Карл филипп эмануэль бах. Карл Филипп Эммануил Бах: биография Филипп эммануил бах биография

Карл Филипп Эммануил Бах (8 марта 1714, Веймар - 14 декабря 1788, Гамбург) - немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах. Один из основателей классического музыкального стиля, сочинял в эпохи рококо и классицизма.

Карл Филипп Эммануил Бах родился в Веймаре. В возрасте 10 лет был отдан в школу св. Фомы в Лейпциге (в 1723 году его отец стал кантором этой школы и церкви св. Фомы). После школы Карл Филипп Эммануил изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (1731) и Франкфурта-на-Одере (1735). В 1738 году, в возрасте 24 лет, он получил степень, но сразу же оставил карьеру юриста и посвятил себя музыке.

Через несколько месяцев он по рекомендации Сильвиуса Леопольда Вайса поступил на службу к Фридриху II Прусскому, тогда кронпринцу, и после его восшествия на престол стал членом королевского двора. К этому времени Карл Филипп стал одним из известнейших клавирных исполнителей, а среди его сочинений (начиная с 1731 года) было уже более 30 клавирных сонат и концертных произведений. Карл Филипп Эммануил написал два цикла сонат, посвятив их Фридриху и герцогу Вюртембергскому. Эти произведения помогли ему в получении должности придворного музыканта.

Во время жизни в Берлине он написал магнификат (1749), в котором заметно больше следов влияния Иоганна Себастьяна, чем обычно. Там же он сочинил Пасхальную кантату (1756), 10 симфоний, много концертов для клавесина, гобоя, флейты и виолончели с оркестром, как минимум 3 тома песен, несколько светских кантат и другие произведения. Его основные сочинительские усилия, однако, концентрировались на произведениях для клавира, для которого композитор к тому времени сочинил около 200 сонат и других произведений. В то же время публикация написанного им труда об игре на клавишных инструментах «Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen» («Опыт правильного способа игры на клавире»), которое к 1780 году выдержало уже 3 издания, принесла Карлу Филиппу большую известность как педагогу и теоретику игры на инструменте. Этот труд оказал большое влияние на современников и лёг в основу методов Клементи и Иоганна Баптиста Крамера.

В 1768 году Бах сменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге. С этого момента он начал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году он написал ораторию «Израильтяне в пустыне», а между 1769 и 1788 годами создал более 20 пассионов и около 70 кантат, литаний, мотетов и других произведений на духовную тематику. Карл Филипп Эммануил умер в Гамбурге 14 декабря 1788 года.

Во второй половине XVIII века Карл Филипп Эммануил был очень известен. Моцарт, например, говорил о нём так: «Он отец, мы - дети». Музыка Карла Филиппа оказала влияние на Гайдна и Бетховена, который выражал его гению «искреннее восхищение и уважение». Такую известность Карл Филипп заслужил в основном благодаря своим клавирным сонатам, которые открыли важную эпоху в развитии музыкальных форм. Эти сонаты замечательны ещё и свободой и разнообразием в строении; они отличаются от произведений как Итальянской, так и Венской школ, приближаясь скорее к циклическим и импровизационным формам, которые стали стандартом несколько поколений спустя.

Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций. Карл Филипп Эммануил оказал серьёзное влияние на композиторов северонемецкой школы, в частности, на Георга Антона Бенду, Эрнста Вильгельма Вольфа, Иоганна Готфрида Мютеля и Вильгельма Фридриха Руста. Его влияние видно и в творчестве более далеких от него композиторов, таких как Мендельсон и Вебер.

В XIX веке его имя было постепенно забыто; Роберт Шуман, например, говорил, что «в своём творчестве он остаётся далеко позади отца». В то же время Иоганнес Брамс высоко ставил его произведения и даже издал некоторые из них. Новая жизнь творений Карла Филиппа Эммануила началась в 1960-х годах, когда Гельмут Кох изучил и записал его симфонии, а Гуго Руф записал его клавирные сонаты. В настоящее время Миклошем Шпаньи и шведской звукозаписывающей компанией BIS предпринимается попытка выпустить полное собрание записей его произведений.

