Митрополит Климент: о чтении, полезном для души. Когда определят лауреатов этого года

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Зачем и кому порталы Стихи.Ру и Проза.Ру вручают литературные премии с громкими названиями?

Текст: Альбина Гимранова/ГодЛитературы.РФ
Фото: www.lady.ru
На фото: Кейт Бланшетт

Корреспондент «Года литературы» сходила на грандиозную церемонию вручения премий «Поэт года» и «Писатель года», а потом задала вопросы члену жюри премии Павлу Басинскому .

Попробуйте вспомнить, кто получил премии «Поэт года» и «Писатель года» в прошлом году? Нет, Александр Снегирев получил премию , а стала победителем «Большой книги». Нет, это не «гражданин поэт» Дмитрий Быков и даже не неувядающий . Вспомнить лауреатов премий «Поэт года» и «Писатель года» вы не сможете потому, что этих авторов вы попросту не знаете.

КТО ВСЕ ЭТИ АВТОРЫ?
Во Всемирный день поэзии 400 финалистов премии «Поэт года» и «Писатель года» собрались в Большом конференц-зале Правительства Москвы. Воздух искрился от пышных метафор, рифмы сыпались на каждую ответную фразу. Публика самим своим внешним видом словно старалась подержать имидж поэта как существа из параллельной вселенной. Лауреаты предыдущих лет читали отрывки собственных сочинений, благодарили за возможность выпустить книгу в мир и желали будущим лауреатам успехов в творчестве и материальных благ.

Премию и «Писатель года» учредил Российский союз писателей (РСП), чтобы поддержать наиболее перспективных и талантливых писателей. В этом году ее вручали пятый раз. Помимо этой премии, РСП организует еще несколько премий - приуроченные к 4 ноября премии «Народный поэт» и «Народный писатель», а также «Наследие» и «Русь моя». Объединяет все эти премии одно - конкурсный отбор осуществляется на базе крупнейших российских литературных порталов Стихи.ру и Проза.ру.

МЫ ПИШЕМ, ПИШЕМ, ПИШЕМ
Человеку свойственно писать. И не просто «писать», а размышлять, тянуться к прекрасному и высокому. Но всегда ли это можно назвать «высокой поэзией»? Ответ очевиден — нет, далеко не всегда. Иначе мы не читали бы и не перечитывали творения немногих великих поэтов. Так было всегда. Но если раньше эти «не великие» творения складывались в стол, в лучше случае — читались в компании близких друзей или по случаю семейных праздников, то сейчас это выплескивается в Сеть. Проза.ру и Стихи.ру аккумулируют творения более полумиллиона авторов.

Стихи.ру и Проза.ру открыты для всех желающих. Здесь можно заработать баллы за рецензии, а за их счет продвинуть произведение. В общем, здесь свой мир, который не понятен простому читателю. Да он и не стремится, чтобы его понимали. Люди публикуют свои произведения, пишут рецензии на чужие. Литературный процесс кипит, только живет он своей отдельной жизнью. Можно ли читателю со стороны сориентироваться в этом потоке? Лучше спросить по-другому: а надо ли?

АЛЬМАНАХ ЗА ВАШИ ДЕНЬГИ
Премия с нескромным названием «Поэт года» и «Писатель года» — самая что ни на есть народная. Если ваши творения выбрала загадочная «редакционная комиссия портала», вам на почту приходит письмо с указанием, что вы теперь номинант. А это значит, что ваши произведения могут напечатать в альманахе для членов жюри. Альманах, как и любое издание, стоит денег, поэтому номинанту предлагается внести оплату за публикацию.

Таких альманахов в этом году вышло 125 томов. Ничего удивительного, ведь количество заявок приближалось к 10 000 (для сравнения: тираж толстого литературного журнала в наши дни — 3–5 тысяч экземпляров). Из них нужно было отобрать 400 финалистов и 21 лауреата (по 3 человека на каждую из семи номинаций). Лауреатам в торжественной обстановке вручили солидные памятные статуэтки с пером, а также контракт на издание собственных книг.
Авторы счастливы, аплодисменты сорваны, фотографии с членами жюри сделаны. Ждем книг. Они появятся, но вряд ли доедут до книжных магазинов. А если и доедут, то точно не будут стоять в разделе «самое читаемое». Новые имена в литературе тяжело «продаются» (в прямом и переносном смысле) без серьезной рекламы, информационной шумихи и обильного потока рецензий. Но ведь местные авторы и не собираются никому продаваться - они хотели свою книгу - они ее получили.

