Урок по литературе" образ катерины". III

Тема: СИЛА И СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ. СТАТЬЯ
Н. ДОБРОЛЮБОВА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ»

Цели : углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского; раскрыть силу и слабость характера Катерины; развивать умение анализировать образы-персонажи; совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения; определить, в чем смысл заглавия пьесы.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите о ее интересах и увлечениях в девичестве.

3. В чем различие между жизнью Катерины в родительском доме и в доме Кабанихи?

4. Могла ли Катерина найти свое счастье в семье? При каких условиях?

5. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?

6. В чем трагизм ее положения?

7. Финал драмы. Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к нему.

8. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?

9. Смерть героини – поражение или победа?

Н. Добролюбов пишет о Катерине: «Вот истинная сила характера». Героиня Островского, в отличие от окружающих ее людей, – натура искренняя, поэтическая. Катерина везде ищет красоту: в труде, в общении с людьми, с Богом. Все, что происходит в душе, для нее важнее событий внешнего мира.

Но нельзя не заметить решительности и свободолюбия в характере Катерины. Бесполезно такую героиню «переделать» или подчинить кому бы то ни было. И вот такая женщина попадает в обстановку произвола и лицемерия. Катерина пытается противопоставить деспотизму и ханжеству Кабанихи чувство собственного достоинства. В этом – начало ее гибели.

Трагедия Катерины обусловлена тем, что она не любит мужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.

Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.

Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство – это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.

Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.

«Смерть Катерины произвела существенные последствия в калиновском сознании и поступках обывателей», – пишет А. Анастасьев .

II. Обсуждение статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Статья, посвященная анализу пьесы «Гроза», была напечатана вслед за постановкой драмы в Московском Малом театре в 1860 г. (Критик дал блестящий анализ идейного содержания, а также художественных особенностей пьесы «Гроза». Охарактеризовал всех действующих лиц, но больше всего внимания уделил главной героине – Катерине. )

Вопросы:

1. «Луч света в темном царстве» – что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье?

2. Прочитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, положения статьи.

3. «Конец этот кажется нам отрадным», – говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?

4. Какова суть спора Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова по поводу «Грозы» и главной героини? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?

(Д. И. Писарев. Статьи «Мотивы русской драмы» и «Посмотрим!».

«Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… Катерина, как все обиженные Богом и воспитанием мечтатели, видит вещи в розовом свете… Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».)

«Лучом света в темном царстве» назвал Катерину Н. А. Добролюбов. По словам критика, в трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе». Самоубийство героини как бы на миг осветило «беспробудный мрак «темного царства».

«В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Что означает слово «гроза» в произведении Островского?

2. Какой смысл вкладывает в него каждый из героев?

Гроза … Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.

Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.

В IV действии мотив грозы уже не смолкает. («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?..»; «Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать…»; «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет…»)

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это «грозовое состояние общества», гроза в душах обитателей города Калинова.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.

3. Как же относятся герои пьесы к грозе?

Для Кулигина гроза – божья благодать. Для Дикого и Кабанихи – небесная кара, для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для Катерины – возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, – это тоже гроза.

Гроза в пьесе Островского, как и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы. Вот почему поэтический образ грозы выражает и то «освежающее и ободряющее чувство», о котором говорил критик Н. А. Добролюбов.

Домашнее задание.

Написать сочинение по драме «Гроза» на одну из предложенных тем:

1.Смысл заглавия пьесы «Гроза».

2.Был ли иной путь у Катерины?

3.Город Калинов и его обитатели.

4.Душевная драма Катерины

5. «Гроза»- самое решительное произведение А.Н.Островского.

Слайд 1

А.Н.Островский "Гроза"

Слайд 2

Путешествие по Волге

В 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка по Волге, пребывание в волжских городах расширили представление драматурга о русской действительности. Это положило начало работе над драмой «Гроза».

Слайд 3

История создания драмы «Гроза»

Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 года. Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».

«Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его…» (участник «Литературной экспедиции» С.В.Максимов).

Слайд 4

Жанровое своеобразие пьесы

Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе. Особенность драмы: конфликт, членение сюжета на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала.

Слайд 5

Основной конфликт

А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни».

Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

Слайд 6

Система художественных образов

Литературные персонажи

«Темное царство» Кабанова Марфа Игнатьевна Дикой Савел Прокофьич странница Феклуша мещанин Шапкин служанка Глаща

Жертвы «темного царства»

Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон

Слайд 7

Значение имен в драме

Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная.

Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского: госпожа.

Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова.

Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога).

Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

Слайд 8

Город Калинов и его обитатели

Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города- Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города.

Расскажите о жителях Калинова. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

Слайд 9

Быт и нравы «темного царства»

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…» (Н.Добролюбов)

1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика? 2. Докажите справедливость слов Н.Добролюбова.

Слайд 10

«Самодуры русской жизни»

Дикой Савел Прокофьич - типичный представитель «темного царства».

Что означает слово «самодур»? Каково ваше представление о Диком? Что является причиной необузданного произвола Дикого? Как он относится к окружающим? Уверен ли он в безграничности своей власти? 6. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

Слайд 11

Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

Сделаем вывод

Слайд 12

Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

1. Каково ваше представление об этом персонаже? 2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»? 3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи? 4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

Слайд 13

Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства».

Слайд 14

Молодые герои пьесы

Катерина Борис Тихон Варвара Кудряш

Дайте характеристику каждому литературному герою.

Слайд 15

Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

Слайд 16

Борьба Катерины за счастье

Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»? 2. Расскажите историю ее жизни. Приведите примеры из текста. 3. В чем трагизм ее положения? 4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

Слайд 17

Прокомментируйте иллюстрацию к произведению. Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой? 3. Почему она не вернулась к мужу? Достойны ли Борис и Тихон ее любви? Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

Слайд 18

Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе? 2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе? 3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержания произведения?

Слайд 19

Смысл названия драмы «Гроза»

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это христианское поверье: гнев божий, карающий за грехи.

Гроза – это зреющие новые силы в борьбе со старыми пережитками прошлого.

Слайд 20

Финал пьесы

Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу? Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях? С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?

Слайд 21

«Гроза» в русской критике

Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».

Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой». (Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)

Какого мнения вы придерживаетесь и почему?

Катерина - истинно трагическая героиня. Фото 1911. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. «Бесприданница». Женские образы. Образ Паратова Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Финальная сцена. Матерым вожаком, например. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. О Паратове сказано: «Блестящий барин».

«Герои «Грозы»» - Дом-музей Островского в Москве. Н.А.Добролюбов. Речевая характеристика. Приём контраста. Общественная деятельность А.Н.Островского. Идея драмы «Гроза». Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Полемика вокруг пьесы. Национальный театр. Результаты действий героев. Неспособность лицемерить. Малый Академический Художественный театр. Смысл заглавия пьесы «Гроза». Портрет Островского. Драматическая русская литература.

«Пьеса Островского «Гроза»» - В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи? Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города. Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. Какого мнения вы придерживаетесь и почему? Могла ли Катерина найти счастье в семье? Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Навыки изложения своих мыслей. Цыганская песня. Выстрел Карандышева. Стихотворные строки. Анализ пьесы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Романс. Нужна ли Лариса Паратову. Что же за человек Паратов. Островский. Проблемные вопросы. Жених Ларисы. Каков Карандышев. Приобретение навыков анализа текста. Любовь для Ларисы. Жестокий романс. Тайна пьесы Островского. Печальная песня о бесприданнице.

«Герои «Снегурочки»» - Николай Андреевич Римский-Корсаков. Какие герои только сказочные. Результаты теста. Содержание песен. Стихия русских народных обрядов. Торжество чувств и красота природы. Музыка. Красота природы. Дед Мороз. Сцена. Мощь и красота природы. Герои. Волшебный венок. А.Н. Островский. Композитор. Любовь. Тесты на закрепление по теме. Зимняя сказка. Музыкальные инструменты. Купава и Мизгирь. Народный фольклор.

«Островский «Бесприданница»» - Анализ драмы «Бесприданница». Карандышев. Символический смысл имен и фамилий. Цель урока. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Паратов Сергей Сергеевич. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Что мы узнаем о Паратове. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Идеи творчества А.Н. Островского. Действующие лица. А.Н. Островский Драма «Бесприданница».

