Оглашение масленников. Сергей Масленников: Школа покаяния



Содержание

2. Оглашение.



2.4. Спасение...

Читать полностью

Беседы проведены в храме в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах, Екатеринбург.
Преподаватель воскресной школы Сергей Михайлович Масленников.
Содержание
1. Предоглашение: "Нам об этом не рассказывали"
2. Оглашение.
2.1. Все ли религии равны; опасность суеверий; опасность кодирования, лечения у экстрасенсов, колдунов, бабок и пр.; ошибочность понятия "Бог во мне"; цель крещения; ответственность крестных и родителей.
2.2. Понятие о Боге; смысл скорбей; понятие зла; творение мира; свойства ангелов; откуда взялся сатана; творение человека, пребывание его в Раю, предназначение человека, предназначение женщины, семья; грехопадение, изгнание из Рая; зачем Бог насадил древо добра и зла.
2.3. Состояние человека естественное и противоестественное; ад, пример адских мучений; инструкция для подготовки к исповеди; почему дети страдают за грехи родителей; смешение добра и зла в человеке, рабство дьяволу, примеры действия страстей.
2.4. Спасение человеческого рода; предвечный совет Святой Троицы; воплощение Сына Божия; непорочное зачатие; девство Пресвятой Богородицы; тайна Креста Христова; Воскресение Христово.
2.5. Вознесение Христово; сошествие Святого Духа; таинства: крещение, миропомазание, исповедь; запись грехов, их группировка; простительные грехи.
3. Ответы на вопросы (о Рае и аде, о печали и памяти смерти, о радости душевной и духовной; когда запрещено Причастие, правильно ли я верю; опасность простительных грехов; опасность душевной радости).
Word-Контрольные вопросы
Беседы проведены в 2003-2008 гг.
Общее время звучания 10 часов 10 мин.

Скрыть

Открыв для себя что-то очень важное, интересное и доселе неизведанное, обычный мирянин Сергей Масленников принял крещение в 1994 году и полностью погрузился в изучение духовного наследия христиан. Практически оставив все свои мирские дела, он три года изучал труды и разные толкования Священного Писания святых отцов церкви. Затем Масленников Сергей Михайлович начал свою бурную творческую писательскую деятельность, которая была очень хорошо спротежирована и "раскручена". Многие до сих пор недоумевают, каким образом это у него получилось.

Масленников Сергей Михайлович: биография

На личном сайте писателя можно ознакомиться с его полной биографией, мы же остановимся на ключевых моментах, поскольку ограничены рамками небольшой статьи. Итак, родился он в г. Чайковском Пермской области 26 июля 1961 года, окончил среднюю школу (в 1978 году) с золотой медалью, потом поступил и в 1983 году выпустился из Уральского электромеханического института.

В 1982 году решил жениться Сергей Масленников. Биография его указывает на то, что в браке родилось двое детей. Потом он работал с 1983 по 1986 год электромехаником и начальником участка в Тобольской дистанции сигнализации и связи. Затем, в 1986 году, жил в Свердловске (сегодняшнем Екатеринбурге) и до 1994 года работал на комбинате рыбной гастрономии - сначала начальником электроцеха, затем председателем профкома, а далее замдиректора по торговле и и. о. директора.

Послушник

В 1999 году он становится послушником одного из монастырей г. Екатеринбурга, и ему было предложено возглавить в Екатеринбургской епархии Отдел сбыта. Масленников Сергей Михайлович все это время продолжал заниматься изучением трудов святых отцов и одновременно проводил для школьников Екатеринбурга «Уроки нравственности».

С 2002 года стал трудиться алтарником, певчим и чтецом в приходе Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в городе Екатеринбурге. И вместе с этим вел оглашения и воскресную школу для взрослых. Для этого он еще более скрупулезно изучал труды свт. Игнатия Брянчанинова. За пять лет - с 2003 по 2008 год - он отчитал около 200 часов уроков из серии «Школа покаяния».

Достижения

С 2005 года Сергей Масленников числился новосозданной настоятелем прихода «Школы покаяния», для которой специально разрабатывал программу обучения и даже обучал преподавателей.

С 2010 года начал трудиться над составлением трудов «Христианские добродетели» и «Страсти - болезни души», что составило 8 книг тиражом 300 000 экземпляров. Проводил лекции «Аскетика для мирян».

В начале 2015 года за книгу «Примирение со Христом» Сергей Масленников стал лауреатом Всероссийской литературной премии и награжден медалью св. блгв. Князя Александра Невского.

Запрет на распространение книг

И теперь подходим к самому интересному: в 2015 году издательский совет РПЦ отозвал гриф и запретил книги Сергея Масленникова. Ситуацию прокомментировал исполняющий обязанности руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Олег Васильевич Костишак.

По его словам, рецензирование произведений С. М. Масленникова действительно велось несколько лет, и некоторым из его работ был предоставлен церковный гриф. Но чем дальше в лес, как говорят в народе, тем больше дров. После ознакомления с его последними произведениями писателю сделали конкретные замечания, которые он проигнорировал. Эти его труды были названы неполезными для христиан, а для не зрелых в духовной жизни людей даже опасными (по оценке Костишака О. В.). Священник Георгий Шинкаренко так прокомментировал сложившуюся ситуацию: "Услышав ссылки на авторитет святых отцов, многие могут подумать, что здесь идет толкование их учения. А на самом деле учение Православной Церкви подается через личные духовные переживания Масленникова. И, к сожалению, результат - искажение понимания пути спасения". По словам священника, к такому положению дел привели не только его отдельные ошибочные мнения или неточности, а в целом неверная система взглядов этого человека на всю христианскую жизнь.

Ошибки

Сергей Масленников не имеет богословского образования и не является священнослужителем, и путь его духовных познаний достаточно сомнителен. Все его ошибки происходят главным образом совсем не по злому умыслу, а больше от духовной безграмотности, так как он пытается объяснить те моменты из Писания, которые совсем не так-то и просто объяснить. Духовная практика, рекомендуемая писателем, по оценке исследователей, нездорова и может завести человека в тяжелый духовный тупик. Автор постоянно ссылается на слова св. Игнатия Брянчанинова, хотя при трактовке его трудов совершает грубые и порой недопустимые ошибки.

Представления Масленникова о страстях и добродетелях складывались из механического и формального сопоставления высказываний святых отцов, но при этом Священное Писание, творения святых отцов и богослужебные тексты требуют долгого органичного понимания. Наглядным примером является часто пропагандируемый им «Дневник кающегося», где он сознательно классифицирует грехи. «Не знаю, как может опытный духовник разрешить заполнять подобный дневник, с грехами, которые читать-то противно, не то чтобы перечислять их потом вслух? Тотальный контроль над состоянием души со стороны человека, который к тому же не является священником, ничем хорошим закончиться не может!», - отмечает Шинкаренко.

