Почему матрену можно. Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрена – праведница? (по рассказу Солженицына «Матрёнин двор»)


Праведник – это человек, который всегда и во всем придерживается определенного идеала. Чтобы точнее понять суть, нужно посмотреть на то, кто такой праведник по Библии. Итак, это человек, который любит Бога, любит своих ближних, не гордится, не злословит никого, не завидует, не мыслит зла, всегда готов помочь нуждающемуся. Так как Россия христианская страна, то именно эти идеалы мы и приписываем к некоторым людям.

Солженицын в своем рассказе назвал главную героиню Матрену праведницей.

Он видел в ней идеал человека и хотел показать, каким светлым может быть общество. Для писателя смысл жизни в том, чтобы развивать свою душу, а не просто наслаждаться жизнью. И все, что так старательно Солженицын хотел передать, он отобразил в Матрене.

Героиня многое перетерпела. Она активно работала не жалея себя. А в итоге осталась ни с чем. Ее воодушевлял труд. Она не стала даже в старости просиживаться. Каждый день она работала: копала картошку, собирала ягоды в лесу, ходила за торфом. И несмотря на сгорбленную спину, она улыбалась всему, что видела. Она радовалась каждому дню.

Матрена всегда была готова прийти на помощь.

Она чувствовала чужую беду и умела сострадать. Ее сострадание было не показным, а искренним. Родственники женщине не помогали, а она была готова бросить все свои дела, если им нужна помощь.

Матрена названа праведницей, так как она ставила всех выше себя. Она упорно трудилась, забывала о себе, готова была пожертвовать последним. Читателю может показаться, что это глупо, что она сама себя лишила многого. Но ведь она была счастлива. Я думаю, что нам нужно остановиться и подумать, а что действительно такое счастье.

Обновлено: 2017-05-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Почему писатель называет главную героиню праведницей в произведении Матренин Двор?

Ответы:

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество? Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание. Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.) “Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та - мышей душила”. Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как церковь за “5 вёрст”). Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом! ” и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом! ”. “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Причина скрытности Матрёны в том, что в годы советской власти приучали верующих таиться. Матрёна умеет радоваться жизни, душа её светла, не омрачена злом и завистью, у неё и лицо красивое. Она добра и приветлива: "И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки”. Матрёна трудолюбива, труд - лекарство от болезней, недугов. По первому приказу Матрёна идёт на колхозные работы, совестливая Матрёна стыдится плохой работы “ни к столбу, ни к перилам... ” Но не только колхоз, а любая.. . из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрёну “убирать картовь”. “Ни труда, ни добра своего Матрёна не жалела никогда”. Искреннее, тёплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет поступками Матрёны. Сила её и слабость заключались в том, что она не может отказать в помощи нуждающимся. В работе, в “труде великом” раскрываются терпение, безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость за благополучие других. Труд оценивается традиционной христианской этикой как необходимое, возвеличивающее праведное дело. Матрёна наделена даром искренней радости за успехи других. “...Была больна, но не считалась инвалидом”. Матрёна - многострадальная крестьянка. Страдание - неизбежный спутник жизни человека. “Страдание очищает душу”. ” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Длянеё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.) Матрёнин двор-символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми. Героиня несёт в себе спасительное начало. Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” - какие же душевные силы нужны для этого! Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.

Сочинение Крапивы Миши «Матрена - праведник, без которого не стоит село»

