Презентация урок чтения л воронкова дорогой подарок. Внеклассное чтение

Разделы: Начальная школа

Цели: знакомство учащихся с произведениями Л.Воронковой и Ю.Коринца; формирование правильного выразительного чтения с соблюдением основных норм литературного чтения; развивать умение находить главную мысль произведения, наблюдательность, красивую выразительную речь, творческий и эмоциональный потенциал; воспитывать интерес к творчеству авторов, доброе отношение к семье, прежде всего, к матери, создать нравственное переживание.

Оборудование: учебник «Литературное чтение». 2 класс. Л. А. Ефросинина; М., «Вентана-Граф» , 2008г.; хрестоматия, рабочая тетрадь, отрывок из рассказа З.Воскресенской «Мама», листочки для моделирования обложки, мультимедийная презентация (приложение 1), выставка книг на тему «Рассказы и стихи о маме»

Ход урока

I . Оргмомент

  1. Долгожданный дан звонок
    Начинается урок.
    Ум и сердце в работу вложи,
    Каждой секундой в труде дорожи.
  2. Упражнение в тренировке дыхания.

Кем мы с вами становимся на уроке чтения? (читателями, а еще чтецами )

У чтеца есть инструменты, которые помогают радовать слушателя. Какие? (голос и дыхание )

Тренировка дыхания (стоя)

  • Стань прямо, спокойно
  • Положи одну руку на верхнюю часть живота, вторую – выше талии сбоку
  • Выдох. Вдох на счет (1-5)
  • Задержать воздух (1-3)
  • Выдох (плавно), как бы на звук [а] (3 раза)
  • Представьте торт с зажженными свечами. Погасим все свечи: фуфуфу…; каждую свечу фу, фу, фу, фу.
  • Держи дыхание до конца фразы: жжжж…, ж,ж,ж,ж,ж.
  • Выпустим воздух из мяча: ссссс, с,с,с,с,с.
  • Произносим: с-з, з-с, ш-ч-щ-ц; ж-ш-ц.

II . Проверка домашнего задания

С каким произведением познакомились на прошлом уроке? (с легендой И.Панькина «Легенда о матерях» )

Что такое легенда? (Ответы детей.)

Слайд I.

Проверим?

Назовите героев произведения (матери, сыновья, Нептун, его дочери - чайки).

Слайд II.

Почему так названо произведение?

Почему моряки сильны и непобедимы? (матери отдали им самое лучшее, что имели )

Что лучшее отдали женщины далекой страны? (красоту, силу, зрение )

Почему моряки так любят смотреть на чаек? (они носят красоту их матерей )

В чем заключается главная мысль легенды?

Закончить предложение словами легенды.

Слайд III.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин?
Если, дорогой мальчик, ты увидишь когда-нибудь …

Почему матери так поступили? (т.к. очень любят своих детей )

Можно ли их поступок назвать героическим? (да, т.к. нужно было обладать силой духа, мужеством )

Какие чувства вызвало у вас это произведение?

III Работа над изучением нового материала.

1. Вступительная беседа о мамах.

Мама - это особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами и сопровождает всю жизнь. Каждая мама несет в своем сердце материнскую любовь.

А что для вас значит слово «Мама»? (Дети называют.)

Слайд IV . Мама – это …

2. - У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные маме. Прочитайте отрывок из рассказа З.Воскресенской «Мама». (Чтение цепочкой.)

Мама.

Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

И сколько бы тебе ни было лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Почему это слово самое прекрасное на Земле? (мама – самый близкий человек )

Почему каждому человеку нужна любовь матери?

Какой праздник мы празднуем в марте?

Слайд V.

Кто из вас поздравлял маму? А как же это сделали герои произведений, сегодня и узнаем на уроке.

Физминутка. Упражнения для глаз

  • 15 движений глазами справа налево, слева направо.
  • 15 движений глазами вверх-вниз.
  • 15 вращательных движений глазами справа налево.
  • 15 вращательных движений глазами слева направо.

