Рафаэль афинская школа кто. Рафаэль санти - "афинская школа"

Сочинение-описание фрески

Рафаэля Санти

«Афинская школа»

1510-1511. Станца делла Сеньятура.

«Афинская школа» Рафаэля Санти – одно из самых важных произведений в нашей школе. Школа – это храм науки и искусства, именно здесь начало всех начал. Фреска наглядно это демонстрирует.

В 1508 году итальянскому художнику Рафаэлю Санти были поручены росписи апартаментов папы римского Юлия II - го в Ватикане. 25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца. Первая из трех станц (то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы. Именно здесь появились росписи, представляющие четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию-«Афинская школа», поэзию-«Парнас», правосудие - «Мудрость, Умеренность и Сила». Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу».

"Афинская школа", как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Рафаэлю было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще. Но, тем не менее, художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом римском стиле. Подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Возрождения, чем любой природный пейзаж.

Рафаэль показывает нам не все здание, а лишь грандиозную анфиладу его величественных арочных пролетов. В нишах у мощных устоев помещены статуи бога музыки Аполлона и Минервы, богини мудрости, покровительницы всех учебных заведений. Рафаэль выстраивает архитектуру изображенного на фреске здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.

В центре, среди персонажей, изображены идущие вперед, прямо на зрителя, Платон и Аристотель. Философы увлечены спором. Первый указывает на небо, которое, как он считал, определяет всю человеческую жизнь, второй простирает руку к земле. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли. Это наиболее идеальные образы фрески; недаром прототипом Платона в рафаэлевской композиции явился Леонардо да Винчи. Слева от Платона - Сократ, беседующий со слушателями, среди которых выделяется молодой Алкивиад в панцире и шлеме. Прямо на ступенях, словно нищий у лестницы храма, непринужденно расположился основатель школы циников Диоген. Внизу на первом плане - две симметрично размещенные группы: слева - склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками; справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед); низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Правее этой группы - Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу. У самого края фрески Рафаэль изобразил себя и живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце.

Несмотря на обилие персонажей «Афинская школа» производит впечатление единства. Рафаэль чередует статичные и динамичные позы героев, вся же композиция идет по кругу, ее замыкает светлая, стройная архитектура, наполненная воздухом.

Выдающиеся мастера былых эпох, представшие перед нами на фреске «Афинская школа», стремились проверить алгеброй гармонию, обуздать творческие эмоции точным математически расчётом. Они понимали, что наука и искусство - две грани одного и того же процесса - творчества. Эта фреска наглядно нам показывает, как тесно связаны между собой точные и гуманитарные науки, прославляет мощь человеческого разума.

Именно поэтому «Афинская школа» заняла почетное место в нашей школьной галерее, ведь подобно 50-ти персонажам этой фрески ученики и учителя нашей школы объединены общим стремлением к истине, красоте, гармонии, которая должна торжествовать в человеческой жизни.

