Когда появилось казачество на руси. Казаки, история происхождения

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное Образовательное Учреждение

Среднего Профессионального Образования Ростовской Области

Ростовский Технологический Техникум Легкой Промышленности

(ГОУ СПО РО «РТТЛП»)

Курсовая работа

по дисциплине: «История Донского края»

по теме: «Происхождение казачества »

Выполнила:

студентка гр. 2-ДЭБ-25

Гончарова А.А.

Проверил преподаватель:

Литвинова И.В.

Ростов-на-Дону 2011

Введение

Глава 1. Казачество

1.1 Определение казачества

1.2 Внешние общие характеристики казаков

1.3 Характер казаков

1.4 Происхождение казачества

1.5 Казаки в истории

1.6 Казачьи войска

Глава 2. Казачество в России сегодня

3. О казачестве в заключение

3.1 Казачество в искусстве

3.2 Заповеди казаков

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

О казаках знает каждый, независимо от интереса к истории. Казаки появляются на страницах учебников всякий раз, когда речь идет о значительных событиях в истории российского государства. Но что известно о них? Откуда они появились?

Учебники, как правило, внушают нам мысль о беглых свободолюбивых крестьянах, которых замучили помещики-крепостники и которые в XVI-XVII вв. побежали из России на юг, на Дон, там обстроились и постепенно превратились в служивый народ. Народ этот в XIX-XX вв., забыв о прошлых конфликтах с царями, стал их надежной опорой.

Есть и другие варианты в историях происхождения казаков. Суть этих вариантов в том, что вместо беглых свободолюбивых крестьян появляются вольные душегубы – разбойники, которые со временем обзаведутся женами, хозяйством, угомонятся и вместо грабежей, займутся охраной государственных рубежей.

Точное происхождение казаков неизвестно.

Глава 1. Казачество

1.1 Определение казачества

Казачество – это этническая, социальная и историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др.

Казачество – (от тюрк.: казак, казак – удалец, вольный человек) – военное сословие в России.

Казаки (козаки) – субэтническая группа русского народа, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее – и Украины.

В широком смысле, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки – часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск.

1.2 Внешние общие характеристики казаков

Сопоставляя разработанные в отдельности признаки, мы можем отметить следующие характерные для донских казаков особенности. Прямые или слегка волнистые волосы, густая борода, прямой нос с горизонтальным основанием, широкий разрез глаз, крупный рот, русые или тёмные волосы, серые, голубые или смешанные (с зеленым) глаза, сравнительно высокий рост, слабая суббрахицефалия, или мезоцефалия, относительно широкое лицо. Пользуясь последними признаками, мы можем сопоставить донских казаков с прочими русскими народностями, и они, по-видимому, являются более или менее общими для казачьего населения Дона и прочих великорусских групп, позволяя, при более широком масштабе сравнения, отнести донских казаков к одному, преобладающему на русской равнине антропологическому типу, характеризующемуся в общем теми же отличиями.

1.3 Характер казаков

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

1.4 Происхождение казачества

Существует множество теорий возникновения казачества:

1. Восточная гипотеза.

По мнению В. Шамбарова, Л. Гумилёва и др. историков, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.

Касоги (касахи, касаки) – древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X–XIV веках.

Бродники – народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.

О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н.С. Коршиков и В.Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р.Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л.Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII–XV вв.»

Монголы лояльно относились к сохранению подданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало также Сарайско-Подонское епископство, которое позволило казакам сохранить свою идентификацию.

После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи – Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московского государства.

В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

Французский этнограф Арнольд ван Геннеп в книге «Traite des nationalites» (1923) высказывал мысль, что казаков следует считать отдельной от украинцев нацией, поскольку казаки, вероятно, вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки.

2. Славянская гипотеза

По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В.М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами.

По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот – «разбойник». Также – «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками

Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая что свидетельство феномена украинского казачества локализовалось на территории так называемого «Дикого Поля», то возможно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности. Литвин В. считает, что и в этническом составе казачества определённое место занимает татарский элемент.

1.5 Казаки в истории

донской казачество воинский заповедь

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

В российской истории казаки – уникальное явление. Это социум, ставший одной из причин, позволивших Российской империи дорасти до столь огромных размеров, и главное – закрепить новые земли, превратив их в полноправные составляющие одной великой страны.

На счет термина «казаки» имеется такое количество гипотез, что становится понятно – его происхождение неизвестно, и спорить о нем без появления новых данных, бесполезно. Другой спор, который ведут исследователи казачества – это отдельный этнос или часть русского народа? Спекуляции на эту тему выгодны недругам России, мечтающим о ее расчленении на множество небольших государств, а потому постоянно подпитываются извне.

История появления и распространения казачества

В постперестроечные годы страну наводнили переводы иностранной детской литературы, и в американских детских книгах по географии, россияне с удивлением обнаружили, что на картах России есть огромная область — Казакия. Там проживал «особый народ» – казаки.

Сами они в подавляющем большинстве считают себя самыми «правильными» русскими и самыми ярыми защитниками православия, и история России тому лучшее подтверждение.

Впервые про них упомянуто в летописях XIV века. Сообщается, что в Сугдее, нынешнем Судаке, скончался некто Альмальчу, заколотый казаками. Тогда Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не Запорожские казаки, то туда попадало бы куда больше пленных славян, черкесов, греков.

Также в летописи 1444 года «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с рязанцами и москвичами против этого татарского принца. В этом случае, они позиционируются как стража или города Рязани, или границ рязанского княжества, и пришли на помощь княжеской дружине.

То есть уже первые источники показывают двойственность казачества. Этим термином называли, во-первых – вольные народы, обосновавшиеся на окраинах русских земель, во-вторых – служилых людей, как городскую стражу, так и пограничные войска.

Вольное казаки во главе с атаманами

Кто осваивал южные окраины Руси? Это охотники и беглые крестьяне, люд, искавший лучшей доли и спасавшийся от голода, а также те, кто был не в ладах с законом. К ним присоединялись все инородцы, которым тоже не сиделось на одном месте, а возможно и остатки , что населяли эту территорию — хазары, скифы, гунны.

Образовав дружины и выбрав атаманов, они воевали, то за, то против тех с кем соседствовали. Постепенно сформировалась Запорожская Сечь. Вся ее история — участие во всех войнах региона, непрестанные восстания, заключение договоров с соседями и их нарушение. Вера казаков этого региона представляла собой странную смесь христианства и язычества. Они были православными и, одновременно, крайне суеверными – верили в колдунов (которые пользовались большим уважением), приметы, дурной глаз и т.д.

Угомонила их (и то не сразу) тяжелая длань Российской Империи, уже в XIX веке сформировавшая из запорожцев Азовское казачье войско, которое в основном охраняло Кавказское побережье, и успело показать себя в Крымской войне, где пластуны – разведчики их войска показывали удивительную ловкость и удаль.

Мало кто сейчас помнит о пластунах, а вот удобные и острые пластунские ножи до сих пор популярны и их можно приобрести сегодня в магазине Али Аскерова – kavkazsuvenir.ru .

