Необычные способы рисования с детьми. Нетрадиционное рисование в технике «Грифонаж»

Название: Нетрадиционное рисование в технике «Грифонаж»

Композиция «Тайны океана»

Мастер-класс рассчитан на всех, кто любит фантазировать и творить, не боится экспериментировать и пробовать свои силы в чём-то новом, необычном.

Цель: создать уникальную композицию «Тайны океана» в нетрадиционной технике рисования «Грифонаж».

Задачи:

1. Расширение кругозора через получение теоретических знаний о новой технике рисования.

2. Знакомство с техникой выполнения рисунка-грифонажа.

3. Развитие психических качеств: внимания, восприятия, воображения.

4. Повышение самооценки, уверенности в своих способностях, силах.

5. Создание положительного отношения к творческой деятельности, способности получать от своего творчества удовольствие.

4. Развитие эстетического вкуса, умения видеть и оценивать красоту окружающего мира, передавать эту красоту в творческой работе.

5. Воспитание волевых качеств личности: усидчивости, собранности, старательности, аккуратности.

Предназначение композиции: композицию можно использовать дляукрашения интерьера, оформления тематических стендов и уголков, в качестве оригинального подарка.

Вступление:

Умеете ли вы рисовать?

Безусловно - да. С уверенностью можно утверждать, что все, кто просматривает этот МК - великолепные художники.

Не верите?

Тогда я готова вам это доказать. Поможет мне в этом техника нетрадиционного рисования «Грифонаж».

Грифонаж в переводе с французского языка означает - маранье, каракули, от (griffonner - писать каракулями, рисовать на скорую руку), поэтому второе название у этой техники рисования - «Каракули».

Многие писатели и учёные в черновиках своих великих творений делали беглые наброски импровизационного характера в технике «Грифонаж».

Современные художники и дизайнеры создают в технике «Грифонаж» оригинальные картины и скульптуры.

Грифонаж - это не только необычныйспособ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получится в результате, всё зависит от случайно проведённых линий и от воображения рисующего.

Куда же можно«отправиться» вместе с этой техникой рисования, чтобы сотворить что-то причудливое, удивительное, доселе невиданное и неизвестное?

Правильно, можно совершить путешествие побескрайним просторам вселенной, окунуться в загадочные глубины океана, оказаться в диких джунглях или попасть в сказочный мир книг.

Вместе с данным мастер-классом я предлагаю вам отправиться в подводное путешествие.В результате вы создадите уникальную художественную композицию на тему «Тайны океана».

Советы по подготовке к «путешествию»:

1. Вспомните, что вы знаете об океане и его обитателях. Найдите в интернете дополнительную информацию об этом, рассмотрите иллюстрации и фотографии, посмотрите художественный или документальный фильм.

2. Потренируйте своё воображение:

· Если это возможно, то посмотрите на облака, попробуйте угадать в них фигуры разных животных, птиц, рыб.

· Можно поискать различные фигуры в узорах на ковре или на обоях.

3. Приготовьте музыку, которая поможет создать соответствующий «путешествию» настрой.

4. Приготовьте необходимые материалы и инструменты: 1 целый альбомный лист, 1 разрезанный пополам альбомный лист, акварельные краски, кисточки для рисования разной толщины, кусок губки, простой карандаш, фломастеры, ножницы, клей-карандаш или клей ПВА.

Приступим к работе

На половине альбомного листа простым карандашом «накарябайте» что-нибудь. Для этого проведите сначала длинную линию в любом направлении, а затем свободно «покружите» по бумаге, рисуя петли и изгибы, пересекая уже нарисованные линии новыми. При этом старайтесь не отрывать карандаша от бумаги. Когда вы почувствуете, что линий достаточно, остановитесь. У вас получились каракули.

Внимательно рассмотрите получившиеся каракули. «Включите» своё воображение и поищите среди линий морских животных, птиц, рыб. Если вам это не удаётся сделать, и вы не видите ни одного образа, переверните лист бумаги, и продолжите поиск. На одном листе бумаги вы можете найти только одну фигуру, а можете отыскать сразу несколько объектов. Чтобы найденные вами образы не потерялись среди линий, выделите их фломастером.

Мне удалось разглядеть дельфина, камбалу, рыбку с большим хвостом.

Акварельными красками раскрасьте фигуры морских обитателей.

Тонкой кисточкой дорисуйте детали: глаза, плавники, чешую и т.д.

Подумайте, какие элементы, кроме рыб, вы включите в будущую композицию. Поищите среди оставшихся линий эти элементы. Если вы их нашли, обведите фломастером.

