Нетрадиционные техники рисования название цифровые. Какие виды рисования для детей помогут вернуть интерес к творчеству

Постигая окружающий мир, дети стараются выразить свои впечатления о нём средствами познавательной и творческой деятельности: играя, рисуя, рассказывая. Огромные возможности здесь предоставляет рисование. Чтобы давать возможность малышам разнообразно самовыражаться, можно заниматься с ребёнком рисованием как в традиционных техниках, так и в самых необычных. Чем интересней будут условия, в которых будет проходить изобразительная деятельность ребёнка, тем стремительней будут развиваться его творческие способности. Посмотрим, какие детские техники рисования можно использовать для развития ребёнка.

Традиционные техники рисования

Основа общего всестороннего развития ребёнка закладывается в младшем дошкольном возрасте. Рисование - одно из самых важных средств развития ребёнка, в процессе которого малыш познаёт мир, формирует эстетическое отношение к нему.

При рисовании у ребёнка развиваются самые разнообразные и способности, а именно:

  • ребёнок учится зрительно оценивать форму предмета, ориентироваться в пространстве, различать и чувствовать цвета
  • тренирует глаза и руки
  • развивает кисть руки.

«А знаете ли Вы, что рисование - это один из основных способов разностороннего развития ребёнка, его ощущений, мелкой моторики рук, чувства формы и цвета? При помощи этого простого и увлекательного занятия дети передают своё отношение к действительности».

От того, какие формы и методики использует педагог или родитель на творческих занятиях с малышом, зависит успех воспитания и обучения.

Так, основным приёмом для деток младшего дошкольного возраста является демонстрация, как нужно использовать карандаш и краски. В этом же возрасте эффективно пассивное рисование: когда взрослый водит руку малыша. Когда кроха немного подрастает, изобразительной деятельности обучают информационно-рецептивным методом: дети изучают форму предмета, обводя его рукой, ощупывая очертания. Такое исследование предмета помогает малышу создать более полное представление о предмете. Следующий этап - это выбор техники рисования.

Традиционные детские техники рисования:

  1. Рисование с помощью простого карандаша.
  2. Рисование с помощью цветных карандашей.
  3. Рисование с помощью фломастеров.
  4. Рисование кистью – акварелью, гуашью.
  5. Рисование с помощью восковых мелков.

Приступая к выбору техники рисования для крохи, нужно обращать внимание на его возраст и интерес. Чтобы быть полезным и развивающим рисование, прежде всего, должно быть увлекательным.

Рисование красками и карандашами

Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать. Младшие дошкольники ещё не достаточно умелы в рисовании.

Давайте посмотрим, как можно научить малыша рисовать красками и карандашами.

Учимся рисовать красками

Сегодня первое использование ребёнком красок – это пальчиковое рисование. Как только малыш научился удерживать кисточку в руке, предложите ему порисовать ею. Для первых занятий лучше использовать : её не нужно разводить водой и она оставляет яркий след. Покажите малышу такой приём рисования как «примакивание»: кисточку с краской нужно приложить к бумаге всем ворсом. Так получится отпечаток – листочек, огонёк, след зверюшки, цветочек и т. д. Этот простой приём дети могут использовать при изображении знакомых им явлений природы. Интересно будет рисовать на бумаге тёмного цвета (например, синей) белой гуашью. Так можно изобразить, допустим, снегопад. Следующий этап рисования красками – это изображение прямых и волнистых линий.

Обычно малыш овладевает работой с красками и кисточками к 3,5 – 4 годам. С этого возраста крохе можно давать краски в его распоряжение: пусть рисует, что хочет. А родителям всего лишь нужно подсказывать темы для рисования и показывать правильные приёмы.

Начинаем рисовать карандашом

Вначале малышу лучше давать не карандаш в руку, а фломастер: они оставляют яркий след даже при слабом нажатии детской ручки. Когда рука окрепнет, вложите ему в руку карандаш. Рисуйте разные фигуры вместе, двигая руку ребёнка. Так постепенно он поймёт, как нужно двигать карандашом, чтобы получить желаемый рисунок. Повторяйте движения много раз, закрепляя их.

«Совет. Поддерживайте интерес малыша к рисованию, обеспечивая хорошие условия для творчества: качественные принадлежности, отдельный стол и стул в светлом месте, соответствующие росту ребёнка».

Детские нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники детского рисования стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, малыша. В процессе такого рисования дошкольник будет совершенствовать свою наблюдательность, формировать индивидуальное восприятие искусства и красоты, пробовать создавать нечто прекрасное. А ещё нетрадиционное рисование приносит детям массу позитивных эмоций.

Давайте посмотрим, какие нетрадиционными техниками рисования вы можете заниматься с ребёнком дома.

