Обработка и сведение вокала. Запись и сведение вокала

Paulina Steel,

sound designer.

Итак, после того как сделана эквализация вокала, можно приступить к его динамической обработке. Поскольку наши статьи рассчитаны на широкого читателя, хочется начать эту главу с небольшого разбора явления динамики. Интересно, что когда людям, только начинающим свой музыкальный путь, мы задавали вопрос, что же такое динамика в музыке в их понимании, то каждый из них отвечал по-разному, имея в виду что-то свое, зачастую субъективное. Среди ответов часто встречались: скорость, напряжение, движение, драматизм и т.п. На самом же деле, динамика напрямую не имеет отношения к этим понятиям. Динамика связана с громкостями, а именно: с их разницей в ходе композиции. По сути в академической музыке динамика обозначается f и p (форте и пиано и их градациями).

Что касается динамической обработки вокала, здесь речь пойдет о работе со значительно меньшими величинами, нежели те, что обозначаются в классической музыке, отчего имеющий дело с этой обработкой должен проявить незаурядную скрупулёзность. Итак, как уже было сказано выше, речь пойдет о громкостях, исходя из этого показательно, что основной параметр приборов динамической обработки выражен в следующих единицах - Дб. Какими же приборами можно воспользоваться для динамической обработки акапеллы?

Разберем, что в отношении вокала может дать нам каждый из них.

Gate ограничивает сигнал в зависимости от уровня входного сигнала. В нем есть некая пороговая величина (threshold), которую звукорежиссер выставляет сам и которая выражена в Дб. Все, что тише этой величины не будет пропускаться гейтом, проще говоря - обрежется.

На вокале гейт используется не слишком часто, больше в случаях, связанных с реставрацией. Работа его достаточно грубая, сильно заметна на таком нежном инструменте как вокал, поэтому рекомендуем включать в цепь гейт лишь в крайних случаях и с особой осторожностью.

Для чего же он нам может пригодиться? В случае если вокал записан в не очень профессиональных условиях и мы отчетливо слышим между словами фоновые и посторонние шумы и в случае, если вокалист имеет дурные привычки чавкать, причмокивать и громко дышать между словами. В гейте можно выставить порог таким образом, что все звуки более тихие, чем основной сигнал, не будут пропускаться. В нашем случае основной сигнал - это вокал, он самый громкий, все остальное-значительно тише, хотя, разумеется, тут все зависит от исполнителя. Стоит обратить внимание, что гейт может обрезать слишком грубо, в таком случае следует попробовать изменить в сторону увеличения показатель release (время восстановления сигнала). Также обязательно нужно послушать обработанную гейтом акапеллу от начала до конца и без музыки. Следует иметь в виду, что человек по своей природе начинает и заканчивает слова тише, чем произносит их по середине, то же с началом и концом фраз, а значит гейт при неаккуратно выставленном пороге может срезать у вокалиста все окончания слов. В случае с громким дыханием человека использование гейта может оставлять за собой нежелательные рудименты.

De-Esser. Из названия ясно, что прибор этот работает на устранение излишков в шипящих и свистящих звуках. По сути это полосовой компрессор, работающий начиная от частоты 2k. У каждого человека своя диктиция и особенности речевого аппарата, которые могут быть наиболее заметны в сфере произношения шипящих. Плюс существует множество "верхастых" микрофонов, которые особенно чувствительны в той же сфере. Все это в купе может давать удручающие последствия в сфере звуков "с","ш","щ","ч". Порой сначала этих последствий может быть не слышно, но после использования эквалайзера и компрессора, они становятся очень явными.

Чаще всего в цифровых ди-эссерах есть пресеты типа Male vocal или Female vocal. В большинстве случаев они нуждаются в корректировке частоты, на которой он работает, порога срабатывания и ширины полосы. Также следует помнить о неповторимости дикции каждого человека, поэтому настройки ди-эссера в каждом случае индивидуальны.

Зачастую де-эссер как средство сглаживания шипящих вообще не используется, особенно в современной западной музыке. Такой подход также имеет право на жизнь и зависит от вкуса и слуха звукорежиссера.