Цикл огласительных бесед С.М. Масленникова, преподавателя воскресной школы храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург). Беседы будут полезны как начинающим, так и воцерковлённым христианам.

«Покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом, знании православной христианской веры»
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Оглашение или научение православной христианской вере является основанием для правильной христианской жизни после Крещения. Невозможно построить дом без фундамента, так же невозможно строить дома своей души и своего спасения не имея правильных понятий и представлений о Православной вере. Без знания догматов и основ христианской нравственности, которые зиждутся на Евангельских заповедях, человеку невозможно устоять перед грехом, миром и его соблазнами. Такой человек, даже если и крещен, не сможет обрести спасения.
Поэтому в каком бы звании и положении человек не находился, как говорит прп. Симеон Новый Богослов, он должен пройти оглашение, иначе он не может иметь надежды на спасение.
Многие из нас были Крещены, но не научены вере и христианской жизни. Благодаря этим беседам есть возможность восполнить этот пробел, который мешает нам встать на путь спасения, а не только формально прибывать в церковной ограде.

Часть 1. Зачем и кого нужно оглашать
Лекция 1. Зачем и кого нужно оглашать

Часть 2. О Творце и о творении
Лекция 2. Что нам необходимо знать о Боге
Лекция 3. Сотворение ангелов, мира и человека
Лекция 4.Древо познания добра и зла. Заповедь. Предназначение жены. Семья

Часть 3. Грехопадение.
Лекция 5. Грехопадение ангелов и человека
Лекция 6. Смысл и значение грехопадения для человека с точки зрения аскетики
Лекция 7. Кардинальное отличие состояний человека до и после грехопадения
Лекция 8. Что говорит Священное Писание о последствиях грехопадения
Лекция 9. Кожаные ризы. Изгнание из рая

Часть 4. Доказательства присутствия вечной смерти в каждом человеке.
Лекция 10. Нужно знать не только теорию Веры, но и практику христианской жизни. Страсти – смертельные болезни души. Чревоугодие. Блуд. Сребролюбие
Лекция 11. Страсти – смертельные болезни души. Гнев. Печаль. Уныние
Лекция 12. Тщеславие
Лекция 13. Гордость


Лекция 14: Предвечный Совет Святой Троицы. Воплощение Сына Божия.
Лекция 15: Обожение человеческого естества Сына Божия при воплощении. Непорочные страсти
Лекция 16: Добровольно или вынуждено страдал Христос
Лекция 17: Тайна непорочного зачатия и рождения Сына Божия от Девы Марии. О Пресвятой Богородице.
Лекция 18: Объяснение смысла Искупительной Жертвы Христа

Преподобный Симеон Новый Богослов о приговоре вечной смерти и его отмене
Лекция 20: Распятие, смерть и воскресение

Часть 1. Зачем и кого нужно оглашать?

Аннотация
Человек не может жить по Вере, если не изучил основные понятия Веры, - так же как нельзя водить машину, не изучив правила дорожного движения и не имея практический навык управления автомобилем. Если мы понимаем, что любое, даже житейское дело желательно исполнять основательно и с подготовкой, то почему же к делу своего спасения мы относимся так небрежно и безразлично?
Дар Крещения, полученный без правильной теоретической и практической подготовки, невозможно сохранить неповреждённым, и происходит с нами тоже, что с ярким блистающим солнцем, когда оно покрывается мрачными чёрными тучами и становится совсем не видно. Так и Крещенская благодать, хотя и неуничтожима, но закрывается в человеке скверной смертных грехов и страстей. Как же отчитаемся пред Богом за великий дар, которым так и не воспользовались? Что услышим от Судии Праведного?
Тем, кто ещё не проходил Оглашение, хотя и крещён много лет тому назад, полезно послушать о его необходимости, чтобы избежать справедливого приговора: «Я никогда не знал Вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ().
Знать это необходимо для того, чтобы не считать по наивности, что таинство Крещения является гарантированным пропуском в рай. Нужна ещё и правильная Вера, о которой нужно услышать, и дела Веры, которым нужно научиться.

Лекция 1: Зачем и кого нужно оглашать (видео)

Часть 2. О Творце и о творении.

Аннотация
Что нам необходимо знать о Боге? Ограниченный человеческий ум не может полностью постичь бесконечного Творца, но то, что Бог Сам о Себе открывает для нас, знать необходимо. Необходимость правильных знаний определяется тем, что любые произвольные понятия будут хулой на Бога, то есть оскорблением Бога. Как же мы можем получить от Господа милость, если оскорбляем Его? Как будут прощены нам наши многие грехи, если имеем в себе грех богохульства и не беспокоимся об этом? Ведь и в обществе человеческом всем известно, что прежде чем получить помощь от кого-то, нужно сначала прекратить оскорблять его. И пророк Давид говорит: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» (). Если же будем иметь о Боге произвольные однобокие понятия, то станем исполнять Его заповеди не ради прощения своих грехов, а как будто Он нуждается в наших услугах, что повлечёт за собой не покаяние, а самодовольство и самомнение или станем радоваться Ему так, как радуемся чему-то земному и преходящему, без трепета и благочестивого страха Божия, не понимая, что Господь есть Всемогущий Творец, Спаситель и Праведный Судия.

Лекция 2: Что нам необходимо знать о Боге (видео)

Аннотация
Некоторые современные христиане признают бытие Бога, но никак не могут согласиться с тем, что Он есть Творец. Иногда соглашаются с тем, что Бог сотворил мир, но не могут принять того, что Бог сотворил и человека. Почему же возникает такое противление Истине? Почему бывает так трудно признать себя творением? Это самость, таящаяся внутри сердца, не желает признать себя «тварью», никак не хочет отказаться от мнимой самосущности. Из такого противления хорошо видно, насколько мы привыкли к исполнению своей греховной воли, насколько нам не хочется помнить о том, что придётся давать отчёт Творцу за то, как мы прожили на земле, что ждёт нас всех Суд Божий, что есть не только рай, но и ад.
Нам очень важно иметь правильные понятия о творениях Божиих: об ангелах, о мире и о человеке, потому что они являются фундаментом для всех последующих знаний о спасении человека.

Лекция 3. Сотворение ангелов, мира и человека (видео).

