Манон Леско Либретто Э. Скриба

Созвучие "Манон Масне" устойчиво связано с оперой композитора, даже зная, что Масне написал около 50 опер, первое, что приходит в голову при имени Масне - "Манон". Опера, естественно...
Однако поставив в свое время балет "Манон" на музыку Масне, Кенет Макмиллан смело и кардинально расширил границы творческого наследия композитора, и вот уже больше 40 лет Манон балетная вполне себе конкурирует с Манон оперной. Что еще меня подкупает в балете, что тут собрана целая коллекция музыки Масне. Собрана, словно в желании дать полное представление о творчестве композитора...

Честно говоря, я ожидала чего-то такого "иноземно-английского" от балета, но к моему радостному удивлению балет попал под мою трактовку стиля русского балета в целом и стиля балета МАМТа им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко , в частности.
Буквально с первых па я поняла, что балет "Манон" полностью соответствует моему представлению о "больших костюмных" балетах, сложившегося в детстве, и за что я так полюбила в свое время МАМТ. История в движениях и музыке, трогательная, когда без слов все понятно и все так ярко и зрелищно. Прекрасные костюмы солистов и балета, интересные рисунки танца, масштабные сцены, замечательная музыка, декорации, свет - все то, что так восхищало меня в детстве и за что я полюбила балет навсегда, все здесь присутствовало.

Удивительным образом сочеталась классическая хореография с элементами авангардного балета. Зная, что первоначально балет был создан Макмиланом в 1974 году, я иногда удивлялась, насколько же интересен балет и сегодня. Насколько же тонко сочетание хореографической смелости и сценической деликатности при следовании сюжету, придуманному аббатом Прево.
Постановка настолько ярка и образна с одной стороны, и деликатна с другой, что я бы рискнула пригласить с собой детей моложе установленных ограничений в 16 лет, ибо именно на балетах такого уровня и качества и надо воспитывать вкус!

Постановка совершенная, поддерживает все глубину произведения, во многих сценах устанавливается противопоставление разных проявлений жизни - с самой первой сцены, когда идет веселье, но где-то на заднем плане ведут каторжных женщин - как предупреждение Манон, как предсказание ее судьбы. И дальше почти всегда будет наблюдаться эта многослойность. Всегда будет одновременно счастье и горе, веселье и тяготы...

Прекрасны были артисты, задействованные в постановке! Причем все безоговорочно...
Партия Манон требует от исполнительницы не только отличной хореографии, но артистизма - все же за 3 часа Манон меняется неоднократно - наивная девочка, влюбленная женщина, алчущая, страдающая и, увы, погибающая... Исполнение Эрики Микиртичевой сделало для меня наконец Манон обаятельной и трогательной, до этого пока никому этого не удавалось. Что касается кавалера Де Грие, то в исполнении Дениса Дмитриева, он настолько красив, почти неотразим, что невозможно поверить, что можно уйти от такого героя, даже за все золото мира!

Для декораций выбран такой глубокий и инвариантный терракотовый цвет. Как же он играет! То он становится мягким и деликатным, создавая уютный мир влюбленных, то тревожным, то наглым, то почти агрессивным. В очередной раз удивилась и оценила подход МАМТа, когда при кажущейся простоте решения оформление оказывается таким эффектным и, не побоюсь этого слова, богатым!

Одним словом, как всегда, поход в

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко несколько лет назад было решено отдать дань знаменитому сюжету по мотивам романа «История кавалера де Грие и Манон Леско», и со дня премьеры и по сей момент эта постановка пользуется неизменной и заслуженной популярностью.

О балете «Манон» в театре Станиславского

Образ довольно легкомысленной, но пленительной, неизменно желанной, всегда ускользающей Манон Леско, знакомой читателям по роману аббата Прево, всегда волновал не только художников, но и музыкантов, включал их богатое творческое воображение. Кеннет Макмиллан, британский балетмейстер, также под влиянием этого образа создал балет «Манон». Он поставил его на музыку, которая была собрана из разных произведений, написанных Жюлем Массне. Аранжировку партитуры и оркестровку также делал композитор Л. Лукас в соавторстве с Хильдой Гонт.

