Рисование с помощью техники правополушарного рисования. Правополушарное рисование

Правополушарное рисование карандашом – особенный метод, позволяющий освоить рисование за считанные дни. Кажется невероятным? Напротив! Доказано, что даже те люди, которые были абсолютно уверены в своей непричастности к художественному творчеству, могут создавать картины, достойные профессиональной характеристики. Как это возможно и в чем заключается уникальность данного метода , рассмотрим ниже.

Техника правополушарного рисования карандашом

Мастер классы правополушарного рисования карандашом проводятся вовсе не для состоявшихся художников. В школы рисования приходят люди, которые никогда не держали в руках карандаш, чтобы нарисовать пейзаж или портрет. Даже те люди, которые думали, что их удел — крестики-нолики, уже после одного мастер класса правополушарного рисования карандашом могут убедиться в своей исключительности, ведь они увидят свои безграничные возможности.

Правополушарное рисование карандашом проводится для всех людей вне зависимости от возраста и пола. Мужчины и женщины в зрелом и пенсионном возрасте открывают свои способности наравне с молодыми людьми.

Правоe полушарие мозга видит мир таким, какой он есть, без иллюзий и ощущений, которые могут быть навеяны опытом левого полушария. Поэтому основной целью людей, которые хотят освоить правополушарное рисование карандашом является возможность отдохнуть «душой».

В процессе своей работы ученики осваивают несколько приемов изобразительного искусства:

  • создают фон будущего портрета или картины;
  • учатся использовать карандаш;
  • учатся изображать воду, растения, облака и людей.

Ученики школ рисования и участники мастер классов по правополушарному рисованию выполняют специальные упражнения, которые помогают им раскрыть в себе образное мышление, творчество, интуицию и креативность. Руководители школ рекомендуют им провести следующие упражнения :

  • нарисовать изображение в перевернутом виде;
  • вспомнить эпизоды из детства;
  • в течение занятий звучит музыка, которая помогает погрузиться в состояние создающего шедевр человека;
  • стараться увидеть не объекты и формы, а линии и пятна, здесь неважно, умеете вы штриховать, важно правильно распределить темные и светлые пятна.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="" data-uk-scrollspy="{cls:"uk-animation-fade uk-invisible", target:"> div > .uk-panel", delay:300}">






Большинство людей считают, что умение рисовать присуще далеко не каждому. Обязательно должны быть какие-либо врожденные задатки, талант, способность видеть по-другому. Но, оказывается, все не так.

Существуют разнообразные интереснейшие методики по обучению рисованию, которые помогают людям в любом возрасте не просто правильно держать кисть в руке, но и создавать настоящие картины. Одна из таких методик – правополушарное рисование . Очень интересно наблюдать прогресс учеников, выбравших именно этот способ.

Обычно рисунок, сделанный до первого занятия, напоминает набор символов, которые у нас ассоциируются с предметом, что мы видим. Например, если нам предложить нарисовать цветок, то изобразим мы его с помощью нескольких кружков и овалов, потому что лепестки - это прообраз овала. Но уже во время первого занятия по правополушарному рисованию разница становится заметна.

После посещения нескольких занятий результат будет неправдоподобно хорош. Семью вы точно удивите своими работами.

Так что же такое правополушарное рисование? В чем его суть и отличительные черты?

Для начала вспомним школьные уроки анатомии и рассказы про левое и правое полушария мозга. Левое полушарие в ответе за логическое мышление, а правое – за образное . Цифры, слова, логические взаимосвязи, речь – все это элементы левого полушария. В свою очередь, правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. В идеале, оба полушария должны работать одинаково.

Но к сожалению, идеала не получилось. У большинства взрослых мужчин и женщин больше развито левое полушарие . И это легко объяснить. Вся наша повседневная жизнь складывается из привычных вещей, алгоритмов, действий. С определенного возраста мы перестаем изучать мир, задавать вопросы, ответы на которые вроде бы и так знаем. Плывем по течению.

