Презентация на тему "понедельник начинается в субботу ". Презентация книги «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких Открытый урок стругацкие понедельник начинается в субботу

Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Понедельник начинается в субботу : сказка для научных сотрудников младшего возраста. – Любое издание.

Писатели-фантасты братья Стругацкие, писавшие в соавторстве с 1957 года, получили широкую известность ещё при жизни. Их популярность в 60-70-е годы была просто невероятной. В библиотеках устанавливалась очередь на чтение их произведений. Любимые книги братьев было не достать и их «размножали» разными способами: переписывали, печатали на машинке и т. п. Почитатели таланта писателей говорили цитатами из их произведений, неоднократно перечитывали, с нетерпением ждали выхода новых.

Не стала исключением и вышедшая в 1965 году книга «Понедельник начинается в субботу». Сами братья признавали, что есть у них произведения более серьёзные, но соперничать в популярности с этой фантастической сказкой не способно ни одно из них.

Вместе с программистом Сашей Приваловым, которого вы, уважаемые читатели, встретите на первых страницах книги, окажетесь в небольшом российском городке. Там находится НИИЧАВО – научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства Академии наук. Сотрудники института, учёные-энтузиасты, всерьёз занимаясь исследованием магии, превратились в профессиональных волшебников, окружённых домовыми, упырями, русалками и прочими традиционными сказочными персонажами. И стоит ли удивляться, что здесь на каждом шагу встречаются диковины да происходят чудеса! Вот говорящая щука и диван-транслятор, неразменный пятак и проезжий тупик. Здесь же стоит Изнакурнож, то есть избушка на курьих ножках. Её хозяйка мрачная старуха Наина Киевна Горыныч со своим любимцем – котом Василием из Лукоморья.

«Понедельник» – это книга о романтике познания, научного поиска. Повесть о славных людях, увлечённых своим делом, для которых любимая работа – счастье. Для них нет понятия «выходной», для них все дни – «рабочие». Каждый день заполнен делами – без этого жизнь у них тосклива, уныла и поэтому у сотрудников НИИЧАВО «понедельник начинается в субботу».

Непременно прочитайте эту удивительно добрую, светлую и интересную книгу братьев Стругацких!

Ваш библиотекарь, Мира Георгиевна

Методическая разработка № 5

«Герои романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» в задачах по математике для учащихся 6 - 8 классов

учителя математики Солохиной Людмилы Николаевны и её учеников.

Задача № 1.

В предновогоднюю ночь бывший программист А. Привалов обходит все помещения в здании института НИИЧАВО с пакетом пирожных. Когда он зашёл в отдел Смысла жизни он угостил половиной всех пирожных и ещё половиной пирожного работников отдела. Потом он пошёл в отдел Предсказаний и пророчеств и снова угостил работников половиной оставшихся пирожных и ещё половиной пирожного. Затем пошёл в отдел Абсолютного знания и снова угостил работников половиной оставшихся пирожных и ещё половиной пирожного. В пакете осталось 5 пирожных. Сколько пирожных было в пакете первоначально?

Задача № 2.

В Городе было несколько школ с одарёнными детьми. Их обучали учителя – мокрицы. В 1-ой школе учились половина всех одарённых детей и ещё половина одного ребёнка, во 2-ой школе – половина остатка одарённых детей и ещё половина ребёнка. В третьей школе – половина остатка и ещё половина ребёнка и т.д. Всего было 7 школ. Сколько одарённых детей было в этих школах?

Задача № 3.

В Городе происходили безумные и страшные вещи в отношении 4:7. Сколько произошло безумных вещей, если страшных вещей произошло 28?

Задача № 4.

Максим попав в гвардию, должен был носить пояс с пряжкой. Пояс с пряжкой стоят 68 рублей. Пояс дороже пряжки на 16 рублей. Сколько стоят пояс и пряжка отдельно?

Задача № 5.

Однажды четверо Прогрессоров смотрели на небо. Один из них увидел облако, похожее на стадо овец, другой увидел поросёнка, третий – тигра, четвёртый – корову. Из четверых утверждений только одно истинно. Определите, что увидел в облаках каждый Прогрессор.

Утверждения:

    Рудольф не увидел ни поросёнка, ни корову;

    Тигра увидели Рудольф и Корней;

    Каммерер не видел стадо овец, пока ему не показал его кто - то из прогрессоров;

    Из двоих прогрессоров – Корнея и Антона-Руматы – кто - то отыскал облако – корову, а кто - то увидел стадо овец.

