короткие рассказы этого честного художника проникнуты стремлением отдать долг человечеству. Различные по настроению, задачам, темам, все эти жанры прославляют человека... Как никакой другой американский писатель, С. последовательно стремится по достоинству оценить жизнь человека, воздать ему должное».
Джон Стейнбек родился 27 февраля 1902 г. в Калифорнии, в семье мельника. Он рано узнал, что такое лишения. Ему пришлось зарабатывать на жизнь самому. Однако юноша стремился получить образование. После школы, в 1920 г., он стал изучать морскую биологию в исследовательском институте Пэсифик Гроув и литературоведение в Стэнфорде. Однако окончить университет Стейнбеку не удалось по недостатку денег. За обучение юноша платил благодаря случайным заработкам, ему было неимоверно тяжело. Он писал тогда: «Я беден, чертовски беден. Сначала мне нужно накормить других, а уж потом поесть самому. Я должен жить среди грязной посуды и засаленных фартуков, чтобы получить право изучать психологию и логику».
Джон Стейнбек. Фото 1962 г.
Будущий литератор сменил множество профессий: он работал на ранчо, на строительстве, был продавцом, репортером.
В 1929 г. вышло первое крупное произведение Стейнбека – роман «Чаша Господня».
В 1930 г. Стейнбек женился на Кэрол Хеннинг. Во второй раз он женился в 1943 г. – на Гвендолен Конгер, в третий раз – в 1950 г., на Элейн Скотт.
В начале 1930-х гг. были опубликованы романы Стейнбека «Неведомому богу» и «Небесные пастбища». Однако эти произведения не принесли автору успеха. Известным он стал только после публикации романа «Квартал Тортилья Флэт» (1935 г). После выхода этого произведения автор получил премию и золотую медаль.
Великие писатели. Джон Стейнбек
В середине 1930-х гг. было опубликовано несколько социально-критических романов. После этого писатель стал по-настоящему известен. В 1939 г. увидел свет роман «Гроздья гнева», оказавшийся бестселлером. За это произведение Стейнбек в 1940 г. получил Пулитцеровскую премию. Роман рассказывает о судьбе семьи Джоуд. Картины жизни одной семьи тесно переплетены с панорамой разорения американских фермеров в эпоху Великой депрессии
. В этой книге автор резко подчеркивает социальные проблемы общества.
В дальнейшем Стейнбек создал произведения «Луна» (1942 г.), «Консервный ряд» (1945 г.), «Жемчужина» (1947 г.), К востоку от рая» (1952 г.), «Светло горящий» (1950 г.), «Благостный четверг» (1954 г.), «Однажды была война» (1958 г.), «Зима тревоги нашей» (1961 г.), «Путешествие с Чарли в поисках Америки» (1962 г.).
В 1962 г. писатель получил Нобелевскую премию по литературе. В 1964 г. по инициативе президента Джонсона
Стейнбек был награжден медалью Свободы.
После начала Вьетнамской войны писатель поддерживал политику США, считая, что американское вмешательство оправданно и необходимо. Но эта его позиция начала быстро меняться. Стейнбек пришёл к выводу, что даже ведение войны не позволяет «удержать события под контролем».
Американский писатель Джон Эрнст Стейнбек
родился в Салинасе, Калифорния,
и был единственным сыном и третьим из четырех детей в семье Олив (Гамильтон)
Стейнбек, школьной учительницы, и Джона Эрнста Стейнбека, управляющего, затем
владельца мукомольни, а в дальнейшем казначея округа Монтерей. Интерес к
литературе у будущего писателя пробудился под влиянием родителей. Долина Салинас
с обрамляющими ее живописными холмами и прибрежными плато надолго запомнилась
юному Стейнбеку, который впоследствии запечатлел родные места во многих своих
произведениях. В средней школе Салинаса Джон хорошо учился по таким предметам, как английский
язык, литература и биология, издавал школьную газету. Закончив школу в 1919
году, он поступил в Станфордский университет на отделение журналистики, но по
профилирующим дисциплинам учился плохо и через год вынужден был уйти из
университета. За последующие два года молодой человек переменил много
специальностей, изучал биологию на Морской научно-исследовательской станции в
Пасифик-Гров и, накопив денег на обратную дорогу, вернулся в Станфорд, где
проучился недолго, печатая стихи и рассказы в университетском журнале
"Спектейтор" ("Spectator"). Университетского диплома начинающий писатель так и
не получил. Нанявшись рабочим на грузовое судно, Стейнбек морем добирается до Нью-Йорка, где
непродолжительное время работает в газете "Нью-Йорк америкен"
("New York American"), безуспешно пытаясь "пристроить" куда-нибудь свои новеллы,
после чего вновь возвращается в Калифорнию, где работает строителем,
журналистом, матросом и сборщиком фруктов и одновременно пишет свой первый роман
"Золотая чаша" ("Cup of Gold", 1929) - романтическое повествование об английском
пирате XVII века Генри Моргане, алчность которого мешает ему обрести счастье.
