Осеева синие листья чему учит. Синие листья – Валентина Осеева


Книга приведена с некоторыми сокращениями

1. Домашнее задание учитель проверяет следующим образом: сидящие рядом учащиеся взаимно проверяют друг друга, один из учащихся указывает своему соседу какую-либо картинку и просит его прочитать соответствующую часть рассказа. Потом точно так же поступает его сосед. Такая проверка может быть проведена учителем.
2. Далее учащиеся читают новый рассказ В. Осеевой - «Синие листья». Учитель просит детей обратить внимание на название рассказа:
- Не удивляет ли вас название рассказа? Прочитайте его и подумайте, почему же листья иногда бывают синими.
3. После того как рассказ прочитан, дети обмениваются первыми впечатлениями, а затем идет перечитывание текста в соответствии с заданиями, помещенными в учебнике.
3-й вопрос нацеливает на составление элементарной характеристики двух девочек. Поэтому учитель должен помочь детям найти слова, которые позволят им лучше представить Лену и Катю.
Если подготовительная работа не проводится, то учащиеся отвечают очень однозначно, что Катя жадная, нехорошая, а Лена добрая, хорошая. Учащиеся не всегда могут сказать, можно ли назвать Катю жадной, если она все-таки дала карандаш Лене, а та его не взяла.
Дети перечитывают текст и сравнивают поведение и поступки девочек. У Лены не было ни одного зеленого карандаша, а у Кати их было два. Лена попросила карандаш, а Катя сразу не дала и все обещала спросить у мамы, у брата, боялась, что карандаш сломается. Говорила девочке, чтобы та карандаш не чинила, не нажимала крепко, в рот не брала, не рисовала много, хмурила брови, лицо у нее было недовольное. Когда учащиеся выделяют все эти слова, они уже очень хорошо представляют себе Катю.
Другой важный момент, на который следует обратить внимание учащихся,- это то, что Лена не взяла карандаш и это очень удивило Катю.
- Почему Катя удивилась, что Лена не взяла карандаш? Почему после вопроса учителя Катя покраснела как рак, а Лена молчала? Как вы понимаете выражение «покраснеть как рак» и когда так случается? (Тогда, когда человеку бывает стыдно.)
Сопоставительный анализ помогает подвести детей к выделению главной мысли рассказа.
- Как вы думаете, этот случай научит чему-нибудь Катю, поняла ли она, как плохо быть жадной? (Ей стало стыдно за свое поведение, и она уже начала понимать, что хорошо и что плохо, это очень важно.)
В заключение рассказ может быть прочитан по ролям.
4. Переходом к чтению небольшого текста В. Осеевой «Три товарища» будет вопрос учителя:
- Может ли быть хорошим товарищем жадный человек? Расскажите, каким вы представляете себе хорошего товарища.
Учащиеся самостоятельно читают рассказ «Три товарища» и отвечают на вопросы учебника.
Учитель записывает на доске пословицы и просит найти те из них, которые можно соотнести с поступком каждого из мальчиков или отнести ко всему рассказу в целом:
«Совет хорош, а дело лучше»;
«Кто скоро помог, тот дважды помог»;
«Верному другу цены нет»;
«Друзья познаются в беде».
5. Задание на дом; прочитать стихотворение «Очень-очень вкусный пирог».

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

На столе у Кати лежали карандаши, из них зелёного было ровно два.

У рядом сидящей Лены не было карандаша зелёного цвета. Вот Лена и попросила Катерину:

Пожалуйста, одолжи мне карандаш зелёного цвета! А, то у меня их нет, а у тебя целых два!
- Надо у мамы спросить. – быстро отвечает ей подруга.

На следующий день, Лена пришла в школу и снова задала вопрос подружке:

Ну, что теперь можно карандашом пользоваться? Мама что сказала?
- Да, моя мама разрешила, а старший брат не знаю? - спокойно ответила одноклассница.

Наступил третий учебный день. Сели девочки за парту и Елена спросила:

Привет! Как дела? Разрешил, твой братик, пользоваться цветным карандашом?
- Да, брат не против того, чтобы ты раскрасила! Но, мне страшно, я думаю, что ты его можешь поломать.
- Я очень аккуратно буду рисовать. – промолвила соседка по парте.
- Только крепко не дави, в рот брать и чинить нельзя! Не рисуй много.
- Хорошо листья рябины и крапиву зелёную раскрашу.

Катя нахмурилась и сделала недовольное выражение лица. « Ты, что! Это очень много!» - высказала она строго.

Тогда школьница не взяла карандаш и ушла. Катя удивлённо постояла и побежала за подругой.

На, возьми! Что случилось?
- Уже не нужно! – промолвила девочка.

