Пираты на краю света: Сундук со спецэффектами. Как снимали "Пиратов Карибского моря"? Визуальные эффекты, актеры и роли, интересные факты В бананово-лимонном Сингапуре

Для картины «На краю света» Джон Нолл и его команда сделали 3000 планов со спецэффектами. Технология создания образа пиратского капитана Дэйви Джонса с бородой из движущихся щупальцев была усовершенствована: на студии ILM придумали новую технологию для motion capture. Система под названием Imocap позволяла записывать данные со специального костюма без особо оборудованной студии и с помощью всего двух видеокамер. В «На краю земли» экипаж Дэйви Джонса получил пополнение; новые герои так же напоминают разнообразные формы морской жизни, как и старые


Новые члены команды капитана Джонса


Идея синих мячиков, превратившихся после вмешательства компьютерной графики в крабов, принадлежала Гору Вербински. Синими они были по той же причине, что и синие экраны: равномерно освещенный задний план декорации компьютер преображает в воду, ураган или что-либо еще


Ни одно членистоногое не пострадало




По количеству мест в мире, где шли съемки, фильм «Пираты Карибского моря. На краю света» обогнал «Сундук мертвеца». Помимо живописного острова Сент-Винсент в Вест-Индии, пляжей Доминиканской Республики, островов Экзумас и Большая Багама, которые мы уже видели на экране раньше, съемки велись в разных уголках Южной и Центральной Калифорнии и на Гавайях; поля айсбергов для картины снимали в Гренландии, водяные феерии — на Ниагарском водопаде. «Я хочу повести зрителя в те места, где он еще не был», — говорит режиссер фильма Гор Вербински.

В бананово-лимонном Сингапуре

Однако не все новые для зрителей и веселых пиратов места снимали на натуре. По воле сценаристов героев заносит в Сингапур, где они встречают пиратского капитана Сяо Феня (Чоу Юнь-Фат). Сингапурский сюжет, который начинался как абстрактная ремарка, занимающая всего одну строчку в плане сценария, разросся до гигантских пропорций — в сложнопостановочный эпизод в очень непростых декорациях.

Все декорации Сингапура начала XVIII века построили в павильоне студии Universal. «О жизни Сингапура до XIX века почти не сохранилось документов, — объясняет художник-постановщик Рик Хайнрикс. — Поэтому нам пришлось отталкиваться от образов других китайских городов. Дав волю своей фантазии, мы создали нечто в китайско-малайзийском стиле; это наше видение тогдашнего Сингапура».

Декорация была воздвигнута поверх водного резервуара размерами примерно 25 м на 40 м и состояла из сорока отдельных построек. В состав декорации входили гавань, застроенная соломенными хижинами и домиками на сваях, и фрагмент города с рынком, прилегающей улицей и большой купальней, где собираются местные пираты. «Купальня — это образец чудовищной гигиены тех лет, высмеивающий нынешнюю моду на грязевые ванны и лечебные курорты», — объясняет Хайнрикс. Его коллега, художник-декоратор Черил Карасик, работала над тем, чтобы наполнить павильонный Сингапур настоящей жизнью — корзинами, едой, китайскими фонариками, расписными свитками, развешанным бельем. Все это было сделано из ротанга, бамбука, дерева и пальмовых листьев, совсем как в Южной Азии. «Еще там было много укромных уголков, аптечных лавок и гончарных мастерских. Все интерьеры должны были быть готовы, потому что никто не знал заранее, где нашему режиссеру могло прийти в голову снимать», — говорит Карасик. А вот жаркий и влажный сингапурский климат даже имитировать не пришлось: вода в резервуаре в сочетании с жаром от огромных осветительных приборов отлично создавала нужный эффект — присутствовал даже легкий туман над водой.

Драка в купальне

Встреча героев с китайскими пиратами в купальне заканчивается грандиозной дракой, в которой участвуют две с лишним сотни человек — пираты, солдаты и жители города. Драка выплескивается на улицы, а оттуда — на деревянные мостки, ведущие к гавани. Для подготовки этой сцены постановщик трюков Джордж Маршалл Рудж набрал в каскадерскую группу мастеров восточных боевых искусств.