Выполнила: Бородина Вероника

 Перед нами одна из величайших картин Высокого Возрождения, одно из тех полотен, которые в полной мере выражают дух той эпохи. - Да. - Это фреска Рафаэля «Афинская школа», которая украшает одну из самых роскошных комнат в Ватикане. В Ватиканском дворце. Комната называется «Станца делла Сеньятура». Рафаэль работал над этой фреской в 1509-1511 гг. Тогда же, когда Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы. - Они, вероятно, были знакомы. - Наверняка. Это потрясающий пример того, как в эпоху Высокого Возрождения католический мир впитал в себя традиции античности, ориентируясь на величайшие умы классической традиции. Да. Я всегда считала это неким воплощением гуманистической мечты. Ведь здесь под одной крышей собрались величайшие учёные, математики, философы и мыслители… - Древней Греции. - Древней Греции. И все они жили в разное время, так что это точно вымысел. Фантазия, и довольно неточная, честно говоря. Вот вы сказали «под одной крышей». Взгляните на крышу - это же классическая римская, а не греческая архитектура. - Верно. - Рафаэль здесь всё слегка перемешал. Да. И раз уж мы заговорили об архитектуре на этой фреске, то во многом она, вероятно, заимствована у Браманте, который как раз в этот период обновлял, точнее создавал заново собор Святого Петра. Да. Он здесь неподалёку. Да. Собор Святого Петра возводят заново на месте древнеримской базилики, и одновременно Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы. - Какой момент! - А Рафаэль создаёт фрески в Станцах. «Станца» - это «комната», а «Станца делла Сеньятура» - «Комната подписи». Именно здесь Папа Римский подписывал документы. - Да. - Мы видим здесь множество фигур и сложную архитектуру. Но с помощью линейной перспективы и перпендикуляров художник выделяет две ключевые фигуры. И это не только центральные фигуры картины, а в общем-то центральные фигуры всей западной философии, западного миропонимания. - И науки. - И науки. Мы видим две фигуры, эффектно обрамлённые маленькими арками, да и остальными арками тоже. Это Платон и Аристотель - его ученик. Да, и они в некотором роде представляют две ветви западной мысли. - Платон… - Фигура в красно-сером. Да. Он указывает вверх. Потому что его интересует мир идей. Существующий за пределами мира вещей. Поэтому он указывает вверх. Есть спорное мнение о том, что здесь представлены 4 элемента. Платон - это красный, огонь, серый - то, что греки называли «эфир». Оба невещественные элементы. А Аристотель с другой стороны? - Аристотель… - Указывает вниз. Да, верно. На вещественное, физическое, зримое, реальное. Именно это было главным предметом его философии. Что мы можем увидеть? Как понять зримый мир с помощью наших чувств? А не тот, невидимый мир, который интересовал Платона. Конечно, на нём синие и коричневые одежды - символ воды и земли, физических элементов, испытывающих силу тяжести. Верно. Наше восприятие мира делится на две части. С одной стороны, мы видим и ощущаем мир с помощью чувств. А с другой - размышляем о нём, накапливаем знания и понимание того, что существует нечто высшее, идеальное и божественное. Платон в основном описывал это на языке математики. Интересно. Получается, картина отражает равновесие между этими двумя аспектами. - Да. - И выражение получилось прекрасное, гармоничное. Если присмотреться, все фигуры здесь организованы и разделены на две школы философской мысли. Да. На стороне Платона - математики. Философы, которые размышляют об идеях, отвлечённых от физического мира, они… И не пытаются объяснить реальность. Да, верно. Они справа, на стороне Аристотеля, - те, кого можно назвать учёными. Может быть, нам стоит назвать некоторые фигуры и обсудить их? Разумеется. Но давайте скажем пару слов об архитектуре. - Да, конечно. - На мой взгляд, архитектура здесь тоже двойственна. Она очень величественна, просто невероятна. Я бы сказал, даже слишком. Архитектурные элементы очень высокие, все эти круглые арки, классические статуи и ниши по бокам… - Кстати, хочу сказать, что в них также проявляется некая… - Двойственность. Да, дуализм, о котором мы говорим. На стороне Платона мы видим Аполлона. Бога поэзии и музыки. Да. А на стороне Аристотеля Афина - война и мудрость. - Более реальные… - Да, куда более земная фигура. Да. Я хотела сказать, что архитектура будто приподнимает, облагораживает фигуры. Создаёт контекст, как на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Там архитектура взаимодействует с фигурами, помогая передать сюжет, его значение. Здесь, я думаю, архитектура также играет важную роль. Если бы пространство было другим, фигуры воспринимались бы иначе. Здесь архитектура возносит их, провозглашает достижения разума. Это настоящее торжество. Вся картина знаменует торжество человеческих достижений. Мысль о невероятных возможностях человека, способного в творчестве сравняться с богами. Это ли не квинтэссенция Высокого Возрождения? Точно. Думаю, также важно, что на это картине так много фигур. Личное достижение Рафаэля. - Так