Мнение Павла Басинского,

члена жюри премии «Писатель года»

Каково это - быть в жюри самого масштабного литературного проекта, где одних заявок было подано 10 000? Как вы оказались в жюри премии?
Павел Басинский: Я работаю в жюри разных премий — «Ясная Поляна», Премия Александра Солженицына. Я дважды был председателем жюри премии «Дебют». Был в жюри «Русского Букера». Вхожу в Большое жюри «Большой книги». Это я не потому говорю, чтобы похвалиться. Просто я примерно понимаю механизмы работы разных премий. Задача премий не в выявлении «самого лучшего», «самого гениального». Это определяет не жюри, а время, читатель. Задача премий в активизации литературного процесса, в привлечении внимания СМИ к литературному процессу.

И еще задача премий в создании того, что я называю «образом мечты». Ну, грубо говоря, любой писатель хотел бы получить . Получат ее единицы, и не обязательно это будут «самые лучшие», «самые гениальные». Но Нобель нужен для того, чтобы любой писатель мира мечтал о нем. Так и другие премии, включая молодежные. Молодым важно, что они участвуют в премиальном процессе, входят в какие-то «длинные», «короткие» списки, а может быть даже и лауреатами становятся. Это делает сам образ литературного процесса привлекательным, заманчивым. Это заставляет молодых стремиться в литературу, как в область, где есть возможность победы, звездного часа. Это важно. Геологам важно открыть золотоносное месторождение. Физикам — открыть новый закон. А писателям важно, чтобы их заметили, оценили.

Как вы относитесь к площадке «Стихи.ру» и «Проза.ру». Одни видят в ней оплот графоманов, другие - виртуальную трибуну для любого поэта. Какую позицию вы разделяете?
Павел Басинский: Я уже писал об этом в «Российской газете». Я не считаю слово «графоман» отрицательным. Графоман — это тот, кто любит писать. Это — да, болезнь. Но не хуже алкоголизма или наркомании. Это «высокая болезнь». Если люди, болеющие этой «высокой болезнью», находят своих товарищей по болезни в названных вами порталах, что же в этом плохого? Если кто-то из них, благодаря этим порталам, пробьется в профессиональную писательскую среду — прекрасно. , занятие литературой — это область риска. Ставкой бывает вся жизнь. Но так всегда было.

Верите ли вы в жизнеспособность премии? И что нужно в ней улучшить?
Павел Басинский: Я верю в жизнеспособность любых премий и хочу, чтобы их было как можно больше. А как улучшать? Не знаю. Лучшее — враг хорошего.

Просмотры: 0

Закончился 2015 год, объявленный в России Годом Литературы. Завершился отбор конкурсных произведений для премии «Писатель года 2015». Все произведения были опубликованы, прочитаны жюри и 21 марта были объявлены имена лауреатов премии. Я не попала даже в шорт-лист, но не расстроилась. Однако пообещала себе, что больше не буду участвовать в подобных конкурсах.

И все бы ничего, но пару дней назад у меня в личном кабинете появилось Сообщение…

Да, да. Именно так — с большой буквы:

Сообщаем Вам, что редакционная комиссия рассмотрела произведения, размещенные на Вашей авторской странице на портале Проза.ру, и приняла решение номинировать Вас на национальную литературную премию «Писатель года» за 2016 год.

Ну, как тут не задуматься? Ведь мне пришлось самой напрашиваться. А в этом году меня пригласили . Растеребили, поколебали мою уверенность и желание «не участвовать».

И вот я сижу и снова взвешиваю все за и против, вновь лезу в интернет и читаю отзывы других людей. А ведь о премии пишут не только хорошее.

Да, цель учреждения премии замечательная:

Национальная литературная премия «Писатель года» учреждена Российским союзом писателей с целью поиска новых талантливых авторов, способных внести вклад в современную литературу. Конкурс на соискание премии проходит в три этапа: на первом этапе конкурсная комиссия определяет номинантов, произведения которых издаются в конкурсных альманахах. На втором этапе Большое жюри определяет финалистов из числа номинантов, на третьем этапе члены жюри тайным голосованием выбирают лауреатов из числа финалистов. Имена лауреатов объявляются на торжественной церемонии.