Каждый день становится повторением вчерашнего – просыпаемся, выключаем будильник, минут пять еще не можем подняться, встаем, чтобы пойти в туалет, душ. Потом завтрак, поездка на работу и так далее. Причем делаем мы это все, не задумываясь, – автоматически. Наш мозг, а, вернее, ее левая сторона, выработав шаблон один раз, использует его в последующих похожих ситуациях.

Однако с детьми все наоборот . Они постоянно что-то изобретают (лепят, рисуют, строят замки из конструктора) , все время задают самые разные вопросы, над которыми взрослым уже лень думать, не боятся делать ошибки. В детском возрасте правое полушарие работает гораздо лучше, но со временем оно отдает первенство левому. Взрослея, мы все меньше задаем вопросов, интересуемся чем-то новым и теряем способность мыслить творчески.

Происходит это от того, что процесс изобретения новых идей и неожиданных решений весьма трудоемкий, наш ленивый мозг сразу же вспоминает похожую ситуацию из прошлого и предлагает уже готовое лекало. Для того чтобы «расшевелить» себя и свое мышление, нужно подключать правое полушарие. Для этого хорошо подойдет освоение новых видов деятельности .

Например, можно научиться кататься на коньках, роликах, горных лыжах или плести из бисера. Главное, чтобы новое занятие включало в себя физическую активность, что-то, чего наше тело не помнит или не знает.

Именно это будет заставлять обращаться за помощью к правому полушарию, потому что левое не сможет найти заготовленного шаблона. А вот изучение иностранных языков уже может не сработать в борьбе за способность мыслить креативно.

Рисование тоже может быть хорошим вариантом. Но только оно должно быть правополушарным . Нужно забыть о классическом (академическом) подходе, который преподают в художественных школах. Правило золотого сечения, свет и тень, перспектива – все это логическое учение левого полушария. Правополушарное рисование получается не таким точным, но более эмоциональным. Самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают.

На самом занятии вы должны научиться использовать все ваши органы чувств . Зрение поможет выбрать правильный цвет, осязание – понять структуру предмета, который хотите нарисовать, почувствовать шершавость бумаги или структуру краски, куда можно окунуть палец.

Во время занятия обычно звучит приятная музыка, что подключает и слух к творческому процессу. Главное, не думать, под каким углом должна быть тень от вазы, а чувствовать предмет, цвета и краски.

Перед занятием на вас наденут фартук. А рабочее место будет устроено следующим образом: картон крепится к листу большего размера, который, в свою очередь, закреплен на столе. Стол также застелен газетами или пленкой. Все это делается, чтобы вы не боялись испачкать свое рабочее место или испачкаться самому.

Все приготовления сделаны – . Сначала на листе бумаги (картона) появляются красочные пятна. Затем ваше полотно покрывается разными цветами и тонами, которые делают сюжет реалистичным и оживляют картину. Важно не бояться выйти за границы рисунка, картона и даже второго большого листа бумаги.

Одновременно преподаватель рассказывает и показывает некоторые приемы, например, как рисовать облака, траву или деревья. Вы повторяете за ним, но в итоге у каждого получается свой уникальный рисунок.

Если вы до этого совсем не рисовали, то вполне естественной реакцией будет осторожность. Страх испортить картину последующим «улучшением» . У вас получилось такое прекрасное небо! Зачем его улучшать?! Но не надо бояться. Несколько дополнительных штрихов – и у вас готовы пушистые облака. А если провести кистью с коричневой краской по песчаному берегу, то можно получить скалистый мыс.

Во время таких занятий вы становитесь свободнее, позволяете себе больше (например, запачкаться краской) , расширяете свои рамки, стирая границы дозволенного. Ваша творческая натура просыпается, а доказательством служат картины, которые не стыдно принести домой и повесить в гостиную на самое почетное место.

Единственное, что нельзя делать – разговаривать. Речь – это часть левого полушария, которое нельзя активировать , потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления.

Вы станете размышлять о том, правильно ли выбрали цвет, расположили предметы в композиции и прочее. Поэтому никаких разговоров – только чувства и эмоции.

