Рыба фугу. Токката и фуга ре минор, - произведение для органа, приписываемое Иоганну Себастьяну Баху и предположительно написанное им во время его пребывания в Веймаре

Токката и фуга ре минор, - произведение для органа, приписываемое Иоганну Себастьяну Баху и предположительно написанное им во время его пребывания в Веймаре в качестве придворного органиста (). Это сочинение своим мощным звучанием, виртуозными средствами, драматизмом близко оперно-ораториальной музыке.




Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Токката - свободный виртуозный жанр, где чередуются эпизоды с техникой пассажного склада, с дугообразными имитационными построениями, с аккордовым звучанием и гармонической полнотой. Сочетание контрастных по характеру и типу изложения музыкальных построений – признак токкаты.






Особенностью этого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Размер произведения 4/4. Оно имеет три раздела: токкату, фугу и коду, которая, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку. Так складывается трёх частность.


Токката начинается ярко выделяющимся мордентом, который повторяется октавой ниже. Секвенции, пассажи начала произведения звучат напряженно. В токкате нет противопоставления внутренних контрастных образов. Каждое построение отделено одно от другого яркими каденциями.


Первые 2 построения - свободное варьирование темы. 3-е заключительное построение суммирует весь материал и его развитие. Напряженность движения возрастает от раздела к разделу. Начинаясь с allegro, токката заканчивается в темпе adagio на третьей ступени ре минора (фа), что добавляет незавершенность и дает понять, что это ещё не финал.





Выдержанные противосложения и сложные контрапунктические приемы развития уступают место свободной разработке с использованием разнообразного материала. Частые развернутые в большие построения интермедии вносят в фугу элемент импровизационности. Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельный тонике фа мажор.


Реприза возвращает фугу в ре минор и начинается со стретты. Внутреннюю часть 2-х частей цикла закрепляет кода фуги, напоминающая токкату из-за контрастных эпизодов. Пьеса завершается плагальной каденцией от субдоминантового трезвучия к тоническому секстаккорду.

Философия фуги

  1. Фуга как высшая форма полифонических произведений.
  2. Интеллектуальный смысл жанра фуги.
  3. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.
  4. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.

Художественный материал:

  1. М. Чюрленис. Фуга.

Музыкальный материал:

  1. И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание);
  2. И. С. Бах. Фуга № 8, Ре диез минор ХТК, Том 1 (слушание);
  3. И. С. Бах. Фуга № 2, До минор ХТК, Том 1 (слушание);
  4. И. С. Бах. Фуга № 4, До диез минор ХТК, Том 1 (слушание).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха).
  2. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодико-гармонической организации, использованию полифонических приёмов и форм) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха).
  3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
  4. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Фуга - это форма полифонических произведений, в начальная которой тема проводится поочерёдно во всех голосах. Тема фуги представляет собой яркую и выразительную мелодию. Встречаются темы песенного, танцевального, сосредоточенного характера.

Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение (изложение звуков в противоположном направлении) не только обогащают её звучание, но придают ей интеллектуальный (интеллектуальный – мыслительный, умственный) смысл.

Порой фуга привлекала не только композиторов, но и тех, кто пытался в другие виды искусства внести идею музыки, музыкальности.

Внимательно рассмотрите картину «Фуга» М. Чюрлёниса.

Музыкальная картина Чюрлениса «Фуга» - это уникальное явление в мировой живописи, не имеющее до сих пор аналогов. Удивительный ритм ёлочек, напоминающих ноты, изысканность прозрачных звучащих красок, всё это вместе создаёт ощущение соприкосновения с той нездешней музыкой, по сравнению с которой земная есть слабое её отражение. Чюрленис, синтезируя музыку и живопись, как бы сам уплотнял звуки в живописные, пластические формы, делая последние утончёнными и прозрачными.

«Зримая» музыка этой картины угадывается в передаче идеи музыкального многоголосия, зеркального отражения и ритмического увеличения.

Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих и многих композиторов.

Фуга в переводе с латинского языка означает «бег». Она строится по определённым исторически сложившимся правилам, которые обеспечивают ей внутреннюю уравновешенность, стройность и строгость. Так, фуга пишется обычно для определённого числа голосов.

