О чем говорится в главе максим максимыч. Анализ главы “Максим Максимыч”

Наш краткий пересказ «Максима Максимыча» может быть использован для читательского дневника учениками 9 класса.

«Максим Максимыч» – вторая из пяти частей романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (см. его краткое содержание , краткий анализ и полный текст).

Содержание её продолжает первую часть («Бэла »). Безымянный повествователь и пожилой штабс-капитан Максим Максимыч (см. Образ Максима Максимыча , Печорин и Максим Максимыч), познакомившись в поездке по Кавказу, ненадолго расстаются в пути, но вскоре вновь встречаются на одной станции. Отобедав вместе, они вдруг видят из окна, как во двор въезжает щёгольская дорожная коляска, которая, видимо, принадлежит богатому человеку. У прибывшего с коляской лакея они узнают, что владелец её – тот самый Григорий Александрович Печорин , о котором Максим Максимыч рассказывал в повести «Бэла».

В предвкушении встречи с давнишним товарищем Максим Максимыч сильно радуется. Лакей рассказывает, что Печорин остался ужинать и ночевать у полковника Н. Дав лакею восьмигривенный на водку, Максим Максимыч велит ему идти и сказать хозяину, что здесь находится его друг и сослуживец. Старый штабс-капитан так жаждет быстрее увидеть Печорина, что садится ждать его у ворот, полагая: он «сейчас прибежит».

Герой нашего времени. Максим Максимыч. Аудиокнига.

Но до позднего вечера Печорин так и не приходит. Раздосадованный Максим Максимыч ложится спать в одной комнате с повествователем, и тот слышит, как старик всю ночь ворочается, не в силах заснуть.

Повествователь подходит к Печорину и напоминает: его хотел повидать Максим Максимыч. Печорин только сейчас вспоминает о старике, который как раз в этот момент показывается на другом краю площади и бежит что есть мочи, весь в поту. Максим Максимыч порывается обнять Печорина, однако тот лишь подаёт ему руку – приветливо, но довольно холодно. Коротко сказав, что едет в Персию, собирается садиться в коляску.

Максим Максимыч удивлён: неужели расстанемся, даже не поговорив? Он напоминает Печорину про их прежнюю общую жизнь в крепости, про похищенную горянку Бэлу. Услышав о ней, Печорин чуть бледнеет – и торопится ещё сильнее. Максим Максимыч упрашивает его остаться хоть на пару часов, но Печорин, слегка обняв его, садится в коляску. Старик вспоминает: «Да у меня ваши бумаги. Что с ними делать?». Со словами: «Да что хотите» – Печорин уезжает.

Максим Максимыч обижен и раздосадован. Он нервно ходит, в глазах его появляются слёзы. Высказывает: «Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!» Повествователь спрашивает, что за бумаги оставил ему Печорин. Штабс-капитан отвечает: «Какие-то записки!» В ответ на просьбу собеседника отдать их, он достаёт из чемодана тетрадки, произнося с презрением: «Можете делать с ними, что вам угодно».

Данная часть произведения является связующим звеном между «Бэлой» и «Журналом Печорина». Григорий Печорин после расставания с Максим Максимычем много лет о нем ничего не слышал. Они перестали общаться. Не интересовались жизнью друг друга. Новая встреча произошла во Владикавказе, где развернулись события этой главы. Анализ главы «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени» покажет истинное отношение Печорина к друзьям.



Поведение Печорина непонятно. Встретив старого друга, он нисколько не обрадовался. Казалось, ему просто наплевать на него. Когда штабс-капитан пригласил его в гости и прождал весь день, отложив намеченные дела в сторону, Печорин так и не соизволил заглянуть хоть на минуту.

Печорин казался отчужденным, погрязшим в своих мыслях. Ничего кроме Персии его не волновало. Разговор сводился только к ней, ведь именно туда лежал его путь. Даже от своих записок Печорин с легкостью отказался, а ведь в них были его откровения, которыми он делился на бумаге. В них раскрывались интимные стороны его души.

Между тем объяснение его поступку имеется. Печорин не желал ворошить прошлое, вспоминать трагедию, случившуюся с Бэлой. Он осознавал свою причастность к ее гибели. При виде Максима Максимыча в душе всколыхнулись воспоминания, которые он хотел навсегда стереть из памяти. Старая рана не заживала. Чувство вины грызло изнутри и не покидало. Все-таки не такой он холодный и монументальный, каким казался. Была в этом человеке совесть, и сострадать он умел, но нацепив маску равнодушия, Печорин не готов был ее снять. Так проще прятаться под панцирем отчуждения и напускного безразличия.



