Сравнительная характеристика базарова и старших кирсановых. Сочинение базаров и павел кирсанов сравнительная характеристика

Проблема поколений. Сравнительная характеристика Е. Базарова и П. Кирсанова. (по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети»)

Цели : 1.Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей. 2. Уметь определять нравственные и идейные позиции героев произведения. 3. Развивать мышление учащихся, устную речь. 4. Развивать интерес учащихся к чтению романа.

Оборудование: Портрет И. С. Тургенева, презентация « Отцы и дети».

Ход урока.

    Оргмомент .

    Сообщение темы и целей урока.( На экране – портрет И. С. Тургенева) Мы продолжаем изучение романа И. С. Тургенева « Отцы и дети». «Вся моя жизнь – в моих сочинениях» ,- писал он. У Тургенева- особое чувство времени. « Наше время требует уловить современность в ее приходящих образах; слишком запаздывать нельзя». В своих произведениях он « улавливал» то новое, что только зарождалось в русской жизни. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить с вами на вопросы: -В чем смысл заглавия романа? -Как и почему идет спор между представителями разных поколений? Ребята, дома вы составляли сравнительную характеристику образов П. П. Кирсанова и Е. Базарова. 3. Работа по таблице.

Сравнительная характеристика Е. Базарова и П. П. Кирсанова.

Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена. — В каких произведениях рассмотрена эта проблема? (Шекспир « Ромео и Джульетта», А. Островский « Гроза» и др.) В середине 19 века,в канун отмены крепостного права в России, резко обострились споры между либералами и революционными демократами, аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает нам И. С. Тургенев в своем романе.

— Кто из героев романа противостоит друг другу?

Как называют таких людей? (антиподы)

Антипод –человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.(Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)

Назовите антиподы в русской литературе.(Гринев и Швабрин, Обломов и Штольц, Чацкий и Молчалин…) Сегодня мы проведем сравнительную характеристику новых героев романа.

1. Что вы можете сказать о происхождении, социальной принадлежности героев ? П.Кирсанов – дворянин, аристократ, сын генерала,офицер в отставке, либерал-консерватор. Е. Базаров -сын военного лекаря, имел крестьянские корни, студент мед. Факультета Петербургского университета, разночинец, демократ- нигилист».

2.Портрет. Базаров — «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое,с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зелеными глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…» .У него « обнаженные красные руки».

П. П. Кирсанов- во всем внешнем виде «лоск и щегольство» ,облик «изящный и породистый», красивые руки с длинными розовыми ногтями .

3. Речь — П. П. Кирсанов употребляет в разговоре французские выражения, речь изысканная,часто искажает русские слова на иностранный манер (принСипы и др.) Е. Базаров- говорит просто и бесхитростно, речь простонародна, часто употребляет поговорки и афоризмы.(читаем из текста)

    Между героями много различий, но, пожалуй, самое главное,что делает их непримиримыми противниками- это философские позиции каждого.

О чем же спорят наши герои?

1. Об отношении к дворянству

П. Кирсанов . Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности

Е. Базаров. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. От аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

2.О принципе деятельности нигилистов

Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы

Е. Базаров . Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня.

3.Об отношении к народу

П. Кирсанов . Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Е. Базаров . Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

4.О взглядах на искусство

П. Кирсанов. Новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Художники- передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».

Е. Базаров. Отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

Кто одерживает верх в спорах?

Имеет ли Базаров право так унизительно судить о своем оппоненте и его « принсипах»? (Надо уважать чужое мнение, возраст..)

5. Отношение к любви. (слайд « Сцена признания в любви Е. Базарова к А. Одинцовой»)

П. П. Кирсанов всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. , которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, поседел и потерял интерес к жизни.

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина», - замечает он. Любовь показалась испытанием для Базарова… Любовь побеждает эгоизм, просветляет мир, это чувство оказалось не физиологией, как предполагал герой, это чувство потрясает и травмирует. На словах он отрицал любовь, а на деле жизнь заставила её признать.
Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости.

6. Образ жизни, интересы.

Имеются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, “читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо”. Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это “романтизм”, “чепуха”. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: “Вы не предполагаете во мне художественного смысла - да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической”. Базаров пытается развенчать бездейственные „принсипы», не принимает иллюзорную мечтательность, отказываясь от достижений культуры (“Рафаэль гроша медного не стоит”) и утилитарно воспринимая природу. Кирсанов и Базаров остаются каждый при своем мнении. Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

7.Отношение друг к другу.