Карл Фили́пп Эммануи́л Бах (нем. Carl Philipp Emanuel Bach, 8 марта 1714, Веймар — 14 декабря 1788, Гамбург) — немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах. Один из основателей классического музыкального стиля, сочинял в эпохи рококо и классицизма.Карл Филипп Эммануил Бах родился в Веймаре. В возрасте 10 лет был отдан в школу св. Фомы в Лейпциге (в 1723 году его отец стал кантором этой школы и церкви св. Фомы). После школы Карл Филипп Эммануил изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (1731) и Франкфурта-на-Одере (1735). В 1738 году, в возрасте 24 лет, он получил степень, но сразу же оставил карьеру юриста и посвятил себя музыке.

Адольф фон Менцель. Флейтовый концерт в Сан-Суси. 1852. Старая национальная галерея. Карл Филипп Эммануил Бах аккомпанирует Фридриху Великому.

Через несколько месяцев он по рекомендации Сильвиуса Леопольда Вайса поступил на службу к Фридриху II Прусскому, тогда кронпринцу, и после его восшествия на престол стал членом королевского двора. К этому времени Карл Филипп стал одним из известнейших клавирных исполнителей, а среди его сочинений (начиная с 1731 года) было уже более 30 клавирных сонат и концертных произведений. Карл Филипп Эммануил написал два цикла сонат, посвятив их Фридриху и герцогу Вюртембергскому. Эти произведения помогли ему в получении должности придворного музыканта.

Во время жизни в Берлине он написал магнификат (1749), в котором заметно больше следов влияния Иоганна Себастьяна, чем обычно. Там же он сочинил Пасхальную кантату (1756), 10 симфоний, много концертов для клавесина, гобоя, флейты и виолончели с оркестром, как минимум 3 тома песен, несколько светских кантат и другие произведения. Его основные сочинительские усилия, однако, концентрировались на произведениях для клавира, для которого композитор к тому времени сочинил около 200 сонат и других произведений. В то же время публикация написанного им труда об игре на клавишных инструментах «Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen» («Опыт правильного способа игры на клавире»), которое к 1780 году выдержало уже 3 издания, принесла Карлу Филиппу большую известность как педагогу и теоретику игры на инструменте. Этот труд оказал большое влияние на современников и лёг в основу методов Клементи и Иоганна Баптиста Крамера.

В 1768 году Бах сменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге. С этого момента он начал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году он написал ораторию «Израильтяне в пустыне», а между 1769 и 1788 годами создал более 20 пассионов и около 70 кантат, литаний, мотетов и других произведений на духовную тематику. Карл Филипп Эммануил умер в Гамбурге 14 декабря 1788 года.Во второй половине XVIII века Карл Филипп Эммануил был очень известен. Моцарт, например, говорил о нём так: «Он отец, мы — дети». Музыка Карла Филиппа оказала влияние на Гайдна и Бетховена, который выражал его гению «искреннее восхищение и уважение». Такую известность Карл Филипп заслужил в основном благодаря своим клавирным сонатам, которые открыли важную эпоху в развитии музыкальных форм. Эти сонаты замечательны ещё и свободой и разнообразием в строении; они отличаются от произведений как Итальянской, так и Венской школ, приближаясь скорее к циклическим и импровизационным формам, которые стали стандартом несколько поколений спустя.

Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций. Карл Филипп Эммануил оказал серьёзное влияние на композиторов северонемецкой школы, в частности, на Георга Антона Бенду, Эрнста Вильгельма Вольфа, Иоганна Готфрида Мютеля и Вильгельма Фридриха Руста. Его влияние видно и в творчестве более далёких от него композиторов, таких как Мендельсон и Вебер.

В XIX веке его имя было постепенно забыто; Роберт Шуман, например, говорил, что «в своём творчестве он остаётся далеко позади отца». В то же время Иоганнес Брамс высоко ставил его произведения и даже издал некоторые из них. Новая жизнь творений Карла Филиппа Эммануила началась в 1960-х годах, когда Гельмут Кох изучил и записал его симфонии, а Гуго Руф записал его клавирные сонаты. В настоящее время Миклошем Шпаньи и шведской звукозаписывающей компанией BIS предпринимается попытка выпустить полное собрание записей его произведений

Ровно 300 лет назад родился второй из пяти сыновей Иоганна Себастьяна Баха. Карл Филипп Эммануил Бах стал композитором, как и его знаменитый на весь мир отец.

