Перцевая людмила. Кого было принято называть «недорослем»? Кого сейчас называют недорослями

В России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века - госпожа Простакова, управляющая всем и всеми - в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана - на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Недоросль - молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей - документов, разрешающих вступление в брак .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 г. после возвращения из Франции, где он провел около полутора лет, знакомясь с юриспруденцией, философией и социальной жизнью страны, давшей миру передовые просветительские доктрины. Работа над "недорослем" займет у писателя около трёх лет и будет окончена в 1782 г. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику.

    Действующие лица

    • Простаков - глава семейства. Сам по себе человек «маленький» и слабый. Во всем старается угодить своей жене: «При твоих глазах мои ничего не видят» - говорит он в начале произведения, когда она спрашивает про кафтан. Любит сына. «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истинно не верю, что он мой сын». Не умеет читать. Когда его просят прочитать письмо, присланное Софье, он только отвечает: «Мудрено».
    • Госпожа Простакова - жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнает о её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.
    • Митрофан - сын их, недоросль. Довольно расхлябанный мальчик.
    • Еремеевна - «мама» (то есть кормилица) Митрофана.
    • Правдин - государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнает о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у неё имение в пользу государства.
    • Стародум - дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье.
    • Софья - племянница Стародума, честная, приличная, образованная и добрая девушка.
    • Милон - молодой офицер, возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение.
    • Скотинин - брат госпожи Простаковой. Хочет жениться на Софье. Любит свиней.
    • Кутейкин - бывший семинарист, учитель Митрофана.
    • Цыфиркин - отставной сержант, учитель Митрофана.
    • Вральман - немец, бывший кучер, но выдает себя за ученого. Нанят, чтобы учить Митрофана «по-французски и всем наукам», но на самом деле ничему не учит, а только мешает другим учителям.
    • Тришка - портной-самоучка.
    • Слуга Простакова.
    • Камердинер Стародума.

    Постановки

    Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.

    Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр , он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И. А. Дмитревский , Правдина - К. И. Гамбуров , Цыфиркина - А. М. Крутицкий , Скотинина - С. Е. Рахманов . О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при её первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков» .

    Успех «Недоросля» был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета . Появилось множество любительских постановок .

    В 1926 году режиссёр Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины» по мотивам.

    Значение комедии

    Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями - от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы - непреходяще:

    • «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь).
    • «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В. Г. Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль»).

    Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал "Друг честных людей, или Стародум", получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано» играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.

  • Благодаря «Недорослю» имя Митрофанушка , как и само слово недоросль , стало нарицательным для невежды, неуча или недоучки.
  • Произведение было написано в д. Стрелино (ныне Солнечногорский район Московской области).
  • В материалах для журнала "Друг честных людей, или Стародум" имеются два письма, представляющие собой сюжетное продолжение "Недоросля": письмо Софьи Стародуму с жалобой на то, что Милон женился на ней и вскоре изменил ей, влюбившись в "презрительную женщину", и ответное письмо Стародума, утешающего племянницу.
  • Тест на «4» и «5»
    Тест по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

    1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

    А. реализм В. сентиментализм Б. классицизм Г. романтизм

    2.Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии?

    А. теория «триединства» В. любовная интрига

    Б. «говорящие» фамилии Г. односторонность характеристики героев

    3.Какой социальный тип не представлен в комедии?

    А. дворянские интеллигенты В. столичные вельможи Б. провинциальные помещики Г. крепостные крестьяне

    4.Недорослем во времена Фонвизина назывался…:

    А. главный герой комедии Б. подросток 15-17 лет В. ленивый, ограниченный, невежественный человек Г. дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.

    5.Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

    А. воспитания и образования В. любовная Б. обличения невежества Г. борьба с самодержавием

    6. Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?

    А. Вральман В. Кутейкин Б. Цыфиркин Г. Простакова

    7. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это…

    А. неповоротливый лентяй Б. безвредный невежа и обжора В. жестокий, неблагодарный и

    бездушный невежда Г. молодой барич, невоспитанный и не желающий учиться

    8. Выберите НЕВЕРНОЕ продолжение фразы: «Недоросль» - это первая социально – политическая комедия, в которой…

    Б. показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери»

    В. главная идея – необходимость воспитания души Г. автор призывает к отмене крепостного права.