Первый раздел фуги называется экспозицией (в переводе означает изложение). В ней тема излагается во всех голосах последовательно. В среднем разделе фуги – разработке - даётся интенсивное развитие темы при помощи различных средств: усиления динамики, частой смены тональностей, гармонической неустойчивости. С возвращения главной тональности начинается третий раздел фуги - реприза. С французского языка это слово переводится как возобновление, повторение. Тема в репризе звучит только в основной тональности. В противовес разработке с её тональной неустойчивостью реприза должна создать у нас ощущение тонального равновесия, устойчивости и завершённости всего произведения.

Для Баха полифония была не только средством выражения музыкальных мыслей:
Бах был подлинным поэтом полифонии…

Так, И. С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих музыкальных замыслов воплотил именно в фуге - то монументальной, то лирической, то строгой, то шутливой.

Один из ярчайших примеров воплощения фуги – полифонический двухчастный цикл Органная токката и фуга ре минор И. С. Баха. Это произведение, столь сильное по своему эмоциональному воздействию, известно во всём мире. В нём сочетаются мощь и сила, нежность и лирика. Всё это великолепно передано в звучании органа – инструмента поистине безграничных выразительных возможностей.

Орган - инструмент, которым Бах, подобно Генделю, владел в высшем совершенстве. По своим выразительным возможностям он до некоторой степени заменял ему одновременно оркестр, клавир и даже хор. В общении с этим «инструментом-наперсником» полнее всего раскрывались характерные черты его артистической натуры. Нигде более не бывал он так патетически вдохновенен, мощен, богат полифонически, виртуозно блестящ. И ни в какой инструментальной сфере не изливалась так искренне его интимная лирика, исповеди его души.

Старые итальянские мастера называли в XVI веке токкатой фантазии для клавишных инструментов. Слово это произошло от toccare - касаться (имеется в виду касание клавиш органа или клавесина). В токкате композитор свободно переходит от одного эпизода к другому: сменяют друг друга пассажи, аккорды, напоминающие торжественное звучание хора, а иногда и строгие полифонические фрагменты типа фугато.

Токката Баха - это разлив импровизации. («Импровизация» в переводе с итальянского языка означает непредвиденный. Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинение.) Бах отводит ей роль вступления, она создаёт атмосферу, которая необходима для восприятия более глубокой мысли, заложенной в фуге. Эта токката - грандиозное вступление к фуге, которая как монументальное здание вырастает на наших глазах.

Фуга возводится, как на фундаменте, на теме, которая звучит одноголосно и напоминает колокольный звон.

Только она отзвучала, её подхватывает выше другой голос. Затем тема появляется в третьем голосе в ещё более высоком звенящем органном регистре. Наконец, в сопровождении трёх голосов мы слышим тему, величаво гудящую в басу. Экспозиция закончилась показом темы во всех четырёх голосах. Если бы, слушая эту токкату, вы засекли время, то обнаружили бы: не прошло и минуты, а как уже выросло это музыкальное здание.

В разработке Бах проводит тему в новых тональностях, в разных регистрах. Между её проведениями он располагает новые интермедии. Они очень похожи на галереи, соединяющие разные части здания, или изогнутые арки, возносящие вверх всю постройку.

В репризе тема звучит в основной тональности, сплетаясь с новыми голосами. Нам уже кажется, что здание наше достигло своей вершины и сейчас автор увенчает его шпилем. Но нет! Ещё одна импровизация. Фуга заканчивается виртуозными пассажами, похожими на токкату, и полнозвучными органными аккордами.

Вот как великий музыкант-архитектор возводит здание своей фуги.

Эмоциональная и философская сущность музыки Баха - в глубочайшей человечности, в самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своём искусстве Бах показывает самое благородное и прекрасное, что таится в человеке; пафосом этической идеи исполнено его творчество. Не в активной борьбе и не в героических подвигах изображает Бах своего героя. Сквозь душевные переживания, размышления, чувства отражено его отношение к действительности, к окружающему миру. Бах не уходит от реальной жизни. Именно правда действительности, тяготы, претерпеваемые немецким народом, рождали образы потрясающего трагизма; недаром тема страдания проходит через всю баховскую музыку.

Но безотрадность окружающего мира не могла уничтожить или вытеснить извечного чувства жизни, её радостей и великих надежд. Темы ликования, восторженного воодушевления переплетаются с темами страдания, отражая действительность в её контрастном единстве.