Однако следует учитывать, что печать в альманахах платная — 1000 рублей за страницу книжного текста. При публикации больших произведений получается дорого. Дороже даже, чем просто опубликовать свое произведение отдельной книгой через издательство Прозы.ру! Хотя в первом случае есть гарантия, что с вашим творчеством познакомиться видный литературный деятель из членов жюри. Впрочем, нет никаких гарантий, что ваши книги дойдут до массового читателя.

И все же я искренне не понимаю возмущения некоторых авторов:

Раз премия, то должна быть бесплатной! Все за счет учредителей!

Но ведь никто не скрывает правил и не принуждает участвовать! Хотите платите, хотите нет — нормальные рыночные условия. Лично я сразу решила, что не стоит ждать какого-либо приза. Так спокойнее: не расстроишься, если так и случится (хотя втайне я надеялась, что какой-нибудь «лакомый кусочек» мне достанется). Поэтому на публикацию в альманахе «Дебют 2015» смотрела только как на способ рассказать о себе литературному миру оффлайн. Как на тот самый «самиздат», которого призывают остерегаться издатели и который вызывает довольные улыбки у самих авторов.

Но в этом году все иначе. Миру о себе я заявила. Значит, надо делать следующий шаг и замахиваться на «Писателя года 2016». Но стоит ли?

Не то, чтобы сильно трудно далось участие в материальном плане, хотя длинного рассказа все же не опубликуешь. И не то, чтобы я сильно расстроилась, если бы снова оказалась вне списка победителей или шорт-листа. И все же что-то останавливает пока.

Впрочем, заявки на публикацию принимаются до конца 2016 года, так что все еще может быть!

Оргкомитет международного литературного конкурса «Русская Премия» и Президентский центр Б.Н. Ельцина 16 марта 2016 года объявили «длинный список» претендентов на премию по итогам 2015 года. В него вошли произведения 34 писателей и поэтов из 13 стран мира: Австралии, Белоруссии, Великобритании, Германии, Израиля, Канады, Казахстана, Киргизии, Молдавии, США, Украины, Эстонии и Южной Осетии.

Тенденции этого премиального сезона прокомментировала член жюри «Русской Премии» писатель и поэт Елена Скульская: «Объединяет всех конкурсантов на этот раз только одно - мучительный поиск средств для отражения той загадочной, непостижимой реальности, которая нас всех сейчас окружает и даже припирает к стенке. Только кажется, например, что террористы находятся где-то далеко, на самом деле, они косвенно влияют и на литературу; страх за детей, за близких прячется в подполье сердца, но какие-то вибрации все равно ощущаются; имеющиеся выразительные средства как будто бы не помогают, требуется особые силы, чтобы спокойно взращивать свой сад. Кто-то пытается уйти в прошлое, кто-то в фантастику, но никому не удается определить жанр реальности, она заставляет сомневаться в законах человечности, словно первая волна всемирного потопа уже движется к берегу».


«Длинный список» «Русской Премии» 2015 года

Номинация «Поэзия»

Евса Ирина (Украина), сборники стихотворений «Юго-Восток». Номинатор - издательство «Арт Хаус медиа»
Заир Асим (Казахстан), «Избранное»
Капович Катя (США), книга стихов «Другое». Номинатор - издательство «Воймега»
Лазо Сергей (Украина), поэтический сборник «Колесница дождя»
Новиков Кирилл (Украина), книга стихов «дк строителей и пиво крым и младенец воды». Номинатор - писатель, культуртрегер Юрий Соломко (Украина)
Токомбаева Светлана (Киргизия), книга лирики «Последний лист»
Фамицкий Андрей (Белоруссия), книги стихов «Хворост» и «Звезды для одного». Номинатор - литератор, литературный критик Андрей Пермяков
Чечик Феликс (Израиль), «ПМЖ. Избранное. 2000 - 2015»
Чкония Даниил (Германия), книга «Стихия и пловец: другие стихи (2013 - 2015)». Номинатор - издательство «Время»
Шваб Леонид (Израиль), «Ваш Николай. Стихотворения». Номинатор - издательский дом «Новое литературное обозрение». Номинатор - поэт Александр Авербух
Ярошевский Ефим (Германия), книга стихотворений «Непрошеная речь». Номинатор - поэт, переводчик, литературный критик Аркадий Штыпель

Номинация «Малая проза»

