Тема войны в возвращение платонова. Отзыв о рассказе Платонова «Возвращение

Главный герой рассказа Андрея Платонова «Возвращение» — гвардии капитан Алексей Иванов. После окончания войны он демобилизовался из армии и поехал на поезде домой, где его ждала жена и двое детей. В дороге он познакомился с девушкой Машей, которая тоже возвращалась в родные места после войны. Родители у Маши пропали без вести, и она ехала в родной город, где у нее жили две тетки.

Алексей почувствовал симпатию к Маше и даже сошел с поезда в родном городе девушки, чтобы помочь ей устроиться на месте. Через два дня он решил ехать дальше, к семье, а Маша провожала его на вокзале. Алексей во время прощания сказал девушке, что будет вечно помнить ее образ.

Когда Иванов приехал в родной город, на вокзале его встретил сын Петр, которому шел двенадцатый год. Уже несколько дней жена Иванова, Люба, отпрашивалась с работы и ходила на вокзал встречать мужа. А в день приезда она послала к приходу поезда сына.

Петрушка спросил, почему отец так долго ехал и тот ответил, что поезд шел медленно. Потом они пошли домой, где их уже ждала Люба, снова отпросившаяся с работы, и дочь Настя. Настя была еще маленькой, когда отец ушел на войну и совсем не помнила его.

Потом были приготовления к праздничному обеду по случаю возвращения капитана Иванова домой. За обедом Алексей расспрашивал домашних, как они без него жили. Он узнал, что Люба теперь работает на заводе, а дома хозяйничает Петруша.

Во время разговора Алексей случайно узнал, что последние два года в их дом постоянно приходил человек, которого звали Семен Евсеич. Его семья погибла, и он привязался душой к Петруше и Насте. Семен Евсеич приносил ребятам гостинцы и читал Насте книжки.

Алексею не понравилось, что в его семью приходил чужой мужчина в его отсутствие и поздно вечером он устроил Любе скандал, упрекая ее в неверности. Петруша слышал, как родители спорят, но боялся вмешиваться. Однако, после того, как отец разбил лампу, он вмешался и встал на защиту матери, говоря отцу о том, как трудно им жилось, пока тот был на фронте.

Утром Петруша проснулся поздно. От Насти он узнал, что мама ушла на завод, а отец взял свой мешок и тоже ушел. Мальчик понял, что отец решил уехать от них. Он решил идти вместе с сестрой на вокзал.

Алексей Иванов действительно решил уехать от семьи в тот город, где он расстался с Машей. Когда подошел поезд, он вошел в тамбур и не стал проходить в вагон, чтобы посмотреть на родную улицу, когда поезд будет проезжать переезд.

Не доезжая до переезда, Алексей решил уже идти в вагон, когда заметил двух детей, бегущих по улице. Сначала они направлялись к вокзалу, а потом увидели поезд и побежали к переезду. Поезд миновал переезд и Алексей выглянул из вагона, чтобы посмотреть на детей. Они бежали за поездом и старший из них стал махать Иванову, как бы призывая его вернуться.

В этот момент Алексей понял, что эти двое ребятишек – его дети, Петруша и Настя. У него стало жарко в груди и Алексей понял, что поступил неправильно. Он выбросил из вагона свой мешок и сошел с поезда.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Возвращение» заключается в том, что важно понимать мотивы поступков других людей. Алексей, который сам при возвращении домой ухаживал за девушкой Машей, не смог простить жене того, что ей уделяли внимание мужчины во время его отсутствия. Но решив уехать из города, Алексей не подумал о детях. И лишь увидев, как они бегут вслед за поездом, капитан Иванов понял, что поступил необдуманно.

Рассказ Платонова «Возвращение» учит не быть излишне самолюбивым и быть более внимательным к близким людям, доверять им и верить в них.

В рассказе мне понравился Петруша, который стал опорой для матери в суровые военные годы и который приложил все усилия, чтобы вернуть отца домой. Детям нужен отец и ребята очень хорошо понимали это. Они ждали отца с фронта и дождались, и в их планы не входило его терять. А что касается Алексея, то не стоит рубить с плеча, а стоит относиться ко всему с большим пониманием. Война много бед принесла, не стоит сотворять ещё одну — бросать детей.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Возвращение»?