«Урок Островский Снегурочка» - Понимание красоты пьесы пришло к композитору не сразу. Сказки бывают народные и литературные. Сказка как жанр литературы. Тема урока: Герои пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка». История создания пьесы «Снегурочка». Иллюстрации к весенней сказке «Снегурочка». Второй - собственное устройство царства берендеев.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Дайте характеристику каждому литературному герою. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи? Кудряш. Какого мнения вы придерживаетесь и почему? Основной конфликт. «Гроза» в русской критике. Сделаем вывод. В центре города- Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Финал пьесы. Тихон. Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу?

«Бесприданница» - Сравнить текст романса с балладой Баратынского «Разуверение». Жизнь купечества конца 19 века. Представители «чистой публики» города Бряхимова. Вопросы для литературоведов: Каким искушениям подвергается Лариса? С какими соблазнами сталкивается молодёжь в наше время? Музыковеды. Что означало слово «бесприданница» во времена Островского?

«А.Н.Островский пьесы» - «Славянофильство» Островского. «Пьесы жизни». Пьеса «Гроза»(1859г.). Островский знал досконально купеческую среду. Семейная история? Пейзаж-действующее лицо? «Шире дорогу! Правда по сцене идет!». Женские портреты. Драма жизни? Моя задача - служить русскому драматическому искусству. «Дом Островского».

«Пьеса «Бесприданница»» - Катерина - истинно трагическая героиня. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. Бурно развивается капитализм. Образ Паратова. Спектакль Московского Малого театра. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. О Паратове сказано: «Блестящий барин».

«Островской Снегурочка» - Барский дом в имении Щелыково. Драматическое произведение, пьеса (произведение, предназначенное для постановки на сцене). Сюжет пьесы А.Н. Островского существенно отличается от народной сказки. Вид на Замоскворечье. Повторение сведений по теории литературы. Сюжет сказки. И.А.Гончаров. Н.Рерих Дед-Мороз.

Всего в теме 22 презентации

Воображение

Драма в чтении требует развитого и разностороннего воображения как воссоздающего, так и творческого, или, как пишет А.Карягин: «… всегда требует в той или иной степени развернутого «театрального воображения» .

Читатель как бы без прямой помощи писателя, опираясь на монологи, диалоги, реплики и ремарки, должен вообразить место действия, черты эпохи, обстановку, в которой живут и действуют герои, представить их внешний облик, манеру говорить и слушать, их жесты и движения. Следя за развитием действия, он представляет себе, как меняется картина на сцене: мысленно вслушиваясь в речь персонажей, стремится понять, что скрывается за словами и поступками каждого из них. Воображение поможет нарисовать и тех, кто на сцене и увидеть тех, кто действует вне ее. Княгиня Марья Алексеевна не появляется на сцене, но реплика Фамусова заставляет нас увидеть ее и тех, кто ее окружает. Можно ли понять страх чиновников в «Ревизоре», если не вообразить себе жизнь уездного города, его учреждений, чиновников и купцов, полицейских и мещан.

Именно поэтому при изучении драматических произведений большое место уделяется работе, пробуждающей воображение. Это могут быть слова самого учителя, передающего свое видение происходящего, воздействующего своим образным рассказом на воображение слушателей. Но главное место занимают вопросы, обращенные к ученикам. Каким вы себе представляете городничего в тот момент, когда он вошел в номер к Хлестакову? Что происходило в доме городничего в тот момент, когда он вошел в номер к Хлестакову? Что происходило в номере городничего, когда у него был Хлестаков? О чем думал каждый из чиновников, когда шел на вечер к городничему после отъезда Хлестакова? («Ревизор») Как вам представляется внешность Молчалина, его манера говорить и двигаться? («Горе от ума»)

Одним из методических путей, воздействующих на воображение, является создание мизансцен. Здесь уже надо вообразить не один персонаж, а разместить на сцене в определенный момент спектакля действующих лиц, представив положения, жесты, движения. «Цель воображаемой мизансцены состоит в том, чтобы ярче раскрыть сущность характера…выразительнее представить атмосферу, в которой протекает сценическое действие». Задания могут быть разной сложности. Можно предложить зафиксировать определенный момент мизансцены: как бы вы расположили чиновников в 1-м явлении «Ревизора»? Но можно дать мизансцену в развитии. Работая над 4-м действием «Недоросля», спрашиваем: как располагаются на сцене персонажи? Какие слова первой реплики Простаковой вызывают на лице Правдина ироническое выражение? Опишите выражение лица Митрофана в этой сцене.