Я нашла подводные камешки.

Раскрасьте новые элементы композиции.

Возьмите вторую половину альбомного листа. Нарисуйте каракули.

Если ваш малыш часто расстраивается, что не умеет рисовать, или рисунок получается не таким, как он ожидал, предложите крохе не рисовать по образцу, а воспользоваться альтернативными техниками рисования, которые увлекут его и станут отличными мотиваторами для творчества!

Предлагаем вам 20 вариантов нетрадиционных техник рисования для ребенка, которые раскроют его индивидуальность!

ПАСПАРТУ

В этой технике рисования для детей, небрежные «мяляки» ребенка вставляются в лист с вырезанной формой животного, дерева, цветка и т.п. Вам нужно вырезать шаблон, например, в виде ромашки и наложить сверху на мазню малыша. Таким образом непримечательный рисунок станет частью особой идеи.

ФРОТТАЖ

Лист бумаги нужно положить на плоский рельефный предмет и заштриховать цветным карандашом его поверхность. У вас получится красивая картинка-оттиск, с силуэтом предмета-подложки! Дети, которые пытались рисовать на столе с рельефного дерева, наверняка знают, что иногда эта техника «подключается» в рисунок совершенно случайно.

ВОЗДУШНЫЕ КРАСКИ

Для приготовления такой краски смешайте в небольшой посуде:

  • 250 г. муки, пол ч.л соды, пол ч.л лимонной кислоты
  • пару капель пищевого красителя
  • 1 ст. л соли

Техника выполнения рисунка:

  1. В посуду с вышеперечисленными ингредиентами влейте немного воды, чтобы краска получилась нужной густоты.
  2. Нанесите краску на плотный картон кистью или ватными палочками.
  3. Поставьте рисунок в микроволновку на 20 - 30 секунд, пока масса не подсохнет. Время сушки зависит от того, насколько ваша краска получилась густой и какой ее слой вы сделали на рисунке.

Проследите, чтобы картон не содержал синтетических материалов и пленок. Выбирайте либо самый обычный его вариант, либо возьмите цветную плотную бумагу.

МРАМОРНАЯ БУМАГА

Для этой техники рисования понадобится:

  • пена для бритья
  • акварельные краски или пищевые красители
  • плоская посуда
  • бумага
  • скребок

План работы:

  1. Толстым слоем нанесите на любую плоскую посуду пену для бритья.
  2. Сделайте насыщенный раствор каждого цвета краски с помощью воды - разбавьте красители до жидкого состояния.
  3. Возьмите пипетку (или простую кисть) и капните несколько капель краски разных оттенков на слой пены.
  4. Кистью размажьте краску по поверхности, старайтесь делать это так, чтобы получались красивые линии и формы. Это этап можно считать самым творческим и интересным!
  5. Приложите сверху на такую пену с узором чистий лист бумаги.
  6. Положите лист на плоскую поверхность и снимите с него всю пену кусочком картона.
  7. Под пеной вы сможете увидеть необычные мраморные разводы, похожие на северное сияние! Теперь нужно положить картинку в сухое место на 2 часа, чтобы она подсохла.

МЫЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Смешайте краски с несколькими капями обычного жидкого мыла, затем наносите кистью на бумагу. Вы увидите, что из краски появляются маленькие мыльные пузырьки, которые создают красивую фактуру рисунка.

КЛЯКСОГРАФИЯ

Для выполнения этой техники можно использовать трубочку, чтобы выдувать кляксу, а можно обойтись и без нее. Попросите ребенка капнуть краской на лист бумаги, затем наклонить его в разные стороны, а потом дорисовать что-то к кляксе, чтобы получить красивый рисунок.

Также можно сделать кляксу, а потом сложить лист пополам, чтобы она отпечаталась на второй его половине. Затем дайте ребенку пофантазировать, на что похожа клякса и попросите дорисовать нужные элементы.

РИСОВАНИЕ НА ВЛАЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Смочите бумажный лист водой и оставьте высыхать буквально на пол минуты, а затем начинайте рисовать по нему акварелью. Краски будут растекатся в разные стороны и вы получите очень оригинальные разводы с наплывами.

ПУЧОК КАРАНДАШЕЙ

Аккуратно соберите в пучек 5-6 цветных карандашей, обвяжите их клейкой лентой и дайте малышу порисовать.

МЕЛКИ И КРАХМАЛ

Сделайте крахмальный раствор и смочите им чистый лист бумаги. Дайте крохе мелки, пусть пробует рисовать на такой скользкой основе. Используйте основные цвета мелков и они дадут новые оттенки на бумаге!

