Сцена встречи штирлица с женой. "Семнадцать мгновений весны": за кадром и после титров

Одна из самых ярких и запоминающихся сцен фильма "Семнадцать мгновений весны" – встреча Штирлица с женой в кафе "Elefant". Интересно, что этой сцены изначально не было ни в книге, ни в сценарии. О том, что сцена будет сниматься, было решено, когда работа над фильмом шла полным ходом. Автором идеи выступил Вячеслав Тихонов. Трогательную историю про то, как разведчики вынуждены встречаться со своими женами - тайком, провожая взглядом, издалека, - ему рассказал знакомый, под одной из версий - легендарный советский разведчик-нелегал Конон Трофимович Молодый

Тихонов был глубоко впечатлён рассказом и предложил Лиозновой показать это в фильме, на примере Штирлица и его жены.

Изначально планировалось, что вместе с женой в кафе будет и сын Исаева, которого тот никогда не видел. Была даже придумана целая история – у мальчика в руках будет цепочка-брелочек, которую тот будет вертеть, а потом оставит на тарелочке. И когда встреча будет окончена, Штирлиц, улучшив момент, заберет этот брелочек в память о сыне. Однако в этой идее Лиознова усмотрела один недостаток: если в кадре будет ребенок, зритель не "заметит" женщины. Сделать акцент на любви между мужчиной и женщиной, на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния, - в этом была задумка Лиозновой.

Эта сцена - одна из самых сложных в фильме: ее участники не разговаривают и практически не двигаются в кадре: пять с половиной минут они находятся в одной декорации без единого слова. Актеры полностью лишены инструментов выразительности, по сюжету фильма им даже нельзя показывать, что они знакомы. Особенно гениальными Лиознова считает роли жены Штирлица (ее играла Элеонора Шашкова) и человека, который ее приводит в кафе (в этой роли Евгений Лазарев). "Это потруднее, чем сыграть Штрилица, где все на него работает", - говорила Лиознова. Это роли, сыгранные без единого слова и жеста, а только глазами (в случае с женой Штирлица) и спиной (в случае с героем Лазарева).

Секрет этой сцены не только в волшебном музыкальном сопровождении, но и в "живой" актерской игре: изначально планировалось, что кадры с женой Штирлица будут снимать без участия Тихонова - к тому же, что у него в тот день был первый за все время выходной. Шашковой такая идея совсем не понравилась, она вспоминала, что не могла справиться с ролью, пока в павильоне не появился Тихонов.

Вот как вспоминала эти съёмки Элеонора Шашкова:

"На съемочную площадку меня привел один из ассистентов по актерам, с которым мы работали на съемках "Двух жизней". Именно в том фильме я впервые увидела Вячеслава Васильевича, игравшего там одну из главных ролей. Он произвел на меня, тогда еще студентку второго курса театрального вуза, снимавшуюся в массовке, сильнейшее впечатление! Хотя я красивых мужчин не воспринимаю. Для роли жены Исаева я была моложе возраста своей героини, и меня взрослили. Я не удивляюсь, что именно сцена короткого свидания Штирлица с женой стала самой яркой в фильме. Вспомните кадр, когда он поднял глаза. Они были наполнены душой, а в моих глазах читалось: "Я страдаю в разлуке, сильно люблю тебя и очень переживаю, как ты тут живешь без меня?" В последнем крупном плане глаза моей героини говорили: "Может, я вижу тебя последний раз в жизни..."

А на самом деле мы снимались с Тихоновым по отдельности. То, что вы видели в кадре, - монтаж. Раньше же снимали всего одной камерой и на пленку, по две сцены в день. Все было отрепетировано, обдуманно. Это сейчас сплошной конвейер! В тот день Вячеслав Васильевич пришел на съемочную площадку совершенно неожиданно. Это был его первый выходной за полгода работы, но он не усидел дома и захотел заглянуть в глаза своей экранной супруги, узнать, кто она. Пришел и сел у камеры, на уровне столика. Мы играли в полном молчании... И все получилось, всего за час. С таким великим актером, как Тихонов, иначе и быть не могло! А на следующий день была его съемка без меня. Но он сказал Лиозновой: "Давай вези мне эти глаза. Без них я сниматься не могу". И меня тут же доставили на съемки и посадили у камеры. Я постаралась сделать все то же, что и день назад. Поэтому, наверное, Вячеслав Васильевич и сыграл так гениально, глядя в мои наполненные глаза"