В 1860 началось переселение казаков на Кубань, где после соединения с другими казачьими полками из них было создано Кубанское казачье войско. Примерно также сформировалось другое вольное войско – Донское. Впервые оно упоминается в жалобе, которую царю Ивану Грозному прислал ногайский князь Юсуф, возмущенный тем, что донцы и «города поделали» и его людей «стерегут, забирают, до смерти бьют».

Люди, по разным причинам бежавшие на окраину страны, сбивались в ватаги, выбирали атаманов и жили, как могли – охотой, грабежами, набегами и службой соседям, когда случалась очередная война. Это сближало их с запорожцами – они вместе ходили в походы, даже в морские.

Но участие казаков в народных восстаниях, заставило русских царей заняться наведением порядка на их территориях. Петр I включил этот край в Российскую империю, его жителей обязал служить в царской армии, а на Дону повелел построить ряд крепостей.

Привлечение к государевой службе

Видимо, почти одновременно с вольным казачеством, на Руси и в Речи Посполитой появились казаки, как род войск. Часто это были те же самые вольные казаки, сначала просто воевавшие в качестве наемников, охранявшие границы и посольства за плату. Постепенно они превратились в отдельное сословие, выполнявшее те же функции.

История русского казачества богата на события и крайне запутана, но если вкратце — сначала Русь, потом Российская империя почти на всем протяжении своей истории расширяла свои границы. Иногда ради земли и охотничьих угодий, иногда для самозащиты, как в случае с Крымом и , но всегда в числе отборных войск были казаки и они же селились на завоеванных землях. Или сначала они селились на свободных землях, а потом царь приводил их к повиновению.

Они строили станицы, возделывали землю, защищали территории от нежелающих жить мирно соседей или, недовольных присоединением, аборигенов. С мирными жили мирно, частично перенимая их обычаи, одежду, язык, кухню и музыку. Это привело к тому, что одежда казаков разных регионов России серьезно отличается, также различны говор, обычаи и песни.

Самый яркий пример тому – казаки Кубани и Терека, которые довольно быстро переняли у народов Кавказа такие элементы одежды горцев, как , черкеску, . Их музыка и песни, также приобрели кавказские мотивы, например, казачья , очень похожая на горскую. Так возникло уникальное культурное явление, с которым может познакомиться любой желающий, сходив на концерт Кубанского казачьего хора.

Крупнейшие казачьи войска России

К концу XVII века казачество в России постепенно стало трансформироваться в те объединения, которые и заставили весь мир считать их элитой русской армии. Процесс завершился в XIX веке, и конец всей системе положила Великая октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война.

В тот период выделялись:

  • Донские казаки.

О том, как они появились, рассказано выше, а их государева служба началась в 1671 году, после присяги царю Алексею Михайловичу. Но только Петр Великий преобразовал их окончательно, запретил выбор атаманов, ввел свою иерархию.

В итоге Российская империя получила хоть поначалу и не очень дисциплинированное, но зато храброе и опытное войско, которое в основном использовалось для охраны южной и восточной границы страны.

  • Хопeрские.

Эти жители верховьев Дона упоминались еще во времена Золотой Орды, и сразу позиционировались как «Козаци». В отличие от вольных людей, живших ниже по Дону, были отличными хозяйственниками – имели отлаженное самоуправление, строили крепости, верфи, разводили скот, пахали землю.

Присоединение к Российской империи было довольно болезненным – хоперцы успели поучаствовать в восстаниях. Они подверглись репрессиям и реорганизациям, побывать в составе Донского и Астраханского войска. Весной 1786 года ими усилили Кавказскую линию, принудительно переселив на Кавказ. Тогда же их пополнили крещеными персами и калмыками, коих к ним было приписано 145 семейств. Но это уже история кубанских казаков.

Интересно, что еще не раз к ним присоединялись представители других национальностей. После Отечественной войны 1812 года к Оренбургскому казачьему войску приписали тысячи, принявших российское подданство, французов — бывших военнопленных. А поляки из армии Наполеона стали сибирскими казаками, о чем сейчас напоминают только польские фамилии их потомков.

  • Хлыновские.

Основанный новгородцами еще в Х веке, город Хлынов на реке Вятке, постепенно стал развитым центром большого края. Удаленность от столицы, позволила вятичам создать собственное самоуправление, а к XV веку начать серьезно досаждать всем соседям. Иван III прекратил эту вольницу, разгромив их и присоединив эти земли к Руси.

Лидеры были казнены, знать расселена в подмосковных городках, остальных определили в холопы. Немалая их часть с семьями, успели уйти на судах – на Северную Двину, на Волгу, на Верхнюю Каму и Чусовую. Позднее купцы Строгановы нанимали их отряды для охраны своих приуральских имений, а также для завоевания сибирских земель.

  • Мещерские.

Это единственные казаки, изначально не славянского происхождения. Их земли — Мещерская Украина, находившиеся межу Окой, Мещерой и Цной заселяли фино-угорские племена, перемешанные с тюрками – половцами и берендеями. Основная их деятельность – скотоводство и грабежи (казакование) – соседей и купцов.

В XIV веке они уже служили русским царям — охрана посольств, отправляемых в Крым, Турцию и Сибирь. В конце XV века упоминаются в качестве военного сословия, участвовавшего в походах на Азов и Казань, охранявшего границы Руси от нагайцев и калмыков. За поддержку самозванцев в Смутное Время мещеряков выгнали из страны. Часть выбрала Литву, другая поселилась в Костромском крае и затем участвовала в образовании Оренбургского и Башкирско-мещерякского казачьих войск.

  • Северские.

Это потомки северян – одного из восточнославянских племен. Они в XIV-XV веках имели самоуправление типа запорожского и часто подвергались набегам своих беспокойных соседей — ордынцев. Закаленных в боях севрюков, с удовольствием брали на службу московские и литовские князья.

Начало их концу также положило Смутное время — за участие в восстании Болотникова. Земли северских казаков были колонизированы Москвой, а в 1619 году вообще поделены между ней и Речью Посполитой. Большая часть севрюков перешла в положение крестьянства, часть подалась в запорожские или донские земли.

  • Волжские.

Это те самые хлыновцы, которые поселившись в Жигулевских горах, разбойничали на Волге. Московским царям не удавалось их утихомирить, что впрочем, не мешало им пользоваться их услугами. Уроженец этих мест Ермак со своим войском в XVI веке покорял Сибирь для России, в XVII все Волжское войско обороняло ее от Калмыцкой Орды.

Помогали донцам и запорожцам воевать с турками, затем служили на Кавказе, мешая , черкесам, кабардинцам, туркам и персам совершать набеги на российские территории. Во время правления Петра I участвовали во всех его походах. Он же в начале XVIII века повелел переписать их, и составить в одно войско – Волгское.

  • Кубанские.

После русско-турецкой войны возникла необходимость заселить новые земли и, одновременно, найти применение запорожцам – буйным и плохо управляемым подданным Российской империи. Им была пожалована Тамань с окрестностями, а сами они получили название – Черноморское казачье войско.