Максим Максимыч не понимал поступков Печорина. Был обижен и огорчен. Они через столько прошли вместе, а он так к нему относится, как будто к чужому. Чем он заслужил такое обращение, для него было загадкой. Старик искренне радовался встрече, как малое дитя при виде мамки. Однако вместо теплого приема получил холодное равнодушие и банальные фразы, которыми обмениваются два малознакомых человека.

Почему Печорин выбрал Персию конечной точкой маршрута. Видимо это было неслучайно. Для Максима Максимыча эта новость была неожиданной и вызвала недоумение на его лице. Печорин чувствовал скорую смерть, стремился ей навстречу. Поэтому отказался от своего дневника. Он для себя поставил точку в этой жизни и не хотел тащить с собой в путешествие груз воспоминаний, тяжелым кирпичом, давившим на него.

«Герой нашего времени» - самое выдающееся творение Михаила Юрьевича Лермонтова в прозе. Этот роман отличается сюжетным своеобразием. Каждая из глав - законченная история, отражающая одну из граней характера главного героя. Но мы рассмотрим не все произведение, а лишь одну часть, точнее, ее краткое содержание. «Максим Максимыч» - глава, ценная для нас тем, что отражает отношение Печорина к близким людям. Поэтому остановимся именно на ее разборе.

Роман «Герой нашего времени»

Это произведение стало первым в русской литературе романом, вобравшим в себя нравственно-философские и социально-психологические проблемы 30-х годов XIX столетия. К моменту опубликования произведения сам жанр романа был еще не до конца сформирован и разработан.

Уникальность этого произведения состоит в сочетании двух различных и даже противоречивых литературных направлений, используемых Лермонтовым: романтизма и реализма. Также произведению присущи черты социально-психологического романа. Несмотря на разрозненность повествования, состоящего из небольших рассказов, описывающих фрагменты жизни Печорина, роман не теряет своей целостности и законченности.

Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», по сути, синтезировал такие жанры, как заметки, новелла, исповедь, дневниковые записи, философско-психологическая повесть. Совместив все эти формы, поэт добился того, что предстает перед читателем сложным, многогранным, неоднозначным, но невероятно живым и реальным. Главы романа по-своему высвечивают каждую из сторон личности героя. Эта особенность влияет на объем частей. То же можно сказать и про наше краткое содержание. «Максим Максимыч» - глава, написанная в жанре рассказа.

Хронология повествования

Как было отмечено выше, «Герой нашего времени» отличается фрагментарностью и несвязанностью повествования. Единственное, что объединяет все части романа, - главный герой. И персонажи, возникающие в повествовании, связаны с образом Печорина. Однако они не просто бледные тени, призванные оттенить главного персонажа, сами по себе они вполне полнокровные и живые личности. И это можно заметить, просто прочитав краткое содержание. Максим Максимыч, Бэла, Вулич, Грушницкий, княжна Мери, Вера, Вернер - все они наделены своими характерами, привычками, историей. Подобное отношение к созданию персонажей было необходимо, чтобы в общении с этими реальными и полноценными персонажами личность и характер Печорина проявились еще отчетливее и ярче.

Главы в романе представлены в следующем порядке: «Бэла», затем «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», после которого приводятся главы из него: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Если же рассматривать события в хронологическом порядке, то их следовало бы выстроить так: «Тамань», затем «Княжна Мери», потом «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч» и замыкающее список предисловие к «Журналу Печорина». Лермонтов неспроста избрал хронологически непоследовательный способ изложения жизни Печорина. Именно в романной последовательности главы точнее всего рисуют портрет главного героя. Особое же значение имеет повесть «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы приведем ниже.

Образ Печорина

Печорин - представитель своего времени, он офицер и дворянин, умен и образован. Но он неудовлетворен своей жизнью, не знает, куда применить свои таланты, его мучают тоска, одиночество и неприкаянность. Он неустанно стремится найти смысл существования, бросает вызов судьбе, но ему все быстро надоедает.

Печорин всегда в пути, он не остается надолго нигде, даже смерть настигает его в дороге. Лермонтов словно желает подчеркнуть неприкаянность героя и его желание найти свое место в мире. Мучимый скукой, главный герой может не только пойти на авантюру, но и начать играть судьбами других людей. Однако ничто не может доставить ему радости и удовлетворения. Печорин - эгоист и не привык ценить тех, кто его окружает. Особенно ярко эта черта характера персонажа проявилась в главе «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы опишем ниже.

Даже любовь не способна надолго отвлечь Печорина от его тоски, он быстро разочаровывается и приводит своих возлюбленных к страданиям и гибели.

Образ Максима Максимыча

Сведения об этом герое содержит в себе глава «Бэла» и глава «Максим Максимыч», краткое содержание которых помогают раскрыть и понять образ.