Задача № 6.

Пол отдела Смысла жизни был квадратной формы, а отдела Предсказаний и пророчеств был прямоугольной формы. Одна сторона прямоугольника была больше стороны квадрата в 1,5 раза, а другая сторона на 5 м меньше. Периметры этих помещений были одинаковы. Найдите сторону отдела Смысла жизни.

Задача № 7.

Пухов выезжает в Китежград и возвращается обратно. Его маленькая сестрёнка Нина следует за ним. Пухов в обе стороны едет с одинаковой скоростью, а его сестрёнка следует в Китежград в 1,5 раза быстрее, чем брат, а обратно в 1,5 раза медленнее. Кто вернулся раньше?

Задача № 8.

Волшебники Ковров и Брыль решают спасти любовь Алёны и вышли из НУИНУ в город. Когда прошли пути, сели отдохнуть. «Сколько нам осталось идти?» - спросил Брыль. «На 12 км больше, чем прошли», - Ковров. Какое расстояние собирались преодолеть волшебники?

Задача № 9.

На планете Пандора было 100 ракопауков. После размножения их число увеличилось сначала на 10%, потом на 15%, потом на 20%. Тахорги нападали на ракопауков и их численность стала уменьшаться сначала на 15%, потом на 20%, потом на 30%. Сколько стало ракопауков после последнего нападения тахоргов?

Задача № 10.

На планете Полудня люди были в пути 5 дней. Во второй и третий день они увеличили скорость на 5% и 8%, а в четвёртый и пятый дни снизили на 4% и на 10%. Как изменилась скорость к концу пути?

Задача № 11.

На Земле Полудня было 2 озера, в которых воды было поровну. Затем в первом озере количество воды уменьшилось на 12%, а потом увеличилось на 12%. Количество воды во втором озере сначала увеличилось на 12%, а потом уменьшилось на 12%. В каком озере стало воды больше?

Задача № 12.

Комиссия по контактам с внеземными цивилизациями выяснила, что за первый квартал года количество контактов уменьшилось на 20%, за второй квартал увеличилось на 30%, за третий квартал уменьшилось на 20%, а за четвёртый увеличилось на 10%. Уменьшилось или увеличилось количество внеземных контактов?

Литература на протяжении всего своего существования соотносилась с мифологическим наследием первобытности и древности, причем отношение это в разные периоды своего развития было разным. Мифологизированность искусства ХХ века в силу разнообразных идейных и эстетических устремлений художников, обращавшихся к мифу, далеко к нему не сводима. После того, как наука, сопоставив мифы множества стран и народов, выявила самые общие универсальные темы всякой мифологии, многие писатели стали сознательно строить свои произведения так, чтобы они воспринимались на фоне этих мифологических моделей и от этого приобретали более глубокий и многозначный смысл. Использование сюжетов и героев, заимствованных из ранее существовавших культур, стало орудием художественной организации материала, приемом, помогающим автору донести до нас главную идею своего произведения. Писатели обращаются к мифу не как к вечной модели искусства, а как к источнику поэтической образности. Обозначение существующих в современной жизни реалий через реалии мифологические позволяют авторам ярче их охарактеризовать, придать им некие глобальные, надвременные черты. Немалую роль играет и собственно цель заимствования - именно от нее зависит степень переосмысления художником мифологического прошлого, особенно, если речь идет о заимствовании не целого сюжета, а лишь его части или одного или ряда персонажей. Писатель способен придать в общем-то нейтральному во всех отношениях мифу любую дополнительную окраску: идеологическую, психологическую или социальную.

Повесть Аркадия и Бориса Стругацких "Понедельник начинается в субботу" (1964 - 1965) принято относить к жанру научной фантастики, что уже предполагает большую долю вымышленного в произведении. Для создания эффекта сказочности (подзаголовок повести - "Повесть-сказка для научных сотрудников младшего возраста") авторы вводят в текст множество вымышленных существ и героев из различных мифологий. Жанр и своеобразный сюжет делают возможным сочетание и взаимопроникновение внутри повести различных временных и культурных пластов, доходящее до органического синтеза элементов историзма, фольклора, мифологизма и социального реализма. В качестве примера приведу следующий отрывок: "Бадья показалась мне очень тяжелой. Когда я поставил ее на сруб, из воды высунулась огромная щучья голова, зеленая и вся какая-то замшелая. Я отскочил.