8 марта 1714 года. В многолюдном доме на Рыночной площади в Веймаре, который снимают вместе придворные танцмейстер и капельмейстер (он же - Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach), появляется очередной ребенок. Дело привычное: обе семьи, проживающие в доме, многодетны. Мария Барбара (Maria Barbara Bach), жена (и кузина) Иоганна Себастьяна, рожала уже в четвертый раз.

За суетой в доме наблюдают шестилетняя Катарина (Catharina Dorothea Bach) и четырехлетний Фридо (Wilhelm Friedemann Bach). Мы не знаем, как отнесся Фридо к появлению младшего брата, но конкуренция между братьями-композиторами, пошедшими по стопам отца, сохранится в течение всей жизни. Родители были безмерно рады уже тому, что малыш появился на свет здоровым: ровно год назад они впервые стояли над детской могилой. Близнецы Мария и Иоганн, появившиеся на свет в 1713 году, умерли вскоре после рождения.

Крестный отец: Георг Филипп Телеман

Семья готовится к крестинам. Из соседнего Эйзенаха прибывает друг Бахов - композитор Георг Филипп Телеман (Georg Philipp Telemann). Он приглашен стать крестным малыша. Вместе с небольшой суммой денег мальчик получает "в подарок" и имя своего крестного: Филипп. Будучи сыном одного гения немецкой музыки и крестником другого Карл Филипп Эммануил (Carl Philipp Emmanuel Bach) просто не мог не стать значительным музыкантом.

"Он - отец, мы - дети"

Из четырех сыновей-композиторов великого Иоганна Себастьяна Баха его второй сын Карл Филипп Эммануил, которого друзья и родственники называли Филипп, а музыканты сокращенно именуют C.P.E., сделал самую удачную карьеру и оставил наиболее обширное и целостное музыкальное наследие. Соответственно велика была и его прижизненная слава. Не случайно именно о нем (а не о его великом отце) Моцарт скажет знаменитые слова: "Он - отец, мы - дети".

Карл Филипп Эммануил Бах

В 1720 году Филипп, как и другие дети Баха от первого брака, остался сиротой. Мария Барбара скончалась, а год спустя отец женится снова. Семья перебирается в Лейпциг. Филипп, как и другие мальчики из семьи Бахов, поступает в школу при соборе святого Фомы (Thomasschule).

Так, по мнению художника Тоби Эдварда Розенталя, могла выглядеть жизнь в доме Бахов. Картина написана в 1870 году

В 17 лет, в 1731 году, по настоянию отца он поступает в Лейпцигский университет на юридический факультет, где, однако, не только штудирует законы, но и сразу становится капельмейстером студенческого оркестра. К тому же времени относятся и его первые известные опыты в области композиции. Профессиональный выбор молодого музыканта очевиден.

"Гамбургский" или "берлинский" Бах

Наиболее значительные этапы в жизни Карла Филиппа Эммануила Баха связаны с Берлином (Потсдамом) и с Гамбургом. Отсюда и распространенные в музыковедении определения: "гамбургский" или "берлинский" Бах.

На знаменитой картине Адольфа фон Менцеля "Концерт в Сан-Суси" Фридрих Великий играет на флейте, а Карл Филипп Эммануил Бах сопровождает его на клавесине

В 1738 году Филипп, уже тогда прославленный клавесинист, был приглашен стать придворным музыкантом кронпринца Фридриха, будущего Фридриха Великого (Friedrich II, der Große). При прусском дворе Карл Филипп Эммануил проведет три десятилетия. Два десятилетия связывают его с Гамбургом, где он в 1768 году унаследовал должность своего крестного Телемана: пост "городского директора музыки".

Если в свои прусские годы C.P.E. писал главным образом светскую музыку, пригодную для исполнения во время концертов (в частности, сонаты для флейты, любимого инструмента Фридриха Великого, соло и в сопровождении клавесина и других инструментов), то в гамбургские годы он сочиняет главным образом церковную музыку, в частности, пассионы (более двадцати) и кантаты (около семидесяти). В Гамбурге композитор и скончался. Было это в 1788 году.

