Синтаксический разбор предложения рядом. Синтаксический разбор предложения
Предложение содержит информацию, спрашивает о ней или направляет на действие. Чаще всего имеет основу и описывающие её второстепенные члены. Чтобы усвоить или освежить в памяти тему, полезно изучить примеры грамматического разбора предложения в русском языке.
Грамматическая основа в разборе предложения
Основа достаточно логична в применении. Состоит из подлежащего, которое называет непосредственно вещь или явление, и сказуемого - действия, совершённого или направленного на объект.
Подлежащее всегда употребляется в начальной форме (именительный п.), но может являться не только существительным. Это может быть:
- числительное - для указания количества, множества, числа (в очереди стояло трое; четыре была для него лучшей оценкой);
- личное местоимение (он тихо ходил по коридору; мы вышли из класса);
- неопределённое местоимение (кое-кто сидел в комнате; что-то мне мешало);
- отрицательное местоимение (никто не мог им помешать);
- прилагательное в значении существительного (ответственный назначался руководством; дежурный следил за порядком).
В грамматическом разборе предложения подлежащее принято выделять подчёркиванием, а сказуемое - двойным подчеркиванием.
Сказуемое чаще всего является глаголом, но имеет несколько видов:
- простое глагольное, выражено глаголом в любом наклонении (пёс бежал по аллее; студент встаёт рано);
- составное глагольное, состоит из вспомогательного глагола (модального слова) и инфинитива (она начала бегать по утрам; я должен съездить на работу);
- составное именное, имеющее глагол-связку (чаще всего - быть) и назывную часть (школьник стал студентом; хлеб является основной их едой; трижды два - шесть (опускается слово «будет»));
Полнота предложения
Исходя из состава основы, предложения бывают двусоставные, где присутствуют оба главных члена либо один подразумевается (неполные) (наступила ночь; где он (опущено «находится»)?) , и односоставные. Последние бывают:
- определённо-личные, в которых по лицу глагола понятно, о ком речь (делаю всё возможное (я); идём на прогулку (мы));
- неопределённо-личные, выражаемые глаголом прошедшего времени во множественном числе (этажом ниже зашумели; где-то вдалеке пели);
- обобщённо-личные, которые приписывают действие всем (часто встречается в пословицах и поговорках) (хочешь рыбку съесть - надо в воду лезть; идёшь и восхищаешься видом);
- безличные, не подразумевающие никакого объекта (стемнело; его было очень жаль; в комнате холодно).
Второстепенные, но не менее важные
Чтобы дать развёрнутую информацию, объект и действие подкрепляются сторонними словами и конструкциями. Ими являются:
Выполняя грамматический разбор предложения, их тоже обязательно следует учитывать. Если второстепенные члены имеются - предложение считается распространённым, соответственно, без них - нераспространённым.
Осложненные предложения - это совсем не сложно
Различные вставные компоненты дополняют предложение, увеличивая объем информации. Они встраиваются между главными и второстепенными членами, но определяются уже как отдельная часть, которая идёт отдельным пунктом в грамматическом разборе предложения. Эти компоненты можно убрать или заменить без потери смысла текста. Среди них:
- обособленные определения, применимые к объектному члену (описывают свойство, выделяются как определение), являются причастными оборотами (чайник, гревшийся на плите, резко засвистел; дорога вела к дому, стоявшему в лесу);
- обособленные обстоятельства (выделяются как обстоятельство) являются деепричастными оборотами (он бежал, спотыкаясь о камни; глядя с опаской, собака протянула лапу);
- однородные члены предложения - выполняют одинаковую функцию и всегда задаются одинаковым вопросом (на полу были разбросаны (что?) книги, тетради, заметки (однородное подлежащее); на выходных мы только (что делали?) спали и гуляли (однородное сказуемое); он взглянул на (кого?) маму и сестру (однородное дополнение));
- обращение к кому-либо, которое всегда обособляется запятой и является самостоятельным членом предложения (сын мой, ты поступил правильно; Ты, Андрей, меня не так понял);
- вводные слова (вероятно, возможно, наконец-то и пр.) (я, наверное, погорячился; завтра, скорее всего, будет жарко).
Как сделать грамматический разбор предложения, учитывая все компоненты?
Для разбора создан чёткий алгоритм, не вызывающий затруднений при знании всех вышеперечисленных конструкций и компонентов предложения. Среди них выделяются простые и сложные - порядок анализа у них немного разный. Далее предоставлен грамматический разбор предложений с примерами для отдельных случаев.
Простое предложение
В начале осени, покрытые золотым ковром, причудливо переливаются городские аллеи.
1. Определить главные члены. Основа должна быть одна, как в данном примере: аллеи - подлежащее, переливаются - сказуемое.
2. Выделить второстепенные члены: (когда?) в начале осени - обстоятельство, (какие?) покрытые золотым ковром - обособленное определение, (как?) причудливо - обстоятельство, (какие?) городские - определение.