интересно. - Тут ведь десятки персонажей, и композиция очень сложная, и ни одна из фигур не повторяется. При этом всё выглядит живо и естественно, будто Рафаэлю не пришлось прикладывать никаких усилий, чтобы написать картину. Здесь сложность сочетается с… С лёгкостью кисти художника. Никому из художников не удалось сравниться в этом с Рафаэлем. - Да. - Всё выглядит естественно и просто. Будто иначе просто и быть не могло. Это лёгкость великой балерины. Смотришь, и нет ощущения, что она репетировала часами. Да. Но я хотел бы вернуться к тому, о чём вы упомянули недавно. Один важный момент: зачем нужно было сводить все эти фигуры вместе? Это очень интересно. Возрождение время от времени возвращалось к этому. Вспомнить хотя бы один из важнейших текстов эпохи, хотя это ещё прото-ренессанс, но корни Ренессанса именно в «Божественной комедии» Данте. В самом начале «Ада» мы попадаем в Лимб и там встречаем некоторых великих греков. Эта идея была революционной. Идея восстановить достоинство греков, на которых средневековая традиция взирала с презрением. А здесь же их наоборот прославляют. Какой резкий поворот. Да, так и есть. Но церковь не позволит этому длиться долго. Да, период уже на исходе. Реформация вот-вот начнётся. Ну что ж, давайте рассмотрим основные фигуры. Хорошо. Начнём слева, сверху. Конечно. Хотя давайте начнём с большой фигуры ближе к центру. Это самая массивная фигура на картине. - Сидящая фигура. - Да. Человек в тяжёлых рабочих ботинках склонился и, задумавшись, что-то пишет. Это занятно. Да, и ещё он слегка развернул торс. Эта фигура изображает древнегреческого философа Гераклита. Он больше всего известен рассуждениями о том, что время постоянно находится в движении. Это не он сказал, что нельзя войти в одну реку дважды? Да, именно он это сказал. Он сравнивал жизнь с огнём, который никогда не повторяется, и говорил, что мир бесконечно разнообразен. Разумеется, Рафаэль не знал, как на самом деле выглядел Гераклит, и попросил своего знакомого поработать моделью. Этим знакомым был Микеланджело. Да. Но вместо того чтобы просто написать с него образ Гераклита, Рафаэль попытался перенять его стиль. Он написал его фигуру так, как Микеланджело изображал пророков и сибилл - монументальными сидящими фигурами. Рафаэль словно бросает ему вызов и говорит: «Ах так? Что ж, я тоже могу писать прекрасные сидящие фигуры». Да, такие же массивные и величественные, как на картинах Микеланджело. Большинство других фигур на картине Рафаэля выписаны куда более утончённо. Но фигура Микеланджело массивная и мощная. - В духе самого Микеланджело. - Потрясающе, да? Почти пародия. И что интересно, Гераклит здесь изображён за письмом. Так Рафаэль напоминает нам, что Микеланджело ещё и поэт. Верно. Давайте теперь поговорим о моей любимой фигуре, в левом нижнем углу. - С лысой головой? - С лысой головой. - И бородой. - И с бородой. Это Пифагор. Мы помним его по школьным урокам геометрии. а^2 + b^2 = с^2 - это теорема Пифагора. Но его идеи были целой философской школой. Да. Пифагор составил несколько схем, объясняющих связь гармонии с музыкой и числами и то, что в основе гармонии лежит математическая структура. Рациональная структура, которую можно изучить и даже измерить. - Да. - Да, верно, Пифагор известен своей работой «Гармония сфер», ссылку на которую мы видим здесь. В этом утраченном важнейшем античном тексте Пифагор задавал свой главный вопрос - что есть красота. Разумеется, этот вопрос был крайне важен и для самого Рафаэля. Верно. Что такое красота? Как она соотносится с гармонией и есть ли у неё… - Божественный источник. - Да, некая основа, внутренняя структура мироздания, которая… Словом, красота - это проявление… - Божественности. - Или нечто, созданное Богом. Для Высокого Возрождения характерна мысль о том, что любование красотой - это и любование божественным творением. И, конечно, мы видим Пифагора на стороне Платона. - Это закономерно. - Ведь идеи абсолютно неоплатонические. - Во многом да. - Давайте перейдём теперь вправо? - К Евклиду? - Здесь мы видим учёных - людей, которые пытаются понять окружающий мир и его основные структуры. Верно? Да, и сформулировать их. Аристотель назвал четыре элемента, а Евклид заложил основы геометрии: точка, линия, Евклидовы аксиомы. Да. Почти вся геометрия, которую мы учим, это… - Его заслуга. - Да, в средней школе Евклидова, конечно. - Да. - Здесь он, кстати, обучает других. Ещё одна важная для этой картины и характерная для Высокого Возрождения деталь - это взаимодействие фигур. Взгляните, здесь все общаются, жестикулируют. Нет ощущения зажатости, все группы активны… - Динамичны. - Создаётся впечатление, что люди просто гуляют, разговаривают, хорошо проводят время. Это же форум! Но как же сложно было создать эти многочисленные группы. Рафаэль создал настоящий танец. Потрясающее произведение. - Конечно, художник изобразил и себя. - Да. - Он среди астрономов в правом нижнем углу. - Выглядывает. - Смотрит прямо на нас. - Да. Subtitles by the Amara.org community