Затем, после долгих переговоров им отдали и Кубань. Это было впечатляющее переселение казаков — порядка 25 тысяч человек перебрались на новую родину, занялись созданием оборонительной линии и хозяйствованием на новых землях.

Сейчас об этом напоминает памятник казакам – основателям земли Кубанской, установленный в Краснодарском Крае. Переустройство под общие стандарты, смена формы на одежду горцев, а также пополнение казачьими полками из других регионов страны и просто крестьянами и отставными солдатами привело к созданию совершенно новой общности.

Роль и место в истории страны

Из вышеперечисленных, исторически сложившихся сообществ, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:

  1. Амурское.
  2. Астраханское.
  3. Донское.
  4. Забайкальское.
  5. Кубанское.
  6. Оренбургское.
  7. Семиреченское.
  8. Сибирское.
  9. Уральское.
  10. Уссурийское.

Всего их (с семьями) к тому времени было почти 3 миллиона, это чуть больше 2% населения страны. При этом они участвовали во всех мало-мальски важных событиях страны – в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в усмирении народных волнений и национальных погромах.

Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны и, по утверждению некоторых историков, запятнали себя Ленским расстрелом. После революции часть их присоединилась к белогвардейскому движению, часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.

Наверно, ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать писатель Михаил Шолохов в своих произведениях.

К сожалению, на этом беды этого сословия не прекратились – новая власть стала последовательно проводить политику расказачивания, отнимая их привилегии и репрессируя тех, кто посмел возражать. Объединение в колхозы тоже нельзя было назвать гладким.

В Великой Отечественной войне казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым вернули традиционную форму, показали хорошую выучку, военную смекалку, храбрость и настоящий героизм. Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвардейские звания. Немало выходцев из казачьего сословия служило в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-м кавалеристам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казаки – герои ВОв, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор оружия Ф. Токарев и др.

Немалая часть тех, кто ранее сражался против Советской власти, увидев, какая беда угрожает родине, оставив политические взгляды в стороне, приняли участие во II-й мировой на стороне СССР. Однако были и те, кто встал на сторону фашистов в надежде, что они скинут коммунистов и вернут Россию на прежний путь.

Менталитет, культура и традиции

Казаки – народ воинственный, своенравный и гордый (зачастую излишне), из-за чего у них всегда были трения с соседями и земляками, не относившимися к их сословию. Зато эти качества нужны в бою, а потому приветствовались внутри общин. Сильным характером обладали и женщины, на которых держалось все хозяйство, так как большую часть времени мужчины были заняты войной.

Язык казаков, имея в основе русский, приобрел свои особенности, связанные как с историей казачьих войск, так и с заимствованиями из . Например, кубанская балачка (диалект) похожа на юго-восточный украинский суржик, донская балачка ближе к южно-русским диалектам.

Главным оружием казаков было принято считать шашки и сабли , хотя это не совсем так. Да, кубанцы носили , особенно черкесские, а вот черноморцы предпочитали огнестрельное оружие. Помимо основного средства защиты каждый носил нож или кинжал .

Какое-то однообразие в вооружении появилось только во второй половине XIX века. До этого каждый выбирал сам и, судя по сохранившимся описаниям, выглядели оружие весьма живописно. Оно являлось честью казака, поэтому оно всегда было в идеальном состоянии, в отличных ножнах, часто богато украшенных.

Обряды казаков, в общем, совпадают с общерусскими, но имеют и свою специфику, вызванную образом жизни. Например, на похоронах за гробом покойного вели его боевого коня, а следом уже шли близкие. В доме вдовы, под образами лежала шапка мужа.

Особыми ритуалами сопровождались проводы мужчин на войну и их встреча, к их соблюдению относились очень серьезно. Но самым пышным, сложным и радостным событием была свадьба казаков. Действо было многоходовым – смотрины, сватовство, празднование в доме невесты, венчание, празднование в доме жениха.

И все это под специальные песни и в самых лучших нарядах. Костюм мужчины обязательно включал оружие, женщины в яркой одежде и, что было неприемлемо для крестьянок, с непокрытой головой. Платок лишь прикрывал узел волос на затылке.

Сейчас казаки живут во многих регионах России, объединяются в различные сообщества, активно участвуют в жизни страны, в местах их компактного проживания детям факультативно преподают историю казачества. Учебники, фото и видео знакомят молодежь с обычаями, напоминают, что их предки из поколения в поколение отдавали свои жизни во славу Царя и Отечества.

Казаки каза́ки

этносословные группы в составе русского и некоторых других народов. Общая численность в России около 5 млн. человек. Язык русский, распространено двуязычие. Верующие - православные, есть представители других конфессий. См. также Казачество .