    А. Стародум В. Милон Б. Простаков Г. Правдин

    10.Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:

    1. «Не хочу учиться, хочу жениться» 2. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»

    3. «Между свиньями я сам всех умнее» 4. «Тиранствовать никто не волен» 5. «При твоих глазах мои ничего не видят» 6. «Вот злонравия достойные плоды!»

    А. Правдин Б. Стародум В. Простакова Г. Митрофан Д. Скотинин Е. Простаков

    ____________________________________________________________________________

    11.Кто написал о Фонвизине слова: «Сатиры смелой властелин блистал Фонвизин, друг свободы...»?

    1) Пушкин 2) Гоголь 3) Баратынский 4) Державин
    12. Где происходит действие в комедии «Недоросль»? 1) в деревне 2) в городе 3) в горах 4) в лесу

    13. Кто учил Митрофана математике? 1) Стародум 2) Цыфиркин 3) Вральман 4) Кутейкин
    14. Кто из героев комедии автор слов: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
    1) Милон 2) Митрофан 3) Правдин 4) Цыфиркин
    15. Кто сшил кафтан Митрофану? 1) Простакова 2) Кутейкин 3) Тришка 4) Еремеевна

    16. Кто такая Софья? 1) нянька Митрофана 2) служанка 3) племянница Стародума 4) дочь Милона

    17. Как обзывает госпожа Простакова Тришку? 1) дурень 2) растяпа 3) лентяй 4) скот

    18. Брат Простаковой 1) Стародум 2) Милон 3) Правдин 4) Скотинин

    19. Каких птиц уважал Митрофан? 1) голубей 2) сорок 3) грачей 4) воробьёв

    20. Куда уехал Стародум? 1) в Сибирь 2) в Питер 3) в Москву 4) в Горький

    21. Кто учил Мирофана грамоте? 1) Вральман 2) Кутейкин 3) Правдин 4) Еремеевна

    22. Национальность Адама Адамовича Вральмана 1) русский 2) немец 3) татарин 4) француз

    23. Где родился Правдин? 1) в деревне 2) в Петербурге 3) в Москве 4) в Сибири

    24. Чьи слова: «Начинаются чины - перестаёт искренность»?

    1) Простакова 2) Правдина 3) Стародума 4) Скотинина

    25. Кому служил отец Стародума? 1) Екатерине 2) Александру 3) Николаю 4) Петру

    26. Какого писателя читала книгу Софья? 1) русского 2) английского 3) немецкого 4) французского

    Ответы к тестам по комедии Ф.И. Фонвизина «Недоросль»

    1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Г, 5-А,Б; 6-Г, 7-В, 8-Г, 9-А;

    1. - 1-г, 2-в, 3-д, 4-а, 5-е, 6-б.

    11. 1)

    13. 2)

    14. 2)

    15. 3)

    16. 3)

    17. 4)

    18. 4)

    19. 1)

    20. 1)

    21. 2)

    22. 2)

    23. 3)

    24. 3)

    25. 4)

    26. 4)

    Письменно ответьте на вопросы:

    1. Кто, по-вашему, виноват в том, что Митрофан неуч, невежа, грубиян?

    2. В чём, по-вашему, разница между образованием и воспитанием? Что важнее для формирования личности и почему?

    3. Чем интересна и поучительна комедия Д.И.Фонвизина сегодня?

    Тест на «3»

    1. Сколько лет Митрофанушке на момент событий в пьесе? 14 15 16 17

    2. Какую фамилию госпожа Простакова носила в девичестве? Правдина Зверева Волкова Скотинина

    3. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой? один два три четыре

    4. Кто из героев когда-то служил кучером Стародума? Тришка Кутейкин Скотинин Вральман

    5. Кто из героев особенно любит свиней? Тришка Скотинин Госпожа Простакова Простаков

    6. Кто из героев служил когда-то при императорском дворе? Стародум Милон Правдин Простаков

    8. Какой язык Вральман преподает Митрофанушке? немецкий английский французский итальянский

    9. Как зовут помещика Скотинина? Терентий Тарас Тимофей Тихон

    10. Как зовут крепостного крестьянина - портного Простаковых? Тришка Петрушка Сашка Мишка

    11. Откуда Стародум приезжает к Простаковым? Из Франции Из Сибири Из Польши Из Пруссии