Крепко зажмурьте глаза. Откройте.

Закрыть глаза и представить большой белый экран. Мысленно раскрасить его, не допускать пробелов: желтым, зеленым, любимым цветом.

3. Работа по учебнику с.74.

Слайд V .

Краткое сообщение учителя.

Любовь Федоровна Воронкова родилась в Москве, но семья переселилась в подмосковную деревушку. Там, в деревне, у нее выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду, открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям. Много ездила по стране, работая журналисткой.

Краткий обзор книг.

4. Самостоятельное чтение рассказа

Что вы прочитали?

Какое чувство вызвал этот рассказ? Почему? (приятное, радостное, девочка поздравила родных, принесла им радость )

Ответ на 1-2 вопросы учебника.

Почему так назван рассказ? О каком подарке идет речь? (о вербе)

5. Дифференцированная работа.

1 гр. Разделить текст на части. Озаглавить каждую часть.

2 гр. Выполнить задания в рабочей тетради на с.44.

Учащиеся рисуют треугольники разного цвета:

  • зеленого (уверен в правильности выполнения задания)
  • синего (сомневаюсь в правильности выполнения задания)
  • желтого (не справился)
  • красного (испытывал трудности, но преодолел их)

7. Проверка выполненной работы.

1 гр. Примерный план

  1. За вербой
  2. Подарки бабушке и маме.
  3. Благодарность родных

2 гр. Комментируют выполненные задания.

ФМ. Упражнения под музыку . «Песенка о маме» муз. Т. Савина, ст. Е. Титова.

8. Работа над произведением Ю. Коринца «Март».

1) Самостоятельное чтение (с.75)

Что вы прочитали?

Какое настроение вызвало? Почему?

Слайд VII Юрий Иосифович Коринец

3) Рассказ учителя:

Юрий Иосифович Коринец родился в Москве. В детстве увлекался рисованием и даже стал профессиональным художником. Работал в журнале, поступил в литературный институт. В его поэзии добро всегда побеждает зло, он умел увидеть чудо в обыденном, в любой предмет, вещь вдыхает как бы частицу своей души.

Какое растение раньше всех расцвело?

Как поздравил герой маму?

Слайд VIII

Докажите, что это стихотворение (есть рифма)

Назовите созвучные слова (рифмы)

4) Подготовка к выразительному чтению

а) Назовите инструменты выразительности.

Слайд IX

Какой тон? (радостный )

Темп? (умеренный )

Паузы (/, //)

Логическое ударение.

б) Поработайте карандашом. Расставьте паузы, подчеркните слова (логические ударения). Работа в парах.

в) Выразительное чтение стихотворения (2-3 чел.)

III . Моделирование обложки и сравнение произведений

1 в. – к рассказу Л.Воронковой.

2 в. – к стихотворению Ю.Коринца.

а) Самопроверка. Слайд X

б) Сравнение.

Что общего? (Тема о детях и маме )

Что вы можете сказать о героях произведений? (Заботятся о маме, любят, поздравляют с Женским днем )

IV . Обобщение

Для чего писательница и поэт написали эти произведения? (рассказать, как поздравлять маму, чтобы принести радость слушателю )

8) Стихотворение С.Богомолова « Красивые мамы». (Чтение ученика.)

V . Рефлексия

Какие открытия сделали на уроке?

О чем урок заставил задуматься?

Кто доволен своей работой? Нарисуйте свое настроение (радость, спокойствие, досада, удивление).

Слайд XI

VI . Домашнее задание (по выбору)

Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?

Кому захотелось сделать книжку-малышку?

Кто хочет найти произведения о маме?

Рассматривание выставки у доски (книги о маме.)

Список использованной литературы

  1. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. М.: Вентана-Граф, 2003.
  2. Материалы сети Интернет.