Партитуры Карла Филиппа Эммануила Баха хранятся в Баховском архиве в Лейпциге

Несмотря на интенсивный диалог с великим отцом, музыка Карла Филиппа Эммануила Баха оригинальна, его язык независим, а в области музыки для клавишных - революционен. Виртуозность сочетается в его композициях с эмоциональной экспрессией.

Даешь "дом Бахов" вместо парковки!

В преддверии юбилея композитора активизировались и веймарские сторонники создания в городе дома-музея Бахов. Парадоксально, но факт: дом на Рыночной площади, (Marktpaltz 18), где родился Карл Филипп Эммануил и где семья Бахов прожила девять лет, пострадавший, но не уничтоженный бомбами во время Второй мировой войны, был снесен как "ветхий фонд" в 1989 году (в последние месяцы существования ГДР) вместе с примыкавшим к нему отелем Zum Erbprinzen. Сохранились лишь наружная стена и старинный подвал.

"Но аура этого места бесценна," - считает основательница инициативы Bachhaus Weimar, профессор местной консерватории Марианна Айхбергер (Marianne Eichberger). Она указывает на то, что этот снесенный дом - "единственное место в Германии, про которое можно с точностью сказать: здесь жил и творил Бах". Ни в одном из других городов, связанных с именем Баха, не осталось стен, "помнящих" Баха и его сыновей.

Здесь стоял дом Бахов. Появится ли он снова?

Именно в этом доме на Рыночной площади Иоганн Себастьян Бах прожил девять лет. Здесь родились два значительных европейских композитора: Карл Филипп Эммануил и Вильгельм Фридеман Бахи. Здесь, в доме на Рыночной площади, была написана большая часть (порядка двух третей) органной музыки Иоганна Себастьяна Баха и ряд других значительных сочинений (например, часть Бранденбургских концертов и около тридцати кантат). Это место заслуживает лучшей доли, нежели использование его в качестве парковки...

Карл Фили́пп Эммануи́л Бах (нем. Carl Philipp Emanuel Bach, 8 марта 1714(17140308), Веймар - 14 декабря 1788, Гамбург) - немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах. Один из основателей классического музыкального стиля, сочинял в эпохи рококо и классицизма.

Карл Филипп Эммануил Бах родился в Веймаре. В возрасте 10 лет был отдан в школу св. Фомы в Лейпциге (в 1723 году его отец стал кантором этой школы и церкви св. Фомы). После школы Карл Филипп Эммануил изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (1731) и Франкфурта-на-Одере (1735). В 1738 году, в возрасте 24 лет, он получил степень, но сразу же оставил карьеру юриста и посвятил себя музыке.

Через несколько месяцев он по рекомендации Сильвиуса Леопольда Вайса поступил на службу к Фридриху II Прусскому, тогда кронпринцу, и после его восшествия на престол стал членом королевского двора. К этому времени Карл Филипп стал одним из известнейших клавирных исполнителей, а среди его сочинений (начиная с 1731 года) было уже более 30 клавирных сонат и концертных произведений. Карл Филипп Эммануил написал два цикла сонат, посвятив их Фридриху и герцогу Вюртембергскому. Эти произведения помогли ему в получении должности придворного музыканта.

Во время жизни в Берлине он написал магнификат (1749), в котором заметно больше следов влияния Иоганна Себастьяна, чем обычно. Там же он сочинил Пасхальную кантату (1756), 10 симфоний, много концертов для клавесина, гобоя, флейты и виолончели с оркестром, как минимум 3 тома песен, несколько светских кантат и другие произведения. Его основные сочинительские усилия, однако, концентрировались на произведениях для клавира, для которого композитор к тому времени сочинил около 200 сонат и других произведений. В то же время публикация написанного им труда об игре на клавишных инструментах « Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen» («Опыт правильного способа игры на клавире»), которое к 1780 году выдержало уже 3 издания, принесла Карлу Филиппу большую известность как педагогу и теоретику игры на инструменте. Этот труд оказал большое влияние на современников и лёг в основу методов Клементи и Иоганна Баптиста Крамера.