Для детей младшего дошкольного возраста:

  1. Пальчиковое рисование. Малыш окунает пальчики в гуашь и наносит краску на бумагу.
  2. Рисование при помощи ладошек. Кроха наносит гуашь на всю ладонь и делает отпечатки на бумаге, которые впоследствии могут стать весёлыми картинками.

Для детей среднего дошкольного возраста:

  1. Отпечаток поролоном. Ребёнок окунает в краску кусочек поролона и делает отпечаток на бумаге.
  2. Отпечаток пробкой.
  3. Комбинированное рисование с помощью восковых мелков и акварели. Малыш рисует изображение восковыми мелками на бумаге, а потом закрашивает акварелью только лист бумаги, не затрагивая рисунок.
  4. Рисование с помощью ватных палочек или трубочек для напитков. Окуная их в краску и прикладывая разными способами, можно сделать интересную картину.

Для детей старшего школьного возраста:

  1. Рисование песком или солью.
  2. «Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
  3. Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
  4. Клясография. Через коктейльную трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа.
  5. Монотипия. Покрыв плотную бумагу или керамическую плитку густым слоем красок, а затем, приложив лист бумаги, мы получим размытый отпечаток на бумаге, который может стать основой для пейзажа.
  6. Гравюра (граттаж). Закрасив плотным слоем гуаши лист бумаги, попробуйте выцарапать вместе с ребёнком с помощью зубочисток.

Используем различные материалы

«А знаете ли вы, что разнообразные нетрадиционные детские техники рисования становятся всё популярнее с каждым днём? Рисуя, малыши действуют так, как им нравится».

Прелесть нетрадиционных техник рисования в том, что в творческом процессе ребёнок может использовать разнообразные материалы и их сочетания. Вот поэтому эти способы рисования очень интересны и для детей, и для взрослых: фантазии и самовыражению нет предела.

Какие сочетания материалов при рисовании можно использовать, чтобы творческий процесс принёс удовольствие, а картина получилась необычной и выразительной?

  1. Отпечатки природных материалов. Если покрыть разными красками листья, шишки, цветы, а потом приложить к бумаге, получится отпечаток. Дорисовав недостающие детали, у ребёнка выйдет отличный .
  2. Пластилин. Из пластилина можно не только лепить фигурки, но рисовать им на бумаге. Такой метод называется пластилинографией.
  3. Всё, что под рукой. С помощью деревянной катушки для ниток, самих ниток, пуговиц разного размера и формы, картонной трубки, свежей апельсиновой корки, початка кукурузы, спицы и всего того, что можно найти в доме и приспособить для творчества, можно рисовать. Каждый предмет оставляет свой уникальный отпечаток. Немного пофантазировав, можно создать необычные картины с помощью вполне бытовых предметов. Катушка оставит след, похожий на колёсико или две дорожки, пуговичка - кружок с точками. Из корки апельсина можно вырезать необычные штампы, например, в виде спирали. А функцию малярного валика выполнит кукурузный початок или картонная трубка.

Рисование - отличный досуг для дошкольника, работа, к которой не надо принуждать. Однако важно поддерживать ребёнка и положительно оценивать результаты его творчества. Расширяйте возможности для творчества вашего малыша. Традиционное рисование научит малыша правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами и фломастерами, научит узнавать и рисовать разные формы, различать цвета. А нетрадиционные техники рисования помогут ему стать более творческим, эмоционально устойчивым, уверенным в своих способностях, инициативным.

Стандартное представление о занятиях рисованием у многих связано с альбомом и рисовальными принадлежностями: красками, карандашами, кисточками и фломастерами. Между тем существует масса способов сделать урок по необычным и захватывающим, таким, который вызовет положительные эмоции не только у детей, но и у взрослых.

Необычные техники рисования для детей, при помощи нестандартных средств и материалов, – прекрасная возможность проявить фантазию и создать эффектные, запоминающиеся поделки.

Рисуем руками

Очень простой способ нарисовать необычные и разнообразные картинки, используя тот инструмент, который всегда под рукой, а именно – руку самого художника. С самого маленького возраста можно простые абстрактные картинки а когда ребёнок становится постарше можно усложнять задачу. Детская рука предоставляет широкие возможности для создания сюжетов, вот два самых простых.

Бабочка

Возьмите лист бумаги, положите его горизонтально. Согните пополам, хорошо зафиксируйте линию сгиба, затем лист разогните. Наберите на кисточку немного гуаши (пусть цвета ребёнок выберет самостоятельно), и покрасьте ладошку малыша. Если ребёнок хорошо и уверенно держит кисточку, то раскрасить собственную ладошку он может сам, это доставит ему массу удовольствия. Подушечки пальцев и ладонь лучше окрасить в разные цвета, это сделает рисунок более ярким.