Всякий дом хозяином держится.
Немой упрёк тяжелее сказанного.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Кто мудр, тот и добр.

Нравственная проблематика рассказа А. Платонова «Возвращение»

"Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом".

Рассказы о войне всегда оставляют неизгладимый след в наших душах. К теме войны обращались многие, известные вам писатели. Наверняка вы читали повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка», рассказ «Конь с розовой гривой» и «Фотография, на которой меня нет», помните произведение Б. Васильева «А зори здесь тихие», слышали о романе М. Шолохова «Они сражались за родину». Сегодня мы поговорим о небольшом рассказе нашего земляка – писателя А. Платонова «Возвращение». Само название рассказа символично? С чем у вас ассоциируется слово «ВОЗВРАЩЕНИЕ»? (Дом, семья, любовь, родина). Возвращаться всегда приятно, не так ли? Андрей Платонов написал рассказ в 1946 году, но в свет он вышел под названием «Семья Ивановых». Критики высказались против рассказа. Ермилов писал: «Платонов всегда любил душевную неопрятность, обладал пакостным воображением, у него тяга ко всему страшненькому и грязненькому, в духе дурной достоевщины, он превратил даже 11-и летнего героя в проповедника цинизма» Критик говорил, что герой показан как просто самый обыкновенный, массовый человек, недаром ему присвоена такая многомиллионная фамилия Иванов. Эта фамилия несет в рассказе демонстративное значение: дескать, многие семьи таковы. Изменив название, Платонов усилил те стороны рассказа, за которые его ругали. Он показал, что делает с человеком война, как она убивает душу, заставляя отрываться от семьи, от важнейших ценностей человечества.

- В произведении нет открытого описания войны, но она присутствует здесь. Через какие детали, возможно, пейзаж? (В окружающей осенней природе все было грустно и уныло в этот час…)

- Главный герой спешит домой или медлит? Почему?

- Зачем Иванов отправляется за Машей?

- Как описывается состояние Маши? Хочет ли она домой? Где ее родные люди? (А теперь Маше как –то непривычно, странно и даже боязно было ехать домой к родственникам, от которых она уже отвыкла ).

- Можем ли мы утверждать, что Маша и Алексей люди, понимающие друг друга? Они нашли в своем общении утешение.

- Как встречают Иванова дома? Сколько дней его ждут жена и дети?

- Отца встречает сын. Найдите его портрет. Прочитайте. О чем говорит нам внешность мальчика? (Его встретил сын Петр…)

- Возвращение героя происходит в доме. Он ощущает «тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война миновала». Как отец смотрит на предметы в доме? Почему? (Знакомится с предметами, вспоминает запахи. Это помогает ему почувствовать себя родным среди своих, согревает душу).

- Кто командует в доме? (Петька). Как он ведет хозяйство? (Эпизод про печку, про картошку). «Я не серчаю, я по делу… Отца кормить надо, он с войны пришел…». Мальчик понимает, как тяжело было отцу, в доме он стал хозяином по нужде, а не по желанию.

- Кем работает Любовь Васильевна? Она делает все, ради своих детей, ради семьи. Почему она плачет над пирогом? (Подумала о том, если бы мужа убили)

- Алексей не понимает, почему Петр ведет себя как старый дедушка, почему дети рано повзрослели, а лицо дочери Насти – «сосредоточено» вовсе не по – детски. Как вы думаете, почему Алексей не видит беды своих домашних, воспринимает дом таким, каким он был до войны?

- Не может Алексей понять Семена Евсеевича, который приходил играть с Настей и Петей. Какова личная трагедия самого Семена Евсеевича? (Ревность героя необоснованна, потому что война объединяла людей, объединяли их общие несчастья, разрушенные семьи. Человек хочет чувствовать себя нужным другим людям.)

- Сопереживает ли читатель семье Ивановых? Обратите внимание на такие детали, как одежда, обувь детей, их еда? Что составляет их быт? Есть ли у них хозяйство?