В 1768 году Бах сменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге. С этого момента он начал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году он написал ораторию «Израильтяне в пустыне», а между 1769 и 1788 годами создал более 20 пассионов и около 70 кантат, литаний, мотетов и других произведений на духовную тематику. Карл Филипп Эммануил умер в Гамбурге 14 декабря 1788 года.

Карл Филипп Эммануил Бах, средний сын великого Иоганна Себастьяна Баха.
В 2014 году исполняется 300 лет со дня рождения Эммануила Баха.Это немалый срок даже для человеческой памяти.Что нужно сделать,чтобы тебя помнили 300 лет?Чтобы интересовались твоими работами и обстоятельствами жизни?Наверняка что-то неординарное.Так был ли гением средний и самый успешный из сыновей Баха?
Мы сегодня знаем следующее: Эммануил был виртуозом-исполнителем на клавире,дирижером,он был педагогом,теоретиком и мыслителем,оставившим после себя труд (кстати изданный на русском языке):«Опыт изложения подлинного искусства игры на клавире»
Эммануил был также королевским аккомпаниатором, в течении 30 лет выполняя прихоти Фридриха Второго. Мало кто знает, что К.Ф.Э Бах является автором огромного количества песен, и его песенное творчество способствовало появлению совершенных песен Шуберта. Кроме того, Э.Бах дружил со многими поэтами Германии того времени. Наконец Э.Бах бережно хранил рукописи отца и намеревался опубликовать некоторые из его сочинений, а однажды даже он исполнил часть си-минорной мессы Иоганна Себастьяна.
Слава пришла к Э.Баху вместе с изданной книгой, в 1753 году, а в 1768 Эммануил переехал в Гамбург, заменив умершего Телемана на посту музикдиректора.
В Гамбурге Бах достиг вершины почета и уважения. Гамбург в то время был вольным городом,центром свободомыслия и искусств, в который устремились поэты,философы и музыканты со всей Германии, хотя сам Э.Бах к гамбургской публике относился снисходительно-иронически.
Сохранились автобиографические заметки Э.Баха и его письма, в которых встречаются такие строки:
«Начиная с пятидесяти лет я потерял всякое честолюбие. Я сказал: "Будем пить и есть, завтра мы уснем». Было ли это разочарованием достигнутым к концу жизни, или Бах кривил душой, мы никогда не узнаем, но зато мы знаем, что по его же собственному признанию, композитор писал музыку «с сахаром и без оного», т.е. частенько сознательно шел на уступки публике. Видимо эта постоянная необходимость идти на компромиссы со своей совестью художника и вызывала у композитора приступы жестокой меланхолии.
Баху среднему пришлось нелегко, он родился и вынужден был творить в переходную эпоху, когда вкусы и стили менялись с головокружительной быстротой, поэтому средний Бах стоит как бы между эпохами, и музыка его несет на себе следы этого мучительного перехода от старого мира к новому. Манера Эммануила это сентиментальный, чувствительный стиль, сочетающийся с «бурей и натиском»невероятного накала страсти, ведь сами поэты-штюрмеры считали музыку Эммануила родной сестрой их поэзии.