Свидание Штирлица с женой

Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

Формально «Семнадцать мгновений весны» - телесериал, а не кинофильм, но он занимает такое место в нашей культуре, что мы вправе поставить его в один ряд с более «престижными» произведениями искусства. Тем более что в нем есть одна из эмоциональнейших немых сцен всего советского кино. В конце третьей серии режиссер Татьяна Лиознова демонстрирует свидание разведчика с женой. Чтобы не вызвать подозрений, Штирлиц не может подойти и заговорить с супругой, которую привезли в Германию его товарищи. Он может лишь переглядываться с ней, сидя в противоположных углах ресторана. Сколько боли при этом в его и ее глазах!

Смотреть все сразу 10. Побег на автобусе – «Выпускник» (1967) 9. Поиск драгоценной руды – «Нефть» (2007) 8. Воссоединение Роуз и Джека – «Титаник» (1997) 7. Шпильман играет Шопена – «Пианист» (2002) 6. Билл охотится на Клариссу – «Молчание ягнят» (1991) 5. Высадка на пляже Омаха – «Спасти рядового Райана» (1998) 4. Младенец прекращает перестрелку – «Дитя человеческое» (2006) 3. История брака Карла и Элли – «Вверх» (2009) 2. Свидание Штирлица с женой – «Семнадцать мгновений весны» (1973) 1. Финальная дуэль – «Хороший, плохой, злой» (1966) Расскажите друзьям

October 21st, 2015 , 11:03 pm

Любите пиво? А хорошее пиво? А пиво в ресторане, где был (пил немецкое пивко) Штирлиц? Всякие там, блогеры пишут про разные памятные места Берлина. И набрав в яндексе, что посмотреть в Берлине - можно прочитать про Александрплатц, Рейхстаг, телебашню (где как говорят в солнечный день отражает крест - о котором ее строитель сказал, что это плюс коммунизму), но я все таки решил посетить место известное не только любителям моей рубрики Пиво (ЖЖ), но и патриотам фильма "17 мнгновений весны"...


внутри ресторана zur letzten instanz в Берлине

Пивная Zur Letzten Instanz в Берлине

Мне действительно смешно читать блогеров, что пишут про пиво - при этом даже не пьют его и не разбираются в его видах и вкусовых вариациях. Но тут их нет, поэтому давайте посмотрим на популярное и известное нам по фильму место изнутри. К чему это я? хотите знать про хорошие рестораны и пив бары - добавляйтесь в друзья. В своих я рубриках и я описываю рестораны исключительно с критической точки зрения. И я уверен, что прочитав мое мнение - и побывав в описанных мною ресторанах - Вы подтвердите мое мнение...



фото того самого ресторана

Узнаете?

Дорога рядом с рестораном.

Итак, "то самое место" где Штирлиц встретился в женой, только тот ресторан назывался "Элефант". Слон по русски...

Итак, что же пишут про Zur Letzten Instanz - любимой пивнушке Штирлица в Берлине
Одной из достопримечательностей Берлина является его старейший ресторан - Zur Letzten Instanz (рус. К последней инстанции). Первое упоминание, о здании датируется ещё 1561 годом, а как ресторан используется с 1621 года.

Теперешнее название Zur Letzten Instanz получил только в 1924 году. По легенде рядом с рестораном находилось здание суда, и крестьяне которые долго не могли договориться в суде, пришли к компромиссу в ресторане за бокалом вина. По второй версии, неподалёку расположена церковь со старейшим в Берлине кладбищем, так называемая последняя инстанция.

профиль Наполеона?

Барная стойка

Урна у входа - древняя:)))

Неплохие кружечки - кто бы подарил...

Внутри бара

Прикольная статуеэтка

Внутри бара

тут еще никого нет - и мрачно

Бар в ресторане работает - обслуживание на высоте

Все кого вы видите на фото - русские и говорят по русски... Я сам удивился...

Шапка Кайзера?

тот самый зал... где был Штирлиц...

Исключительно красиво...

Цены в ресторане - надеюсь немецкий Вы знаете...

Еще одно фото бара вблизи

А вот и мое пиво принесли...