Сложность сцены в купальне заключалась в том, что трюковая хореография была привязана к ограниченному пространству, заполненному людьми и предметами. «У нас в буквальном смысле не было места для ошибок: повсюду летали пули и клинки», — вспоминает Рудж. Кроме того, в павильоне было очень скользко и изо всех щелей поднимался пар, скрывавший дерущихся. Когда действие переместилось на улицы Сингапура, возникла другая проблема: драчуны должны были балансировать на узких деревянных мостках. Каскадерам приходилось падать в воду с высоты 2−4 м, причем глубина воды в этом месте составляла лишь около метра — а дальше шел цементный пол.

В битве участвовали не только люди, но и животные. Звездой среди них, безусловно, была обезьянка Джек, роль которой, как и в предыдущих фильмах, по очереди исполняли хвостатые актеры Пабло и Чикита. В одном из эпизодов сражения Джек должен был нарядиться в китайский костюм, стащить «римскую свечу» и запустить ее в воздух. «Как мы намучились с этой сценой! — вспоминает дрессировщик Марк Харден. — На нее ушло целых 66 дублей».

Тонкости кораблестроения

К третьим «Пиратам» знаменитая «Черная жемчужина» капитана Джека Воробья не на шутку похорошела. «Мы сделали из нее красавицу», — говорит Рик Хейнрикс. Новая «Жемчужина» построена поверх 35-метровой дизельной лодки, по бокам которой подвешены панели, придающие ей изящные формы корабля XVIII века. На носу установили дополнительный двигатель, благодаря которому корабль мог резко поворачиваться и быстро маневрировать в открытом море. Во время съемок «Черная жемчужина» наконец-то смогла выйти в море по‑настоящему и с честью выдержала испытание, добравшись своим ходом от Багамских островов до Лос-Анджелеса.

Кроме «Черной жемчужины» для фильма было построено еще несколько кораблей. Над ними работали не только художники-декораторы, но и инженеры. Самыми необычными из всей флотилии были китайские джонки «Императрица» и «Хай-Пен». «Императрица» — это флагман флотилии Сяо Феня, и создатели фильма сравнивают корабль с павлином: его капитан, очевидно, очень ценит пышность и богатство. Правда, актер Чоу Юн-Фат не сумел в полной мере насладиться красотой своего временного обиталища. «Я вырос в крестьянской семье и никогда не плавал на кораблях, — рассказывает он. — Поэтому на борту ‘Императрицы" у меня немедленно началась морская болезнь».

Другой флагман, корабль «Эндевор» Ост-Индской торговой компании, построили на Багамских островах только частично: недостающие фрагменты были добавлены позже с помощью компьютерной графики.

В водовороте

Грандиозное сражение между пиратской армадой и флотилией Ост-Индской компании съемочная группа окрестила «Мальстрёмом» — поскольку боевые действия развиваются внутри урагана невероятной силы. Съемки этой сцены происходили в гигантском ангаре в окрестностях Лос-Анджелеса. Макеты «Черной жемчужины» и «Летучего голландца» водрузили на сложные подвижные платформы. «В этом фильме мы сделали то, чего раньше в кино никто не делал, — рассказывает Джон Фрейзер, работавший над спецэффектами к этой сцене. — Мы приподняли корабли на 4,5 м над землей и поставили каждый из них на две опоры, на носу и на корме». Манипуляции с опорами помогали раскачивать корабли вверх и вниз — что, по мнению Фрейзера, идеально имитирует настоящие движения корабля в океане. Управление платформами и опорами было компьютеризировано.