После посещения занятий по правополушарному рисованию приемы, которым вас научили, запомнятся и останутся надолго. С их помощью появятся на свет многочисленные произведения. Но преимущество такого тренинга еще в том, что вы научитесь не только рисовать, но и мыслить по-другому , творчески подходить к решению других задач, применяя нестандартные методы и изобретая новые способы.

Все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за логические связи, критику, правила и стереотипы. Оно является ведущим, руководит нами. На протяжении всей нашей жизни нас учат быть "левополушарными". Среди такой категории людей много инженеров, философов, математиков, лингвистов. Это люди долга, они ответственны и принципиальны. Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление. Оно отвечает за наши творческие способности, позволяет нам мыслить не только формами, но и образами. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушарию мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно.

Одним из ярких представителей "правополушарных" людей можно назвать Леонардо да Винчи. Он был не только выдающимся художником, но и изобретателем. В правом полушарии головного мозга находятся все ответы на наши вопросы, потому что оно связано с нашим подсознанием и интуицией.

Развивая свои творческие способности, раскрывая свой творческий потенциал, мы открываем для себя двери в новую жизнь, наполненную самыми радостными событиями, где нет преград, а невозможное становится возможным.

В данном случае, метод правополушарного рисования позволяет одновременно решать основные 2 задачи: развитие правого полушария и раскрытие творческих способностей.

Данный метод стал возможным, благодаря исследованиям психобиолога Роджера Уолкотта Сперри, получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.

В каждом из нас заложено желание творить, однако не у каждого есть способность в точности воспроизвести в рисунке тот или иной предмет. Из-за этого многие люди решают, что у них нет таланта к рисованию.

В современных школах живописи тоже придают большое значение технике работы, забывая о том, что все мы индивидуальны по своей природе, а потому видим мир по-разному, а потому по-разному и воспроизводим его в рисунке. Однако все великие художники потому и стали великими, что следовали своей интуиции и рисовали именно правым полушарием, своими эмоциями и чувствами. Знаменитый "Чёрный квадрат" Малевича в технике может исполнить даже младенец. И, тем не менее, есть только один "Чёрный квадрат", отражающий всю глубину сознания, заложенного в него художником.

Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. Постепенно он развивает свой талант, на котором когда-то поставил крест. На занятиях тренер сначала знакомит с красками, цветами. Люди учатся чувствовать карандаши, кисти. Рисуя руками, они ощущают себя детьми, полностью отдаваясь процессу рисования. Во время занятий люди чувствуют эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие.

Метод правополушарного рисования позволяет:

  • Проявить индивидуальность,
  • Упрощает творческий процесс,
  • Отключает анализ деятельности,
  • Избавляет от внутренних преград,
  • Обрести внутреннюю гармонию,
  • Раскрывает ваши творческие способности,
  • Делает человека более внимательным к людям и окружающему миру.

Этот метод хорош, как для детей, так и для взрослых и в каждом возрасте имеются свои положительные моменты, сказывающиеся на жизни человека, занимающихся рисованием. Так у школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учёбе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.

Очень благоприятно сказывается правополушарное рисование на беременных женщинах, чья психика в этот момент подвержена изменениям и беспокойствам. В данном случае рисование помогает обрести душевное равновесие будущим мамам. Ребёнок в утробе матери также принимает во время рисования активное участие, открывается его творческий канал. И в дальнейшем такие люди становятся талантливыми, легко всего добиваются в жизни.

Положительно рисование влияет и на семейных отношениях, когда на занятия приходит вся семья. Дети видят своих родителей с другой стороны, они понимают, что родители отнюдь не являются скучными или отсталыми, а наоборот очень интересными людьми. Во время такого творчества происходит сближение родителей и их детей.

Время, посвящённое рисованию, сторицей возвращается не только в виде восхищения родственников и знакомых, но и уверенностью в себе, способностью проявлять гибкость и силу, зарядом энергии и оптимизмом.

