Сочинение: Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С

«Горе от ума» - произведение многогранное. В нем можно видеть и социальную пародию, и критику режима, и историческую зарисовку нравов. Не последнее место в книге занимает и любовная интрига. Отношение Чацкого к Софье, их чувства - тот стержень, который служит основой сюжета, наполняет его жизнью и эмоциями.

Персонажи глазами школьников

Анализировать «Горе от ума» можно бесконечно. Рассматривать отдельные сюжетные

ходы с лупой, сличать цитаты с воспоминаниями современников и биографиями предполагаемых прототипов. Но это подход профессионального аналитика, литературоведа. На школьных уроках произведение читают совсем по-другому. И анализируют в соответствии с рекомендациями методических изданий.

Есть определенный тип тем, который Министерство образования регулярно предлагает ученикам для осмысления и последующего написания сочинений: «Достойна ли Софья любви Чацкого?», «Права ли была Каренина, принимая решение о разводе?», «Характеристика поступков князя Мышкина». Не совсем ясно, чего этим хочет добиться система образования. Такой анализ ничего общего с собственно литературой не имеет. Это, скорее, монолог бабушки у подъезда, рассуждающей, права ли была Клава из третьей квартиры, когда выгнала Ваську-алкоголика, или все же не права.

Да и жизненный опыт ученика 9-го класса вряд ли позволяет судить о том, как нужно было поступить персонажу. Вряд ли он сможет понять, что раздражает Софью в Чацком и почему. Кроме, конечно, очевидных вещей - тех, о которых говорит сама героиня.

Особенности восприятия пьесы

Традиционная

Трактовка пьесы «Горе от ума» выглядит следующим - принципиальный, благородный и бескомпромиссный. Окружающие - люди низкие, недалекие и консервативные, не понимающие и не принимающие передовую, новаторскую идеологию главного героя. Чацкий вещает, обличает и насмешничает, разит словом пороки общества, а общество корчится от метких попаданий, злобствует и негодует.

Сложно сказать, этого ли эффекта добивался Грибоедов. Есть прямо противоположная версия, объясняющая конструкцию пьесы с бесконечными монологами-воззваниями главного героя как раз тем, что автор пародировал образ либерала, много говорящего и нечего не делающего. И характеристика Софьи и Чацкого во многом определяется именно тем, как воспринимает произведение читатель. В первом случае он видит героя-идеалиста и не оценившую его порывов мещанку, во втором - болтуна-демагога и… все равно не оценившую его порывов мещанку. Так ли это?

Детали сюжетных коллизий

Кто такие Чацкий и Софья? Ему - двадцать один, ей - семнадцать. Расстались три года

назад. Чацкий уехал, как только достиг совершеннолетия, оставил дом опекуна и вернулся в родовое имение. Не приезжал, не писал. Просто взял и исчез. По каким причинам - не так уж важно. Но что должна чувствовать влюбленная четырнадцатилетняя девушка, когда человек, которого она считает своим возлюбленным, своим будущим женихом, вот так просто берет и уезжает? Не на неделю, не на месяц. На три года. Даже в тридцать это - большой срок. А уж в четырнадцать - вечность. Что он делал все это время? О ком думал? Она может быть уверена в том, что любовь еще жива?

В четырнадцать-то лет, с подростковым максимализмом, с подростковой эмоциональностью. Критики предъявляют к девочке требования, которым не каждая взрослая женщина соответствует. А ведь отношение Чацкого к Софье - далеко не очевидный момент. Достаточно представить ситуацию глазами девочки, а не всеведущего читателя, которому Грибоедов все-все рассказал. Не логичнее ли поинтересоваться: а должна ли вообще Софья сохранить хоть какие-то чувства к Чацкому? И если да - то почему? Он ей не муж, не жених. Он - романтический воздыхатель, в один прекрасный момент упорхнувший, как мотылек с поляны, на целых три года. Порыв души у него был. Чувства. Оскорбленное достоинство. А у нее? Она не должна была в такой ситуации чувствовать обиду, недоумение, гнев? Разочарование, наконец? Пенелопа, конечно, ждала Одиссея много дольше - но ситуация была совсем другая. Чацкий - далеко не Одиссей.