Позже автор назвал свою первую книгу "незрелой вещью". "Я вырос из нее, - писал
Стейнбек, - и она меня разражает". В следующем году Стейнбек женится на Кэрол Хеннинг и поселяется в Пасифик-Гров в
коттедже, ренту за который оплачивает ему отец. В Пасифик-Гров Стейнбек
встретился с биологом Эдвардом Ф. Риккетсом, чьи воззрения на взаимосвязь всего
живого предвосхитили появившиеся впоследствии экологические теории и глубоко
повлияли на формирование взглядов писателя. В романе "Неведомому богу"
("То a God Unknown", 1933) ощущаются идеи Риккетса, теория архетипов Юнга,
позаимствованная Стейнбеком у Ивлина Рейнолдса Отта, бывшего ученика Юнга, а
также у мифолога Джозефа Кэмпбелла. Несмотря на важность романа
"Неведомому богу" для становления Стейнбека как прозаика, он оказался непонятным
и трудночитаемым и успеха ни у критиков, ни у широкого читателя не имел. Следующий роман Стейнбека "Квартал Тортилья-Флэт" ("Tortilla Flat", 1935)
становится бестселлером. Это первое произведение писателя, имеющее точный
географический адрес - побережье Калифорнии; в романе изображена группа
колоритных персонажей - бессребреников, пьяниц и философов, проживающих на
холмах, над заливом Монтерей. Состоящий из отдельных эпизодов, роман, по
замыслу автора, должен был ассоциироваться с легендами о короле Артуре, которые
писатель любил с детства, и, подобно роману "Золотая чаша", показать
антигуманное влияние материализма. Обратившись к насущным социальным проблемам,
Стейнбек в 1936 году пишет роман "И проиграли бой" ("In Dubious Battle"),
заглавие которого представляет собой скрытую цитату из мильтоновского
"Потерянного рая" ("Paradise Lost") и в котором рассказывается о двух
организаторах забастовки сборщиков фруктов. В 1937 году выходит повесть
Стейнбека "О мышах и людях" ("Of Mice and Men") - трагическая история о двух
простых тружениках, Джордже и его слабоумном друге Ленни, которые лелеют
несбыточную мечту о собственном доме и клочке земли. "Здесь больше чувства и
естественности, чем в его ранних книгах, - напишет в 1980 году биограф писателя
Пол Маккарти. - Эта повесть более реалистичная и точная". Американский
исследователь Ричард Астро назвал "О мышах и людях" "пасторалью, в которой
писатель отстаивает простые человеческие ценности, противопоставляя им
стяжательство и власть". По этой чрезвычайно популярной повести, благодаря
которой Стейнбек становится заметной фигурой в американской литературе,
Джордж С. Кауфман написал пьесу, которая в 1937 году с успехом шла на Бродвее. Вслед за сборником рассказов "Долгая долина" ("Long Valley", 1938) и повестью
"Рыжий пони" ("The Red Pony"), вышедшей отдельным изданием в 1953 году,
Стейнбек пишет свой наиболее известный и значительный роман - "Гроздья гнева"
("The Grapes of Wrath", 1939), одиссею семейства Джоудсов, которое во время
Великой депрессии пускается в изнурительный путь из Оклахомы в Калифорнию.