Максим Максимыч - один из центральных персонажей в романе. Его глазами мы видим Печорина, он одновременно рассказчик и герой. Максим Максимыч - штабс-капитан, давно служит на Кавказе, отлично знает местность, природу и обычаи здешних обитателей. Этот персонаж наделен добрым сердцем и широкой душой, он ценит покой и не стремится к приключениям. Главное для него - исполнить свой долг. Все эти особенности характера персонажа можно найти, прочитав краткое содержание.

Максим Максимыч никогда не злоупотреблял своим чином и с подчиненным вел себя по-приятельски. Только во время службы он вспоминал о своем звании, но вмешивается лишь тогда, когда кто-то из подчиненных совершает неправильные поступки. Дружба для этого человека стоит на первом месте, поэтому холодность Печорина так сильно обижает его.

Глава "Максим Максимыч": краткое содержание

Пересказ этой главы можно начать с описания встречи Максима Максимыча и Печорина. Штабс-капитан давно не видел своего друга, его внимание привлекает щегольская коляска. Лакей, охраняющий ее, сообщает, что принадлежит она Печорину, который остановился у полковника. Максим Максимыч, считая, что старый друг будет рад его видеть, просит слугу доложить хозяину о месте своего пребывания. Однако проходит вечер, а Печорин так и не появляется.

Утром штабс-капитан отправляется по служебным делам, и почти сразу после его ухода является главный герой - он собирается уезжать. И тут рассказчик видит бегущего к ним Максима Максимыча, который готов броситься другу на шею. Но Печорин холодно улыбается и протягивает руку для пожатия. Штабс-капитан хочет пообщаться с другом, но главный герой торопится. На вопрос же о том, заберет ли он бумаги, которые бережно хранил Максим Максимыч, Печорин отвечает, что их судьба его не интересует. Главный герой уезжает. Открытость и радость в образе старого офицера рисует Лермонтов.

«Максим Максимыч», краткое содержание которой мы пересказываем, - глава очень показательная в плане отношения Печорина к другим людям.

Максим Максимыч сильно расстроен холодностью главного героя, он даже готов заплакать. И не задумываясь, отдает рассказчику бумаги, от которых так легко отказался Печорин. Штабс-капитан желает как можно скорее уехать, но из-за нерешенных дел вынужден задержаться еще на день.

Вывод

Интересна и важна в отношении понимания образа Печорина глава «Максим Максимыч». Краткое содержание ее дает исчерпывающую информацию об отношении главного героя к близким людям.

Глава «Максим Максимыч» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» посвящена встречи рассказчика и главного героя Максим Максимыча с Печориным. Столкновение противоположных героев позволяет глубже понять их.

Печорин выступает как антигерой, он сложный, многогранный, неоднозначный, живой и невероятно реальный человек. Печорин яркий представитель своей эпохи. Это умный, образованный офицер дворянских кровей. В поисках применения своих многочисленных талантов молодой человек постоянно томится в муках. Он не может найти смысла своего существования, свое место в этом мире. Печорин постоянно в движении, смерть так же находит его в дороге. Несмотря на молодость перед нами предстает герой, уставший от жизни. Лермонтову удалось изобразить неприкаянного героя, мучающегося от одиночества и тоски. Ради собственной забавы Печорин идет на авантюру, которая заключается в игре судьбами окружающих его людей. Но даже это ненадолго занимает эгоистичного юношу. Такое чистое чувство, как любовь отвлекает его лишь на время. Он также поворачивается к любимым спиной, заставляя их страдать.

Именно глазами старого штабс-капитана нам показывают Печорина. Максим Максимыч – человек открытый, обладающий добротой душевной и искренним сердцем. На Кавказе он давным-давно, прекрасно знает местных жителей, их обычаи и нравы, хорошо ориентируется в окрестностях. Он четко исполняет свой армейский долг, дорожит спокойствием и не бросается на поиски приключений. Он ценит дружбу, о своем чине военачальника вспоминает только в случае непристойного поведения сослуживцев.

Старый офицер услышав о приезде своего давнего знакомого ожидает встречи с трепетом, он думает, что Печорин непременно будет рад встретиться ним. Печорин на встречу не тропиться, он даже спешит уехать не повстречавшись с Максим Максимычем. Увидев холод в глазах Печорина, старый вояка остолбенел, ему хотелось расплакаться. Ему хотелось броситься на шею другу, но тот всего лишь холодно протянул ему руку. Эта сцена очень хороший показатель человеческих качеств главных персонажей романа. Открытому, добродушному, отзывчивому старому штабс-капитану Максиму Максимычу противопоставлен эгоистичный, авантюрный, уставший от жизни молодой повеса Печорин. Печорин пренебрегает самыми дорогими людьми, он с легкостью отвергает искренние человеческие качества.