Наследие Баха давно стало достоянием человечества и в наши дни оказывает могучее эстетическое и нравственное воздействие на массы людей, жадно тянущихся ко благам мира и свободы, к культуре и знанию, к свету и художественной красоте.

Вопросы и задания:

  1. Какое музыкальное произведение называется фугой?
  2. Расскажите о своём впечатлении от прослушивания Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха. Какие чувства переданы в этой музыке?
  3. Назовите особенности фуги, которые запечатлены на картине М. Чюрлёниса. Как вы считаете, эта картина – точное изображение фуги или в большей степени метафора?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Фуга № 8 Ре диез минор ХТК, Том 1, mp3;
Бах. Фуга № 2 До минор ХТК, Том 1, mp3;
Бах. Фуга № 4 До диез минор ХТК, Том 1, mp3;
Бах. Токката из Органной токкаты и фуги ре минор, mp3;
Бах. Фуга из Органной токкаты и фуги ре минор, mp3;
Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В презентации даётся слушание фрагментов Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха по частям, а также в едином варианте.

Слайд 1Философия фуги Урок музыки в 6 классе по программе В.В. Алеева Автор: Карташова Лариса Николаевна Учитель музыки МАОУ СОШ № 49 Г. Улан-Удэ
Слайд 2Назовите композитора Мастер полифонии. После смерти его музыка была практически забыта, но в XIX веке её вновь открыл для широкой публики Феликс Мендельсон-Бартольди. Творчество этого оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения композитора используются по назначению до сих пор.
Слайд 3«Цель музыки – трогать сердца» Иоганн Себастьян Бах «Небесное и земное» в музыке
Слайд 4Наследие Баха 24 прелюдии и фуги, которые вошли в первый том «Хорошо темперированного клавира» также знаменитые «Бранденбургские концерты». Кантаты: «Страсти по Иоанну», Страсти по Матфею»,знаменитая Месса си минор. Наряду с церковной Бах писал и яркую, красочную светскую музыку – оркестровую, клавирную, вокальную.
Слайд 5На каком клавишном инструменте играли музыканты, если не было фортепиано? (от латинского clavis – ключ). В Италии его называли ЧЕМБАЛО, в Германии – ФЛЮГЕЛЬ, в Англии – АРПСИХОРД, а во Франции – ?. Это последнее название стало общим для всех инструментов подобного типа.
Слайд 6Клавесин
Слайд 7«Квинтет» гравюра 18 века Чембало И.С.Баха.
Слайд 8Утро в семье Баха, отец семейства Иоганн Себастьян за клавесином
Слайд 9Церковь Св. Бонифация
Слайд 10Бах даже был знаком с инструментом, который получил название «королевский». Это был рояль. Первым, кто сыграл на нем в Потсдаме, был И.С.Бах. (рояль Зильбермана).
Слайд 11Бах был известен как знаток устройства и специалист по реконструкции органов. Его часто просили проверить или испытать инструменты с дефектами или после ремонта.
Слайд 12« О, грянь, орган, над головою И каждого, как светом в полдень, Навек духовностью наполни… В век бездуховный и слепой. Л.Болеславский «Под орган душа тоскует, Плачет и поет, Торжествует, негодует, Горестно зовет»… И.Бунин
Слайд 13Орган-это большой клавишно-духовой музыкальный инструмент. Одни трубы расположены горизонтально, другие – вертикально, а некоторые даже подвешены на крюках. У современных органов число труб доходит до 30000. Самые большие высотой более 10 метров, самые маленькие – 10 мм
Слайд 14Орган. Мануалы.
Слайд 15Полифонические произведения Фуга - (итал. fuga - букв. - бег)музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; Токка́та (итал. toccata от toccare - трогать, толкать) - первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле - инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке.
Слайд 16«Фуга »М. Чюрлёнис
Слайд 17Задания 1. Назвать 5 - 6 слов - ассоциаций. Орган: 2. Правильно ли это утверждение: «Мода на Баха»? Возможно ли это? 3. Назовите музыкальные инструменты русской православной церкви
Слайд 18Отгадать слова в которых содержится фамилия композитора. 1.Арбузное поле 2. Тесьма с кистями нитей 3.Болтливый хвастун 4.Обувь для обуви 5. Предмет мужской одежды
Слайд 19Ответы: 1. Бах ча 2. Бах рома 3. Бах вал 4. Бах илы 5. Ру бах а
Слайд 20Отгадать слова в которых спряталась фуга. 1.Заряд взрывчатого вещества 2. Длинный столярный рубанок 3. «Карусель» для тренировки космонавтов
Слайд 21Ответы: 1. Фуга с 2. Фуга нок 3. Центри фуга