Базаров не должен забывать об уважении к поколению старших. Он перечеркивает всю жизнь П. Кирсанова, который считал, что ведет жизнь благородную и достоин уважения.

4.Подведение итогов урока.

Есть ли победитель в споре?

Хотели герои найти истину или просто выясняли отношения?

Как вы считаете, на чьей стороне автор? (Он относит себя к поколению «отцов», пытается донести до нас мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Нельзя отрицать весь накопленный человеческий опыт,искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Автор пытался донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.

5.Выставление оценок.

6. Домашнее задание. Анализ последних глав романа. «Смерть Базарова».

Название романа Тургенева "Отцы и дети" очень точно отражает основной конфликт произведения. Писатель поднимает пласт культурных, семейных, романтических, платонических и дружеских тем, но на первый план выходят отношения двух поколений − старшего и младшего. Спор Базарова и Кирсанова − яркий образец этого противостояния. Историческим фоном для идеологических конфликтов послужила середина 19 века, время перед отменой крепостного права в Российской империи. Тогда же либералы и революционные демократы столкнулись лоб в лоб. Детали и исход полемики рассмотрим на примере наших героев.

Центральный конфликт романа «Отцы и дети» - спор Базарова и Кирсанова

Ошибочно полагать, что суть произведения "Отцы и дети" сводится к одной лишь смене идеологии поколений, имеющей социально-политический подтекст. Этот роман Тургенев наделил глубоким психологизмом и многослойным сюжетом. При поверхностном чтении фокус читателя находится лишь на конфликте аристократии и разночинцев. Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор. Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий. И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.

Евгений Базаров оказывается в эпицентре конфликта отцов и детей, когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино. В доме товарища атмосфера сразу не заладилась. Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия. Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.

Портрет Евгения Базарова

Евгений Базаров − представитель поколения "детей" в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают "отцы". Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно. Детали его портрета подчеркивают грубость и стихийность молодого человека: широкий лоб, красные руки, самоуверенное поведение. Базаров, в принципе, внешне непривлекателен, но обладает глубоким умом.

Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает. Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.

Портрет Павла Петровича Кирсанова

Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения "отцов". Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою "породу".

С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.

Спор Базарова и Кирсанова: таблица разногласий

Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений. Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.

"Отцы и дети": конфликт поколений

Евгений Базаров

Павел Кирсанов

Манеры и портрет героев

Небрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек.

Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.

Политические взгляды

Продвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов. Признает только то, что считает полезным для общества.

Придерживается либеральных взглядов. Главной ценностью считает личность и самоуважение.

Отношение к простому народу

Презирает простолюдинов, хотя и гордится дедом, который всю жизнь трудился на земле.

Вступает на защиту крестьянства, но держит дистанцию с ними.

Философско-эстетические взгляды

Убежденный материалист. Не считает философию чем-то важным.

Верит в существование Бога.

Девиз по жизни

Не имеет принципов, руководствуется ощущениями. Уважает людей, которых либо слушают, либо ненавидят.

Главным принципом считает аристократизм. А людей беспринципных приравнивает к душевной пустоте и безнравственности.

Отношение к искусству

Отрицает эстетическую составляющую жизни. Не признает поэзию и любое другое проявление искусства.

Считает искусство важным, но сам им не интересуется. Человек сухой и неромантичный.

Любовь и женщины

Добровольно отказывается от любви. Рассматривает ее только с точки зрения физиологии человека.

К женщинам относится трепетно, благоговейно, почтительно. В любви − настоящий рыцарь.

Кто такие нигилисты

Идеи нигилизма ярко проявляются в противостоянии оппонентов, которыми являются Павел Кирсанов, Базаров. Спор обнажает бунтарский дух Евгения Базарова. Он не склоняется перед авторитетами, а это объединяет его с революционер-демократами. Герой подвергает сомнению и отрицает все, что видит в обществе. Именно эта черта свойственна нигилистам.

Исход сюжетной линии

В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета. Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова. Таблица четко показывает противоречия между ними.

Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.

Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе "Отцы и дети". Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.

Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев

признавался: "Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении

нашей литературы даже намека не встретил на то, что мне чудилось

повсюду". Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России

поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ

"нового человека", представителя разночинцев. Двойственное

несмотря на противоречивость изображенного образа, верил, что за

этими людьми открывается будущее. "Вся моя повесть направлена

против аристократии как передового класса", - писал он.