Рафаэль Санти. Афинская школа
1511
Scuola di Atene
500 × 770 см
Апостольский дворец, Ватикан. Викисклад

Кликабельно - 3200px × 2037px

Афинская школа (итал. Scuola di Atene) — фреска работы Рафаэля в станце делла Сеньятура Ватиканского дворца.

Список персонажей

1. Зенон Китийский или Зенон Элейский
2. Эпикур
3. Фредерико II, герцог Мантуи
4. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр или Эмпедокл Акрагантский
5. Аверроэс
6. Пифагор
7. Алкивиад или Александр Македонский
8. Антисфен или Ксенофонт
9. Гипатия (черты лица возлюбленной Рафаэля, Маргериты)
10. Эсхин или Ксенофонт
11. Парменид
12. Сократ
13. Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело)
14. Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке.
15. Аристотель, держащий Никомахову этику
16. Диоген
17. Плотин
18. Евклид (или Архимед) с учениками (портретное сходство с архитектором Браманте)
19. Скорее всего, Гиппарх, по другим версиям Страбон или Заратустра
20. Клавдий Птолемей
21. Протоген
R — Апеллес (черты лица самого Рафаэля)

Фреска «Афинская школа» изображает не реальную группу афинян - здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников. Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются атрибуции, насчет некоторых нет единой точки зрения).