Множество знаменитых людей посещали Zur Letzten Instanz, сам Наполеон сидел в одной из гостиных возле камина и наслаждался кулинарными шедеврами ресторана. В 20х годах частыми гостями были Клара Цеткин, Вильгельм Раабе и Чарли Чаплин. А 1989 году здесь попивал пиво Михаил Горбачёв.

Для советского зрителя этот ресторан примечателен тем, что тут снимали сцены из кинофильма «Семнадцать мгновений весны». Именно тут Штирлиц ужинал с пастором Шлагом. Правда в фильме заведение называлось «Zum groben Gottlieb», в переводе с немецкого - «У грубого Готлиба».

Ресторану характерна типичная немецкая обстановка, два этажа соединены винтовой лестницей в стиле барокко. Внутреннее оформление представляет собой деревенский трактир, в интерьере которого преобладают тёмные цвета. Zur Letzten Instanz имеет два зала, в которых могут разместиться 120 человек, и ещё 50 вмещает пивной сад. Не смотря на большое количество мест, попасть в Zur Letzten Instanz довольно тяжело, необходимо бронировать столик за несколько дней.

вид от ресторана Zur Letzten Instanz - прямо сейчас

Ночное фото того самого бара:)

узнаете?

Хотя Zur letzten Instanz считается очень популярным рестораном, цены тут достаточно демократичные. Поужинать с пивом может вам обойтись 20 €.

Если вы хотите прочувствовать себя на месте Наполеона или Штирлица, отведать национальные немецкие блюда и свежее разливное пиво, Вам обязательно нужно посетить Zur letzten Instanz.
Адрес: Waisenstraße 14-16, 10179 Berlin, Германия:)

Время работы пивного ресторана:
Понедельник: 12:00-0:00
Вторник-суббота: 12:00-1:00
Воскресенье: 12:00-22:00

Итоговое резюме и отзыв о пивной Zur Letzten Instanz в Берлине:

Плюсы:
Супер приятные интерьеры, невысокие цены, качественное обслуживание. Качественная национальная кухня, отсутствие блогеров-знатоков пива, качественное пиво (рекомендую разливное с большим содержание душистого хмеля)

Минусы:
нету минусов друзья... это вообще нонсенс, но минусов нет...

------------------
Ну и что бы не потеряться в море информации и прочитать вовремя новый материал — добавляйтесь в социальных сетях в друзья (

Кто мог оказаться вместо Тихонова в кабинете Мюллера, какую роль "не осилил" Куравлев, зачем была нужна Фрау Заурих и что знает о Штирлице режиссер фильма Татьяна Лиознова — в материале проекта Weekend.

Штирлиц знал, что война закончилась, но не знал только, где.

К этому анекдоту из цикла двусмысленных шуток про знаменитого разведчика можно только добавить, что и война не знала, где "закончился" Штирлиц. Что было с ним после возвращения в Берлин? Фильм "17 мгновений весны" не до конца удовлетворяет наше любопытство, оставляя своего героя на обочине дороги за 45 дней до великой победы. И это далеко не единственное, чего вы могли не знать о легендарном фильме.

Ничего особенного

"Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит", — так вспоминал о съемках фильма актер, исполняющий роль Мартина Бормана, Юрий Визбор.

На момент работы над картиной в начале 70-х годов никто и предположить не мог, что о ней будут помнить в 2000-х, по-прежнему с замиранием духа смотреть все серии и считать лучшим фильмом о советской разведке. "17 мгновений…" снимался как рядовой сериал: рассказывают даже, что большинство актеров, задействованных в картине, относились к съемкам не слишком-то и серьезно. Несмотря на то, что на фильме лежала большая ответственность — по инициативе генсека ЦК КПСС Юрия Андропова он должен был быть приурочен к 30-летию победы над немцами.

Многие актеры параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно - снимать приходилось ночью. Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а актеры на второстепенные роли назначались в лучшем случае за день до съемок, а иногда и день в день - так произошло с Элеонорой Шашковой, сыгравшей жену Штирлица. О роли, которая навсегда закрепит за ней образ жены советского разведчика, она узнала меньше чем за сутки перед съемкой. Конечно же, это лишь одна сторона медали, в профессионализме съемочной группы не приходится сомневаться, а Татьяна Лиознова еще перед началом съемок заявила, что на площадке хочет видеть уже известных и зарекомендовавших себя актеров.