Софья крупным планом

Но это все остается за кадром. Да, внимательный читатель сам все поймет, если

задумается, но ситуация все же подается намеками, обрывками разговоров, воспоминаниями. Поэтому вполне может ускользнуть от человека, привыкшего видеть только основную сюжетную линию произведения. А что же там?

Чацкий внезапно возвращается в дом опекуна, где не был три года. Он возбужден, он в предвкушении, он счастлив. Отношение Чацкого к Софье осталось тем же самым. А вот она уже любит другого. Первая, еще забыта. Она увлечена Молчалиным. Увы, избранник весьма нехорош. Объективно - он беден, низшего сословия, это очевидный мезальянс. И субъективно он - слабохарактерный подхалим, льстец и ничтожество. Хотя, надо заметить, перспективы у него достаточно неплохие. Молчалин уже начал делать карьеру и неплохо справляется с поставленной задачей. Можно предположить, что новый избранник Софьи пойдет далеко

При этом сам юноша вовсе не влюблен, просто он боится в этом признаться. Да и перспектива выгодной женитьбы тоже, наверняка, весьма ему симпатична. Часто именно этот неудачный выбор ставят в вину девушке, отвечая на вопрос, достойна ли Софья любви Чацкого? Променяла орла на общипанного воробья, глупая.

А кто такая Софья? Девушка, которая росла без матери, взаперти, практически не выходя за порог дома. Ее круг общения - отец, который понятия не имеет о воспитании детей вообще и дочерей в частности и горничная. Что может знать Софья о мужчинах? Откуда ей взять хоть какой-то опыт? Единственный источник информации - книги. Дамские французские романы, которые разрешает ей читать папенька. Как такая девушка могла разглядеть неискренность человека, вошедшего в доверие к намного более взрослым и опытным людям? Это же просто нереально.

Софья очень молода, она наивна, романтична и неопытна. Молчалин - единственный молодой человек, которого она видит почти каждый день. Он беден, честен, несчастен, робок и обаятелен. Все так же, как в романах, которые Софья читает каждый день. Конечно, она просто не могла не влюбиться.

А что же Чацкий?

Такого же пристального внимания заслуживает и личность Чацкого. Такую ли ошибку

совершает Софья? Если взглянуть на ситуацию объективно - большая ли потеря в ее жизни этот брак?

Чацкому двадцать один. Места он себе не нашел. Пробовал там, пробовал здесь. Но… «служить бы рад, прислуживаться тошно». А должности, которая бы соответствовала его запросам, все никак не попадается. На какие же средства живет Чацкий? У него есть имение. И, естественно, крепостные. Вот это и есть основной источник дохода юного либерала. Того самого, который горячо и искренно порицает называет его варварством и дикостью. Такая вот забавная неувязка.

Есть ли у Чацкого перспективы? Карьеру он не сделает, это очевидно. Ни военную - он не тупой солдафон. Ни финансовую - он не торгаш. Ни политическую - он не станет предавать идеалы. Еще одним Демидовым ему тоже не стать - хватка не та. Чацкий из тех, кто говорит, а не из тех, кто делает.

Репутация у него уже испорчена, общество бежит от него, как от чумы. Весьма вероятно, что всю свою жизнь Чацкий просидит в родовом имени, изредка выезжая на курорты и в столицу. То, что раздражает Софью в Чацком уже сейчас, будет только прогрессировать, с возрастом он станет еще более едким и циничным, озлобляясь от постоянных неудач и разочарований. Может ли брак с таким человеком считаться удачной партией? И будет ли Софья счастлива с ним - просто по-человечески счастлива? Даже если Чацкий ее действительно любит и сохранит эту любовь? Вряд ли. Пожалуй, развязка пьесы трагична только для главного героя. Софье как раз повезло. Дешево отделалась.