С бородой, в коричневой тоге - Спевсипп, философ, племянник Платона
- в синей тоге - Менексен, философ, ученик Сократа
- в белой тоге - Ксенократ, философ, ученик Платона
- в желтовато-зеленоватой - философ Сократ
- в синеватой - предположительно Александр Македонский, ученик Аристотеля
- в темном головном уборе, низенький - Ксенофонт, философ, ученик Сократа
- в шлеме - Алкивиад, полководец и политик, ученик Сократа
- с вытянутой рукой - Есхин, философ, ученик Сократа
- в розовом - Критий, философ, оратор, писатель, дядя Платона
- с обнаженным торсом - Диагор Мелосский, поэт по прозвищу «Безбожник»
- рядом с амуром - философ Зенон, ученик Парменида
- следующий за Зеноном - Навсифан, философ, последователь Демокрита, учитель Эпикура
- в венке - философ Демокрит (по другой версии - Эпикур)
- мальчик за его спиной - Диоген Лаэртский, историк философии
- в белом тюрбане - Аверроэс, арабский философ
- лысый, в желтоватом одеянии на первом плане - Анаксимандр, философ, ученик Фалеса
- в белом одеянии, с книгой - Пифагор, философ и математик
- с длинными волосами - Анаксагор, философ, математик и астроном
- стоит в белом - Гипатия, женщина-математик, астроном и философ
- стоит и держит книгу - философ Парменид
- сидит опершись на куб - философ Гераклит
- лежит на ступенях - философ Диоген
- сидят на коленях и стоят согнувшись - ученики Евклида
- с циркулем - Евклид, математик (по другой версии - Архимед)
- в белой одежде с небесным глобусом - Зороастр, астроном и философ-мистик
- спиной к зрителю, с земным шаром - Птолемей, астроном и географ
- в белом берете - Иль Содома, художник, друг Рафаэля (по другой версии - Перуджино, учитель Рафаэля)
- в темном берете - Рафаэль
- в темной тоге - философ Аркесилай (по другой версии - Плотин)
- опершись рукой о стену - философ Пиррон
- на одной ноге - ?
- в голубом и розовом, спускается - Аристипп, философ, друг Сократа
- всходит по ступеням - философ Эпикур
- спиной, в розовом - ?
- с бородой, в желтоватом плаще - Теофраст, философ и ученый, ученик Платона и Аристотеля
- вплотную к Теофрасту стоит - Евдем, философ, ученик Аристотеля


Зенон Китийский или Зенон Элейский


Эпикур


Аверроэс и Пифагор


Пифагор


Алкивиад или Александр Македонский и Антисфен или Ксенофонт


Франческо Мария I делла Ровере или возлюбленная Рафаэля в образе Гипатии и Парменид


Парменид


Эсхин и Сократ


Микеланджело в образе Гераклита Эфесского


Леонардо да Винчи в образе Платона


Аристотель


Диоген


Донато Браманте в образе Евклида или Архимеда


Страбон или Заратустра, Клавдий Птолемей, Рафаэль в образе Апеллеса и Пьетро Перуджино или Тимотео Вити в образе Протогена

В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.

Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки — принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые.

В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.

Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.

Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания.

Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.

Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.

Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.

В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).

Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.

"Станца" - комната в переводе с итальянского. Станцы Рафаэля - это комнаты в Ватикане, расписанные Рафаэлем и учениками:
Станца дель Инчендио ди Борго (фреска "Пожар в Борго")
Станца делла Сеньятура
Станца д"Элиодоро (Комната Элиодоро)

Каждую стену этих комнат занимает фресковая композиция, то есть, в каждой комнате - по четыре фресковых композиции. О станце делла Сеньятура и фресковых картинах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит». Описание и Фото.

Сначала была расписана средняя из трёх станц - «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, потому что здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы. Папа Юлий решил отвести эту комнату под свой личный кабинет и библиотеку, что и определило сюжет росписи стен - четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина. Эти четыре фресковые картины названы: первая - «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья - состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». На своде над каждой фреской помещена аллегорическая фигура - символ каждого из этих видов деятельности, а в угловых частях свода - небольшие композиции, тематически связанные с фресками. В настоящей статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и е ё фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор» , «Евклид с учениками», «Гераклит».

Рафаэль Санти «Афинская школа»

Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» - один из шедевров ренессансного искусства. Используя все средства живописи своего времени, Рафаэль преодолел трудности колорита и наложения фресковых красок, благодаря чему достиг наиболее полного воздействия на зрителя. На фреске - обширный портик в стиле ренессанс. В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события. Художник в этой фреске объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, поэтому «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра.

Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero ) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. На ней изображены античные философы, чьи идеи и работы во многом формировали духовный мир Ренессанса. Это мудрые, уверенные в себе люди сильной воли и высокого достоинства. Многие из них наделены чертами великих философов, художников и знаменитых современников автора. По замыслу Рафаэля, согласно идеям неоплатонизма, это сходство должно было символизировать родство античной философии и новой теологии. Художник блестяще справился с задачей распределения более 50 персонажей на фреске, где каждый наделён индивидуальностью.