Закрашенную ладошку юный художник прикладывает к листу бумаги. Основание ладони при этом должно находиться у линии сгиба листа. Так как крыло бабочки состоит из двух частей, то один раз ребёнок прикладывает ладошку, чуть повернув пальчики вниз рисунка, второй раз наоборот – развернув ладошку пальцами вверх.

Затем приложите к получившемуся отпечатку ладошек вторую половину листа – и у вас получится замечательная бабочка. Для достоверности можно нарисовать от руки туловище и головку бабочки или вырезать их из цветной бумаги и приклеить клеем.

Дерево

Отличный вариант изображения дерева при помощи всё той же руки, правда, теперь понадобится не только ладошка, но и часть руки выше кисти.

Техника проста: ребёнок окрашивает коричневой гуашью ладошку и кусочек руки чуть выше запястья, и прикладывает её к вертикально лежащему листу бумаги. Получается ствол дерева, которому осталось нарисовать листву. Здесь также возможны варианты: можно нарисовать её самостоятельно, а можно приклеить настоящие листики, собранные в осеннем лесу.

Картинки в штампах

Креативное решение, которое сделает любой рисунок неожиданным и привлекающим внимание – это рисование его элементов штампами.

Что такое штамп? Это кусочек основы, на котором вырезается либо закрепляется подручными средствами нужный рисунок.


Материалами для изготовления штампов может служить что угодно:

  • клубни сырого картофеля;
  • разрезанные пополам маленькие яблоки;
  • пластилин;
  • элементы конструктора Лего;
  • крышечки от маленьких баночек;
  • спичечные коробки и нитки.

Универсальный и недорогой материал для изготовления оттисков, который найдётся у всех.

  • Выберите небольшие клубни, помойте и почистите их.
  • Разрежьте клубень пополам. На получившейся поверхности штампа изобразите тот отпечаток, который хотите получить, допустим, это будет лист дерева.
  • Ножом сделайте надрезы, имитирующие структуру листа. Затем окуните готовый штамп в краску и сделайте оттиск на заранее приготовленном листке бумаги.
  • Для создания законченной композиции можно сделать необходимую заготовку, например, изображение ветки дерева, листочки на котором можно нарисовать полученным штампом.

Внимание: картофель быстро и хорошо впитывает краску, поэтому для получения оттисков разных цветов, каждый раз нужно использовать новый штамп (клубень картошки).

Штампы на пластилине

Один из любимых у детей способов создавать собственные штампы. Для этого понадобится: кусочек плотного пластилина и шариковая ручка (для мелких деталей). Для более крупных деталей, которые нужно выдавить на оттиске, лучше использовать карандаш с толстым грифелем.

Изготавливаем оттиск:

  • Скатываем из пластилина колбаску длиной в 2-3 см. Низ колбаски делаем гладким и ровным.
  • Берём шариковую ручку и ставим, глубоко вдавливая внутрь, точку посередине основания оттиска. Это будет сердцевина цветка.
  • Прикладываем к штампу шариковую ручку следующим образом: заострённым концом к центру, хорошо надавливаем. Делаем несколько оттисков, формируя лепестки вокруг сердцевины цветка.
  • Заполняем образовавшиеся углубления штампа краской, лучше, если это будут акриловые краски или гуашь. Акварель будет выливаться, давая ненасыщенные цвета.
  • Печатаем на бумаге. Композицию можно разнообразить, изготовив несколько штампов с разными рисунками.

Яблочные открытки

Для этой «вкусной» техники рисования потребуется: несколько небольших яблок, гуашь или акриловые краски, два-три листа плотного цветного картона.

Разрежьте яблоки на половинки, разведите в дополнительной посуде несколько красок. Для того чтобы оттиски получились насыщенными, не разводите краски сильно. Опустив яблоко разрезанной стороной в краску, предложите ребёнку сделать несколько оттисков на кусках цветного картона.

Пусть родителей не пугает, то, что увидев яркие и аппетитные оттиски, у детей возникнет желание наносить их на картон в неимоверном количестве. Когда оттиски просохнут, листы картона можно разрезать, подогнав их под формат открытки, или, вырезав квадрат с яблочными оттисками, наклеить его на большой кусок картона контрастного цвета. Хвостики яблок можно дорисовать отдельно. Получается замечательная картина для кухни!

Ниточные штампы

Этот вид творчества привлекает детей забавными геометрическими рисунками, образующимися в результате применения обычных ниток.

Основные материалы для этой необычной техники просты и доступны – это коробки спичек (понадобятся только коробки, без спичек), толстые нити шерстяной или синтетической пряжи, и краски (все кроме акварельных).