Опять на рынок поволочешь? - сильно окая, сказала щука. Я ошарашенно молчал. - Дай же мне покоя, ненасытная!...Вот подохну, что будешь делать? Все скупость твоя, бабья да дурья... На последней реформе-та как погорела, а? То-то! А екатериновками? Сундуки оклеивала! А керенками-та, керенками! Ведь печку топила керенками...

Видите ли, - сказал я, немного оправившись.

Ой, кто это? - испугалась щука... - Ах, турист. ... А я думала - опять бабка. Ведь она что со мной делает! Поймает меня, волочит на рынок и там продает, якобы на уху. ...Конечно, говоришь покупателю: так и так, отпусти меня к малым детушкам, ... ты меня отпустишь, а я тебе послужу, скажи только "по щучьему велению, по моему, мол, хотению". Ну и отпускают. ...Ну что просить-то будешь...? Только попроще чего, а то просят телевизоры какие-то, транзисторы...Один совсем обалдел: "Выполни...за меня годовой план на лесопилке". Года мои не те - дрова пилить..." /3/.

Принимая во внимание тот факт, что "Понедельник..." относится к произведениям фантастики юмористической, можно сказать, что главная роль мифологических мотивов здесь - помощь авторам в создании комического эффекта, а также в придании повествованию настроения легкости и веселья.

В повести нет сюжета в общепринятом смысле этого слова. Произведение включает в себя три истории: "Суета вокруг дивана", "Суета сует" и "Всяческая суета". В первой из них главный герой, программист Александр Привалов, рассказывает о том, как, поехав в командировку на Соловцы, по пути знакомится с двумя сотрудниками Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО), и они убеждают его пойти к ним работать. На первое время его поселяют в музей института, избу на куриных ногах, заведует которым пожилая женщина Наина Киевна, в образе которой не трудно узнать Бабу-ягу. Здесь Привалов сталкивается со многими вещами, противоречащими его тогдашнему представлению о реальности, такими как говорящее зеркало, летающий диван, волшебная палочка; знакомится с говорящей щукой, котом Василием, рассказывающим сказки, но страдающим склерозом и не помнящим ни одной из них целиком, и другими удивительными личностями, которых он раньше считал лишь персонажами сказок (все вышеперечисленные реалии и герои взяты из славянской мифологии и фольклора).

В двух других историях главный герой, уже довольно хорошо знакомый со всеми "особенностями" работы в НИИЧАВО, повествует о своих коллегах, погруженных в научно-магическое творчество, о собственных опытах и исследованиях в области магии, а также описывает различные события, произошедшие при нем.

Особое место в повести занимает "Послесловие и комментарий", где А. И. Привалов указывает на ошибки, сделанные авторами вследствие излишней эмоциональности, увлечения экзотикой института и невежества в вопросах магии как науки; он также, якобы по просьбе Стругацких, объясняет "некоторые непонятные термины и малознакомые имена" /3/.

Опираясь на текст комментария, написанного авторами от лица сотрудника НИИЧАВО, а также на само повествование, я хочу поговорить о действующих лицах "Понедельника...", заимствованных из различных мифологий.

Помимо уже упомянутых персонажей, значительную роль в произведении играют такие существа, как:

Вампир - в низшей мифологии народов Европы мертвец, по ночам встающий из могил и пьющий кровь у спящих людей (он же упырь у славян). По поверьям, им становились преступники и самоубийцы. У Стругацких существование вампиров в таком смысле отрицается, они - "маги, вставшие по тем или иным причинам на путь абстрактного зла" /3/. Лучшее средство от них, как в мифах, так и здесь, - осиновый кол или чеснок;

Василиск - мифический змей, способный убивать не только своим ядом, но и взглядом. В средние века считалось, что он выходил из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой, и поэтому его изображали со змеиным хвостом, жабьим телом и петушиной головой. В "Понедельнике..." это "ныне почти вымерший древний ящер, покрытый перьями, предшественник первоптицы археоптерикса. Способен гипнотизировать" /3/. Два представителя этого вида содержатся в виварии института (помещение для наблюдений за существами, представляющими опасность для жизни обычных людей);

Вервольф - в германской мифологии - человек, способный обращаться в волка и нападать на людей и скот. Здесь - то же, но отрицается агрессивное поведение и стремление убивать;

