Поразительные смертоносные представления в парижском театре «Гран-Гиньоль. Если у вас крепкие нервы, то этот театр ужасов для вас! Алхимик - вирд, сюрреализм

Тот факт, что римский император Калигула возвел свою лошадь в сенаторское достоинство, формально сделал ее, быть может, самым высокопоставленным и привилегированным животным в истории, хотя Гаврила Державин протестовал, утверждая, что конь «не мог сиять, сияя в злате». На самом деле это была не очень завидная участь, в годы правления Калигулы известность и достоинство были достаточным основанием для смертной казни. Мы не знаем дальнейшей биографии этой конкретной лошади, но большинству животных, с которыми мы вступаем в контакт, не очень приходится рассчитывать на нашу пощаду, даже если им не пожалован титул. Самая легкая доля, на которую они вправе надеяться, это быть откормленными и съеденными.
Кошкам, однако, так легко не отделаться, потому что едят их редко. Но зато устроить им такую жизнь, чтобы не показалась римским сенатом, мы наловчились довольно хорошо — в Cредние века и позже в числе излюбленных забав населения Европы были кошачьи холокосты: хвостатых пособников дьявола отлавливали, набивали ими огромные мешки и сжигали с карнавальным ликованием. Сегодня таких публичных празднеств уже нет, но топить котят в некоторых субкультурах пока не отвыкли.
Все это, конечно, гримасы и пережитки проклятого прошлого. Сегодня кошкам, казалось бы, выпал счастливый билет, они попали в число самых любимых домашних животных, опередив кое-где собак. Свидетельством их популярности могут быть многие европейские языки, включая русский, в которых наиболее употребительные ласкательные эпитеты и междометия связаны с кошками — впрочем, русскому зайцу аналогичная слава помогла мало.
Кто-то должен был сделать логический шаг и попытаться извлечь из кошек прямую, то есть конвертируемую пользу, не ограничиваясь умильными фотографиями котят, избежавших проруби. Этот шаг сделал Юрий Куклачев со своим «театром кошек», то есть кошачьим цирком. Кошки издавна известны как своенравные и не поддающиеся дрессировке животные — тем замечательнее заслуга первопроходца, сумевшего заставить их преодолеть этот предрассудок.
Ключевое слово тут, конечно же, «заставить». В природе тигры не прыгают сквозь горящие обручи, медведи не ездят на велосипедах, кошки не ходят на передних лапах. Как их приохотить к тому, к чему у них охоты явно нет? Очевидный способ — жестокостью. Как тут не вспомнить старинный анекдот про мумию, которую археологи не могли опознать, пока не прибыли эксперты КГБ и она сама во всем не созналась?
Или все таки лаской? Каждый хозяин кошки знает, что она способна на многое. Беда в том, что заставить ее регулярно повторять смешные трюки, особенно при большом стечении народа, категорически невозможно. Тут нужна ласка поистине индустриальной силы.
Когда мы были детьми, нас пытались уверить во многом, в том числе в том, что советский цирк дедушки Дурова — самый гуманный на свете. С тех пор многие иллюзии рассеялись, в том числе потускнела и эта. Но Юрий Куклачев настаивает на том, что он является исключением из общего правила, и что его животные не могут на него нахвалиться. Он был удостоен ряда международных наград, в том числе, как упоминает в целом пустынный и безлюдный сайт его театра, за кошачий спектакль протеста против использования натурального меха.
Неприятные слухи, тем не менее, просачивались, на интернет чехла не накинешь. Кто-то упоминал о страшной вони и отчаянном голодном мяукании при перевозках, другие — о раскаленных плитках, на которые стряхивали животных, обучая вспрыгивать на плечи благодетелю. Упоминались выброшенные в мусорник утопленные котята. Тут бы, конечно, имело смысл привести ссылки, но мешает вот какая деталь. В прошлом году владельцы ряда сайтов с подобными наблюдениями получили уведомление за подписью лица, звучно отрекомендовавшегося как «пресс-атташе» театра кошек.
На вашем ресурсе x размещена информация заведомо лживого, клеветнического характера, оскорбляющая честь и достоинство народного артиста России Юрия Куклачева, а также порочащая репутацию государственного учреждения культуры города Москвы Театр кошек Куклачева... В случае если указанные материалы не будут удалены с сайта x в течение семи календарных дней с момента получения данного письма, мы будем трактовать это, как готовность владельца ресурса отвечать за публикации в суде...