Глава «Максим Максимыч» - финал произведения, финал жизни Печорина. Позади остались и Петербург, и Пятигорск, и Тамань, и Кавказ, целая череда жизненных событий, из которых он не смог бы ничего выделить особняком. Все для Печорина было серо и обыденно. Жизнь не смогла его увлечь, наверное, из-за такой черты его характера как самовлюбленность. Он мог не любить всех и вся, кроме самого себя. Сложность и противоречивость характера Печорина Лермонтов также продолжает и во внешности, которая имеет ряд особенностей. Крепкое телосложение в противовес нежным рукам, улыбка на губах, но холодные глаза. Печорин яркая красивая индивидуальность со сложным даже для себя самого внутренним миром.

Подробный анализ

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - удивительное произведение. В нём нет единого сюжета, а каждая глава – это отдельные повести, связанные между собой лишь фигурой основного героя. Такое построение способствует наиболее полному и глубокому анализу образа главного героя.

Повесть «Максим Максимыч» - это связующее звено между главами «Бэла» и «Журнал Печорина». Это самая маленькая повесть из всех глав. Здесь нет действия. Это всего лишь эпизод встречи двух когда-то знакомых людей.

Отличительной чертой характера Максима Максимовича была его тяга к людям, вера в них. С первых минут он умел расположить собеседника к себе. Приняв в судьбе Печорина непосредственное участие, Максим Максимович первым предложил тому общаться «без формальностей».

Обрадовавшись случайной встрече со старым знакомым, Максим Максимович впервые пренебрёг важными армейскими делами, отложив их на второй план.

Сконцентрировавшись на службе, Максим Максимович не сумел завести семью. Но однообразная воинская жизнь не сломила нашего героя. Она лишь сделала его характер твёрже, приучив его находить радость в самых обычных делах.

Говоря о Максим Максимыче, ряд критиков называет его «добрым простаком», который даже не подозревает «насколько глубока и богата его натура».

Не получив должного образования, имея самые приземлённые взгляды на жизнь, Максим Максимович готов бескорыстно помогать каждому, попавшему в беду. Приняв Бэлу как дочь, Максим Максимыч сочувствует ей, переживает за неё.

При этом, Максим Максимыч, полностью отдавшись выполнению воинского долга, не противится судьбе и обстоятельствам. Он принимает их, как данность. В отличие от Печорина Максим Максимович не ищет смысла жизни. Он просто живёт. Принимая жизнь такой, какая она есть.

Узнав, что к ним во двор приезжает Печорин, Максим Максимович предвкушает приятную встречу. Он даже выбегает за ворота, чтобы встретить своего старого друга. А встречает уставшего от жизни молодого человека, для которого Максим Максимович был лишь «очередным» человеком, с которым свела его судьба.

Он не желает ни одной лишней минуты оставаться наедине со старым служакой, ставшим невольным свидетелем его очередной душевной драмы. И когда Максим Максимович напоминает ему о юной черкешенке, Печорин говорит о ней «принуждённо зевая».

И лишь после слов «не так я думал с вами встретиться», в Печорине на секунду просыпаются дружеские чувства к старому человеку, и он позволяет себе обнять Максим Максимыча. И сразу же уезжает, словно боясь кого-то впустить в свою душу, боясь, что кто-то разгадает, какие тяжёлые чувства разъедают его душу.

Последнюю встречу Максим Максимыча с Печориным вполне можно назвать случайной. Однако в структуре самого романа эта встреча не случайна.

Именно в повести «Максим Максимыч» автор чётко формулирует своё отношение к своему герою: он не одобряет его поступка. Между строк явно читается лермонтовский вывод: «Как мало нужно простому человеку для счастья и как просто сделать его несчастным».

Из, казалось бы, случайного эпизода мы узнаём о Печорине больше, чем из всех остальных глав. Поэтому и без образа Максим Максимовича образ Печорина так и остался бы непонятым и неполным.

Вариант 3

Максим Максимыч – ключевое лицо в произведении Лермонтова, получившего название «Герой нашего времени». Составить его образ помогают главы «Бэла» и «Максим Максимыч». Автор старается четко передать происходящее в душе главного героя, желающего постоянных приключений и живущего в духе авантюризма.

Повествование главы «Максим Максимыч» является логическим развитием событий в главе «Бэла». Несмотря на то, что в ней нет особого композиционного развития, автор показывает то, как Печорин относится к своим близким друзьям.

Печорин встречается с Максимом Максимычом. Из повествования читатель узнает, что раньше мужчина работал штабс-капитаном. Ему приходилось на протяжении долгого времени находиться на Кавказе. За это время он отлично изучил территории, а также традиции и культуры местного населения, которое встречает его достаточно гостеприимно. Максим Максимыч человек с огромным сердцем, которое отличается особой добротой. По-дружески он относился к каждому из своих подчиненных. Дружба для него была на первом месте, поэтому он особенно дорожил теми, с кем ему довелось развить близкие отношения.