Для того чтобы изготовить штамп, нужно взять небольшой отрезок нити и обмотать им спичечный коробок. Нить не должна быть слишком тонкой и должна плотно облегать коробок. Макаем получившийся штамп в краску и получаем эффектный оттиск с геометрическим узором.

Необычное рисование и природные материалы

Наиболее интересные для детей техники рисования связаны с природными материалами различных текстур: деревом, камнем, семенами растений, и, конечно же, листвой деревьев.

Собирая с детворой листья в осеннем лесу, мы иногда не подозреваем, какой простор для полёта фантазии и необычных рисунков кроется в обычном высохшем листе дуба или клёна.

Рисунки с осенней листвой

Листья для этих работ нужны любые: большие и маленькие вытянутые и круглые, зелёные, жёлтые с черенками или без них. Гуляя в лесу, акцентируйте внимание детей на разнообразии форм и цветов осенних листьев.

Отпечатки листьев

Вариант первый

Берём лист не очень плотной белой бумаги, кладём его перед детьми на стол. Лучше закрепить его уголки скотчем, для этого вида работ важно, чтобы лист не скользил по столу. Выкладываем три листа разной формы друг с другом рядом и «пропечатываем» по очереди каждый листок, зарисовывая его цветным восковым мелком.

Второй вариант

«Печатаем» листьями, предварительно нанеся на них краску. Этот способа рисования выглядит следующим образом.

Возьмите несколько крупных листов и предложите детворе поработать осенними волшебниками. Пусть они самостоятельно раскрасят одну сторону каждого листа красками – так, как им нравится, в произвольном порядке. Затем пусть приложат листья раскрашенной стороной к белому листу бумаги. Получатся яркие, сочные отпечатки.

Этот вид работ позволит создавать интересные и яркие коллажи на осеннюю тематику!

Создаём цветную бумагу самостоятельно

Мало кто знает, что достаточно просто создать эффектную разноцветную бумагу в домашних условиях самостоятельно. В результате этой необычной техники она получится причудливой, необычной расцветки, напоминающей рисунок мраморного камня.

Для создания такого вида цветной бумаги понадобится:

  • мужская пенка для бритья;
  • акварельные или акриловые краски;
  • одноразовая бумажная тарелочка для смешивания красок;
  • бумага;
  • кусочек плотного картона.

Наносим равномерный плотный слой пены на тарелку. Слегка разводим краски водой, цвета должны быть насыщенными и яркими. Затем берём немного краски каждого цвета кисточкой и «капаем» по несколько капель разных оттенков на тарелку с пеной в произвольном порядке.

Следующая часть наиболее любима у детей любого возраста. Взяв в руки ватную палочку (на конечник из ваты можно снять) или зубочистку, ребёнок должен развести цветные капли в пене. В результате этого образуются совершенно причудливые формы – кляксы, точки, разводы и невероятные сочетания цветов.

Затем необходимо взять лист бумаги и приложить его плашмя к образовавшейся в тарелке разноцветной пене. Переверните лист, положите его сухой стороной на стол. Теперь необходимо соскрести остатки пены с поверхности листа. Для этого достаточно взять кусочек плотного картона, и держа его вертикально, снять излишки пены.

Лист получившейся цветной бумаги яркой и весёлой расцветки можно использовать, когда она просохнет.

Всё перечисленное разнообразие работ, выполненное детьми и взрослыми в необычных техниках рисования, идеально подходит для уроков домашнего творчества, создания рисунков в коллажной технике и оформления семейных альбомов в технике скрапбукинг.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Разделы: Работа с дошкольниками

Это правда!
Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
Э. Успенский.

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий.

Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует разнообразному развитию ребенка.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Для развития творчества детей необходимо определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут, речь идет о целенаправленном обучении богатого художественного опыта. Педагог - удивительная творческая личность, способная воспитывать творчески развитого ребенка. И любовь к искусству, которую педагог прививает своим подопечным в детстве лейтмотивом пройдет через всю жизнь, обогащая её яркими позитивными эмоциями. Обучение должно начинаться уже в дошкольном детстве. Опыт работы убедил меня, что положительное влияние на развитие детского творчества оказывает обучение детей нетрадиционным техникам изображения.

Значение и ценность нетрадиционного изображения, безусловно, положительно влияет на лечение эмоциональных расстройств. Такая своего рода терапия помогает детям с заторможенным психическим развитием. Известно: что такие дети не проявляют интерес к рисованию, у них рассеянное внимание, плохая координация, импульсивное, небрежное выполнение изображения Они рисуют, не всегда то, что видят и знают, обычно изображение возникает спонтанно, с элементами эмоционального настроения.