    12. Накануне ночью Митрофан съел много: тортов варенья пирогов котлет

    13. Что вяжет Простакова в одном из эпизодов? носки кошелек шарф шапку

    Арифметике французскому языку немецкому языку грамоте

    15. Как зовут господина Простакова? Григорий Терентий Василий Петр

    16. Как зовут няню Митрофана? Евлампьевна Елисеевна Еремеевна Егоровна

    18. Куда в конце пьесы забирают Митрофана? На бал На службу На свадьбу В театр

    19. Кто из героев является дядей Софьи? Простаков Правдин Скотинин Стародум

    20. Портной Простаковых "плохо сшил" для Митрофана: Жилет Кафтан Панталоны Рубашку

    Тест по комедии "Недоросль" Д.И. Фонвизина

    1. Сколько лет Митрофанушке на момент событий в пьесе? 14 15 16 17

    2. Какую фамилию госпожа Простакова носила в девичестве? Правдина Зверева Волкова Скотинина

    3. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой? один два три четыре

    4. Кто из героев когда-то служил кучером Стародума? Тришка Кутейкин Скотинин Вральман

    5. Кто из героев особенно любит свиней? Тришка Скотинин Госпожа Простакова Простаков

    6. Кто из героев служил когда-то при императорском дворе? Стародум Милон Правдин Простаков

    7. Кто из героев становится женихом Софьи в конце пьесы?

    Скотинин Милон Митрофанушка Простаков

    8. Какой язык Вральман преподает Митрофанушке? немецкий английский французский итальянский

    9. Как зовут помещика Скотинина? Терентий Тарас Тимофей Тихон

    10. Как зовут крепостного крестьянина - портного Простаковых? Тришка Петрушка Сашка Мишка

    11. Откуда Стародум приезжает к Простаковым? Из Франции Из Сибири Из Польши Из Пруссии

    12. Накануне ночью Митрофан съел много: тортов варенья пирогов котлет

    13. Что вяжет Простакова в одном из эпизодов? носки кошелек шарф шапку

    14. Какому предмету обучает Митрофана учитель Кутейкин?

    арифметике французскому языку немецкому языку грамоте

    15. Как зовут господина Простакова? Григорий Терентий Василий Петр

    16. Как зовут няню Митрофана? Евлампьевна Елисеевна Еремеевна Егоровна

    17. Как зовут офицера, который останавливается с солдатами в деревне Простаковых?

    Правдин Стародум Милон Вральман

    18. Куда в конце пьесы забирают Митрофана? На бал На службу На свадьбу В театр

    19. Кто из героев является дядей Софьи? Простаков Правдин Скотинин Стародум

    20. Портной Простаковых "плохо сшил" для Митрофана: Жилет Кафтан Панталоны Рубашку

    Ответы на вопросы теста по комедии "Недоросль"

    1. 15 лет 2. Скотинина 3. три 4. Вральман 5. Скотинин

    6. Стародум 7. Милон 8. французский 9. Тарас 10. Тришка

    11. из Сибири 12. Пирогов 13. кошелек 14. грамоте 15. Терентий 16. Еремеевна 17. Милон 18. на службу 19. Стародум 20. кафтан


    Язык – отражение жизни. И если исчезает из жизни какое-то явление, исчезает и слово, его обозначавшее. К примеру, кто знает сейчас, что означает роскошное слово «тезоименитство»?

    Та же самая беда могла произойти со словом «недоросль». В 18-м веке недорослями называли молодых дворян, не закончивших образования. Такие молодые люди не могли поступить на государственную службу и, что не менее существенно, не могли получить свидетельство о совершеннолетии, которое называлось венечной памятью. Без такого свидетельства нельзя было жениться – попы не венчали. Так что – хочешь, не хочешь – а учиться приходилось.

    Молодых людей учили в родных домах наемные учителя. Это то воспитание, про которое сказал А.С.Пушкин:

    Мы все учились понемногу

    Чему-нибудь и как-нибудь

    В 19-м веке на смену такому патриархальному обучению пришла система государственного образования. Стали открываться гимназии. Те, кого раньше называли «недорослями», стали именоваться гимназистами. Гимназистов обучали по единым программам. По окончании гимназий молодые люди получали документ об образовании единого образца – аттестат зрелости. Как видим, понятие об общественной зрелости (в том числе, и половой) накрепко увязали с получением образования.