Аннотация
Зачем же Господь насадил в раю древо познания добра и зла? Неужели для повреждения людей? Конечно, нет! Такого не может быть, потому что Бог не творит зла! Бог есть чистое и совершенное Добро! Тогда для чего? И этот вопрос иногда является преткновением в вере некоторых людей. Заповедь, данная Богом первым людям в раю, связана именно с этим древом. Каков духовный смысл этой заповеди? Зачем требовалось проявление свободной воли человека? Это необходимо знать, чтобы глубоко понять трагедию грехопадения.
Поскольку Священное Писание сообщает важные подробности сотворения жены и определяет её предназначение, то в курсе Оглашения кратко рассмотрены те условия, при которых семья может быть крепкой и благополучной, что в значительной степени зависит от исполнения женой своего предназначения, установленного Богом.

Лекция 4: Древо познания добра и зла. Заповедь.
Предназначение жены. Семья (видео)

Часть 3. Грехопадение.

Аннотация
Нередко спрашивают: если Бог есть совершенное добро и не творил зла, то откуда оно взялось в мире? Причина появления зла - в неправильном использовании дара свободы. Денница - один из высших архангелов решил, что ему более не нужен Творец, что он теперь сам по себе может быть равным Богу. Этим отречением от Создателя он лишился Божественной благодати и стал сатаной - противником Богу, стал носителем и источником зла. Распаляемый ненавистью к Творцу, но не имея возможности ничем Ему навредить, сатана соблазнил первых людей на нарушение заповеди Божией. О том, как случилась эта трагедия, подробно рассказывается в очередных уроках.

Лекция 5: Грехопадение ангелов и человека (видео)

Аннотация
Краткость повествования Библии о нарушении первыми людьми заповеди Божией, запрещающей вкушение плодов с древа познания добра и зла, склоняет многих современных христиан относиться к этому, как к чему-то сказочному и не реальному. Следовательно, и последствия грехопадения первых людей не воспринимаются как великая трагедия, повлекшая за собой не только гибель Адама и Евы, но и всех их потомков, то есть всего рода человеческого. Но в правильном понимании смысла первородного греха ясно обнаруживается добровольный отказ человека от вечной блаженной жизни, дарованной Творцом, и вступление в состояние вечной смерти, привнесённой в человека диаволом. С момента грехопадения всё человечество приобретает себе подобие сатане, и результатом краткой земной жизни, проведённой в скорбях, страданиях, болезнях и трудах, является ад. Подробно о признаках вечной жизни и вечной смерти смотрите в лекции «Смысл и значение грехопадения для человека

Лекция 6: Смысл и значение грехопадения для человека с точки зрения аскетики (видео)

Аннотация
Почему столь многие современные христиане беспечны? Почему не беспокоятся о своей будущей вечной участи? Почему проводят свою краткую земную жизнь так, как будто не собираются умирать и отвечать пред Богом?
Причина этого отчасти заключается в непонимании трагедии первородного греха, вследствие которого кардинально изменилось состояние человека. Сравним, каким был человек до грехопадения и каким стал после. Добровольное отречение первых людей от послушания Богу навлекло на всё человечество проклятие вечной смерти: закон «смертию умрёшь» вошёл в естество человека и стал законом вечным. Лишившись Бога, люди потеряли и все дарования Его: блаженство, благость, возможность обожения, свободу, бессмертие, безопасность, отсутствие страданий и тяжкого труда. Вступив в противоречие с Богом, приобрели себе: отчаяние и страх, страсти - болезни души, рабство сатане и подобие ему, болезни и смерть, различные опасности и страдания, в том числе и необходимость изнурительного труда.
Увидев глубочайшую разницу, вспомним, что все мы рождаемся в состоянии первородного повреждения. Только при осознании этой своей личной трагедии мы можем начать искать выход из неё.

Лекция 7: Кардинальное отличие состояний человека до и после грехопадения (видео)

Аннотация
Священное Писание подробно раскрывает духовный смысл грехопадения и точно описывает новое состояние первых людей. По тем поступкам, которые совершили Адам и Ева после совершения греха, ясно видно их глубочайшее повреждение. Бог предлагает им раскаяться, но помрачившийся ум уклоняется в оправдание себя и в обвинение Бога. Приговор «смертью умрёшь» вступает в силу. Каждый соучастник этой трагедии получает своё наказание: сначала диавол, потом жена и затем Адам. Почему жена получает особые скорби? Наказание, назначенное первым людям, свойственно и всем нам - их потомкам. Духовная смерть - это главное последствие, которое увлекает души на вечную муку в ад - так происходит вплоть до Искупительной Жертвы Христа. Каков есть ад? Конечны ли адские муки?

Лекция 8: Что говорит Священное Писание о последствиях грехопадения (видео).

Аннотация
Что нужно понимать под кожаными ризами? Каков их духовный смысл? Как кожаные ризы защищают нас от злых духов? Почему в состоянии грехопадения невозможно общение со святыми ангелами? Какая опасность ждёт человека, если он будет стремиться к проникновению в мир духов? Каков смысл слов Господа: «Адам стал как один из Нас»? Невозможность для первых людей дальнейшего пребывания в раю после грехопадения. О связи внутреннего рая (блаженного состояния человека) с внешним благолепием. При изгнании первых людей у врат рая поставлен огненный херувим с мечом обращающимся. Где теперь находится рай? И кто теперь этот херувим, препятствующий нам вернуться в духовный рай?

Лекция 9: Кожаные ризы. Изгнание из рая (видео)

Часть 4. Доказательства присутствия вечной смерти в каждом человеке

Аннотация
В состав «Огласительных бесед» необходимо включить сведения о страстях, потому что семена их были всеяны в человека при первородном грехе. Знания о страстях должны быть не отвлечёнными и теоретическими, а имеющими практическое применение. То есть каждый оглашаемый пусть проверит сам себя на наличие этих смертельных болезней по примерам их проявления, тогда появится ясное понимание признаков вечной смерти. Только тогда может родиться первое духовное состояние сокрушения сердца, только тогда нам станет нужен Спаситель. В мучительной борьбе с этими страстями - смертельными болезнями души - может явиться нищета духа, как первая ступень блаженств Евангельских. Знакомство со всеми 8 страстями и примерами их проявления в очередных 4-х лекциях. Будем внимательны, чтобы увидеть, чем каждый из нас болен лично. Примеры личных грехов по каждой страсти - это доказательства подобия сатане, но кто кому подобен при жизни, тот с тем будет и в вечности.

Лекция 10: Нужно знать не только теорию Веры, но и практику христианской жизни.
Страсти – смертельные болезни души. Чревоугодие. Блуд. Сребролюбие (видео)
Лекция 11: Страсти – смертельные болезни души. Гнев. Печаль. Уныние (видео)
Лекция 12: Тщеславие (видео)
Лекция 13: Гордость (видео)
Краткий итог предыдущих частей.

Часть 5. Спасение человеческого рода.