Отец и мать выясняют отношения, не понимая, кто прав, кто виноват. Ведь правых и виноватых в сущности нет. Есть человеческая жизнь, которую надо прожить достойно. Об этом рассказывает Петя – об отношениях Харитона и Анны. В тяжелое время сердце человека нуждается в утешении. Но отец сына не понимает. В каких произведениях мы с вами сталкивались уже с образами отца и сына? (Тихий Дон, Продкоммисар, Родинка).

- В конце рассказа снова перед нами предстает железная дорога. Это символ пути. Но какого: нового или старого? Отец семейства хочет покинуть дом. О чем думает Иванов? (о Маше).

Тема железной дороги у Платонова встречается во многих произведениях, ведь жизнь писателя была связана с поездами. И вот рельсы уносят Иванова от родного очага, сердце его ожесточилось. Прочитаем заключительный эпизод (Двое детей…)

- Почему Петька, всегда такой аккуратный, одет в разную обувь? (Спешит вернуть отца).

- Удалось ли Иванову преступить через собственное самолюбие? Каким его сделала война? (Ж есткм, недоверчивым, грубым). Можем ли мы сказать, что Алексей, сойдя с поезда, возвращается к себе настоящему? Искалеченные войной души поддаются лечению только любовью и пониманием.

- В чем смысл названия рассказа?

- Как вы думаете, как сложилась бы дальнейшая судьба семьи Ивановых?

- Какой смысл может вынести для себя читатель, познакомившийся с творчеством А. Платонова?

- Чему война научила людей?

Война – это зло, разрушающее судьбы, ломающее жизни, семьи. Но человек, несмотря на обстоятельства, должен помнить о своем предназначении, должен уметь открывать свое сердце на встречу теплу и любви. Возвращаясь к себе настоящему, герой уничтожает тем самым ненависть, зло и сомнение, мучавшие его сердце.

"Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом". Эти слова в можно отнести к Алексею Иванову - герою рассказа "Возвращение". Рассказ повествует не о радости победы, а о том, какие "раны" нанесены семье и душе человека войной. Сюжет рассказа - возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько "возвращение к себе", утраченному четыре года назад. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с "Машей - дочерью пространщика", волосы которой "пахнут, как осенние павшие листья в лесу". Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, а "выходит вслед за Машей из вагона". Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей. В противовес своему мужу, желавшему "погулять еще немного на воле", жена Иванова "три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада"… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному. Вернувшись, отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в "мужичка": "отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста", "лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам","Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка". И по отношению к Петрушке (законченному человеческому характеру) он испытывает не отцовские чувства, а некое подобие неловкости за привычку мальчика руководить домашними, за его "мужской" характер и даже за его командирский голос (огонь в печи и тот слушается его) . Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре. Ответ на неуместный в устах отца вопрос: "Как вы тут без меня жили? ", - содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом. Главная мысль рассказа раскрывается в словах Петрушки: "У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие… ". Оторванный от дома Иванов присваивает себе исключительное право судить своих близких, совсем не думая о том, что пришлось пережить его семье без него. Но все-таки Иванов не совсем глух к чувствам членов своей семьи. Впервые в рассказе его совесть дает о себе знать, когда Петрушка рассказывает историю об Анюте и Харитоне, так сильно напоминающую историю капитана гвардии и его жены. Возможно, Иванов узнает в Харитоне себя, изменявшего жене, обманывавшего ее, но требующего от нее верности. Петрушка и его отец находятся в состоянии "нравственного спора", потому что, как оказывается, дело сына - сохранить семью, а отца - лишь оценить, как его ждали дома. Заканчивается рассказ значимым эпизодом - отец решает из гордости порвать с семьей. Когда он видит бегущих за поездом детей, ему становится неловко: "Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они оба упали, поднялись и опять побежали вперед. И тут же они снова упали на землю", и вдруг Иванов "сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием". Мотивы прозрения, "возвращения" к себе - главные в платоновском рассказе.

Урок внеклассного чтения по рассказу

Андрея Платоновича Платонова

«Возвращение».

Нравственная проблематика рассказа.

Цель : углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Ход урока

1. Слово о писателе

2. Анализ рассказа.