Премьера этого спектакля прошла в начале марта 1974-го года, он был представлен публике на сцене театра Ковент-Гарден в Лондоне. Премьера Балета «Манон» в театре Станиславского и Немировича - Данченко состоялась летом 2014-го года, композицию и оpкестpовку создал Маpтин Йейтс, за дирижёрским пультом — Феликс Коробов, за спиной у которого опыт сотрудничества с такими прославленными балетмейстерами, как Джон Ноймайер или Юрий Григорович. Балетмейстеры-постановщики - Карл Барнетт в сотрудничестве с Патрисией Руан. Костюмы к спектаклю и сценографию создал знаменитый Николас Георгиадис, сотрудничавший ранее с Рудольфом Нуреевым в королевском балете.

Как купить билеты на балет «Манон» в театр Станиславского

Увидеть шедевр балета, историю любви прекрасной Манон и кавалера Де Грие, поставленный на прекрасную музыку Массне, можно при помощи нашего агентства. Однако, нужно уже сейчас позаботиться о том, чтобы купить билеты на балет «Манон» и выбрать комфортные места в зрительном зале. Кстати, этот выбор помогают осуществить профессиональные менеджеры, которые работают в нашем агентстве. Мы, имея солидный опыт работы (агентство осуществляет деятельность уже более двенадцати лет) можем предложить любому клиенту:

  • доставку любых билетов (бесплатно) не только по Москве, но и в пределах Петербурга;
  • предоставление пакета исчерпывающей информации о билетах на балет «Манон» в театре Станиславского в Москве в 2019 году;
  • возможность оплаты приобретённых билетов как за наличный расчёт, так и банковскими картами, а также (по личному желанию) переводом;
  • скидку, если приобретаются билеты для значительных компаний (от десяти человек).

Несравненная хореография, созданная Макмилланом и воплощенная на сцене театра Станиславского, сделала «Манон» одним из лучших балетов нашего времени. В образе главной героини явно прослеживается связь с русской культурой, поэтому этот прекрасный балет будет вызывать интерес у нашего зрителя всегда.

Балет в четырех действиях

Действующие лица

Манон Леско

Де Гриё , ее возлюбленный

Капрал-вербовщик

Маркиз де Жервиль

Комиссар полиции

Стражник

Тюремный надзиратель

Ссыльные, балерины, солдаты.

Действие первое.

Гулянье в саду Пале-Рояль. Де Гриё встречается с Манон, охваченный страстью к ней. Падкая до зрелищ и увеселений, купающаяся в восторженных взглядах мужчин, завидующая модницам, Манон вместе с тем горячо любит де Гриё, хотя и жалеет, что он по бедности не может украсить ее драгоценностями, какими хвалятся прогуливающиеся по саду дамы. Де Гриё очертя голову подписывает контракт, подсунутый ему вербовщиком, и Манон получает от него в подарок приглянувшуюся ей вещь.

На Манон обращает благосклонное внимание маркиз де Жервиль - командир полка, для которого капрал вербует рекрутов. Он приглашает ее вместе с кузиной на спектакль «Гранд-Опера».

Действие переносится в театр. На сцене идет роскошный балет с участием известных балерин. Во время спектакля в театр врывается де Гриё. Он устраивает Манон сцену ревности. Из-за скандала спектакль прерывается. Де Гриё арестован. Манон, не выдержав всего случившегося, падает в обморок.

Действие второе.

Дом маркиза. Приносят Манон, приводят ее в чувство. Маркиз обещает освободить де Гриё, но берет с Манон слово участвовать на устраиваемом им у себя дома балу.

Бал. Кузина сообщает Манон, что де Гриё все-таки забрали в солдаты. Манон умоляет маркиза расторгнуть контракт с де Гриё.

Маркиз соглашается, но при условии, что Манон поселится в его доме и не будет больше встречаться с де Гриё. Он обещает, что не станет добиваться взаимности Манон, пока она сама не почувствует расположения к нему. Манон колеблется; и все же, опасаясь, что де Гриё будет отправлен на войну и убит, соглашается. Маркиз покидает дом.