РАЗНОЦВЕТНЫЙ КЛЕЙ

Подготовьте несколько пустых емкостей и разлейте в них клей ПВА, затем капните в каждый стаканчик по пару капель краски разного цвета. Таким цветным клеем рисуйте все, что душа пожелает! Особенно красиво получаются рисунки в «капельной технике»

РИСУНОК СОЛЬЮ

Нарисуйте простым карандашом набросок на бумаге, пройдитесь мокрой кистью по контуру рисунка, а затем обильно посыпьте солью. Через 10 минут струсите соль, дорисуйте недостающие элементы. С помощью соли можно красиво нарисовать бабочек, птичек, снег.

РИСОВАНИЕ ВОСКОМ

На белом листе нарисуйте восковой свечкой контуры людей, деревьев или цветов. Когда ребенок начнет раскрашивать рисунок акварелью, он «создаст» красивые белые изображения. Также можно покрыть разноцветной краской весь лист, высушить его, затем обильно натереть воском.

Поверх воска толстым слоем нанесите темную гуашь и дайте подсохнуть. После этого тонкой иголкой или деревянной палочкой можно «выцарапать» яркий рисунок на темном фоне.

ПОРОЛОН ИЛИ ГУБКА

Смачивая губку или кусок поролона гуашью, кроха может нарисовать крону деревьев, цветы, зимние пейзажи и многое другое.

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Пучок ватных палочек перевяжите клейкой лентой или резинкой, предложите ребенку окунуть его в краску и нарисовать облака, деревья, снежные сугробы, снег. Недостающие детали можно дорисовать простой кисточкой.

РИСОВАНИЕ ТОЧКАМИ

Сначала кроха должен нарисовать контур предмета, а затем заполнить весь его фон разноцветными точками, с помощью краски или фломастера. Чтобы рисунок получился красочным, нужно чередовать цвета точек.

РИСОВАНИЕ БРЫЗГАМИ

Возьмите сухую зубную щетку и смажьте ее гуашью. Не переборщите, краски не должно быть много, но она должна быть густая. Расположите лист на столе, наклонитесь над ним, в одной руке держите щетку с краской, а другой скребите щетину в своем направлении. Щетина должна быть повернута вниз к рисунку, иначе вы с ребенком рискуете забрызгать весь дом.

Если наложить на щетку несколько цветов, можно создать салют. Желтая и оранжевая гаммы подойдут для рисунка на осенню тематику, а синяя поможет создать красивый зимный пейзаж.

РИСОВАНИЕ ОТПЕЧАТКАМИ

Возьмите яблоко, разрежьте его пополам и создавайте красивые рисунки, обмакивая половинки в краску. Для данной нетрадиционной техники рисования можно использовать и другие интересные «штампы», которые вы найдете дома!

РИСОВАНИЕ ШАРИКАМИ

Для этой техники понадобится : крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисточки.

Положите лист бумаги на дно плоской коробки (или на крушку от любой другой), обильно брызнете на него акварельной краской. Затем туда же бросьте несколько стеклянных шариков (или шариков из подшипников) и немного потрясите коробкой, чтобы они катались, тем самым смешивая цветные брызги на листе и создавая рисунок.

РИСОВАНИЕ НОГАМИ

Эта техника рисования для детей очень расслабляет и развивает фантазию ребенка! Закрепите скотчем лист бумаги на полу. Вложите малышу между пальцами ног карандаш и попросите что-нибудь нарисовать.

Также можно рисовать и красками, мокая пальцы ног в гуашь и создавая красивые отпечатки на бумаге.

Все дети любят рисовать, но однообразие надоедает. Какие новые виды рисования можно предложить ребенку сегодня

Практически все дети имеют склонность к творческим занятиям. Однако детям все обычное и традиционное быстро приедается. Порисовав недельку-другую цветными карандашами или гуашью, ребенок теряет интерес к повторяющимся занятиям. А родители начинают бить тревогу, что их чадо лишено творческой жилки и не проявляет интереса ни к рисованию, ни к лепке. Освойте новы виды рисования для детей и убедитесь в новых талантах сына или дочери!

Чтобы заинтересовать малыша или поделками, родителям нужно самим проявить творческий подход и превратить каждое занятие в уникальное захватывающее действо. При этом совсем необязательно закупать дорогие материалы и инструменты! Можно обойтись и совсем недорогими вещами.