«Песни о войне» - Исследовательская работа: ««Кто сказал, что места нету песне на войне…». Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. Не топтать фашистским гадам Степи и угодины. «Темная ночь». К.Листова, сл. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. музыка Анатолия Новикова слова - Якова Шведова.

«Джаз» - Джаз-бэнд (jazz – живость, энергия band – команда, оркестр). Рэгтайм. Джаз. JAZZ. Как появился джаз Джаз-бэнд Великие исполнители. Джордж Гершвин Автопортрет (1898-1937). Blues - уныние, печаль. Rag - рваный tame - время. Новый Орлеан начало XX века. Элла Фицждеральд. Ритм. Блюз. Колыбельная. Луи Армстронг.

«Военные песни» - Песни с ветеранами старели, Но в строю остались до сих пор. Песни военных лет. Буторина Светлана Викторовна Учитель математики МОУ Бакчарская СОШ. Премьера песни состоялась в 1938 году. Песня “Катюша” Музыка М.И.Блантера, слова М.В.Исаковского. Написанная для фильма “Два бойца” . Тематический классный час.

«Молодёжные музыкальные культуры» - Жанр рок-оперы объединил в себе черты рока и классической музыки. Этническая музыка. Классический музыкальный авангард (avant-garde). Рэп (rap). Родина рэпа - бедный район Нью-Йорка – Южный Бронкс. Рейв (rave). Хэви - метал (heavy metal). Мюзикл (musical). Поп-музыка (pop music). Глэм-рок (glam rock).

«Джаз музыка» - Направления джаза. Цель: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки. Джаз - дитя двух культур. Инструменты джазистов. Истоками джаза считаются: Блюзы Рэгтаймы Спиричуэлсы. Что такое джаз? История джаза- часть истории 20-го века. Джаз многолик. Труба Тромбон Кларнет Рояль Контрабас Гитара Банджо.

«Песня танец марш» - Танец. Опера – музыкальный спектакль, где артисты поют. Марш. Марш приведёт нас в симфонию. Куда ведут нас три кита? Песня. В балете участвуют танцоры, оркестр, управляет дирижёр. Три кита в музыке. В опере участвуют солисты, хор, оркестр. Танец приведёт нас в балет. Танец приведёт нас в оперу. Марш приведёт нас в балет.

Всего в теме 12 презентаций

Цели урока:

  1. расширение кругозора учащихся,
  2. воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным творчеством И.С. Баха.

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с творчеством и биографией И.С. Баха (в том числе через самостоятельную поисковую работу с раздаточным материалом);
  • закрепить понятие «фуга»;
  • раскрыть понятия «полифония» и «гомофония»;
  • подвести учащихся к осознанию личности композитора и глубины его творчества.

Наглядные пособия:

1. мультимедийная презентация* (см. Приложение 1 );
2. портрет И.С. Баха;
3. раздаточный материал (см. Таблицы в тексте);
4. карточки «полифония» и «гомофония»;
5. нотный материал для пения.

Музыкальный материал:

1. И. Бах Токката и фуга (d-moll)
2. И. Бах Органная фуга (g-moll)
3. И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том)
4. П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»)
5. И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том)
6. Немецкая народная песня «Музыканты»

* Полную версию презентации можно получить, связавшись с автором по электронному адресу: [email protected]

ХОД УРОКА

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Прослушивание экспозиции Токкаты (ре минор) И. Баха.

2. Учитель:

«Его искусство и учит, …и утешает, в нём столько мудрости и теплоты…»

Музыка какого композитора звучала?
- Что можно сказать о музыке И. Баха? (ответы учащихся)

Звучанье Баха
Снова первозданно,
Его дыханье
Рвется в вышину.
И мы у этой пленницы органа –
У музыки,
У музыки в плену.