Доктор музыки из Оксфорда Берни (его мемуары были изданы на многих языках,в том числе и на русском) в 1760-х годах посетил Э.Баха и написал в своем дневнике: "Ф.Э.Бах-лучший и наиболее искусный художник в области выразительности. Он владел всеми стилями, но выше всего он был в выразительном стиле. Он был ученым, более ученым, когда он этого хотел, чем его отец, в особенности в разнообразии его модуляций».
Лучший? Это в то время когда жили Гайдн и Моцарт и недавно умер старший Бах? Именно так! Музыканты 18-го века признавали Эммануила величайшим мастером и учились на его музыке. Моцарт, например, говорил о нём так: «Он отец, мы - дети». Гайдн прилежно изучал сборники сонат Эммануила, Моцарт писал фантазии, копирующие фантазии Эммануила, Бетховен штудировал его партитуры, и можно сказать, что венские классики не стали бы такими, какими мы их знаем, не будь Карла Филиппа Эммануила Баха.
Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций. Карл Филипп Эммануил оказал серьёзное влияние на композиторов северонемецкой школы, в частности, на Георга Антона Бенду, Эрнста Вильгельма Вольфа, Иоганна Готфрида Мютеля и Вильгельма Фридриха Руста. Его влияние видно и в творчестве более далёких от него композиторов, таких как Мендельсон и Вебер.
Если почитать унылые советские учебники по музыкальной истории, создается впечатление, что великие композиторы не просто писали музыку по велению души, а большей частью кого-то предвосхищали, что-то развивали, продолжали, преломляли в своем творчестве чьи то идеи, и.т.д., то есть сообща строили какое то общее здание музыки, без оглядки на себя и свои желания. Отдавались коллективному делу с непонятными целями, а не самовыражались посредством звуков. Но в случае К.Ф.Эммануила преувеличить его вклад в стройное здание классической музыки действительно трудно. Этот человек дал другим чуть ли не больше, чем вложил в свою музыку! (К слову, этой своей музыки Эммануил написал чудовищное количество. Это 60 клавирных концертов, сотни сонат и фантазий для клавира соло, огромное количество песен, кантат, страсти по Иоанну, симфонии, флейтовые и гамбовые сонаты, органные произведения. Фантастическое количество музыки. Одна только музыка для клавира умещается на 60 компакт дисках!)
В возрасте 74 лет К.Ф.Э.Бах умер, окруженный почетом и любовью, осиянный лучами славы, воспетый и оплаканный друзьями-поэтами. Слава же его потихоньку стала гаснуть и угасла до начала двадцатого века!


Концерты для флейты с оркестром.
Полное собрание концертов для флейты с оркестром Карла Филиппа Эмануэля Баха представляют Эккарт Хаупт и прославленный коллектив, специализирующийся на исполнении музыки "гамбургского Баха". В XIX веке его имя было постепенно забыто; Роберт Шуман, например, говорил, что «в своём творчестве он остаётся далеко позади отца». В то же время Иоганнес Брамс высоко ставил его произведения и даже издал некоторые из них.
А в двадцатом веке начинается возрождение славы композитора и почти детективная история архива К.Ф.Э.Баха!
Как известно, рукописи И.С.Баха были разделены поровну между сыновьями, и свою часть наследия Эммануил бережно хранил. Рукописи эти попали в Берлинскую певческую академию (ту самую, в которой учился Мендельсон, и в которой он впервые исполнил страсти по Матфею). В конце второй мировой войны рукописи вывезли из Берлина, чтобы они не погибли под артобстрелом, далее архив был захвачен советскими войсками.
Новая жизнь творений Карла Филиппа Эммануила началась в 1960-х годах, когда Гельмут Кох изучил и записал его симфонии, а Гуго Руф записал его клавирные сонаты.

8 марта 1714 года. В многолюдном доме на Рыночной площади в Веймаре, который снимают вместе придворные танцмейстер и капельмейстер (он же - Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach), появляется очередной ребенок. Дело привычное: обе семьи, проживающие в доме, многодетны. Мария Барбара (Maria Barbara Bach), жена (и кузина) Иоганна Себастьяна, рожала уже в четвертый раз.

Сын и крестник гениев

За суетой в доме наблюдают шестилетняя Катарина (Catharina Dorothea Bach) и четырехлетний Фридо (Wilhelm Friedemann Bach). Мы не знаем, как отнесся Фридо к появлению младшего брата, но конкуренция между братьями-композиторами, пошедшими по стопам отца, сохранится в течение всей жизни. Родители были безмерно рады уже тому, что малыш появился на свет здоровым: ровно год назад они впервые стояли над детской могилой. Близнецы Мария и Иоганн, появившиеся на свет в 1713 году, умерли вскоре после рождения.

Семья готовится к крестинам. Из соседнего Эйзенаха прибывает друг Бахов – композитор Георг Филипп Телеман (Georg Philipp Telemann). Он приглашен стать крестным малыша. Вместе с небольшой суммой денег мальчик получает "в подарок" и имя своего крестного: Филипп. Будучи сыном одного гения немецкой музыки и крестником другого Карл Филипп Эммануил (Carl Philipp Emmanuel Bach) просто не мог не стать значительным музыкантом.