Лекция 14: Предвечный Совет Святой Троицы. Воплощение Сына Божия. (видео)
Лекция 15: Обожение человеческого естества Сына Божия при воплощении. Непорочные страсти (видео)
Лекция 16: Добровольно или вынуждено страдал Христос (видео)
Лекция 17: Тайна непорочного зачатия и рождения Сына Божия от Девы Марии. О Пресвятой Богородице. (видео)
Лекция 18: Объяснение смысла Искупительной Жертвы Христа (видео)
Лекция 19: Жертва Христа отменяет действие закона вечной смерти.
Преподобный Симеон Новый Богослов о приговоре вечной смерти и его отмене (видео)
Лекция 20: Распятие, смерть и воскресение (видео)
Лекция 21: Значение и духовный смысл таинства Крещения
Какие блага даёт Крещение? Простой пример, поясняющий смысл Крещения (видео)

Автор — Масленников Сергей Михайлович, автор циклов бесед «Школа покаяния. О пути ко спасению», «Аскетика для мирян», автор серии книг «Страсти — болезни души», «Христианские добродетели». Лауреат Всероссийской премии в честь святого благоверного Александра Невского, учреждённой Александро-Невской Лаврой в номинации «Богословие для народа», за книгу «Примирение со Христом», 2015 год.
Личная страница автора: www.уралзвон.сайт
Заказать данный видеоцикл Огласительных бесед можно на сайте:

Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Комментирует ситуацию и.о. руководителя cекретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки О.В. Костишак.

— Олег Васильевич, Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Чем вызвана такая мера?

— Издательский Совет действительно проводил рецензирование произведений С.М. Масленникова на протяжении нескольких лет и некоторым из них был предоставлен церковный гриф. Однако в ходе ознакомления с последними произведениями, в которых автор игнорировал ранее указанные замечания, в них была обнаружена серьезная опасность для читателя и слушателя. Хочу подчеркнуть то, что решение об отзыве грифов, присвоенных произведениям С.М. Масленникова, было вызвано не отдельными ошибочными его мнениями или неточностями, которые автор высказывает, а в целом неверной, можно сказать, системой его взглядов на христианскую жизнь.

— Что за личность — Сергей Масленников? Где он служит?

— Согласно имеющимся в открытых источниках данным, Сергей Михайлович — мирянин, проживает в г. Екатеринбурге, достаточно в зрелом возрасте принял таинство Крещения. Он не является священнослужителем и не имеет богословского образования. Путь его духовных познаний весьма сомнителен. Неся послушание на одном из екатеринбургских приходов, он активно осуществлял катехизаторскую деятельность, вышедшую далеко за пределы прихода. Сильный акцент в своей катехизаторской и писательской деятельности С.М. Масленников делает на учении о покаянии — в том виде, как он его понимает. Сами катехизаторские курсы названы им «Школой покаяния». Своеобразно понимаемому автором покаянию в той или иной степени посвящены и все его произведения.

— В чем духовный вред книг Сергея Масленникова?

— В своих произведениях (думаю, не по злому умыслу, а по духовной неграмотности) С.М. Масленников пытается все доступно и просто объяснить там, где доступно и просто не объяснишь, пытается детализировать то, что в детализации не нуждается, пытается высказываться катафатично там, где возможна лишь апофатика. Духовная практика, рекомендуемая С.М. Масленниковым, не здорова и в итоге, может привести человека в страшный духовный тупик. Стоит сказать, что сам святитель Игнатий Брянчанинов, активно цитируемый С.М. Масленниковым, писал об опасности предлагаемой автором формы духовной жизни и прямо связывал ее со страстью гордости. Нам очень важно помнить, что христианство — это не свод правил, а Библия и книги отцов — это не цитатники. Христос — это Личность, а христианство (и аскеза, и покаяние, и все остальное, необходимое в духовной жизни) — это любовь ко Христу и устремленность к общению с Ним.

— Расскажите подробнее о неточностях в изложении православного учения в книгах Сергея Масленникова.

— С.М. Масленников часто берется с большой уверенностью утверждать что-либо тогда, когда прямого ответа нет и быть не может (что нередко в православном богословии). Представление автора о страстях и добродетелях складывается из механического и формального сопоставления высказываний святых отцов, в то время как Священное Писание, богослужебные тексты и творения святых отцов требуют долгого и органичного понимания. Претензии к произведениям С.М. Масленникова, как уже было сказано выше, относятся в первую очередь к системе его взглядов, которая местами приводит автора и к серьезным ошибкам. Образно можно сказать, что из фразы прп. Силуана Афонского «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» С.М. Масленников оставил только первую ее часть. Во всех произведениях автор делает особый акцент на том, насколько грешен и многогрешен человек, насколько он недостоин любви Божией, насколько он должен каяться и т.п. Наглядной иллюстрацией такого подхода, на мой взгляд, является составленный С.М. Масленниковым и всюду им пропогандируемый «Дневник кающегося». В этом «Дневнике» грехи классифицированы на «смертные», «повседневные» и «простительные» (хотя, как известно, разница между смертным и несмертным грехом более чем условна), подробнейшим образом детализированы и изложены по пунктам. В частности, автор определяет как грех даже то, если кто-либо ночью проснулся от голода и принял пищу; также грехом считается, если родители хвалят своего ребенка.

Подчеркиваю, что «Дневник кающегося» предлагается автором всем без исключения, готовящимся к исповеди. Следует сказать, что исповедь — дело очень живое и лишь в самом общем виде поддающееся какой-либо структуризации. Общим правилом того, как нужно исповедоваться, можно назвать слова прп. Амвросия Оптинского: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять», а как и какими словами это будет сделано — дело совести, чуткости и духовной трезвости исповедующего и исповедующегося.

Вы спросили о неточностях в произведениях С.М. Масленникова. Могу сказать, что иногда его мысли принимают еще более осязаемый вид. Для примера можно привести следующий отрывок из аудиозаписи его лекции: «Кто может сказать о себе, что он смиренный? Это же признак тщеславия и лицемерия! Вопрос слушателя: «А если в молитве встречается: “…смиренную, грешную и недостойную рабу…”?» Ответ С. М. Масленникова: Опустите это слово! Если вас оно смущает — выпустите его! Смысл молитвы при этом не извращается, не искажается, а для нас он становится более понятным, доступным». В комментариях данный момент едва ли нуждается. Конечно же, неправильно, если мы не себя, испорченных грехом, будем подстраивать под Церковное учение, а пытаться Церковное учение приспособить под свое понимание — даже когда это приспособление принимает самые «благочестивые» формы.

— Я знаю, что есть отзывы духовенства Валаамского монастыря, Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой лавры о книгах Сергея Масленникова. На какие моменты в них обращается внимание православных верующих?