3. Определить части речи:
В пр. начале сущ. осени сущ. , покрытые прич. золотым прил. ковром сущ. , причудливо нар. переливаются гл. городские прил. аллеи сущ.
4. Описать признаки:
- цель высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное);
- интонация (восклицательное, невосклицательное);
- по основе (двусоставное, односоставное - указать, какое);
- полнота (полное, неполное)
- по наличию второстепенных (распространённое, нераспространённое);
- осложнено (если да, то чем) или не осложнено;
Характеристика данного невосклицательное, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением.
Так и выглядит полный грамматический разбор предложения.
Сложное предложение
Поскольку сложное предложение включает два и более простых, весьма логично разобрать их по отдельности, но алгоритм разбора всё равно другой. Грамматический разбор предложения в русском языке неоднозначен. Сложные предложения по связи простых бывают:
Пример разбора сложносочинённого предложения
В семье, независимо от возраста, каждый был очень занятым, но на выходных все собирались вместе за одним большим столом.
- Выделяются все основы. Их несколько в сложном предложении: каждый - подлежащее, был занятым - составное именное сказуемое; все - подлежащее, собирались - сказуемое.
- Определить части речи.
В пр. семье сущ. , независимо нар. от пр. возраста сущ. , каждый местоим. был гл. очень нар. занятым прил. , но с. на пр. выходных прил. все местоим. собирались гл. за пр. большим прил. столом су щ.
- Выявить наличие союза. Здесь - «но». Значит предложение является союзным.
- Охарактеризовать по положению простых можно в том случае, если имеется союз (пункт 2). Данный пример - сложносочинённое предложение, простые в нём равнозначны (т.е. при желании можно разделить его на два самостоятельных). В случае бессоюзного этот пункт не указывается.
- Сделать общую характеристику: повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое.
- Разобрать простые внутри по отдельности:
- в семье, независимо от возраста, каждый был очень занятым (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением «независимо от возраста»)a
- на выходных все собирались за большим столом (повеств., невоскл, прост., двусост., полное, распр., неосл.)
Сложноподчинённое предложение
Алгоритм будет аналогичным, только с указанием подчинительного союза. Он входит в состав Также нужно выделить главное и выяснить, каким способом к нему «прикрепляются» придаточные (круглые скобки).
Это - вид подчинения, не обязательный пункт, но тоже часто учитывается.
Главное, помнить, что грамматический и синтаксический разбор - синонимы. Встреча одного из слов в задании не должна пугать, так как тема достаточно общая и быстроусваиваемая. Для иностранцев она сложна из-за большой вариативности, но тем и красив русский язык.
Запомни:
Член предложения |
Обозначает/ показывает |
Отвечает на вопросы |
Подчеркивается |
|
Подлежащее |
главные члены предложения |
о ком или о чем говорится в предложении |
кто? что? | |
Сказуемое |
называет то, что совершает предмет, его состояние, каков он |
что делает? что делал? что будет делать? каков? | ||
Определение |
второстепенные члены предложения |
признак предмета |
какой? какая? какое? какие? чей? чья? | |
Дополнение |
на какой предмет или явление направлено действие |
кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? | ||
Обстоятельство |
как совершается действие, когда совершается действие, где совершается действие, по какой причине совершается действие, с какой целью совершается действие |
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? |
|
Выпиши предложение.
Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки .
1.Основа предложения:
в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,
побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.
2.В предложении есть второстепенные члены.
Задаю вопрос от подлежащего:
ручейки какие?- звонкие – это определение.
Задаю вопрос от сказуемого:
побежали откуда? –с гор – это обстоятельство места.
с гор каких? – высоких – это определение.
39. Схема разбора предложения (синтаксический разбор).
I. Вид предложения по цели высказывания.
II. Вид предложения по интонации.
III. Основа предложения (подлежащее и сказуемое).
IV. Вид предложения по наличию второстепенных членов.
V. Второстепенные члены предложения.
Выпиши предложение.
Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки . (Повеств., невоскл., распр.)
Это предложение
I. Повествовательное.
II. Невосклицательное.
III.Основа предложения:
в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,
о ручейках говорится, что они побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.
IV. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое.
V. Задаю вопрос от подлежащего:
ручейки какие?- звонкие – это определение.
Задаю вопрос от сказуемого:
побежали откуда? – с гор – это обстоятельство места.
Задаю вопрос от второстепенных членов предложения:
С гор каких? – высоких – это определение.
Запомни:
III. Пунктуация
40.Знаки препинания в конце предложений(.?!).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.
Делай так : Слава нашей Родине ! Слава труду !
41. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Начерти схему предложения.
Делай так : Грачи , скворцы и жаворонки улетели в теплые края. (О,О и О)
Знаки препинания при однородных членах:
О да (=и) О
О, да (= но) О
и О, и О,и О,и О
или О, или О,или О,или О
О, и О,и О,и О
42.Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.