Роман "Отцы и дети" показывает борьбу мировоззрений двух

политических направлений: дворян-либералов и революционеров-

демократов. На противопоставлении представителœей этих направлений,

разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова,

построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы, Тургенев

поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным,

культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы

XIX века. Итак, вновь поднимается тема дворянства и его роль в жизни

общества.

По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы - движущая сила

общественного развития. Их идеал - конституционная монархия, а путь

к идеалу - либеральные реформы, гласность, прогресс. По мнению

Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой

пользы, в связи с этим Базаров отрицает способность дворянства вести

Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма, роли

нигилистов в жизни. Павел Петрович считает их бессильными

"циниками, нахалами и плебеями", они не уважают народ и традиции,

но он утешает себя тем, что их мало. Базаров веско замечает: "От

копеечной свечи Москва сгорела". Что утверждают нигилисты? Прежде

всœего крайне важность революционных действий, в связи с этим критерием для

них является народная польза. Базаров считает, что народ пока темен и

невежественен, он полон предрассудков, но всœе-таки по духу он

революционен.

Павел Петрович умиляется патриархальности русского народа, не

понимая его по сути. Считая себя либералом, он тем не менее,

разговаривая с мужиком, нюхает английский одеколон Это

немаловажная черта͵ характеризующая его как личность Делая выводы,

можно сказать, что споры велись не по частным вопросам. Οʜᴎ

касались настоящего и будущего России Во всœех спорах последнее

слово оставалось за Базаровым.

Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением

этого является дуэль. Главная причина, вызвавшая ненависть старшего

Кирсанова к Базарову, заключалась в том, в чем он вряд ли

признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь.

Павел Кирсанов полагал, что ведет жизнь благородную, что он достоин

уважения. А с точки зрения Базарова его жизнь бессмысленна.

Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии.

Павел Петрович - сын генерала, блестящий офицер, который растратил

всœе свои душевные силы в погоне за любимой женщиной. Когда она

умерла, он покинул свет, оставил карьеру и посœелился у брата͵ чтобы

доживай век. Он пытается внести изменения в свое имение и

хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не

бьют крепостных кнутом, но он не в состоянии понять требований

новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. О

прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его - это

типичный путь разночинца-труженика. Годы упорнейшего труда

сделали его образованнейшим человеком. Он с гордостью заявляет:

"Мой дед землю пахал". Родители Базарова весьма религиозны,

интересы их ограничены. Базаров воспитывал себя сам. Сколько

предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен

был побороть Евгений, чтобы себя воспитать. Базаров - человек

сильный по уму и характеру. Немало таких Базаровых знала Россия:

ведь и Белинский, памяти которого посвящен роман, и Добролюбов

прошли тяжелую жизненную школу. Братья Кирсановы - аристократы.

Тургенев писал: "Οʜᴎ лучшие из дворян - именно в связи с этим они

выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность". Очень горько,

что их жизнь проходит столь никчемно, хотя они обладают

несомненными достоинствами. Павел Петрович очень благородно

относится к брату, к Фенечке, он честен, постоянен в любви, понимает

искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он

доброжелателœен, мягкосœердечен, увлекается музыкой, но жизнь его

однообразна и скучна. Базаров вносит свежий воздух в "родовое гнездо"

Кирсановых. Евгений предстает перед нами как человек нового

поколения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ пришло на смену "отцам", не способным решить

основные проблемы эпохи.

Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа

Базарова, утверждая, что они решаются "ступить на дорогу

беспощадного отрицания для отыскания чистой истины". Их конечная

цель - это "принœесение возможно большей пользы человечеству".

Формирование их идеологии не обходилось без крайностей, они верили

исключительно в науку, но именно они двигали прогресс в России.

Закончить сочинœение мне хотелось бы словами: Конфликт "отцов" с

"детьми" - Залог тех непрерывныx изменений, В которых что-то ищет

Бог, Играя сменой поколений.

181. ОБ ИДЕЙНОЙ МОДЕ И УБЕЖДЕНИЯХ В "ОТЦАХ И ДЕТЯХ" И.С. ТУРГЕНЕВА

Иван Сергеевич Тургенев - первоклассный худежник-реалист, один из

наиболее замечательных русских писателœей XIX века. Образованнейший

человек своей эпохи, гуманист, враг рабства и произвола, он многое

видел и понимал, чувствуя назревающие большие перемены в России.