Рафаэль Санти «Платон и Аристотель»

Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 - 347 гг до н.э.) и его ученика Аристотеля (384 - 322 гг до н.э.) легко узнать по названиям книг в их руках. Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. В этих жестах сконцентрированы и философские идеи - абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом). Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур. Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры. Со всех стороны фигуры Платона и Аристотеля окружены группами философов и учёных разных школ и их учениками. Вверху слева от Платона - Сократ. По пальцам перечисляет он убедительные доводы своего учения, вызывая восторг и изумление окружающих его учеников и народа. Самый внимательный из слушателей - молодой воин Алкивиад в шлеме и полном вооружении. Ниже - Эпикур в венке, советовавший получать удовольствие от жизни, и Зенон - философ противоположных взглядов, а рядом - фигура Пифагора.

Рафаэль Санти «Пифагор»

В своих работах Пифагор (около 580 - 500 гг до н.э.) пытался связать математику и музыку. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчёта гармонических пропорций души. Эта идея подробно изложена Платоном в трактате «Тиней», с которым он изображён на фреске.

Рафаэль Санти «Евклид с учениками»

Внизу справа лысый математик Евклид (с чертами лица Браманте) демонстрирует своим ученикам чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Художник поставил свою подпись золотыми буквами на тунике Евклида у горловины: « R . V . S . M .» («Рафаэль Урбинский своей рукой»). В группе рядом с ним Рафаэль изобразил себя в чёрном берете, в образе древнегреческого живописца Апеллеса.

Рафаэль Санти «Гераклит»

На переднем плане - одинокая фигура Гераклита, погружённого в размышления. Это портрет Микеланджело - знак глубокого уважения Рафаэля к своему сопернику, который в то же время расписывал Сикстинскую капеллу. Этот образ появился на фреске позже, после того как были открыты фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, настолько поразившие воображение Рафаэля, что он даже изменил стиль письма. Интересная деталь - Гераклит написан в манере Микеланджело, он сидит в сложной позе, его фигура напоминает пророков с плафона Сикстинской капеллы. Существует легенда, что Микеланджело побывал в Станце делла Сеньятура, долго рассматривал фрески и, казалось, остался доволен увиденным. Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев».

Атмосфера высокого духовного подъёма в «Афинской школе» достигнута не только индивидуальной выразительностью героев, но и характером окружающих этих героев среды - величественной классической архитектурой Высокого Возрождения. Вполне возможно, что архитектурный фон был навеян проектом собора Святого Петра, над которым в то время работал Браманте.

Санти Рафаэлло родился в начале апреля 1483 года в центральной части Италии. Нередко его фамилия звучала в латинской манере как Санцио или Сантиус. Сам же художник, выводя подпись на своих полотнах, использовал латинизированный вариант своего имени - Рафаэль. Под этим именем он и прославился на весь мир. А его масштабная фреска «Афинская школа» стала известна даже тем, кто весьма далек от мира изобразительного искусства.

Первые шаги в искусстве

Еще в детстве Рафаэлло знал, что будет художником. Его первые опыты в рисовании проходили под чутким руководством отца - Джованни Санти. Наряду с уроками родителя будущий мастер осваивал технику живописи у Тимотео Вити - известного в те времена умбрийского художника. Когда Санти-младшему исполнилось 16 лет, его отдали в ученики к Пьетро Ваннучи. Под влиянием этого человека Рафаэль достиг подлинных высот мастерства и в совершенстве изучил основные приемы искусства.

Самым ранние, юношеские картины Рафаэля, - три полотна: «Архангел Михаил, поражающий Сатану» (сегодня работа находится в Париже), «Сновидение рыцаря» (место экспозиции - Лондон) и «Три грации» (его последнее пристанище - Шантильи). Так начинал творческий путь Рафаэль Санти. «Афинская школа» появилась, когда автору исполнилось 25 лет.