На потолке ангара была установлена разветвленная система труб, которая в соответствующие моменты должна была обрушивать проливной дождь на корабли и головы актеров, каскадеров и съемочной группы. Вентиляторы выдували ветер, который достигал скорости более 160 км/ч. Размер капель дождя был тщательно подобран — Джон Фрейзер несколько недель тестировал дождевые насадки на трубах, подбирая ширину отверстий, из которых лилась вода. «Ну а потом нам пришлось снова поменять размеры, потому что в сценах, где актеров снимают крупным планом, на людей не должны падать гигантские капли», — говорит Фрейзер. В итоге насадки варьировались в зависимости от снимаемой сцены.

«Дождевая» вода поступала из резервуаров за пределами ангара, где ее подогревали и очищали. Обрушившись на съемочную площадку, вода проливалась в специальные водосборники под полом и отправлялась назад в резервуары — и все повторялось заново. Каждую минуту на корабли выливались десятки тысяч кубометров воды. Режиссер Гор Вербински и его команда носили водонепроницаемые плащи. Актерам и каскадерам повезло меньше. Художник по костюмам Пенни Роуз рассказывает, что высокие пиратские сапоги так быстро наполнялись водой, что пришлось прорезать дырки в подошвах и раздать актерам специальную обувь для скуба-дайвинга — носить под сапогами. «Ты наряжаешься, а потом надеваешь под платье гидрокостюм, который сильно затрудняет походы в туалет, — описывала происходящее на съемках Кира Найтли. — После этого включается дождь, и уже через десять секунд ты промокаешь до нитки! Дождь такой сильный, что порой вокруг буквально ничего не видно. В разгар сражения корабли сильно кренятся, и это означает, что ты бежишь наверх, орудуешь шпагой под тропическим ливнем, и все это в сопровождении целой толпы операторов». «Я бы назвал это не актерской игрой, а борьбой за выживание», — вторит Орландо Блум.

Синие мячики

Экипажи «Черной жемчужины» и «Летучего голландца» воевали в окружении гигантских синих экранов — недостающие элементы разбушевавшейся стихии добавляли позже на компьютере. «Снимать все это на натуре было бы невозможно», — говорит Джон Нолл из студии Industrial Light & Magic, который работал над спецэффектами для всей «пиратской» трилогии. Гигантский водоворот, пенные буруны и захлестывающие волны в конечном счете уложились в 400 планов со спецэффектами.

Самый любопытный эффект в этой сцене, впрочем, к воде отношения не имеет. Глядя на экран, зрители видят сотни тысяч крабов, обрушивающихся на палубу «Черной жемчужины», как лавина. Во время съемок этой сцены, как легко догадаться, никаких крабов на площадке не было. Под потолок подвесили сети, набитые… легкими пластиковыми мячиками синего цвета. В нужный момент мячики посыпались на палубу к восторгу членов съемочной группы, которые немедленно вышли из своих ролей и принялись швыряться друг в друга. Мячикам предстояло превратиться в шустрых пугливых крабов, созданных на компьютере.

«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки».
(Pirates Of The Caribbean: Dead Men Tell No Tales).

MPC, Работа над спецэффектами.
Первыйя ролик демонстрирует рабочий процесс специалистов из студии Moving Picture Company, которая создала более 1200 тщательно проработанных сцен со спецэффектами для последнего фильма франшизы «Пираты Карибского моря».

Студия Moving Picture Company, или MPC, работала над такими фильмами, как «Бегущий по лезвию 2049», «Чудо-женщина», «Чужой: Завет», «Призрак в доспехах», «Книга джунглей», «Марсианин» и десятками других замечательных лент. Рабочий штат студии насчитывает сотни специалистов в самых разных областях. Над спецэффектами для картины «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» одновременно трудились более 700 человек, работающих в филиалах студии в нескольких странах.

Удивительно, но 1200 сцен со спецэффектами, над которыми трудилась студия MPC - это лишь малая часть того, что увидел зритель на большом экране. Ведь всего к работе над фильмом были привлечены целых 14 разных студий, занимающихся эффектами и CG-графикой. Думаю, что многие из вас верят, что однажды компьютерные актёры всё-таки смогут заменить на экране живых людей. И определённые предпосылки к этому есть уже сегодня.