    С распространением гимназий домашнее образование практически полностью исчезло. Исчезли и молодые люди, учившиеся непонятно чему непонятно у кого и непонятно сколько лет. Соответственно и слово «недоросль» должно было кануть в небытие.

    Должно было, но не кануло. Благодаря пьесе Д.И.Фонвизина слово «недоросль» стало нарицательным.

    Главный герой фонвизинской комедии, тупой и грубый юноша Митрофан Простаков, не желает выучить даже тот минимум, который преподают ему не слишком грамотные домашние учителя. Главный учитель для него – его матушка, госпожа Простакова (в девичестве Скотинина). Но она учит своего сына только наглости и грубости. От сего происходят все проблемы, которые, однако, по ходу пьесы разрешаются. Как и положено в классицистической пьесе, добро торжествует, Митрофан и госпожа Простакова наказаны, и возглашается им справедливый приговор: «Вот злонравия достойные плоды!»

    Благодаря пьесе «Недоросль» еще во времена Д.И.Фонвизина это слово, а вместе с ним и имя «Митрофанушка» стали обозначать плохо образованного и дурно себя ведущего молодого человека. То есть, стало именем нарицательным. Благодаря своему второму смыслу

    слово «недоросль» дожило до наших дней. Нет-нет, да и припечатаем мы какого-нибудь весьма взрослого обалдуя прозвищем недоросля. Нет-нет, да и назовем Митрофанушкой.

    «Недоросля» ставят на сцене и сегодня. И, как ни странно, самыми живыми персонажами в спектаклях являются персонажи отрицательные. Почему? Да потому что актерам, их играющим, есть что играть. Тем же, кому досталось исполнять роли абсолютно положительных Стародума, Правдина, Милона и Софьи никаких других возможностей, кроме как быть рупором прогрессивных (по мнению Фонвизина) идей, автор не оставил. Вот и получается, что зритель запоминает недоросля Митрофанушку и даже малость ему сочувствует. Ну как не пожалеть великовозрастного обормота, у которого меж ног уже чешется, а жениться не позволяют? «Не хочу учиться, а хочу жениться» – это явный и чистосердечный крик души.

    Социалистический реализм своим настойчивым стремлением всех научить правильной жизни очень напоминал классицизм. Но прямое и занудное менторство отвращало зрителя от тогдашних современных пьес, а актерам не давало разыграться. Играть было нечего и некого! Молодые актеры позволяли себе «разгуляться» разве что представляя отрицательных персонажей. В кинофильме по довольно унылой пьесе А.Софронова «Стряпуха» обращали на себя внимание красавица Светлана Светличная и В.Высоцкий, играющий не вполне положительного героя.

    Как и во всех пьесах, написанных в стиле классицизма, в «Недоросле» все способствовало продвижению к зрителю главной идеи. На это работали и «говорящие» фамилии, и «говорящие» имена. Митрофан – тоже «говорящее» имя. В переводе с греческого оно означает «матерью явленный». Какого матушка воспитала, такого и получила. «Вот злонравия достойные плоды!»

    Широко распространена литературная легенда о том, что пьеса Д.И.Фонвизина хоть немного, но свою воспитательную задачу выполнила. Согласно этой легенде прообразом Митрофанушки в «Недоросле» был 18-летний Алексей Оленин, ведший жизнь легкомысленную и совсем не собиравшийся служить государю хоть в статской службе, хоть в военной. Узнав себя в пьесе Фонвизина, молодой человек застыдился и немедленно свою жизнь изменить возжелал. Он принялся за учебу и достиг в этом больших результатов. Алексей Николаевич Оленин (1763 -1843) стал одним из самых образованных людей своего времени. В конце жизни он стал президентом Академии художеств и директором публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. Литературоведы говорят, что это только легенда. Художественный вымысел.

    Но если уж говорить о художественном вымысле, то мы знаем произведение, являющее весьма живой пример того, что Митрофан Простаков вполне еще мог бы исправиться, если приставить его к хорошему делу. Это произведение – «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Главный герой этой повести, Петруша Гринев в первой главе похлеще, чем Митрофан груши околачивает. Но затем попадает в армию и попадает на войну, причем на войну самую поганую, подавление крестьянского и казачьего бунта. И здесь становится героем и находит любимую девушку, которая сама в нужную минуту проявила решительность и спасла любимого если не от виселицы, то уж от каторги точно.