И о постановке вопроса

Хотя, когда отношение Чацкого к Софье обсуждается в ключе: достойна ли она такой великой любви или все же нет - это само по себе странно. Неэтично. Разве можно быть достойным любви? Это что, премия? Повышение по службе? Соответствие занимаемой должности? Любят не за что-то, любят просто так. Потому что нужен именно этот человек, и никто другой. Это жизнь. И никакая любовь не обязывает ее объект испытывать ответные чувства. Увы. Сама постановка вопроса некорректна. Так нельзя. Любовь - не картошка на базаре, чтобы сказать, стоит ли она того, что за нее запрашивают. И даже школьники должны четко это осознавать, не говоря уже о людях постарше.

А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» Как Софья Павловна у вас похорошела! А. С. Грибоедов Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» °ткрывает правдивую галерею русских национальных характеров. И, безусловно, лучшими, в художественном смысле, явдя! ются Чацкий и Софья. По силе характеров, страстности, умению отстаивать свою точку зрения они очень схожи, только вот к цели идут разнъь ми путями.

Александр Андреевич Чацкий - открытая и смелая душа, оц ничего не боится, кидается в борьбу с «открытым забралом» Из-за молодости и неопытности он еще верит, что людей можно изменить, внушить им высокие идеалы, объяснив ошибки и заб-луждения. Оттого он так «мечет бисер» перед Репетиловыми и тому подобными. Его задача - «высветить» глупость и ограниченность окружающих его людей.

А судьи кто? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима. Сужденья черпают из забытых газет… Всегда готовые к журбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Софья же плоть от плоти этого общества - ослепленный любовью, Чацкий еще не понял этого.

Она прекрасно приспосабливается к законам, навязанным ей близкими: и уже прекрасно умеет изворачиваться, лгать и притворяться, и всегда делать по-своему, как хочется ей. Она и дальше будет поступать так же, в этом ее суть. Подумаешь, как своенравно! Бывает хуже, с рук сойдет; Когда ж печальное ничто на ум нейдет… Чацкий догадывается и не хочет верить, что Софья его не любит, что есть у него счастливый соперник.

Софья жестоко ошиблась, выбрав предметом обожания Мол-чалина. Сама она объясняет это «роком», но правда в том, что от скуки и безделья и Молчалин сгодился в «предмет страсти». Молчалин вам наскучил бы едва ли, Когда б сошлись короче с ним… Я не старалась, бог нас свел. Низкопоклонство, лицемерие, угодничество Молчалина Соо фья возводит в ранг заслуг, даже достоинств. А как же иначе.

Она живет в таком обществе, где каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, как Чацкий, если будешь отличаться от остальных. Невозможно быть искренним, когда тебя не т слушать. Без денег и чинов нельзя «сметь свое суждение ь». Это норма жизни данных людей.

Софья приспособилась 11 ой обстановке; вероятно, не откройся коварство МолчалиК она нашла бы способ связать свою судьбу с его. Но и в этом ‘у когда-то открывается истина. И чем ее больше скрывали, 1 м Сокрушительнее ее действие. Чацкий не на шутку «расходился», когда понял, что его соперик - Молчалин. Это больно ударило по самолюбию Александра Андреевича; он умен, но слишком пылок, чтобы сдерживать эмоции. Не образумлюсь…

виноват, Я слушаю, не понимаю, Как будто все еще мне объяснить хотят. Растерян мыслями… чего-то ожидаю.

Он настолько забывается, что начинает во всем винить Софью, но она-то сразу ему сказала, что не любит его, только вот Чацкий не хотел этого услышать. Теперь же он изливает свою обиду и желчь, понимая бессмысленность происходящего. Он просто «дурно ведет себя». Оскорблена его любовь, унижено его чувство. У Александра Андреевича не хватает благородства пожалеть Софью, а это необходимо.

Умная девушка, с пылкой и страстной душой, полюбила ничтожного человека, да еще и труса. Теперь ей ждать нечего. Отец, конечно, примет меры. И если решит отдать ее замуж за Скалозуба, то уж не будет медлить Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч. ру и брать в расчет чувства дочери, что для нее Мне все равно, что за него, что в воду.

Теперь уж Павел Афанасьевич не будет так «слеп» и снисходителен, он получил прекрасный урок. Комедия заставляет задуматься над перипетиями людских судеб. Ведь всякое литературное - это концентрированный о действительности жизни, и когда бы ни жили люди, они страдают и радуются, плачут и смеются одинаково. Скорее в обморок, теперь оно в порядке, Важнее давишной причина есть тому, Вот, наконец, решение загадке! Вот я пожертвован кому!