Природа, социальные невзгоды и грабительская алчность крупных фермеров угрожают
семейству Джоудсов, однако в конце концов герои романа побеждают обстоятельства
(хотя бы в философском смысле), убедившись, что их место в "одной большой душе",
которой принадлежит вся человеческая семья. "Гроздья гнева" быстро становятся
одним из самых популярных бестселлеров, удостаиваются восторженных рецензий и
Пулитцеровской премии 1940 года. Одновременно роман вызвал бурю споров, нашлись
и такие критики, которые обвинили автора в коммунистической пропаганде, осудили
за искажение истины. Чтобы избежать участия в полемике, Стейнбек отправляется со своим другом
Риккетсом в зоологическую экспедицию по Калифорнийскому заливу, описанную затем
в книге "Море Кортеса. Досужий отчет о путешествии и проведенных исследованиях"
("Sea of Cortez: A Leisurely Lournal of Travel and Research", 1941), в которой
рассказывается не только о результатах экспедиции, но и о беседах Стейнбека и
Риккетса на самые различные темы - биологические, исторические, философские. В
том же, 1941 году Стейнбек развелся с первой женой и уехал в Нью-Йорк с
Гвиндолин Конджер, певицей, на которой он женился через два года и от брака с
которой у него было два сына. В годы Второй мировой войны Стейнбек служит в органах информации, а также
консультантом в отделе пропаганды. Его вклад в победу выразился в таких книгах,
как "Бомбы вниз" ("Bombs Away", 1942), своего рода справочнике для летчиков, а
также романе "Луна зашла" ("The Moon Is Down", 1942), где рассказывается об
оккупации маленького городка войсками тоталитарного режима (подразумевается
вторжение нацистов в Норвегию), и в одноименной пьесе на ту же тему. В 1943
году писатель становится военным корреспондентом газеты "Нью-Йорк гералд трибюн"
("New York Herald Tribune") - впоследствии репортажи из Лондона, Северной
Африки, Италии вышли отдельной книгой "Когда-то была война" ("Once There Was a
War", 1958). В первом своем послевоенном романе "Консервный Ряд" ("Cannery Row", 1945)
Стейнбек изобразил группу бродяг, проживающих в районе монтерейских
рыбоконсервных заводов, которые устраивают вечеринку своему другу Доку,
прообразом которого послужил Риккетс. Поскольку этот роман знаменовал собой
отход от прежних политических, социальных и философских взглядов автора,
некоторые критики поспешили обвинить "Консервный Ряд" в тривиальности и
сентиментальности. Аллегорический роман "Заблудившийся автобус" ("The Wayward
Bus") и повесть-притча "Жемчужина" ("The Pearl") появились в 1947 году и также
вызвали противоречивые отклики. "В этих книгах, - писал Ричард Астро, - вера
Стейнбека, что люди могут работать сообща с целью сделать мир лучше... кажется
менее применимой к тому миру, который он видит вокруг". В поисках вдохновения
Стейнбек и фоторепортер Роберт Капа по заданию "Гералд трибюн" совершают поездку
в СССР, в результате чего появляется "Русский дневник" ("Russian Journal", 1948)
с фотографиями Капа. В том же году в автомобильной катастрофе погибает Риккетс,
а Стейнбек разводится со своей второй женой. В следующем году он знакомится с
Элейн Скотт, на которой женится в 1950 году. Пьеса Стейнбека "Светло горящий" ("Burning Bright") была снята с постановки в
1950 году, уже после 13 представлений, зато сценарий фильма "Вива, Сапата!"
("Viva Zapata"), поставленного в 1952 году американским режиссером Элиа Казаном,
как писал Астро, "напомнил лучшие книги Стейнбека 1930-х годов". В эти годы
писатель трудится над "большим романом", как он называл "К востоку от Эдема"
("East of Eden", 1954), семейную сагу Гамильтонов, навеянную историей предков
писателя по материнской линии, своего рода современную аллегорию по мотивам
библейской легенды о Каине и Авеле. Американский критик Марк Скорер писал, что
роман отличается "широтой, игрой воображения", однако другие критики его мнения
не разделяли. Выпущенный на экраны в год издания "К востоку от Эдема" одноименный фильм стал
шестой по счету экранизацией произведений Стейнбека. Кроме этого, были
экранизированы "О мышах и людях", "Гроздья гнева" и "Квартал Тортилья-Флэт". Последним романом писателя стала "Зима тревоги нашей" ("The Winter of Our
Discontent", 1961). После этого Стейнбек в основном пишет публицистику и путевые
очерки. Возможно, наиболее удачным произведением 1960-х годов стало "Путешествие
с Чарли в поисках Америки" ("Travels With Charley in Search of America", 1962) -
рассказ о поездке по стране со своим пуделем Чарли, в котором Стейнбек
превозносит естественную красоту нации, сетуя на безудержный рост синтетической
культуры. В 1962 году Стейнбек был удостоен Нобелевской премии по литературе "за
реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым
социальным видением". Назвав Стейнбека "одним из мастеров современной
американской литературы", Андерс Эстерлинг, член Шведской академии, отметил, что
"писатель всегда симпатизирует угнетенным, неудачникам и страдальцам;
противопоставляет простые радости жизни жестокой и циничной страсти к деньгам". В своей краткой ответной речи Стейнбек говорил о высоком долге литератора, того,
кому "надлежит указывать на просчеты и ошибки людей и... превозносить их величие
духа".