— Да, действительно, Издательский Совет запрашивал мнение насельников авторитетных монастырей, Вами названных. В целом духовники, приславшие свои рецензии, были едины в отрицательной оценке его произведений. В рецензиях монахи выразили мнение, что «Дневник кающегося» (речь шла в первую очередь о нем) является попыткой недопустимо детально структурировать духовную покаянную жизнь. «Создается впечатление, — говорится в одном из отзывов, — что для него [автора] ответ на Страшном Суде — это нечто вроде проверки бухгалтерской отчетности. С другой стороны, детализация «уровней» одного и того же греха вызывает в памяти формулировки уголовного кодекса… Только благодаря некоторым лексическим оборотам публикация «Дневник кающегося» имеет нечто сходное с христианством. В остальном своим юридизмом она вполне могла бы быть сопоставлена с ветхозаветными требованиями». Также общим местом в рецензиях было то, что подобный «шаблонный» подход сделает невозможным живое и благодатное становление личности в покаянии. Попытка возлюбить Бога без аскезы и покаяния выродится в некий духовный гедонизм, а аскеза ради аскезы и покаяние ради покаяния — в мрачное сектантство. Благодатная жизнь в Церкви Христовой, правильное духовное руководство, чтение Писания и отцов воспитает — не может не воспитать — верный взгляд на духовную жизнь, лишь бы нам уметь слушать Господа Бога, Который обязательно ответит вопрошающему, откроет толкущему и найдет ищущего Его.

— В Интернете есть и видеоконтент выступлений Сергея Масленникова — его не стоит смотреть и слушать?

— Все сказанное о книгах С.М. Масленникова может быть отнесено и к его выступлениям. Неоднократные его апелляции — не только на решения Издательского Совета, но и на отзывы насельников монастырей — показали, что он укоренен в своем мнении и менять его не собирается. Не исключаю, что для кого-то на каком-либо этапе духовной жизни произведения С.М. Масленникова были полезны. Однако, если смотреть на его работы в целом, то их едва ли стоит рекомендовать.

— Что делать с книгами, которые уже продаются в церковных лавках? Будут ли они изыматься из продажи?

— Конечно, необходимо будет приостановить распространение произведений С.М. Масленникова через церковную книжную сеть.

— Известна ли реакция издательств, которые выпускают книги Сергея Масленникова? Они отнеслись с пониманием?

— Решение об отзыве грифов с трудов С.М. Масленникова принято недавно, и реакция издательств, его издающих, мне еще не известна. Очень надеюсь на понимание со стороны издателей и распространителей, поскольку забота о душах людей — это главное, что мы должны иметь в виду в подобных случаях.

Священник Георгий Шинкаренко

Священник Георгий Шинкаренко, клирик собора Рождества Христова г. Александрова, руководитель информационного отдела Александровской епархии Владимирской митрополии, отвечает на вопросы о дисках и книгах Сергея Масленникова.

Надо ли радоваться жизни

- Отец Георгий! Как-то по телеканалу «Союз» я увидела выступление Сергея Масленникова, которого назвали катехизатором одного из храмов Екатеринбурга. Передача называлась привлекательно - «Аскетика для мирян». Но то, что довелось услышать, повергло в шок. Сергей Масленников рассказывал, как он обличил тщеславие одного знакомого мальчика. «Тебе бывает приятно, когда ты помоешь посуду!» - спросил он у него. «Да, конечно», - ответил мальчик. «Так вот - это оно самое тщеславие и есть!!!» - заключил катехизатор. Очевидно, надо учить ребенка мыть посуду не с радостью, а с отвращением или даже с ненавистью? Что вы скажете о таких установках?

- Во-первых, надо сказать, что со всех аудиодисков и книг С.М. Масленникова был отозван гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви. Архив его выступлений был убран и с телеканала «Союз». То есть теперь эти работы не могут распространяться в храмах и церковных лавках, слушание и чтение их неполезно для христианина. К мотивам такого решения мы еще вернемся.

Но поскольку ко мне, как к священнику, обращаются с вопросами люди, успевшие погрузиться в лекции этого человека, хочу прокомментировать некоторые его заблуждения.

Пришлось вникать в«Дневник кающегося», который обязаны были вести все занимающиеся в «Школе покаяния», возглавляемой Масленниковым. С первых строк возникает ощущение неумелого либо грамотно спланированного, сектантского пересказа труда святителя Игнатия (Брянчанинова). Такую речь неопытные миссионеры употребляют в разговоре с людьми абсолютно нецерковными. А порой это бывает игра в псевдопростоту, чтобы завоевать доверие, сойти за «своего, простого парня». Меня просто резанула такая вольная трактовкастатьи свт. Игнатия «Приготовление к Таинству Исповеди»:

«…Первые люди Адам и Ева нарушили Божью заповедь, тем самым потеряли Вечную Жизнь - Бога - и впустили в себя смерть, продав и себя, и всех своих потомков (то есть нас с вами) в рабство дьяволу », «мы пребываем в постоянных скорбях, страданиях и болезнях, служа своими грехами дьяволу, находясь во вражде со своим Творцом …» Как можно говорить о душе, что «она была убита грехом, была непригодна к общению с Богом, к Раю, к Вечной Жизни», что бессмертная «душа умерла » , называть всех нас «добровольными жертвами ада»?

Далее следует перечисление грехов, разбитых на группы и категории по тяжести. Думается мне, что эта условность очень притянута «за уши». Прежде всего, мы должны помнить, что «Бог есть любовь» , а если так, то, как говорят святые, нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного.

От всех слушателей «Школы покаяния» требовалось, заполняя «Дневник», следовать такому правилу:

«Разбор страстей с примерами их проявления за всю прошедшую жизнь (8-10 занятий) по “Дневнику кающегося”».

«Разбор повторяющихся на сегодняшний день грехов - корректировка образа жизни ».
«Определение частоты повторения грехов».

«Встреча с преподавателем перед каждым Причастием для разбора грехов и проверки качества молитвы ».

Не знаю, как может опытный духовник разрешить заполнять подобный дневник, с грехами, которые читать-то противно, не то чтобы перечислять их потом вслух? Тотальный контроль над состоянием души со стороны человека, который к тому же не является священником, ничем хорошим закончиться не может! Как священник скажу, что даже подробное перечисление подобных грехов является огромным соблазном и для священника, и для того, кто исповедуется. Да и где грань того, что можно, а чего нельзя в близости семейных людей и вообще в жизни? Почему мы берем на себя власть Бога говорить: «Бог накажет или осудит» (чего не может быть в принципе, исходя из учения о свойствах Бога) за сорванное в заброшенном саду яблоко или собранное с поля после уборки ведро моркови, брошенной там замерзать? Исповедуя грехи таким искаженным образом, человек загоняет себя в жесткие рамки: что ни шаг - то грех. Как жить? Как спастись? Православие становится не религией любви, а религией страха и наказания. Каждый грешник в работах Масленникова назван врагом Божьим, человеку внушается, что он дружит с сатаной. И этому предлагается учить детей?!