Секреты техники граттаж

Очень интересным и при этом простым занятием считается рисование в технике граттаж. Этим делом можно занимать с малышами от 3 лет. На альбомный лист наносятся произвольно яркие гуашевые краски. Слой красок должен быть достаточно плотным. Не жалейте красок, пусть на белом фоне расцветают горячие алые, оранжевые и желтые тона в сочетании с ультрамарином, яркой зеленью и насыщенным сиреневым цветом.

Затем лист покрывается толстым слоем парафина, а после густой черной тушью. Когда тушь полностью высохнет, садитесь вместе с ребенком и начинайте процарапывать поверхность листа острым предметом, например, пером или зубочисткой. К радости ребенка, сквозь черную поверхность будут проступать радужные узоры. Можно процарапать на листе простой орнамент в виде полосок, зигзагов и точек, а можно изобразить рыбок, животных, домик, цветы.

Что такое монотипия

Монотипия – это тоже весьма увлекательное дело. Возьмите лист бумаги, согните его пополам и нарисуйте на одной стороне условный пейзаж акварелью. Необязательно прорисовывать все детали, просто изобразите наверху голубое небо, полоску земли, парочку деревьев, траву, цветы. Пусть изображение будет размытое и нечеткое.

Затем, пока рисунок еще влажный, приложите часть листа с пейзажем к чистой стороне. Когда вы вновь развернете лист, то увидите, что на второй части листа создалось зеркальное изображение вашего пейзажа. Теперь можно легкими мазками придать четкость картинке, и ваш пейзаж готов! Это и есть секрет техники монотипия.

Рисунки с помощью природы

Рисование на камнях доступно детям от 2-3 лет. Причем занятие это почти не требует затрат. Наберите на улице обычных плоских камней-голышей, запаситесь гуашевыми красками, кисточками, бесцветным лаком и вперед! Самые обычные камни несложно превратить в забавные безделушки, которыми можно будет играть во дворе. Нарисуйте на камне красивый цветок, яркую розу, разноцветную рыбку, машинку, а то и просто изящный узор. Затем покройте камни лаком, чтобы краска закрепилась.

Такие камни станут отличным декором для комнаты или ванной. Они будут напоминать о лете, а через много лет превратятся в семейную реликвию.

Осенью особенно актуальным станет отпечатывание опавших листьев на бумаге. Соберите листья разных деревьев, покройте их красками, причем для лучшего эффекта можно покрасить лист не одним цветом, а несколькими. А затем прикладывайте вместе с ребеком листики по очереди к поверхности бумаги. В итоге получится необычное и красивое произведение.

Другие техники рисования

Для малышей и детей постарше можно переложить , эта техника не только интересна, но и полезна для психики. Подробнее о ней можно почитать в отдельной статье.

Горячая эмаль (от фр. email) - техника эмали, при которой окрашенная окислами металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.

Существует несколько типов эмалей в зависимости от техники ее изготовления:

  • Миниатюра на эмали, финифть - техника художественного эмалирования, которая использует прием кистевой станковой живописи. Первую прописку изображения выполняют на белом эмалевом фоне медной пластины-основы. После подмалевка пластину высушивают, обжигают в муфельной печи при 800 градусах и снова прописывают. Для получения максимальной цветовой изысканности и детальности рисунка этот процесс художник-эмальер повторяет многократно.
  • Расписная (живописная) эмаль - на лицевой стороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и его детали. Поскольку эмаль накладывается фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз, учитывая разный уровень температуры плавления используемых эмалей.
  • Перегородчатая эмаль - для ее изготовления берется тонкая металлическая пластина, на которой прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали.
  • Эмаль по скани (филиграни) - на металлическую поверхность напаивают растительный или геометрический орнамент из перевитой металлической проволоки, которая образует ячейки. Каждую ячейку заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседает и оказывается ниже сканого орнамента. Вследствие этого эмаль по скани не полируют.
  • Выемчатая эмаль - на металлической пластине глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью и производят обжиг эмали. В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта.
  • Эмаль по гравировке является разновидностью техники выемчатой эмали.
  • Эмаль по гильошированному фону - разновидность техники эмали по гравировке. Гравировка выполняется механическим способом, с помощью специального станка. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы.
  • Эмаль по литью - изображение получают путём его отливки вместе с металлической пластиной- основой. Затем углубление на пластине заполняют эмалью.
  • Эмаль по рельефу - техника, применяющаяся для художественного эмалирования по высокому рельефу, когда эмалевое покрытие повторяет форму металлического рельефного изображения, выступая как поливная глазурь.

Рисунком принято называть изображение, созданное с помощью линий, черт, отображающих важные признаки предмета (форму, раз­мер, пропорцию, динамику, объем и т.д.), используемых во всех ви­дах изобразительного искусства.