Его позиция в условиях обострившейся классовой борьбы бО-х-70-х

годов была сложна и во многом противоречива. Критически расценивая

людей своего социального круга, отмечая ряд слабостей и недостатков

дворянской интеллигенции, Тургенев не разделял революционных

убеждений нового поколения, он понимал, что они в чем-то правы, но

они были чужды ему по духу. Он не мог принять идей о крайне важности

революции, насильственной, коренной ломке существующих

отношений, ему "претил мужицкий демократизм Чернышевского и

Добролюбова". В этом причина разрыва его с "Современником". При этом

Тургенев до конца жизни сохранил глубокий интерес к деятельности

революционной молодежи, он внимательно следил за всœеми

проявлениями передовой общественной мысли. Характеризуя

творчество Тургенева, Добролюбов писал, что он "быстро угадывал

новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание".

В 1862 году Тургенев написал роман "Отцы и дети" - один из лучших

романов, как по художест-

венному мастерству, так и по глубинœе, широте и актуальности основной

темы. Это не было данью идейной моде, Тургенев честно в романе

попытался показать две силы: либеральное дворянство /в лице братьев

Кирсановых/ и лагерь революционеров-демократов, представленный

пока одиночкой Базаровым. Тургенев писал: "Вся моя повесть

направлена против аристократии как передового класса".

Представители прошлого - "отцы" - изображены с беспощадной в

;рностью. Οʜᴎ хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет

Россия. Тургенева не удовлетворяют ни "отцы", ни "дети", писатель не

полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими

людьми, в связи с этим он принœес ему полную дань уважения. В трактовке

Базарова сказалась классовая ограниченность Тургенева. Человек с

такими качествами, как Базаров, мог бы сделать многое, но он умирает,

не сделав ничего. В этом сказались неверие Тургенева в силу

разночинцев, в идеал революционной демократии. Писарев в статье

"Базаров" увидел в тургеневском герое типичные черты молодого

между демократическими журналами из-за понимания образа Базарова

статья критика Писарева сыграла роль усиления критического

отношения к Базарову на страницах журнала "Современник". Во второй

статье Писарев изменил свой взгляд на Базарова и поставил его в

одном ряду с героем романа Чернышевского "Что делать?" -

Рахметовым. Сам Тургенев говорил, что Базаров - его "враг", к

которому он чувствует невольное влечение.

Либерал-постепеновец Тургенев считал, что революционная

деятельность в России не найдет отклика и поддержки в народе. Этим

же сознанием он наделил и своего героя. Базаров говорит перед

смертью: "Я нужен России... Нет, видно, не нужен." В этом идейное

заблуждение Тургенева. Что сказать об идейной моде и убеждениях?

В случае если сравнить Павла Петровича Кирсанова с Назаровым, то видно,

Базаров убежден в своих позициях, а Кирсанов больше рисуется,

отдавая дань моде. При всœех своих "либеральных выходках" и

заявлениях о "любви к прогрессу" Павел Петрович консервативен,

нетерпим и классово ограничен в своих взглядах. Одна деталь: он

нюхает одеколон, когда разговаривает с мужиком, потому что от того

"плохо пахнет". Разве это любовь к ближнему? Слова Кирсанова

расходятся с делом, он либерал, потому что модно быть либералом. А

что же либерального в нем? Один раз в месяц избавляет мужика от

экзекуции? Но "если сливки таковы, то каково же молоко", то есть

необразованное дворянство. Базаров спрашивает у Аркадия, . увидев

надушенного, безупречно одетого по последней моде /и это в деревне/

Кирсанова: "Что это за архаическое явление?" Павел,Петрович

отпускает презрительную фразу: "Кто данный волосатый?" Перед вами

совершенно разные люди по воспитанию, убеждению, происхождению.

Базаров критикует безделье дворянства: "Вы уважаете себя, а сидите

сложа руки, какая же от этого польза?" Базаров - это "человек дела, а не

фразы", он обладает не только большим умом, но и огромной силой

воли. У Базарова есть важный принцип - делать то, что полезно.