Манон размышляет о происшедшем. Снова в ее душе происходит борьба между интересом к нарядам, драгоценностям и любовью к де Гриё. Начинается гроза. В окне появляется сам де Гриё. Он поражен, обнаружив Манон в доме полковника, и упрекает ее в измене. Чтобы доказать де Гриё свою верность, Манон отказывается от драгоценностей, набрасывает на себя плащ и готова бежать с любимым куда глаза глядят, только просит де Гриё переждать непогоду.

В разгар любовного диалога появляется маркиз. Он приказывает слугам вышвырнуть в окно незваного гостя. Де Гриё обнажает шпагу и ранит маркиза. Де Гриё арестовывают. Комиссар полиции приказывает схватить Манон и за распутное поведение отправить в заморские колонии.

Действие третье.

Новый Орлеан. Манон вместе с другими ссыльными находится на принудительных работах. В безутешной тоске она глядит на море, вспоминая Францию и свою погибшую любовь.

Де Гриё, ставший солдатом, получает разрешение стражника увидеться с Манон. Появление тюремного надзирателя заставляет его спрятаться. Надзиратель предлагает Манон стать его любовницей, обещая за это свободу и «хорошую жизнь». Манон с негодованием отвергает его домогательства. Надзиратель угрожает ей насилием. На помощь приходит де Гриё. Он запирает надзирателя в тюрьме и уговаривает Манон бежать, спустившись с горы на веревке. Манон это удается, но, к сожалению, де Гриё застигает стража. Следует короткая схватка. Он ранен и все же спасается бегством. Палят пушки в честь прибытия корабля из Франции, доставившего нового генерал-губернатора Луизианы.

Действие четвертое.

Пустыня. Герои обессилели от скитаний, жажды и жары. Они обмениваются обручальными кольцами и клянутся в любви до гроба. Сил Манон хватает лишь на эту клятву - она умирает. Де Гриё в отчаянии. Его окружают солдаты.

Надзиратель велит схватить де Гриё. Генерал-губернатор (это маркиз де Жервиль) отшатывается при виде бездыханной Манон.

«Мертва!» - говорит он. «Мертва!» - восклицает де Гриё и падает без чувств на тело Манон.

Петрушка Либретто А. Бенуа и И. Стравинского

Балет в одном действии

Действующие лица

Петрушка

Балерина

Арап

Фокусник

Уличные танцовщицы

Шарманщик

Ухарь-купец

Две цыганки, кучера, извозчики, кормилицы, купцы, ряженые: Баба, Черт, Коза, Гусар, Поваренок; мастеровые, гуляющие.

Гулянье на Масленицу в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все же начинают представление. Шум праздничной толпы прерывается барабанным боем.

Два гренадера эпохи Николая I отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник-чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и наигрывает на флейте.

Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посередине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом и среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим. Петрушка, ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой.

Гаснет свет. Падает занавес. Появляются гренадеры. Звучит барабанная дробь.

Комната Петрушки, серая, неприглядная. В ней одиноко, как в тюремной камере. Раздается пронзительный вопль. Ударом ноги Фокусник вталкивает Петрушку в дверь. Он падает на пол - жалкий, несчастный. Петрушка плачет. Чародей груб и жесток с ним, а Балерина, которую он любит, увлечена Арапом. Неожиданно появляется Балерина. Петрушка счастлив! Он радостно кружится от избытка счастья. О радость, она наконец пришла! Но Балерина не намерена задерживаться в комнате Петрушки. Не понимая его радости, она испуганно пятится к двери, уходит.

Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он бросается к портрету безжалостного хозяина-фокусника, грозит ему.

Что делать? Выхода нет. В исступлении Петрушка пробивает стенку своей комнаты. Вдалеке слышны звуки гармошки. Там жизнь и веселье!

Темнота. Снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.