" Он – отец, мы - дети "

Из четырех сыновей-композиторов великого Иоганна Себастьяна Баха его второй сын Карл Филипп Эммануил, которого друзья и родственники называли Филипп, а музыканты сокращенно именуют C.P.E., сделал самую удачную карьеру и оставил наиболее обширное и целостное музыкальное наследие. Соответственно велика была и его прижизненная слава. Не случайно именно о нем (а не о его великом отце) Моцарт скажет знаменитые слова: "Он – отец, мы – дети".

В 1720 году Филипп, как и другие дети Баха от первого брака, остался сиротой. Мария Барбара скончалась, а год спустя отец женится снова. Семья перебирается в Лейпциг. Филипп, как и другие мальчики из семьи Бахов, поступает в школу при соборе святого Фомы (Thomasschule).

В 17 лет, в 1731 году, по настоянию отца он поступает в Лейпцигский университет на юридический факультет, где, однако, не только штудирует законы, но и сразу становится капельмейстером студенческого оркестра. К тому же времени относятся и его первые известные опыты в области композиции. Профессиональный выбор молодого музыканта очевиден.

" Гамбургский " или " берлинский" Бах

Наиболее значительные этапы в жизни Карла Филиппа Эммануила Баха связаны с Берлином (Потсдамом) и с Гамбургом. Отсюда и распространенные в музыковедении определения: "гамбургский" или "берлинский" Бах.

На знаменитой картине Адольфа фон Менцеля "Концерт в Сан-Суси" Фридрих Великий играет на флейте, а Карл Филипп Эммануил Бах сопровождает его на клавесине

В 1738 году Филипп, уже тогда прославленный клавесинист, был приглашен стать придворным музыкантом кронпринца Фридриха, будущего Фридриха Великого (Friedrich II, der Große). При прусском дворе Карл Филипп Эммануил проведет три десятилетия. Два десятилетия связывают его с Гамбургом, где он в 1768 году унаследовал должность своего крестного Телемана: пост "городского директора музыки".

Если в свои прусские годы C.P.E. писал главным образом светскую музыку, пригодную для исполнения во время концертов (в частности, сонаты для флейты, любимого инструмента Фридриха Великого, соло и в сопровождении клавесина и других инструментов), то в гамбургские годы он сочиняет главным образом церковную музыку, в частности, пассионы (более двадцати) и кантаты (около семидесяти). В Гамбурге композитор и скончался. Было это в 1788 году.

Несмотря на интенсивный диалог с великим отцом, музыка Карла Филиппа Эммануила Баха оригинальна, его язык независим, а в области музыки для клавишных – революционен. Виртуозность сочетается в его композициях с эмоциональной экспрессией.

Даешь "дом Бахов" вместо парковки!

В преддверии юбилея композитора активизировались и веймарские сторонники создания в городе дома-музея Бахов. Парадоксально, но факт: дом на Рыночной площади, (Marktpaltz 18), где родился Карл Филипп Эммануил и где семья Бахов прожила девять лет, пострадавший, но не уничтоженный бомбами во время Второй мировой войны, был снесен как "ветхий фонд" в 1989 году (в последние месяцы существования ГДР) вместе с примыкавшим к нему отелем Zum Erbprinzen. Сохранились лишь наружная стена и старинный подвал.

"Но аура этого места бесценна," - считает основательница инициативы Bachhaus Weimar, профессор местной консерватории Марианна Айхбергер (Marianne Eichberger). Она указывает на то, что этот снесенный дом - "единственное место в Германии, про которое можно с точностью сказать: здесь жил и творил Бах". Ни в одном из других городов, связанных с именем Баха, не осталось стен, "помнящих" Баха и его сыновей.

Именно в этом доме на Рыночной площади Иоганн Себастьян Бах прожил девять лет. Здесь родились два значительных европейских композитора: Карл Филипп Эммануил и Вильгельм Фридеман Бахи. Здесь, в доме на Рыночной площади, была написана большая часть (порядка двух третей) органной музыки Иоганна Себастьяна Баха и ряд других значительных сочинений (например, часть Бранденбургских концертов и около тридцати кантат). Это место заслуживает лучшей доли, нежели использование его в качестве парковки...