Главные герои встречаются неожиданно, Максим Максимыч в дали видит дорожную коляску, которая была оставлена под охрану лакея. Лакей рассказывает, что на ней прибыл Печорин. Мужчина сразу отправляет к нему посыльного с весточкой, но Печорин не отвечает на его приглашение и не приходит к мужчине в гости.

Когда он отправляется по делам, то встречает Печорина в городе, он уже готов отправиться дальше. Максим Максимыч бежит за ним, чтобы пообщаться с давним товарищем, но Печорин отстраненно и холодно протягивает руку.

Они разговаривают о неважных вещах, штаб-капитан спрашивает, не хочет ли Печорин забрать ряд документом, но оказывается, что старому другу не нужны бумаги.

После короткого разговора, у Максима Максимыча остается неприятный осадок. Он не ожидал, что товарищ таким образом отреагирует на встречу. Он привык, что дружба является для него одной из главных ценностей, он с радостью встречает всех новых и старых друзей, проводит с ними время, разговаривает и зовет в гости, если появляется такая возможность. Печорин лишен такой возможности, он не понимает ценности отношений между людьми, готов поступать так, как его душе угодно, при этом не думая о чувствах окружающих. Дух авантюризма не позволяет ему размышлять о ценности человеческих отношений.

  • Критика о Слове о полку Игореве

    Одним из величайших произведений в древнерусской культуре считается «Слово о полку Игореве». В книге повествуется история поражения вовремя похода на земли половцев. Изложение проигранного боя не случайно

  • Вот и закончилась горячая пора отпусков и морских приключений. Всё чаще небо затянуто свинцовыми тучами, вечера стали холодными и длинными, но днём всё ещё можно понежиться в лучах тёплого солнышка.

  • Семья Ростовых в романе Война и мир Толстого

    Семья Ростовых очень часто фигурирует в романе Толстого «Война и мир». Вокруг нее происходят все события, вся семья или ее члены каким-то образом участвуют во всех перипетиях и действиях, происходящих в произведении.

  • Урок литературы

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», 9 класс

    «История души человеческой…» (Глава «Максим Максимыч»)

    Цель урока. Определить причины отчуждения «простого человека» Максима Максимыча и Печорина.

    Задачи. 1. Введение понятия «психологический портрет», повторение понятия «художественная деталь» как средства раскрытия характера, души героя.

    2. Совершенствование навыка выразительного чтения.

    3. Формирование способности анализировать, интерпретировать текст, умения высказывать и аргументировать собственное мнение.

    4. Развитие рефлексивно – аналитического мышления.

    5 . Нравственно – эстетическое воспитание.

    Оборудование, ТСО, наглядность.

      Мультимедийный проектор, экран.

      На доске – тема урока, эпиграф.

    Эпиграф.

    И тьмой и холодом объята

    Душа усталая моя…

    М. Ю. Лермонтов

    Ход урока.

      Слово учителя.

    Слайд 1

    Начать наш урок мне хотелось бы словами В. Г. Белинского о романе М. Ю. Ле рмонтова «Герой нашего времени»: «… взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою».

    Действительно, чтение романа доставляет истинное наслаждение. Это удивительный психологический роман, в котором «не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; весь роман от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом».

    Лермонтов написал первый в русской литературе книгу, в которой главное не ход событий и не взаимные отношения героев, а те внутренние процессы, что происходят в сознании, в сердце и уме человека.

    Ценность романа в том, что в нем на первый план входят нравственные и философские вопросы, важные в любую эпоху: принимать или не принимать мир, если человек не может достичь в нем счастья? Какой выбор следует сделать: в пользу ли слепой веры в предопределение или в пользу разумного, свободного отношения к бытию?

    И связаны они с образом главного героя, «героя своего времени», - Григория Александровича Печорина.

    Но характер героя – загадка, которую предстоит разгадать читателю постепенно, от главы к главе. Сегодня мы обратимся к главе «Максим Максимыч».

      Сообщение и запись темы урока . Слайд 2

    - Наш урок мы так и назовем - «История души человеческой…» (Глава «Максим Максимыч»)

    Слайд 3

    - Читая первую повесть «Бэла», мы были захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке.

    - Каким увидели вы главного героя из рассказа о нем Максима Максимыча?

    Почему он кажется Максиму Максимычу странным?

    - У Лермонтова есть поразительное стихотворение, написанное от лица старого солдата, - «Завещание»(читает учитель)

    Слайд 4

    Наедине с тобою, брат,

    Хотел бы я побыть:

    На свете мало, говорят,

    Мне остается жить!