    Какова тема рассказа? (Разрушение семьи как одно из последствий войны)

    Определите идею произведения (В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу; нужно быть выше губительных страстей, ревности эгоизма, жестокости, мести; взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей; дети также ответственны за судьбу взрослых; по мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чем неповинные несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискаженном свете мир.)

    Каков смысл заглавия? (Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему, доброму и человечному)

    Какое из названий «Семья Иванова» или «Возвращение» наиболее удачно? (Название «Семья Иванова» подчеркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения)

    Кто герой рассказа?

    Что притягивало Иванова к Маше? Почему он с ней разговорился? (Поезд, который должен увезти домой маму и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве. Единственное, что могло утешить, развлечь сердце человека, было сердце другого человека. Маша была миловидна, проста душою, добра).

    Каково состояние природы в этот момент? (Наступила уже холодная, осеняя ночь, в окружающей их природе было уныло и грустно в этот час). Платонов описывает природу, враждебной человеку. Этим, в частности, объясняется взаимное притяжение Иванова и Маши.

    Другой причиной их сближения было то, что «оба чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии». Люди привыкли к заведенному порядку, к армейским будням и по инерции, хоть и стремились к гражданской жизни, домой, не могли перестроиться на лад мирной жизни.

    Почему капитан Иванов не торопится домой? (Он сам не знал, почему так делал - может быть, потому, что хотел погулять еще на воле).

    Считаете ли вы кого-то из героев виноватым? (Виноватых в этой ситуации нет. На войне люди часто жили одни днем, эта привычка долго сохранялась и после. Не виновата и Маша: она «не знала семейного положения Иванова и по девичьей застенчивости не

спросила его о нем». Собственно, для нее неважно было его семейное положение - Маша ничего не требовала. Не виновата и Люба, жена Иванова, которая всю войну работала день и ночь, поднимала детей, ждала мужа, голодала.)

На вокзале Алексея встретил его сын Петруша. Опишите портрет мальчика.

Чтение первого разговора сына с отцом

    Как это разговор характеризует Петрушу?

    Как втретился Иванов с женой Любовью Васильевной? (Иванов приблизился к жене, обнял ее и там стоял с нею, не разлучаясь, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека).

    Что приходилось делать Любе, когда Алексей был на войне? (Работала на кирпичном заводе, растила детей).

    Как дети заботились о матери?

    Иванов не мог понять ясно, «почему у Петруши сложился такой характер». Как это объяснить? (Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья).

Чтение сцены «Откровенный ночной разговор» по ролям.

    Как ведут себя во время этой сцены Люба и Алексей?

    Частный семейный конфликт Платонову удается возвести в степень широчайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию. Ибо за семьей Ивановых (типичная русская фамилия) стоит война, сотворившая столько горя миллионам семей России. За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности возвращения к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь безоблачной, какой она представлялась герою. После отгремевших боев нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет новой жизни. Иванов к ним еще не готов, и оттого так тяжело он воспринимает первые испытания послевоенной жизни. Иванов оробел; он ожидал, что все будет легче и проще, приятнее для него. Сквозь кору себялюбия, обиды, ревности не доходят до него святые признания жены, его не трогают ее светлые слезы. Ему страшно хотя он в этом и не признается взять на себя главный труд, самому строить жизнь свою и близких. Он уходит из семьи. И подвергается последнему испытанию. Найдите отрывок, который является кульминацией рассказа.

Кульминация рассказа несет в себе освобождающую силу и просветление остывшей в годы войны души.

Иванов видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной жизни. «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительнее. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Это едва ли не лучшие строки во всей прозе Платонова. К ним ой шел многие годы: в Иванове тоже проснулся, очнулся «сокровенный человек» и сквозь все преграды вышел к миру и людям.

Испытав нравственное потрясение, герой приходит к нравственному очищению, прозрению.

    Кто из героев вам особенно понравился? Почему? (Краткая характеристика героев).

Итог урока.