Для многих правополушарное рисование — вещь загадочная, сродни гипнозу. Занятия часто дороги, но эффект от них обычно просто потрясающий. Что же это за зверь такой и с чем его едят? Давайте разбираться с Наташей Йорк, которая настолько увлечена этим методом, что создала даже собственную школу правополушарного рисования и путешествует по миру, неся это искусство людям.

Что такое Правополушарное рисование?

Правополушарное рисование – современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Само понятие правополушарного рисования пришло к нам из Америки.

В России этот вид рисования стал набирать популярность начиная с 2010 года, благодаря его активному продвижению Школой креатива сначала среди москвичей, а затем и среди жителей других регионов. Именно оттуда начало развиваться направление и преобразовалось в живописный вариант. То есть теперь на тренингах и мастер-классах по правополушарному рисованию преподаватели делятся секретами живописных приемов. Занятия проходят в игровой форме, нет занудных теорий и долгих объяснений.

Участники сразу приступают к делу и в процессе написания своих картин осваивают основные приемы:

  • как сделать фон будущей картины,
  • какими кистями и как это лучше всего делать;
  • как рисовать деревья и моря, цветы и облака, горы и траву и т.д.

Самое простое и самое основное, с чего начинаем – как держать кисть в руках, и с ее помощью подружить идею, что в голове, с результатом на бумаге. Как кисть прикладывать, как ей размазывать краску для фона. Как наносить краску так называемым методом «тыка». Оказывается, что это достаточно просто! В чем участники и убеждаются с первых занятий.

В итоге 15 минут и картина готова , а сами участник сначала не могут поверить в то, что это сделано их руками. А когда картин штук 10 за занятие, так и вовсе в шоке от того, на что, оказывается, они способны.

Нас никто не обучал живописи и рисованию в школе так же много, как русскому языку или математике. И если бы мы столько же времени уделяли рисованию, как и изучению математики, то мы бы все были художниками. Бэтти Эдвардс говорила, что если вы можете поймать мяч, продеть нитку в иголку или написать карандашом свои имя – то вы можете научиться и рисовать.


Но еще более важным умением, которое получают участники тренингов, — это важнейшее для художника умение видеть . Этим они и отличаются от тех, кто художника в себе пока не открыл. На занятии даются специальные упражнения, в том числе и перевернутое рисование, как у Б.Эдвардс, которые помогают активизировать правое полушарие. А правое полушарие, как многим уже известно, у человека отвечает за образное мышление, интуицию, творчество и креатив. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше на освоение нового навыка, но рисование, как и умение считать и писать – это всего лишь новый навык.

Зачем это надо?

Когда вы будете рисовать, левое полушарие будет активно вмешиваться в процесс и задавать вопросы «Зачем тебе это надо?», «Тебе заняться нечем больше?», «Кем ты себя мнишь, ведь у тебя нет художественного образования?!», «Зачем ты тратишь время на эти каляки-маляки?», «Можно ли на этом заработать?» и т.д. (Не будем умалять важность в целом активности левого полушария, конечно же) НО! Но так часто из-за всего этого «левополушарного» шума мы так и не берем в руки карандаш, кисть, краски и не даем проявиться тому прекрасному, что в нас ВСЕХ есть.

Чтобы этот шум приглушить и дать волю правому полушарию, мы на занятиях делаем упражнения по снятию контроля левого полушария, «зарядку» для правого полушария, выходим за рамки, вспоминаем детское состояние 5-летнего ребенка и в какой-то момент просто начинаем рисовать и получать удовольствие от того, что делаем. Активно используем как помощницу музыку, которая также помогает погрузиться в состояние творящего, создающего человека — «правополушарное» состояние.

Именно в этом состоянии мы занимаемся, учимся последовательности в написании картин, особенностям красок, общению с кистями, рассматриваем каждый отдельный объект природы, как бы заново с ним знакомимся.

В 1952 году Роджер Сперри, американский нейропсихолог, определил, что полушария мозга могут работать не только в тандеме, но и независимо друг от друга. При этом правое полушарие позволяет определить предмет и, на основе интуитивных восприятий, выразить его при помощи творчества. За счет работы этого полушария, обрабатываются зрительные образы, согласно их расположению относительно предметов, места и времени. Фактически, предмет воспроизводится в виде общей картины взаимодействия с окружающим миром.