    Поедешь скоро ты домой:

    Смотри ж … Да что? Моей судьбой,

    Сказать по правде, очень

    Никто не озабочен…

    Отца и мать мою едва ль

    Застанешь ты в живых…

    Но если кто из них и жив,

    Скажи, что я писать ленив,

    Что полк в поход послали

    И чтоб меня не ждали.

    - Все это мог бы, вероятно, сказать о себе и Максим Максимыч, благородный и сильный духом офицер, который годами подвергал себя военной опасности.

    - Что вы узнали о нем?

    (Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)).

    Несмотря на то что он с явным пренебрежением говорит о них, он все же хорошо изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки.

    - П омните, как он рассказывал о том, что у него нет семьи (« У меня нет семейства. Об отце и матери я двенадцать лет уже не имею известия…») .

    - К ому он отдает все свое нерастраченное чувство любви?

    (Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и Печорина – единственного, пожалуй, близкого ему человека – и такого далекого!)

    - Это ли не качества, достойные уважения и восхищения!

    - Вы обратили внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла»? Напечатанная в «Отечественных записках» в 1838 г. как самостоятельное произведение, она бы им и была. Но п оследний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу.

    Она как бы подготавливает переход к следующей повести, где Максим Максимыч займет еще более важное место, - и названа она его именем!

    Хотя главным лицом в ней является, конечно, Печорин.

      Анализ первичного восприятия . Слайд 5

    Глава «Максим Максимыч»…

    Менее интересная по содержанию, она на первый взгляд кажется такой простой: нет в ней острых столкновений или борьбы, здесь никто не гибнет, как в «Бэле», «Княжне Мери» или «Фаталисте».

    - О чем она? Каков ее сюжет ?

    / сюжет чрезвычайно прост: проездом во Владикавказе встречаются три человека и вскоре разъезжаются, каждый по своему пути /.

    - Какое впечат ление произвела на вас повесть?

    Почему?

    - Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление, «Бэла» или «Максим Максимыч»? Попробуйте объяснить причины этого.

      Переход к теме урока (слайд 5)

    - Почему так грустно заканчивается встреча Максима Максимыча и Печорина? Куда и почему так торопится Печорин?

    Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту.

      Слово учителя. В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но неспособного понять сложную натуру героя, человека совсем другого сознания - Максима Максимыча. Слишком уж они разные. Здесь читатель узнает о Печорине от автора – странствующего офицера. Это человек печоринского склада, обладающий гораздо большей проницательностью.

    Ег о глазами дается портрет главного героя романа.

      Введение понятия «психологический портрет». Противоречия в образе Печорина.

    - Только здесь, в середине из пяти частей, составляющих роман, Лермонтов рисует портрет Печорина, причем так, как до него не делал никто.

    Чтобы точнее представить себе, что нового внес этот портрет в русскую литературу, обратимся к Пушкину.

    Пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет или общий облик одежды и самое общее представление о внешности.

    Слайд 6

    В «Выстреле» граф был «мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою»,

    Дуня в «Станционном смотрителе» - «девочка лет четырнадцати… Красота ее меня поразила».

    «Главное во всех пушкинских портретах: они дают материал для иллюстрации, но не помогают понять характер, психологию героя. Пушкин и не ставил такой задачи. В его прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии…»

    Н. Г. Долинина

    (дать справку о Наталье Григорьевне Долининой - учителе и авторе книг о русской классике).

    Слайд 7

    - У Лермонтова задача иная : «понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал.

    Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.

    -Итак, запишем в тетрадь: «Портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе».

    - Ч то же такое психологический портрет? Попробуйте сформулировать самостоятельно.

    Слайд 8

    Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.

      Слайд 9

    Ч тение учителем отрывка – портрета Печорина.

    Задание (дать перед чтением).

    Какие особенности внешности показаны в портрете Печорина?

    Какие детали позволяют проникнуть в душу героя, раскрыть его характер?

      Повторение понятия «художественная деталь».

    Слайд 10 «Художественная деталь»

    Слайд 11.

    Анализ портрета Печорина.

    Сначала описаны рост, сложение героя .

    «Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов , не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»

    - Для писателя, как видим, важно не живописное впечатление от Печорина, а те особенности внешности, которые помогают понять его характер. Сразу же – с первого взгляда - в Печорине угадывается сильный как физически, так и душевно человек.

    Родовой аристократ (маленькие руки, бледные пальцы, ослепительно чистое белье) – вместо того, чтобы блистать в гостиных – сидит на скамье у ворот грязной гостиницы и ждет, когда заложат его лошадей. Зачем он здесь? Почему? Какая-то противоречивость бросается в глаза сразу. Во всем, что прочтем дальше, это ощущение противоречивости усилится.