На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся, не боятся, а это немало важный фактор. Учить таких детей нужно начиная с простейших предметов постепенно по мере приобретения навыков и опыта. Переходя к рисованию более сложных предметов. Не надо настаивать на соответствии цвета, что может смутить ребенка и возможно повлиять на его желание рисовать.

Также необходимо формировать связную речь. Для этого рекомендуем использовать на занятии короткие потешки и песенки. Повторяя хором песенки или четверостишия несколько раз при этом развивая память, внимание, а также активизируя словарный запас.

Например:

Первые пушинки, первые снежинки
В воздухе кружатся.
И на землю тихо, падают, ложатся.

Елочка, елочка
Зеленая иголочка…и т.д.

Благодаря многократному повторению с незатейливой мелодией дети быстро запоминают и сосредотачивают свое внимание на объекте, приобретая уверенность, становясь более раскрепощенными в творчестве. Кроме того в процессе практической деятельности создаются неограниченные возможности для спонтанного речевого общения между педагогом и детьми.

Рекомендуем проведение пальчиковой гимнастики каждый раз до занятия или в виде обыгрывания темы занятия. В конце занятия, подводя итог все достижения ребенка необходимо приветствовать, а не подавлять, вопросы критики только помешают педагогическому процессу. Со временем, когда дети усвоят нетрадиционные способы получения графических изображений можно обучать смешанным техникам изображения и их вариативностью. Предлагаем несколько видов нетрадиционных художественно графических техник для обучения детей с 5 – 7летнего возраста с задержкой психического развития. Очередность расположения связано с последовательностью обучения.

Нетрадиционные художественно-графические техники

Способы получения изображения

1. «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.

Рисунок 1

Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются рисунки в младших группах, в старших группах можно сочетать и другими техниками.


Рисунок 2


Рисунок 3

2. «Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи


Рисунок 4

3. «Рисование методом тычка» - (ватным тампоном) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.


Рисунок 5

«Тычок (жёсткой полусухой кистью)» - используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.


Рисунок 6

4. «Оттиск пробкой» - используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).


Рисунок 7

5.«Оттиск печатками из картофеля» - из картофеля заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски


Рисунок 8

6. «Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом» - способ получения изображения одинаков, что и выше перечисленный. Правило – не используется вода.


Рисунок 9

7. «Кляксография» - капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.


Рисунок 10

8. Вариант 2 . Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.


Рисунок 11

Вариант 3 . (Раздувание краски). Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.


Рисунок 12

Вариант 4. (Кляксография с ниточкой) - нитки по 25-30 см сложенные вдвое обмакивают в разные краски (гуашь) кладут на лист бумаги, прикладывают другим листом и выдёргивают нить. Недостающие детали дорисовываются. (Нитки можно использовать разной толщины и фактуры.) дорисовать недостающие детали.


Рисунок 13

9. «Печать по трафарету» - поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.


Рисунок 14

10. «Рисование по мокрой бумаге ». Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.


Рисунок 15

Вариант 2 при помощи губки плотная бумага смачивается водой. Затем акварельными мелками торцом или плашмя наносится рисунок. При высыхании бумага смачивается.

Вариант 2. (Размытый рисунок ) рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане, дождливый день.)

11. «Набрызг» - (рисование зубной щёткой). На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.


Рисунок 16

12. «Монотопия» - (отпечаток)- лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.


Рисунок 17

Вариант 2. «Монотопия предметная» - В такой же технике можно изображать деревья, цветы, бабочек, стрекоз. Когда высохнет из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку или др. изображение


Рисунок 18

Вариант 3. Краска наносится на кусочек целлофана, бумаг или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается. В зависимости от размера пятна и направления растирания получаются различные изображения.

13. «Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.


Рисунок 19

14. «Обрывание бумаги» – отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.


Рисунок 20

15. «Проступающий рисунок» - (восковые мелки + акварель). Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.

Правило - должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Акварелью закрашивать быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту.


Рисунок 21

16. «Знакомая форма» - («новый образ») – карандашом обводится выбранный предмет (ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.). Затем превращают его во что-то другое, путём дорисовывания любыми подходящими материалами. можно обновить любые предметы, а также кисти рук и ступни ног.)

Вариант 2. (ожившие предметы ). Изображаются разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д. Которые, вдруг «ожили». При этом сохранить форму рисуемых объектов, придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды бантики, галстуки, шляпки и др.


Рисунок 22

17. «Шаблонография» – данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит.

Правило – начинать создание объекта с самой крупной формы и только потом переходить к деталям. Шаблон необходимо прикладывать к листу одной рукой, стараясь не сдвигать его, а другой карандашом обводить его вокруг.