Существуют многочисленные разновидности рисунка, различаю­щиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по технике ис­полнения. Рисунок может быть станковым и служить вспомогатель­ным материалом для создания живописных, графических, скуль­птурных произведений. Неслучайно рисунок служит основой для усвоения выразительных средств создания художественного образа в изобразительном искусстве, для решения различных творческих задач. Знание техник и материалов рисунка, понимание их особен­ностей помогают реализовать любой замысел.

По использованию изобразительно-выразитель­ных средств различают:

Линейный рисунок . Выполняется легкими, светлыми, обобщен­ными штрихами. С помощью линейного рисунка создается художе­ственный образ, строятся различные таблицы, схемы, опорные сиг­налы.

Тональный рисунок . Способствует передаче объемной формы изображаемого предмета и дает более полную характеристику его свойств и качеств. Тональный рисунок позволяет отобразить на пло­скости характер освещения, материальность и пространственные отношения. Простейший вид тонального рисунка - контурный ри­сунок (силуэт), который заполняется одним ровным тоном.

По технике выполнения:

Оригинальный рисунок. Выполняется от руки в единственном эк­земпляре.

Печатный рисунок. Наносится на клише, оставляющее оттиск на бумаге. Другое название -эстамп. Выделено несколько разновид­ностей эстампа: ксилография (на дереве); литография (на камне); линогравюра (на линолеуме); офорт (на металле).

По целевому назначению:

Академический рисунок. Выполняется длительное время на вы­соком профессиональном уровне с целью совершенствования при­емов рисования, более глубокого освоения приемов изображения и тщательного изучения различных форм.

Учебный рисунок , подготовительный этап, составная часть ака­демического рисунка, выполняется с целью обучения рисованию.

Творческий рисунок выступает в качестве самостоятельного про­изведения изобразительного искусства, отображающего внутренний мир художника, его душевную и духовную сущность, мысли, миро­воззренческие идеи.

Набросок - краткосрочный рисунок, выполненный с помощью линий, дополняемых редкой штриховкой или тушевкой.

Этюд служит для более подробного изучения предмета и изо­бражения его частей. Цель - выделение в течение длительного вре­мени важнейших внешних и внутренних свойств и признаков объ­екта.

Эскиз выполняется на основе собранных набросков и этюдов, ко­торые выступают в качестве строительного материала эскиза, который впоследствии станет будущим произведением.

По способам рисования . Различие между образом реаль­ного предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, приводит к появлению разных способов изображения.

Рисование по восприятию . Объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Такой способ рисования называ­ется еще ирисованием с натуры.

Этот вид рисования заставляет художника задуматься над формой, содержанием натуры, определить признаки и свойства предметов, осмыслить их отношения. Параллельно с этим воспитываются внима­тельность и наблюдательность, развивается способность гармонично­го видения, осмысления и изображения.

Рисование по оригиналам (копирование). Выполняется не с на­туры, а с рисунка-оригинала работы мастером. Такой вид рисования - вспомогательный прием при обучении основам изобразительной грамоты, поскольку позволяет наглядно увидеть, как могут быть ре­шены изобразительные задачи. Цель копирования заключается еще и в том, чтобы практически освоить ту или иную технику рисования.

Рисование по представлению . Объект изображения отсутствует, т.е. его нет перед глазами рисующего. Изображение создается на основе представлений и впечатлений о предметах, объектах, явлени­ях, событиях, которые были получены ранее. Образы формируются в сознании рисующего и потому несут на себе отпечаток индивиду­альности, неповторимости. Очень часто они менее конкретны и глубоки, чем воспринимаемые объекты. Однако, несмотря на обоб­щенность характера рисунков по представлению, образы могут до­полняться, конкретизироваться художником в ходе рисования, что способствует развитию зрительной памяти, творческого воображения, насыщению новыми образами.

Выразительные средства рисунка

Точка. Получается от прикосновения острия карандаша, кисти или любого изобразительного материала к изобразительной плоско­сти или от пересечения линий и штрихов. Чаше всего используется при отображении светотени или при линейном построении компо­зиции рисунка. В этом случае точка выступает в качестве опоры, поэтому ее называют опорной.

Линия - наиболее распространенное изобразительно-вырази­тельное средство, легко наносимое любым материалом.

Линии различают

по назначению:

- вспомогательные - используются при компоновке и линейно- конструктивном построении формы предметов (объектов);

Пространственные - служат для передачи пространственного положения формы в зависимости от освещения и окружающей об­становки;

- плоскостные - применяются чаще всего в декоративном ис­кусстве и графике.