    «Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивал руками, - верный признак скрытности характера… Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки…»

    Небрежность – и сдержанность. Стройность, прямизна стана – и расслабленность. Отм етив сначала крепкое сложение Печорина, автор теперь находит в его позе «нервическую слабость» и даже что-то женственное.

    Та же странность, необычность, противоречивость – в лице .

    «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30».

    «Женская нежность» кожи; белокурые вьющиеся волосы; бледный, благородный лоб – и следы морщин….

    Внешность юного, нежного мальчика – и зрелого мужчины одновременно.

    Все необычно в этом лице.

    - Говорят , глаза – зеркало души. Глазам Печорина Лермонтов посвящает целый абзац.

    « Они не смеялись, когда он смеялся!»

    - Обобщим наши наблюдения.

    / портрет Печорина свидетельствует, с одно й стороны, о сложности и противоречивости его натуры, а с другой – о его усталости и холодности (глаза) /

    -Как видим, Лермонтов через внешность показывает психологию, характер, душу.

    Этому научились у него Гоголь, Достоевский, Толстой – те великие писатели, которых мы называем классиками.

      Анализ иллюстрации - портрета Печорина.

    - Какие черты характера переданы в этом портрете?

      Анализ сцены встречи Максима Максимыча и Печорина.

    Составление «партитуры чувств» к их диалогу.

    - Переходим к ключевой сцене – встрече Максима Максимыча и Печорина.

    1) Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?

    (вопрос требует творческого воображения, умения под новым углом вспомнить содержание «Бэлы»)

    2) Чтение эпизода встречи в лицах

    (со слов «Я обернулся к площади и увидел…» до «глаза его поминутно наполнялись слезами»).

    3) Постановка проблемного вопроса.

    С лайд 12

    - Проанализируем первый момент встречи. Из лексических средств отметим роль наречий.

    - Спокойный, медлительный тон, которым Лермонтов повествует о Печорине, сменяется бешено быстрым, задыхающимся ритмом повествования о Максиме Максимыче (текст).

    - Прерывистое, учащенное дыхание бегущего взволнованного человека слышно в описании М аксима Максимыча так же неоспоримо, как мы слышали в «Бэле» страстную речь Казбича на его родном языке.

    И сразу же быстрый, бешеный темп сменяется медленным.

    - Печорин протянул Максиму Максимычу руку. Как?

    /«он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно , хотя и с приветливой улыбкой,протянул ему руку.»/

    Два длинных похожих слова: «довольно холодно»- и замедляющий речь оборот «хотя с приветливой улыбкой»- и снова длинное протяжное слово «протянул» так непохожи на быстрые слова, рисующие Максима Максимыча!

    - А Максим Максимыч? /жадно сватил/

    - Почему Максим Максимыч сначала «остолбенел»?

    Вывод: так в одной фразе раскрываются обе души (какие?): любящая, ждущая, открытая - и холодно-равнодушная, замкнутая.

    /дети пробуют сделать вывод сначала сами/.

    Прочитайте их. Какие ремарки их сопровождают?

    / сказал – пробормотал со слез ами на глазах/ .

    - В сравнении со словами Максима Максимыча реплики Печорина оказываются какими?

    /убийственно холодными, пустыми, бездушными/.

    - Как синтаксис предложений передает душевное состояние героев?

    (Чтение 4, 5 фраз).

    -Речь Максима Максимыча эмоционально окрашена. Какие знаки завершения преобладают в ней?

    /Восклицательный, вопросительный/.

    - Какой знак постоянно прерывает его реплики? Что обозначают многочисленные многоточия?

    /Максим Максимыч растерян, взволнован, его речь сбивчива/.

    - Фразы Печорина спокойны, гладки. О чем это говорит?

    - Продолжаем наблюдения над важными деталями в речи и поведении Печорина. На пылкие вопросы штабс-капитана: «Ну что, в отставке?»- односложно отвечает, улыбаясь: «Скучал». В этом слове – ответ на все вопросы старика. Скучал все 5 лет. От скуки решил ехать в Персию. Скучает и теперь, встретив старого друга. Скучал бы и с ним – потому и не хочет задержаться. Других причин нет – только скука!

    - О чем говорит его улыбка? Как понять странного человека?

    Приятно ему все-таки видеть Максима Максимыча или улыбка его насмешлива? / это скорее горькая ирония над самим собой/

    - Максим Максимыч полон воспоминаниями, не может удержаться и говорит о том, о чем, пожалуй, бестактно напоминать /текст/.

    «Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся … (Пауза!)

    - Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…»

    -Какая очень важная деталь привлекает наше внимание ? (Печорин чуть- чуть побледнел и отвернулся (заметим – он отвечает не сразу!)

    - Почему «чуть-чуть побледнел и отвернулся»? Почему « принужденно зевнул»?

    - Может быть, он до сих пор не простил себе происшедшее с Бэлой и ему все еще очень больно?

    Равнодушный ко всему на свете, в том числе и собственной судьбе, он не может спокойно вынести этого не прощенного им самому себе упрека, как не может спокойно вспоминать историю с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским с Максимом Максимычем!

    Печорин знает, что встреча со стариком не развеет его скуки, а горечь лишь усилит, и потому избегает непростых объяснений. Он боится воскресить прежнюю боль.

    Наталья Долинина с читает,что « это и называется эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком, который был ему близким человеком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую...» (слайд 13 )

    - Согласны вы с ее мнением?

    - Как реагирует Максим Максимыч на отказ Печорина остаться всего на два часа? Какие детали показывают его состояние?

    Эпизод с дневником

    И снова странен этот человек.

    - Как он предлагает поступить с его дневником?

    Оттолкнув, может быть, единственного любящего , преданного ему человека, он отталкивает и себя, свое прошлое – ведь оно в тех бумагах, от которых он отрекается.

    -Что же ему дорого на свете? Неужели - ничто?

    - Р ебята, наши наблюдения над текстом я представила в этой таблице

    ( Слайд14)

      Итоговая беседа .

    - Обобщим наши наблюдения над образами Максима Максимыча и Печорина.

    Образ Максима Максимыча

    В небольшом по объему произведении автор сумел воссоздать неповторимый образ Максима Максимыча – человека простодушного и доброго, верного своим привязанностям. Он способен на глубокие и сильные чувства, и при этом у него есть самообладание. Это, по мнению В. Г. Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока его натура, как высок и благороден он».

    Такие люди - редкость, и дружба с ними - это счастье.

    Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!

    Образ Печорина

    Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему (текст).

    - Что чувствует Максим Максимыч? Понимаем ли мы его чувства? Прав ли он, говоря, что Печорин пренебрег им, т.к. он «не богат, не чиновен»?

    К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с другим Печориным.

    Каким? Ведь фабульно эта глава – последняя!

    / Духовно сломленным, разочаровавшимся/.

      Анализ эпиграфа.

    От былой неуемной энергии интереса к людям не остало сь и следа (вспоминаем «Бэлу», «Тамань»).

    Равнодушие и апатия воц арились в его душе. Так у него все наболело, что нет желания ни рассказать о себе, ни выслушать другого (он-то ни о чем не спросил Максима Максимыча!)

    Будучи проницательным человеком, он не мог не заметить радости Максима Максимыча от встречи и огорчения, но Печорину не до него.

    Он говорит Максиму Максимычу : «Я спешу». Но на самом деле он бежит. От кого или чего?

    /От самого себя/.

    Некогда он писал, что «Дневник» со временем будет для него драгоценным воспоминанием, а теперь он безразличен к судьбе своих записей. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.

    Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности.

    13 . Анализ иллюстрации . Слайд 15 .

    - Ребята, перед вами иллюстрация Н. Н. Дубовского к роману. Прочитайте фрагмент текст а, соответствующий ему. Что он передает?

    /Немногие слова передают смятение чувств, мыслей старого армейца: «Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости»./

    - И все-таки кого нам больше жаль – Максима Максимыча или Печорина? Почему?

    - О че м же рассказ? Нравственные уроки (о боли и одиночестве, о счастье понимания, о вечных ценностях - любви к людям, к родине, о дружбе …)

    14 . Слово учителя . Слайд 16

    «Герой нашего времени». «Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

    Мы видели героя в двух эпизодах его жизни, отделенных друг от друга пятью годами.

    В «Бэле» он был активен, деятелен, неутомим, на кабана ходил один, не страшился ни чеченских пуль, ни кинжала Казбича. Но уже и тогда Максим Максимыч поражался внезапной изменчивости его характера: «… а другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет…» Через пять лет он стал холоден и равнодушен – вот все, что нам известно.

    Пять долгих лет прошли одиноко, бесплодно, не возникло ни радостей, ни надежд, ни деятельности…

    Надежды не осталось, будущего нет. Печорин обречен. Почему?

    Приоткрыть завесу над этой тайной души Печорина помогут те самые листы, что были небрежно оставлены героем у Максима Максимыча, - «Дневник Печорина».

    Но это тема следующего урока.

    15 . Домашнее задание : перечитать «Тамань», ответить на вопросы:

      Какова роль пейзажа в повести?

      Как постепенно разрушается романтическая обстановка?

      Как раскрывается характер Печорина в повести?