Совет: готовую композицию выполнять в цвете при помощи цветных карандашей (если дорисовка выполняется восковыми карандашами можно раскрасить акварелью или гуашью).


Рисунок 23

18. «Граттаж» (гравюра) – натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом - создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.

Вариант 2 . На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной.


Рисунок 24

19. «Фотокопия» - рисунок находится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки


Рисунок 25

20. «Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.


Рисунок 26

21. «Витраж» (клеевые картинки) – клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет.

Вариант 2. Контур для витража можно заменить масляными или восковыми мелками, что не позволит краске растекаться и смешиваться.


Рисунок 27

Литература

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

2. Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.

3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).

Чем заняться дома с малышом, когда на улице холодно? Конечно же творчеством! А мы сделали для вас просто огромную подборку, в которой рассказали о всевозможных необычных способах рисования. Скорее приступаем!

Топ-40: необычные способы рисования!

Если у Вас дома есть карандаш с ластиком на другом конце, то эта идея для Вас! Немного времени на подготовку, и можно создавать яркие картины. Вы оцените простоту и доступность такого вида творчества, а кроха весело и с пользой проведёт время.
Рисуем ластиком!

У нас есть занимательная идея для Вас и Ваших крох, которая объединяет в себе творчество и изучение законов физики! Это занятие увлечёт всю семью!

Благодаря этой идее крохи смогут лучше изучить цвета и их сочетания. А способ их точно удивит!
Делаем волшебное цветное молоко!

У нас есть для Вас отличная идея, как развлечь малыша, развивая при этом его творческие способности. Это не отнимет у Вас много времени и средств, но кроху идея точно развеселит!
Рисуем спреем!

Если на улице вдруг пошёл дождь- это не повод грустить! Предлагаем Вам и Вашим малышам развлечение в ненастную погоду. Только не забудьте надеть дождевики)

Для чего нужны машинки? Конечно, устраивать гонки, катать свои любимые игрушки и делать родителям массаж спины по утрам) А Вы пробовали использовать их в качестве инструмента для рисования? Хотим предложить Вам и Вашим непоседам простую, но очень необычную идею.

Все малыши любят заниматься чем-то необычным и интересным, открывая для себя массу новых забав. Поэтому мы стараемся находить для Вас и Ваших крох только самые любопытные и познавательные идеи! И в этот раз мы предлагаем Вам сделать яркие ледяные краски! В процессе рисования кроха легко выучит цвета и их сочетания.

Вы когда-нибудь рисовали в формате 3D? Мы нашли для Вас и Ваших малышей необыкновенную идею для творчества, которая совмещает в себе живопись, бумажную скульптуру и изучение природы! Реализовать её очень просто, но сколько радости и новых открытий принесёт Вам это занятие!

После рисования мелками остаются маленькие «огрызочки», которыми пользоваться уже не так удобно. Мы хотим предложить вам идею, как можно их использовать. Продолжайте рисовать ими, только уже немного по-другому! Сделайте из них краску!

Нам понадобится: мелки, плотные пакетики для еды, молоток.
Мелки одинаковых оттенков положите в пакетик, плотно закройте. Постучите по пакетику молотком, чтобы мелки превратились в порошок. Будьте аккуратны, не бейте слишком сильно, иначе пакет может порваться. Высыпьте получившийся порошок в мисочку и добавьте воды. Краска готова! Вот так просто! Такая краска будет мягко ложиться на бумагу или любую другую поверхность. Рисуйте с удовольствием!

В этот раз мы опять хотим предложить Вашим малышам порисовать, только теперь ледяными мелками по маслу! Получается очень красиво и здорово, к тому же в процессе малыш наблюдает, что масло не смешивается с водой, и это можно использовать как художественный приём.

Летом природа предстает перед нами во всей красе! Созревают ягоды, фрукты и овощи, на улице - буйство зелени, распускаются цветы и дарят нам свой аромат. Предлагаем Вам и Вашим деткам попробовать одну интересную летнюю забаву- сделать природную акварель! А если на улице холодно, то цветы можно купить в магазине. Эта краска будет полностью натуральна и безопасна, к тому же так весело её делать! Попробуйте сами!

Хотим рассказать вам об одном художнике, которого зовут Джексон Поллок, и о его технике рисования, которая непременно понравится вашим детям. Самое примечательное в этой технике, это то, что нужно «брызгаться» краской в свое удовольствие! Техника Джейсона Поллока заключается в том, что холст кладется на пол, а краску разбрызгивают с кистей, не прикасаясь кистью к холсту. В 2006 году картину с названием «Номер 5, 1948» продали на аукционе «Сотбис» за 140 миллионов долларов!