Американский прозаик, автор многих известных всему миру романов и повестей: «Гроздья гнева» (1939), «К востоку от рая» (1952), «О мышах и людях» (1937), «Зима тревоги нашей» (1961) и других; лауреат Нобелевской премии по литературе (1962). Джон Эрнст Стейнбек родился 27 февраля 1902 года в Салинас (Калифорния) в семье чиновника окружной администрации. У Стейнбека были ирландские и немецкие корни. Иоганн Адольф Гросстейнбек, его дед по отцовской линии, сократил свою фамилию, когда переехал в США. Его отец, Джон Эрнст Стейнбек, служил казначеем. Мать Джона, Оливия Гамильтон, бывшая школьная учительница, разделяла общую страсть Стейнбека к чтению и письму. Стейнбек жил в маленьком сельском городке (который был, по существу, границей поселения), расположенным среди плодородных земель. Он проводил лето, работая на близлежащих ранчо, а затем с трудящимися-мигрантами на ранчо Спрекелс. Ему стало известно о жёстких аспектах мигрирующей жизни и тёмной стороне человеческой природы, которая выразилась, к примеру, в произведении «О мышах и людях». Стейнбек также изучал округу, местные леса, поля и фермы. В 1919 году Стейнбек окончил среднюю школу и поступил в Стэнфордский университет, где учился с перерывами до 1925 года, и который в конечном итоге бросил, не доучившись. Он ездил в Нью-Йорк, жил случайными заработками, преследуя свою мечту стать писателем. Когда же его работы не опубликовали, он вернулся в Калифорнию и работал некоторое время гидом и сторожем на рыбоводном заводе в Тахо-Сити, где он встретится с Кэрол Хеннинг, своей первой женой. Стейнбек и Хеннинг поженились в январе 1930 года. Стейнбек с женой жили в коттедже, который принадлежал его отцу - в Пэсифик Гроу, штат Калифорния, на полуострове Монтерей. Старший Стейнбек снабдил сына бесплатным проживанием, бумагой для рукописей, что позволило писателю отказаться от работы и сосредоточиться на своём ремесле. После публикации повести «Квартал Тортилья-Флэт» в 1935 году, его первого писательского успеха, Стейнбеки вышли из относительной бедности и построили летом дом в Лос-Гатосе. Летом 1937 года Стейнбек с женой Кэрол на короткое время впервые побывал в СССР. В 1940 году Стейнбек отправился в путешествие вокруг Калифорнийского залива со своими влиятельными друзьями для сбора биологических образцов. В «Море Кортеса» описывается эта поездка. Хотя Кэрол сопровождала Стейнбека в этих путешествиях, их брак начал страдать в это время и завершился в 1941 году, когда Стейнбек начал работу над рукописью для новой книги. В марте 1943 года, после развода Стейнбека и Кэрол, он женился на Гвиндолин «Гвин» Конгер. От второй жены у Стейнбека родились двое детей - Томас Майлс Стейнбек (1944) и Джон Стейнбек IV (1946-1991). В 1943 году Стейнбек, в качестве военного корреспондента, участвовал во Второй Мировой войне, в частности, в диверсионных набегах Дугласа Фэрбенкса (Джуниорс бич, Прыгуны,), в которых проходила апробацию новая тактика ведения диверсионных операций против немецких гарнизонов островов Средиземного моря. В 1944 году был ранен взрывом боеприпасов в Северной Африке, и, уставший от войны, подал в отставку и вернулся домой. В 1947 году Стейнбек совершил поездку в СССР вместе с известным фотографом Робертом Капа. Они посетили Москву, Киев, Тбилиси, Батуми и Сталинград, став одними из первых американцев, побывавшими во многих уголках СССР со времён социалистической революции. Книга Стейнбека об их путешествии «Русский дневник» была проиллюстрирована фотографиями Капы. В 1948 году, когда книга была издана, Стейнбек был принят в Американскую академию искусств и литературы. В мае 1948 года Стейнбек ездил в Калифорнию, чтобы быть рядом с его ближайшим другом, биологом и экологом Эдом Рикеттсом, который был серьёзно ранен, когда в его автомобиль въехал поезд. Рикетс умер за час до прибытия Стейнбека. По возвращении домой Стейнбек столкнулся с Гвин, которая рассказала ему, что она хочет развестись по разным причинам, связанным с отчуждением. Он не смог её отговорить и развод завершился в августе того же года. Стейнбек провёл год после смерти Рикетса в глубокой депрессии. В июне 1949 года Стейнбек встретился с режиссёром Элейн Скотт в ресторане в Кармель, Калифорния. У них завязались отношения и в декабре 1950 года они поженились. Этот третий брак продолжался до самой смерти Стейнбека в 1968 году. В сентябре 1964 года президент Линдон Джонсон наградил Стейнбека Президентской медалью Свободы. Джон Стейнбек скончался в Нью-Йорке 20 декабря 1968 года в возрасте 66 лет от болезни сердца и сердечной недостаточности.
|