В 80-е годы XX века, на основании этого открытия был выведен метод правополушарного рисования. Он базируется на развитии активности правого полушария и способности временно «отключить» работу левого полушария, отвечающего за аналитическую работу. В данном случае, когда левое полушарие делает вывод, что у человека отсутствуют способности к рисованию, правое полушарие помогает рисовать воспринятые образы, исключив знания об умении и способностях.

Способы рисования.

Художница Бетти Эдвардс в своей книге по принципам правополушарного рисования подробно описала, как правильно действовать, чтобы получить желаемый результат. Для включения правого полушария в работу, она предложила рисовать предмет вверх ногами или дорисовывать его из частично предложенных линий. При таких действиях левое полушарие перестает видеть смысл и прекращает участвовать в процессе.

Достоинства данного метода.

Правополушарное рисование действует на мозг, как тренажер. За счет включения в процесс правого полушария, его тренировки, у человека появляются дополнительный потенциал для генерирования творческие идей, возможности проявить себя в иных творческих направлениях.

Сам процесс рисования становится легким, рисунки получаются быстро. Практически отсутствуют усилия, прилагаемые к созданию рисунка — происходит прилив творческой энергии. С первых минут исчезает страх перед рисованием. Поэтому метод можно смело считать терапией от усталости и плохого настроения. Художник начинает получать удовольствие от процесса, видя хороший результат и может самостоятельно обучить методу своих родных, близких и друзей. Получившиеся картины можно преподнести в качестве подарка на любой праздник, так как это уже не просто рисунки начинающего художника, а произведения мастера.

Рисование станет не только увлекательным способом попробовать что-то новое, но и превратится в хобби. Метод подходит каждому, независимо от возраста, пола и статуса. Для ответственных людей метод поможет более уверенно и творчески подходить к решению сложных задач. Мамам он станет помощником в развитии ребенка и формировании у него позитивного представления об окружающем мире. Даже дети от одного года могут именоваться художниками, ведь в их рисунках есть свой смысл. Для некоторых детей это станет шагом к великому будущему искусства. Люди творческих профессий смогут качественно и ярко презентовать свои идеи и повысить конкурентоспособность среди коллег. Метод подходит для применения в качестве семейной терапии для объединения пары за одним занятием и налаживания климата отношений.

Правополушарное рисование раскрывает возможности, которые позволяют создать целое художественное произведение:

  • восприятие света, теней и пространства;
  • соизмеримость частей предмета и предмета по отношению к окружающему пространству;
  • определение границ предмета и поля для его рисования;
  • воспроизведение предмета на рисунке без видения самого предмета;
  • включение воображения в процесс.

Отличие метода от привычного подхода к рисованию.

Если этот метод освоен и появилось желание поучиться в художественной школе и пополнить базу знаний общепринятыми основами рисования, стоит быть готовым к тому, что придется переучиваться. Практически все школы применяют технику левополушарного рисования, основанном на аналитической работе мозга. Также стоит отметить, что обучение в данном случае займет много времени и придется предварительно изучить множество произведений известных художников, работавших в различных техниках.

Где можно пройти обучение?

Обучиться использованию техники правополушарного рисования можно на различных мастер-классах, которые проводят художники, решившие дать каждому возможность почувствовать себя талантливым и отошедшие от стандартных методов рисунка.

Мастер-классы проводят на открытых площадках в парках, в школах и частных мастерских. Практически всегда инструменты и материалы для работы предоставляются на месте, что делает обучение более доступным. Важно помнить, что на такие мероприятия требуется предварительная запись из-за большого количества желающих.

Для тех, кто хочет самостоятельно научиться рисованию, предлагаем скачать картинки-срисовки. Они помогут начинающим художникам в обучении:

В заключение можно добавить, что стоит немного поверить в себя, набраться смелости, и откроется яркий мир красок, фантазий и вдохновения.