Де-эссер может также использоваться для смягчения тембра голоса в диапазоне частот от 2k до 4k. У людей, обладающих резким тембром или не слишком профессиональных вокалистов при громком пении и речи зачастую заметен явный подъем в этом диапазоне так называемой второй форманты. В случае, если звукорежиссер решит сгладить его с помощью эквалайзера, это повлияет на весь сигнал, даже в тех местах, где это не нужно. В то время как ди-эссер позволяет смягчить именно те участки акапеллы, которые в этом нуждаются, за счет правильного подбора уровня порога.

Неумелой работой с этим прибором можно случайно сделать вокалиста шипилявым или чересчур глухим. Поэтому следует кропотливо подбирать глубину порога, а также аккуратно относиться к степени сжатия.

В цепи гейт и ди-эссер ставятся, как правило, в разрыв до эквалайзера и компрессора соответственно.

Compressor. Обычно ставится в разрыве цепи после эквалайзера, но существует множество точек зрения по этому поводу, и полемику в этом вопросе можно считать незавершенной.

Компрессор, как средство сжатия динамического диапазона как бы усредняет громкость акапеллы, приводя ее приблизительно к одному уровню. Этот уровень и есть порог (threshold) компрессора, который должен верно подобрать звукорежиссер. Если пороговая величина слишком высока, то вокал вообще не будет скомпрессирован, а если она слишком глубока, то будет наоборот пережиматься, что повлечет за собой эффекты перегруза на сигнале.

Если в композиции разные части спеты или прочитаны достаточно отличающимися уровнями и это входит в общую музыкальную концепцию песни, то следует разделить все более тихие и более громкие части по отдельным дорожкам и обрабатывать их соответственно различными компрессорами со своими уровнями порога, а возможно, вообще с различными настройками.

Есть несколько наиболее распространенных подходов к компрессии вокала:

- "естественная" компрессия

Сильная и заметная компрессия

При естественной компрессии вокальная партия сохраняет свой характер. Работа компрессора в этом случае практически незаметна и служит своей прямой цели - сглаживанию пиков. Если стоит задача оставить вокалиста как можно более "живым" и воздушным, то в компрессоре используется очень быстрая атака и очень быстрый релиз, при этом пороговая величина очень высока. В случае если эта величина будет чрезмерно занижена, то голос будет больше ужиматься, в голосе возникнет носовой призвук.

Сильная и заметная компрессия служит для изменения характера партии. Например, если вокал или речь вялые, неубедительные, с помощью средней атаки, довольно глубокого порога и степени сжатия компрессора можно сделать их более акцентированными и экспрессивными. Если сделать значения атаки, релиза прибора слишком большими, а порог достаточно занизить, то можно случайно сместить ударения в словах.

Бывает и такое, что на одной вокальной дорожке используется два компрессора: первый - для выделения акцентов, второй - для общего выравнивания партии или наоборот (последовательная компрессия).

Возможные манипуляции с приборами динамической обработки имеют широкое поле для творчества звукорежиссера. Работа динамических приборов, а особенно компрессора очень тонка и неопытному человеку может быть неслышна. В связи с этим главным в подходе к компрессии также как и в других видах обработки является главная заповедь звукорежиссера - не навредить.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....

Panasonic и музей РЖД

Владимир Дунькович: Системы управления сценической механикой.

Синхронизация. Новый уровень шоу. OSC для шоу

Максим Коротков о реалиях с MAX \ MAX Productions

Константин Герасимов: дизайн — это технологии

Алексей Белов: Главный в нашем клубе - музыкант

Роберт Бойм: Я благодарен Москве и России - мою работу тут слушают и понимают


pdf "Шоумастера" № 3 2018 (94)