Штирлиц - грузин

Выбор актера для главной роли фильма дался Татьяне Лиозновой нелегко - в качестве "штирлицев" она рассматривала Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина. Лиознова вспоминала , что в тот момент как минимум два актера подходили на роль Штрилица больше, чем Тихонов: "В их лице было нечто антипатичное, что тоже должно быть". Главным претендентом на роль был Арчил Гомиашвили, с которым у Лиозновой тогда был роман и который в будущем прославится как Остап Бендер из фильма Гайдая.

Но у Тихонова было одно-единственное преимущество: он был свободен, в отличие от остальных претендентов, и Лиозновой пришлось отдать ему предпочтение. Случай оказался счастливым - сдержанная манера игры Тихонова как нельзя кстати подошла для роли советского разведчика, и сейчас уже почти невозможно представить себе кого-то другого в кабинете у Мюллера. Также сложно представить и Леонида Куравлева в роли Гитлера - а ведь изначально именно на эту роль актера и пригласили.

Были даже пробы, репетиции, но в конце концов Куравлев отказался играть фюрера: "Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против", — рассказывал он.

После этого ему доверили роль Айсмана, закрыв повязкой один глаз — как объясняла Лиознова, для "смелости". Ведь именно закрытый глаз придавал образу Айсмана историю: если глаза нет, значит, он потерян в бою, а если воевал, значит, у героя уже есть боевой характер. "Играть ты должен, прожигая им своего партнера", — повторяла Лиознова.

Не совсем обычной можно назвать роль Мюллера: сложно было найти человека, еще более не похожего на Мюллера, чем Леонид Броневой, и об этом знала вся съемочная группа. Однако об этом не знал сам Броневой: "И слава Богу, что они мне ни разу не показали его (Мюллера) фотографию. Все говорили, что нет хорошей. Если б я увидел, насколько на него не похож - отказался бы от роли". Несмотря на то, что до этого Броневой ни разу не стоял перед камерой, с ролью он справился блестяще, и даже спустя десятки лет признается, что не против еще раз сыграть Мюллера.

На тему фильма у него есть даже любимый анекдот: "Штирлиц выстрелил, пуля отскочила. "Броневой", - понял Штирлиц".

Чего не было в сценарии

Как известно, фильм "17 мгновений весны" является экранизацией одноименного романа Юлиана Семенова. Однако Татьяна Лиознова не была в восторге от сценария, созданного на основе романа, и в некоторых местах добавила свое видение истории советского разведчика.

Для Лиозновой съемки "17 мгновений…" были не просто работой: в дни, когда ей попалась в руки книга Семенова, она как раз искала историю, которая сможет ее по-настоящему вдохновить. Образ разведчика Исаева, вынужденного находиться за сотни километров от родины в "логове" врага, впечатлил ее.

Съемки картины «Семнадцать мгновений весны» проходили в разных частях СССР и за границей.

Неразрушенный Берлин снимали в столице ГДР, точнее в ее восточном секторе.
Швейцарскую границу пастор Шлаг переходил на съемках в Грузии .

Явка советского разведчика в Берне на Цветочной улице была «провалена» в Риге , где ее до сих пор показывают как одно из самых достопримечательных мест столицы Латвии .
Зоологический музей (музей природы), где Штирлиц ждал Бормана, снимали в Ленинграде.

Убийство подлеца Клауса (невыездного тогда актера Льва Дурова) произошло в подмосковном лесу.

За несколько часов до провала Профессор Плейшнер начинает идти в Майнсе (правильно: Мейсене) в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге.

И все это не скрывается от зрителя. Ведь главное — не единство места.

Советские кинематографисты успешно снимали кино о Западной Европе на рижской улице Яуниела.
На ее четной стороне Игорь Масленников снимал
Нечетную сторону Татьяна Лиознова выдала за Цветочную улицу Берна в фильме «Семнадцать мгновений весны».

Эта сцена вообще снималась не в Риге, а в городе Майсен, близ Дрездена, в тогдашнем ГДР. Об этом четко говорится в фильме Леонида Парфенова «Семнадцать мгновений весны. 25 лет спустя».