Комната Арапа с пестрыми экзотическими узорами на стенах. Ленивый Арап, лежа на оттоманке, развлекается большим кокосовым орехом. Ему нравится, что в орехе что- то шумит, и он пытается расколоть его своей кривой саблей. Это ему не удается, тогда он начинает молиться. В орехе сверхъестественная сила - божество для тупого Арапа.

Раскрывается дверь, и на пороге появляется Балерина. Она наигрывает веселую мелодию на кларнете. Арап недоволен ее появлением и не скрывает этого. Но Балерина побеждает его своим кокетством. Арап пытается ее обнять. Внезапно дверь распахивается и с пронзительным криком влетает Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап выталкивает Петрушку.

Балерина восторгается храбростью и силой Арапа и падает в его объятия.

Дробь гренадерских барабанов.

Снова масленичное гулянье. Вечереет. В медленном, как бы скользящем танце проходит вереница кормилиц, их сменяет поводырь медведя, потом пьяный купчик с двумя молодыми цыганками. Купчик сорит деньгами. Пляшут, чтобы согреться, кучера и конюхи. Вбегают ряженые.

Пляс и веселье обрываются. За ситцевой занавеской балагана что-то происходит: точно кто-то хочет вырваться наружу, на волю. Наконец выбегает испуганный Петрушка, настигаемый Арапом. Арап убивает Петрушку. Зовут будочника. Появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь кукла, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка; он грозит кулаками своим мучителям.

Пламя Парижа (Триумф Республики) Либретто Н. Волкова и В. Дмитриева

Балет в четырех действиях

Действующие лица

Гаспар , крестьянин

Жанна и Пьер , его дети

Филипп и Жером , марсельцы

Маркиз Коста де Борегар

Граф Жоффруа , его сын

Управляющий имением маркиза

Мирейль де Пуатье , актриса

Антуан Мистраль , актер

Амур , актриса придворного театра

Король Людовик XVI

Королева Мария-Антуанетта

Церемониймейстер

Оратор-якобинец

Сержант национальной гвардии

Марсельцы, парижане, придворные, дамы, офицеры королевской гвардии, швейцарцы, егеря.

В Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко идут последние приготовления к премьере балета «Манон». Композитор Жюль Массне написал одноимённую оперу по мотивам романа аббата Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско». А в XX веке Кеннет Макмиллан, блестящий танцовщик и хореограф, директор балета «Немецкой оперы», а потом и главный балетмейстер Королевского балета в Лондоне создал на музыку Массне балет. В нём главная партия позволяет исполнительнице всесторонне раскрыть своё драматическое дарование. Наталье Сомовой помогают справляться с этой задачей приглашённые британские специалисты по хореографии. Рассказывают

Француженка Манон, обосновавшаяся в Лондоне, желанная гостья на балетных сценах мира, наконец, добралась до Москвы. Труппа Станиславского и Немировича-Данченко, эту гостью ждала. В репертуаре уже есть балет Макмиллана «Майерлинг», и вот - снова любовная история и снова - трагедия.

Карл Барнетт уже не помнит, когда впервые поставил «Манон», - так давно и на разных сценах это было. В Ла Скала делал партию на Светлану Захарову и Наталью Осипову. Барнетт - в контакте с вдовой Макмиллана - Деборой, у которой авторские права на постановку, а потому все нюансы соблюдены - костюмы, декорации, хореография, как в первоисточнике, в «Ковент-Гарден», для которого и был поставлен этот шедевр. В Москве Барнетт не только ставил танцы, боролся с зашкаливающим русским темпераментом.

«Русская и английская балетные школы - разные. Здесь - размах - балерины хотят поднять ногу высоко, сделать быстро фуэте …А надо чуть ниже, чуть сдержаннее. Отдать эмоции не только движениям - актерской игре. Она здесь важна так же, как танец. Здесь нет второстепенных ролей, каждая деталь складывается в общую картину, в которой невероятное количество граней», - объясняет хореограф-постановщик Карл Барнетт.

Игорь Зеленский, худрук труппы, знающий «Манон» еще по Маринке, дает последние ЦУ Георги Смилевски. Он выйдет в партии брата Манон, такого же темпераментного и неукротимого. Брат и сестра стоят друг друга.