Четыре концерта с одной консоли в Мюнхенской филармонии Гаштайг

20 лет Universal Acoustics: история с продолжением

Беспроводные решения Astera на российском рынке

OKNO-AUDIO и семь стадионов

Илья Лукашев о звукорежиссуре

Simple Way Ground Safety — безопасность на сцене

Александр Фадеев: путь начинающего художника по свету

Что такое райдер и как его составлять

Дурацкий способ обработать бочку

pdf "Шоумастера" № 2 2018

Panasonic в Еврейском музее и центре толерантности

Концерты «БИ-2» с оркестром: передвижная готика

Дмитрий Кудинов: счастливый профессионал

Звукорежиссеры Владислав Чередниченко и Лев Ребрин

Свет в туре Ивана Дорна «OTD»

Шоу Ани Лорак «Дива»: Илья Пиотровский, Александр Манзенко, Роман Вакулюк,

Андрей Шилов. Прокат как бизнес

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Всему, что знаю, я научился самостоятельно. Читал, наблюдал, пробовал, экспериментировал, совершал ошибки, переделывал заново. Никто меня не учил. В то время в Литве не было никаких специальных учебных заведений, в которых обучали бы работе со световым оборудованием. Вообще, я считаю, что научиться этому нельзя. Чтобы стать художником по свету, нужно иметь что-то такое «внутри» изначально. Можно научиться работать с пультом, программированию, можно выучить все технические характеристики, но вот научиться творить нельзя.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Не следует путать новые возможности дизайна активных помещений с «поддерживаемой реверберацией», которая с 1950-х годов использовалась в Королевском фестивальном зале (Royal Festival Hall), а позже в студиях «Лаймхаус» (Limehouse Studios). Это были системы, использующие настраиваемые резонаторы и многоканальные усилители для распределения естественных резонансов до нужной части помещения.

их результаты - ниже. Участники «Клуба прокатчиков шоу-технологий» активно обсуждали эту тему.
Мы предложили ответить на несколько вопросов специалистам, которые уже не один годв нашем бизнесе,
и их мнение, безусловно, будет интересно нашим читателям.

Андрей Шилов: "Выступая на 12 зимней конференции прокатных компаний в Самаре, в своем докладе я поделился с аудиторией проблемой, которая меня сильно беспокоит последние 3-4 года. Мои эмпирические исследования рынка проката привели к неутешительным выводам о катастрофическом падении производительности труда в этой отрасли. И в своем докладе я обратил внимание владельцев компаний на эту проблему как на самую важную угрозу их бизнесу. Мои тезисы вызвали большое количество вопросов и длительную дискуссию на форумах в соцсетях."

Сделать вокал идеальным — сложно, но существуют плагины, которые помогут Вам получить более прозрачный и сбалансированный звук.
Мы подобрали 5-ку лучших, для очищения и коррекции вокала.

1. iZotope Nectar 2

Nectar 2 — это станция для обработки вокала со встроенными пресетами и удобным аудио-интерфейсом. Помимо классических инструментов, таких как де-эссеринг, гейт, компрессор и эквалайзер, которые формируют основные вокальные обработки, он также может подмешивать реверберацию, сатурацию, дилей и многое другое.

2. Revoice Pro

Revoice Pro используют практически все ведущие продюсеры, чтобы быстро и точно скорректировать высоту тона, длительность и баланс голоса и инструментов.

Этот плагин включает много возможностей, которые просто незаменимы для сведения как сольных партий, так и бэк-вокала.

Компания Celemony была одной из первых, кто создал программу для редактирования дорожек гибким образом, которая хорошо подходит как для вокала так и для живых инструментов. Это, пожалуй, самый всесторонний инструмент когда-либо созданный для редактирования. Естественно, данная программа чудес не совершает, и по прежнему вокалистам важно петь максимально хорошо, чтобы это безболезненным образом исправить.

Это не плагин, а комплект, который компания Waves часто предоставляет со скидкой.

В данный комплект входят крутые плагины для обработки вокала, такие как: DeBreath, Doubler, Renaissance Axx, Renaissance Channel, Renaissance DeEsser и Waves Tune. Здесь есть все, для того, чтобы отредактировать по высоте нот, убрать свисты и насытить должным образом.