Вот оригинальный кадр:

(фото увеличиваются)

А вот как выглядело это знаменитое место в 1998 году во время съемок фильма о фильме (слева — режиссер-постановщик Татьяна Лиознова, справа — сам Леонид Парфенов, изображающий походку Плейшнера):

Авторам фильмов приходится выдавать одни города и страны за другие по разным причинам. Получается обман во благо зрителя. Без географических фальсификаций съемки зрелищного фильма могут оказаться невыполнимой задачей.

Часто режиссеры не могут найти места для съемок фильма (как принято говорить в кинопроизводстве — натуру) там, где это предусмотрено сценарием фильма.

Унылый пейзаж или изменения в архитектуре вынуждают режиссера снимать нужные для фильма виды в другом месте.

Где рожала радистка Кэт

При съемках фильма произошло редкое явление в мире кино — в роли университетской клиники «Шарите» выступила настоящая клиника Шарите (Charite) в Берлине.

К слову, украинский экс-премьер Юлия Тимошенко 7 марта 2014 года прилетела в Берлин для прохождения курса лечения в клинике Шарите (Charite):

Это же место в нынешнем Берлине. Высокого дерева перед зданием уже нет, да и дорожки переделаны:

Клиника Шарите основана в 1710 году и относится к старейшим традиционным медицинским учреждениям Германии. Одновременно она является одной из старейших университетских клиник Европы.

Клиника Шарите в Берлине. (Charité Berlin)

Щирлиц и Кэт выходят из клиники:

Возьмем кусочек фотографии, показанной выше и наложим на кадр из фильма — несомненно, что это снималось в Берлине. Дверь не точно та же, но из этого же комплекса Шарите!

Детали оформления и пропорции те же самые. Смотрите: тот же цоколь, те же профили сбоку, те же закругления над декоративной решеткой, те же филенки — прямоугольник и почти квадрат.

Ворота клиники Шарите в фильме:

И вот они же на современном фото — как видите, визуально почти не изменились (видно, что их заменили на более новые, но с сохранением старого стиля), и светильники на столбах другие:

Так клиника могла выглядеть в годы войны, при Штирлице:

Вот Штирлиц проходит мимо стены, которая летом должна быть покрыта вся зелеными листочками:


Церковь пастора Шлага

Но продолжим изучать места боевой славы штандартенфюрера фон Штирлица в Риге.
Одним из таких мест была церковь пастора Шлага, на самом деле — лютеранская церковь Креста, памятник архитектуры государственного значения, в Риге, ул. Ропажу (Ropažu iela) 120.

В фильме пастор выходит из церкви, чтобы убедиться, что Клауса никто не ищет:

Судя по архитектуре портала, это должен быть вход в церковь Креста в Риге. Но который из нескольких?

Самое интересное, что нужный нам вход находится рядом с главным (на фото — справа) и удивительно, что пастор предпочел обозревать окрестности лишь улицы Крустабазницас, в то время как от главного входа ему был бы виден весь перекресток упомянутой улицы с ул. Ропажу и сама ул. Ропажу (во времена съемок — ул. Гагарина):

Посмотрим же и другие возможные места для бегства агента Клауса, если бы таковые понадобились бы.

С другой стороны церкви есть немного похожий вход:

Где пастор Шлаг починял орган и проводил богослужения

В рижской церкви Св. Павла

Рижская евангелически-лютеранская церковь св. Павла,
ул. А. Деглава, 1.

Вот каков интерьер церкви пастора Шлага в фильме:

А вот каков он в жизни:

Этот же вид сегодня:

Идет к выходу сбоку от алтаря:

Этот же выход в наши дни:

Кстати, возникает вопрос — отчего съемки фильма не проходили внутри церкви Креста, а здесь?

В церкви Креста интерьер все-таки бедноват. Это, кстати, очень характерно для местных лютеранских церквей — минимум обстановки, больше божественной чистоты.

И есть детали, которые выдают недавнее происхождение церкви Креста, как-то:

  • пологие своды
  • нетрадиционная форма боковых окон, с отсутствием готических элементов в окнах
  • деревянные балконы и кафедра не смотрятся старинными, многовековыми.

Пастор Шлаг, с его связями вряд ли мог служить в совсем уж затрапезной церквушке. Поэтому и нужен был соответствующий интерьер, по-лютерански строгий, но достаточно роскошный, с элементами средневековой архитектуры.Так что, был выбран идеальный вариант из рижских церквей, с соблюдением чувства меры, потому что остальное либо роскошнее (что для деревни уже не подходит), либо беднее.