Величайшая из фресок

Рафаэль приехал в Вечный город в 1508 году. Сюда его пригласил папа Юлий II. Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: «Диспут» (богословие), «Афинская школа» (философия), «Парнас» (поэзия) и «Мудрость, Мера, Сила» (юриспруденция). А плафон маэстро расписал картинами, идейно перекликающимися с основными композициями и несущими библейский, аллегорический и мифологический смысл.

Картина «Афинская школа» стала воплощением величия философии и науки. Основная парадигма фрески - это и одна из самых важных мыслей гуманистов. Ее можно приблизительно сформулировать как возможность гармоничного согласия между разными ветвями науки и философии. Своды величественного архитектурного шедевра украшены группами ученых и философов Древней Греции.

«Афинская школа» (Рафаэль). Описание

Всего на картине изображено более полусотни фигур. В центре фрески разместились Аристотель и Платон. Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей. Воин, облаченный в шлем - это Он внимательно слушает великого Сократа, а тот загибает на руках пальцы, рассказывая нечто удивительное. С левой стороны, возле лестницы, ученики окружили Пифагора, который занят разгадыванием математических вопросов. «Афинская школа» нашла место и Эпикуру, которого Рафаэль изобразил в венке из листьев винограда.

Для изображения Микеланджело художник выбрал образ Гераклита и нарисовал его как человека, который, оперевшись на куб, сидит в задумчивой позе. На восседает Диоген. Справа от него находится Евклид, который что-то измеряет на геометрическом чертеже с помощью циркуля. Лестничные ступеньки - это этапы, на которых происходит овладение истиной. Компанию Эвклиду составили Птоломей (держащий в своих руках) и Зороастр (держащий глобус неба). Справа от них изображена фигура самого Рафаэля, смотрящего на зрителей.

Другие персонажи

Несмотря на то что «Афинская школа» - это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти. Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ, изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский - поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности.

Как и все мировые шедевры искусства, «Афинская школа» представляет публике пару неизвестных фигур. Так, никто не знает, кто изображен на фреске на одной ноге, и кому принадлежит спина в розовой одежде. А вот любимую художника легко идентифицировать: она олицетворяет Гипатию.

Станцы в Ватикане расписывались гением Рафаэлем десять лет - с 1508 по 1518 год. Сам Санти занимался работой лишь четыре года (1508-1512). Все остальное время роспись исполнялась учениками маэстро под его управлением. Существует одно случайное, но весьма интересное совпадение: четыре года работал Рафаэль над Станцами, и столько же лет работал над Сикстинским потолком Микеланджело.

Название известной фрески не принадлежит Рафаэлю. Исторические источники говорят о том, что в самом начале картина носила имя «Философия». «Афинская школа» - название, которое не в полной мере соответствует тому, что изображено на полотне. На картине, кроме философов из Афин, есть много людей, которые никогда в своей жизни не были в этом городе. Кроме того, на фреске собраны представители разных эпох, жившие в разных странах, а потому не имевшие возможности встретиться вместе в одно и то же время.

Смерть великого художника

Прожив всего 37 лет, 6 апреля 1520 года (в день своего рождения) умер великий Рафаэль Санти. «Афинская школа» же осталась жива на века. Земное бытие маэстро было ярким и кратким, как комета. Но и этого отведенного судьбой времени хватило на то, чтобы о Рафаэле вспоминали как о величайшем художнике эпохи Возрождения.

Смерть Санти была внезапной, она прервала соперничество двух величайших гениев своего времени. Оба принимали участие в украшении и создании Ватикана. Речь идет о Рафаэле и Микеланджело. Несмотря на то что последний был старше Санти, он пережил его на много лет.

Рафаэль скончался в Риме, а его прах похоронили с почестями, которые были достойны такого непревзойденного гения и символа эпохи. Не было ни одного художника, который бы не проводил бы в последний путь автора «Афинской школы» и не оплакал маэстро.