Если Вы хотите обрабатывать вокал профессионально — этот пакет плагинов оправдает все Ваши ожидания.

Еще один плагин от Izotope, который нужно выделить. На этот раз это узкоспециализированный аудио-редактор для очистки и улучшения записи. С помощью графических инструментов вы можете выявить проблемную область и устранить ее максимально безвредно. Это может быть взрывной звук, сигнал машины на заднем плане или что-то еще, что трудно убрать стандартными методами. Здесь вы можете подавить «внутренние» звуки и неприятные артефакты. Данный плагин подойдет тем, кто занимается обработкой записанных материалов, таких, например, как семинары, видео-обзоры и телепередачи.

Мы раскроем тайны мастерства:

Вы сможете исполнить вокальную партию оригинально и интересно. Найдем сильные ваши стороны и сделаем их привлекательными в композиции. В результате проделанной нами работы получится гармоничное исполнение и интересная музыкальная структура в завершенной версии записи. Мы красиво воплотим в жизнь вашу идею, сделав ее привлекательной для аудио слушателей.

Важные моменты для получения идеального звучания:

Приходите к нам в студию, и команда специалистов из Продюсерского Центра Burn Your Records сделает запись и сведение вокала на профессиональном уровне. У нас есть отличный состав, в который вошли саунд-продюсеры.

· знают важные моменты и добьются идеального звучания;
· слышат каждую ноту и не пропустят плохого звучания.

Ведь вокал это сложный вид исполнения. Несмотря на это, мы поможем поверить в свои способности, какую бы технику исполнения вы не выбрали (рок, джаз, эстрада, классический вокал). Наши знания помогут вам получить внимание требовательной современной публики и удержать его над созданной композицией.

Мы используем технические особенности корректировки накопленного материала, разбираем его, отстраиваем, обрабатываем, сводим и записываем. Но для этого нужна подготовка к записи. Этот важный этап позволит нам правильно подобрать изменения и привнести нужную обработку. Потому что нам нужно тщательно проработать исполненные части на стадии аранжировки, и учесть тип вокала. А только после отредактировать.

Не следуем жестким схемам, а наоборот даем выход свободе исполнения. При этом определенная степень воздействия и обработки записи будет проведена корректно, сохранив основу концепции. Если такой нет, поможем выстроить ее.

Подготовка к записи вокала

Хорошая запись вокала должна основываться:

· на технике исполнения;
· и тональности голоса.

Кроме этого важно правильно преобразовать звук и оформить композицию. Оказывая помощь во взятии нот, мы поможем вам создать великолепную композицию и донести ее в прекрасном формате до той аудитории, которая должна вас услышать. И она получится будет более многогранной, чем первоначально, получив свою выразительность.

Быстрая работа команды Продюсерского Центра Burn Your Records:

Обработка записи, ее редактирование, с использованием определенных элементов аранжировки, корректировка ритма, интонаций позволят получить качественную композицию, которая сможет занять вершины топовых позиций песен.

Потому что:

1. Знаем тонкости обработки звука, поэтому не бывает не предсказуемых результатов, которые никогда не лишаются оригинальности, если этим занимаемся мы.

2. При этом экономим время, делая запись и сведение вокала увлекательным. С командной Продюсерского Центра Burn Your Records время не тянется бесконечно. Скорость и качество нашей работы уже было оценено клиентами студии, тем более что среди них имеются знаменитые профессионалы.

3. Становимся помощниками музыкантов и поэтов, для их запоминающегося выхода в аудио мир.

4. Быстро устанавливаем связь с вами на творческом уровне и незамедлительно приступаем к поиску идей. Используем имеющийся креатив и запас профессионализма, что позволяет выполнить нашу работу на высшем уровне. Исполнение становится ярким и красиво звучащим, а композиция приобретает выразительность.

Профессиональные черты команды Продюсерского Центра Burn Your Records:

Делая нечто важное в обработке и сведении голоса, получаем музыку с энергией и характером, даже если она медленная. Ведь интересно то, что насыщенно необычными приемами, дающими великолепными результаты звучания и гармонии сочетания использованных приемов и исполнения.