В ложном образе Бога-надсмотрщика, Бога-карателя, который навязывается при таком подходе, нет ни грамма любви и милости, хотя бездна вырванных из контекста цитат.

Ужас перед грехом, иногда еще не совершенным, может довести человека до уныния, депрессии и подчас самоубийства или сумасшествия. И это подтверждают многочисленные отзывы в интернете. Одна из пострадавших - Елена, слушавшая аудиобеседы, - написала так: «Меня удивило, что все вроде правильно говорится, но … Тупик какой-то впереди... Я начала понимать, что спастись мне не удастся, так как, что я ни буду делать, грехов все равно останется бесконечно много. Многие от этого отчаиваются».

Разве такими должны быть плоды покаяния?!

Фанатизм и религиозная экзальтация Масленникова, фривольное толкование святых отцов может быть очень опасным для многих еще не зрелых в духовной жизни людей. Услышав ссылки на авторитет святых отцов, многие могут подумать, что здесь идет толкование их учения. А на самом деле происходит подлог: учение Православной Церкви подается через личные духовные переживания Масленникова. И, к сожалению, результат - искажение понимания пути спасения.

Очень важная оценка дана на сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского в заключении Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) «Деятельность “Школы покаяния” С.М. Масленникова запрещена Екатеринбургской епархией», опубликованном 13 января 2015 года [ :

«В наш Центр часто обращаются люди по поводу "Школы покаяния" С.М. Масленникова. Как нам сообщают, группа почитателей этого самозваного учителя действует в нескольких в храмах Екатеринбурга. Книги и диски Масленникова широко продавались в церковных лавках храмов епархии. Масленников и его последователи преподавали в Воскресных школах. В настоящее время митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл отреагировал на многочисленные жалобы верующих уральской столицы относительно деятельности Масленникова. Безусловно, группа Масленникова, ее методы и отличительные особенности, равно как и его тесная связь с некоторыми священнослужителями епархии, требуют серьезного изучения. Тем не менее по материалам лекций Масленникова, его книге "Дневник кающегося", а также рассказам людей, столкнувшихся с деятельностью этого псевдоправославного гуру, можно выявить следующие деструктивные признаки в его организации и распространяемой литературе:

- Группа Масленникова делит людей на "истинных" христиан ("правильно кающихся", - фактически, последователей Масленникова) и “неистинных", которые, по мысли Масленникова, не спасутся.

- Не имея священного сана, Масленников самолично отлучает людей от Причастия.

- Масленников считает, что в нем пребывает дух свт. Игнатия (Брянчанинова), и видит себя, фактически, единственным правильным интерпретатором его учения. Последователи и поклонники Масленникова идут еще дальше и видят своего учителя новым Игнатием Брянчаниновым. Некоторые из них даже видят в Масленникове физическое сходство со святителем Игнатием и открыто говорят об особом духовном преемстве екатеринбургского проповедника от святого.

- "Школа покаяния" Масленникова в большинстве вопросов занимает жестко фундаменталистскую позицию, отрицая какую-либо икономию и воспринимая мир в черно-белом спектре: например, утверждается, что в записках о здравии можно записывать лишь воцерковленных православных христиан. Практика большинства приходов, учитывающая последствия десятилетий атеистических гонений и снисходящая к людским немощам, позволяет подавать записки о "заблудших" членах семей, т.е. невоцерковленных, но крещеных людях, не занимающих сознательно антицерковную позицию. Такое "идеологически обоснованное" отвержение общецерковной практики, разумеется, "подтверждаемое" заранее подобранными цитатами, для подобных групп играет чрезвычайно важную роль в противопоставлении себя всей церковной полноте, "не выдерживающей экзамен" на звание истинных христиан и верных последователей святых отцов.

- Весьма схожей с сектантской практикой является и то, что преподаватели "Школы покаяния", не имея ни священного сана, ни благословения священноначалия, считая себя опытными в духовной жизни руководителями, просматривают особый "дневник кающегося" (как они говорят, "подготавливая к исповеди с целью разгрузить священников"), зачастую диктуя человеку, в чем именно ему необходимо покаяться. Поскольку каждого "новоначального" принуждают вести дневник, не гарантируя при этом тайны исповеди, возникает опасность того, что свободный доступ руководителей организации к личной информации подчиненных им членов “Школы покаяния” может привести к злоупотреблениям, давлению, шантажу. К сожалению, на данный момент уже есть обращения пострадавших, свидетельствующие о наличии подобных нарушений в общине.

С радостью отмечаем, что Екатеринбургской епархией были пресечены эти и другие грубые злоупотребления и деятельность организации Масленникова, а также распространение его литературы запрещены».

О духовном вреде книг и выступлений Сергея Масленникова

На сайте Патриархии опубликовано интервью с и.о. руководителя cекретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского Совета О.В. Костишака «О духовном вреде книг и выступлений Сергея Масленникова» . Там много важных моментов. Думаю, читателям полезно познакомиться с этим интервью.

Олег Васильевич, Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Чем вызвана такая мера?

Издательский Совет действительно проводил рецензирование произведений С.М. Масленникова на протяжении нескольких лет и некоторым из них был предоставлен церковный гриф. Однако в ходе ознакомления с последними произведениями, в которых автор игнорировал ранее указанные замечания, в них была обнаружена серьезная опасность для читателя и слушателя. Хочу подчеркнуть то, что решение об отзыве грифов, присвоенных произведениям С.М. Масленникова, было вызвано не отдельными ошибочными его мнениями или неточностями, которые автор высказывает, а в целом неверной, можно сказать, системой его взглядов на христианскую жизнь.

- Что за личность - Сергей Масленников? Где он служит?

Согласно имеющимся в открытых источниках данным, Сергей Михайлович - мирянин, проживает в г. Екатеринбурге, достаточно в зрелом возрасте принял Таинство Крещения. Он не является священнослужителем и не имеет богословского образования. Путь его духовных познаний весьма сомнителен. Неся послушание на одном из екатеринбургских приходов, он активно осуществлял катехизаторскую деятельность, вышедшую далеко за пределы прихода. Сильный акцент в своей катехизаторской и писательской деятельности С.М. Масленников делает на учении о покаянии - в том виде, как он его понимает. Сами катехизаторские курсы названы им «Школой покаяния». Своеобразно понимаемому автором покаянию в той или иной степени посвящены и все его произведения.

- В чем духовный вред книг Сергея Масленникова?