В 10 классе в работе над первым действием «Грозы» выбираем для создания мизансцены 5-е явление 1-го действия. Ученики не только фиксируют сам момент появления семьи Кабановых: «Кабаниха должна идти впереди остальных членов семьи». Они выделяют Катерину, как главную героиню. По их мнению, она держится скромно. Тихон идет за маменькой. Варвара тоже идет за матерью, но она глядит по сторонам, ей скучно. Кабаниха медленно опускается на скамейку. Тихон угодливо становится перед ней и склоняется, готовый слушать каждое ее слово и т. д. Еще более сложными могут быть задания по воображаемому мизансценированию в 11 классе.

Работа по развитию театрального воображения требует от учителя вдумчивости и чувства ответственности: он должен побуждать ученика обосновывать и отстаивать правомерность возникшего в его сознании образа-персонажа или сцены. Надо помнить, что воображение должно опираться на разнообразные задания: историко-литературные, историко-бытовые, географические и т.д. Если же этого нет, оно может превратиться в бесплодное фантазирование.

Поэтому так важно учитывать возможности ученика, не предлагая ему делать то, что он не в состоянии выполнить. Например, школьник хорошо представляет внешность Митрофанушки, но описание усадьбы Простаковой у него не очень убедительно («Дом с колоннами», «каменный дом» среди хижин и т. п.). В таких случаях надо дать необходимый наглядный материал: репродукции с картин художников, изображающих декорации к данной пьесе; фотографии актеров и сцен из различных спектаклей.

Однако не следует ограничиваться иллюстрациями одного художника или фотографиями одного актера. Это часто не помогает воображению, а наоборот – приглушает его – есть риск, что только так и закрепится в сознании ученика персонаж пьесы. Поэтому всегда правильно привлекать для демонстрации фотографии нескольких исполнителей одной же роли. Уже само сопоставление заставляет думать и воображать.

Чтение

Справедливо считается, что сам процесс чтения драмы отличается от чтения романа. «Роман читается с перерывами, он даже лучше укладывается в голове… и драма в этом отношении ближе к поэзии… предполагается сравнительная кратковременность обозрения целого» .

Между тем в список произведений, которые учитель рекомендует прочитать детям, включаются и входящие в программу драматические произведения. А чтение «по списку» часто бывает поверхностным, раздробленным, не создающим целостности впечатления. Поэтому вряд ли стоит настаивать на заблаговременном знакомстве с пьесой. Лучше предложить прочесть ее незадолго до работы над ней в классе; к чтению можно дать один-два вопроса типа: что вам особенно понравилось? Кого вы считаете главными героями?

Однако ограничиться этим самостоятельным чтением, конечно, нельзя. Это не значит, что ее нужно читать целиком. Отбор для чтения в классе зависит от тех задач, которые по замыслу учителя следует решить как при изучении всей пьесы, так и при работе над отдельными действиями. Этот отбор осуществляется в процессе предварительной подготовки к изучению всей пьесы. Именно тогда намечает учитель, на каком уроке и почему надо обратиться к чтению определенных явлений. Кроме того, в процессе подготовки он должен решить, что целесообразнее прочитать самому, что и с какой целью будут читать ученики.

Выразительное чтение отдельных явлений учителем, особенно в начале работы над пьесой, очень существенно. Ведь, читая, он выражает свое понимание пьесы и воздействует на понимание ее учениками, не навязывая в то же время определенных выводов. Большое значение для восприятия драмы школьниками имеет прослушивание на магнитофоне фрагментов пьесы в исполнении мастеров художественного чтения. Но ошибку делают те учителя, которые включают запись одну за другой, предоставляя учащимся слушать много времени подряд. Как бы ни хорошо было исполнение, оно начинает казаться однообразным, и к концу урока внимание падает.

Предлагая послушать запись сцен из спектаклей, надо отдавать себе отчет, зачем она включается на уроке, какую работу при этом проделывают учащиеся. В 8 и 9 классах, слушая исполнение пьесы мастерами слова, ученики словами рисуют, как выглядит сцена, как ведут себя действующие лица, как идет исполняемая пьеса. В 10 и 11 классах оценивают исполнение, выясняют трактовку роли и т. д.