Однажды мы уже рассказывали вам о том, как художники возвращают к жизни умерших голливудских звёзд. Художникам и аниматорам осталось лишь победить эффект «зловещей долины»* и тогда перед ними откроются огромные возможности. Кстати, в том же «Бегущем по лезвию 2049» этот эффект был практически незаметен, что очень важно для эволюции компьютерной графики.

*Эффект «зловещей долины» (англ. uncanny valley) - гипотеза, по которой робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей.



Американский режиссёр Гор Вербински дебютировал в большом голливудском кино в 1997 году с выходом на экраны семейной ленты «Мышиная охота». Добрый фильм о милом зверьке, превращающем жизнь двух братьев-лоботрясов в сущий кошмар, прекрасно выступил в кинопрокате и заработал лестные отзывы в прессе.

Мировые кассовые сборы «Мышиной охоты» составили $122 млн при производственном бюджете $38 млн.


Финансовый успех позволил Гору Вербински прекратить снимать рекламные ролики для ведущих мировых брендов, например, для Nike и Coca-Cola, и сосредоточиться на кино. Таким образом, Вербински стал ещё одним режиссёром, которому удалось из мира рекламного видео сделать шаг в сторону большого кино. В нулевые подобное развитие карьеры, вряд ли, кого-то удивит, тот же Зак Снайдер («Человек из стали»), Джозеф Косински («Обливион») и Руперт Сандерс («Белоснежка и охотник») сначала проявили себя в рекламном бизнесе, но в 90-е подобный трюк удавался немногим.

Кадр из фильма «Мексиканец», в котором главные роли исполнили Брэд Питт и Джулия Робертс


Вслед за «Мышиной охотой» Гор Вербински снял авантюрную мелодраму «Мексиканец» (2001) и хоррор «Звонок» (2002). «Мексиканец» не стал событием в мире кино, несмотря на Брэда Питта и Джулию Робертс в главных ролях, зато «Звонок» сорвал большой куш, породив моду в Голливуде на ремейки японских фильмов ужасов. При этом до сих пор «Звонок» Вербински остаётся самой кассовой картиной из их числа.Талантливого и успешного в абсолютно разных жанрах режиссёра вскоре приметил продюсер Джерри Брукхаймер («Армагеддон»), который сыграл важную роль в утверждении Вербински в качестве постановщика «Пиратов Карибского моря». Именно этот проект стал судьбоносным не только в карьере Гора Вербински, но и исполнителя главной роли Джонни Деппа, который, наконец, закрепил за собой статус суперзвезды.

«Пираты Карибского моря» стали третьим по кассовым сборам фильмом 2003 года в североамериканском прокате, заработав более $305 млн.


Зрителю полюбился главный герой Джек Воробей и пришлись по душе зрелищные сцены, наполненные иронией, изрядно приправленной чёрным юмором. «Пираты Карибского моря» также примечательны тем, что положили начало длительному сотрудничеству Вербински и студии визуальных эффектов ILM. В преддверии выхода иронического вестерна «Одинокий рейнджер», также созданного силами художников ILM, мы решили разобрать несколько эффектных сцен популярной киносерии о пиратах.

Дублированный трейлер фильма «Одинокий рейнджер». Этот вестерн сделала команда создателей трилогии «Пираты Карибского моря».

«Пираты карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины»

Производственный бюджет: 140 млн
Мировые кассовые сборы: $654,2 млн
5 номинаций на премию «Оскар»: лучший звук и монтаж звуковых эффектов, лучшая мужская роль года, лучшие визуальные эффекты и грим
более 300

Красавица Элизабет получает в подарок таинственный золотой медальон, который приносит ей и её другу Уиллу Тёрнеру сплошные несчастья - ведь он проклят пиратами Карибского моря. Пропажа медальона из их сокровищницы вынуждает полуистлевших скелетов во главе с капитаном Барбоссой пойти штурмом на Порт-Ройал и вернуть драгоценность вместе с заложницей - дочерью губернатора острова, Элизабет. Отважный пират капитан Джек Воробей снаряжает команду, чтобы поквитаться с разбойниками и вернуть себе корабль, который похитил Барбосса. Уилл с радостью присоединяется к команде, и они вместе отправляются навстречу приключениям.