Для этого мы:

· воздействуем на форму сигналов;
· гармонично синтезируем их частоты;
· убираем эффект обратной связи способом подавления;
· благодаря правильной аранжировке, устраняем конфликты частот, не слышимых обычному слуху;
· доводим сигнал до определенного диапазона, не допуская искажения и не теряя первоначального состояния;

Наши специалисты уже имеют натренированную восприимчивость профессионального уровня и им не сложно определить тип изменений, которые необходимо применить к каждому случаю.

Они легко определят:

· как нужно исполнить композицию;
· что в ней убрать или добавить;
· и как ее подкорректировать.

Данная профессиональная черта команды Продюсерского Центра Burn Your Records и отдельных звукорежиссеров позволяет создавать работу с настроением. И оно непременно передастся аудио меломанам. Без этой особенности они ее просто не воспримут. В этом важность аранжировки, после которой может меняться стилевая окраска музыкальной основы. От этого этапа зависит, каким будет звучание. При необходимости придаем материалу яркое выделение некоторых инструментов при помощи художественной эквализации. А в современных вариантах используем нешаблонное придание необычности звука.

Используются определенные приемы аранжировки. От их применения зависит общий итог. Благодаря применению нашими звукорежиссерами

тонкостей подготовки и адаптации мелодии для будущего представления публике она приобретает неповторимый и узнаваемый почерк исполнителя. Это выгодно выделит вас от других работ и позволит попасть в сердце слушателей, оставив приятные музыкальные воспоминания.

Здесь важно:

· правильно подобрать сочетание тембров;
· удлинить, укоротить или расширить окончания звучания;
· откорректировать возникающие неприятные эффекты двоения;
· найти подходящую насыщенность звучания будущей работы

Мы можем начать даже с мотива, и сделать из него звуковое сочинение, передающее ваше настроение.

Исполнение может быть одно- или двухголосным, с помощью приема дублирования. Запишем то самое яркое исполнение, которое бывает лишь раз в жизни. С нашими специалистами вам не нужно бояться, что вы исполните что-то не так. Мы запишем ваш голос или звучание инструмента столько раз, сколько будет нужно, чтобы доиться красивого результата.

Вы можете импровизировать. Мы хотим и позволяем проявить всю энергию. Нам это важно, так как хотим узнать ваши сильные и удивительные стороны. Верим в то, что они есть у каждого. Поэтому даем шанс всем желающим. Ни в коем случае, не пугаем вас, а наоборот подталкиваем к вдохновению и хорошему настрою. Ведь это важно для людей с творческим потенциалом. А только потом приступаем к обработке, мастерингу и сведению материала.


Вокальная обработка:

Что именно делаем:
· редактируем и выводим гармоничную линию между частями мелодий или сквозь них;
· синхронизируем звук;
· в процессе сведения исправляем имеющиеся скачки, даже если есть хотя бы одна нота не очень хорошо ложащаяся в мелодию;
· корректируем не только мелодию, но и работаем над текстовой перегрузкой;
· устраняем столкновения различных фраз по тексту;
· при помощи определенных приемов обогащаем и сглаживаем звучание.

Имея перед собой любые исходники создаем композиции, со сверзахватывающим эффектом, о котором нельзя было и помышлять, в начале рассмотрения представленного материала. В результате сложной совместной работы нашей команды Продюсерского Центра Burn Your Records получаем синхронное звучание и профессиональный результат.

Мы проводим тонкое изменение частей мелодии. Отрезаем или добавляем что-то в ней, убираем плохие фрагменты, исключаем расхождения, очищаем материал от шумов. Создаем новые эффекты. Изменяем динамику звука, выравнивая ее (компрессируем или сжимаем). Смешиваем и обобщаем, микшируем. Но оставляем тонкое звуковое богатство мелодии, не теряя ее уникальности.