Матрена - праведник, без которого не стоит село


Я прочитал рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Этот рассказ учит нас терпению, выносливости, трудолюбию и вере в жизнь. В этом произведении автор описывает нам обыкновенную сельскую жизнь и ее жителей. Главным героем рассказа является Матрена.
Матрена – человек незаурядный. Она очень трудолюбивая и желающая прийти на помощь любому человеку. Причем, не берет плату за свою работу. У нее была трудная жизнь, но она умела преодолевать преграды. Матрена у Солженицына – оптимистка. Даже после потери мужа она находила радость в жизни. Это тот человек, который не может сидеть без дела. Она многого не имела, но находила ценность в жизни. Матрена, как и все сельские жители, боялась смерти.
В деревне к ней люди относились холодно, несмотря на то, что она всем помогала. Недолюбливали ее сельчане за то, что она не была похожа на всех. Матрену считали белой вороной. Людям не нравилось, что она живет по-другому. У нее не было свиньи, питалась Матрена одной картошкой. Говорили, что от нее ушел муж. В обществе любят, когда у всех все одинаково и чтобы никто не выделялся.
Автору Матрена понравилась. Он писал: «У нее была лучезарная улыбка». Не только за эту улыбку писатель любил Матрену, но и за ее веселость, энергичность и оптимизм. Ведь все-таки Матрене досталась нелегкая судьба. Она потеряла шестеро детей. Игнатич свыкся с ней, ее образом жизни, привычками.
Писатель видел в Матрене лучшие ее качества и, в отличие от сельчан, мог по достоинству их оценить, потому что был он «нездешний». Хотя автор и привык к Матрене, он до конца так и не понял, почему ее недолюбливали жители.
В завершении рассказа автор назвал Матрену человеком, без которого не может жить село. Матрена составляла неотъемлемую часть села. Всем она пыталась помочь. Сама могла себя погубить, чтобы вытащить из беды другого. Ее чувства были искренними, и поэтому можно ее назвать праведником.

От администрации сайта

Александр Солженицын известен тем, что смело отображал современную ему действительность в своих произведениях. Автор считал, что русское общество стало постепенно терять свои корни, свою духовность – и поэтому создал образ «последней праведницы» в рассказе .

Это название появилось не сразу, вначале заглавие звучало так: «Не стоит село без праведника». Автор изменяет название по совету коллеги, который счел, что первый вариант сразу раскрывает идею рассказа, не сохраняя интриги.

Главная героиня – , добрая деревенская женщины преклонных лет, которая давно живет одиноко. Как-то к ее двору приходит бывший заключенный и становится постояльцем. В основном читатели узнают о героиня благодаря его рассказам и выводам.

Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрёна – праведница? Конечно же, да! Кто такой праведный человек? Это благочестивый и часто блаженный человек. Матрёна бескорыстно помогает другим людям, никому не желает зла, хотя сама часто попадает в опалу. Односельчане относятся к Матрёне пренебрежительно, смеются над ее бескорыстием, считая это проявлением глупости.

Главной героине шестьдесят лет, живет одиноко в обветшавшем доме. Женщину упрекают в том, что она не старательно следит за чистотой. Но когда ей это делать? Если при первой просьбе она бежит помогать другим: копать чужой огород. Да и следить за чистотой пустого дома вряд ли ей кажется чем-то необходимым. Ситуация немного изменяется, когда появляется постоялец Игнатьич. Теперь она встает очень рано, чтобы приготовить ему еду, прибирается в доме.

Молодость героини тоже не была легкой. Она надеялась на счастливую жизнь с любимым мужчиной, но случай распорядился иначе, сведя ее с другим человеком. Согласившись на нежеланный брак, Матрёна уже обрекла себя на страдания. К тому же, спустя время в деревню возвратился , ее возлюбленный. Он не смог понять и простить женщину. А Матрёна чувствовала свою вину перед ним и даже взяла на воспитание его дочь Киру.

Все, что имела героиня – это коза, фикусы и колченогая кошка, которую она взяла к себе из жалости. Но, ни бедность, ни неприятности, не озлобили женщину. Она сохранила в себе очень важное качество – это гуманизм. В помощи людям она видела свое предназначении и за труд не брала денег, в которых так нуждалась. Люди обращались к Матрёне, но за глаза смеялись с нее. Бескорыстие героини они считали слабоумием, ведь сами давно погрязли в мелочности и корыстности.

Главная героиня – это образ праведницы, которая живет, помогая людям, которые ее презирают. Да и за свое добро она не ждет ответного добра. Так как она по-настоящему добропорядочна.