КАЗАКИ

КАЗА́КИ, этническая группа, в основном в составе русского народа. Численность в Российской Федерации - 140 тысяч человек (2002), численность потомков казаков оценивается в 5 млн. человек. В тюркских языках «казак» - вольный человек, так у кочевых народов называли людей, оторванных от своей социальной среды, по разным причинам не желавших нести груз общинных и семейных обязанностей. Разрывая связи с родом, казаки уходили в пограничные районы расселения своего народа, сбивались в группы, жили за счет охоты и промыслов, а также грабительскими налетами на земли соседних народов. Казаки охотно принимали участие в войнах, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска.
После монголо-татарского нашествия казаки появились и в пограничье Руси и Золотой Орды. Их ряды стали интенсивно пополняться выходцами из восточнославянских земель, и в относительно короткое время славянский этнический компонент у казаков стал преобладающим. Но еще до монголо-татарского нашествия выходцы из Руси появлялись в Степи, составляя общности типа казаков (бродники); сильно обрусела и часть кочевников, поселившаяся у русских границ (черные клобуки).
Термин «казаки» на Руси известен с 14 века. Первоначально для казаков характерна нестабильность их организации, частые смены мест обитания. В целом, в 14-15 веках казаками называли свободных людей, воинов, объединенных в «ватаги» или «шайки», которые жили на южных и восточных границах Руси, Литовского княжества, Польского государства. При этом казаки противопоставляются ордынцам, для них характерно христианское вероисповедание. К 1444 году относится запись в русских летописях о казаках южных районов Рязанского княжества. В Южной Киевщине и Восточной Подолии казаки появилось во второй половине 15 века. Русские князья старались привлечь казаков к себе на службу. В 1502 году впервые упомянуты «городовые казаки», которые за службу по охране границ получали от князя землю и денежное жалованье. С этого времени можно говорить о сословии казачества (см. КАЗАЧЕСТВО) , параллельно развиваются две его группы - служилые казаки и вольные казаки. Грань между служилыми и вольными казаками легко преодолевалась. Зачастую служилые казаки уходили «казаковать в поле», а вольные поступали на «государеву службу».
В 16 веке сформировались общины донских, гребенских, терских, яицких и волжских казаков. Их численность быстро росла за счет беглого населения из разных социальных групп, особенно в периоды внутриполитических кризисов, войн, голода. После реформ патриарха Никона усилился поток раскольников на окраины Руси, в том числе и на казачьи окраины.
Этническое ядро казаков составляло восточнославянское население из разных районов России и Украины. В социальном плане среди казаков преобладали бывшие помещичьи люди, избавлявшиеся таким образом от крепостной зависимости. Со второй половины 16 века правительства России и Речи Посполитой привлекали вольных казаков для охраны границ, участия в войнах. На Украине было сформировано реестровое казачество, получавшее за службу вознаграждение. Царское жалованье в 17-18 веках стало одним из главных источников существования казаков. В 17 веке у донских, терских и яицких казаков завершилось формирование казачьего войска как относительно самостоятельного военно-политического образования, связанного с центром договорными отношениями. Казачья община сочетала функции социальной, военной и хозяйственной организации.
Значительный вклад внести казаки в освоение присоединенных земель в Сибири, Казахстане, на Кавказе и Дальнем Востоке. Основными источниками комплектования новых казачьих войск в 18-19 веках были сельские переселенцы из центра России, служилые казаки из других войск, отставные солдаты. В 1733 году было создано Волжское войско. Многие из новых казачьих войск расформировывались, а казаки переводились в состав других войск. Процесс формирования казачества в особое военно-служилое сословие завершился в 19 веке. Государство передало на «вечное пользование» казачьим войскам земли, которые они занимали, освободило казаков от рекрутских повинностей и уплаты государственных податей. Казаки пользовались правами беспошлинной торговли некоторыми товарами, безоброчной ловли рыбы, соледобычи. Главной обязанностью казаков была военная служба, на которую они являлись на своем коне, с полным вооружением и обмундированием (кроме огнестрельного оружия). С начала 18 века военная служба казачества практически превратилась в регулярную. Срок службы в 18 веке - 25-35 лет, в 19 веке - 20 лет, у уральских казаков - 22 года. Кроме военной службы, охраны границ, казаки несли дорожную и почтовую, ремонтную (часто за счет войсковой казны) повинности, проводили межевание земель, переписи населения, сбор налогов.
В 18 веке казаки привлекались для подавления крестьянских восстаний, выступлений горнозаводских рабочих Урала. В 19 веке на казачество были возложены охранные функции, в том числе подавление народных выступлений против самодержавия в центре и на окраинах. Казаки участвовали почти во всех войнах 18 - начала 20 веков.
Накануне революции 1917 года существовало 11 казачьих войск - Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское. Численность населения в областях казачьих войск на 1 января 1913 года - 9 млн. человек, из них войскового сословия - 4,165 млн. Доля войскового населения в разных войсках колебалась от 97,2% в Амурском до 19,6% в Терском войске. Казаки говорили на русском языке, выделялись говоры - донской, уральский, оренбургский. Своеобразна была речь кубанских казаков (потомков запорожцев), изобиловавшая украинизмами. Среди казаков в 19 веке было широко распространено двуязычие, особенно в Донском, Уральском, Терском, Оренбургском, Сибирском войсках. Долгое время владение татарским языком считалось у казаков признаком хорошего тона. Верующие казаки в подавляющем большинстве были православными, старообрядцы составляли значительную часть в Уральском, Сибирском, Донском войсках; были представлены и другие конфессии.
В этническом отношении разные группы казачества не были идентичными. Сходство определялось общностью происхождения, социального положения и бытового уклада; локальное своеобразие - конкретными историческими, географическими и этническими факторами. В составе большинства казачьих войск доминировали русские. Среди казаков были представители народов Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Сибири и Дальнего Востока (калмыки, ногаи, татары, кумыки, чеченцы, армяне, башкиры, мордва, туркмены, буряты). В ряде войск они образовывали отдельные группы, сохранявшие этническую самобытность, язык, верования, традиционную культуру и быт. Участие нерусских народов в этнокультурных процессах формирования казачества наложило отпечаток на многие стороны быта и культуры.
В ранний период существования казачьих общин на Дону, Тереке, Волге и Яике ведущим занятием было разведение скота, подсобный характер имели рыболовство, охота и бортничество. До конца 18 века на Дону существовал запрет на занятие земледелием. Но с начала 19 века земледелие обычно во всех казачьих областях. В Донском, Уральском, Астраханском, Оренбургском и Сибирском войсках долгое время господствовала залежная система полеводства, трехпольный севооборот появился позже и не имел широкого распространения. Главные сельскохозяйственные культуры в Донском войске: пшеница, овес, просо, ячмень; в Оренбургском - рожь, яровая пшеница, просо; в Кубанском - озимая пшеница, гречиха, просо, горох, чечевица, фасоль, лен, конопля, горчица, подсолнечник, табак. Пахотные орудия - плуг, сабан, для рыхления почвы использовали рало с деревянными и железными зубьями, бороны; убирали хлеб серпами, косами (литовками). При обмолоте использовали каменные и деревянные катки, обмолачивали зерно при помощи животных - гоняли быков и лошадей по разостланным на току снопам. В богатых хозяйствах с конца 19 века применялись уборочные машины, нередко казаки в складчину арендовали или покупали сельскохозяйственную технику.