Направление музыки, ее стиль определяют аудиторию:

Результатом нашей работы становится вознаграждение в виде удовлетворения с вашей стороны и признания ее аудио меломанами, для которых она предназначалась. Именно направление музыки, ее стиль определяют аудиторию. И это не последнее при записи песни или музыки. Сведение и качественная аранжировка должны строиться на принципе актуальности выбора концепции материала. Понимаем это и строго соблюдаем правила работы со звуком, ритмом и темпом, чтобы получилась гармоничное и понятное определенной аудитории работа.

И это делается не на стадии сведения, когда уже начинается заключительный этап отбора и редактирования исходных записей, а в самом начале. Для этого было бы отлично познакомиться с вами поближе, узнать ваши силы, эмоциональность, вовлеченность в процесс, понять тональность голоса, технику исполнения, опыт и т.д. Это откроет нам информативность картины о вас, и даст простор нашим идеям, что позволит определить, чем и как насыщать материал.

Наши специалисты имеют довольно придирчивый слух, но это вовсе не означает, что по каким-то соображениям откажемся с вами сотрудничать.

· приложим все усилия для улучшения композиции;
· для усиления вашего желания улучшить исполнение.

В процесс записи вы будете общаться с творческим коллективом в лице:

· саунд-продюсера, автора треков, активно работающего со звездами;
· музыкального продюсера с большим стажем создания популярных музыкальных работ современного направления;
· специалистом по сведению и мастерингу, который не пропустит ни одной плохой ноты.

Как побороть страх перед записью вокала:

Не нужно бояться начинать. Все когда-то что-то делает впервые. И даже те звезды, которые посетили нашу студию, записывались ранее в первый раз. И с некоторыми из них мы работали. Может именно вы тот самый обладатель необычного голоса или творческого потенциала, которого так не хватает миру музыки.

Ничто не стоит на месте. И то, что было интересно слушателю вчера, приедается. Поэтому приходите и давайте свою энергию творчества всем кто этого жаждет. А мы поможем вам сделать ваш материал лучше и интереснее. Переступите страх, забудьте о нем. Иначе о вас никто не узнает. Не держите в себе эмоции, приходите к нам на студию и выплескивайте их на нас. Мы с удовольствием разделим радость нового. И подскажем, как сделать и, конечно же, сделаем композицию удивительно яркой и запоминающейся. А если вы того захотите, то и хитовой. Поверьте в себя вместе с нами!


08.

6.4. Сведение вокала

В наших песнях чаще всего встречается такая схема: в куплете звучит основной вокал, к которому может добавляться бэк-вокал или дублирующий вокал. В припевах обычно звучит «пачка» голосов.

Мы обработаем основной, дублирующий вокал и вокал в припевах немного по разному (отличия коснутся в основном компрессии и стереоэффектов), а эквализировать их будем все вместе.

Начнём с того, что познакомимся с приёмом под названием Vocal Exciter, который будет использован на основном вокале и на вокале в припевах. Смысл его заключается в том, чтобы сделать голос ярче, но не просто подняв высокие частоты эквалайзером, а скомпрессировав их отдельно и добавив к основной дорожке. Похожим образом работают и плагины-эксайтеры.

Vocal Exciter

Продублируем дорожку вокала или сделаем с неё посыл на новую дорожку (v exciter). Поставим на неё low cut фильтр в районе 4-7 кГц с довольно крутой линией среза (например 36 dB/oct), затем добавим компрессор с минимальной атакой, автоматическим релизом, ratio 3:1 - 4:1 и достаточно низким threshold, так что получаемый gain reduction достигает -12 Дб. Послушайте, как звучит эта дорожка до и после обработки.

Затем подмешаем её к оригинальной дорожке. Будем добавлять её постепенно, пока не покажется достаточным. В моём случае v exciter звучит на 15 дБ тише основной дорожки.

Можно сравнить этот приём с использованием параллельной компрессии на барабанах. Но тут мы сильно компрессируем только высокие частоты и, подмешивая их с исходному сигналу, получаем более насыщенный и яркий вокал без излишне громких шипящих.