Тургенев в романе показывает и карикатурных героев - это Ситников и

Кукшина. В случае если для аристократов дань моде - казаться прогрессивными

либералами, то для Ситникова и Кукшиной дань моде - считать -себя

нигилистами. Кукшина и Ситников ухватились за нигилизм, потому

что он моден, потому что выглядеть прогрессивным человеком очень

престижно. Но весь их нигилизм мелкий и показной. Ситников кричит:

перед которым раболепствует? Базарову не нужно много ума, чтобы

понять, что Ситников завтра может кричать обратное. Кукшина считает

себя передовой, эмансипированной женщиной. Но Тургенев одной

фразой дает понять, что она всœего лишь глупая, несчастная женщина, у

которой нет детей и мужа, и ей ничего не остается как быть

"эмансипе". В ее комнате "бумаги, письма, толстые номера русских

журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным

столам", Это пустые болтуны, которые "держат нос по ветру", и если

раньше они были просто болваны, то теперь они вдруг стали

нигилистами. У них нет определœенных взглядов, своих убеждений, и

когда нигилизм выйдет из моды, они, безусловно, отступятся от него. У

Базарова есть свои принципы, и он строго следует им. "Я ничьих

мнений не разделяю: я имею свои", - говорит он. Проблема "отцов" и

"детей", поиски идеала и смысла жизни во всœе времена стояла довольно

остро. Ситуацию молодежи в обществе Маркс назвал трагедией

молодого поколения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ застает уже сформированный мир и не

всœегда отдает себе отчет в том, что может изменить его. Кирсанов в

Базарове сразу почувствовал противника, потому что тот перечеркивал

всю его "деятельную" жизнь. Базаров ясно дал понять, что "отцы" не

способны решить основные проблемы эпохи. Сейчас не утихают споры

о романе и не пропадает интерес к нему, потому что общество

разделилось по убеждениям на две силы: лагерь демократов, которые

готовы идти по новому пути, и лагерь приверженцев идеи социализма,

которая не оправдала себя. За кем будущее страны? Мне кажется, пока

человек духовно не возродится, не сумеют ни демократы, ни

консерваторы вытащить Россию из пропасти. В споре с Добролюбовым

и Чернышевским правы были Тургенев, Лев Толстой. Ни одна

насильственная революция не изменит жизнь народа. Пока не будет

морального совершенства. И жизнь это неоспоримо доказала.

182. БАЗАРОВ - ЛИЦО ТРАГИЧЕСКОЕ (По роману Тургенева "Отцы и дети")

В русской литературе существует ряд имен, без которых мы не можем

представить себе существование всœей национальной культуры. Эти

имена известны каждому, потому что, когда мы слышим их, у нас

возникают четкие ассоциации с произведениями, вошедшими в

сокровищницу мировой литературы, со временем, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ творили

эти великие люди.

Одно из таких великих имен - Иван Сергеевич Тургенев. Его

произведения нельзя спутать ни с чьими, в них - индивидуальность

как бы доносит до нас события, новые течения в современной ему

жизни, пропуская через призму собственных ощущений, взглядов на

различные проблемы. В истинных шедеврах Тургенева с большой

психологической достоверностью раскрываются характеры героев.

Писатель пытается объяснить их поступки и мысли. Герои существуют

не оторвано от окружающего мира, они тесно связаны с ним,

подвергаются его влиянию, проникаются новомодными идеями, а

иногда и отвергают их после долгих поисков и ошибок.

Роман "Отцы и дети" (1862 ᴦ.) появился после разрыва автора с

журналом "Современник" в другом журнале "Русский вестник". Роман

борьбы. В Петербурге вспыхнули студенческие волнения, и начались

массовые аресты. В городе начались пожары. Появление романа

вызвало бурю. Многие встретили роман враждебно. На Тургенева

обрушились и те, и эти, то есть и из лагеря "детей", и из лагеря "отцов".

Тургенев писал Полинœе Виардо: "Я попытался представить конфликт

двух поколений".

В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца -

демократа Базарова, "человека дела, а не фразы". Базаров - человек из

иного мира, из иной среды, чем сам писатель. Тургенев заметил

появление новых людей, называющих себя нигилистами. Писатель

рассматривает это явление в разных аспектах. Казалось бы, и Базаров, и

Аркадий Кирсанов, и Ситников принадлежат к одному разряду людей,

придерживающихся определœенных принципов. Οʜᴎ называют себя

понятным, что ни Аркадий, ни Ситников не имеют своих убеждений,

это временное увлечение модным течением, но не более того. Тургенев

показал своего героя одиночкой, который понимает, что их "нигилизм"

Это жалкое подражание сильной личности. Тургенева не

удовлетворяли ни "отцы", ни "дети". Он не смог полюбить Базарова, но

признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не

сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц.