По характеру:

- прямые выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами, идущими от намеченной на бумаге точки и обозначаю­щими направление линии;

- кривые изображаются посредством трех опорных точек (две конечные определяют длину линии, третья - указывает на высоту линии). Расстояние между точками оказывает влияние на характер самой линии.

По направлению: горизонтальные; вертикальные; диа­гональные.

По технике выполнения :простые (все прямые и не­которые кривые: замкнутая, дугообразная) исложные (ломаная - зигзагообразная; волнистая; комбинированная; спиралевидная).

Штрих - относительно короткие линии, позволяющие отобра­зить размеры, контуры предмета, светотеневую моделировку, харак­тер формы, передать объем и фактурность. Штрихи, как и точки, могут быть опорными.

Штриховка - прием нанесения тона с помощью штрихов, на­правление которых определяется движением поверхности изобра­жаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр.

Тон - передача в рисунке светотеневых отношений (градаций) на предмете посредством штриховки, тушевки и окраски. На пред­метах с ровной, мягкой изогнутой линией переход от света к тени будет постепенным, с характерными полутонами, тоновыми нюан­сами, наличием рефлексов. Предметы, имеющие угловатую неровную поверхность, содержащую множество изгибов и изломов, отличают­ся своеобразием и в тональном изображении. Тоновой рисунок в этом случае подчиняется другим законам передачи светотени, в за­висимости от материала предмета, направления источника света.

Тушевка - прием нанесения тона с помощью слитных штрихов, выполняемых боковой поверхностью графита карандаша.

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисунка выделены в теории искусства?

2. Какое значение имеют выразительные средства для формирования графического образа в рисунке?

3. В чем состоит значение рисунка для различных видов искусства?

Особенности овладения рисунком детьми дошкольного возраста

Специфика рисования

Рисование - один из самых популярных видов изобразительной деятельности и творчества. Первые рисунки появляются у ребенка тогда, когда ему впервые попадет в руки карандаш. Мы уже говори­ли о том, что первые каракули, штрихи носят исследовательский и вместе с тем отобразительный характер. Направления штрихов, их форма, сочетание - первые изображения ребенка, через которые он передает свое настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует. После того как малыш узнает краски и другие изобразитель­ные материалы, рисунок не перестает его привлекать. В свободной деятельности дети чаще рисуют карандашами и фломастерами, чем красками, поскольку они позволяют быстрее получить изображение, точнее передать детали образа.

Лист бумаги служит для дошкольника средством общения, само­выражения и даже полем для изобразительной игры. Поэтому в ри­сунке ребенок уделяет внимание внутреннему смыслу, а не его фор­ме. Из-за этого маленький художник упускает важные моменты построения образа, что приводит к хаотичному расположению его элементов, размыванию главного. Если не уделять этой проблеме внимания, то рисунок постепенно утрачивает свою изобразительно- выразительную привлекательность и напоминает некое схематичное повествование, имеющее незаконченный вид. Для того чтобы у детей не формировалось искаженное восприятие рисунка, целесообразно выделить ряд направлений в педагогическом процессе.

1. Отработка изобразительных навыков - цель изобразительной деятельности. Одним из изобразительных навыков становится сво­бодное проведение различных по характеру линий (рис. 12- 16).

2. Оптимизация творческой активности, обусловливающей раз­витие изобразительного творчества дошкольников.

Дети 2,5 - 3,5 года собрались рисовать зимний пейзаж. Предварительно они рассмотрели различные изображения зимнего леса в разных колористи­ческих гаммах, с использованием нескольких техник. Педагог предложил за­крыть фон для будущей работы. Так как данный вид деятельности хорошо знаком дошкольникам, ему оставалось только напомнить, что общий колорит фона должен соответствовать тому настроению, которое они хотели бы отраз­ить в своих работах. После того как фон был готов, педагог, используя показ как метод обучения, продемонстрировал способы рисования заснеженной ели, и каждый новый способ дети самостоятельно повторяли на отдельных листках бумаги. Затем каждый ребенок выбрал тот прием, который ему больше всего понравился. Рисуя первую ель, дошкольник стремится повторить все движе­ния, которые он совершал при тренировке. А вот последующие деревья он начинает изменять, добавляя какие-то элементы, поясняя ход своих мыслей: «...А на этой ели будет много снега, и я поставлю большие отпечатки кисточ­кой»; «А у меня елка наклонилась, потому что ей тяжело под снегом».

Рис. 12. Прямые линии:

I - горизонтальные; ритм вертикальный (падающий); вертикальные;

2 - свободный горизонтальный ритм; свободный диагональный; объемные горизонтальные; 3 - про­странственные горизонтальные; диагональный устремленный; композиционные вертикальные; 4 - падающий вертикальный ритм; сложный смешанный ритм; сме­шанный горизонтальный ритм

Рис. 13. Ломаные линии:

1 - усиливающийся вертикальный ритм; смешанный ритм; 2 - диагональный ступен чатый; ритм ломаных линий; 3 - ломанный горизонтальный ритм; ломанный верти кальный ритм; 4- спокойный вертикальный ритм; переплетение ломаных линий

Рис. 14. Волнистые линии :

1 - волнистые горизонтальные; пучок диагональных; 2 - волнистые вертикальные; волнистые усиленные к центру; 3 - волнообразное движение; волнистые усиленные к краю; 4 - волнистые диагональные; «срез камня»; 5 - концентрация линий к центру; волнистые пересекающиеся; 6 - волнистая «живая»; концентрация линий к краю; 7- расходящиеся от угла; ветвистые линии; 8- округлые линии (ослабление тона); концентрические ослабленные к центру; 9 - переплетение; концентрические,

ослабленные к краю

Рис. 15. Округлые линии:

1 - горизонтальные овалы; «цепочка»; 2- пересекающиеся овалы; горизонтальный ритм овалов; 3 - вертикальный ритм овалов; перекрывающиеся овалы

Рис. 16. Спиралевидные линии:

1 - горизонтальная спираль с усилением; приближающаяся спираль; спираль «улит­ка»; 2 - диагональная спираль; свободные диагональные спирали; свободная гори­зонтальная спираль; 3 - ниспадающая диагональная спираль; ниспадающие верти­кальные спирали; расширяющаяся вертикальная спираль; 4 - наклонная горизон­тальная спираль; пучок расходящихся спиралей; свободные пересекающиеся спирали; 5 - пересечение диагональных спиралей; свободные дугообразные спирали; рас­ширяющийся пучок спиралей

Упражнения в рисовании

Невозможно ждать от ребенка проявления творчества, если у него не хватает технического опыта. Здесь важны две стороны: наличие опыта и внесение нового элемента. Замыслы могут остаться нереа­лизованными, так как их воплощение обусловлено не только уровнем владения техникой рисования (проведение различных линий, нало­жение мазков, нанесение штрихов и т.д.), но и связью между зри­тельно воспринимаемым объектом, координацией движения руки с кисточкой (карандашом) и представляемым образом. Для того чтобы перенести задуманное на плоскость листа, ребенку необходимо осво­ить несколько операций:

Научиться зрительно рисовать любой объект и регулировать ри­совальные движения благодаря импульсам коры головного мозга;

Овладеть техникой изображения;

Изучить последовательность изображения для достижения це­лостности образа;

Усвоить цветовые отношения и формообразующие движения.

Каждая из обозначенных сторон выступает одновременно само­стоятельным механизмом и составляющим одного процесса, который направлен на развитие изобразительного творчества.

Ребенок, не имея представления о том, как выглядит верблюд, не может его изобразить, добиться узнаваемости образа. А для этого ему необходимо хотя бы один раз увидеть это животное

Даже знакомый предмет (объект) сложно изобразить, если не хватает ручной умелости. Конечно, можно возразить, указав на удач­ные и интересные по цвету, форме, композиции каракули, которые получаются у ребенка, не имеющего большого опыта в области изо­бразительной грамоты. В этих удивительных каракулях видим зани­мательные образы мы, взрослые. Именно с позиции взрослого в них отмечается неординарное цветовое решение, оригинальное компо­зиционное построение. Считать это в полной мере творчеством детей было бы необъективно. Сами малыши не видят ни оригинальности, ни индивидуальности в своих работах, так как у них пока еще нет опыта сравнения и сопоставления. Они ориентируются на мнения взрослых, что способствует постепенному формированию их соб­ственной эстетической оценки.

Поэтому очень важно помочь дошкольнику обогатить изобрази­тельный опыт, используя упражнения и творческие задания, которые служат связующим звеном между замыслом и творческим продуктом. Условно можно выделить несколько обучающих упражнений.

Рисование в воздухе с повторением движений педагога.

При выполнении лессировкой неба педагог показывает рукой движение кисточки: сначала в одном направлении, затем ворс разворачивается и начинает движение в другом направлении. Педагог показывает именно рукой, а не кисточкой, поскольку кистью руки можно более наглядно от­разить характер движения ворса. Дети повторяют за педагогом движения рукой. Иногда рисование в воздухе необходимо выполнять кисточкой, чтобы дети зрительно и тактильно запоминали особенности рисовального движения.