То гром грозы,
То оклик океана,
То вздох дождя,
То колокола стон,
То звук слезы,
Сорвавшейся нежданно,
А то ручья
Веселый перезвон…

…Так слит со сводом Домского собора
Весь небосвод со звездной высотой,
Как ты со мною жаждою простора,
Как я с тобою сердцем и мечтой.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3. Тема урока , постановка задач перед учащимися (Слайд 1 Приложение 1 )

4. Повторение пройденного материала по биографии композитора .

Учитель:

Что мы знаем о Бахе? (ученики перечисляют знакомые биографические факты)

5. Основные периоды творчества И.С. Баха.

Объяснение работы с раздаточным материалом : пронумеровать материал в верной последовательности, опираясь на сообщение учащегося и презентацию по теме, для дальнейшего вклеивания в тетрадь в хронологическом порядке.

Бах служил городским органистом в церкви.

Кётен (1717 – 1723)

Основные периоды творчества И.С. Баха

Инструментальный период творчества:

писал клавирную и оркестровую музыку .

Бах служил капельмейстером при дворе.

Лейпциг (1723 – 1750)

Органный период творчества:

писал произведения для органа .

Кантатно-ораториальный период творчества:

писал вокально-инструментальные произведения :

кантаты, оратории.

Веймар (1708 – 1717)

Бах служил кантором (руководителем хора)

певческой школы при церкви.

Рассказ учащегося по презентации об основных периодах творчества И.С. Баха (самостоятельная работа класса с раздаточным материалом).

6. Пропевание темы Органной фуги (соль минор) И. Баха (транспонируя) .

7. Прослушивание экспозиции Органной фуги (соль минор) И. Баха.

Проследить за тем, сколько раз и как будет звучать тема.

8. Анализ музыки :

- Сколько раз звучала тема? (4)

Всегда ли она звучала одинаково? Что менялось? (тема звучала в разных регистрах)

Как называются такие произведения? (фуги)

- Как строится фуга? (как беседа равноправных собеседников)

Проверка в музыкальном словаре (Слайд 5 Приложение 1 )

9. Объяснение понятий «полифония» и «гомофония» (читаем определение).

10. Музыкальный тест на определение фактуры (полифония, гомофония):

И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том);

П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»);

И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том).

(Устная работа с карточками: «полифония», «гомофония»)

11. Немецкая народная песня «Музыканты»

Учитель:

В какой фактуре звучит следующее произведение? – исполнение на фортепиано (гомофония)

Мог бы такую музыку сочинить И.С. Бах?(ответы учащихся)

Это немецкая народная песня, а, как известно, Бах очень любил народное творчество, даже использовал темы некоторых народных песен в своих произведениях.

Разучивание по нотам

12. Учитель:

Ребята, я вам аккомпанировала на фортепиано. А кто знает, какой инструмент был прародителем фортепиано? (клавесин)

А ведь в игре на клавесине, так же как и на органе (самом любимом инструменте Баха) композитору среди его талантливых современников не было равных!

13. Составление паспорта органа .

- Объяснение сути самостоятельной работы (с раздаточным материалом).

Рассказ учащегося об органе (Слайд 7 Приложение 1 )

Выполнение учащимися самостоятельной работы по карточкам (учащиеся вписывают верные ответы на вопросы).

Где в нашем городе расположены органы? Сколько их?

(Отвечают дети, готовившие Д/з)

14. Прослушивание Органной фуги (соль минор) И. Баха (целиком).

Письменное задание – размышление (Слайд 8 Приложение 1 )

15. Обсуждение : дети зачитывают свои размышления.

Вывод:

Сам Бах - философ, он мудрый, возвышенный, живущий в гармонии с самим собой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

16. Итог урока. Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами прикоснулись к творчеству великого И.С. Баха, и мне бы хотелось услышать ваши ответы на вопросы:

  • С какими разновидностями музыкальной фактуры мы познакомились?
  • Какая из них главная в музыке И.С.Баха? (Слайд 9 Приложение 1 )

Великий Бах, ты музыка Вселенной, Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.

Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья -
Почувствует бессмертия восторг.

17. Учитель: Друзья, сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество. До новых встреч!