А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх, и стыд, - За двери прячется, боится быть в ответе… Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! - Молчалины блаженствуют на свете!

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Чацкий и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . Литературные сочинения!

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» - одно из лучших произведений русской литературы. Герой комедии – молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий – всего за сутки испытывает крушение всех своих планов и надежд. Можно сказать, что его жизнь меняется в одночасье. Герой возвращался домой, к любимой девушке, к счастливой жизни, а нашел там лишь холодность, разочарование и гонение.

Приехав в дом к другу своего отца Фамусову, Чацкий в первые же секунды стремится увидеться с его дочерью – Софьей. Герой влюблен в нее с детства и ждет ответного чувства от девушки. Но Софья очень холодно встречает Александра Андреевича. На протяжении всей пьесы Чацкий пытается выяснить причину охлаждения Софьи, найти своего, более счастливого, соперника.

В 1-ом явлении III действия комедии между героями происходит объяснение. Чацкий хочет «выудить признание» у Софьи: «Кто, наконец, ей мил? Молчалин? Скалозуб?» Герой не верит, что одного из этих людей девушка могла полюбить - ведь один ничтожнее другого. Чацкий дает емкие характеристики обоим кандидатам:

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?..А тот –

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!

Но Софья, обдавая героя холодностью, утверждает, что любит многих гораздо более, чем Чацкого. Александр Андреич, по ее словам, очень «невоздержан на язык» и жесток к людям: «Малейшая в ком странность чуть видна, Веселость ваша не скромна, У вас тотчас уж острота готова… » Лучше бы Чацкий обратил взгляд на себя, на свои недостатки. Ведь, ругая всех и вся, он выглядит смешным:

Да! Грозный взгляд, и резкий тон,

И этих в вас особенностей бездна;

А над собой гроза куда не бесполезна.

Софья не желает больше говорить с героем и порывается уйти. Чацкий, чтобы все же узнать ее «зазнобу», решает притвориться (единственный раз в жизни!) и признать, что Молчалин мог измениться. Герой соглашается: хорошо, может быть, Алексей Степаныч - достойный человек, но любит ли он Софью так, как любит ее Чацкий?

Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нем та страсть? То чувство?

пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Чацкий то пытается убедить Софью, что она во многом выдумала себе Молчалина: «Бог знает, в нем какая тайна скрыта; Бог знает, за него что выдумали вы, Чем голова его ввек не была набита. Быть может, качеств ваших тьму, Любуясь им, вы придали ему… » То, боясь гнева девушки, признает за Молчалиным ум. Он умоляет Софью дать ему возможность убедиться самому, что его соперник – достойный человек: «Как человеку вы, который с вами взрос, Как другу вашему, как брату, Мне дайте убедиться в том…» Тогда Чацкий сможет успокоиться («от сумасшествия могу я остеречься») и забыться.

Но Софью вовсе не трогают пылкие слова Александра Андреевича. Ее очень обидели нелестные отзывы Чацкого о Молчалине. Любит она секретаря отца или нет, «зачем же быть…так невоздержну на язык?» Софья обвиняет героя в том, что в жизни он способен только шутить: «Шутить! И век шутить! Как вас на это станет!» Однако, если бы он узнал Молчалина поближе, то оценил бы его по достоинству.

Чацкий уязвлен ревностью: откуда Софья так хорошо знает Алексея Степановича? А девушка продолжает убеждать Чацкого в несомненных «достоинствах» Молчалина: безмолвии, общении со старичками, небольшом, но крепком уме, уступчивости, скромности, спокойствии и т.д.

Чацкий не верит своим ушам:

Целый день играет!

Молчит, когда его бранят!

Она его не уважает! …Она не ставит в грош его.

В итоге герой делает вывод: «Шалит, она его не любит». Успокоившись по поводу Молчалина, он хочет выяснить отношение Софьи к Скалозубу. Чацкий начинает расхваливать его, но Софья тут же прерывает Александра Андреевича: Скалозуб – герой не ее романа. Чацкий недоумевает: девушка не может любить ничтожного Молчалина, к Скалозубу она равнодушна. Кто же завладел ее сердцем? Сцена завершается вопросом героя: «Кто разгадает вас?»