Основной вокал

После того, как мы применим приём Vocal Exciter, будем обрабатывать основной вокал в группе gr v main , в которую приходят дорожки v main и v main exciter .

Отрежем Low Cut фильтром всё ниже 50-80 Гц, а затем скомпрессируем вокал. Хороший компрессор может творить чудеса, делая голос большим, наполненным, глубоким, мягким.

Чтобы добиться лучшего звучания при использовании компьютерных плагинов, можно поставить несколько компрессоров подряд, настроив каждый на небольшую степень компрессии. Например, первый компрессор работает с такими параметрами: ratio 2:1, attack 3, release 200 и даёт мягкий gain reduction 3-5 Дб. Второй компрессор действует чуть более сильно, например вот с такими настройки: ratio 2.5:1, attack 0.5, release 30-40, knee soft. Threshold выбираем на слух в зависимости от того, как сильно хотим скомпрессировать звук (как рано начать его компрессировать).

Дополнительный вокал

У дорожки дополнительного вокала v double также отрежем частоты ниже 50-100 Гц, а затем скомпрессируем.

Для этой дорожки можно выбрать другой компрессор, чем на основном вокале. Постараемся сделать так, чтобы дублирующий вокал оставался всё время сзади, был опорой для основного вокал, но не соперником ему. Например, выбранный компрессор может работать в режиме limit / slow с почти максимальным peak reduction (90 из 100).

Давайте сделаем этот вокал стереофоническим, задержав один из каналов по времени. Например, задержим правый канал на 17 мс, а затем сделаем его чуть громче левого, чтобы сохранить ощущение баланса по центру.

Чтобы стереовокал не перемешивался с электрогитарами, разведёнными влево и вправо, можно чуть сузить его панораму. Вот как звучат оба вокала вместе с акустической гитарой.

Вокал в припевах

Для сокращения количества дорожек в проекте можно сохранить вокал в припевах в одну стереодорожку. В ней находятся четыре моно-вокала расставленные по панораме; они слегка скомпрессированы и из них удалены шумы в паузах. Вот как звучит эта дорожка:

Применим к этой дорожке приём Vocal Exciter, который рассматривали выше. Затем отрежем нижние частоты (ниже 50-80 Гц) low cut фильтром и скомпрессируем. Можно использовать тот же компрессор, что и на дорожке дублирующего вокала, но в более мягком режиме.

В процессе сведения мне показалось, что в припевах не хватает вокала по центру. Четыре вокала в припеве были расставлены в панораме так, что в центре было пусто. Чтобы заполнить центр, я сделал посыл на дополнительную дорожку v choirs more , на которой сузил панораму до моно, а затем скомпрессировал. Полученный результат добавил к четырём исходным вокалам, объединив их в группе gr v choirs .

Эквализация

Все три дорожки (основной вокал gr v main , дополнительный вокал v double и вокал в припевах gr v choirs ) приходят в одну группу gr vocals all .

Добавим вокалу яркости, воздуха с помощью Hi Shelf фильтра от 15 кГц и выше. Затем добавим немного резкости, разборчивости в районе 3-4 кГц. Если помните, когда мы эквализировали гитару, мы слегка прибрали в этой области. Добавляя эту частоту у вокала, мы выделяем ему своеобразное «окно», делаем его более «читаемым» в миксе.

Кроме того, в нашем случае узким фильтром была прибрана частота в районе 3.3 кГц, дававшая слишком резкий тембр.

Send-эффекты

Для придания голосу объёма и «полёта» мы используем три send-эффекта. Создадим FX-дорожки voc verb , voc delay short и voc delay long и будем делать на них посылы, громкостью посыла определяя глубину эффекта.

Например, с дорожки основного вокала можно совсем немного отправить в delay, поскольку в куплетах сильный delay нам не нужен (разве что на отдельных фразах). А в припевах можно сделать больше delay и чуть меньше ревера.

Удобно использовать reverb и delay как send-эффекты. Это позволяет использовать один и тот же эффект на нескольких дорожках и регулировать громкость эффекта независимо от громкости «сухого» (оригинального) сигнала.