Большое место в процессе изучения в классе занимает чтение самими учащимися. Оно может выполнять разные задачи. Обучение выразительному чтению – важный путь анализа пьесы. Самостоятельно подготовленными учениками чтение заданных кусков пьесы может быть проверкой понимания характера и ситуации.

Одним из любимых видов чтения драмы учениками является чтение по ролям, но недопустимо рекомендовать чтение по ролям до анализа пьесы. Интересно проходит чтение по ролям в процессе анализа и особенно при его завершении.

Работа над словом

Каждый род литературы требует внимания к словесной ткани произведения. Язык произведения и, в частности, речь героев всесторонне изучаются и в лирическом, и в эпическом произведении. И, конечно, анализ языка драмы включает те же вопросы. Но имеется и своя специфика, на которую надо особенно обращать внимание учеников, впервые изучающих драматическое произведение.

В пьесе главное место занимает речь героев и даже уже – диалог, «средство общения» и «орудия борьбы». Слово в пьесе – «всегда звучащее слово», в устах каждого персонажа в определенном сценическом контексте оно становится «речью» с ее интонацией, ритмом, мелодией. Поэтому так важно научить ученика произносить и слышать слово.

«Первые реплики судьи и попечителя богоугодных заведений в тексте выглядят одинаково. Но одинаково ли они произносятся? Ляпкин-Тяпкин произносит свой вопрос медленно, важно, недоуменно, как бы говоря: «Какой такой разговор?» Судью интересует не лицо, а случай… Земляника тоже удивлен, но ему-то не надо объяснять, кто такой ревизор? Подтекст его сразу иной: «Нет, в самом деле ревизор? Неужто?» И реплики звучат отрывисто, вопросительно, так, как будто Земляника хочет проверить достоверность услышанного» .

В том, как звучит речь, большую роль играет, к кому она обращена. По-разному звучит речь городничего, когда он обращается к Ляпкину-Тяпкину, к Землянике и к Хлопову. Это звучанье слов – интонация непосредственно связана с подтекстом. «Без подтекста слову нечего делать на сцене», – писал К.С.Станиславский. Подтекст, по его определению, – «это не явная, но внутренне ощутимая жизнь человеческого духа, которая непосредственно течет под словами текста, все время оправдывая и оживляя их» . Только раскрыв подтекст, ученик сможет правильно «услышать» речь героев.

В поле зрения учеников должны быть не только речь действующих лиц, но и ремарки автора, афиша и замечания к ней, то есть то, что ученики нередко пропускают при самостоятельном чтении. Отсюда целесообразность таких, например, заданий к «Недорослю»: «Дайте замечания для актера по примеру того, как Гоголь делает это в «Ревизоре», или: «Что говорит ремарка во ІІ действии «Грозы» в сцене прощания Катерины с мужем?»

Автор, его отношение к происходящему (то, во имя чего он создает свое произведение) – главный вопрос, всегда стоящий перед нами при изучении любого произведения искусства. В драматическом произведении позиция автора скрыта больше, чем в произведениях другого рода. Ведь автор нигде прямо не выражает своей точки зрения.

В драматическом произведении два основных способа выражения

авторского сознания: 1) сюжетно-композиционный и 2) словесный, т. е., иначе говоря, речь действующих лиц. Кроме того, авторская позиция выражается через такие вспомогательные средства, как перечень действующих лиц, ремарки, указания для постановщика и т. д.

Сложность выяснения точки зрения автора заставляет учителя особенно продуманно, но без навязчивости вести учеников к ее пониманию, направлять их мысль постоянно, на всех этапах анализа к тому, как, какими путями выражает автор свою оценку происходящего. Начиная работу над «Ревизором», учитель обращает внимание учеников на замечания для г.г. актеров. Главной проблемой ІІІ действия «Грозы» может стать позиция драматурга. Действие построено на контрастах, и драматург все делает для того, чтобы зритель не только умом, но и сердцем оправдал Катерину. Вопрос, поставленный учениками, может звучать так: Как Островский заставляет зрителя, смотрящего ІІІ действие, оправдать Катерину?

Диалог Молчалина и Чацкого, выражающих взгляды на одни и те же явления. Обнажает низость души одного и благородство другого. Какое значение для выяснения авторского отношения к своим героям имеет этот диалог? – вопрос, доступный для девятиклассников.

Но как бы внимательно ни рассматривалась позиция автора в процессе анализа, обобщается она на завершающих уроках.