«Возвращение» был напечатан в журнале Новый мир» в № 10 – 11 за 1946 г. под названием «Семья Ивановых». Рассказ раскритиковали за клевету, которую писатель якобы возвёл на советских людей, на воинов, возвращающихся с войны, на советскую семью. Уже после смерти Платонова обвинения были сняты. Рассказ в существенно изменённом самим Платоновым виде был напечатан в сборнике рассказов за 1962 г. уже после смерти автора.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Возвращение» относится к литературному направлению реализма. Воин-победитель, отвыкший от семьи, возвращается домой и узнаёт, что жене тоже жилось несладко, так что она даже не ждала его верно, как поётся в песне К. Симонова. Критики потому и ополчились на Платонова, что поведение его героев не укладывалось в рамки «социалистического реализма».

Психологический рассказ об одной семье, о связях отца и матери на стороне, об их отвыкании друг от друга, отца от детей. Фабула занимает всего несколько дней, но в диалогах выявляются события, произошедшие во время войны.

Тема, основная мысль, проблематика

Рассказ о послевоенной встрече семьи, каждый член которой пытается войти в русло мирной жизни. Основная мысль состоит в том, что война не только убивает физически, она разрушает семьи, делая родных людей чужими и коверкая каждую жизнь в отдельности. Для возвращения к истокам, к семейной любви необходима жертва.

Проблематика рассказа традиционна для Платонова. Поднимается проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков; проблема отдаления родных временем и расстоянием; проблема верности и измены, ответственности и прощения; проблема любви, которую герои считают откликом на горе и одиночество.

Сюжет и композиция

Демобилизованный Алексей Иванов возвращается на поезде домой и не спешит, потому что отвык от домашних, как и его случайная попутчица Маша – дочь пространщика. Два дня провёл с ней Алексей, выйдя на станции в её родном городе и не сказав, что дома его ждёт семья.

Жена и дети ждали Иванова, каждый день выходя к поездам. На шестой день Алексея встретил 11-летний сын Пётр, и оба остались недовольны друг другом: Петя огорчён непрактичностью отца, а Алексей – прагматичностью сына. Родной дом Иванову странен и непонятен: жена стесняется его, как невеста, 5-летняя младшая дочь Настя, не помнившая отца, приучена к тяжёлому домашнему труду, Петрушка выполняет обязанности ворчливого хозяина, а не учится и играет, как положено детям.

Настя нечаянно открывает отцу, что к ним ходит Семён Евсеич и сидит с детьми, потому что всю его семью убили и ему одиноко. В ночном разговоре с женой Любой Алексей выясняет, что она изменила ему с инструктором райкома профсоюза, который был с ней нежен.

На следующее утро Алексей решил уехать к Маше, оставив свою семью, но дети выбежали к переезду, чтобы вернуть отца. Иванов, переживший в этот момент прощение и любовь к семье, сошёл с поезда на дорожку, по которой бежали его дети.

В рассказе есть крошечная вставная новелла – рассказ Петрушки о дяде Харитоне, который. вернувшись с войны и узнав, что его жена Анюта изменяла ему с безруким инвалидом, сначала поругался с ней, а потом рассказал ей, что тоже изменял со многими женщинами. И они стали жить, довольные друг другом. Да только Харитон про измену придумал, простив жену. На такой поступок Алексей не способен и о свой измене (возможно, не единственной) жене не рассказывает.

Герои

Алексей Иванов – чуть ли не наиболее часто встречающееся сочетание имени и отчества. Для Платонова герой – просто человек, каких множество, человек обычной судьбы. Он считает в конфликте правым себя, а виноватыми других, и живёт только для себя, без оглядки на близких. Его мимолётная связь с Машей оправдывается скукой, холодом, желанием «развлечь своё сердце». Он не думает о том, что Маша останется одна, он вообще не думает о её сердце.

По словам жены Алексея Любы, она искала в единственной за всю войну связи с мужчиной утешения, её душа потянулась к нему, потому что она умирала. Алексей уязвлён: «Я тоже человек, а не игрушка». Обида застилает ему разум. Он считает, что пережил на войне много больше, чем его жена: «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя». Он ведёт себя как маленький, собираясь пожаловаться сыну-подростку на измену жены.