В своих произведениях (думаю, не по злому умыслу, а по духовной неграмотности) С.М. Масленников пытается все доступно и просто объяснить там, где доступно и просто не объяснишь, пытается детализировать то, что в детализации не нуждается, пытается высказываться катафатично там, где возможна лишь апофатика. Духовная практика, рекомендуемая С.М. Масленниковым, нездорова и в итоге может привести человека в страшный духовный тупик. Стоит сказать, что сам святитель Игнатий (Брянчанинов), активно цитируемый С.М. Масленниковым, писал об опасности предлагаемой автором формы духовной жизни и прямо связывал ее со страстью гордости. Нам очень важно помнить, что христианство - это не свод правил, а Библия и книги отцов - это не цитатники. Христос - это Личность, а христианство (и аскеза, и покаяние, и все остальное, необходимое в духовной жизни) - это любовь ко Христу и устремленность к общению с Ним.

- Расскажите подробнее о неточностях в изложении православного учения в книгах Сергея Масленникова.

С.М. Масленников часто берется с большой уверенностью утверждать что-либо тогда, когда прямого ответа нет и быть не может (что нередко в православном богословии). Представление автора о страстях и добродетелях складывается из механического и формального сопоставления высказываний святых отцов, в то время как Священное Писание, богослужебные тексты и творения святых отцов требуют долгого и органичного понимания. Претензии к произведениям С.М. Масленникова, как уже было сказано выше, относятся, в первую очередь, к системе его взглядов, которая местами приводит автора и к серьезным ошибкам. Образно можно сказать, что из фразы прп. Силуана Афонского «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» С.М. Масленников оставил только первую ее часть. Во всех произведениях автор делает особый акцент на том, насколько грешен и многогрешен человек, насколько он недостоин любви Божией, насколько он должен каяться и т.п. Наглядной иллюстрацией такого подхода, на мой взгляд, является составленный С.М. Масленниковым и всюду им пропогандируемый «Дневник кающегося». В этом «Дневнике» грехи классифицированы на «смертные», «повседневные» и «простительные» (хотя, как известно, разница между смертным и несмертным грехом более чем условна), подробнейшим образом детализированы и изложены по пунктам. В частности, автор определяет как грех даже то, если кто-либо ночью проснулся от голода и принял пищу; также грехом считается, если родители хвалят своего ребенка.

Подчеркиваю, что «Дневник кающегося» предлагается автором всем без исключения готовящимся к исповеди. Следует сказать, что исповедь - дело очень живое и лишь в самом общем виде поддающееся какой-либо структуризации. Общим правилом того, как нужно исповедоваться, можно назвать слова прп. Амвросия Оптинского: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять», - а как и какими словами это будет сделано - дело совести, чуткости и духовной трезвости исповедующего и исповедующегося.

Вы спросили о неточностях в произведениях С.М. Масленникова. Могу сказать, что иногда его мысли принимают еще более осязаемый вид. Для примера можно привести следующий отрывок из аудиозаписи его лекции: «"Кто может сказать о себе, что он смиренный? Это же признак тщеславия и лицемерия!" Вопрос слушателя: "А если в молитве встречается: "…смиренную, грешную и недостойную рабу…"?" Ответ С.М. Масленникова: "Опустите это слово! Если вас оно смущает - выпустите его! Смысл молитвы при этом не извращается, не искажается, а для нас он становится более понятным, доступным"». В комментариях данный момент едва ли нуждается. Конечно же, неправильно, если мы не себя, испорченных грехом, будем подстраивать под Церковное учение, а пытаться Церковное учение приспособить под свое понимание - даже когда это приспособление принимает самые «благочестивые» формы.

Я знаю, что есть отзывы духовенства Валаамского монастыря, Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой лавры о книгах Сергея Масленникова. На какие моменты в них обращается внимание православных верующих?

Да, действительно, Издательский Совет запрашивал мнение насельников авторитетных монастырей, вами названных. В целом духовники, приславшие свои рецензии, были едины в отрицательной оценке его произведений. В рецензиях монахи выразили мнение, что «Дневник кающегося» (речь шла, в первую очередь, о нем) является попыткой недопустимо детально структурировать духовную покаянную жизнь. «Создается впечатление, - говорится в одном из отзывов, - что для него [автора] ответ на Страшном Суде - это нечто вроде проверки бухгалтерской отчетности. С другой стороны, детализация "уровней" одного и того же греха вызывает в памяти формулировки уголовного кодекса… Только благодаря некоторым лексическим оборотам публикация "Дневник кающегося" имеет нечто сходное с христианством. В остальном своим юридизмом она вполне могла бы быть сопоставлена с ветхозаветными требованиями». Также общим местом в рецензиях было то, что подобный «шаблонный» подход сделает невозможным живое и благодатное становление личности в покаянии. Попытка возлюбить Бога без аскезы и покаяния выродится в некий духовный гедонизм, а аскеза ради аскезы и покаяние ради покаяния - в мрачное сектантство. Благодатная жизнь в Церкви Христовой, правильное духовное руководство, чтение Писания и отцов воспитает - не может не воспитать - верный взгляд на духовную жизнь, лишь бы нам уметь слушать Господа Бога, Который обязательно ответит вопрошающему, откроет толкущему и найдет ищущего Его.

- В интернете есть и видеоконтент выступлений Сергея Масленникова - его не стоит смотреть и слушать?

Все сказанное о книгах С.М. Масленникова может быть отнесено и к его выступлениям. Неоднократные его апелляции - не только на решения Издательского Совета, но и на отзывы насельников монастырей - показали, что он укоренен в своем мнении и менять его не собирается. Не исключаю, что для кого-то на каком-либо этапе духовной жизни произведения С.М. Масленникова были полезны. Однако если смотреть на его работы в целом, то их едва ли стоит рекомендовать.

- Что делать с книгами, которые уже продаются в церковных лавках? Будут ли они изыматься из продажи?

Конечно, необходимо будет приостановить распространение произведений С.М. Масленникова через церковную книжную сеть.

«Народный богослов»

- Отец Георгий! Опыт показывает, что вряд ли эти книги и диски так быстро исчезнут с церковных прилавков. Я видела наборы дисков во многих храмах и монастырях. Вы уже говорили о том, что деятельность «Школы покаяния» запрещена. Приведу несколько строк из распоряжения по Екатеринбургской епархии № р-37 от 07 июля 2014 г. за подписью митрополита Кирилла: «С.М. Масленникова не допускать к проведению никаких лекций и встреч в рамках катехизаторской работы Екатеринбургской епархии». Невзирая на это, Сергей Михайлович рвется учительствовать и устраивает «гастроли» во многие города России. Он сам и его поклонники настроены очень решительно, резко критикуют решение Издательского Совета, отслеживают критические отзывы о его лекциях и книгах на просторах интернета и начинают гневно воевать с несогласными. Уже одно выражение: «Издательский отдел и сайт Патриархии не является голосом всей Церкви», - говорит о том, что таким людям чуждо понятие послушания Церкви. Чего стоит одно это утверждение: «Масленников Сергей Михайлович - поистине выдающийся "народный богослов", открытый нам Господом в последние времена»? Встретила я у них и дерзкое сравнение их «учителя» с Христом: «В лице Масленникова, проповедующего учение Христово, в очередной раз гонится Сам Христос…» В чем причины такого явления?