В балетах Макмиллана истории драматические. «Манон» - еще и провокационная, как и сама книга аббата Прево. Куртизанки, высший свет, салоны… Наталья Сомова, репетируя партию, не думала, что танец - эта самое простое. Не техника - эмоции героини забирают силы и обесточивают. Она вынуждена делать выбор между деньгами и любовью.

«Она непростая, строптивая. Все требует эмоциональных затрат. Когда включаешься, эмоционально сил не остается ни на что», - утверждает прима-балерина балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Сомова.

Три состава репетируют спектакль. Иван Михалев впервые получил партию такого уровня и масштаба - возлюбленный Манон - тот самый кавалер де Гриё, прошедший путь от страстной любви до каторги и смерти любимой.

Пришлось не только танцевать, но и проявить актерское мастерство - то, на чем держится английский балетный театр. «Хор Макмиллана требует отдачи эмоциональной. Ты должен показать глубокого персонажа - в движениях, позах», - говорит солист балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Иван Михалев.

Танцевать Манон после гастролей «Ковент-Гарден», которые закончились дней десять назад, испытание для труппы. Ведь «Манон» - визитная карточка английского королевского..Но московские танцовщики не пытаются подражать - они делают свою «Манон», пропуская французскую историю с английским привкусом через русскую душу.

Новости культуры

МОСКВА, 4 июл — РИА Новости. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в пятницу последнюю премьеру сезона — балет "Манон" всемирно известного хореографа Кеннета Макмиллана на музыку Жюля Массне, постановку осуществляют британские специалисты Карл Барнетт и Патрисия Руанн, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.

"Мне трудно сказать, сколько раз я уже ставил этот балет на сценах театров разных стран, но работа в Москве для меня впервые. Для нас всегда очень важно сохранить оригинал, поэтому московская версия не будет отличаться от постановки Макмиллана. Но, конечно, русские артисты внесут свои нюансы, свой колорит в это творение хореографа", — сказал журналистам Барнетт.

По словам сценариста, у него уже были русские исполнительницы "Манон" — прима-балерина Большого театра Светлана Захарова в спектакле на сцене Ла Скала и солистка Михайловского театра Наталья Осипова. Что касается Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, то здесь три балерины танцуют Манон.

"Все они исполняют одни и те же движения, но каждая выражает в танце свои чувства и свое понимание Манон. Эта героиня, как люстра — представляет разные грани, сверкает разными красками, и для балерины очень интересно, но не просто создавать такой образ", — отметил Барнетт.

По словам исполнительницы Манон Натальи Сомовой, именно драматическая эмоциональная сторона — самое сложное в этом балете. "Это не просто арабески и пируэты — здесь все чувства, вся жизнь Манон. Не только быть технически безупречной, но постоянно жить в образе, переживать вместе с Манон все перипетии — это главное", — сказала она журналистам.

Музыкальный театр не впервые обращается к творчеству выдающегося хореографа. В 2013 году здесь был исполнен балет Макмиллана "Майерлинг". Эту работу высоко оценила леди Макмиллан, побывавшая на премьере. "Манон" и "Майерлинг" составят своего рода диптих балетов британского хореографа в репертуаре театра Станиславского и Немировича-Данченко, где представлены постановки таких выдающихся балетмейстеров, классиков ХХ века, как Ноймайер, Пети, Килиан, Дуато.

Балет "Манон"

Балет "Манон" Макмиллан создал в пору своего пребывания на посту художественного руководителя Лондонского Королевского балета. Премьера состоялась в 1974 году на сцене театра Ковент-Гарден, где осенью 2014 года будут торжественно отмечать 40-летие этого произведения хореографа.

Либретто "Манон" было создано по мотивам знаменитого романа аббата Прево, созданного в ХVIII веке. Интерес Макмиллана к этому произведению был спровоцирован фильмом Жана Ореля "Манон-70" с Катрин Денев в главной роли. В качестве музыкального материала хореограф выбрал фрагменты из разных сочинений Массне — автора оперы "Манон".