Реверберация (FX-дорожка voc verb )

На этой дорожке стоит ревербератор в режиме Bright Hall. Тип реверберации лучше подбирать к каждой песне индивидуально. Как правило, в быстрых песнях используется ревербератор с коротким «хвостом» и ярким характером. В более медленных, спокойных песнях, с небольшим количеством инструментов можно использовать менее яркие и более длинные ревера.

Чтобы вокал не слишком отодвигался вглубь, когда на него добавлена реверберация, и в то же время имел задний план, можно выставить параметр pre-delay у ревербератора в 20-30 мс. Регулируя этот параметр, можно изменять ощущение от нахождения вокала вблизи (при увеличении pre-delay реверберация как бы отрывается от вокала) или вдали (при нулевом pre-delay), не изменяя при этом громкость и тип реверберации.

Громкость реверберации лучше выбирать такую, чтобы эффект был как бы «незаметен», не привлекал к себе внимания. Ревербератор должен создавать ощущение пространства, звучать естественно, в меру.

Короткий delay (FX-дорожка voc delay short )

На ней стоит Stereo Delay вот с такими настройками: delay 1/8 слева и 1/4 справа; feedback в районе 30. Включены lo cut и hi cut фильтры на 180 Hz и 6.5 kHz.

Длинный delay (FX-дорожка voc delay long )

Это дилэй с задержкой 1/2 — 1/1, с его помощью можно повторять отдельные слова и фразы. Можно делать автоматизацию посыла на эту дорожку и добавлять уровень посыла на тех словах, которые нужно выделить по смыслу, после которых есть удобная пауза. В небольшом количестве этот delay можно использовать на всём вокале.

В некоторых песнях можно поставить на эту дорожку mono delay, но в данном случае опять используем stereo delay вот с такими настройками: delay 1/2 слева и 1/1 справа, feedback 22 и 12, lo cut 190 Hz (слева) и 230 Hz (справа), hi cut 5300 Hz и 4400 Hz, pan 100% left и 70% right. Mix — 100% wet.

С помощью этих настроек мы сделали правый канал (с более длинной задержкой) ближе к центру, отрезали у него больше низа и верха, чтобы было ощущение, что эхо вернулось издали и больше потеряло. Добавим на эту же дорожку ревербератор, чтобы наше эхо звучало ещё более отдалённо и объёмно. Например, используем Small Hall с уровнем 50% wet (пополам необработанный сигнал и реверберация).

Итоговый результат

На всю дорожку вокала можно поставить ещё один дополнительный компрессор с небольшим ratio (1.8:1), мягким коленом (soft knee), короткой атакой (1 мс) и релизом в 200 мс. Threshold выбран такой, что GR (Gain Reduction) составляет не более 2 Дб. Вслед за компрессором идёт лимитер на уровне -12 Дб.

Вот как звучит наш вокал после всех обработок:

Вокал с «телефонным эффектом»

Можно поставить вокодер на групповую стереодорожку, и в левый канал отправить вокал, а в правый — звук синтезатора (или наоборот, в зависимости от вокодера). Некоторые вокодеры имеют встроенный синтезатор, так что в вокодер можно сразу отправить MIDI — дорожку с нотами, которые будет «пропевать» модулирующий вокал.

Использованные плагины

Для обработки вокала были использованы следующие бесплатные VST-эффекты :

Эквалайзеры: EngineersFilter, Dual Linkwitz-Riley Filters, NonameEQ, Blue Cat Triple EQ, Nebula 3 Free [ 115 HD FREE HS ]
Компрессоры: Antress Modern Amplifier, Kjaerhus Classic Compressor, Molot
Ди-эссер: SpitFish
Стереообработка: Voxengo Sound Delay, Flux::StereoTool
Вокодер: Tal-Vocoder

Если информация с этого сайта представляет для вас ценность, окажите финансовую помощь проекту! Средства пойдут на оплату хостинга и развитие других проектов.

Можно копировать в некоммерческих целях
со ссылкой на сайт сайт
Санкт-Петербург, 2011 год