Представители прошлого ("отцы") изображены с беспощадной

верностью. Οʜᴎ хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет

Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр романа.

Он представитель нового молодого поколения, в его личности

сгруппированы те черты, которые были присущи революционерам-

потому что он не встречает себе равных и на всœе имеет свои

собственные убеждения. "Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею

свои", - полупрезрительно заявляет Базаров. Необходимо отметить, что по своим умственным

запросам Базаров выше окружающей его среды. Увлечение науками,

стремление докопаться до сути, широкий кругозор и критическое

отношение к действительности, чувство собственного достоинства - вот

характерные черты Евгения Базарова. Критик Писарев поставил

Базарова в один ряд с героем романа Чернышевского - Рахметовым.

этом его функция кончена. Он говорит: "Сначала нужно место

расчистить, а строить будут другие". Взгляды Базарова, высказанные в

спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, близки взглядам вождей

революционной демократии, но он намного кое в чем расходится с

ними. Писарев писал о том, что "базаровщина - это болезнь того

времени, и ее нужно выстрадать". Базаров, одержимый этой болезнью,

отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное

впечатление на окружающих его людей. "У Печориных есть воля без

знания, у Рудиных - знания без воли, у Базаровых есть и знания, и

воля, мысль и дела сливаются в одно целое", - писал Писарев. По

мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать

многое, но "умирает, не сделав ничего". Есть в нем и отрицательные

черты, в этом сказалась классовая ограниченность самого Тургенева.

Базаров, что, к сожалению, справедливо, сплошь и рядом отрицает

вещи, которых не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда,

наслаждаться природой - нелœепо. Любовь для Евгения - это всœего лишь

физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его

взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой,

но от этого не становится мельче. Способность человека глубоко

любить Тургенев считал мерилом его ценности как личности. Тургенев

многих своих героев подвергал испытанию любовью. Базаров вступает в

сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От

уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает

героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича,

порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого

разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и

переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый,

он всœе-таки одержал нравственную победу. После кончины

Добролюбова Тургенев сказал: "Жаль погибшей, напрасно потраченной

силы". То же самое он сказал и о Базарове.

В прощальных словах умирающего Базарова заключен главный смысл

его жизненного финала: "Я нужен России?... Нет, видно, не нужен..."

Истоки страданий Базарова - преждевременность появления, отсутствие

союзников, мучительное одиночество. Тургенев писал своему другу:

"Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, сильная, злобная,

но честная. И всœе-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в

преддверии будущего..." Подобная трактовка вполне объясняет

торжественный аккорд, завершающий историю "нового человека".

Главный герой "Отцов и детей" не знал компромиссов, не ведал

эгоистического чувства самосохранения. В наше время перестройки

жизни на такой тип личности можно только равняться. Немаловажно

для нас и другое. Базаров самоотверженно выступил против рутины

духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных

отношений, новой культуры. Истоки, условия, результаты его

деятельности были, разумеется, другими. Но сама идея - переделать

мир, душу человека, вдохнуть в нее живую энергию дерзаний - не

может не волновать сегодня.

Проблемы, поставленные Тургеневым в романе, всœегда актуальны.

Конфликт "отцов" с "детьми" - Залог тех непрерывных изменений, В

которых что-то ищет Бог, Играя сменой поколений...

Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает тему столкновения поколений с помощью двух персонажей: Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Евгений Базаров представляет молодое поколение, а Павел Кирсанов-старое.

Взгляды героев противопоставлены друг другу, они из разных поколений, из-за чего между ними огромная пропасть. Казалось бы, возраст не всегда разделяет людей столь сильно, однако между Павлом и Евгением возникает серьезный конфликт. Их идеологические взгляды противоположны друг другу. Базаров и Кирсанов «по разные стороны баррикад». Для того, чтобы разобраться, в чем состоит несогласие, нужно рассмотреть образы и идеи обоих героев.