Приведенное Вами высказывание означает только то, что эти православные (если они такими являются на деле) впали в тягчайший грех идолопоклонства, сотворили себе из Масленникова кумира, некоего «гуру», неподвластного никакой критике. А причины - в нашем невежестве, в нежелании постоянно и всерьез работать над собой. Я тоже видел такой аргумент: дескать, в «Дневнике кающегося» и в аудиолекциях все просто и понятно. Но бывает «простота» хуже воровства, если она является попыткой (и очень кривой!) насильно втиснуть жизнь современного семейного человека в монашеские аскетические подвиги первых веков христианства. И вместо того чтобы просвещаться чтением святых отцов, бороться с грехами внутри себя - они ищут того, кто «простенько» им изложит сложнейшие вещи, и хватаются за это «учение» как за соломинку!

Думаю, не все понимают, что же именно С.М. Масленников пропагандирует на самом деле. Небесполезно будет познакомиться с мнением авторитетных священников и богословов.

Вот что ответил на вопрос о «Школе покаяния» протоиерей Димитрий Смирнов, Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства:

«Всем на один год запрет на исповедь и Причастие? Это дурь с целью получить влияние над людьми, над их душой. Это не школа покаяния, а школа замордовывания людей!»

А именно так и происходило. Человека лишали не только благодатной силы Причастия, но целый год не допускали даже до исповеди. По какому праву?

Профессор Московской Духовной академии А.И. Осипов резко критикует эту практику, когда от человека не только оглашаемого, но уже крещеного требуют генеральной исповеди и не дают исповедоваться и причащаться в течение года: «Целый год человек должен раскрывать свою душу мирянину - преподавателю из "Школы покаяния"! И если он не готов открыть свою душу полностью этому мирянину, со всеми своими прегрешениями по каждой из греховных страстей, то считается не прошедшим урок. И пока у него не будет такой готовности раскрыться перед преподавателем… он считается не окончившим "Школу покаяния", не допускается к исповеди у священника и Причастию… Здесь просто деспотизм настоящий… Готовиться год, да еще называть это "Школой покаяния"?! Боже мой! Вы что делаете?.. Человека вообще отвращаете от Церкви. Лишаете его причащения…» [

Православный врач-психотерапевт Вячеслав Боровских, более 14 лет возглавляющий Православный реабилитационный центр «Подвижник», на вопрос о «Школе покаяния» на его сайте ответил:

«Прихожан (крещеных людей) отлучают от исповеди (!) в виде епитимьи до тех пор, пока они не пройдут полный курс промывания мозгов». «Там вынуждают людей искусственно вызывать у себя покаянное чувство с помощью многократного повторения определенных словесных формул». «Курс этот представляет собой классическое нейро-лингвистическое программирование…» «Прихожане обязаны посещать эту школу, иначе они не будут допущены к церковным таинствам». «Отказ от школы или переход в другой храм трактуется как тяжкий грех со страшными последствиями». «В результате у людей подавляется воля, они проявляют полное повиновение Масленникову…» ]

После этого и после решения Издательского Совета трудно что-то добавить.

- Но С.М. Масленников отличается тем, что крайне болезненно реагирует на малейшую критику. В ответ даже на небольшую реплику он разражается гневными тирадами и обвинениями оппонентов.

Те, кто считают, что аудиолекции и книги необразованного человека строго следуют святым отцам, пусть задумаются, почему в книге, составленной С.М. Масленниковым,«Гордость. Избранные места из творений святых отцов», «толкования» составителя занимают практически половину книги (с 223 по 397 стр.), почему акцент сделан на личном мнении, а не на святоотеческом наследии, почему вольно и предвзято толкуются святые отцы применительно к жизни современного православного мирянина?

Изумление вызывает, что после разумных предостережений опытного психолога Масленников пишет гневную статью «Психическая атака психотерапевта В.В. Боровских на "Школу покаяния"», обвиняя психотерапевта в организации травли на него.

Увы, сам Масленников, будучи уверенным, что окружающие настроены против него, борются с истиной, которую он представляет, позволяет себе так отзываться о критикующих его методы:

«Чтобы впредь желающим клевать или кидаться грязью из-за угла было неповадно…» «И вот этим клеветникам верят сотрудники ФСБ… Им достаточно мнения тех, которые по своей злобности и неисправимости оставили приход или были отстранены от занятий за свою неисправимость » . [

«Если он [человек] не может принять понятие о грехах, вот такое, которое предложено в дневнике , он никогда не примет и понятия веры, догматы веры, заповеди никогда не примет, Евангелие никогда не примет» .

Покаяние же людей, не прошедших его школу, он называет «уродливым и кривым, бессмысленным, бесполезным покаянием , которое не может спасти человека».

Он, судя по всему, считает себя настолько преуспевшим, что не стесняется публично «богословствовать». Чего стоит одно название его статьи «Опровержение оправданий профессора А.И. Осипова»!

Такое губительное самомнение очень опасно и заразно для окружающих. Вот высказывания одного из горячих сторонников Масленникова, прошедших «Школу покаяния»: «Сановитые оппоненты», «"православные" праздношатаи» (так уничижительно характеризуют своих же прихожан!), «наймиты против Масленникова», «Служители лжи», «послушные лицемеры», «суемудрые», «супостаты» . Неужели можно всерьез принять эти ярлыки за высказывания православного человека в духе святых отцов?

Думается, более яркую самохарактеристику «плодам» масленниковской «школы» придумать трудно.

На одном из форумов в Екатеринбурге рассказали про женщину, как она «каялась, причащалась, но вот вдруг осознала, что в семье настал мир, и в душе мир, и так стало ей хорошо... Ха! Оказывается, это ужасное состояние, когда хорошо , - должно быть плохо. Ей надо было звонить во все колокола, просить о помощи - ведь она перестала плакать о грехах!! И вот через две недели… у нее что-то случилось, она поняла свое страшное заблуждение и снова стала "плакать" о грехах!»

Таких «плодов» мы хотим? Дай Бог всем, кто попал в эту мясорубку, духовно прозреть и избавиться от сектантского духа в вере. А тем, кто может столкнуться с чем-нибудь подобным, как священник говорю: будьте предельно трезвомысленны, чтобы кто не прельстил вас.