Начался урок рисования и преподаватель спрашивает:
- Разве листья на деревьях синие?
- У меня нет карандаша зелёного цвета. - тихо ответила ученица.
- А могла взять у Катерины?

Лена встала и молчит. А Кате стало стыдно, покрылась красными пятнами, и говорит:
- Давала я ей, но она не захотела брать!

На что учитель ответил: «Если что - то даёшь, надо так дать, чтобы хотелось взять!»

Рассказ учит: Жадной быть плохо. Обман всё равно откроется! А, если совершил плохой поступок, признай свои ошибки.

Картинка или рисунок Синие листья

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гоголь Шинель

    У главного героя - Акакия Акакиевича порвалось пальто, его уже не восстановить, поэтому приходиться шить новое. Он тратит на это около сорока рублей, при этом экономит на еде, свечах и белье.

  • Краткое содержание Астафьев Весенний остров

    Тема обновления в природе и в самой жизни очень важна для человека. Самая известная сцена в русской литературе, посвященная этой теме, конечно, разговор князя Андрея с возродившимся дубом. Астафьев в своем рассказе, иллюстрирующем ту же тему

  • Краткое содержание Чайка по имени Джонатан Ливингстон Ричарда Баха

    Данная повесть посвящена необычной чайке Джонатан Лингвистон, жаждущего развить небывалые способности. В то время, как другие чайки хитростью пытались добыть себе пропитание из сети рыболовного судна. Джонатан совершенно один отрабатывал свой полёт

  • Краткое содержание Белое облако Чингисхана Айтматова

    В тесной комнатушке, которая освещается лишь тусклой свечой, женщина смотрит в окно. Она ждёт своего мужа и отца двух её сыновей. Мальчики спят. Возможно им тоже снится отец.

  • Краткое содержание Драма на охоте Чехова

    Произведение «Драма на охоте» А.П. Чехова начинается с того, как в редакцию приходит человек и просит напечатать его повесть. Господин представился фамилией Камышев и сказал

Тема урока: «В. Осеева. Синие листья»

Тип урока: урок с групповыми заданиями

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, кластер, синквейн, использование вопросов

Цели урока: развитие навыков беглого и выразительного чтения, умение делит текст на логические законные части, развивать внимание, мышление, умение высказывать свои мысли, делать выводы, давать характеристику героям, желание помогать друг другу, научиться советоваться со своими товарищами, развивать командный дух.

Оборудование: рисунки детей, картины различных художников с изображением деревьев, выставка книг В. Осеевой.

Ход урока

1. Стадия вызова

1). Беседа с учащимися

а). По картинам художников:

Какие краски использовали художники для изображения деревьев?

б). По детским рисункам:

Как ребята изобразили деревья, кусты на своих рисунках?

в). Какого цвета бывают листья на деревьях и кустарниках весной и летом в природе?

2).- Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Осеевой «Синие листья».

(Дети делятся на три группы)

Вопросы для групп:

1. Группа - Как вы думаете, о чём может быть это произведение?

2. Группа - Могут ли быть на рисунке листья синими?

3. Группа - Согласны ли вы с ответами ваших товарищей, если нет, то почему?

(Выслушиваются предложения детей)

Мы прочитаем текст и попытаемся понять, почему у этого рассказа такое название?

2. Стадия осмысления

1. Читаем текст, используя приём технологии КМЧЧП, - «чтение с остановками».

Фрагмент 1.

1. Группа - Сколько зелёных карандашей было у Кати?

2. Группа - Могла ли Катя дать Лене сразу зелёный карандаш?

3. Группа - У кого она решила спросить разрешение?

Как Лена отнеслась к этому решению?

Фрагмент 2.

Вопросы для групп: (все в группах обсуждают ответ на вопрос, а выбранный группой ученик даёт полный ответ)

1. Группа- Какой девочкой была Лена?

2. Группа- Из каких слов Лены видно, что она девочка воспитанная и аккуратная?

3. Группа- Что говорила Катя, когда собиралась дать Лене карандаш?

Вопрос для всех: (отвечают желающие)

Как выглядело при этом её лицо?

Фрагмент 3.

В каждой группе дети делятся на пары и готовят ответы на заданные вопросы.

1. Группа

1). Почему учительница удивилась, когда увидела Ленин рисунок?

2). В каком случае говорят о человеке, что он «покраснел как «рак»?

3). Почему Катя сильно покраснела?

2. Группа

1). А почему же Лена не взяла карандаш у Кати?

2). Какой девочкой была Катя?

3). А что же такое жадность

3. Группа

1). Какой совет дала учительница в конце рассказа?

2). К чему он относится?

3). Хотели бы вы иметь такую подругу, как Катя, и почему?