В связи с достаточно «юными» взглядами на жизнь Базаров имеет довольно критичную точку зрения. Он является нигилистом, то есть все традиции и устои для него всего лишь прах времени. Старье. Природа для Евгения не храм, а мастерская, и «Человек в ней работник». Сразу становится понятно, что в лице Базарова в романе новое поколение отрицает весь тот фундамент, что строили их предки, они хотят разрушить его. Хотя ничего нового взамен предложить не могут.Самое главное в образе героя то, что он принимает лишь то, что приносит пользу, а аристократы того времени, по его мнению, бесполезны.

Кирсанов-сторонник старого поколения. Он аристократ и твердо уверен, что этот слой общества завоевал свое место делами. Живя в деревне у брата, Павел продолжает держать себя, как настоящий аристократ. Он носит костюм, походка его уверена, речь и внешность: все говорит об интеллекте героя. Павел Кирсанов рьяно доказывает свои идеи Евгению, своему оппоненту молодого поколения. Кирсанов выступает за нравственные принципы, однако стоит заметить, что они никак не сходятся с его жизнью. Герой проводит дни в празднике.

Оба героя очень похожи между собой, их характеры совсем не противоположны: они оба борются за свою идею, хотя при этом практически ничего полезного не приносят обществу. И этому есть свое место в романе. Поколения всегда похожи между собой, они находятся в неразрывной связи, но каждое колено приносит за собой идеи и взгляды, которые могут отличаться. В романе основной план занимает столкновение поколений, так похожих, но отрицающих друг друга.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов сочинение

Павел Кирсанов – типичный аристократ с холеной внешностью и либеральными взглядами. В семье Павла царит культ почитания прекрасного. Внешность Евгения Базарова - «плебейская». Он прост, черты его лица выдают человека глубокой умственной работы. Увлекается Евгений наукой естественной, так как это можно увидеть и проверить, в отличии от духовной «чепухи». Он – один из нигилистов. Взгляды обоих героев разнятся. Через их убеждения и беседы и показано Тургеневым это противостояние: спор старого, укоренившегося, с новым, не знающим что делать, кроме как отрицать противоположное.

Несмотря на все свои разногласия, оба героя во многом сходны. И Павел, и Евгений – личности волевые, сильные. И, оба они подвержены рассуждениям на отвлеченные темы. В этом и состояла проблема. Базаров, желая глобальных перемен и действий, ведущих к этому, не выходит за рамки рассуждений, так же как и Кирсанов.

Но, в конце концов, Евгений сталкивается с тем, что казалось ему раньше пустым. Как бы Базаров не отрицал любовь, считая ее полнейшей ерундой – он влюбляется. И, умирая, переосмысливает свои взгляды. То, что он отрицал всю свою жизнь, оказывается неотъемлимой частью существования человека.

Но и обстановка, царящая в либеральных обществах, ярким примером которого является семья Кирсановых, не может способствовать его полноценному развитию. Проблема разлада, основанная на этих течениях, и показана Тургеневым в романе со всеми своими принципами и проблемами. А главное, - это то, что односторонность взглядов обоих сторон ведет лишь к бездействию, либо же действиям необдуманным.

Роман Тургенева посвящен проблеме противостояния двух идеологических общественных направлений того времени. На первый взгляд кажется, что это – вечная проблема старшего и младшего поколений, их недопонимание друг друга. Но, оказывается немного иначе. С одной стороны – либералы, ярые защитники установленных укладов жизни, с другой же – нигилисты, отрицающие все эти порядки. На противопоставлении одних взглядов другим и построено это произведение. Показано это на примере двух героев романа – Павла Кирсанова и Евгения Базарова.

Действия, описываемые в романе, происходят в середине 19 века. В это время зарождение новых идеалов и принципов жизни только начало свое развитие. Люди, следовавшие им, не осознавали полностью и до конца значимости этого общественного явления. И, следовали ему, в большинстве своем, потому, что это было модно.

Нигилисты отрицали все то, что было установлено веками: существующий общественный и государственный порядки и многое другое. И, задача их, в то время, состояла в том, чтобы подорвать эти уклады, разрушить. Но, построить что-то новое на развалах старого они не могли. Да, и мало кто задумывался об этом. Это очень четко передает один из разговоров Павла с Базаровым. На слова Кирсанова о том, что надо же кому-то и строить, Евгений ответил, что это уже не их забота

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Бабушки в повести Детство Горького сочинение

    Бабушка Акулина Ивановна была уже пожилой женщиной, ей перевалило за шестой десяток. Она была полная, круглолицая, у нее были большие глаза и длинная грива волос

  • Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева Отцы и дети сочинение

    Главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой и образованный Евгений Базаров. Парень считает себя нигилистом, он отрицает существование бога и любые человеческие чувства.