Кадр из фильма «Пираты карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины». Роль «Перехватчика» сыграло декорированное судно «Леди Вашингтон».


Съёмки фильма проходили в Калифорнии и на островах в Карибском море. Значительная часть сцен действия разворачивается на кораблях. В съёмках приняли участие три судна разной степени готовности, которые пришвартовали близ острова Сент-Винсент, где были построены декорации трёх пирсов и заднего двора Порта-Рояль и Тортуги. Корабли «Чёрная жемчужина» и «Разящий» представляли собой декорированные баржи. Все недостающие части и узлы художники смоделировали на компьютере. «Перехватчик» оказался единственным полноценным кораблём, не требовавшим компьютерного моделирования.

В открытом море снимали только шесть дней из-за производственных ограничений.


Англоязычный трейлер фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины»

Мёртвые пираты

Трансформация Барбоссы в мертвеца. GIF-изображение взято с сайта vfxworld.com


Полуистлевшие скелеты создавались на компьютере трёхмерщиками студии ILM. Им было поручено сделать невидимым переход от актёра, игравшего пирата, к образу иссохшего мертвеца. В общей сложности над выполнением этой и других задач работали 200 специалистов, в том числе 25 аниматоров. Чтобы эффект трансформации сработал, художники тщательным образом воссоздавали внешний облик пирата в графике, не забывая ни про один из предметов одежды. Базовой программой для моделирования и анимации стал 3D-редактор Maya. Композитинг и ротоскопинг (покадровая обработка - прим. авт.) делались в программах собственной разработки.

Сцена сражения моряков с мёртвыми пиратами в пещере, когда в лунном свете они превращаются в скелетов, снималась дважды. В первом случае в кадр попадали все актёры, во втором - только моряки, «рубившиеся» с воображаемым противником. Позднее, пустое пространство заполнялось скелетами. Визуальные эффекты в картине «Пираты Карибского моря» совершенно заслуженно были отмечены номинацией на премию Американской киноакадемии.

В демонстрационный ролик вошли кадры создания компьютерной модели усохшего Джека Воробья. Исходное видео взято из документального фильма ILM: creating impossible.

«Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»

Производственный бюджет: $225 млн
Мировые кассовые сборы: $1,06 млрд
Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты и три номинации : лучшая работа художника-постановщика, лучший звук и звуковые эффекты
Количество планов с эффектами: более 600

Капитану Джеку Воробью, Уиллу Тёрнеру и его невесте Элизабет Суонн приходится отправиться в новое захватывающее дух приключение, потому что жизни Джека грозит опасность - за его головой охотятся пираты-призраки во главе с легендарным Дэйви Джонсом. Все дело в том, что когда-то Джек задолжал Дэйви кое-что, а точнее свою душу.

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца». Один из компьютерных персонажей ленты


После неожиданного колоссального успеха фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины», вторая часть без преувеличения стала главным голливудским фильмом 2006 года. И «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» не разочаровали, подарив два с половиной часа безудержного веселья, сопровождаемого удивительными визуальными эффектами, невероятными трюками и живописными видами тропических островов. Несомненно, Вербински удалось сохранить и передать дух авантюризма первой картины серии.

Блокбастер заработал $135,6 млн за первые три дня проката, показав лучший старт в истории кино на тот момент.


Бюджет картины вырос до $225 млн, вместе со сметой также увеличился масштаб и градус действий, усложнились спецэффекты и трюки. Основным подрядчиком по созданию визуальных эффектов вновь стала студия ILM.

Трейлер фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»

Кракен

Кульминацией фильма служит сцена с появлением из-под воды гигантского осьминога Кракена, которого бросает в атаку на «Чёрную жемчужину» Дэйви Джонс. Моделлеры, как и в случае с персонажем Билла Найи, создали существо, опираясь на рисунки Крэша МакКрири. Детализация осуществлялась в программе ZBrush, а текстуры рисовались в Viewpaint.

