Почему письмо татьяны начинается с вопросов.




Проверка домашнего задания 1. Два типа героя в романе Пушкина «Евгений Онегин» 2. Черты сходства и отличия героев: А) Портрет Онегин … «Всегда восторженная речь и кудри чёрные до плеч» Б) Воспитание, образование Гувернёр Онегина «Слегка за шалости бранил и в летний сад гулять водил» «Он из Германии туманной привёз учёности плоды» В) Отношение к дружбе Онегин … Ленский … Г) Отношение к любви Он знал «науку страсти нежной» Романтичное отношение к любви Ленского Д) Отношение к ним поместных дворян «Сосед наш неуч, сумасбродит, он пьёт одно стаканом красное вино» Ленский воспринимается как жених 3. Причины их дружбы А) … Б) … В) «от делать нечего друзья» 4. Отношение автора к героям




Приезд к Лариным 3 главу принято считать завязкой конфликта романа. Вряд ли Пушкин с его художественной энергией растянул экспозицию на две главы. Поэт начал роман решительно. Завязка романа – противоречие в характере героя: при внешнем благополучии условий жизни Онегин впадает в хандру. 2 глава ведёт к перемене мест. Но в усадьбе герой скучает так же, как в столице. 3 глава – следующий шаг сюжета: герой сталкивается с природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее чувство Татьяны к Онегину и письмо составляют центр главы.


Сюжет романа и композиция Противоречие в характере героя Смена среды Столкновение с любовью Развитие действия экспозиция кульминация завязка








Письмо Татьяны Для чего автор в начале письма использует вопросительные предложения? Чем необычен поступок Татьяны? Как он её характеризует? Почему она так поступила? Найдите ответ в тексте. Как она воспринимает Онегина, как кого? Почему письмо начинается с обращения на «вы», а потом переходит к «ты»? Какие варианты судьбы предполагает Татьяна? Почему именно Онегина полюбила Татьяна, а не Ленского, например? Письменно проанализируйте эпизод, опираясь на данные вопросы

Онегин - типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века, современник Пушкина и декабристов. Онегина не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Он, «страдающий эгоист» , - необычный человек. Поэт описывает разные его черты – «мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум» . Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит оттого, что у него не было общественно-полезного дела. Герой романа после получения наследства от «всех своих родных» сделался богатым помещиком, он теперь «Заводов, вод, лесов, земель хозяин полный...». Но в то же время Онегин понимает плохое влияние крепостничества - он «читал Адама Смита и был глубокий эконом» и «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил» . Но таких людей было мало – «... В своем углу надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед» . Устав от городской жизни, в которой он был «Подобен ветреной Венере» Онегин поселяется в деревне. Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским. Хотя Пушкин говорит, что они "от делать нечего друзья". Наверное, именно из-за этого в конце концов произошла дуэль. Те высокие идеалы, которым верит Ленский, Пушкин называет «чудесами» . Возможно, Ленский наивен, не знает жизни, но Онегину интереснее с ним, чем с остальными соседями. Хоть в глубине души Ленский нравится Онегину, но в его отношении проскальзывают снисходительность: «Он слушал Ленского с улыбкой … Он охладительное слово в устах старался удержать» ; неуважение к его чувствам: «Неужто ты влюблен в меньшую? … Я выбрал бы другую» . Онегин неуважительно отзывается об Ольге, зная что Ленский влюблен в нее: «Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна» . Дружеские отношения не помешали Онегину уязвить Ленского, проведя на именинах Татьяны весь вечер с Ольгой. Ленский, привезший из Германии «Дух пылкий …», не смог стерпеть этого и вызвал Онегина на дуэль. Знатоком дуэльных правил в романе является Зарецкий. Он, «в дуэлях классик и педант» , игнорировал все, что могло предотвратить смерть Ленского. Зарецкий мог бы, и был обязан, обсудить возможность примирения. Это входило в его обязанности секунданта, тем более, что кровной обиды нанесено не было и всем, кроме романтика-Ленского, который был «…добрым юношей, готовым подвиг совершить» , было ясно, что проблему можно было бы решить мирным путем. Онегин, даже понимая это, выстрелил в Ленского. В этом проявляется зависимость Онегина от общества того времени, боязнь показаться смешным или сделаться предметом сплетен. Выбор Онегина мог бы быть другим, но он пошел на поводу у общества: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельской рукой!» Но вполне возможно что для душевных качеств Ленского такой исход был лучшим, ведь иначе «Поэта обыкновенный ждал удел»: повзрослев, Ленский стал бы подобен своим соседям – «…В деревне счастлив и рогат … скончался б посреди детей, плаксивых баб и лекарей» . Так что смерть Ленского спасла его и навсегда оставила человеком, который «Из Германии … привез … вольнолюбивые мечты, дух пылкий … всегда восторженную речь» . Отношением Онегина к Татьяне автор подчеркивает его эгоистичность, в которой виновато его воспитание – ведь воспитывали его разные «мосье и мадам» , которые «учили его всему шутя, не докучали моралью строгой, слегка за шалости бранили …». В романе в основном описывается внутренний облик Татьяны, ее переживания: «Дика, печальна, молчалива … боязлива» ; «Да та, которая грустна и молчалива…» ; «Татьяна слушала с досадой … но с неизъяснимою отрадой … думала о том» . Именно Татьянино одиночество делает ее любовь к Онегину такой сильной. Онегин же думает только о своей свободе. Возможно, проповедь Онегина была направлена на благо для Татьяны, но Онегин не думает о Татьяниных переживаниях, не понимает их. Понимание к Онегину приходит только в конце романа, но уже поздно: «Но я другому отдана; я буду век ему верна» . Но по-другому произойти не могло – ведь Онегин полюбил Татьяну только после нескольких лет разлуки.