Арутюнова Каринэ (Украина), книга рассказов «Дочери Евы». Номинатор - писатель, литературный критик Мария Галина
Атлантова София (Украина), повесть «Наследники художника Кокина»
Балыко Диана (Белоруссия), повесть «Любовь как...»
Бонч-Осмоловская Татьяна (Австралия), сборник рассказов «Истоки истины». Номинатор - Крымский геопоэтический клуб
Бочоришвили Елена (Канада), рассказы «Только ждать и смотреть». Номинатор - издательство CORPUS
Макарова Елена (Израиль), повести и рассказы «Вечный сдвиг». Номинатор - издательский дом «Новое литературное обозрение»
Мунё (Великобритания), «Слышу. Сказка для взрослых в четырех сюитах»
Никитина Софья (Эстония), повесть «Кукушкины слёзки»
Тадтаев Тамерлан (Южная Осетия), «Избранные рассказы»
Фоменко Николай (Украина), повесть «Коллекция»
Чернявская Юлия (Белоруссия), повесть «Мертвая царевна»

Номинация «Крупная проза»

Барякина Эльвира (США), «Князь Советский. Роман об иностранных журналистах в СССР»
Бочков Валерий (США), «Медовый рай». Номинатор - издательство «Эксмо»
Васильева Екатерина (Германия), «Сон Гермафродита»
Гадоль Александр (Украина), «Режиссёр. Инструкция освобождения. Экзистенциальная трагикомедия»
Гончарова Марианна (Украина), «Аргидава». Номинатор - издательство «Азбука»
Кожухаров Роман (Молдавия), «Кана». Номинаторы - литературный критик, редактор отдела прозы журнала «Знамя» Евгения Вежлян и писатель, сценарист Леонид Юзефович
Козлов Дмитрий (Украина), «Я уже не боюсь»
Ланской Георгий (Казахстан), «Право последней ночи»
Муравьева Ирина (США), «Имя женщины - Ева». Номинатор - издательство «Эксмо»
Окунь Саша (Израиль), «Камов и Каминка». Номинатор - издательская группа «РИПОЛ классик»
Фикс Ольга (Израиль), «Институт Репродукции»
Хомченко Андрей (Украина), «Птица»

На соискание специального приза и диплома «За вклад в развитие и сбережение традиций русской культуры за пределами Российской Федерации» претендуют:

Ефферн Рената (Германия) - за продвижение русской литературы и культуры в Германии на посту председателя правления Тургеневского общества. Номинатор - Государственный литературный музей в лице директора Дмитрия Бака
Земсков Михаил (Казахстан) - за руководство Открытой литературной школой в Алма-Ате. Номинатор - Леонид Бахнов, литературный критик, член Русского ПЕН-центра, редколлегии журнала «Дружба народов»
Котюх Игорь (Эстония) - за плодотворную творческую и переводческую деятельность, поддерживающую и продвигающую русскоязычных поэтов Эстонии; за издание книг, журналов; создание сетевых журналов, где русскоязычные поэты встречаются с русскими собратьями по перу. Номинатор - Ирина Барметова, главный редактор журнала «Октябрь»
Чжоу Ци-чао (Китай) - за вклад в развитие и сбережение традиций русской культуры за пределами Российской Федерации. Номинаторы - Карен Степанян, заведующий отделом критики журнала «Знамя», и критик, главный редактор журнала «Вопросы литературы» Игорь Шайтанов

В жюри «Русской Премии» входят известные писатели, поэты и литераторы: главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин (Россия, председатель жюри), писатели Герман Садулаев (Россия) и Елена Скульская (Эстония); литературный критик и переводчик Борис Кузьминский (Россия); поэт, главный редактор журнала «ШО» Александр Кабанов (Украина); переводчик, сценарист, главный редактор журнала «Дружба народов» Александр Эбаноидзе (Россия); поэт, переводчик тюркской и европейской поэзии Вячеслав Шаповалов (Киргизия); писатель, главный редактор журнала «Новый Берег» Андрей Назаров (Дания).

«Короткий список» номинантов «Русской Премии» будет объявлен в 31 марта 2016 года на ежегодной пресс-конференции. Награды будут вручены в Москве 26 апреля, на XI торжественной церемонии награждения лауреатов конкурса.

«Русская Премия» - единственная российская премия для русскоязычных писателей всех зарубежных стран, учреждена в 2005 году и входит в пятерку самых престижных российских литературных премий.