Это письмо отбило охоту к чрезмерной гласности у многих — но не у математика Михаила Вербицкого, человека, довольно широко известного в русском интернете, администратора сайта lj.rossija.org, задуманного как неподцензурная альтернатива livejournal.com. Он собрал у себя в блоге многие из вышеперечисленных наблюдений. Ему и пришлось в конечном счете отвечать перед судом. Суд отверг обвинения в клевете, но приговорил Вербицкого к штрафу за лексику , к которой он прибегал, характеризуя методы дрессировки и личность дрессировщика.
Установить реальные факты трудно, поскольку потенциальные информаторы явно запуганы примером Вербицкого. Мне удалось списаться с ветеринаром Николаем Логиновым, у которого в свое время была клиника при театре Куклачева, и он описал некоторые из жестоких методов, в том числе удавку, в которую попадает животное, не совершив требуемого прыжка. Он также сообщил, что Куклачев пренебрегал кастрацией, а котят просто выбрасывал. Логинов, конечно, может быть заподозрен в пристрастии, поскольку дрессировщик резко порвал с ним отношения, но сам Куклачев на уже упомянутом сайте приводит в доказательство своей гуманности тот факт, что дает своим кошкам по крайней мере раз окотиться, потому что в противном случае им якобы грозит рак. Этого мне лично достаточно, чтобы понять степень осведомленности великого друга кошек об их физиологии.
Тут же, впрочем, он разместил, очевидно в порядке похвальбы, заметку из «АиФ» о том, что некий кот Борис «вывел из строя 25 актрис». Если у кого-то хватит воображения представить себе Юрия Куклачева, пекущегося о судьбе помета 25 кошек (не говоря уже о кошках, вышедших на пенсию), я вынужден признаться в нищете своего собственного и хотя бы мысленно прибегнуть к лексике, инкриминируемой Вербицкому.
Насколько я понимаю, штраф, который ему присужден, в настоящее время оспаривается, и в целом решением суда Вербицкий не расстроен. Но меня со стороны поражает тот факт, что судьба самих животных осталась за пределами внимания юстиции, равно как и обвинения в жестокости, имплицитно выдвинутые против Куклачева. В конце концов, сами кошки никакими правовыми полномочиями не обладают и дела возбудить не могут.
Впрочем, в России они не обладают и правами. На проект закона о защите животных в свое время наложил вето тогдашний президент Путин, отметив, что эта область уже в достаточной степени регулируется, в частности, законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Похоже, он не видит особой разницы между собственным лабрадором Кони и охотящейся на него блохой.
Мне могут возразить, что в России даже существующие законы об охране людей соблюдаются без чрезмерной тщательности, а органы, призванные заниматься этой охраной, практикуют в основном вымогательство, пытки и контроль над приростом народонаселения путем стрельбы в супермаркетах и езды по встречной полосе. Не буду вдаваться в юридические импликации такого аргумента, но нравственной критики он не выдерживает. Мы не можем бросить все силы на борьбу с убийствами, а грабежи и изнасилования оставить в покое до лучших времен. Мораль не делится на половинки.
Ситуация с охраной прав животных ставит Россию особняком среди большинства сегодняшних развитых обществ, хотя я понимаю, что это не единственное, что ставит ее особняком. Курсы по этике в отношении животных преподаются в большинстве юридических школ США. Но я пока не стану углубляться в эту этику, а хочу ограничиться самой минимальной платформой. Наше отношение к животным характеризует в первую очередь нас самих, именно этому учат нас «Муму», «Холстомер» и «Каштанка». Иммануил Кант, который еще не признавал животных объектами этики, тем не менее считал, вслед за Джоном Локком, что жестокое отношение к ним дегуманизирует самого человека. И уж никак нельзя вынести за пределы морали ложь.
Ложью, в данном случае, является утверждение, что существует «гуманный» цирк с участием животных. Догадки тех, кто относится к животным с любовью, а не с корыстью, верны: их можно научить многому, но не тому, чего они откровенно боятся и не любят, их страх преодолевается лишь еще более сильным страхом наказания со стороны «дрессировщика». Сегодня ведущие цирковые труппы мира, в том числе знаменитый канадский Cirque du Soleil, отказываются от использования животных в своих программах, а в отношении тех, которые медлят, организуются бойкоты. Судя по всему, что диктует здравый смысл и совесть, место «театра кошек» Куклачева — в числе последних.