Уверены, что вы еще ни разу не рисовали замороженной краской! Сегодня тот самый день, чтобы открыть для себя новые горизонты и попробовать этот веселый вид рисования.

Дождь все еще идет или уже закончился, а вам не удалось увидеть радугу?! Не беда! Сегодня мы сделаем свою радугу из цветного риса (как его покрасить мы Вам тоже расскажем), а заодно повторим все цвета и выучим веселый стишок про радугу. Своей радугой мы cможем любоваться ей в любой момент, не зависимо от погоды и времени года!

Вы когда-нибудь думали о том, как становятся художниками? Правильно, с помощью практики и тренировок. Вообще, у учителей по рисованию множество интересных и занимательных упражнений, выполняя которые и не скажешь, что проходишь обучение. Именно так мы к ним и относимся – как к творческим развлечениям! Сегодня мы поделимся с вами одним из них - рисованием кругов.

Обычно на каждом празднике обязательными гостями становятся воздушные шарики. Но вот проходит время, и шарики начинают сдуваться. Думаете, они уже не могут принести радость, а вот и ошибаетесь! Сегодня мы расскажем, как создать чудесный портрет с помощью шарика. Веселье гарантируем! :)

Мы хотим рассказать про еще один забавный вид художества – рисование пленкой с пупырышками.Так что самое время достать до сих пор не выкинутую коробку из-под телевизора, миксера или соковыжималки, пленочка оттуда нам сегодня очень пригодится в творческом процессе;)

Сегодня мы предлагаем вам воплотить в жизнь нашу хулиганскую затею. Давайте соединим бросание воздушных шариков с водой и искусство! Что у нас получится? Конечно же, прекрасное развлечение для теплого летнего дня! Заинтригованы? ;)
Порисуем акварельными карандашами!

Мы решили предложить вам с детьми освоить необычный вид рисования, который обязательно позабавит всю семью своим чуть-чуть хулиганским настроем! Сегодня мы предлагаем вам рисовать с помощью старых кусочков пряжи или плотных ниток, которые наверняка найдутся в каждом доме!

Мы решили вам показать рецепт, как сделать краски для тела в домашних условиях. Самое приятное в этом рецепте, что краска абсолютно безопасна для кожи вашего малыша! Если ваши дети подросли, то обязательно давайте им самим делать краску, представьте их удовольствие, когда из разных материалов у них получится самая настоящая краска для тела!

Про рисование на асфальте мелками знают все! Сегодня мы расскажем вам еще об одной любопытной идее асфальтного художества - рисовании красками, а также дадим рецепт, как из подручных материалов эти краски сделать! С этой идеей у вас всегда будет в запасе ответ на вопрос вашего ребенка «Чем мы сегодня займемся?!»

Каждый знает про рисование пальчиками, ладошками или кисточкой. А пробовали ли Вы рисовать живым цветком?

Хотите узнать еще один необычный вид рисования? Тогда эта идея для вас, ведь сегодня мы будем рисовать на камнях. Идея очень простая, но, тем не менее, она с успехом сможет занять вашего ребенка очень надолго. Такое необычное рисование развивает воображение и способствует становлению творческого Я у вашего непоседы.

Раскрашивание - это всегда веселое времяпрепровождение для детей. После прочтения этой статьи вы узнаете, как легко и просто сделать собственные уникальные шаблоны для рисования и раскрашивать их! Абстрактное раскрашивание стимулирует детей использовать свое воображение и может занять их на целый день. Также рисование активно развивает мелкую моторику, что благоприятно влияет на развитие речи и умственных способностей.

А давайте на сегодня станем художниками? Вот только создавать свои творческие шедевры мы будем весьма необычным способом – ставить разноцветные штампики, сделанные из обычного перца. Этот простой способ позволит даже самым маленьким творцам создать свою первую художественную работу, а более взрослым художникам - проявить свою фантазию и понять, что границ для творчества практически нет.

Мы предлагаем Вам показать своему ребенку, какие бывают чудеса в мире науки. Ваш ребенок когда-нибудь видел, как краски растут на глазах? Если нет, то попробуйте сделать этот необычный эксперимент. Ребенок будет в восторге, когда увидит, что картина стала объемной!

Воплощать свой полет фантазии в рисунках, наверняка, любит каждый ребенок. Но обычные краски и карандаши уже успели надоесть? Попробуйте предложить маленькому художнику новый способ рисования с помощью соли и клея. Вы будете удивлены, сколько восторга и эмоций вызовет этот необычный способ рисования. Ведь так интересно наблюдать, как краски сами "расходятся" по рисунку, а картина получается яркая и объемная.