Таким образом, намерения Чацкого не увенчались успехом. Он так и не выяснил, кто же является его соперником. Герой не имеет возможности успокоиться, он будет находиться в напряженном волнении до самого конца пьесы.

Данный эпизод окончательно проясняет отношение Софьи к Чацкому, причины ее недовольства героем. Также читатель убеждается, что девушка любит Молчалина, не видит его недостатков, таких очевидных для Чацкого. Софья придумала себе романтического героя, не видя истинного лица своего избранника. Но Чацкий убежден, что неглупая Софья выбрала кого-то гораздо более достойного. Эта мысль не дает покоя герою, усиливает его сомнения и терзания.

Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи

Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального. Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.

Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей. Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд. Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.

Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого. Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало». Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.

Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?

Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.

Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.

Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?

Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»

Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»

Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».

Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине. Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?

В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.

Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.

Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».

Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета». Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.

Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.

Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Выводы

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.

Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

/ / / Достойна ли Софья любви Чацкого? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

В комедии Грибоедова герой Чацкий, спустя три года «скитаний по свету» возвращается в дом к своей возлюбленной Софьи Фамусовой. Александр рассчитывает на радужный и теплый прием, но вместо него он ощущает нотки холода и агрессии со стороны девушки.

Что же изменилось? Может , и Александр просто выросли из своих отношений, ведь молодые люди знали друг друга с самого детства? А может быть просто Софья не смогла простить внезапное исчезновение кавалера? Так или иначе, она не настроена на возобновление былых отношений. Тем более у нее появился новый ухажер, который теперь не выходил у девушки из головы. Мужчина занимал должность секретаря у отца Софии – Павла Фамусова, да к тому же жил буквально в соседней комнате. Это позволяло молодым людям проводить много времени вместе не афишируя «связь», и не вызывая никаких подозрений со стороны отца.

Не зная подробностей о тайных рандеву, но явно понимая, что в его отсутствии произошли «изменения» пытается прояснить ситуацию. Но все разговоры с Софьей оказываются резко оборванными самой девушкой. Она не желает с ним общаться, обвиняя его в излишней резкости и несправедливости по отношению к другим.

Ознакомившись со всем произведением, читатель, скорее всего, задает себе вопрос, а достойна ли девушка вообще любви Чацкого? Ведь мужчина ее так любит, а она, сыграла на его чувствах, да еще и напакостила ему. Конечно, после предательства Молчалина, девушка очень пожалеет о том, что оговорила Александра, назвав его в обществе сумасшедшим. Тем не менее заслуживает или нет?!

Если смотреть с точки зрения девушки, то она вполне заслуживает быть любимой у такого мужчины. Можно понять и причину ее «проступка», и почему предала Александра, став встречаться с Молчалиным. Дело в самом Чацком. Он никак не «обозначил» свои намерения, а просто взял, и уехал. Он не писал ей писем и никаким другим образом не давал о себе знать. И вот, спустя три года, Александру вздумалось вернуться и жениться.

Но зачем Софье «ломать» свою только что появившуюся личную жизнь? Скорее всего, девушка долго горевала, после отъезда Чацкого, скучала, возможно, даже плакала «в подушку». А спустя какое-то время в ней все перегорело. Она научилась «обходиться» без него. А еще через какое-то время появился . Он был всегда рядом, исполнял ее прихоти, вносил в ее жизнь некое «разнообразие» и веру в любовь.

Чацкий же не понимал, почему она предпочла другого, да еще и такого «убогого» мужчину. Александр ведь перед ним имеет ряд преимуществ. Он образован, чувства его искренние, слова и мысли не противоречат друг другу, так как мужчина честен с окружающими. Однако складывается впечатление, что Чацкий использовал Софью, как запасной «вариант». Он поездил по миру, посмотрел, поискал и не найдя ничего более достойного в кандидатуры жены – вернулся обратно. Мужчина оказался слишком самоуверенным, раз думал, что столько лет, девушка будет любить лишь его одного, и надеяться, что он, когда-нибудь одарит ее своим визитом…