Животноводство имело товарный характер в Донском, Уральском и Сибирском войсках, с конца 19 века - в Кубанском и Терском войсках. Ведущими отраслями на Кубани и Тереке были коневодство и овцеводство. В казачьих хозяйствах Дона держали тягловый скот (лошадей и быков), коров, овец, птицу и свиней. В Уральском войске - лошадей, верблюдов (на юге), коров, овец, птицу и свиней (на севере). В Кубанском войске разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней и птицу. В конце 19 века товарный характер приобрело пчеловодство. Рыболовство носило промысловый характер в Донском, Уральском, Астраханском, частично в Кубанском, Терском и Сибирском войсках. Орудия рыбного лова в большинстве войск были сходны: удочки, бредни, переметы. На Урале существовали особые орудия лова (ярыга - мешок из сети). Система рыболовства в большинстве войск (Донском, Терском, Астраханском и Уральском) была основана на естественном ходе рыбы из моря в реку и обратно. Своеобразием отличались промыслы на Урале, строго регламентированные, имевшие в большинстве случаев общинный характер. Рыба осетровых и частиковых пород в свежем, вяленом, копченом и сушеном виде, икра были предметом вывоза в Уральском, Донском и Сибирском войсках. Из других промыслов известны соледобыча, сбор дикорастущих растений, выделка пуховых платков (Оренбургское войско), домашнего сукна и войлока, заготовка кизяка и охота. Извоз имел большое значение в Уральском, Оренбургском, Сибирском и Амурском войсках.
Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенные участки, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Нередки были случаи смены места поселения.
В 18-19 веках специальными правительственными распоряжениями регламентировались характер застройки и планировка военных казачьих поселений, расстояние между ними. Основными типами таких поселений были станицы, крепости, форпосты, реданки и пикеты (небольшие сторожевые посты). Строительство фортификационных сооружений (крепостных стен, валов и рвов) активизировалось в периоды обострения военно-политических отношений между Россией и кавказскими, среднеазиатскими государствами. После «замирения» исчезали и укрепления вокруг поселений, менялась их планировка. Чисто хозяйственное значение имели хутора, зимовья, коши и выселки, в которых казаки содержали скот, позже рядом с ними располагались посевы. Резкий рост числа и размеров хуторов в Донском, Терском, Уральском войсках был вызван переходом к земледелию в 18 - начале 19 веков. Многие из них превратились в постоянные поселения, жителями которых были не только казаки, но и наемные иногородние работники.
Средние размеры казачьих станиц намного превосходили размеры крестьянских сел. Первоначально казачьи поселения имели круговую застройку, облегчавшую оборону при неожиданном нападении неприятеля. В 18-19 веках планировка казачьих станиц и форпостов регламентировалась правительством и местным войсковым начальством: вводились улично-квартальная планировка и деление на кварталы, внутри которых казакам выделяли участки для усадьбы, строго соблюдалась фасадная линия.
В центре казачьей станицы находились церковь, станичное или поселковое правление, школы, торговые лавки. Большинство казачьих поселений располагалось вдоль рек, иногда растягиваясь на 15-20 км. Окраины станиц имели свои названия, их жители иногда различались по этническому или социальному признаку. Дома иногородних находились как среди казачьих усадеб, так и в некотором отдалении от них.
Казачьи усадьбы обычно огораживались глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или повернут к улице глухой стороной. Самые ранние жилища казаков - землянки, полуземлянки и шалаши. В жилых постройках 18-19 веков на Кубани доминировали черты, присущие украинскому и южнорусскому жилищу; у уральских казаков немало сходства с русским жилищем центральных районов; у оренбургских и сибирских казаков переплелись традиции Севера и Юга России. Материалом для строительства в разных регионах служили дерево, камень, глина, камыш, в ряд районов строевой лес завозился. Хозяйственные постройки (базы, сараи, ледники, навесы, загородки для скота) чаще всего сооружались из местных строительных материалов. В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, в которую семья переезжала в теплое время года.
Наиболее распространенным типом дома в 19 - начале 20 века были двух- и трехкамерные дома. Внутренний план избы представлен разными вариантами, чаще всего русская печь находилась в заднем углу - слева или справа от входа, устье обращено к боковой длинной стене (в Оренбургском войске также и к передней стене дома). По диагонали от печи - передний угол со столом. Во второй половине 19 века увеличивается размер жилой площади дома, выделяются кухня и спальня. В Донском, Кубанском, Терском, Астраханском и Уральском войсках распространились многокомнатные дома («круглые», то есть квадратные); часто с железной крышей и деревянным полом, двумя входами - с улицы и со двора. Богатые казаки строили в станицах кирпичные дома (одно- и двухэтажные), с балконами, галереями и большими застекленными верандами. Стены казачьей хаты украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием горских народов у терских казаков в домах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.
Для традиционной одежды характерно раннее вытеснение домотканины, использование покупных тканей уже с середины 19 века. Во второй половине 19 века городская одежда почти полностью вытеснила традиционный костюм. Повсеместно распространение получили у мужчин пиджак, брюки, жилет, пальто, у женщин - юбки с кофтой, платье. В казачьей среде конца 19 - начала 20 века популярностью пользовались головные уборы (платки, шали, косынки), обувь (ботинки и туфли) и украшения фабричного производства. Особое отношение было у казаков к военной форме. Форма и фуражка хранились как семейные реликвии. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма (бешмет, черкеска, чекмень, бурка). Отдельные компоненты формы получили распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастерка, галифе, папаха. В казачьем мужском костюме прослеживается влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа. Уральские казаки в 18 - первой половине 19 века носили халат, чекмень, бешмет и малахай, мягкие сапоги - ичиги, покрой которых аналогичен крою сапог у татар, башкир, ногайцев. Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Зимой носили валенки. Лапти почти не бытовали (в конце 19 века известны как смертная обувь).
Основным комплексом женской одежды в конце 19 века повсеместно были юбка с кофтой. В 18 - первой половине 19 века были распространены у донских казачек платье (кубелек), сарафан, у уральских казачек - косоклинный сарафан. В конце 19 века сарафан встречается редко, преимущественно в качестве праздничной и обрядово-ритуальной одежды. Традиционная женская рубаха имела туникообразный покрой (у донских казачек), плечевые вставки у уральских, оренбургских и сибирских казачек. Со второй половины 19 века распространилась бесполиковая рубаха, а также рубаха на кокетке (с талейкой). Рукава у донской рубахи сильно расширялись книзу за счет вставных клиньев; воротник, рукава, грудь и подол рубахи украшались ярко-красными ткаными узорами. Особенностью уральской рубахи были пышные, цветастые рукава, украшенные галуном, вышивкой золотой или серебряной нитью. Юбки с кофтой шили из ткани одного (парочка) или разных цветов. Юбка и кофта украшались лентами, кружевом, шнуром, стеклярусом. Сарафаны имели разный покрой. У оренбургских и сибирских казачек - прямой и косоклинный, у уральских - преимущественно косоклинный. Сарафан подпоясывали, украшали лентами из галуна, кружевом, вышивкой.
В 18 веке в верхней женской одежде доминировал распашной покрой, в конце 19 века прямоспинный, с боковыми клиньями. Зимняя одежда - шуба, тулуп, кожух, пальто. В Донском, Кубанском и Терском войсках были популярны «донские шубы» - колоколообразные с глубоким запахом и длинными узкими рукавами. Их шили на лисьем, беличьем и заячьем меху, покрывали сверху сукном, шерстью, шелком, штофом, атласом. Менее зажиточные казачки носили овчинные шубы. Ватные пальто (плиски, жупейки) и кофты (ватянки, холодайки) носили повсеместно в холодное время года.