Представь, ты сидишь в огромном театральном зале. Ты не помнишь, как тут очутился и что ты здесь делаешь. Осматривая тёмный зал, ты едва видишь, что, похоже, место давно заброшено: в потолке огромная дыра, через которую можно рассмотреть тёмное облачное небо, вокруг летает пыль и забивает ноздри так, что хочется чихнуть. Ты пытаешься сдержаться, но не можешь, и зал оглашает звонкий чих.

Пссс, вы не могли бы потише!

Ты резко поворачиваешь голову в право и зал едва не оглашает крик ужаса. Рядом с тобой сидит то, что когда-то наверняка было человеком. У ЭТОГО нет головы! Ты можешь рассмотреть кусочки гниющего мяса и остатки челюсти. Чувствуешь, тебя начинает тошнить? Лучше отвернись и не смущай того, кто так и не обрёл покой. Они очень обидчивы и переменчивы в настроении. И если их обидеть, то они обидят тебя. Бойся мести мертвых! Они ничего не прощают и ничего не забывают. Ты пытаешься смотреть на что угодно, лишь бы не на своего жуткого соседа, но чем больше ты всматриваешься в темноту, тем страшнее становится. Глаза, немного привыкшие к темноте могут уловить силуэты, передвигающиеся по залу. Эй, не всматривайся в темноту, а не то темнота начнёт всматриваться в тебя. Ты не знаешь, что делать. Хочется вскочить и убежать, но ты не знаешь, где безопаснее: на твоём месте или там, среди темноты и тех, кого мы всегда боялись по ночам. Тех ночных чудовищ, которые жили у нас под кроватью и в шкафу. Сейчас ты осознаёшь, что это были не просто ночные кошмары и детская фантазия, а все это - реальность. Просто с возрастом мы перестали так часто всматриваться в темноту. И зря. Они всегда здесь. Казалось, что отведи взгляд, - и она набросится на тебя, но ты зажмуриваешься так, как делал всегда в детстве, в надежде, что как и в детстве кошмар пропадёт, но все тщетно. Тот же зал и та же тьма.
Внезапно на сцене раздаётся шорох, и загорается одинокая лампочка. На сцену выходит девушка, но то, как она двигается, выдаёт, что с ней что-то не так: то, как она двигается… Что-то странно… Но тебе сейчас она не важна. Ты оборачиваешься и хочешь осмотреть все, что было не видно в темноте.
Несмотря на малый свет, такой жуткой тьмы, как была, нет, и ты уже можешь обернуться и осмотреть то, что в темноте не было видно. Ты так наивно и по-детски надеешься, что там ничего нет, что все, что было, твой мозг дорисовал но… Надежды напрасны. И ты уже жалеешь, что решил обернуться и посмотреть.
Весь зал переполнен твоими словами и ночными кошмарами. Но страшно не это, а то, что все они смотрят на тебя и только на тебя. В зале висит звенящая тишина. Казалось, что если посмеешь её нарушить, то на тебя накинутся все твои страхи и поглотят в своём безумии. Не известно, сколько это уже длится, может, мгновение, а может, вечность, но тишину прерывает девушка со сцены:

Прошу внимания!

Ты оборачиваешься и смотришь на девушку. На ней серый узкий свитер с широким горлом, скрывающий часть её лица. Помимо ворота лицо скрывает часть ворота водолазки, надетой под свитер. Водолазка неплотно облепляет лицо до носа, глаза скрыты под круглыми черными солнечными очками в тонкой оправе. На голове чёрная шляпа, а недлинные тёмные каштановые волосы спрятаны за ворот свитера.

Дамы и Господа! Вам наверняка интересно, как же вы здесь оказались. На что я вам отвечу, что это мой Театр Ужаса, и я каждый раз в своём театре буду вашим путеводителем по Истории Ужасов. Все, что вы сейчас видите, создано вашими страхами, а я провожу вас по вашим самый затаенным и не очень страхам. Итак, сегодня в вашу жизнь в буквальном смысле ворвутся ваши кошмары.

Ты с ужасом наблюдаешь как к тебе приближается Э. О. Как же ты раньше не заметил! Походка была странной, потому что оно ходило на двух ногах, хотя ходит на четырех. Это как если собаку заставляли постоянно ходить прямо, ощущение неправильности точно такое же.
Сейчас ЭТО встало на четыре конечности и теперь походило на гигантскую лягушку. И ты понимаешь, что самое жуткое
сейчас перед тобой. Воплощение твоих страхов сейчас приблизилось к тебе, и ты от страха не можешь двинуться. Кажется, сейчас сердце, скованное диким неконтролируемым ужасом, не выдержит.
Внезапно лягушкоподобное существо делает резкий прыжок вперёд, запрыгивает на тебя. Тебе так хочется завопить от ужаса, но ты не можешь. Воздуха не осталось даже на это.
Лицо напротив лица. И ты чувствуешь мерзкий и
странный запах. Лица существа не видно, но ты смотришь прямо в стекляшки черных очков, не смея отвести взгляд. Тебя трясёт как в припадке, но остановиться ты не можешь. К тебе наклоняются ещё ближе, хотя, казалось, это уже невозможно, и мерзкий шипящий голос говорит прямо тебе в ухо:

Ты чувствуешшшшь этот запаххх? Так пахнет твой страх. Сейчас тебе пора уже просыпаться, но помни: я всегда рядом. То, что ты боишься, всегда с тобой. А теперь - до скорой встречи.

Руку обжигает болью, и ты с воплем подскакиваешь на собственной кровати. За окном видно рассвет, которому ночь постепенно уступает. Ты не можешь сдержать вздоха облегчения. И через этот вздох выходит весь тот страх, который ты пережил за такое, казалось бы, короткое время. Но ты не можешь отделаться от того мерзкого пугающего запаха, а рука ужасно саднит. Ты поднимаешь ладонь. И твои глаза в ужасе расширяются. На руке выцарапаны слова:
«До скорой встречи в твоих кошмарах!»…

В 1897 году французский драматург и chien de commissaire* Оскар Метенье приобрел театр в конце улицы Шапталь, тупика в парижском округе Пигалль, для того чтобы ставить в нем свои скандальные натуралистические пьесы. Самый маленький в Париже, этот театр также был самым необычным. Два больших ангела нависали над оркестровой ямой и неоготической деревянной обшивкой, а ложи с их железными перилами выглядели как исповедальни (собственно, здание одно время было часовней).

Theatre du Grand-Guignol - что буквально означает «большое кукольное представление» - был назван по имени популярного персонажа французского театр кукол Гиньоля, который первоначально выступал в качестве смелого социального критика - рупора шелкопрядильщиков Лиона. Ранние кукольные представления с участием Гиньоля нередко подвергались цензуре со стороны полиции Наполеона III.

Оскар Метенье сам был частой мишенью цензуры, так как имел дерзость описывать социальную среду, которая никогда ранее не изображалась на сцене: жизнь бродяг, беспризорников, проституток, преступников и «апачей», как в то время называли праздношатающихся и мошенников. Более того, он позволял этим персонажам говорить на естественном для них языке. В одной из первых пьес «Гран Гиньоля», «Мадмуазель Фифи» Метенье (по мотивам новеллы Ги де Мопассана), которая была временно запрещена к показу полицейскими цензорами, на сцене впервые появилась проститутка; в следующей его пьесе, «Луи», проститутка и уголовник оказались вместе в одном гостиничном номере. Метенье вырос на представлениях с участием Гиньоля… «Театр Гран Гиньоля» быстро приобрел популярность. Сам этого не осознавая, Метенье заложил первый камень в фундамент репертуара «Гран Гиньоля», которому предстояло просуществовать больше полувека. Мало-помалу и едва ли не случайно на свет появился новый жанр.

В 1898 году на посту руководителя Метенье сменил Макс Морей, который был неизвестен в театральных кругах, но имел практический опыт работы в театре. Именно Морей с 1898-го по 1914-й год превратил «Театр Гран Гиньоля» в дом ужасов. Он оценивал успешность пьесы по количеству людей, которые упали в обморок во время представления, и для пущей важности нанял театрального врача, чтобы оказывать первую помощь самым слабонервным зрителям. И именно Морей открыл новеллиста и драматурга Андре де Лорда - «Принца ужаса». Под влиянием де Лорда (который написал несколько пьес в сотрудничестве со своим доктором, психологом-экспериментатором Альфредом Бине), безумие стало главной темой «Гран Гиньоля». Во времена, когда безумие только становилось предметом научных исследований, а отдельные случаи едва начали описывать, репертуар «Гран Гиньоля» изобиловал пьесами с участием маньяков и людей «с особыми вкусами». Героем пьесы Андре де Лорда и Лео Марчиза «Человек ночи», например, был некрофил, странно похожий на сержанта Бертрана, человека, осужденного в 1849 году за осквернение могил и уродование трупов. В «Жуткой страсти» Андре де Лорда и Анри Боше изображалась молодая сиделка, которая душила вверенных ей детей. (Как и Метенье, де Лорд был частой мишенью цензуры, особенно в Англии, где запланированная постановка двух его пьес на выезде была отменена решением цензоров лорда-гофмейстера**. Театр того времени, упивавшийся водевилями и буржуазными декорациями, не мог дозволить вид крови или трупов на сцене.)

Страх «других» представлялся в «Гран Гиньоле» в бесчисленных вариациях: страх перед пролетариатом, страх перед неизвестностью, страх перед иностранным, страх перед заражением (учитывая количество пролитой крови «Гран Гиньоль» должен был испытывать некоторую тоску по чистоте). Герои Поля Клокемина и Поля Отье в «Смотрителях маяка» и Робера Франчевилля в «Прекрасном полку» заразились бешенством. Проказа косила пассажиров «Заблудившегося корабля» Макса Морея, а прислуга в «Красном отеле» Роланда Дрейфуса пала жертвой загадочной болезни. В нескольких пьесах, и среди них «Девичья комната» Морея, посетитель борделя подхватывал сифилис.

Однако на вершину «Гран Гиньоль» вознесли те границы и рамки, за которые он выходил: состояния сознания под воздействием наркотиков или гипноза. Потеря сознания, потеря контроля, паника: эти темы были близки посетителям театра. Когда драматурги «Гран Гиньоля» заинтересовались гильотиной, более всего их привлекали последние конвульсии, отражавшиеся на отрубленном лице. А что если отделенная от тела голова продолжала думать? Переход из одного состояния в другое был основой жанра.

Камилль Шуази, руководивший театром с 1914 по 1930 год, принес с собой множество спецэффектов, как световых, так и звуковых. Под его руководством постановка стала преобладать над текстом. Однажды он даже приобрел полностью оборудованную операционную под предлогом постановки новой пьесы. В 1917 году он взял на работу актрису Паулу Максу, которая вскоре стала известна как «Сара Бернар*** улицы Шапталь». На протяжении своей карьеры в «Гран Гиньоле» Макса, «женщина с наибольшим количеством покушений в мире», была подвергнута целому ряду пыток, уникальных в театральной истории: она была застрелена из ружья и из револьвера, скальпирована, задушена, выпотрошена, изнасилована, гильотинирована, повешена, четвертована, сожжена, расчленена хирургическими инструментами и ланцетами, разрезана на восемьдесят три кусочка невидимым испанским кинжалом, укушена скорпионом, отравлена мышьяком, съедена пумой, удушена жемчужным ожерельем и исстегана кнутом. Также она была усыплена букетом роз, поцелована прокаженным и подвергнута очень необычной метаморфозе, которую описал один театральный критик: «На протяжении двухсот ночей она просто разлагалась на сцене перед зрителями, которые бы не обменяли свои места на все золото Америки. Это продолжалось добрые две минуты, за которые молодая женщина понемногу превращалась в омерзительный труп».

Чтобы дать зрителям передохнуть от напряжения, вызванного страхом и безумием, вечером драмы в «Гран Гиньоле» сменялись комедиями, создавая своего рода эффект контрастного душа. Таким образом, «испытав ужас», публика могла утешиться пьесами вроде «Эрнестин в ярости», «Толстушка Адель» и «Эй, кокотка!». Хотя «Гран Гиньоль» был популярным театром в обоих смыслах этого слова - в него часто наведывались как проживающие неподалеку местные жители, так и более высоколобая публика из «Комеди Франсез» - он не был общественным заведением. Посещение «Гран Гиньоля» было скорее личным делом, чем общественным, и некоторые зрители предпочитали оставаться неизвестными. По словам очевидцев, обнесенные железными перилами ложи в глубине театра провоцировали определенный «экстремизм», особенно во время понедельничных дневных постановок, когда женщины часто готовились к адюльтеру, полумертвыми от страха бросаясь в объятия своих спутников: флирт в стиле «Гран Гиньоля». Уборщики помещения нередко находили на креслах пятна.

С приходом Жака Жувена, который руководил театром с 1930 по 1937 год, кровавые представления были потеснены в репертуаре психологической драмой. Стремясь к полному контролю над театром, Жувен вынудил уйти Максу, которая, по его мнению, привлекала слишком много зрительского внимания. Бездарность и личные амбиции Жувена ускорили окончательное падение «Гран Гиньоля». Рождение, развитие, смерть: жанр посеял семя собственного упадка, когда превратился в самопародию. Избыток ужасающих мотивов в поздних пьесах стал так велик, что в них уже было сложно поверить. К началу Второй мировой войны театр стал клониться к закату, увлекаемый собственной чрезмерностью. Война нанесла ему последний смертельный удар. Реальность возобладала над воображением, и посещаемость послевоенных спектаклей пошла на убыль. Весной 1958 года Анаис Нин так прокомментировала его упадок в своем дневнике: «Я была предана „Гран Гиньолю“, его высокочтимым мерзостям, которые когда-то вызывали бросавший в дрожь ужас, леденящий кровь кошмар. Все наши страхи перед садизмом и перверсиями выплескивались на этой сцене… Театр опустел». В интервью, взятом непосредственно после закрытия «Гран Гиньоля» в 1962 году, Карл Нонон, его последний руководитель, объяснил: «Мы никогда не сможем соревноваться с Бухенвальдом. До начала войны все верили, что происходившее на сцене было только плодом воображения; теперь мы знаем, что все это - и худшее - возможно».

Примечания:

*Chien de commissaire (фр.) - полицейский, проводящий вместе с приговоренными к смертной казни заключенными последние минуты их жизни.

**Лорд-гофмейстер - высшая придворная должность в Великобритании; до 1968 года выдавал разрешение на постановку пьес.

***Сара Бернар (1844–1923) - известная французская актриса.

Театр смерти Promenons nous dans les bois … Википедия

Театр смерти (фильм, 1966) - Театр смерти Theatre Of Death Жанр фильм ужасов В главных ролях Кристофер Ли Длительность 90 мин … Википедия

Премия «Сатурн» за лучший фильм ужасов - Список лауреатов и номинантов премии «Сатурн» («Золотой свиток» с 1973 по 1977) в категории «Лучший фильм ужасов или триллер». С 1973 по 2010 год категория носила название «Лучший фильм ужасов», в 2011 году была переименована в «Лучший фильм… … Википедия

Список фильмов ужасов - Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

Государственный драматический Театр на Литейном - Государственный драматический Театр на Литейном … Википедия

Гран-гиньоль

Гран Гиньоль - Об альбоме «Naked City» см.: Grand Guignol (альбом). «Гран Гиньоль» (Grand Guignol) парижский театр ужасов, один из родоначальников и первопроходцев жанра хоррор. Работал в квартале Пигаль (13 апреля 1897 5 января 1963). Его имя стало… … Википедия

Евреинов, Николай Николаевич - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Евреинов. Евреинов Николай Николаевич … Википедия

Николай Евреинов - Николай Николаевич Евреинов (13 февраля 1879, Москва 7 сентября 1953, Париж) русский и французский режиссёр, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ и лицедей, музыкант, художник и психолог … Википедия

гран-гиньоль - grand guignol m. Большой гиньоль, театр марионеток. Театр ужасов. И чем больше иллюзия, тем ярче стально блестят мечи, тем сильнее этот страх, и вот это уже Grand Guignol, когда уже нет искусства. 1910. Меерехольд 1997 198. || Театр, зрелище… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Серия "Лекарство от скуки" (комплект из 61 книги) , . "Лекарство от скуки" - книжная серия, издаваемая издательством "Иностранка" с 2001 года. В серии представлены современные зарубежные произведения детективного и приключенческого жанров,… Купить за 15400 руб
  • Приключение Петрушки , Федорова Елена. Весёлый остроумный Петрушка рассказывает увлекательные сказки про Страну Сновидений, которой правит царица Дрёма, про мышиный театр и Кощеево озеро, про путешествие на обратную сторону Луны,…


Театр «Гран-Гиньоль» (Le Théâtre du Grand-Guignol ) в Париже был местом, где драматурги ставили ужасающие спектакли о насилии и мести в стенах бывшей часовни. В течение 65 лет работы «Гран-Гиньоля» было представлено более тысячи постановок, которые шокировали и восторгали аудиторию. Этот театр остался в истории как один из популяризаторов жанра ужасов для развлечения.






Название «Гран-Гиньоль» тесно связано с шокирующими кровавыми представлениями, являясь квинтэссенцией театрального ужаса, хотя первоначальная миссия театра была совершенно иной. «Гран-Гиньоль» был основан в 1895 году французским драматургом Оскаром Метенье (Oscar Méténier). Он купил старую часовню, расположенную в конце глухого переулка в Монмартре, и переоборудовал в театр, оставив готические религиозные украшения нетронутыми. Деревянные ангелы свисали с потолка и возвышались над оркестром. Решетчатые загородки для исповеди превратились в частные кабинки, а деревянные скамейки переместились на балкон. Всего лишь в 293 места, театр был самым маленьким в Париже, но его устрашающее готическое оформление сделало его единственным в своем роде, не говоря уже о необычных постановках.





Метенье открыл «Гран-Гиньоль» как «натуралистический» театр. Натурализм был популярным течением в европейской драме XIX века, в котором традиционные сюжеты происходили в реалистичных условиях повседневного бытия. Однако, взгляды Метенье на натурализм больше склонялось к «низкой» стороне жизни. Во многих из его пьес изображались падшие женщины, преступники и уличные мальчишки - персонажи, к которым зритель относился с неодобрением. Одну из постановок о проститутке, «Мадемуазель Фифи», полиция даже временно запретила. Хотя пьесы Метенье были спорными в их описаниях низших слоев общества, они были далеки от мрачных и аморальных сюжетов, которые скоро пришли в стены «Гран-Гиньоля».





В 1897 году театр был передан Максу Мори (Max Maurey), который повел «Гран-Гиньоль» в направлении жанра ужасов. Под руководством Мори в театре было поставлено множество пьес, от комедий до драм. А когда театральный сезон закончился, начали ставить произведения наподобие «Сердце-обличитель» Эдгара Аллана По. В них затрагивались социальные и политические темы, а также жестокие истории убийства, мести, галлюцинаций и насилия.





В 1901 году поставили новые пьесы авторства Андре де Лорда (André de Lorde). Это были жуткие произведения. Де Лорде сочинял истории о няне, убивающей детей, о безумном докторе, который сделал лоботомию из мести, о ревнивой женщине, выколовшей ножницами глаза более красивой конкурентке.

За время своего пребывания в «Гран-Гиньоле» де Лорде написал 150 пьес, которые ознаменовали самую знаковую эпоху в жизни театра. Тихий библиотекарь днем, де Лорде получил прозвище «Принц насилия» за его сценарии ночью.





В 1910-х гг. повышается реалистичность постановок. Пьесы о сексе и насилии сами по себе шокировали, но в «Гран-Гиньоль» добавили еще больше ужаса с помощью спецэффектов. Кровь хлестала из ран, а тела разрезали на куски. Вместе с театральным освещением и озвучкой ощущения были настолько шокирующим, что иногда вызывали панику. Зрители вызывали врачей или полицию прямо во время выступлений. Однажды в сцене с переливанием крови сразу 15 человек потеряли сознание.

Популярность театра продолжала расти, достигнув своего пика в период между двумя мировыми войнами. Театр стал туристической достопримечательностью и настоящим хитом. Как и во многих страшилках, в постановках «Гран-Гиньоль» жертвами чаще всего становились женщины. В это время его главной актрисой была актриса Паула Maxa (Paula Maxa). Она заработала сомнительный титул «самой убиваемой женщиной в мире». За ее карьеру с 1917 по 1930-е гг. ее «лишали жизни» более 10000 раз. Она получала удары ножом, в нее стреляли, душили, отравляли, и ее даже съедала пума. Вызывает беспокойство, что она подвергалась сексуальному насилию на сцене 3000 раз.





Статья в журнале TIME описывает жуткую сцену одной из постановок: «Очередная жертва была с кляпом во рту, связана и избита. Затем кончики ее грудей обрезали садовыми ножницами, а ее глаза вынули с помощью столовой ложки и ножа».

Но все сопровождающееся тошнотой и садистскими развлечениями не могло продолжаться бесконечно. Когда началась Вторая мировая война, театр потерял былую популярность. Но даже после войны его посещали известные гости, среди которых Хо Ши Мин и король Румынии, у которого даже была комнатка в закулисье театра, где он спал со своей любовницей. В 1962 году известный театр закрыли. Его директор заявил, что «мы никогда не сможем сравниться с Бухенвальдом. До войны каждый считал, что происходящее на сцене невозможно в реальной жизни. Но теперь мы знаем, что эти вещи, и даже хуже, возможны».

Театр «Гран-Гиньоль» видел много ужасных сцен, но это все были постановки, в отличие от .