Совместная прорисовка деталей на отдельном листке бумаги с подробным пояснением каждого рисовального движения .

Упражнение позволяет скорректировать мелкие рисовальные дви­жения и помогает ребенку прочувствовать силу нажима кисти или карандаша для получения определенного изображения, увидеть по­следовательность изобразительных движений. Важно не только раз­вивать зрительную и тактильную память в отношении формообра­зующих движений, но и учить детей на слух воспринимать инструк­ции. В связи с этим всем движениям необходимо давать словесную характеристику.

Рисуя дерево, педагог поясняет: «Посмотри, мы положили кисточку плашмя и ведем плавно вверх. Кисточка свободно движется, слегка изгиба­ясь, рисует еле заметную волнистую линию, и постепенно ворс кисти от­рывается от листка. Только кончик соприкасается с поверхностью. Мы продолжаем рисовать концом кисти. Получился ствол. На самом верху ствол переходит в большую ветку. Теперь мы меняем широкую кисть на среднюю и рисуем ветки более тонкой кистью. Кладем кисточку к стволу и плавными волнистыми движениями поднимаемся вверх. Опять к стволу, кисточку кладем плашмя, постепенно она поднимается, и мы рисуем концом. Вот одна ветка длиннее, а другая короче. Они все разные. Мы их рисуем смело, не боимся, что они будут заходить на ствол, друг на друга. Теперь берем тонкую кисточку и рисуем еще более мелкие веточки, они переплетаются, как будто держатся за руки. Веточки не плоские, а объемные, нарисуем тень на них. Смешаем краски, чтобы у нас получился темный оттенок, и теперь тонкой кисточкой покажем тень, она должна быть только с одной стороны, а с другой ветка остается светлой...» Подробное объяснение необходимо для того, чтобы дети могли одновременно видеть изображение, анализировать характер рисовальных движений для получения образа.

Отработка отдельных технических приемов по инструкции педагога . Упражнение может проводиться как вне занятия, так и в ходе него. Цель его - обеспечить своевременную коррекцию от­дельных приемов, деталей, необходимых ребенку для реализации замысла.

Процесс освоения основ изобразительной грамоты сложен, дли­телен, требует постоянного закрепления усвоенного материала. До­школьники в ходе рисования очень часто, увлекаясь самим процес­сом, забывают многие правила и начинают расстраиваться, если у них что-то не получается из задуманного. Важно ненавязчиво оказать помощь, направляя ребенка на припоминание правил. Если же до­школьник испытывает неуверенность при выполнении какого-либо приема, то целесообразно его подбодрить, вселить в него уверен­ность.

Когда ребенок оказывается не в состоянии вспомнить прошлый опыт, можно предложить потренироваться на отдельном листке, по­скольку попытки выполнить заново какую-то деталь могут также закончиться неудачей. Маленький лист бумаги меньше сковывает действия дошкольника и выступает в качестве тренировочной осно­вы, на которой он смело экспериментирует, пробует разные вариан­ты или отрабатывает какой-то один прием. На отдельном листке можно при необходимости отрабатывать приемы совместно с педа­гогом.

Очень часто педагог из-за нехватки времени на занятии не до­жидается, пока дошкольник самостоятельно добьется результата, а сам выполняет необходимый элемент на детской работе. Творческо­го развития в этом случае не происходит. Ребенок привыкает, что педагог дорисует, педагог поможет и т. д., перестает проявлять усилия в достижении поставленной цели. У него постепенно пропадает ин­терес к рисованию.

Подражание педагогу, копирование отдельных элементов изображения. В копировании нет ничего опасного для творчества. Все зависит от характера его использования в системе обучения. Если оно выступает в качестве основного метода, то оказывает негативное влияние на творчество. Когда копирование или подражание исполь­зуется с целью закрепления рисовальных движений, то оно способ­ствует расширению опыта ребенка, формированию технической базы 1 (рис. 17).

Таким образом, использование упражнений, направленных на приобретение ребенком «рисовального» опыта, приводит в конечном счете к развитию детского изобразительного творчества. Творчество и деятельность - это не исключающие друг друга понятия, а две стороны одного явления. Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять индивидуальность, дает определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразитель­ной деятельности, способствует гармоничному развитию личности дошкольника.

1. См.: Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие. - М., 2003. - С. 150-151.

Рис. 17. Упражнения в штриховке

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисунка, по вашему мнению, доступны детям дошкольно­го возраста?

2. В чем состоит суть упражнений? С какого возраста целесообразно применять упражнения для формирования изобразительных навы­ков?