Гарпии - в греческой мифологии - полуженщины-полуптицы, дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, живущие в Аиде. Это архаичные доолимпийские божества, их число колеблется от 2 до 5. В мифах представлены похитительницами детей и человеческих душ. Они близки к ветру и мраку, о чем свидетельствуют их имена (Аэлла - Вихрь, Аэллопа - Вихревидная, Подагра - Быстроногая, Онипета - Быстрая и Келайно - Мрачная). В повести гарпии - побочный продукт упражнений начинающих магов в области селекции;

Гном - в низшей мифологии народов Европы - маленькие существа с длинными бородами, наделенные сверхъестественными способностями, живущие под землей, в лесу или горах и прячущие от людей свои сокровища. Здесь они - забытые и сильно усохшие дубли (созданные магами копии себя самих для выполнения несложной работы);

Данаиды - в греческой мифологии - 50 дочерей царя Даная, все кроме одной, Гиперместры, убившие своих мужей, двоюродных братьев Эгиптиад, по его приказу. Были осуждены наполнять бездонную бочку. По Стругацким, впоследствии "при пересмотре дела суд принял во внимание тот факт, что замуж они были отданы насильно. Это смягчающее обстоятельство позволило перевести их на несколько менее бессмысленную работу: ... они занимаются тем, что взламывают асфальт везде, где сами его недавно положили" /3/;

Джинны - в мусульманской мифологии - духи, чаще всего злые. Созданы Аллахом из бездымного огня и представляют собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом. Могут исполнять желания и приобретать любую форму. В комментарии к повести: "Джинн - злой дух арабских и персидских мифов. Почти все джинны являются дублями царя Соломона и современных ему магов. Использовались в военных и политико-хулиганских целях. Отличаются отвратительным характером, наглостью и полным отсутствием чувства благодарности. Невежественность и агрессивность их таковы, что почти все они находятся в заключении. В современной магии широко используются в качестве подопытных существ. В частности, Э. Амперян на материале 13 джиннов определял количество зла, которое может причинить обществу злобный невежественный дурак" /3/;

Домовой - в восточнославянской мифологии - некое сверхъестественное существо, обитающее в каждом обжитом доме. Здесь - это опустившиеся маги, либо помеси гномов с некоторыми домашними животными.

Особое внимание хотелось бы обратить на одного из главных героев "Понедельника...", директора НИИЧАВО Януса Полуэктовича Невструева, единого в двух лицах: А-Януса и У-Януса. Они немного отличались друг от друга характером и осведомленностью в области науки, к тому же, у У-Януса была странная привычка задавать всем вопрос, типа "Я с вами не беседовал вчера?" /3/, но, тем не менее, это был один и тот же человек. Все его подчиненные настолько к нему привыкли, что воспринимали все это, как само собой разумеющееся. Однако в последней главе проблема привлекла к себе внимание и ученые выяснили, что один из Янусов - контрамот (двигается по оси времени в обратную сторону), и, если А-Янус каждую полночь, как и все, переходит в завтрашнее утро, то У-Янус в этот же самый момент будет переходить из нашей сегодняшней ночи в наше вчерашнее утро. Разумеется, в основу образа директора положен еще один Янус - древнеримский бог входов и выходов и всякого начала, кроме того, считавшийся покровителем путников и дорог. Его имя произносилось первым в списке богов. У Януса было два лица, смотрящие в разные стороны, олицетворявшие знание прошлого и будущего, 365 пальцев (по количеству дней в году) и ключи от дверей, ведущих как вовнутрь, так и наружу.

Итак, мы видим, что заимствование авторами "Понедельника..." мотивов и персонажей из различных мифологий сыграло немаловажную роль в построении ее сюжета. Текст произведения много потерял бы в идейном и композиционном планах, если бы А. и Б. Стругацкие отказались от введения мифологических реалий, а просто описали бы жизнь обычного НИИ (в повести удивительно точно передан "дух" подобных учреждений). К тому же, использование сверхъестественных элементов, возможно, имело и практические предпосылки, такие как способ избежать осуждения, цензуры. Таким образом, мифологизирование оказалось универсальным приемом, без которого вряд ли было бы возможно создание повести в таком виде, в каком мы можем читать ее сейчас.

Литература

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима./ Сост. А. А. Нейхардт. - М.: Правда, 1987.

Мифы народов мира, т. т. I, II. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997.

Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу. - СПб: Terra Fantastica МГП "Корвус", 1992, с. с. 31, 80, 232-234, 236.