В 18 - первой половине 19 века женский головной убор отличался разнообразием. Донские казачки носили сложный головной убор из рогатой кички, сороки, налобника и позатыльника; поверх него надевали платок. Старинный головной убор уральской казачки состоял из кички, кокошника (сороки), поверх которой повязывался платок. Шлычку - головной убор в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос, носили кубанские и донские казачки. Исчезновение старинных головных уборов во второй половине 19 века связано с влиянием города. Девичий головной убор: чаще всего лента, украшенная бисерной поднизью, жемчугом, бисером, вышивкой, повязывалась вокруг головы. Одежда старообрядцев отличалась консервативностью, преобладанием темных тонов, сохранением архаичных деталей кроя и способов ношения. После революции 1917 года традиционная одежда сохранялась как часть повседневной одежды (гимнастерка, китель, папаха) преимущественно у стариков. Старинный казачий костюм бытовал как праздничная (свадебная) или сценическая одежда.
Основой питания казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Среди способов приготовления и употребления пищи доминировали традиции русских, сильным было влияние украинской кухни. В приемах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов немало заимствований у народов Кавказа, Средней Азии, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока (замораживание мяса, рыбы, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод). Повсеместно наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в русской печи (на поду или в формах), из кислого теста пекли пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи. У уральских казаков в хлеб, предназначенный в дорогу, запекали яйца. Праздничным и повседневным блюдом были пироги с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод.
Из пресного теста пекли лепешки (преснушки), бурсаки, колобки, кныши, маканцы, орешки, розанцы (хворост). Готовили их в русской печи или обжаривали в масле. Лепешки нередко готовили на сковороде без жира, аналогично традициям хлебопечения у кочевых народов. Из кислого заварного теста готовили булки и крендели. Блюда из муки, заваренной в кипятке, - затируха, джурьма, баламык, саламат составляли основу постного рациона, их готовили во время рыболовного промысла, в дороге, на сенокосе. Галушки, вареники, лапша, пельмени входили в число блюд повседневного и праздничного стола. Из муки варили также кулагу (муку заваривали фруктовым отваром), кисель для поминальной и постной трапезы. Большую роль в питании играли крупы; каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). На основе каш готовили пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла. «Каша с рыбой» была известна у уральских, донских, терских и астраханских казаков.
Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Сушеный сыр (крут) был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр согласно традициям адыгейской кулинарии. Во многие блюда добавлялся каймак - топленые в русской печи сливки. Ремчук, сарсу - блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.
Блюда из рыбы - основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских, частично кубанских казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты и тельное - блюдо, известное также у поморов. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык). Из мяса готовили первые блюда (борщ, щи, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, жарина, пожарок), начинку для пирогов.
Самым популярным овощным блюдом у кубанских, донских и терских казаков был борщ с мясом, у уральских - щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. Морковник, тыквенник, тушеная капуста, жареный картофель входили в повседневный рацион. Кубанские и терские казаки готовили блюда из баклажанов, помидоров, перца, согласно традициям кавказской кухни. Также как и туркмены уральские казаки делали вялушки из дыни, только после вяления на солнце томили их в русской печи. Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая) были популярны у сибирских, забайкальских, оренбургских, уральских и донских казаков. Бахчевые культуры - арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище многих войск в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту. Широко распространенным блюдом из арбузной и дынной патоки у донских, астраханских, уральских казаков был бекмес. Терские и кубанские казаки добавляли в блюда пряные приправы из трав. Дикорастущие плоды (терн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно. Терские и кубанские казаки варили мамалыгу из кукурузы, парили ее в русской печи, отваривали. Из фасоли, гороха и бобов варили каши и жидкие блюда. Черемуху широко употребляли забайкальские казаки, пекли пряники (курсуны), делали начинку для пирогов.
Казаки пили квас, компот (узвар), кислое молоко, разведенное водой, сыту из меда, бузу из солодкового корня. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: брага, кислушка, чихирь (молодое виноградное вино), самогон (горилка). Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Он проник в повседневный быт во второй половине 19 века. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезы. Забайкальцы пили чай с «забелой» из молока, масла и яиц, добавляя в него пшеничную муку и конопляное семя. Старообрядцы соблюдали запрет на употребление чая, заваривали дикорастущие травы и коренья.
Для казачества была характерна большая неразделенная семья. У донских, уральских, терских, кубанских казаков существовали трех-четырехпоколенные семьи, численность которых доходила до 25-30 человек. Наряду с большими были известны малые семьи, состоявшие из родителей и неженатых детей. Сословная обособленность казачества в 19 веке ограничивала круг брачных связей. Браки с иногородними и представителями местных народов были редкими даже в начале 20 века. Однако следы брачных союзов с нерусскими народами в ранний период существования казачьих общин прослеживаются в антропологическом типе донских, терских, уральских и астраханских казаков.
Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным хозяином: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась относительная свобода женщины-казачки по сравнению с крестьянкой. Молодежь в семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян.
Длительное сосуществование казачьей земледельческой, промысловой и военной общины определило многие стороны общественного быта и духовной жизни. Обычаи коллективного труда и взаимопомощи проявлялись в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, орудий лова и транспортных средств во время путины, совместном выпасе скота, добровольной безвозмездной помощи во время строительства дома. Для казаков характерны традиции совместного проведения досуга: общественные трапезы после окончания сельскохозяйственных или промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью многих из них были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу». Игры и соревнования часто проводились по инициативе войсковой администрации, особенно конноспортивные состязания. Среди донских казаков существовал обычай «ходить со знаменем» на масленицу, когда выбранный «ватажный атаман» обходил со знаменем дома станичников, принимая от них угощение. На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорожденному (на зубок) стрелы, патроны, ружье и развешивали их на стене.
Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого - покровителя войска. Аграрно-календарные праздники (святки, масленица) составляли важную часть всей праздничной обрядности, в них отразились следы дохристианских верований. В праздничных обрядовых играх прослеживается влияние контактов с тюркскими народами. У уральских казаков в 19 в. в число праздничных забав входило развлечение, известное у тюркских народов: без помощи рук со дна котла с мучной похлебкой (баламык) нужно было достать монету.
Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устного творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение селскохозяйственных работ всем «миром». Войсковое начальство поощряло увлечение казаков пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах, основу песенного репертуара составляли старинные историко-героические песни. Обрядовые песни сопровождали праздники календарного и семейного цикла, популярными были любовные и шуточные песни. Значительное распространение получили исторические предания, былины, топонимические рассказы.

Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал.

Кубанские казаки

Кубанское казачество было образовано переселившимися на правый берег Кубани «верными Запорожцами». Земли эти были им пожалованы императрицей Екатериной II по ходатайству войскового судьи Антона Головатого при посредничестве князя Потёмкина. В результате нескольких походов все 40 куреней бывшего войска Запорожского переселились в кубанские степи и образовали там несколько поселений, при этом изменив название с запорожских казаков на кубанских. Поскольку казаки продолжали являться частью регулярной русской армии, то у них было и военное задание: создать оборонительную линию вдоль всех границ поселения, что они с успехом и выполнили.
По сути, кубанское казачество представляло собой военизированные сельскохозяйственные поселения, в которых все мужчины в мирное время занимались крестьянским или ремесленным трудом, а во время войны или по приказу императора формировали военные отряды, выступавшие в составе российских войск отдельными боевыми единицами. Во главе всего войска стоял наказной атаман, который выбирался из среды казачьей знати путем голосования. Он же имел и права губернатора этих земель по приказу российского царя.
Перед 1917 годом общая численность казачьего кубанского войска составляла более 300 000 сабель, что являлось огромной силой даже в начале ХХ века.

Донские казаки

С начала XV века в диких, никому не принадлежащих землях по берегам реки Дон стали селиться люди. Разный это был народ: беглые каторжники, крестьяне, которым хотелось найти больше пахотной земли, калмыки, пришедшие из своих далеких восточных степей, разбойники, авантюристы и другие. Не прошло и пятидесяти лет, как царствовавшему в те времена на Руси государю Ивану Грозному посыпались жалобы от ногайского князя Юсуфа, что его послы стали пропадать в донских степях. Они становились жертвами грабителей-казаков.
Это было время зарождения донского казачества, которое получило своё название по реке, около которой люди ставили свои станицы и хутора. Вплоть до подавления восстания Кондратия Булавина в 1709 году, донское казачество жило вольной жизнью, не зная над собой царей или другого управления, кроме своего, однако и им пришлось подчиниться Российской империи и влиться в великую русскую армию.
Основной расцвет славы войска Донского приходится на XIX век, когда эта огромная армия была разделена на четыре округа, в каждом из которых набирались полки, ставшие вскоре знаменитыми по всему миру. Общий срок службы казака составлял 30 лет с несколькими перерывами. Так, в 20 лет юноша отправлялся на службу первый раз и служил три года. После чего на два года отправлялся домой на отдых. В 25 лет его снова призывали на три года, и опять после службы два года он находился дома. Повторяться так могло до четырёх раз, после чего воин оставался в своей станице уже насовсем и мог призваться в войско только во время войны.
Донское казачество можно было бы назвать военизированным крестьянством, имевшим многие привилегии. Казаки были освобождены от многих податей и повинностей, которыми облагались крестьяне в других губерниях, а от крепостного права они избавлены были изначально.
Нельзя сказать, что донским жителям легко достались их права. Они долго и упорно отстаивали каждую уступку царя, а иногда даже с оружием в руках. Нет ничего страшнее казачьего бунта, это знали все правители, поэтому требования воинственных поселенцев обычно удовлетворялись, хоть и неохотно.

Хопёрские казаки

В XV веке в бассейнах рр. Хопра, Битюга из Рязанского княжества появляются беглые люди, которые называют себя казаками. Первое упоминание об этих людях относится к 1444 году. После присоединения Рязанского княжества к Москве появляются здесь и выходцы из Московского государства. Здесь беглецы спасаются от крепостнической кабалы, преследований бояр и воевод. Пришельцы поселяются на берегах рек Вороны, Хопра, Савалы и др. Они называют себя вольными казаками, занимаются звериным промыслом, бортничеством, рыболовством. Появляются здесь даже монастырские угодья.

После церковного раскола в 1685 году сюда устремляются сотни раскольников-старообрядцев, не признавших «никонианских» исправлений церковных книг. Правительство принимает меры по прекращению бегства крестьян в Хоперский край, требует от донских войсковых властей не только не принимать беглецов, но и возвращать ранее бежавших. С 1695 года много беглецов было из Воронежа, где Петром I создавался российский флот. Бежали мастеровые с верфей, солдаты, крепостные крестьяне. Население в Хоперском крае быстро растет за счет бежавших из России и переселявшихся малороссийских черкасс.

В начале 80-х годов XVII столетия большая часть раскольников-старообрядцев была изгнана их Хоперского края, многие остались. При переселении Хоперского полка на Кавказ несколько десятков семей раскольников попало в число переселенцев на линию, а со старой линии их потомки оказались в прикубанских станицах, в том числе и в Невинномысской.

До 80-х годов XVIII века хоперские казаки мало подчинялись Донским войсковым властям, часто просто игнорировали их приказы. В 80-е годы, во время атамана Иловайского, донские власти установили тесный контакт с хоперцами и считали их составной частью Войска Донского. В борьбе с крымскими и кубанскими татарами используют их как дополнительную силу, создавая из казаков-хоперцев на добровольных началах отряды – сотни, полусотни – на время тех или иных кампаний. По окончанию таких кампаний отряды распускались по домам.

Запорожские казаки

Слово «казак» в переводе с татарского означает «вольный человек, бродяга, искатель приключений». Изначально так оно и было. За днепровскими порогами, в дикой степи, которая не принадлежала ни одному государству, стали возникать укрепленные поселения-сечи, в которых собирались вооруженные люди, преимущественно христиане, называвшие себя казаками. Они совершали набеги на европейские города и на турецкие караваны, не делая никаких различий между теми и другими.
В начале XVI века казаки стали представлять собой значительную военную силу, что было замечено польской короной. Правящий тогда Речью Посполитой король Сигизмунд предложил казакам службу, но был отвергнут. Однако столь большое войско не могло существовать без какого-либо командования, в связи с чем постепенно формировались отдельные полки, называвшиеся куренями, которые объединялись в более крупные соединения – коши. Над каждым таким кошем стоял кошевой атаман, а совет кошевых атаманов и был верховным командованием всего казачьего войска.
Чуть позже на днепровском острове Хортица была воздвигнута главная твердыня этого войска, которую называли «сечь». А поскольку остров находился сразу за порогами реки, то и название она получила – Запорожская. По имени этой крепости и казаков в ней находившихся стали называть запорожскими. Позже так назывались все воины, независимо от того, жили они в сечи или в других казачьих поселениях Малороссии – южных границ Российской империи, на которых теперь расположено государство Украина.
Позже польская корона всё же получила себе на службу этих несравненных воинов. Однако после бунта Богдана Хмельницкого войско Запорожское перешло под власть русских царей и служило России до самого своего расформирования по приказу Екатерины Великой.

Хлыновские казаки

В 1181 году новгородцы-ушкуйники основали на реке Вятке укрепленный стан, городок Хлынов (от слова хлы́н - «ушку́йник, речной разбойник»), переименованный в конце XVIII века в Вятку и начали общежительствовать самовластно. Из Хлынова предпринимали они свои торговые путешествия и военные набеги во все стороны света. В 1361 году они проникли в столицу Золотой Орды Сарайчик и разграбили её, а в 1365 году за Уральский хребет на берега реки Обь.

К концу XV века хлыновские казаки сделались страшными по всему Поволожью не только для татар и марийцев, но и для русских. По свержении татарского ига Иван III обратил внимание на этот беспокойный и неподвластный ему народ, и в 1489 году Вятка была взята и присоединена к Москве. Разгром Вятки сопровождался большими жестокостями - главные народные вожаки Аникиев, Лазарев и Богодайщиков были в оковах приведены в Москву и там казнены; земские люди переселены в Боровск, Алексин и Кременск, а купцы в Дмитров; остальные обращены в холопов.

Большая часть хлыновских казаков с своими женами и детьми ушла на своих судах:

Одни на Северную Двину (по разысканиям атамана станицы Северюковской В. И. Меньшенина, хлыновские казаки поселились по реке Юг в Подосиновском районе).

Другие вниз по Вятке и Волге, где укрылись в Жигулевских горах. Торговые караваны давали случай этой вольнице приобретать «зипуны», а пограничные городки враждебных Москве рязанцев служили местом сбыта добычи, в обмен на которую хлыновцы могли получать хлеб и порох. В первой половине XVI столетия эта вольница с Волги перешла волоком на Иловлю и Тишанку, впадающие в Дон, а потом расселилась по этой реке вплоть до Азова.

Третьи на Верхнюю Каму и Чусовую, на территорию современного Верхнекамского района. Впоследствии в Приуралье появились огромные владения купцов Строгановых, которым царь разрешил нанимать отряды казаков из числа бывших хлыновцев для охраны их имений и завоевания пограничных сибирских земель.