Тема: Л. Воронкова. «Дорогой подарок»
Цель: ознакомление уч-ся с произведением Л. Воронковой. «Дорогой подарок».
Задачи:
Обучающие:
учить выделять основную мысль произведения, характеризовать героев и их поступки; формировать навыки осознанного, выразительного чтения; учит находить в тексте ответы на поставленные вопросы:
Коррекционно – развивающие:
Развивать связную устную речь, память, мышление, умение анализировать прочитанное; способствовать развитию выразительной речи уч-ся; обогащать словарный запас уч-ся.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство любви и уважения к людям, быть добрым, отзывчивым, внимательным к окружающим.
Ход урока.
Орг. момент.
Я желаю вам ребята
На уроке не скучать,
Не лениться, не зевать…
Быть активными и дружными,
Любознательными и послушными.
Ждет в конце урока всех
Его Величество успех!
Речевая разминка.
Дыхательное упражнение «Воздушный шарик», « Свеча»
Логическое ударение
- Прочитайте хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.
Какой чудесный день!
Какой чудесный день!
Какой чудесный день!
Фонетическая зарядка:
- Прежде чем начать читать, мы подготовим свои язычки, настроим дыхание:
Ра- ра – ра – начинается игра.
Ры – ры – ры – у мальчиков шары.
Ар – ар – ар – кипит наш самовар.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
СА –с а –с а- в лесу бегает лиса.
Чтение скороговорки: Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
(- Что значит сшит на совесть?)

Проверка домашнего задания.
(Выборочное чтение отрывков из рассказа В. Медведев « Фосфорический мальчик)- За кого выболели читая этот рассказ?
4. Сообщение темы и целей урока.
5. Работа над рассказом:
* чтение учителем 1 части;
* словарная работа: - Какие слова в тексте вам были непонятны?
* беседа по – прочитанному:
- Что приносили ребята в школу?
- Кто показал подарок тете Нюре?
Физминутка – не говорим, а показываем)Достаю мою расческу, береги свою - ….. прическу
Вот стрекочет стрекоза, закрывай скорей ….глаза
Дрессированный Барбос откусить мне хочет … нос
С дерева упали груши, ухвати себя за … уши
В зале зажигают свечи, расправляй дружочек … плечи
Если на подшиты брюки, ты поставь на пояс …. Руки
Скачут по лес уолени,свои … колени
На штанах стоят заплатки, отрывай от пола ….пятки.
* чтение уч-ся:
- жужжащее;
- по «цепочке»
- по ролям;
* озаглавливание 1 части;
* словесное рисование: - Какие иллюстрации вы словесно могли бы нарисовать к этой части рассказа?
* выборочное чтение: - Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых встречается слово подарок, тетя Нюра, ребята.
6. Итог урока.
- Понравилась ли вам 1 часть рассказа?
- Захотелось ли вам прочесть другие рассказы Л.Воронковой?
7. Домашнее задание: стр. 92 – 93 читать по ролям.
8. Оценки за урок.

#Воронкова110

Готовясь к написанию этого поста я перечитала книги детской писательницы Любови Воронковой. Начну с той, которую бы не порекомендовала к прочтению современным детям – это повесть «Старшая сестра». Думаю, что современному читателю она будет абсолютно чужда и непонятна. Книга вызвала недоумение даже у меня, выросшей на советской литературе.