Ведущий: Самые главные истины в жизни человек постигает еще в детском возрасте посредством сказок. Именно эти небольшие волшебные истории учат отличать нас добро от зла, рассказывают как необходимо вести себя и помогают сформировать должную модель поведения в будущем. Но кто сказал, что сказочные истории создаются только для детей?

Ведущий: Писатели-фантасты братья Стругацкие, писавшие в соавторстве с 1957 года, получили широкую известность ещё при жизни. Их популярность в 60-70-е годы была просто невероятной. В библиотеках устанавливалась очередь на чтение их произведений. Любимые книги братьев было не достать, и их «размножали» разными способами: переписывали, печатали на машинке и т. п. Почитатели таланта писателей говорили цитатами из их произведений, неоднократно перечитывали, с нетерпением ждали выхода новых.

Ведущий: Не стала исключением и вышедшая в 1965 году книга «Понедельник начинается в субботу». Сами братья признавали, что есть у них произведения более серьёзные, но соперничать в популярности с этой фантастической сказкой не способно ни одно из них.

Ведущий: «Понедельник начинается в субботу» одна из известнейших книг братьев Стругацких, написанная ими в XX веке. Эта своеобразная и необыкновенная повесть в виде сказки таит в себе глубокую мораль, которая способна тронуть сердце и душу, изменив мировоззрение взрослого человека.

Ведущий: Аркадий и Борис Стругацкие в книге «Понедельник начинается в субботу» воплотили свои мечты о реализации творческих возможностей человека в научной сфере с целью познания мира, представив, что бы могло получиться в результате такого смелого соединения принципиально противоположных видов деятельности.

Ведущий: В долю секунды авторы переносят нас в далекие 1960-е годы. Главный герой повести Александр Привалов во время своего отпуска знакомится с сотрудниками загадочного Научно-исследовательского института, где ученые занимаются изучением волшебства во всех его проявлениях. Именно с этого момента и начинается путешествие по вымышленной утопии братьев Стругацких, где авторы знакомят читателя со многими фантастическими персонажами – пришельцами, магами, ведьмами. Вот говорящая щука и диван-транслятор, неразменный пятак и проезжий тупик. Здесь же стоит Изнакурнож, то есть избушка на курьих ножках. Её хозяйка мрачная старуха Наина Киевна Горыныч со своим любимцем – котом Василием из Лукоморья.

Ведущий: Книга «Понедельник начинается в субботу» состоит из трех частей, каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку:

Суета вокруг дивана. Выступает вводной частью и знакомит читателя с героями.

Суета сует. Эта часть отличается сатирической остротой, где высмеивают приспособленцев, жуликов и т.д.

Всяческая суета. Завершавшая часть, в которой авторы максимально постарались исследовать природу научного творчества и смысл существования подобной деятельности вообще.

Ведущий: За афористичным названием и сказочной интерпретацией книги «Понедельник начинается в субботу» Аркадий и Борис Стругацкие отстаивают идею свободы научного поиска, а также высмеивают лженаучные исследования и недопустимое искажение достижений в этой сфере. Авторы завуалированно касаются таких тем как психология творчества и психология потребительства, обращаются к прорывам в области науки и высмеивают бюрократизм.

Чтение отрывка из книги братьев Стругацких

«Понедельник начинается в субботу»

Ведущий: На правой воротине сверху висела ржавая жестяная табличка: «Ул. Лукоморье, д. №13, Н. К. Горыныч», а под нею красовался кусок фанеры с надписью чернилами вкривь и вкось:

КОТ НЕ РАБОТАЕТ

Администрация

– Какой КОТ? – спросил я. – Комитет Оборонной Техники?

Бородатый хихикнул.

– Вы, главное, не беспокойтесь, – сказал он. – Тут у нас забавно, но всё будет в полном порядке.

Ведущий: Я вышел из машины и стал протирать ветровое стекло. Над головой у меня вдруг завозились. Я поглядел. На воротах умащивался, пристраиваясь поудобнее, гигантский – я таких никогда не видел – чёрно-серый, c разводами, кот. Усевшись, он сыто и равнодушно посмотрел на меня жёлтыми глазами. «Кис-кис-кис», – сказал я машинально. Кот вежливо и холодно разинул зубастую пасть, издал сиплый горловой звук, а затем отвернулся и стал смотреть внутрь двора. Оттуда, из-за забора, голос горбоносого произнёс:

– Василий, друг мой, разрешите вас побеспокоить.