Пётр взрослее и отца, и матери, он усмиряет родителей: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие». Алексей называет его исправным мужичком, дедом. Петя действительно очень мелочен. Он озабочен единственной проблемой – выжить. От этого ругает Настю, которая толстую кожуру счищает с картошки, отца, в волнении раздавившего стекло керосиновой лампы. Петя заботится не только о тёплом пальто для матери и собирается идти работать кочегаром в баню, чтобы купить его, но и обучает Настю домашнему труду, чтению. Даже о Семёне Евсеиче он житейски замечает отцу, что Евсеич старее (то есть отцу не соперник) и пользу приносит.

У маленького Пети нет ни одного детского желания. Стресс, вызванный уходом отца, возрождает в нём ребёнка, нуждающегося в отце и призывающего его. Внутреннее смятение мальчика передается яркой деталью: впопыхах он надевает на одну ногу валенок, а на другую – калошу. Здесь из Петра он превращается в Петрушку, чей образ и заставляет отца сойти с поезда.

Одновременно происходит перерождение главного героя: в груди у него стало жарко, «будто сердце... пробилось на свободу». Теперь главный герой касался жизни обнажившимся сердцем, в котором рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».

Образы остальных мужчин оттеняют характер главного героя, их черты контрастируют с его личностью. Семён Евсеич, в отличие от Алексея, пережил настоящее горе, потеряв жену и детей, убитых в Могилёве. Его привязанность к чужим детям и жене – это тоже попытка выжить. Это и стремление принести пользу другим (ведь дети сидели целыми днями одни в темноте), и необходимость приложить к чему-то свою истерзанную душу. Алексей до своего перерождения не может понять и пожалеть своего мнимого соперника. Но ещё большее зло он видит в безымянном эвакуированном, с которым жена единственный раз хотела почувствовать себя женщиной, но не смогла, любя Алексея.

Женские образы рассказа пронзительны. В военное время в патриархальном укладе семей всё меняется местами. Мальчик превращается в мужичка-старичка, мужчина-воин – в капризного ребёнка, живущего, по словам Пети, на готовых харчах, а женщина – в главу семьи, мужчину. Люба научилась делать мужскую работу на заводе, исправлять электрические печи соседям за картошку и чинить обувь себе и детям. Одного она не смогла – принимать ответственность: «Я ничего не знаю».
Казалось бы, положение Маши, дочери пространщика, более выгодное. Она открыта всему миру, свободна от обязательств, никому не обещана. Но её просторное сердце не умеет забывать людей, случайно ставших ей близкими. В начале рассказа Иванов не догадывается, что его жена, как и Маша, может любить и жалеть многих. В конце рассказа Иванов понимает, что даже физическая связь может не быть изменой, что всё дело в душе.

Стилистические особенности

Творчество Платонова не имеет аналогов в литературе. Его язык странен и непривычен, но пронзителен, как будто слова идут из самого сердца. Писатель понимает и жалеет каждого своего героя, оправдывая его поступки.

Особое значение приобретают детали, которые обычно говорят о внутреннем состоянии героев, как уже упомянутые валенок и калоша на ногах Петрушки, или слёзы Любы, смешанные с тестом её пирога, или очки Семёна Евсеича, которые Настя надевает, чтобы штопать материны рукавицы, или раздавленное стекло керосиновой лампы.
Огромное значение для Платонова имеют запахи. Алексей признаёт дом своим в тот момент, когда чувствует, что запах его не изменился за четыре года. Волосы Маши пахнут палыми листьями (обычный мотив в творчестве Платонова). Этот запах противопоставлен запаху дома, символизирует «снова тревожную жизнь».

Речь героев полна житейской образности, особенно Петина. Огонь в печи он уговаривает не гореть по-лохматому, а ровно, Насте не велит строгать мясо с картошки, чтобы «питание не пропадало». Вкрапления в детскую речь канцеляризмов проявляют трагедию страны, где ребята становятся стариками.

Ещё одна характерная особенность стилистики Андрея Платонова – описание не столько мыслей героев, которые бывают по-житейски мудрыми, как рассуждение о любви Алексея, сколько чувств, движений «обнажённого сердца».