Для многих осень – пора вдохновения, кто-то начинает писать стихи или целые поэмы, кто-то передает увиденное в рассказах, а у кого-то творческий процесс выливается в осенние картины. Именно на рисовании мы хотим остановиться и рассказать вам про еще один необычный вид - рисование на осенних листьях.

Как прекрасно, когда можно погулять по осеннему парку и насладиться шорохом осенних листьев. Но не всегда погода располагает к такой прогулке. Сегодня мы предлагаем вам вместе с вашими непоседами создать неповторимое осеннее настроение у вас дома - мы будем делать листья с необычной, креативной расцветкой.

Чтобы ваши прогулки стали более яркими и красочными, мы предлагаем вам налить краску в пульверизаторы и раскрасить слепленного снеговика или нарисовать целую картину на снегу.

Рисование, как известно, развивает творческие способности и фантазию ребенка, поэтому мы решили предложить Вам еще один необычный способ рисования, а именно рисование мыльными пузырями. У Вас получится необычная картина, в которой можно искать и представлять животных, растения или даже различных героев из мультфильмов.

Эксперимент очень интересный и волшебный. Вы увидите, как белые цветы становятся цветными. К тому же, на носу прекрасный праздник 8 марта и такой весенний букет станет отличным подарком для мам и бабушек!

Елена Никитина

Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя нетрадиционные техники рисования происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей . У ребенка появляется интерес к рисованию , как следствие желание творить.

Сегодня я вам расскажу и покажу, как рисовать , не используя кисточку.

1. Рисование ватными палочками . Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины) .

2. Рисование ладошками . Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь) .

3. Рисование ватными дисками . Ватными дисками можно рисовать , сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы) .

4. Рисование отпечатками . Простой способ рисования : на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. (Используют : цветы, ракушки, фрукты, овощи) .

5. Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

6. Рисование вилкой . На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву , забор, цветы, ежика.

7. Рисование нитью . Лучше всего рисовать шерстяной нитью . Нить обмакиваем в краску и прикладываем ее к листу бумаги и создаем узор отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создает причудливый узор, который подходит для изображения тучи, облака, овечки, необычного цветка.

8. Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев.

9. Рисование набрызгом . Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески. Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно наносить краски разных цветов, получится очень красиво.

10. Рисование штампиками . Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносим на брусочек, кубик и т. д. Любым острым предметом Изображаем на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов. Подушечку делаем из губки. На губку наливаем краску. Прикладываем штампик к губке с краской. Теперь можно делать отпечатки. Штампик можно сделать из дна пластиковой бутылки, получаются красивые цветы.

11. Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра. Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.

12. Рисование расческой . Нам понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры , добавляя капли и водя расческой в разные стороны.

13. Рисование восковыми мелками . Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. (Можно рисовать звезды , цветы) .

14. Граттаж (воскография) . Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.

15. Рисование марлей . К мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марлю должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю – на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани. (Пейзаж, небо, дерево, трава)

16. Рисование с использованием пластиковой пленки. Рисуем рисунок. Пока краска не высохла быстро прикладываем пленку к рисунку в нужном месте и аккуратно, вращающими движениями создаем морщинки пленки на бумаге. В морщинках собирается краска. Дать высохнуть и аккуратно снять ленку.

17. Монотипия. Рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится отпечаток, После этого изображение можно дорисовать или украсить .

18. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой. При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег . На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации.

19. Рисование солью . На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем картину на тему зимы. Сверху посыпаем соль. Когда все высохнет лишнюю соль стряхиваем.

20. Рисование манкой . Для рисования в этой технике используется цветная бумага или картон. На контур рисунка наносят клей ПВА. Сверху насыпается манка и плотно прикладывают лист бумаги сверху. Затем снимаем бумагу и стряхиваем лишнюю манку. Таким способом создается следующая деталь.

21. Рисование свечой . На плотном листе бумаги или картона дети рисуют свечой по замыслу. Лист закрашивают акварельной краской. Сквозь акварель будут Выступать восковые изображения. (Елка, снежинки, животные) .

Также можно использовать такие приемы нетрадиционного рисования : рисование перышком , рисование пальцем , рисование по трафарету томпоном, рисование методом тычка , рисование мыльными пузырями , рисование мятой бумагой , рисование листьями .

Публикации по теме:

Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности 1.«Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности» 2. слайд Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,.

Консультация «Рисование нетрадиционными способами» Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать.

Мне и детям нашей группы очень понравилось знакомиться с различными техниками художественного творчества. Ребята настолько погрузились в.

Конспект по рисованию нетрадиционными техниками «Осенние листья» Возрастная группа: 2-младшая Тип: продуктивная деятельность Форма организации:.

Знакомим детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ №33»Малинка» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Знакомим детей дошкольного.