Завизжал засов. Кот поднялся и бесшумно канул во двор. Ворота тяжело закачались, раздался ужасающий скрип и треск, и левая воротина медленно отворилась. Появилось красное от натуги лицо горбоносого.

– Благодетель! – позвал он. – Заезжайте!

Ведущий: Я вернулся в машину и медленно въехал во двор. Двор был обширный, в глубине стоял дом из толстых брёвен, а перед домом красовался приземистый необъятный дуб, широкий, плотный, с густой кроной, заслоняющей крышу. От ворот к дому, огибая дуб, шла дорожка, выложенная каменными плитами. Справа от дорожки был огород, а слева, посередине лужайки, возвышался колодезный сруб с воротом, чёрный от древности и покрытый мохом.

Ведущий: Я поставил машину в сторонке, выключил двигатель и вылез. Бородатый Володя тоже вылез и, прислонив ружьё к борту, стал прилаживать рюкзак.

– Вот вы и дома, – сказал он.

Горбоносый со скрипом и треском затворял ворота, я же, чувствуя себя довольно неловко, озирался, не зная, что делать.

– А вот и хозяйка! – вскричал бородатый. – По здорову ли, баушка, Наина свет Киевна!

Ведущий: Хозяйке было, наверное, за сто. Она шла к нам медленно, опираясь на суковатую палку, волоча ноги в валенках с галошами. Лицо у неё было тёмно-коричневое; из сплошной массы морщин выдавался вперёд и вниз нос, кривой и острый, как ятаган, а глаза были бледные, тусклые, словно бы закрытые бельмами.

– Здравствуй, здравствуй, внучек, – произнесла она неожиданно звучным басом. – Это, значит, и будет новый программист? Здравствуй, батюшка, добро пожаловать!..

Ведущий: Я поклонился, понимая, что нужно помалкивать. Голова бабки поверх чёрного пухового платка, завязанного под подбородком, была покрыта весёленькой капроновой косынкой с разноцветными изображениями Атомиума и с надписями на разных языках: «Международная выставка в Брюсселе». На подбородке и под носом торчала редкая седая щетина. Одета была бабка в ватную безрукавку и чёрное суконное платье.

Ведущий: – Таким вот образом, Наина Киевна! – сказал горбоносый, подходя и обтирая с ладоней ржавчину. – Надо нашего нового сотрудника устроить на две ночи. Позвольте вам представить… м-м-м…

– А не надо, – сказала старуха, пристально меня рассматривая. – Сама вижу. Привалов Александр Иванович, одна тысяча девятьсот тридцать восьмой, мужской, русский, член ВЛКСМ, нет, нет, не участвовал, не был, не имеет, а будет тебе, алмазный, дальняя дорога и интерес в казённом доме, а бояться тебе, бриллиантовый, надо человека рыжего, недоброго, а позолоти ручку, яхонтовый…

– Гхм! – громко сказал горбоносый, и бабка осеклась. Воцарилось неловкое молчание.

– Можно звать просто Сашей… – выдавил я из себя заранее приготовленную фразу.

– И где же я его положу? – осведомилась бабка.

– В запаснике, конечно, – несколько раздражённо сказал горбоносый.

– А отвечать кто будет?

– Наина Киевна!.. – раскатами провинциального трагика взревел горбоносый, схватил старуху под руку и поволок к дому. Было слышно, как они спорят: «Ведь мы же договорились!..» – «…А ежели он что-нибудь стибрит?..» – «Да тише вы! Это же программист, понимаете? Комсомолец! Учёный!..» – «А ежели он цыкать будет?..»

Ведущий: Я стеснённо повернулся к Володе. Володя хихикал.

– Неловко как-то, – сказал я.

– Не беспокойтесь – всё будет отлично…

Он хотел сказать ещё что-то, но тут бабка дико заорала: «А диван-то, диван!..» Я вздрогнул и сказал:

– Знаете, я, пожалуй, поеду, а?

– Не может быть и речи! – решительно сказал Володя. – Всё уладится. Просто бабке нужна мзда, а у нас с Романом нет наличных.

– Я заплачу, – сказал я. Теперь мне очень хотелось уехать: терпеть не могу этих так называемых житейских коллизий.

Володя замотал головой.

– Ничего подобного. Вон он уже идёт. Всё в порядке.

Ведущий: Горбоносый Роман подошёл к нам, взял меня за руку и сказал:

– Ну, всё устроилось. Пошли.