И однажды в жизни героини повести все меняется. В деревню, на лето к бабушке, приезжает городская девочка Светлана, которая не называет Аниску Косулей, и даже зовет в гости. Вроде бы такая мелочь, а перевернула всю Анискину жизнь. Теперь вся нерастраченная любовь в ее сердце устремилась к новой подруге. Собственно повесть «Гуси-лебеди» - это история недолгой, в одно лето, дружбы Светланы и Аниски. Только была ли эта дружба важна для Светы? Не всегда тот, к кому мы привязываемся, может нуждаться в нас и искренне принять нас и наши старания, жертвы, переживания. Наверное, некоторым знакома такая «дружба», когда один другому – всё, а другому это и непонятно, да и не нужно: «За что было Аниске так любить её? Но так уж устроен человек – любит и сам не знает за что. И даже когда поймёт, что напрасно, то и тогда всё ещё любит, хотя и не ждёт ничего»… Вот так все просто и в то же время сложно. Маленькая книжка о большой жизни. Об огромном сердце.
События повести «Девочка из города» происходят во время Великой Отечественной войны. Но в книге нет описаний военных действий, мы узнаем только об одной трагедии в жизни главной героини повести. Валентинка, как ласково называет ее автор, потеряла всю семью: отца убили на фронте, а мать и младший братик Толя погибли от немецкой бомбы прямо у девочки на глазах. Это самый тяжелый эпизод в книге: «Валентинка опомнилась среди каких-то разбитых бревен – видно, ее отбросило волной – и отсюда увидела черную яму, груды обломков и клочья синего платья под рухнувшими кирпичами… Она царапала эти кирпичи, раскидывала их, кричала, звала маму. Мама не откликнулась. Чужие женщины оттащили ее от развалин и насильно увели куда-то. И потом дорога, деревни, снега, лес… И все время мороз…».
Волей случая Валентинку приютила деревенская женщина Дарья Шалихина, у которой трое детей, да и муж на войне. Она всем сердцем старается отогреть девочку в своих ласковых руках, делает все, чтобы Валя стала родной в новом доме. А Валентинка, в свою очередь, пытается прижиться в семье Шалихиных. Ой, как нелегко приходится привыкать девочке из города к деревенской жизни, к новой семье! Как ей горько и одиноко: «Как холодно и грустно Валентинке! Надо, чтобы кто-нибудь её любил, обязательно надо, чтобы кто-нибудь любил её, был бы с ней ласков, чтобы кто-нибудь спросил её, не хочет ли она погу­лять или покушать, чтобы кто-нибудь сказал ей: «Не стой без пальто на ветру, простудишься!» Когда человека никто не любит, разве может человек жить на свете?..» В диковинку девочке, что за столом все едят из одной большой миски, а не из отдельных тарелок, баню устраивают прямо внутри русской печи, а теленка и ягнят держат в избе. Да и новоиспеченные брат и сестры поначалу строят Вале всяческие козни, деревенские ребята обижают, и соседи не принимают «городскую барышню». Каждый день, описанный в повести - маленькая жизнь, каждый день нужно учиться и делать выбор. Несмотря на грустное начало, книга очень светлая! Потому что все лучшее в людях проявляется в годы тяжких испытаний. Читая повесть, понимаешь, что мир не без добрых людей, время лечит горе, нужно просто верить и ждать. В 1984 году режиссер Олег Николаевский снял замечательный художественный фильм с одноименным названием.

Об авторе

Литературы о жизни Любови Федоровны Воронковой почему-то немного. Родилась она 30 сентября 1906 года в Москве, в многодетной крестьянской семье. Училась в городском училище, очень любила читать и рисовать. Мечтала стать художницей. Рисовала всюду, даже на земле. Самым дорогим подарком, памятным на всю жизнь, оказалась для нее коробка цветных карандашей. Учительница, заметив способности Любы к рисованию, помогла ей поступить в Строгановское училище. Но очень скоро любимые занятия пришлось прекратить: семья покинула Москву, жить стало трудно и голодно. С раннего возраста узнала девочка, что такое крестьянский труд. Жизнь в деревне дала будущей писательнице не только привычку к неустанному труду, но и открыла красоту русской природы. Любовь Федоровна научилась слышать ее таинственный голос... Судьба сложилась так, что Л. Воронкова снова попала в Москву: «Это была трудная, каменистая тропинка в моей жизни, но я верила, что выберусь на широкую дорогу». Широкой дорогой была для нее литература…Она бралась за любую работу, занималась в литературном кружке, а по ночам писала. Затем стала журналисткой.
В 1940 году вышла первая книга Любови Федоровны – «Шурка», включающая 11 маленьких рассказов, но в ней уже проявилось основное, характерное для творчества писательницы – любовь к природе и людям, доброта, чистый, прозрачный язык. Почти сорок лет занималась литературной деятельностью Л. Ф. Воронкова. Написала книги о войне: «Лихие дни», «Лесная избушка», «Девочка из города», «Село Городище». И книги о жизни без войны : «Солнечный денек», «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу». Прекрасные исторические книги : «След огненной жизни», «Сын Зевса», «В глуби веков». И книги, построенные на документальной основе : «Где твой дом?», «Беспокойные человек», «Алтайская повесть».
Воронкова писала для читателей всех возрастов: для малышей, подростков и взрослых людей. Так что каждому найдется книга по душе. Зайдите в любую библиотеку, вам с удовольствием помогут с выбором.

А мы ждем вас, уважаемые читатели, в нашей библиотеке. Наше вам с хвостиком…

Тема: Л. Воронкова. «Дорогой подарок»

Цель: ознакомление уч-ся с произведением Л. Воронковой. «Дорогой подарок».

Задачи:

Обучающие:

учить выделять основную мысль произведения, характеризовать героев и их поступки; формировать навыки осознанного, выразительного чтения; учит находить в тексте ответы на поставленные вопросы:

Коррекционно – развивающие:

Развивать связную устную речь, память, мышление, умение анализировать прочитанное; способствовать развитию выразительной речи уч-ся; обогащать словарный запас уч-ся.

Воспитывающие:

Воспитывать чувство любви и уважения к людям, быть добрым, отзывчивым, внимательным к окружающим.

Ход урока.

    Орг. момент.

Я желаю вам ребята

На уроке не скучать,

Не лениться, не зевать…

Быть активными и дружными,

Любознательными и послушными.

Ждет в конце урока всех

Его Величество успех!

    Речевая разминка.

    Дыхательное упражнение «Воздушный шарик», « Свеча»

    Логическое ударение

Прочитайте хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какой чудесный день!

Какой чудесный день!

Какой чудесный день !

    Фонетическая зарядка:

Ра- ра – ра – начинается игра.

Ры – ры – ры – у мальчиков шары.

Ар – ар – ар – кипит наш самовар.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

СА –с а –с а- в лесу бегает лиса.

    Чтение скороговорки: Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.

(- Что значит сшит на совесть?)

    Проверка домашнего задания.

(Выборочное чтение отрывков из рассказа В. Медведев

« Фосфорический мальчик)

За кого выболели читая этот рассказ?

4. Сообщение темы и целей урока.

5. Работа над рассказом:

* чтение учителем 1 части;

* словарная работа : - Какие слова в тексте вам были непонятны?

* беседа по – прочитанному:

Что приносили ребята в школу?

Кто показал подарок тете Нюре?

Физминутка – не говорим, а показываем)

Достаю мою расческу, береги свою - ….. прическу

Вот стрекочет стрекоза, закрывай скорей ….глаза

Дрессированный Барбос откусить мне хочет … нос

С дерева упали груши, ухвати себя за … уши

В зале зажигают свечи, расправляй дружочек … плечи

Если на подшиты брюки, ты поставь на пояс …. Руки

Скачут по лес уолени,свои … колени

На штанах стоят заплатки, отрывай от пола ….пятки.

* чтение уч-ся:

Жужжащее;

По «цепочке»

По ролям;

* озаглавливание 1 части;

* словесное рисование: - Какие иллюстрации вы словесно могли бы нарисовать к этой части рассказа?

* выборочное чтение: - Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых встречается слово подарок, тетя Нюра, ребята.

6. Итог урока.

Понравилась ли вам 1 часть рассказа?

Захотелось ли вам прочесть другие рассказы Л.Воронковой?

7. Домашнее задание: стр. 92 – 93 читать по ролям.

8. Оценки за урок.