Тема урока «Анализ «Письма Татьяны»
Предмет Литература
Класс 9
Автор урока (ФИО, должность) Трофимова Людмила Григорьевна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение МОУ Тугнуйская СОШ
Республика/край, город/поселение Республика Бурятия, Мухоршибирский район, с. Тугнуй
Методическая информация
Тип урока Комбинированный
Цели урока
Обучающая: организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления индивидуальной стороны письма Татьяны к Евгению Онегину; проанализировать письмо Татьяны к Онегину.
Развивающая: формировать у школьников умение целеполагания; развивать навыки анализа литературного произведения, делать обобщающие выводы.
Воспитывающая: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать осмысленность, логичность, склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников.
Задачи урока
Развить у учащихся умение анализировать художественное произведение; анализ письма Татьяны как ключ к пониманию образа главной героини.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Умение производить литературоведческий анализ; работать в группах.

Необходимое оборудование и материалы Проектор, компьютер, интерактивная доска.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
На интерактивной доске слайд №1
Переход к формулировке темы урока начинается с мини-викторины:
1. Сколько лет длится действие романа "Евгений Онегин"? (Действие романа продолжается свыше 4 лет: 2 года проходит между приездом Онегина и отъездом Татьяны; 2 года Татьяна замужем)
1-а. Подтвердите текстом.
("Так ты женат! Не знал я ране!
Давно ли? - около двух лет -
На ком? - На Лариной, - Татьяне!")
Полгода Онегин, будучи влюбленным в Татьяну, не решается ей в этом признаться.
2. Чей портрет рисует Пушкин:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой... (Татьяна Ларина).
На экране через проектор появляется портрет Татьяны.
2-а. Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет... (Евгений Онегин)
На экране появляется портрет Онегина.
3. Откуда эти строки?
Пора пришла, она влюбилась… (Гл. 3, VII)

На экране появляются эти строки.

На интерактивной доске слайд №2.
Формулирование темы и задач урока Скажите, ребята, когда мы явно узнаём, что Татьяна Ларина влюблена? (В разговоре с няней.)
На интерактивной доске слайд №3.
Давайте проанализируем этот разговор.
На интерактивной доске слайд №4.
Каким способом Татьяна решается поведать о своей любви своему избраннику? (После разговора с няней она пишет письмо Онегину).
Как вы думаете, что нам предстоит выяснить сегодня на уроке? (Проанализировать письмо Татьяны).
С какой целью мы будем анализировать? (Чтобы понять образ Татьяны. P.S. (Ответы могут быть самыми разными, главное, чтобы прозвучал основной – увидеть индивидуальность главной героини, её внутренний мир).
Ход и содержание урока
На интерактивной доске слайд №5.
Слово учителя: 3 главу принято считать завязкой конфликта романа. Вряд ли Пушкин с его художественной энергией растянул экспозицию на две главы. Поэт начал роман решительно. Завязка романа – противоречие в характере героя: при внешнем благополучии условий жизни Онегин впадает в хандру. 2 глава ведёт к перемене мест. Но в усадьбе герой скучает так же, как в столице. 3 глава – следующий шаг сюжета: герой сталкивается с природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее чувство Татьяны к Онегину и письмо составляют центр главы.

Чтение наизусть «Письма Татьяны» подготовленным учеником.
Казалось бы, что здесь такого – герои романа пишут друг другу письма? Кажется, обыкновенное дело. Но это только на первый взгляд.
Я предлагаю разделиться на две группы и проанализировать каждой группе «Письмо Татьяны» по следующим вопросам.
Вопросы 1 группе:
Для чего автор в начале письма использует вопросительные предложения?
Чем необычен поступок Татьяны? Как он её характеризует?
Почему она так поступила? Найдите ответ в тексте.
Как она воспринимает Онегина, как кого?
Вопросы 2 группе:
Почему письмо начинается с обращения на «вы», а потом переходит к «ты»?
Какие варианты судьбы предполагает Татьяна?
Почему именно Онегина полюбила Татьяна, а не Ленского, например?
В чём трагизм образа Татьяны?

(Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная уездная барышня (как известно по – французски), вероятно, переступая через огромные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств. Отсюда и вопросительные предложения: Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу ещё сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать… Уже в этих строках - вся Татьяна. Гордость её, её понятие о приличиях страдают от одного – ей приходится первой признаться в любви мужчине. И в глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что могла бы быть счастлива с другим, и в этом предположении есть доля столь несвойственного ей кокетства; но тут же стремительность чувств в ней берёт верх и выплёскивается: Другой!... Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я…
резкий, внезапный переход на «ты» - наверняка случайный, неосознанный. Почему?... Татьяна здесь и в последующих строках предельно раскрыта, абсолютно откровенна. Она излагает всё полностью, ничего не скрывая, честно и прямо. Почему Онегина полюбила Татьяна? Ответ мы находим в следующих строках: Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. В Онегине она искала понимание… Онегин, с его светской негодной пресыщенностью, казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным, а значит, способным её понять. Но Татьяна сама осознаёт ужас своего поступка, безнравственного в глазах света (но не в её собственных!), и пишет: Кончаю! Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю… Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…И вновь переход на «вы». опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной искренности («страшно перечесть»), но ни единого слова не исправила.
Трагизм образа Татьяны в одиночестве героини и обречённости её романтической любви.)

Слово учителя: Исследуя духовный мир Татьяны Лариной, вы учились разным способам деятельности: анализу, общению, созданию творческого продукта. Работая с текстом, вы занимались исследовательской деятельностью, пришли к выводу, что Татьяна «любит без искусства», без притворства и игры. О переживаниях своей героини поэт пишет: «И между тем душа в ней ныла, и слёз был полон томный взор». Татьяна – верный идеал поэта. В ней есть прямота души, сила чувства, искренность, нежность и любящее сердце, что всегда ценно в человеке.
Проверка и оценивание ЗУНКов
Исследовательская работа в группах.
Сочинение «Татьяны милый идеал»
Рефлексия деятельности на уроке
Какие новые знания вы получили сегодня на уроке? Постарайтесь ответить на этот вопрос, используя следующие предложения.
«Я задумалась(ся) о ценности любви, о жизни….»
«Я заглянул(а) в свой собственный мир и понял(а)…»
«Понял(а), что то, что я чувствую, другие могут не понять…»
Домашнее задание
На интерактивной доске слайд №6.
Сочинение «Татьяны милый идеал»