  • Замысел поэмы Мертвые души Гоголя

    Николай Васильевич долго пребывал в раздумьях над тем, в чем же будет состоять смысл романа. В результате пришёл к выводу, что необходимо показать всю Русь, народ со всеми недостатками

  • Образ и характеристика князя Всеволода в Слове о полку Игореве сочинение

    Всеволод – один из главных героев, он был младшим братом главного героя – Игоря. Его жена – Ольга, внучка Юрия Долгорукого.

  • Сочинение Базаров и Павел Кирсанов сравнительная характеристика

    Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает

Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: "Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы даже намека не встретил на то, что мне чудилось повсюду". Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ "нового человека", представителя разночинцев. Двойственное отношение автора к своему герою сказалось в романе, но Тургенев, несмотря на противоречивость изображенного образа, верил, что за этими людьми открывается будущее. "Вся моя повесть направлена против аристократии как передового класса", - писал он.

Роман "Отцы и дети" показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений: дворян-либералов и революционеров демократов. На противопоставлении представителей этих направлений, разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова, построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы, Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века. Итак, вновь поднимается тема дворянства и его роль в жизни общества.

По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - конституционная монархия, а путь к идеалу - либеральные реформы, гласность, прогресс. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, поэтому Базаров отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма, роли нигилистов в жизни. Павел Петрович считает их бессильными "циниками, нахалами и плебеями", они не уважают народ и традиции, но он утешает себя тем, что их мало. Базаров веско замечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Что утверждают нигилисты? Прежде всего необходимость революционных действий, поэтому критерием для них является народная польза. Базаров считает, что народ пока темен и невежественен, он полон предрассудков, но все-таки по духу он революционен.

Павел Петрович умиляется патриархальности русского народа, не понимая его по сути. Считая себя либералом, он тем не менее, разговаривая с мужиком, нюхает английский одеколон. Это немаловажная черта, характеризующая его как личность Делая выводы, можно сказать, что споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым.

Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этого является дуэль. Главная причина, вызвавшая ненависть старшего Кирсанова к Базарову, заключалась в том, в чем он вряд ли признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь. Павел Кирсанов полагал, что ведет жизнь благородную, что он достоин уважения. А с точки зрения Базарова его жизнь бессмысленна.

Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии. Павел Петрович - сын генерала, блестящий офицер, который растратил все свои душевные силы в погоне за любимой женщиной. Когда она умерла, он покинул свет, оставил карьеру и поселился у брата, чтобы доживай век. Он пытается внести изменения в свое имение и хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не бьют крепостных кнутом, но он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его - это типичный путь разночинца-труженика. Годы упорнейшего труда сделали его образованнейшим человеком. Он с гордостью заявляет: "Мой дед землю пахал". Родители Базарова весьма религиозны, интересы их ограничены. Базаров воспитывал себя сам. Сколько предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен был побороть Евгений, чтобы себя воспитать. Базаров - человек сильный по уму и характеру. Немало таких Базаровых знала Россия: ведь и Белинский, памяти которого посвящен роман, и Добролюбов прошли тяжелую жизненную школу. Братья Кирсановы - аристократы. Тургенев писал: "Они лучшие из дворян - именно поэтому они выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность". Очень горько, что их жизнь проходит столь никчемно, хотя они обладают несомненными достоинствами. Павел Петрович очень благородно относится к брату, к Фенечке, он честен, постоянен в любви, понимает искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он доброжелателен, мягкосердечен, увлекается музыкой, но жизнь его однообразна и скучна. Базаров вносит свежий воздух в "родовое гнездо" Кирсановых. Евгений предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи.

Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа Базарова, утверждая, что они решаются "ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины". Их конечная цель - это "принесение возможно большей пользы человечеству". Формирование их идеологии не обходилось без крайностей, они верили исключительно в науку, но именно они двигали прогресс в России. Закончить сочинение мне хотелось бы словами: Конфликт "отцов" с "детьми" -

Залог тех непрерывныx изменений,

В которых что-то ищет Бог,

Играя сменой поколений.