Образцом послужила мокрая шкура носорогов и слонов, а также вид кожи со шрамами и струпьями.


Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца». Джек Воробей сражается с компьютерной моделью Кракена


Кракен обладал щупальцами трёх видов: «крушители» - самые большие и мощные, способные разломить корабль надвое; «захлёстыватели» для крушения мачт и «похитители», загребавшие людей. Разумеется, осьминогообразное существо было воплощено в графике, но для имитации конечностей Кракена на площадке кинематографисты использовали огромные синие трубы с цементом внутри. Технический персонал опускал и поднимал их при помощи кранов, и судно разламывалось. К слову, почти во всех кадрах с нападением Кракена на корабли фигурируют макеты. Доски ломались физическими средствами. Визуальные эффекты лишь усиливали зрительный эффект. Компьютерная модель «Чёрной жемчужины» демонстрируется только на общем плане, когда Кракен наносит завершающий удар и утаскивает судно под воду. Титанический труд аниматоров и художников по графике был вознаграждён премией «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

Студия ILM удостоилась золотой статуэтки спустя 12 лет после триумфа «Форреста Гампа».


Ролик знакомит с процессом создания Кракена - на площадке и с помощью компьютера.

«Пираты Карибского моря: На краю света»

Производственный бюджет: $300 млн
Мировые кассовые сборы: $963 млн
Две номинации на «Оскар»: лучшие визуальные эффекты и грим
Количество планов с эффектами: более 900

Уилл, Элизабет и капитан Барбосса отправляются на край земли, чтобы вытащить Джека Воробья из тайника Дэйви Джонса. Но это только начало их очередного головокружительного приключения. Ведь прежде, чем Уилл и Элизабет дадут друг другу клятву верности, друзьям предстоит сразиться с Дэйви Джонсом и победить лорда Беккета.
Третий фильм пиратской киносерии вышел спустя год после феноменального успеха второй картины. В заключительной части киносерии, снятой Гором Вербински, действуют те же персонажи, которые создавались по той же технологии, что для предыдущей ленты.

Шторм

Актёров снимали на корабле в павильоне на синем хромакейном фоне. GIF-изображение взято с сайта vfxworld.com


Внимания заслуживает эпическое морское сражение во время сильного шторма. Эпизод практически полностью был создан в графике. Лишь кадры с актёрами на крупных и средних планах снимались в павильоне на синем фоне, который впоследствии подменяли пугающими видами бушующего океана.

Студия ILM применила систему Plume для имитации океанской воды, волн, пузырей, брызг и пены. До сих пор эта сцена остаётся в числе наиболее сложных для воплощения из-за огромного объёма данных, которые «переварили» компьютеры студии.

Дублированный трейлер фильма «Пираты Карибского моря: На краю света»

Эпизод сражения во время шторма занял 103 террабайта дискового пространства. Каждый вечер на полную мощь запускались несколько тысяч процессоров для обсчёта кадров.


Сцена шторма делалась в графике. GIF-изображение взято с сайта vfxworld.com


Трилогия «Пираты Карибского моря» вошла в историю кино в качестве одной из самых успешных приключенческих киносерий. Впоследствии студия Disney и Джерри Брукхаймер выпустят четвёртую картину, но уже с другим режиссёром. Этот проект также окупится, но за счёт сборов в мировом прокате. Тем временем, Гор Вербински не выпал из кинопроцесса, он сделал анимационный фильм «Ранго» и получил «Оскар». Примечательно, что «Ранго» стал первым полноценным кинопродуктом студии ILM, поскольку до этого она выступала как сервисная компания по созданию эффектов. Отдохнув друга от друга, Вербински, Брукхаймер и Disney вскоре вновь объединились, чтобы снять иронический вестерн «Одинокий рейнджер» в надежде повторить «пиратский» успех. Но эта история заслуживает отдельного рассказа.

По материалам: Fxguide, Cinefex и Vfxworld