Мещерские казаки

Казаки Мещерские (они же Мещера, они же Мишаре) – жители так называемой области Мещера (предположительно юго-восток современной Московской, почти вся Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области) с центром в городе Касимов, составившие в дальнейшем народ Касимовских Татар и малочисленного великорусского суб-этноса Мещеры. Станы мещерских были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, а также в Кадомском и Шацком уездах. . Мещерские казаки того времени – это вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав Верховых Донских казаков, Касимовских Татар, Мещеры и коренного великоросского населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и прочих губерний. Сам термин “мещера”, предположительно имеет параллель со словом “можар, мадъяр” – т. е. по-арабски “сражающийся человек”. Станицы Мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих Мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе.

Северские казаки

Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.

В XIV-XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу.

В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества.

В XV-XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.

В XVI веке считались представителями (древне)русской народности.

Как представители служилого люда, севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.

Волгское (волжское) войско

Появились на Волге в XVI столетии. Это были всякого рода беглые из Московского государства и выходцы с Дона. Они "воровали", задерживая торговые караваны и мешая правильным сношениям с Персией. Уже в конце царствования Иоанна Грозного на Волге было два казачьих городка. Самарская лука, в то время покрытая непроходимыми лесами, представляла для казаков надежный приют. Небольшая река Уса, пересекающая Самарскую луку по направлению с юга на север, давала им возможность предупреждать караваны, шедшие по Волге. Заметив с вершин утесов появление судов, они на своих легких челнах переплывали по Усе, переволакивались затем на Волгу и врасплох нападали на суда.

В нынешних селениях Ермаковке и Кольцовке, находящихся на Самарской луке, и теперь еще признают места, где некогда жили Ермак и его товарищ Иван Кольцо. Для уничтожения казацких разбоев московское правительство посылало на Волгу войска и строило там города (последние указаны в историческом очерке Волги).

В XVIII в. правительство начинает организовывать на Волге правильное казачье войско. В 1733 г. между Царицыном и Камышенкой поселены были 1057 семей донских казаков. В 1743 г. повелено было селить в Волгские казачьи городки выходцев и пленников салтан-ульских и кабардинских, принимающих крещение. В 1752 г. отдельные команды Волгских казаков, живших ниже Царицына, соединены были в Астраханский казачий полк, чем положено было начало Астраханскому казачьему войску, образованному в 1776 г. В 1770 г. 517 семейств Волгских казаков переведены были на Терек; из них образованы были казачьи полки Моздокский и Волгский, которые входили в состав казаков Кавказской линии, преобразованной в 1860 г. в Терское казачье войско.

Сибирское войско

Официально войско вело и ведёт своё начало от 6 декабря 1582 г. (19 декабря по новому стилю), когда, по летописному преданию, царь Иван IV Грозный в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака наименование «Царская Служилая Рать». Такое старшинство было даровано войску Высочайшим приказом от 6 декабря 1903 г. И оно, таким образом, стало считаться третьим по старшинству казачьим войском России (после Донского и Терского).

Войско как таковое было сформировано только во второй половине XVIII - первой половине XIX в. целым рядом разновремённых, вызванных военной необходимостью распоряжений центральной власти. Рубежом можно считать Положение 1808 г., от которого обычно и ведут отсчёт истории собственно Сибирского линейного казачьего войска.

В 1861 году войско подверглось существенной реорганизации. К нему причислили Тобольский казачий конный полк, Тобольский казачий пеший батальон и Томский городовой казачий полк, и установили комплект войска из 12 полковых округов, выставлявших на службу сотню в Лейб-гвардии Казачий полк, 12 конных полков, три пеших полубатальона со стрелковыми полуротами, одну конно-артиллерийскую бригаду из трех батарей (впоследствии батареи были обращены в регулярные, одна включена в состав Оренбургской артиллерийской бригады в 1865 г. и две в состав 2-й Туркестанской артиллерийской бригады в 1870 г.).

Яицкое войско

Ещё в конце XV века на реке Яик образовались вольные общины казаков, из которых сформировалось Яицкое казачье войско. По общепринятой традиционной версии, как и донские казаки, яицкие казаки формировались из переселенцев-беженцев из Русского царства (например, из Хлыновской земли), а также, благодаря миграции казаков с низовьев Волги и Дона. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Все казаки имели подушевое право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со второй половины XVI века русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 1718 году правительство назначило атамана Яицкого казачьего войска и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного атамана назначенным. В 1723 году волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена, после чего войско оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались линии правительства, как гарантирующего их положение, вторые требовали вернуть традиционное самоуправление. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение.

Впоследствии, после подавления восстания Пугачева в котором яицкое казачество приняло активное участие, в 1775 году Екатерина II издала указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, Яицкий городок в Уральск (был переименован и ещё целый ряд населённых пунктов), даже река Яик была названа Уралом. Уральское войско окончательно утратило остатки былой автономии.

Астраханское войско

В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 28 марта 1750 года на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских верховых казаков и новокрещённых татар и калмыков. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году, в состав его были включены все казаки Астраханской и Саратовской губерний.

Существует множество теорий возникновения казачества.

Согласно восточной гипотезе , казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.Касоги (касахи, касаки) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X-XIV веках.Бродники - народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.

Изначально первая ячейка казачества образовалась на службе Золотой Орды: касоги и бродники сражались против Руси на стороне монголов в Битве на Калке (1223 год), которая закончилась победой монголов.

Отатарившееся казачество представляло собой лихую непобедимую конницу- джигитов (от древних чигов и гетов). Татарские баскаки, посылаемые на Русь ханами для сбора дани, всегда имели при себе отряды этих казаков. Но как бы ни ласкали ханы своих телохранителей, ни предоставляли им разные льготы и вольности, свободолюбивый дух казачества жил в них.

После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи - Ногайской Орды и Крымского ханства; и от появившегося на Руси Московского государства. Хотя известно, что в 1380 году казаки преподнесли великому князю Московскому Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали против Мамая в Куликовской битве на стороне русичей.

Однако в 1395-м году состоялось нашествие Тамерлана на Русь. Хотя до Москвы Тамерлан не дошёл, его рати прошли по Дону и взяли огромный полон. Впоследствии Дон опустел, а казаки ушли на север и рассеялись, многие осели на Верхнем Дону, а также сформировались общины в бассейнах других рек, и именно это совпадает с первыми упоминаниями казаков на Волге, Днепре, Тереке и Яике.

4.2. Славянская гипотеза возникновения казачества

Согласно славянской гипотезе , казаки изначально были выходцами из славян.

Рост феодальной эксплуатации и крепостничества в 15-16 вв. в Русском и Польско-Литовском государстве, называвшемся Речь Посполитая, привёл к массовому бегству крестьян за пределы этих государств на незанятые земли на юге. В результате со IIполовиныXVв. на окраинах России и Украины, по рекам Днепр, Дон и Яик поселяются беглые крестьяне, которые называют себя вольными людьми - казаками. Необходимость вести постоянную борьбу против соседних феодальных государств и полукочевых народов потребовала объединения этих людей в военные общины. В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот - «разбойник». Также - «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками.