Портретная характеристика обломова цитаты. Художественные особенности романа И

Илья Ильич Обломов является главной фигурой, образов, во всем романе И.А.Гончарова. Именно с портретной зарисовки этого героя и начинается все произведение:

"Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем теле теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока".

Такая беспечность в лице и во всем теле будет, разгульная мысль будет сопутствовать героя на протяжении почти всего романа, и только кратковременная заинтересованность в Ольге Ильинской, хоть как-то изменит такое положение Обломова.

Далее автор замечает, что "мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души…" главного героя, при первой же встрече расположила бы к себе, и человек отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

"Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам…".

Эта небольшая часть портрета раскрывает внутреннюю сущность Илья Ильича, некоторые его качества: леность, пассивность, отсутствие какого-либо вообще интереса к жизни, его ничто не занимает. Даже какие-либо тревоги всегда разрешались просто вздохами, все просто замирало или в апатии, или тревоге.

Н.А.Добролюбов писал, что именно лень и апатия Обломова - единственная пружина во всей его истории.

Рисуя портрет И.А.Гончаров, не забывает упомянуть и о том, во что и как одевается персонаж. У Ильи Ильича домашний костюмом является настоящий восточный халат, который олицетворяет и дополняет образ барина. Хотя этот предмет гардероба и потерял свою былую свежесть и яркость восточных красок, для Обломова он имел "тьму неоцененных достоинств". Данный халат в произведении играет еще и символическую роль: халат - это спокойная, бездейственная жизнь. Вначале герой предстает именно в нем перед читателем, но не на всем протяжении романа Обломов находится в нем. Познакомившись с Ильинской, он готов к действиям, к изменениям в привычном его укладе жизни. Ему уже не нужен халат, теперь для него важен его внешний вид, ведь герой выходит в свет. И только в конце произведения, халат возвращается к Илье Обломову, так как жизнь с Пшеницыной возвратила все на круги своя: та же леность и бренность.

Портрет дополняет и интерьер того места, где живет тот или иной герой. Наиболее детально описана комната Обломова. "Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей …". Если же посмотреть опытным глазом, то можно заметить и неграциозные стулья, и шаткость этажерок, осевший задок дивана. "По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки". Все эти детали интерьера отражают не только запущенность и небрежность кабинета, но и показывают мертвость и окаменелость, которая обуяла героя романа.

Мотив окаменелости отразился и во внешности Обломова. И как отмечают П.Вайль и А.Генис, застывшие "складки" на лице Ильи Ильича проводят аналогию с античной статуей. "В фигуре Обломова соблюдено то золотое сечение, которое придает ощущение легкости, гармоничности и завершенности античной скульптуре. Неподвижность Обломова грациозна в своей монументальности, она наделена определенным смыслом. Во всяком случае, до тех пор, пока он ничего не делает, а лишь представляет самого себя". Рассматривая главного героя в движении, можно видеть его достаточно неуклюжим, смешным и неловким, но так он выглядит только находясь в компании Штольца или в сравнении с Ольгой. Находясь же в доме у Агафьи Матвеевной Пшеницыной, И.И.Обломов опять становится статуей: "Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой - все это делает так вольно, покойно и красиво… весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает". Некая монументальность и окаменелость героя, на взгляд Ольги и Штольца, которые находятся постоянно в движении, это показатель человека без цели. Он мертв при жизни. Ряд исследователей сравнивают Штольца и Ольгу с машинами, у которых есть свои шайбочки и шестеренки, чтобы найти подход к другим. Обломов же - статуя. Герой является в роман законченным, совершенным. "Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет". Жизнь его не только сложилась, но и создана, далее предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия, - к такому выводу приходит Обломов к концу своих дней.

Илья Ильич Обломов является главной фигурой, образов, во всем романе И.А.Гончарова. Именно с портретной зарисовки этого героя и начинается все произведение:

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем теле теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 21

Такая беспечность в лице и во всем теле будет, разгульная мысль будет сопутствовать героя на протяжении почти всего романа, и только кратковременная заинтересованность в Ольге Ильинской, хоть как-то изменит такое положение Обломова.

Далее автор замечает, что «мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души…» Там же. - С. 21 главного героя, при первой же встрече расположила бы к себе, и человек отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

«Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам…» Там же. - С. 21.

Эта небольшая часть портрета раскрывает внутреннюю сущность Илья Ильича, некоторые его качества: леность, пассивность, отсутствие какого-либо вообще интереса к жизни, его ничто не занимает. Даже какие-либо тревоги всегда разрешались просто вздохами, все просто замирало или в апатии, или тревоге.

Н.А.Добролюбов писал, что именно лень и апатия Обломова - единственная пружина во всей его истории.

Рисуя портрет И.А.Гончаров, не забывает упомянуть и о том, во что и как одевается персонаж. У Ильи Ильича домашний костюмом является настоящий восточный халат, который олицетворяет и дополняет образ барина. Хотя этот предмет гардероба и потерял свою былую свежесть и яркость восточных красок, для Обломова он имел «тьму неоцененных достоинств». Данный халат в произведении играет еще и символическую роль: халат - это спокойная, бездейственная жизнь. Вначале герой предстает именно в нем перед читателем, но не на всем протяжении романа Обломов находится в нем. Познакомившись с Ильинской, он готов к действиям, к изменениям в привычном его укладе жизни. Ему уже не нужен халат, теперь для него важен его внешний вид, ведь герой выходит в свет. И только в конце произведения, халат возвращается к Илье Обломову, так как жизнь с Пшеницыной возвратила все на круги своя: та же леность и бренность.

Портрет дополняет и интерьер того места, где живет тот или иной герой. Наиболее детально описана комната Обломова. «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей …» Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 22. Если же посмотреть опытным глазом, то можно заметить и неграциозные стулья, и шаткость этажерок, осевший задок дивана. «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки» Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 23. Все эти детали интерьера отражают не только запущенность и небрежность кабинета, но и показывают мертвость и окаменелость, которая обуяла героя романа.

Мотив окаменелости отразился и во внешности Обломова. И как отмечают П.Вайль и А.Генис, застывшие «складки» на лице Ильи Ильича проводят аналогию с античной статуей. «В фигуре Обломова соблюдено то золотое сечение, которое придает ощущение легкости, гармоничности и завершенности античной скульптуре. Неподвижность Обломова грациозна в своей монументальности, она наделена определенным смыслом. Во всяком случае, до тех пор, пока он ничего не делает, а лишь представляет самого себя» Вайль П., Генис А. Обломов и «Другие» [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: www.oblomov.omsk.edu (дата обращения: 21.12.2014). Рассматривая главного героя в движении, можно видеть его достаточно неуклюжим, смешным и неловким, но так он выглядит только находясь в компании Штольца или в сравнении с Ольгой. Находясь же в доме у Агафьи Матвеевной Пшеницыной, И.И.Обломов опять становится статуей: «Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой -- все это делает так вольно, покойно и красиво… весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает» Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 394. Некая монументальность и окаменелость героя, на взгляд Ольги и Штольца, которые находятся постоянно в движении, это показатель человека без цели. Он мертв при жизни. Ряд исследователей сравнивают Штольца и Ольгу с машинами, у которых есть свои шайбочки и шестеренки, чтобы найти подход к другим. Обломов же - статуя. Герой является в роман законченным, совершенным. «Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет» Вайль П., Генис А. Обломов и «Другие» [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: www.oblomov.omsk.edu (дата обращения: 21.12.2014). Жизнь его не только сложилась, но и создана, далее предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия, -- к такому выводу приходит Обломов к концу своих дней.

Вот таким предстает Илья Ильич Обломов на страницах романа И.А.Гончарова «Обломов». Портрет этого героя органично включается в философскую проблематику романа.

Альмира Зиятдинова,
10-й класс, лицей № 1502,
Москва (учитель - И.В. Щербина)

Мастерство портрета и его роль в создании характера

На примере образа Ильи Ильича Обломова в романе И.А. Гончарова “Обломов”

Толстой назвал роман “Обломов” “капитальнейшей вещью, какой давно не было”. Эта “капитальность” чувствуется уже в первых строках: “В Гороховой улице, в одном из больших домов… лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов”. Эпический размах соединяется в этой фразе с несомненной иронией. Характер повествования задает и характер центрального персонажа: в нём соединена общечеловеческая обобщённость, “капитальность”, обстоятельность - и специфические, зачастую нелепые, индивидуальные черты живого человека. При создании образа главного героя в числе других приёмов автор использует портрет, в котором также присутствует “капитальность”, то есть основательность, исчерпывающая полнота.

С ловом “лежал” начинается описание героя, и во всей обширной первой части романа Обломов показан во время “лежания”. Эта особенность, явно имеющая гротескный характер, передаёт сходство Ильи Ильича с античной статуей: “беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока”. Это сходство не случайно: характер Ильи Ильича имеет некий античный колорит, так же как и вся картина его жизни - и в Обломовке, и на Выборгской стороне, где жизнь идёт как бы вне города, цивилизации и движется циклично, как в античных мифах. Лежание Ильи Ильича эпически монументально. Кстати, смешным и неловким он кажется только в действии, например во взаимоотношениях со Штольцем или при попытке вслед за Ольгой взобраться на гору. Когда же он неподвижен, то полон величия и достоинства; автор даже говорит о “не лишённой своего рода грации” лени Обломова. И Агафья Матвеевна любуется им именно в статичном, неподвижном состоянии: “Сядет он, положит ногу на ногу, подопрёт голову рукой - и всё это делает так вольно, покойно и красиво”.

Однако при этом в портрете Ильи Ильича чувствуется некоторая усреднённость: “человек лет тридцати двух-трёх” - то есть средних лет, “среднего роста”, цвет лица имел “ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный”. Все эти черты придают образу черты некоего “среднего человека”. Сам Гончаров удивился, когда узнал, что его героя отнесли к разряду “лишних людей”: “Да таких людей тысячи! - писал он. - Скорее меньше не-лишних…” Гончаров человеколюбив: в среднем человеке он видит отнюдь не “серую массу”, а, напротив, замечательную, в своём роде очень одарённую личность.

В портрете Обломова автор многократно подчёркивает его мягкотелость, но пока это только намёки на будущую полноту: “пухлые руки”, “мягкие плечи”, тело “слишком изнеженное для мужчины”. В эпизоде “Сон Обломова” показано, как зарождалась в нём с детства эта черта, как заботились о том, чтобы ребёнок “хорошо кушал” и имел пухлые щёки. Показано в романе и дальнейшее развитие этой черты: во время романа с Ольгой он похудел, даже обрёл стройность, с его лица сошла отёчность, а позже, у Агафьи Матвеевны в доме, его хватил паралич от ожирения и неподвижного образа жизни. Эта черта сопровождает его всю жизнь. Сама фамилия имеет общий корень со старорусским словом “обло” - круг, колесо. Именно круг ассоциируется с Ильёй Ильичом. Жизнь его идёт по замкнутому циклу, то есть по кругу, без заметного поступательного продвижения, и в конце концов возвращается на круги своя - на Выборгскую сторону, в “петербургскую Обломовку”. Круг - фигура без углов, ни за что не цепляющаяся, кроме того, круг - нечто целостное, сформированное, как и характер Обломова. Ведь Обломов, несмотря ни на что, гармоническая личность, он инстинктивно чувствует смысл жизни и живёт согласно своему ощущению высшей истины, к которому всю жизнь идут Штольц и Ольга. “Кристальная душа”, “золотое сердце”, “голубиная нежность” - все эти оценки относятся к Обломову. Мнение о герое самого автора, который в целом беспристрастен, сквозит в следующих строках: “…поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: “Добряк должен быть, простота!” Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошёл бы в приятном раздумье, с улыбкой”. “Поверхностно наблюдательным, холодным” человеком оказался в данном случае, как ни жаль, знаменитый критик Добролюбов, который весь характер Ильи Ильича, по существу, свёл к понятию “обломовщина”. Говоря же о “приятном раздумье”, в которое могло ввести лицо Обломова “человека поглубже”, Гончаров даёт понять, что характер его героя сложнее и не сводится к каким-либо определениям; его глубины непостижимы и для самого автора. Характер героя в ходе романа не то что не проясняется, а, наоборот, усложняется. Показателен в этом отношении разговор Штольца с Ольгой, в котором она признаётся ему в своей первой любви:

“- Кого же? Это не секрет? - спросил он, чувствуя, что у него дрожат губы.

Обломова.

Он остолбенел. Минуты две длилось молчание”.

Штольц пытается найти рациональное объяснение произошедшему: “Вы не поняли себя, Обломова или, наконец, любви…” Он обескуражен, что в его стройной картине мира обнаружены диспропорции, что его друг Илья оказался сложнее, чем он думал, что в нём есть что-то такое, за что его может полюбить женщина - да ещё такая, как Ольга.

В портретном описании Обломова говорится о “халате из персидской материи” и “длинных, мягких и широких туфлях” - то есть одежде, в которой герою в первую очередь удобно, комфортно. То, что халат не имел “ни малейшего намёка на Европу”, также весьма важно: в отличие от “европейца” Штольца, Обломов очень близок восточному мировосприятию с его философией неделания и созерцания. Халат этот - символ обломовского мироощущения, проходящий через всё произведение. С самого начала он противопоставляется легкомысленному фраку и официальному чиновничьему мундиру. Штольц, пытаясь вывести Обломова из спячки, призывает друга “сбросить халат не только с тела, но и с души”. Обломов делает это во время своего романа с Ольгой: он воскресает для духовных интересов, живёт напряжённой жизнью ума и сердца и в буквальном смысле сбрасывает халат, который лежит в шкафу заброшенный. Когда осенью Илья Ильич переезжает на Выборгскую сторону, роман с Ольгой ещё продолжается, но свадьба всё откладывается; Обломова терзают сомнения и тревоги; и в этот момент Агафья Матвеевна спрашивает, не достать ли халат: “материя ещё хорошая”. Обломов отказывается. Но когда он приходит с последнего свидания с Ольгой, сознавшись самому себе, что ему недостанет сил всю жизнь идти вперёд и вверх, когда он осознаёт, что с Ольгой уходит его последний шанс изменить свою жизнь, - он возвращается домой, и Захар подаёт ему халат: “Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат”. Эта починка халата ассоциируется с тем, как Агафья Матвеевна и весь её мир целительно действуют на Обломова, вылечивая после тяжёлого потрясения.

Возвращаясь к портрету Обломова, можно заметить, что если его фигура в начале романа показана в статическом состоянии, то внутренний мир в тех же портретных описаниях, напротив, изображён в динамике: “Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы…” и так далее; “взгляд помрачался”; “душа светилась в глазах”; “на лицо набегала туча заботы, взгляд туманился”. Как видно, душа героя отнюдь не неподвижна, а повороты её богаты и разнообразны; но все движения души как бы размыты, всюду подчёркнуто “отсутствие всякой определённой идеи”.

Т аким образом, в портрете героя, данном на первой же странице романа, уже заложены все основные черты образа Ильи Ильича, которые позднее получают развитие в романе. Перед нами предстаёт характер сложный и разнообразный, который и толкуют по-разному. Социальный аспект этого образа - “лишний человек”, “обломок дворянства”. Однако он идёт вразрез с общечеловеческим, философским пониманием, в свете которого герой - гармоническая личность, наделённая чистой, благородной душой и ясным сознанием добра и зла, личность, не разменивающая себя на мелочи, не растворяющаяся в суете - и в целом очень мудро живущая. Я склоняюсь к мнению, что писатель такой величины, как Гончаров, не ограничивался при создании образа своего героя злободневным, социальным её аспектом, как долгое время было принято толковать, и что “Обломов”, в первую очередь, - роман о великой и жаждущей гармонии человеческой душе.

Введение

С тех пор как критик Писарев заявил по выходе романа, что он, «по всей вероятности, составит эпоху в истории русской литературы», и пророчил нарицательный смысл введенным в нем типам, не найдется ни одного грамотного русского, не знающего хотя бы приблизительно, что такое обломовщина. Роману повезло: через месяц после появления он нашел не просто толкового рецензента, но и серьезного интерпретатора в лице Добролюбова; причем сам автор, далекий от воззрений и тем более практики революционной демократии, к тому же человек крайне ревнивый и мнительный, всецело согласился со статьей Добролюбова «Что такое обломовщина?». «Впечатление, которое этот роман своим появлением произвел в России, не поддается описанию,-- вспоминал сорок лет спустя князь П. Кропоткин.-- Вся образованная Россия читала «Обломова» и обсуждала обломовщину. Исследование обломовщины во всех ее проявлениях сделало роман Гончарова бессмертным.

Психологический портрет главного героя

Главный герой -- Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России. Гончаров дает следующее описание его внешности: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». По характеру Илья Ильич честен, добр и кроток. Его друг детства, Андрей Штольц, говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Но всем этим положительным чертам характера противопоставлены такие качества, как безволие и лень. Чтобы понять причины возникновения такого явления, как обломовщина, нужно вспомнить «Сон Обломова». В нем Илья Ильич видит своих родителей, свою родовую усадьбу и весь ее быт. Это был быт, который не менялся десятилетиями; все, казалось, замерло, заснуло в этой усадьбе; жизнь шла неторопливо, размеренно, лениво и сонно. Ничто не нарушало быта Обломовки. При описании жизни помещичьей усадьбы Гончаров часто употребляет слова «тишина», «застой», «покой», «сон», «молчание». Они очень точно передают саму атмосферу дома, где жизнь протекала без изменений и волнений от завтрака до обеда, от послеобеденного сна до вечернего чая, от ужина -- снова до утра, где самым запоминающимся событием было то, как Лука Савельич неудачно съехал зимой с горки на салазках и расшиб себе лоб. Можно сказать, что быт обломовцев определялся одним словом -- «застой», это было типичное существова-" ние русской провинциальной помещичьей усадьбы, и Гончаров не выдумал ее: он сам вырос в такой семье. И маленького Илюшу Обломова воспитала сама атмосфера этого дома, сам быт Обломовки. Как очень точно определил Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?», Илья Ильич воспитывался не просто как дворянин, а именно как русский барин, которому «не нужно каждодневно суетиться, не нужно трудиться во имя «хлеба насущного». Илью Обломова нужно рассматривать как своеобразный результат воспитания многих поколений Обломовых, как продукт «окаменелого царства» самой русской жизни. Это воспитание и этот образ жизни убивали все живое, все непосредственное, приучая человека к сонному ничегонеделанию; причем они одинаково воздействовали и на барина, и на дворового. Очень важен в этом смысле образ слуги Обломова -- Захара. Илья Ильич говорит, обращаясь к нему: «Да ты, брат, еще больший Обломов, чем я сам!» Это очень точное замечание; Захар -- это как бы «Обломов в квадрате»: все худшие качества Обломова доведены у Захара до карикатурных размеров. Жизнь Обломова лишена стремлений к каким-либо переменам, напротив, более всего он ценит уединение и покой. Обломов постепенно порывает связь сначала со службой, а затем и со всем внешним миром, с обществом. Халат, туфли и диван,-- вот что способствует погружению молодого человека в полную апатию. То, что этот человек нравственно погибает, Гончаров дает нам понять, описывая быт Обломова: «По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала... могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память»; «Лежание у Ильи Ильича было его нормальным состоянием». Добролюбов, а вслед за ним и другие критики изумлялись мастерству писателя, который построил роман так, что в нем вроде бы ничего не происходит, и вообще нет внешнего движения, точнее, привычно «романической» динамики, а неослабный интерес сохраняется. Дело в том, что под наружной бездеятельностью героя, под неторопливыми и обстоятельными описаниями таится напряженное внутреннее действие. Его ведущей пружиной оказывается упорная борьба Обломова с наплывающей со всех сторон жизнью, его окружающей,-- борьба внешне малоприметная, иногда почти невидимая, но оттого ничуть не менее ожесточенная. Напротив, ожесточенность лишь возрастает вследствие того, что суетная, в отдельных своих проявлениях, жизнь движется неторопливо и неуклонно, подминая все ей враждебное, неприязненное: прогресс сокрушает обломовщину, которую представляет в романе всяческая косность. Кроткий Илья Ильич отчаянно и до конца отбивается от вторжения жизни, от ее больших требований, от труда и от мелких уколов «злобы дневи». Будучи не прав в своем сопротивлении гражданскому долгу, он иногда оказывается выше и правее суетных притязаний тогдашнего бытия. И, не сбрасывая халата, не сходя со знаменитого обломовского дивана, он подчас наносит меткие удары по ворвавшемуся к нему и нарушевшему его покой противнику. Гончаров вводит читателя в атмосферу этой борьбы с самого начала, сразу же намечая противоречия пассивной, хотя по-своему и воинственной, позиции героя. «Ах, Боже мой! Трогает жизнь, везде достает»,-- тоскует Обломов. Утренние визиты к герою, которыми начинается роман,-- целая галерея типов, характерных масок; некоторые из них потом больше и не появляются в романе. Здесь и пустой щеголь, и чиновник-карьерист, и обличительный писатель. Маски разные, но суть одна: пустопорожняя суета, обманчивая деятельность. Именно благодаря «выведению» таких «разнородных лиц» становится полнокровнее и выразительнее мысль о призрачной интенсивности существования «деловых» людей, наполненности их жизни. Илья Ильич Обломов, когда-то резвый, живой и любознательный мальчик, влача праздное, паразитическое существование (зачем трудиться, когда на это есть триста Захаров!), постепенно опускается. Праздность становится его идеалом. «Жизнь в его глазах,-- говорится в романе,-- разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки -- это у него синонимы; другая -- из покоя и мирного веселья». Праздность, лень и апа тия настолько укоренились в Обломове, что он иной идеал жизни считает даже противоестественным. «Да разве я мучусь, разве работаю? -- запальчиво объясняет Обломов своему слуге Захару.-- Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу! Стану ли я беспокоиться?» Не мудрено, что Обломов далек от интересов практической жизни, тяготится ее запросами, не способен оградить даже собственные интересы. Когда, пользуясь доверчивостью, жулик и шантажист расспрашивает Обломова о состоянии его дел, Обломов дает ответ, потрясающий своей откровенностью. «Послушайте... Послушайте,-- повторил он расстановисто, почти шепотом,-- я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и жнут, как и когда продают; не знаю, богат ли я, или беден, буду ли я через год сыт, или буду нищий -- я ничего не знаю! -- заключил он с унынием...» Примечательна эта деталь -- Обломов делает свое признание «почти шепотом». Перед ним, быть может впервые, предстал весь трагизм и беспомощность его положения. И несмотря на это осознание, гибель Обломова неизбежна. Гончаров суров и непреклонен в анализе участи своего героя, хотя писатель и не замалчивает добрых его качеств. «Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить». Обломовщина -- это не только сам Илья Ильич Обломов. Это и крепостная Обломовка, где начинал свою жизнь и воспитывался герой; это и «Выборгская Обломовка» в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, где Обломов закончил свое бесславное поприще; это и крепостной Захар, с его рабской преданностью барину, и сонмище жуликов, проходимцев, охотников до чужого пирога (Тарантьев, Иван Матвеевич, Затертый), сновавших вокруг Обломова и его даровых доходов. Крепостной строй, порождавший такие явления, говорил всем своим содержанием роман Гончарова, был обречен на гибель, его уничтожение стало насущным требованием эпохи. Не смогла пробудить у Обломова интереса к жизни и любовь прекрасной девушки, Ольги Ильинской. «Поэма любви» с ее страстями, взлетами и падениями кажется герою «претрудной школой жизни». Обломов пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви девушки. Ольга, тщетно пытаясь спасти своего возлюбленного, спрашивает его: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» -- «Есть... Обломовщина»,-- отвечает Илья Ильич. Гораздо боль ше устраивает Обломова другой вариант взаимоотношений. Свой «идеал» он находит в лице Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая, ничего не требуя от предмета своей любви, во всем старается ему потакать. Но почему же один из лучших людей романа морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? Гончаров, осуждая образ жизни Обломова, его лень, безволие, неспособность к практической деятельности, видит причины, породившие явление обломовщины, в условиях русской поместной жизни, позволявшей помещику не заботиться о хлебе насущном. По словам Добролюбова, «Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба». В этом и кроется суть трагедии Обломова. Но осуждая лень и апатию Обломова, Гончаров неоднозначно относится и к другому герою, Андрею Штольцу, казалось бы идеально положительному, и не считает его путь становления личности более подходящим для России. В отличие от Обломова, сердечного человека, автор описывает нам Штольца как некий механизм. Его идеал, которому ничто не мешало осуществиться,-- это достижение материального достатка, комфорта, личной благоустроенности. А. П. Чехов писал о нем: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный малый, а я ему не верю... Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен». Возможно, истоки трагедий обоих героев кроются в воспитании. Виной неестественности Штольца является «правильное», рациональное, бюргерское воспитание. Обломовы -- хранители традиций древности. Из поколения в поколение передавалась эта обломовская утопия о человеке, гармонично сосуществующем с природой. Но автор показывает отсталость патриархальности, почти сказочную невозможность такого существования в современном ему мире. Мечта Обломова рушится под напором цивилизации. В отповеди Захару насчет образа жизни «других» Обломов выглядит почти олицетворением типичной психологии рабовладельца, уверенного в своем праве ничего не делать и только потреблять жизненные блага. Но вот Захар, разбитый «жалкими» словами барина, удалился, и Обломов наедине с собой уже серьезно сравнивает себя с «другими» и думает совсем противопо ложное тому, что с пафосом втолковывал старому дядьке. И «мучительное сознание» правды уже почти выводит его к тому страшному слову, которым,"как клеймом, запечатлена его жизнь и подлинные ценности духа. Обломов так старательно прятался от жизни, что тайное чистое золото оборачивается явным злом для тех, кто от него зависит. Гибнет трогательный в своей рабской преданности, но вконец развращенный, обессиленный праздностью Захар. Страдают невидимые в романе разоряемые мошенниками и «честными деятелями» остальные триста Захаров. Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, -- вот судьба главного героя романа. «Голубиная душа» Обломова решительно отрицает мир фальшивой активности, враждебной человеку, жизни, природе,-- прежде всего мир активного буржуазного дела, мир всякого хищничества и подлости. Но сама эта душа, как показывает Гончаров, в своей слабости выступает враждебной жизни стихией. В этом противоречии --действительное бессмертие трагического образа Обломова. Добролюбов со всей силой показал типичность Обломова не только для консервативной, но и для либеральной России. По верному замечанию П. А. Кропоткина, «тип Обломова вовсе не ограничивается пределами одной России: ...обломовщина существует на обоих континентах и под всеми широтами». Это признавала и западноевропейская критика. Переводчик произведений Гончарова на датский язык П. Ганзен писал ему: «Не только у Адуева и Райского, но даже в Обломове я нашел столько знакомого и старого, столько и родного. Да, нечего скрывать, и в нашей милой Дании есть много обломовщины.

Введение

Портрет в литературном произведении - описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, а также одно из средств создания образа.

Те стороны натуры героя, которые представляются автору особенно важными, отражаются в портрете. Психологический смысл портрет приобретает с развитием литературы. Если в античности портрет отражал качества, которые ценили древние, то в эпоху Возрождения он стремится подчеркнуть уже духовную жизнь человека. Писатели-сентименталисты стремились подчеркнуть при помощи портрета живость чувств героя. У романтиков портрет как будто говорит о контрасте между окружением героя и им самим.

Широкое распространение психологический портрет получает в эпоху реализма XIX века. Главные отличия от романтиков заключаются в том, что реалисты включают в портрет и описание костюма, и манеры поведения. Благодаря этому формируется представление не только о «натуре» героя, но и принадлежности его к той или иной социальной среде, сословной принадлежности. Также в реализме порой портрет может контрастировать с характером персонажа: например, яркий человек внешне скромен и обычен.

Таким образом, одну из его художественных особенностей в литературном произведении составляет портрет.

Если подробно рассмотреть роман И.А.Гончарова «Обломов», то в понимании читателем самого героя портрет здесь играет очень важную роль. Автор дает очень подробный, детализированный портрет, который входит и в описание внешности героя, и одежды, и даже окружающей его обстановки. У И.А.Гончарова имеет место подробный портрет-очерк. Такая творческая манера писателя сближает его с творческой манерой Н.В.Гоголя.

Сам автор романа в одной из своих статей так пишет относительно создания всех образов «Обломова»: «Рисую, я редко знаю в ту минуту, что значит мой образ, портрет, характер: я только вижу его живым перед собою - и смотрю, верно ли я рисую, вижу его с другими - следовательно, вижу сцены и тут этих других, иногда далеко впереди, по плану романа…». Несмотря на такое «быстрое рисование» портретов героев, их образы получились очень яркие и запоминающиеся. Как заметили многие критики, в произведении отразилась не только русская жизнь, но и предстала перед читателями цепочка героев, отражающих живой, современный русский тип людей. Это и Илья Ильич Обломов, и Андрей Штольц и Ольга Ильинская и другие герои произведения. Причем И.А.Гончаров представляет читателю не только портреты главных героев, но и второстепенных. Например, даже слугу Захара писатель не обошел стороной.

Портреты вышеперечисленных персонажей я и рассмотрю в данном реферате.

1. Портреты главных героев

1.1 Образ И. И. Обломова

Илья Ильич Обломов является главной фигурой, образов, во всем романе И.А.Гончарова. Именно с портретной зарисовки этого героя и начинается все произведение:

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем теле теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».

Такая беспечность в лице и во всем теле будет, разгульная мысль будет сопутствовать героя на протяжении почти всего романа, и только кратковременная заинтересованность в Ольге Ильинской, хоть как-то изменит такое положение Обломова.

Далее автор замечает, что «мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души…» главного героя, при первой же встрече расположила бы к себе, и человек отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

«Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам…».

Эта небольшая часть портрета раскрывает внутреннюю сущность Илья Ильича, некоторые его качества: леность, пассивность, отсутствие какого-либо вообще интереса к жизни, его ничто не занимает. Даже какие-либо тревоги всегда разрешались просто вздохами, все просто замирало или в апатии, или тревоге.

Н.А.Добролюбов писал, что именно лень и апатия Обломова - единственная пружина во всей его истории.

Рисуя портрет И.А.Гончаров, не забывает упомянуть и о том, во что и как одевается персонаж. У Ильи Ильича домашний костюмом является настоящий восточный халат, который олицетворяет и дополняет образ барина. Хотя этот предмет гардероба и потерял свою былую свежесть и яркость восточных красок, для Обломова он имел «тьму неоцененных достоинств». Данный халат в произведении играет еще и символическую роль: халат - это спокойная, бездейственная жизнь. Вначале герой предстает именно в нем перед читателем, но не на всем протяжении романа Обломов находится в нем. Познакомившись с Ильинской, он готов к действиям, к изменениям в привычном его укладе жизни. Ему уже не нужен халат, теперь для него важен его внешний вид, ведь герой выходит в свет. И только в конце произведения, халат возвращается к Илье Обломову, так как жизнь с Пшеницыной возвратила все на круги своя: та же леность и бренность.

Портрет дополняет и интерьер того места, где живет тот или иной герой. Наиболее детально описана комната Обломова. «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей …». Если же посмотреть опытным глазом, то можно заметить и неграциозные стулья, и шаткость этажерок, осевший задок дивана. «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки». Все эти детали интерьера отражают не только запущенность и небрежность кабинета, но и показывают мертвость и окаменелость, которая обуяла героя романа.

Мотив окаменелости отразился и во внешности Обломова. И как отмечают П.Вайль и А.Генис, застывшие «складки» на лице Ильи Ильича проводят аналогию с античной статуей. «В фигуре Обломова соблюдено то золотое сечение, которое придает ощущение легкости, гармоничности и завершенности античной скульптуре. Неподвижность Обломова грациозна в своей монументальности, она наделена определенным смыслом. Во всяком случае, до тех пор, пока он ничего не делает, а лишь представляет самого себя». Рассматривая главного героя в движении, можно видеть его достаточно неуклюжим, смешным и неловким, но так он выглядит только находясь в компании Штольца или в сравнении с Ольгой. Находясь же в доме у Агафьи Матвеевной Пшеницыной, И.И.Обломов опять становится статуей: «Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой - все это делает так вольно, покойно и красиво… весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает». Некая монументальность и окаменелость героя, на взгляд Ольги и Штольца, которые находятся постоянно в движении, это показатель человека без цели. Он мертв при жизни. Ряд исследователей сравнивают Штольца и Ольгу с машинами, у которых есть свои шайбочки и шестеренки, чтобы найти подход к другим. Обломов же - статуя. Герой является в роман законченным, совершенным. «Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет». Жизнь его не только сложилась, но и создана, далее предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия, - к такому выводу приходит Обломов к концу своих дней.


1.2Портрет Андрея Штольца

Портрет Андрея Штольца контрастирует в романе с портретом И.И.Обломова. Штольц является полным антиподом главного героя, хотя и является его ровесником. Он и отслужил уже, вышел в отставку, занялся делами и нажил и деньги, и дом. И.А.Гончаров так построил свое произведение, и создал такие образы героев, что читатель невольно начинает сравнивать Штольца и Обломовым.

Такое сравнение начинается с внешности. Если Обломов был мягкотелым, Штольц наоборот «...весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». Никаких лишних движений он не делал, сдержанность в его манерах была неописуема. Если он просто сидел, то сидел спокойно, если же действовал, то «употреблял столько мимики, сколько было нужно».

Андрей Иванович энергичен, умен, деятелен. Вся его жизнь - движение. И это подчеркивается во всем портрете героя. «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает - бог весть».

Все у него было под контролем: и время, и труд, и силы души, и даже сердца. Андрей Штольц - рационалист: «кажется, и печалями и радостями он управлял как движением рук», и «радостью наслаждался, как сорванным по дороге цветком». Складывается впечатление, что такой человек ничего не боится, все трудности воспринимает как рубеж, который надо преодолеть и который только приблизит его к цели. Ведь выше всего он ставил настойчивость в достижении целей.

На самом же деле Андрей Иванович Штольц боялся всякой мечты. Всему загадочному и таинственному просто не было места в душе персонажа. А если он и погружался в такое состояние, то всегда знал, когда он из него выйдет.

Автор не дает описания интерьер того место, где живет Андрей Иванович, поэтому читателю остается только догадываться. Возможно, его дом находится в запустении, ведь его хозяин настолько деятелен, что ему не хватает времени на хозяйственные хлопоты. Можно и предположить, что в силу характера, дом наоборот, убран и ухожен. Но это остается загадкой…

Образ Штольца весьма привлекательный, но от него веет каким - то эгоизмом и чрезмерной расчетливостью, но между тем читателя захватывает трудолюбие, целеустремленность героя. Порой именно этих качеств и недостает в людях, чтобы осуществить задуманной.

Но как такой человек мог так близко находится рядом с Обломовым? Кажется, каждая черта их характера, портрета противоположны друг другу. Но как говорят, противоположности притягиваются. Именно приезд Андрея Штольца изменил привычную спокойную жизнь Ильи Ильича.

1.3Образ Ольги Ильинской

Одним из женских портретов в романе является образ Ольга Сергеевна Ильинская, знакомой Штольца и возлюбленной Обломова. Эту женщину долго не может забыть Илья Ильич, ее портрет он рисовал в своей памяти. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда...». Такая женщина не могла оставить равнодушным главного герой, который уже давно не выходил в свет.

Дальше можно проследить уже взгляд самого И.А.Гончарова на образ Ольги: «Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом… нос образовал заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частью сжатые…брови придавали особенную красоту глазам… это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично…».

Мотив статуи прослеживается и здесь. Сам Обломов сравнивает Ольгу со статуей «грации и гармонии». Она «несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом…». Но исследователи замечают, что Ольга - не статуя. Для нее находится другая аналогия - машина.

Как статуя Ильинская безусловно прекрасная, но как машина она функциональна. Любовь Обломова как будто завила героя, но вот завод кончается и сам герой замирает. Уже не искрятся глаза героя и не заплывают слезами «от слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса», от которого так билось сердце раньше.

И.А.Гончаров дает портрет героини в разные моменты ее жизни. Вот она поет «Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо», описывает автор и «пробуждение души героини», когда она понимает чувства Обломова: «… лицо ее наполнялось постепенно сознанием; в каждую черту пробирался луч мысли, догадки, и вдруг все лицо озарилось сознанием… Солнце так же иногда, выходя из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровлю и вдруг обольет светом целый пейзаж…». Но совсем другая Ольга после прощального разговора с Обломовым «она изменилась в лице: пропали два розовых пятнышка, и глаза потускнели…сильно рванула мимоходом ветку с дерева, оторвала губами…». Это показывает все разочарование, взволнованность и даже досаду героини.

Ольга Ильинская на протяжении знакомства с Ильей Обломовым тоже меняется. Если сначала, до признания Ильи Ильича легка, всегда весела, жива, открыта и доверчива «зависима» Штольца (он ее учитель), то после признания и последующего расставания с главным героем она же задумчива, сдержанна, настойчива, тверда, уверенна, сдержанна. Она уже не просто ветреная девушка, а женщина.

Писатель выделяет в Ольге Ильинской два важных, по его мнению, свойства личности, которые так не достают в современных женщинах, и потому особенно ценны. Это слова и движения. Достаточно убедительно они представлены в романе. В этом и заключается талант И.А. Гончарова.

2.Портреты второстепенных героев

.1Портрет Агафьи Пшеницыной

По контрасту И.А. Гончаров с портретом Ольги Ильинской ставит «бытовой» потрет Агафьи Матвеевной Пшеницыной, жены Ильи Ильича Обломова. В отличии от полного образа Ольги, который включает в себя не только внешность героини, но и черты ее характера, здесь автор показывает некоторые черты внешности Пшеницыной, ее одежду, о характере, манерах и привычках писатель умалчивает.

На Илью Обломова героиня произвела положительное впечатление, хотя у нее было «простое, но приятное лицо» и герой подумал, что она, наверное, приятная женщина. Любовь к труду и хозяйству, выдавали руки героини. И как отмечает писатель, что хлопоты по хозяйству никак не отягощали Пшеницыну, это было ее призванием.

Агафья Матвеевна полностью погрузилась в главного героя. Она готова на многое ради любви к Обломову, хотя и кажется ему застенчивой и кроткой. Ее чувство влюбленности можно заметить только по излишней рассеянности: то у нее «подгорит жаркое, переварится рыба в ухе, не положит зелени в суп…».

Если сравнить портреты героини в начале приезда И.И. Обломова и портрет после продолжительного времени совместной жизни с ним, то можно заметить существенные различия. В начале она, пышущая здоровьем, полная, румяная, круглощекая. А вот портрет уже несколько времени спустя. «Она ужасно изменилась, не в свою пользу» - замечает И.А. Гончаров - «Она похудела. Нет круглых, белых, некраснеющих и небледнеющих щек; не лоснятся редкие брови, глазу у нее впали.

Одета она в старое ситцевое платье; руки ее не то загорели, не то загрубели от работы, от огня или от воды, или от того и от другого… в лице у нее лежит глубокое уныние».

Что же произошло с героиней? А все потому, что уже какой год всю ее стряпню не кушает Илья Ильич. Вот как трепетно Агафья Матвеевна относилась к Обломову. И стоило только поправится делам главного героя с выплатой долга, героиня снова вернулось в былое положение: «она пополнела; грудь и плечи сияли тем же довольством и полнотой в глазах светилась кротость и только хозяйственная заботливость».

А лицо Пшеницыной показывало гораздо большее. Оно «высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворенное и без желаний».

В портрете Агафьи Пшеницыной И.А. Гончаров воплотил образ типичной русской женщины, которая готова полностью отдать себя хозяйственным заботам и всячески угождать типичным Обломовым.

2.2 Портреты гостей Обломова

герой обломов штольц

Не обошел стороной И.А. Гончаров и гостей Ильи Ильича. У каждого из них есть свой портрет, хоть и не очень полный. Благодаря этому, у читателя создается образ тех людей, с кем общался главный герой. Познакомимся с некоторыми из них.

Первым приходит Волков: «…молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него». Он ослеплял и свежестью лица, и белья, и фрака. У него была глянцевитая шляпа и лакированные сапоги. И как верно назвал его сам Обломов - «блестящий господин».

Судьбинский предстает в ином образе перед читателем. Это «господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый… с утружденным, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Эти черты не случайны, ведь данный гость является начальником отдела.

Другой гость, Алексеев, был человеком «…неопределенных лет, с неопределенной физиономией…не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет…». Как замечает писатель, природа не дала этому персонажу никаких заметных черт.

Более полно дан портрет Михей Андреевича Тарантьева. Это «человек лет сорока…высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой…коротенькой шеей, с большими на выкате глазами, толстогубый». За изяществом костюма он не гнался, не всегда был побрит… Но все это, кажется, не смущало самого героя. Тарантьев недоброжелателен ко всему окружающему, бранит все и вся. Уже на протяжение двадцати пяти лет он работает в канцелярии. Порой он как ребенок: что-то недоглядит, что-то упустит.

Именно это описание гостей Обломова особенно подробно, так как И.А.Гончаров сближает данного героя с Обломовым. Дело даже не в том, что у них одна малая родина, но и то, что и Тараньтьев, и Обломов так и остались со своими несбыточными надеждами, хотя где-то внутри они были полны дремлющих сил.

И.А. Гончаров ставит портреты вышеперечисленных героев в самое начало главы, что позволяет читателю сразу представить образ гостя Обломова, а затем следить уже за беседой персонажей.

2.3 Портрет Захара

Захар - слуга Ильи Ильича. Несмотря на то, что это простой человек, низкого сословия, И.А.Гончаров создал и его портрет. Слуге было лет за пятьдесят, с «необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами». Образ дополняется и одеждой: серый сюртук и жилет, которые очень нравились персонажу, но это все в начале романа. В конце же дается печальный портрет: «…у него появились заплаты на локтях; он смотрел так бедно, голодно, как будто плохо ел, мало спит и за троих работает». Вот как изменился Захар, находясь в доме Пшеницыной.

Интересно, что И.А. Гончаров дополняет портрет и некоторыми чертами характера, привычками слуги. Например, читатель узнает, что Захар сплетник, готов обругать барина при всяком удобном случае, любит выпить, иногда и подворовывает у Обломова.

Несмотря на все свои недостатки и отталкивающие свойства, Захар страстно предан барину, он умер бы вместо барина, если было бы нужно, так как считал это своим долгом.

Заключение

Таким образом, портрет в романе И.А. Гончарова играет очень важную роль: подчеркивает не только индивидуальные черты внешности персонажа, но и раскрывает его внутренний мир. В этом и заключается особенность психологического портрета, который начинает входить в литературу XIX в.

Портретные характеристики героев яркие и точные, что позволяет проследить изменения характера, образа жизни, отношение к миру того или иного человека.

Портреты, рисуемые в романе «Обломов», позволяют нам не только точно представить изображаемого персонажа, но и глубоко прочувствовать все его переживания, а также точнее уловить замысел автора, понять к какому сословию принадлежит герой, какое место занимает в обществе, среди друзей и знакомых.

Писателю удалось передать весь колорит типичных русских образов, подчеркнуть их самые явные особенности. Это не только леность, излишняя мечтательность, но и деятельность и рассудительность.

Портрет у И.А. Гончарова представлен в динамике. Образ, представленный автором в самом начале, постепенно меняется в зависимости от развития сюжета, событий происходящих с героем, изменений их мировоззрения.

Список литературы

1.Вайль П., Генис А. Обломов и «Другие» [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: www.oblomov.omsk.edu (дата обращения: 21.12.2014)

.Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с.

.Десницкий, В.А. Трилогия Гончарова// Десницкий, В.А. Избранные статьи по русской литературе XVIII-XIX вв. М.-Л., 1958.

.Отрадин, М.В. Сборник статей: Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике. - Л.: Ленинградский университет, 1991. - 304 с.

.Тураев С.В., Тимофеев Л.И., Вишневский К.Д. и др. Литература: Справочный материал: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988. - 335 с.