Вопросы для всех: (отвечают желающие)

Как вы думаете, а почему нельзя жадничать?

Подумайте, а вы жадный человек или нет? Докажите своё утверждение примером.

2. Дети снова собираются в три группы и получают задание:

1). Составьте кластер на тему - «Качества характера человека» (у детей на столах карточки).

2). Ответьте на вопросы:

Выделите хорошие черты характера?

Выделите плохие черты характера?

Какие черты характера вы бы взяли для себя?

3.Стадия рефлексии

1. Группы получает следующее задание.

Предлагаю детям группу слов:

Жадный, скупой, бережливый, заботливый, добрый щедрый.

Каждая группа выбирает себе два слова одинаковых по смыслу.

ЖадныйБережливыйДобрый

Скупой ЗаботливыйЩедрый

2. Отвечают на вопросы:

Почему слова «жадный» и «бережливый» нельзя поместить в одну группу?

Какая разница между жадным человеком и бережливым?

Почему слова «добрый» и «щедрый» вы поместили в одну группу?

3.Составление характеристик на девочек.

Что вы можете сказать о девочках, какие они?

а). Лена.

б). Катя.

4. - Скажите, так по какой же ещё причине могут быть на рисунке синие листья?

5. Составьте синквейн - своё понимание слова жадность.

Пример:

1). Жадность.

2). Хитрая, плохая.

3). Не даёт, придумывает, прячет.

4). Девочка не дала зелёный карандаш подруге.

5). Плохо.

4. Заключение

На доске пословицы:

- Не дорог обед, а дорог привет.

- О дереве судят по плодам, а о человеке по делам.

- На язык мед, а на сердце лёд.

Прочитайте пословицы.

Как вы их понимаете?

К кому их можно отнести?

Какой совет вы бы дали Кате?

Действительно, ребята. Жадность - это очень плохое качество. Жадный человек всегда одинок, у него не бывает друзей. Если вы поделитесь с человеком чем-нибудь, то он вам ответит также.

Домашнее задание:

Дома нарисуйте рисунки с зелёными листьями, а завтра на уроке подарите их своему соседу по парте.

1 класс

учитель Чернышева М.А.

Предмет Русская грамота

Тема урока: Внеклассное чтение. Урок доброты… по произведению В. Осеевой «Синие листья»

Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе

с текстом.

Задачи

    Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.

    Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы.

    Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.

Ход урока.

1 Орг. Момент

2. Вступительное слово учителя

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. На уроках русской грамоты мы с вами изучаем буквы, звуки, учимся их писать. Повторяем изученные буквы и звуки.

4. Знакомство с писательницей В. Осеевой.

Сегодня я хочу познакомить вас с одной женщиной, писательницей, которая жила в прошлом веке, работала учителем и писала рассказы для своих учеников. Зовут ее В.А.Осеева. Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно.

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

Вот, сегодня мы будем учиться читать и думать.

На дворе, наконец, пришла зима. А рассказ, который мы будем читать называется «Синие листья»

    Работа над произведением.

Бывают ли в природе синие листья?

Кто, по-вашему, мнению, главные герои?

6. Чтение 1 части рассказа учителем.

У Кати было два зеленых карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зеленый карандаш!
А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси еще брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена.
- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

7. Беседа о прочитанном (первичное восприятие текста).

О ком идет речь в рассказе?

Что происходит между детьми?

Почему Катя не дает карандаш? Хочет ли она его дать?

8. Повторное чтение с пометками. Подчеркиваем слова, которые показывают поведение Кати. Почему Катя так себя ведет? Права ли она? Как бы вы поступили на ее месте. Как надо было поступить? Что вы можете сказать о поведении Лены? Как вы думаете возьмет она карандаш?

9. Чтение 2 части рассказа учителем.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
- Ну что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зеленого нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
- Я ей давала, а она не берет.
Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.

Почему Лена не взяла карандаш? Почему Катя покраснела?

10. Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прочитав это произведение?

Каковы главные слова всего произведения? Как вы их понимаете?

11.Рефлексия.

На столе у Вас лежат Листочки. Сейчас подумайте, как бы вы поступили, если бы у вас попросили карандаш? Раскрасьте листик

- синим , если вы поступите, также как героиня рассказа Катя. Не дам

- зеленым , если поделились бы с Леной, не у кого не спрашивая. Дам

- красным , если не знаете, как поступить. Не знаю

Размещаем свои листики на дереве.

Подведение итога урока.

Я надеюсь, что наш урок не прошел сегодня зря. Мы учились задумываться над чужими поступками и сравнивали их со своими. В дальнейшем вы будете настоящими друзьями и поступки ваши будут добрыми.

Звучит песня «У друзей нет выходных…»