Делай так:
Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
[ ], [ ].
43.Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.
Делай так :
1) Олег успокаивал мать: "Все будет хорошо".
2) Он крикнул: "Вперёд, ребята!"
3) Он спросил: "Ты откуда, парень?"
4) "Я тебя не выдам", - обещал Иван.
5)"Пожар!" – крикнула Таня.
6) "Кто это был?" – спросила Оля.
7) "Я врач, - сказал он,- сегодня дежурю".
"П, - а, - п".
8) "Наше присутствие необходимо, - закончил Петров.- Выезжаем утром".
"П, - а. - П".
9) "Почему в пять? – спросил брат.- Это очень рано".
"П? - а. - П".
10) "Ну и отлично! – воскликнула Аня.- Поедем вместе".
"П! - а. - П".
11) "Он из нашей группы, – сказал Иван.- Садись, Пётр!"
"П, - а. – П!"
УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЯМ
«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» состоит из трёх разделов: «Правила правописания», «Виды разборов», «Пунктуация».
В первом и третьем разделе даны указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести учащимся при выполнении работы над ошибками. Для того чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму, каждое правило имеет свой порядковый номер.
Работу по памятке мы предлагаем проводить следующим образом. К традиционным обозначениям ошибок на полях приписывать номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускать две строчки и на последующих строчках указывать эти номера.
Ученик, получив тетрадь, должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается правильность и точность исправления.
Например: на улице сильный морос – на полях ученик видит| №20. Он открывает книжку-памятку и читает алгоритм работы:
№20 Мороз – мороз ы .
Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:
Самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок;
Самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка;
Подбор проверочных слов;
Повторение правил.
Учитывая необходимость преемственности начальной и средней ступени обучения при составлении третьего раздела «Виды разборов» (морфемный, фонетический, морфологический, синтаксический) мы опирались на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» может быть использована в учебной работе по любой программе начальной школы, как при групповой форме работы, так и при индивидуальной, самостоятельной работе ученика в классе или дома.
Литература
1.Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2011.-464 с.- (Начальная школа XXI века).
2.Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова- М.: Просвещение,1994.-256 с.
3. Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2007.-317 с.
4. Справочник для начальных классов. Пособие для учащихся 3-5 классов, их родителей и учителей. /Т.В. Шклярова - М.: "Грамотей", 2012, 128 с.
Порядок разбора
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.
4. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);
г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).
6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
Образцы разбора
1) Мой костер в тумане светит (А. К. Толстой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено. Грамматическая основа - костер светит мой , выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане , выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в .
В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады
(Шолохов).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Грамматическая основа - сады пахнут . Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые , выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января , выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в , и обстоятельство образа действия хорошо , выраженное наречием.
В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.
Синтаксический разбор предложения - это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.
План синтаксического разбора предложения
1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное
2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.
4. Распространенное или нераспространенное.
5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.
6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.
7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.
8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.
Образец синтаксического разбора предложения
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
Это предложение сложное, первая часть:
(что?) небо - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) дышало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
дышало (чем?) осенью - дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т. п.
дышало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием
вторая часть:
(что?) солнышко - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) блистало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
блистало (как?) реже - обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием
Пример синтаксического разбора предложения
Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.
Это предложение простое.
(что?) они - подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
(что делали?) летели - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
(что делали?) ложились - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..
летели (как?) косо - обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
траву (какую?) сырую - определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.
Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.
Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.
По цели высказывания предложения разделяются на:
- повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
- вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
- побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).
Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.
Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.
Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.
Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.
На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:
- восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
- невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).
Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.
Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:
- простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
- сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).
В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.
Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.
Этап 4 для простого предложения : Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.
Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:
- односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
- двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).
Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).
Этап 5 для простого предложения : Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.
По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:
- распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);
- нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).
Этап 6 для простого предложения : Определите, полное предложение или неполное.
Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.
- полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
- неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).
При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.
Этап 7 для простого предложения : Определите, осложнено предложение или не осложнено.
Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:
- «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
- «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).
Этап 8 для простого предложения
Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.
Этап 9 для простого предложения
При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.
Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:
- Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
- Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.
Этап 4 для сложного предложения : Определите, как связь существует между частями сложного предложения.
В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:
- союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
- бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).
Этап 5 для сложного предложения : Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:
- интонация;
- сочинительные союзы;
- подчинительные союзы.
Этап 6 для сложного предложения : На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.
Классификация сложных предложений:
- сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
- сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
- сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
- предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).
Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.
Этап 7 для сложного предложения : Охарактеризуйте связи частей предложения.
Определите:
- к чему относится придаточная часть;
- посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
- на какой вопрос отвечает.
Этап 8 для сложного предложения : Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:
- последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
- параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
- однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)
Этап 9 для сложного предложения : Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.
Этап 10 для сложного предложения : Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.
Этап 11 для сложного предложения : Составьте схему предложения.
При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:
Заключение
Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.
Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.
Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.